Президент страны во всеуслышание высказал глубокую озабоченность огромной коррумпированностью российской власти. Ему вторят средства массовой информации, политические и общественные деятели. Тема стала настолько модной, что даже сами коррупционеры заговорили о «необходимости» борьбы со злом, но в их понятии с каким-то мифическим, где-то там далеким, но не с реальным, расплодившимся рядом, в их креслах. Повсеместно пишутся планы по противодействию этому злу. И, конечно, в первых рядах кампании самая развращенная в правовом смысле все та же чиновничья партия власти под названием "Единая Россия". Сколько же потрачено сил и времени на пустословие - кажется, от ее напора, затраченной энергии вся преступная нечисть должна скатиться в отстойники и сразу умереть, очистив нашу страну для огромных созидательных дел ради всего общества. Но не тут-то было.
Власть, коррумпированная снизу доверху, сама с собой бороться не будет. Она будет имитировать борьбу и не более того. И опять-таки настолько, насколько даже сама имитация не будет ей опасной. Вопрос о коррупции давно перерос в вопрос о власти, и только народ сможет и должен сказать в этом свое веское историческое слово. Сегодня ему надо помочь разобраться в том, кто есть кто и что происходит с Россией.
Можно поверить в искренность намерений нового российского президента навести в стране порядок, обуздать чиновничий, судебный произвол, но, к сожалению, приходится констатировать, что в нашей действительности нет весомых объективных предпосылок для успешного противостояния коррупции, которая, как ржа, поразила государственную, муниципальную власть и разлагающе воздействует на все наше общество.
Все дело в том, что коррупция получила наибольший размах в последние 10 лет. За этот же период В.Путиным и его администрацией были подобраны и назначены министры, руководители федеральных ведомств и департаментов, определены губернаторский корпус, судьи различных уровней и высшие руководители следственных подразделений, т.е. те люди, при власти и во власти которых и произошел расцвет коррупции. А это огромная инерционная масса, которой невозможно или весьма трудно задать новое правильное движение. Она-то и станет завалом на пути свежих предложений президента, если, конечно, таковые последуют.
К этому надо добавить, что у власти и во власти находится партия "Единая Россия" - та политическая сила, которая больше, чем кто-либо, подвергнута коррупции и иным правонарушениям. К тому же и принятие новых законодательных актов переносится на 2009 г., опять непозволительно теряем время. Да и международная деятельность снова окажется на первом месте у президента и отвлечет его от внутренних нерешенных вопросов, которых накопилось больше, чем в начале 90-х годов.
Д.Медведеву как никогда важно после пустопорожних заявлений его предшественников вдохнуть в народ надежду и уверенность в том, что борьба с коррупцией началась и она будет доведена до логического завершения. Что для этого надо? Предлагаю существенно изменить состав администрации президента, освободить от занимаемых должностей 3-4 нечистоплотных губернаторов, обратив особое внимание на Дальний Восток и юг страны. Освободить не только за нечистоплотность, но и за их вмешательство в судебную и прокурорскую деятельность. Кандидаты на это есть, как и информация о них у президента.
Сегодня много говорят о выработке противоядия, мер по предупреждению коррупции по министерствам, ведомствам, регионам. Выдвигаются разные предложения. Из уст чиновников самого высокого ранга звучат, например, требования приравнять взяточничество к измене Родине, усилить за него ответственность. Тот же президент видит спасение во внедрении электронного документооборота. Все это так, но много здесь и наивного. А самое главное, редко кто предлагает выработать на федеральном уровне единый, глубоко продуманный, всесторонне увязанный в деталях комплекс предупредительных мер, поставив во главу угла необходимость неукоснительного соблюдения всеми и вся российского законодательства.
Начинать надо с верхов. В.Путину, например, известно, что по федеральному закону о российском правительстве родственники не могут состоять на государственной службе, если один из них находится в служебной зависимости от другого, как это произошло с министром обороны А.Сердюковым и председателем правительства, а ныне его заместителем В.Зубковым. Но мер-то никаких он не принял. Просто надсмеялся над всеми нами. Дурной пример весьма заразителен для региональной управленческой элиты, да и дальше внизу.
Перед выработкой комплекса мер необходимо глубоко разобраться в причинах того, почему коррупция стала российским национальным бедствием. Не сделав этого, невозможно лечить больной организм. Их истоки, конечно, уходят в ельцинское безнравственно-пьяное правление, когда обществу был навязан губительный яковлевский тезис: "Все разрешено, что не запрещено законом". И хищники-приватизаторы вцепились в живое тело под названием "общенародная собственность", рвали его на куски, кусали и били друг друга, несли дань сильному. А во главе всей этой ужасной трагедии стояло государство с его многочисленной ратью прожорливых и таких же хищных, наглых и дерзких, предавших забвению общенациональные интересы чиновников. Государственная власть перестала выполнять свои прямые обязанности и деградировала. Рубль для большой категории людей оказался не заработанным, и это развращение достигло невиданных доселе масштабов.
В России началась окончательная утрата всех нравственных начал, устоев, совести, существовавших традиций, дружбы, взаимопонимания и поддержки друг друга. Основным мерилом человеческих ценностей обществу навязали денежный мешок, уничтожили всякие устремления по совершенствованию единой среды обитания. Человеческий эгоизм, его пороки, как "мертвая вода", стали уничтожать все живое и здоровое.
Кризис власти, ее нравственное разложение и падение - вот то, с чем необходимо сейчас бороться и что преодолевать. Ибо правовое разложение достигло невиданных размахов, власть перестала защищать людей, государственные интересы, она стала своей противоположностью, пожирая общество. Власть умышленно стала отторгать народ от участия в решении больших и малых вопросов управления. Она сделала все, чтобы разрушить последние остатки государственного и общественного контроля за чиновником. Вот почему и необходим комплекс политических, социально-экономических, законодательных, правовых, организационных, воспитательных, просветительских, кадровых и прочих мер. Гарантом от произвола людей во власти должна быть хорошо продуманная и отработанная система мер. Работа по их подготовке, а тем более по реализации - невероятно сложная, требующая длительного времени. И, как я уже отмечал, вряд ли исполнима в российской действительности.
И, тем не менее, позволю назвать ряд конкретных предложений, и в первую очередь для того, чтобы власть, как это уже повелось, не обвинила нас, оппозицию, в том, что мы лишь только критикуем и не предлагаем реальных мер. Хотя она после таких провалов во всех сферах жизни страны сама должна уйти в отставку и не заниматься извращением очередных избирательных кампаний.
Конечно, некоторые мои предложения не вписываются в Основной закон страны. Но что делать: смахивать пыль с Конституции, как со священной реликвии, или все-таки защищать интересы страны, права и свободы честных людей? Ответ очевиден - защищать. Надо признать, что сама Конституция, ориентированная на демонтаж прежней советской системы, содержит множество положений, способствующих коррупции. Она, в первую очередь, закрепила безответственность и бесконтрольность власти, а многие конструкции государственного здания так и остались незавершенными.
Начну с того, что Совет Федерации российского парламента должен формироваться путем прямых, тайных выборов всем населением страны. Это позволит повысить уровень и значимость народного представительства в органах государственной власти. И не только. Ныне Совет Федерации систематически потрясают коррупционные скандалы, ибо в нем находятся представители руководителей исполнительной власти субъектов РФ и "посланцы" законодателей тех же регионов. Практика их выдвижения фактически происходит кулуарно, зачастую по подсказке из Кремля, а побудительными мотивами назначения нередко становятся корыстные интересы отдельных должностных лиц. Вот почему представителями республик, краев, областей в Совете Федерации становятся люди, ранее не имевшие никакого отношения к региону.
Закон о выборах членов Совета Федерации необходимо разработать и принять в 2009 г., а сами выборы провести одновременно с избиранием депутатов Государственной Думы.
Не дал какого-либо оздоровления и новый порядок формирования губернаторского корпуса. Наоборот, он удалил народ от власти и сделал её фактически бесконтрольной и безответственной. К тому же назначение губернаторов, иных глав исполнительной власти по представлению Президента не случайно в народе окрестили бизнес-проектом Кремля.
В связи с этим следует вернуться к существовавшей практике выборов глав исполнительной власти регионов. Сделать это будет несложно, достаточно реанимировать ранее действующее избирательное законодательство и исключить всякое воздействие и вмешательство в выборы исполнительной и муниципальной властей.
Пришло время упразднения федеральных округов. Они выполнили свою задачу по ослаблению центробежных сил в Российской Федерации. У нас избыток власти и чиновников, а ликвидация округов повысит ответственность региональных руководителей за состояние дел в области, крае, республике. Вместе с этим необходимо сохранить межрегиональные оперативные, следственные структуры МВД и российской прокуратуры. Сохранить и межрегиональные арбитражные суды, выполняющие роль кассационных инстанций. Высвободившиеся профессионально подготовленные и незапятнанные кадры надо направить на укрепление министерств и ведомств региональных органов власти.
Президент Д.Медведев вновь заговорил о необходимости изменений в судебной системе, однако каких-либо конкретных предложений им пока не обнародовано, но он обеспокоен укоренившейся необъективностью, злоупотреблениями властью и подкупом судей, который, к сожалению, принял распространенный характер.
А ведь представители оппозиции в Государственной Думе, и прежде всего коммунисты, при обсуждении законопроектов о судебной деятельности ещё в 90-х годах, отмечая их очевидные изъяны, предупреждали о неизбежности появления тяжелых последствий. Пожизненность и несменяемость судей в совокупности с недопустимо высокой неприкосновенностью сделали судебную власть фактически бесконтрольной. Судебная система, построенная по принципу замкнутого круга, неизбежно станет подвержена внутреннему гниению и разложению. Тем более что правосудие у нас в основном стало единоличным. Я за судебную и депутатскую неприкосновенность, но уровень ее должен быть на порядок ниже. Такова российская, а не зарубежная действительность. Неприкосновенность должна быть, но только при исполнении лицами, наделенными ей, своих служебных обязанностей, а не тогда, когда они, например, совершают дебош, в пьяном состоянии управляют автомобилем или вовсе застигнуты на месте совершения преступлений.
К сожалению и через 10 лет судебной реформы мы так и не подошли к реальной независимости судей, и в первую очередь социальной, их самих, а также близких родственников. Вот почему власть телефонного права большого начальника не уменьшилась, а наоборот, усилилась.
В сфере отправления правосудия остались неразрешенными многие прежние проблемы, к ним добавились новые. Поэтому для повышения объективности и независимости судей необходим комплекс мер. Часть из них выношу на всеобщее обсуждение.
Считаю, что судебная система и прокурорский надзор должны формироваться без всякого участия в этом органов исполнительной власти и президентских структур. Судьи всех верховных федеральных судов, а также областных, краевых и республиканских судов должны назначаться Федеральным Собранием на пленарных заседаниях. Порядок подбора кандидатов в судьи и голосования определяется федеральным законом.
Что касается судей городского, районного уровня, мировых судей, они должны избираться на 5-7-летний срок на всенародных выборах путем прямого тайного голосования, на альтернативной основе. Отбор кандидатов должен производиться законодательными органами власти субъектов Федерации с утверждением списков кандидатов в судьи на пленарных заседаниях.
Совет Федерации самостоятельно подбирает кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и назначает его на пленарном заседании. Дальнейшее формирование прокуратуры производится самостоятельно Генеральным прокурором. Назначение прокуроров субъектов РФ согласовывается только с законодателями области, края, республики. Было бы предпочтительным исключить вообще любое согласование. Таким образом, Федеральное Собрание формирует судебную власть, прокуратуру и контролирует их деятельность. Для этого создаются специальные комитеты (комиссии), которые готовят необходимые материалы для обсуждения на пленарных заседаниях, организуют и проводят проверки заявлений о злоупотреблениях, недостойном поведении высших судебных и прокурорских чинов. Сейчас же все это взяла на себя Администрация Президента, не обладая при этом никакими властными полномочиями.
Коли речь идет о прокурорском надзоре, то считаю необходимым отметить следующее: он должен быть объявлен высшим государственным надзором, "государевым оком", со всеми вытекающими из этого последствиями. Знаю, будут противники, будут ссылаться на западную, зарубежную практику. Моя постановка вопроса основана на отечественной практике и истории. Предложение жесткое, но оно вынужденное. Прокурору необходимо вернуть право на принесение хотя бы надзорных протестов на вступившие в силу судебные решения и приговоры, право на возбуждение уголовных дел, отмену незаконных процессуальных решений, принятых следствием и дознанием. Одно это уже будет гарантом повышения дисциплины и ответственности за обоснованность и объективность принимаемых решений при отправлении правосудия. Необходима система взаимного контроля, хотя бы на этот сложный период, в котором оказалась наша страна.
Уже отмечалось, что В.Путин несет прямую ответственность за то, что при его правлении так и не было сформировано развитых надежных механизмов государственного и общественного контроля за деятельностью лиц, находящихся во власти. Созданная по его инициативе Общественная палата - скорее всего, увод российского общества от решения острых вопросов. Общественная палата заведомо была обречена на свою недееспособность в силу порядка её формирования и состава.
В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о создании на федеральном уровне с наличием его составных частей на местах общественного комитета по контролю за поведением чиновников с наделением его некоторыми государственными полномочиями. Такая постановка вопроса не будет противоречить конституционным положениям.
Необходимо восстановить конституционные полномочия Государственной Думы по подбору и назначению Председателя Счетной палаты самостоятельно без всякого участия в этом президента страны.
Надо существенно изменить Федеральный закон "О парламентском расследовании" с тем, чтобы каждая палата Федерального Собрания могла самостоятельно формировать свои комиссии по проверке тех или иных недостойных деяний, совершенных высшими должностными лицами, с возможностью взаимного включения в них (при желании) своих представителей.
Коррупция во многом базируется на искаженном порядке формирования руководства президентских, федеральных структур власти и управления не по деловым качествам, а по принципу знакомства, личной преданности, угодливости и кумовства. Эта порочная практика копируется в региональных структурах власти. Назначение на высокие должности в основном из "питерских" стало оскорбительным для всей остальной России, которая располагает множеством талантливых управленцев, способных привнести в федеральный центр опыт, знания местных особенностей.
Система клановости породила, в свою очередь, атмосферу затхлости и вседозволенности, которые испытывает на себе каждый человек, находящийся в ней. В этой ситуации было бы целесообразным одновременно поменять на федеральном уровне руководящее и среднее звено управленцев в правоохранительных органах, судах и прокуратуре. Новое комплектование надо провести из числа периферийных работников, в частности, сибирских, северных регионов, исключив любое выдвижение из "питерских, московских, южан и дальневосточников". Убежден: результат будет положительный. Ради этого государству стоит потратиться, деньги для этого найдутся.
Как утверждают эксперты, на подкуп чиновников ежегодно тратится сумма, равная примерно 1/3 расходной части федерального бюджета, львиная доля в них принадлежит теневой экономике, которая дает почти 40% валового внутреннего продукта страны. Оборот этих денег фактически не контролируется и не отслеживается государством. В сфере теневой экономики отмываются и грязные доходы, используемые в последующем на взятки.
Принятый 5 лет тому назад федеральный закон о противодействии в легализации преступных доходов оказался неэффективным, повязал по рукам и ногам правоохранительные органы в противостоянии этому злу. И не случайно. Законопроект был подготовлен бывшим депутатом Госдумы А.Шохиным в соавторстве с банковскими работниками. Госдумой был проигнорирован мой альтернативный законопроект "о противодействии в легализации незаконно нажитого". Одно из главных расхождений в проектах: в проекте Шохина - "преступные доходы", в моем - "незаконные". По варианту Шохина нельзя препятствовать отмыванию до тех пор, пока не будет установлена преступность деяния, пока не будет приговора, на это уходят годы. Конечно, от имущества и денег ничего не остается. А.Шохин полностью вывел из-под ответственности банки, отмывающие деньги, ибо наше законодательство не предусматривает уголовного наказания в отношении юридических лиц. Мой законопроект предлагал противостоять отмыванию любых грязных доходов, полученных незаконно, в том числе преступным путем, любыми физическими и юридическими лицами. Надо в срочном порядке внести существенные изменения в действующий закон или отменить его, приняв новый, с иной концепцией противодействия отмыванию незаконно полученных доходов.
Необходимо разобраться с посредническими фирмами, частными лицами, особенно в сфере снабжения населения товарами, торговли продуктами. Мало того, что они искусственно взвинчивают цены, обирают производителей, они многие вопросы решают через подкуп чиновника.
В этой связи следовало бы оказать всяческую поддержку потребкооперации, и в первую очередь на селе, деятельность которой можно подправлять и в разумной мере осуществлять за ней государственный контроль. Ведь речь изначально идет о защите интересов российских граждан.
Значительная (большая) часть населения страны заняты трудом не в сфере государственных, муниципальных учреждений и предприятий, а в бизнесе, в коммерческих структурах, в которых распространенный характер получили подношения, подкуп, материальная благодарность, оказание услуг руководителям за совершение тех или иных действий в интересах дающего. Именно здесь, в гуще людских масс и укореняется, крепнет психология того, что надо "дать" и только таким способом можно решить социальные, бытовые, производственные и прочие вопросы. Эта искаженная внутрипроизводственная психология людей потом переносится и на отношения с представителями власти.
Однако государство не имеет и не оказывает никакого правового воздействия на столь опасные явления в сфере бизнеса и коммерческой деятельности. В связи с этим есть необходимость в нашем законодательстве дать единое понятие должностного лица со всеми вытекающими из этого последствиями.
Следует существенно расширить число преступлений, за совершение которых в виде дополнительного наказания может применяться конфискация имущества. И в первую очередь - за преступления экономической, финансовой, банковской направленности.
Конфискация должна обращаться на все имущество виновного лица, за исключением того, которое необходимо для постоянного пользования проживавших с ним несовершеннолетних детей, престарелых родителей, инвалидов.
Незамедлительно принять меры по существенному ограничению на поступление в ведомственные высшие учебные заведения (МВД, ФСБ, прокуратуры) детей высоких должностных лиц этих же ведомств. Обеспечить расширенный приток способных периферийных абитуриентов, а затем и студентов, слушателей вузов.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, наряду с прочими вопросами, находится обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. Исходя из этого, необходимо установить практику проведения комплексных проверок состояния законности, борьбы с преступностью, иными правонарушениями в регионах страны с последующим их обсуждением по ведомствам или на координационном Совете Генеральной прокуратуры РФ. При необходимости результаты надо докладывать президенту страны. Координирующую роль при проверках должны взять на себя органы прокуратуры.
Поводом и основанием для проверок могут быть общее неудовлетворительное состояние законности и правопорядка в республике, крае, области или конкретные письма граждан, выступления средств массовой информации о злоупотреблениях властью, недостойном поведении ответственных должностных лиц.
Судебные, правоохранительные органы необходимо уберечь от семейственности и клановости, а где они достигли угрожающих масштабов - принять незамедлительные меры по их очищению. Конечно, для судей, прокуроров, работников правоохранительных органов необходимо вводить порядок декларирования не только доходов, но и расходов при осуществлении крупных покупок.
Это далеко не полный перечень предложений в сфере государственного устройства и правоохранительной деятельности, однако даже его частичная реализация, уверен, даст оздоровление.
ИЛЮХИН Виктор Иванович. Доктор юридических наук, профессор. В 1989 г. назначен начальником Управления по надзору за исполнением законов по государственной безопасности СССР, член коллегии прокуратуры СССР, государственный советник юстиции 2-го класса, старший помощник Генерального прокурора СССР. В 1993-2003 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ, Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности. С 2007 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, член Комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Член Союза писателей России. Председатель Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки", Президент Фонда содействия стратегической безопасности.
|