Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

О коррупции и ее причинах

Илюхин В.И., член Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению противодействия коррупции

Президент страны во всеуслышание высказал глубокую озабоченность огромной коррумпированностью российской власти. Ему вторят средства массовой информации, политические и общественные деятели. Тема стала настолько модной, что даже сами коррупционеры заговорили о «необходимости» борьбы со злом, но в их понятии с каким-то мифическим, где-то там далеким, но не с реальным, расплодившимся рядом, в их креслах. Повсеместно пишутся планы по противодействию этому злу. И, конечно, в первых рядах кампании самая развращенная в правовом смысле все та же чиновничья партия власти под названием "Единая Россия". Сколько же потрачено сил и времени на пустословие - кажется, от ее напора, затраченной энергии вся преступная нечисть должна скатиться в отстойники и сразу умереть, очистив нашу страну для огромных созидательных дел ради всего общества. Но не тут-то было.

Власть, коррумпированная снизу доверху, сама с собой бороться не будет. Она будет имитировать борьбу и не более того. И опять-таки настолько, насколько даже сама имитация не будет ей опасной. Вопрос о коррупции давно перерос в вопрос о власти, и только народ сможет и должен сказать в этом свое веское историческое слово. Сегодня ему надо помочь разобраться в том, кто есть кто и что происходит с Россией.

Можно поверить в искренность намерений нового российского президента навести в стране порядок, обуздать чиновничий, судебный произвол, но, к сожалению, приходится констатировать, что в нашей действительности нет весомых объективных предпосылок для успешного противостояния коррупции, которая, как ржа, поразила государственную, муниципальную власть и разлагающе воздействует на все наше общество.

Все дело в том, что коррупция получила наибольший размах в последние 10 лет. За этот же период В.Путиным и его администрацией были подобраны и назначены министры, руководители федеральных ведомств и департаментов, определены губернаторский корпус, судьи различных уровней и высшие руководители следственных подразделений, т.е. те люди, при власти и во власти которых и произошел расцвет коррупции. А это огромная инерционная масса, которой невозможно или весьма трудно задать новое правильное движение. Она-то и станет завалом на пути свежих предложений президента, если, конечно, таковые последуют.

К этому надо добавить, что у власти и во власти находится партия "Единая Россия" - та политическая сила, которая больше, чем кто-либо, подвергнута коррупции и иным правонарушениям. К тому же и принятие новых законодательных актов переносится на 2009 г., опять непозволительно теряем время. Да и международная деятельность снова окажется на первом месте у президента и отвлечет его от внутренних нерешенных вопросов, которых накопилось больше, чем в начале 90-х годов.

Д.Медведеву как никогда важно после пустопорожних заявлений его предшественников вдохнуть в народ надежду и уверенность в том, что борьба с коррупцией началась и она будет доведена до логического завершения. Что для этого надо? Предлагаю существенно изменить состав администрации президента, освободить от занимаемых должностей 3-4 нечистоплотных губернаторов, обратив особое внимание на Дальний Восток и юг страны. Освободить не только за нечистоплотность, но и за их вмешательство в судебную и прокурорскую деятельность. Кандидаты на это есть, как и информация о них у президента.

Сегодня много говорят о выработке противоядия, мер по предупреждению коррупции по министерствам, ведомствам, регионам. Выдвигаются разные предложения. Из уст чиновников самого высокого ранга звучат, например, требования приравнять взяточничество к измене Родине, усилить за него ответственность. Тот же президент видит спасение во внедрении электронного документооборота. Все это так, но много здесь и наивного. А самое главное, редко кто предлагает выработать на федеральном уровне единый, глубоко продуманный, всесторонне увязанный в деталях комплекс предупредительных мер, поставив во главу угла необходимость неукоснительного соблюдения всеми и вся российского законодательства.

Начинать надо с верхов. В.Путину, например, известно, что по федеральному закону о российском правительстве родственники не могут состоять на государственной службе, если один из них находится в служебной зависимости от другого, как это произошло с министром обороны А.Сердюковым и председателем правительства, а ныне его заместителем В.Зубковым. Но мер-то никаких он не принял. Просто надсмеялся над всеми нами. Дурной пример весьма заразителен для региональной управленческой элиты, да и дальше внизу.

Перед выработкой комплекса мер необходимо глубоко разобраться в причинах того, почему коррупция стала российским национальным бедствием. Не сделав этого, невозможно лечить больной организм. Их истоки, конечно, уходят в ельцинское безнравственно-пьяное правление, когда обществу был навязан губительный яковлевский тезис: "Все разрешено, что не запрещено законом". И хищники-приватизаторы вцепились в живое тело под названием "общенародная собственность", рвали его на куски, кусали и били друг друга, несли дань сильному. А во главе всей этой ужасной трагедии стояло государство с его многочисленной ратью прожорливых и таких же хищных, наглых и дерзких, предавших забвению общенациональные интересы чиновников. Государственная власть перестала выполнять свои прямые обязанности и деградировала. Рубль для большой категории людей оказался не заработанным, и это развращение достигло невиданных доселе масштабов.

В России началась окончательная утрата всех нравственных начал, устоев, совести, существовавших традиций, дружбы, взаимопонимания и поддержки друг друга. Основным мерилом человеческих ценностей обществу навязали денежный мешок, уничтожили всякие устремления по совершенствованию единой среды обитания. Человеческий эгоизм, его пороки, как "мертвая вода", стали уничтожать все живое и здоровое.

Кризис власти, ее нравственное разложение и падение - вот то, с чем необходимо сейчас бороться и что преодолевать. Ибо правовое разложение достигло невиданных размахов, власть перестала защищать людей, государственные интересы, она стала своей противоположностью, пожирая общество. Власть умышленно стала отторгать народ от участия в решении больших и малых вопросов управления. Она сделала все, чтобы разрушить последние остатки государственного и общественного контроля за чиновником. Вот почему и необходим комплекс политических, социально-экономических, законодательных, правовых, организационных, воспитательных, просветительских, кадровых и прочих мер. Гарантом от произвола людей во власти должна быть хорошо продуманная и отработанная система мер. Работа по их подготовке, а тем более по реализации - невероятно сложная, требующая длительного времени. И, как я уже отмечал, вряд ли исполнима в российской действительности.

И, тем не менее, позволю назвать ряд конкретных предложений, и в первую очередь для того, чтобы власть, как это уже повелось, не обвинила нас, оппозицию, в том, что мы лишь только критикуем и не предлагаем реальных мер. Хотя она после таких провалов во всех сферах жизни страны сама должна уйти в отставку и не заниматься извращением очередных избирательных кампаний.

Конечно, некоторые мои предложения не вписываются в Основной закон страны. Но что делать: смахивать пыль с Конституции, как со священной реликвии, или все-таки защищать интересы страны, права и свободы честных людей? Ответ очевиден - защищать. Надо признать, что сама Конституция, ориентированная на демонтаж прежней советской системы, содержит множество положений, способствующих коррупции. Она, в первую очередь, закрепила безответственность и бесконтрольность власти, а многие конструкции государственного здания так и остались незавершенными.

Начну с того, что Совет Федерации российского парламента должен формироваться путем прямых, тайных выборов всем населением страны. Это позволит повысить уровень и значимость народного представительства в органах государственной власти. И не только. Ныне Совет Федерации систематически потрясают коррупционные скандалы, ибо в нем находятся представители руководителей исполнительной власти субъектов РФ и "посланцы" законодателей тех же регионов. Практика их выдвижения фактически происходит кулуарно, зачастую по подсказке из Кремля, а побудительными мотивами назначения нередко становятся корыстные интересы отдельных должностных лиц. Вот почему представителями республик, краев, областей в Совете Федерации становятся люди, ранее не имевшие никакого отношения к региону.

Закон о выборах членов Совета Федерации необходимо разработать и принять в 2009 г., а сами выборы провести одновременно с избиранием депутатов Государственной Думы.

Не дал какого-либо оздоровления и новый порядок формирования губернаторского корпуса. Наоборот, он удалил народ от власти и сделал её фактически бесконтрольной и безответственной. К тому же назначение губернаторов, иных глав исполнительной власти по представлению Президента не случайно в народе окрестили бизнес-проектом Кремля.

В связи с этим следует вернуться к существовавшей практике выборов глав исполнительной власти регионов. Сделать это будет несложно, достаточно реанимировать ранее действующее избирательное законодательство и исключить всякое воздействие и вмешательство в выборы исполнительной и муниципальной властей.

Пришло время упразднения федеральных округов. Они выполнили свою задачу по ослаблению центробежных сил в Российской Федерации. У нас избыток власти и чиновников, а ликвидация округов повысит ответственность региональных руководителей за состояние дел в области, крае, республике. Вместе с этим необходимо сохранить межрегиональные оперативные, следственные структуры МВД и российской прокуратуры. Сохранить и межрегиональные арбитражные суды, выполняющие роль кассационных инстанций. Высвободившиеся профессионально подготовленные и незапятнанные кадры надо направить на укрепление министерств и ведомств региональных органов власти.

Президент Д.Медведев вновь заговорил о необходимости изменений в судебной системе, однако каких-либо конкретных предложений им пока не обнародовано, но он обеспокоен укоренившейся необъективностью, злоупотреблениями властью и подкупом судей, который, к сожалению, принял распространенный характер.

А ведь представители оппозиции в Государственной Думе, и прежде всего коммунисты, при обсуждении законопроектов о судебной деятельности ещё в 90-х годах, отмечая их очевидные изъяны, предупреждали о неизбежности появления тяжелых последствий. Пожизненность и несменяемость судей в совокупности с недопустимо высокой неприкосновенностью сделали судебную власть фактически бесконтрольной. Судебная система, построенная по принципу замкнутого круга, неизбежно станет подвержена внутреннему гниению и разложению. Тем более что правосудие у нас в основном стало единоличным. Я за судебную и депутатскую неприкосновенность, но уровень ее должен быть на порядок ниже. Такова российская, а не зарубежная действительность. Неприкосновенность должна быть, но только при исполнении лицами, наделенными ей, своих служебных обязанностей, а не тогда, когда они, например, совершают дебош, в пьяном состоянии управляют автомобилем или вовсе застигнуты на месте совершения преступлений.

К сожалению и через 10 лет судебной реформы мы так и не подошли к реальной независимости судей, и в первую очередь социальной, их самих, а также близких родственников. Вот почему власть телефонного права большого начальника не уменьшилась, а наоборот, усилилась.

В сфере отправления правосудия остались неразрешенными многие прежние проблемы, к ним добавились новые. Поэтому для повышения объективности и независимости судей необходим комплекс мер. Часть из них выношу на всеобщее обсуждение.

Считаю, что судебная система и прокурорский надзор должны формироваться без всякого участия в этом органов исполнительной власти и президентских структур. Судьи всех верховных федеральных судов, а также областных, краевых и республиканских судов должны назначаться Федеральным Собранием на пленарных заседаниях. Порядок подбора кандидатов в судьи и голосования определяется федеральным законом.

Что касается судей городского, районного уровня, мировых судей, они должны избираться на 5-7-летний срок на всенародных выборах путем прямого тайного голосования, на альтернативной основе. Отбор кандидатов должен производиться законодательными органами власти субъектов Федерации с утверждением списков кандидатов в судьи на пленарных заседаниях.

Совет Федерации самостоятельно подбирает кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и назначает его на пленарном заседании. Дальнейшее формирование прокуратуры производится самостоятельно Генеральным прокурором. Назначение прокуроров субъектов РФ согласовывается только с законодателями области, края, республики. Было бы предпочтительным исключить вообще любое согласование. Таким образом, Федеральное Собрание формирует судебную власть, прокуратуру и контролирует их деятельность. Для этого создаются специальные комитеты (комиссии), которые готовят необходимые материалы для обсуждения на пленарных заседаниях, организуют и проводят проверки заявлений о злоупотреблениях, недостойном поведении высших судебных и прокурорских чинов. Сейчас же все это взяла на себя Администрация Президента, не обладая при этом никакими властными полномочиями.

Коли речь идет о прокурорском надзоре, то считаю необходимым отметить следующее: он должен быть объявлен высшим государственным надзором, "государевым оком", со всеми вытекающими из этого последствиями. Знаю, будут противники, будут ссылаться на западную, зарубежную практику. Моя постановка вопроса основана на отечественной практике и истории. Предложение жесткое, но оно вынужденное. Прокурору необходимо вернуть право на принесение хотя бы надзорных протестов на вступившие в силу судебные решения и приговоры, право на возбуждение уголовных дел, отмену незаконных процессуальных решений, принятых следствием и дознанием. Одно это уже будет гарантом повышения дисциплины и ответственности за обоснованность и объективность принимаемых решений при отправлении правосудия. Необходима система взаимного контроля, хотя бы на этот сложный период, в котором оказалась наша страна.

Уже отмечалось, что В.Путин несет прямую ответственность за то, что при его правлении так и не было сформировано развитых надежных механизмов государственного и общественного контроля за деятельностью лиц, находящихся во власти. Созданная по его инициативе Общественная палата - скорее всего, увод российского общества от решения острых вопросов. Общественная палата заведомо была обречена на свою недееспособность в силу порядка её формирования и состава.

В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о создании на федеральном уровне с наличием его составных частей на местах общественного комитета по контролю за поведением чиновников с наделением его некоторыми государственными полномочиями. Такая постановка вопроса не будет противоречить конституционным положениям.

Необходимо восстановить конституционные полномочия Государственной Думы по подбору и назначению Председателя Счетной палаты самостоятельно без всякого участия в этом президента страны.

Надо существенно изменить Федеральный закон "О парламентском расследовании" с тем, чтобы каждая палата Федерального Собрания могла самостоятельно формировать свои комиссии по проверке тех или иных недостойных деяний, совершенных высшими должностными лицами, с возможностью взаимного включения в них (при желании) своих представителей.

Коррупция во многом базируется на искаженном порядке формирования руководства президентских, федеральных структур власти и управления не по деловым качествам, а по принципу знакомства, личной преданности, угодливости и кумовства. Эта порочная практика копируется в региональных структурах власти. Назначение на высокие должности в основном из "питерских" стало оскорбительным для всей остальной России, которая располагает множеством талантливых управленцев, способных привнести в федеральный центр опыт, знания местных особенностей.

Система клановости породила, в свою очередь, атмосферу затхлости и вседозволенности, которые испытывает на себе каждый человек, находящийся в ней. В этой ситуации было бы целесообразным одновременно поменять на федеральном уровне руководящее и среднее звено управленцев в правоохранительных органах, судах и прокуратуре. Новое комплектование надо провести из числа периферийных работников, в частности, сибирских, северных регионов, исключив любое выдвижение из "питерских, московских, южан и дальневосточников". Убежден: результат будет положительный. Ради этого государству стоит потратиться, деньги для этого найдутся.

Как утверждают эксперты, на подкуп чиновников ежегодно тратится сумма, равная примерно 1/3 расходной части федерального бюджета, львиная доля в них принадлежит теневой экономике, которая дает почти 40% валового внутреннего продукта страны. Оборот этих денег фактически не контролируется и не отслеживается государством. В сфере теневой экономики отмываются и грязные доходы, используемые в последующем на взятки.

Принятый 5 лет тому назад федеральный закон о противодействии в легализации преступных доходов оказался неэффективным, повязал по рукам и ногам правоохранительные органы в противостоянии этому злу. И не случайно. Законопроект был подготовлен бывшим депутатом Госдумы А.Шохиным в соавторстве с банковскими работниками. Госдумой был проигнорирован мой альтернативный законопроект "о противодействии в легализации незаконно нажитого". Одно из главных расхождений в проектах: в проекте Шохина - "преступные доходы", в моем - "незаконные". По варианту Шохина нельзя препятствовать отмыванию до тех пор, пока не будет установлена преступность деяния, пока не будет приговора, на это уходят годы. Конечно, от имущества и денег ничего не остается. А.Шохин полностью вывел из-под ответственности банки, отмывающие деньги, ибо наше законодательство не предусматривает уголовного наказания в отношении юридических лиц. Мой законопроект предлагал противостоять отмыванию любых грязных доходов, полученных незаконно, в том числе преступным путем, любыми физическими и юридическими лицами. Надо в срочном порядке внести существенные изменения в действующий закон или отменить его, приняв новый, с иной концепцией противодействия отмыванию незаконно полученных доходов.

Необходимо разобраться с посредническими фирмами, частными лицами, особенно в сфере снабжения населения товарами, торговли продуктами. Мало того, что они искусственно взвинчивают цены, обирают производителей, они многие вопросы решают через подкуп чиновника.

В этой связи следовало бы оказать всяческую поддержку потребкооперации, и в первую очередь на селе, деятельность которой можно подправлять и в разумной мере осуществлять за ней государственный контроль. Ведь речь изначально идет о защите интересов российских граждан.

Значительная (большая) часть населения страны заняты трудом не в сфере государственных, муниципальных учреждений и предприятий, а в бизнесе, в коммерческих структурах, в которых распространенный характер получили подношения, подкуп, материальная благодарность, оказание услуг руководителям за совершение тех или иных действий в интересах дающего. Именно здесь, в гуще людских масс и укореняется, крепнет психология того, что надо "дать" и только таким способом можно решить социальные, бытовые, производственные и прочие вопросы. Эта искаженная внутрипроизводственная психология людей потом переносится и на отношения с представителями власти.

Однако государство не имеет и не оказывает никакого правового воздействия на столь опасные явления в сфере бизнеса и коммерческой деятельности. В связи с этим есть необходимость в нашем законодательстве дать единое понятие должностного лица со всеми вытекающими из этого последствиями.

Следует существенно расширить число преступлений, за совершение которых в виде дополнительного наказания может применяться конфискация имущества. И в первую очередь - за преступления экономической, финансовой, банковской направленности.

Конфискация должна обращаться на все имущество виновного лица, за исключением того, которое необходимо для постоянного пользования проживавших с ним несовершеннолетних детей, престарелых родителей, инвалидов.

Незамедлительно принять меры по существенному ограничению на поступление в ведомственные высшие учебные заведения (МВД, ФСБ, прокуратуры) детей высоких должностных лиц этих же ведомств. Обеспечить расширенный приток способных периферийных абитуриентов, а затем и студентов, слушателей вузов.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, наряду с прочими вопросами, находится обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. Исходя из этого, необходимо установить практику проведения комплексных проверок состояния законности, борьбы с преступностью, иными правонарушениями в регионах страны с последующим их обсуждением по ведомствам или на координационном Совете Генеральной прокуратуры РФ. При необходимости результаты надо докладывать президенту страны. Координирующую роль при проверках должны взять на себя органы прокуратуры.

Поводом и основанием для проверок могут быть общее неудовлетворительное состояние законности и правопорядка в республике, крае, области или конкретные письма граждан, выступления средств массовой информации о злоупотреблениях властью, недостойном поведении ответственных должностных лиц.

Судебные, правоохранительные органы необходимо уберечь от семейственности и клановости, а где они достигли угрожающих масштабов - принять незамедлительные меры по их очищению. Конечно, для судей, прокуроров, работников правоохранительных органов необходимо вводить порядок декларирования не только доходов, но и расходов при осуществлении крупных покупок.

Это далеко не полный перечень предложений в сфере государственного устройства и правоохранительной деятельности, однако даже его частичная реализация, уверен, даст оздоровление.

ИЛЮХИН Виктор Иванович. Доктор юридических наук, профессор. В 1989 г. назначен начальником Управления по надзору за исполнением законов по государственной безопасности СССР, член коллегии прокуратуры СССР, государственный советник юстиции 2-го класса, старший помощник Генерального прокурора СССР. В 1993-2003 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ, Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности. С 2007 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, член Комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Член Союза писателей России. Председатель Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки", Президент Фонда содействия стратегической безопасности.

О коррупции и ее причинах | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

О коррупции и ее причинах

Илюхин В.И., член Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению противодействия коррупции

Президент страны во всеуслышание высказал глубокую озабоченность огромной коррумпированностью российской власти. Ему вторят средства массовой информации, политические и общественные деятели. Тема стала настолько модной, что даже сами коррупционеры заговорили о «необходимости» борьбы со злом, но в их понятии с каким-то мифическим, где-то там далеким, но не с реальным, расплодившимся рядом, в их креслах. Повсеместно пишутся планы по противодействию этому злу. И, конечно, в первых рядах кампании самая развращенная в правовом смысле все та же чиновничья партия власти под названием "Единая Россия". Сколько же потрачено сил и времени на пустословие - кажется, от ее напора, затраченной энергии вся преступная нечисть должна скатиться в отстойники и сразу умереть, очистив нашу страну для огромных созидательных дел ради всего общества. Но не тут-то было.

Власть, коррумпированная снизу доверху, сама с собой бороться не будет. Она будет имитировать борьбу и не более того. И опять-таки настолько, насколько даже сама имитация не будет ей опасной. Вопрос о коррупции давно перерос в вопрос о власти, и только народ сможет и должен сказать в этом свое веское историческое слово. Сегодня ему надо помочь разобраться в том, кто есть кто и что происходит с Россией.

Можно поверить в искренность намерений нового российского президента навести в стране порядок, обуздать чиновничий, судебный произвол, но, к сожалению, приходится констатировать, что в нашей действительности нет весомых объективных предпосылок для успешного противостояния коррупции, которая, как ржа, поразила государственную, муниципальную власть и разлагающе воздействует на все наше общество.

Все дело в том, что коррупция получила наибольший размах в последние 10 лет. За этот же период В.Путиным и его администрацией были подобраны и назначены министры, руководители федеральных ведомств и департаментов, определены губернаторский корпус, судьи различных уровней и высшие руководители следственных подразделений, т.е. те люди, при власти и во власти которых и произошел расцвет коррупции. А это огромная инерционная масса, которой невозможно или весьма трудно задать новое правильное движение. Она-то и станет завалом на пути свежих предложений президента, если, конечно, таковые последуют.

К этому надо добавить, что у власти и во власти находится партия "Единая Россия" - та политическая сила, которая больше, чем кто-либо, подвергнута коррупции и иным правонарушениям. К тому же и принятие новых законодательных актов переносится на 2009 г., опять непозволительно теряем время. Да и международная деятельность снова окажется на первом месте у президента и отвлечет его от внутренних нерешенных вопросов, которых накопилось больше, чем в начале 90-х годов.

Д.Медведеву как никогда важно после пустопорожних заявлений его предшественников вдохнуть в народ надежду и уверенность в том, что борьба с коррупцией началась и она будет доведена до логического завершения. Что для этого надо? Предлагаю существенно изменить состав администрации президента, освободить от занимаемых должностей 3-4 нечистоплотных губернаторов, обратив особое внимание на Дальний Восток и юг страны. Освободить не только за нечистоплотность, но и за их вмешательство в судебную и прокурорскую деятельность. Кандидаты на это есть, как и информация о них у президента.

Сегодня много говорят о выработке противоядия, мер по предупреждению коррупции по министерствам, ведомствам, регионам. Выдвигаются разные предложения. Из уст чиновников самого высокого ранга звучат, например, требования приравнять взяточничество к измене Родине, усилить за него ответственность. Тот же президент видит спасение во внедрении электронного документооборота. Все это так, но много здесь и наивного. А самое главное, редко кто предлагает выработать на федеральном уровне единый, глубоко продуманный, всесторонне увязанный в деталях комплекс предупредительных мер, поставив во главу угла необходимость неукоснительного соблюдения всеми и вся российского законодательства.

Начинать надо с верхов. В.Путину, например, известно, что по федеральному закону о российском правительстве родственники не могут состоять на государственной службе, если один из них находится в служебной зависимости от другого, как это произошло с министром обороны А.Сердюковым и председателем правительства, а ныне его заместителем В.Зубковым. Но мер-то никаких он не принял. Просто надсмеялся над всеми нами. Дурной пример весьма заразителен для региональной управленческой элиты, да и дальше внизу.

Перед выработкой комплекса мер необходимо глубоко разобраться в причинах того, почему коррупция стала российским национальным бедствием. Не сделав этого, невозможно лечить больной организм. Их истоки, конечно, уходят в ельцинское безнравственно-пьяное правление, когда обществу был навязан губительный яковлевский тезис: "Все разрешено, что не запрещено законом". И хищники-приватизаторы вцепились в живое тело под названием "общенародная собственность", рвали его на куски, кусали и били друг друга, несли дань сильному. А во главе всей этой ужасной трагедии стояло государство с его многочисленной ратью прожорливых и таких же хищных, наглых и дерзких, предавших забвению общенациональные интересы чиновников. Государственная власть перестала выполнять свои прямые обязанности и деградировала. Рубль для большой категории людей оказался не заработанным, и это развращение достигло невиданных доселе масштабов.

В России началась окончательная утрата всех нравственных начал, устоев, совести, существовавших традиций, дружбы, взаимопонимания и поддержки друг друга. Основным мерилом человеческих ценностей обществу навязали денежный мешок, уничтожили всякие устремления по совершенствованию единой среды обитания. Человеческий эгоизм, его пороки, как "мертвая вода", стали уничтожать все живое и здоровое.

Кризис власти, ее нравственное разложение и падение - вот то, с чем необходимо сейчас бороться и что преодолевать. Ибо правовое разложение достигло невиданных размахов, власть перестала защищать людей, государственные интересы, она стала своей противоположностью, пожирая общество. Власть умышленно стала отторгать народ от участия в решении больших и малых вопросов управления. Она сделала все, чтобы разрушить последние остатки государственного и общественного контроля за чиновником. Вот почему и необходим комплекс политических, социально-экономических, законодательных, правовых, организационных, воспитательных, просветительских, кадровых и прочих мер. Гарантом от произвола людей во власти должна быть хорошо продуманная и отработанная система мер. Работа по их подготовке, а тем более по реализации - невероятно сложная, требующая длительного времени. И, как я уже отмечал, вряд ли исполнима в российской действительности.

И, тем не менее, позволю назвать ряд конкретных предложений, и в первую очередь для того, чтобы власть, как это уже повелось, не обвинила нас, оппозицию, в том, что мы лишь только критикуем и не предлагаем реальных мер. Хотя она после таких провалов во всех сферах жизни страны сама должна уйти в отставку и не заниматься извращением очередных избирательных кампаний.

Конечно, некоторые мои предложения не вписываются в Основной закон страны. Но что делать: смахивать пыль с Конституции, как со священной реликвии, или все-таки защищать интересы страны, права и свободы честных людей? Ответ очевиден - защищать. Надо признать, что сама Конституция, ориентированная на демонтаж прежней советской системы, содержит множество положений, способствующих коррупции. Она, в первую очередь, закрепила безответственность и бесконтрольность власти, а многие конструкции государственного здания так и остались незавершенными.

Начну с того, что Совет Федерации российского парламента должен формироваться путем прямых, тайных выборов всем населением страны. Это позволит повысить уровень и значимость народного представительства в органах государственной власти. И не только. Ныне Совет Федерации систематически потрясают коррупционные скандалы, ибо в нем находятся представители руководителей исполнительной власти субъектов РФ и "посланцы" законодателей тех же регионов. Практика их выдвижения фактически происходит кулуарно, зачастую по подсказке из Кремля, а побудительными мотивами назначения нередко становятся корыстные интересы отдельных должностных лиц. Вот почему представителями республик, краев, областей в Совете Федерации становятся люди, ранее не имевшие никакого отношения к региону.

Закон о выборах членов Совета Федерации необходимо разработать и принять в 2009 г., а сами выборы провести одновременно с избиранием депутатов Государственной Думы.

Не дал какого-либо оздоровления и новый порядок формирования губернаторского корпуса. Наоборот, он удалил народ от власти и сделал её фактически бесконтрольной и безответственной. К тому же назначение губернаторов, иных глав исполнительной власти по представлению Президента не случайно в народе окрестили бизнес-проектом Кремля.

В связи с этим следует вернуться к существовавшей практике выборов глав исполнительной власти регионов. Сделать это будет несложно, достаточно реанимировать ранее действующее избирательное законодательство и исключить всякое воздействие и вмешательство в выборы исполнительной и муниципальной властей.

Пришло время упразднения федеральных округов. Они выполнили свою задачу по ослаблению центробежных сил в Российской Федерации. У нас избыток власти и чиновников, а ликвидация округов повысит ответственность региональных руководителей за состояние дел в области, крае, республике. Вместе с этим необходимо сохранить межрегиональные оперативные, следственные структуры МВД и российской прокуратуры. Сохранить и межрегиональные арбитражные суды, выполняющие роль кассационных инстанций. Высвободившиеся профессионально подготовленные и незапятнанные кадры надо направить на укрепление министерств и ведомств региональных органов власти.

Президент Д.Медведев вновь заговорил о необходимости изменений в судебной системе, однако каких-либо конкретных предложений им пока не обнародовано, но он обеспокоен укоренившейся необъективностью, злоупотреблениями властью и подкупом судей, который, к сожалению, принял распространенный характер.

А ведь представители оппозиции в Государственной Думе, и прежде всего коммунисты, при обсуждении законопроектов о судебной деятельности ещё в 90-х годах, отмечая их очевидные изъяны, предупреждали о неизбежности появления тяжелых последствий. Пожизненность и несменяемость судей в совокупности с недопустимо высокой неприкосновенностью сделали судебную власть фактически бесконтрольной. Судебная система, построенная по принципу замкнутого круга, неизбежно станет подвержена внутреннему гниению и разложению. Тем более что правосудие у нас в основном стало единоличным. Я за судебную и депутатскую неприкосновенность, но уровень ее должен быть на порядок ниже. Такова российская, а не зарубежная действительность. Неприкосновенность должна быть, но только при исполнении лицами, наделенными ей, своих служебных обязанностей, а не тогда, когда они, например, совершают дебош, в пьяном состоянии управляют автомобилем или вовсе застигнуты на месте совершения преступлений.

К сожалению и через 10 лет судебной реформы мы так и не подошли к реальной независимости судей, и в первую очередь социальной, их самих, а также близких родственников. Вот почему власть телефонного права большого начальника не уменьшилась, а наоборот, усилилась.

В сфере отправления правосудия остались неразрешенными многие прежние проблемы, к ним добавились новые. Поэтому для повышения объективности и независимости судей необходим комплекс мер. Часть из них выношу на всеобщее обсуждение.

Считаю, что судебная система и прокурорский надзор должны формироваться без всякого участия в этом органов исполнительной власти и президентских структур. Судьи всех верховных федеральных судов, а также областных, краевых и республиканских судов должны назначаться Федеральным Собранием на пленарных заседаниях. Порядок подбора кандидатов в судьи и голосования определяется федеральным законом.

Что касается судей городского, районного уровня, мировых судей, они должны избираться на 5-7-летний срок на всенародных выборах путем прямого тайного голосования, на альтернативной основе. Отбор кандидатов должен производиться законодательными органами власти субъектов Федерации с утверждением списков кандидатов в судьи на пленарных заседаниях.

Совет Федерации самостоятельно подбирает кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и назначает его на пленарном заседании. Дальнейшее формирование прокуратуры производится самостоятельно Генеральным прокурором. Назначение прокуроров субъектов РФ согласовывается только с законодателями области, края, республики. Было бы предпочтительным исключить вообще любое согласование. Таким образом, Федеральное Собрание формирует судебную власть, прокуратуру и контролирует их деятельность. Для этого создаются специальные комитеты (комиссии), которые готовят необходимые материалы для обсуждения на пленарных заседаниях, организуют и проводят проверки заявлений о злоупотреблениях, недостойном поведении высших судебных и прокурорских чинов. Сейчас же все это взяла на себя Администрация Президента, не обладая при этом никакими властными полномочиями.

Коли речь идет о прокурорском надзоре, то считаю необходимым отметить следующее: он должен быть объявлен высшим государственным надзором, "государевым оком", со всеми вытекающими из этого последствиями. Знаю, будут противники, будут ссылаться на западную, зарубежную практику. Моя постановка вопроса основана на отечественной практике и истории. Предложение жесткое, но оно вынужденное. Прокурору необходимо вернуть право на принесение хотя бы надзорных протестов на вступившие в силу судебные решения и приговоры, право на возбуждение уголовных дел, отмену незаконных процессуальных решений, принятых следствием и дознанием. Одно это уже будет гарантом повышения дисциплины и ответственности за обоснованность и объективность принимаемых решений при отправлении правосудия. Необходима система взаимного контроля, хотя бы на этот сложный период, в котором оказалась наша страна.

Уже отмечалось, что В.Путин несет прямую ответственность за то, что при его правлении так и не было сформировано развитых надежных механизмов государственного и общественного контроля за деятельностью лиц, находящихся во власти. Созданная по его инициативе Общественная палата - скорее всего, увод российского общества от решения острых вопросов. Общественная палата заведомо была обречена на свою недееспособность в силу порядка её формирования и состава.

В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о создании на федеральном уровне с наличием его составных частей на местах общественного комитета по контролю за поведением чиновников с наделением его некоторыми государственными полномочиями. Такая постановка вопроса не будет противоречить конституционным положениям.

Необходимо восстановить конституционные полномочия Государственной Думы по подбору и назначению Председателя Счетной палаты самостоятельно без всякого участия в этом президента страны.

Надо существенно изменить Федеральный закон "О парламентском расследовании" с тем, чтобы каждая палата Федерального Собрания могла самостоятельно формировать свои комиссии по проверке тех или иных недостойных деяний, совершенных высшими должностными лицами, с возможностью взаимного включения в них (при желании) своих представителей.

Коррупция во многом базируется на искаженном порядке формирования руководства президентских, федеральных структур власти и управления не по деловым качествам, а по принципу знакомства, личной преданности, угодливости и кумовства. Эта порочная практика копируется в региональных структурах власти. Назначение на высокие должности в основном из "питерских" стало оскорбительным для всей остальной России, которая располагает множеством талантливых управленцев, способных привнести в федеральный центр опыт, знания местных особенностей.

Система клановости породила, в свою очередь, атмосферу затхлости и вседозволенности, которые испытывает на себе каждый человек, находящийся в ней. В этой ситуации было бы целесообразным одновременно поменять на федеральном уровне руководящее и среднее звено управленцев в правоохранительных органах, судах и прокуратуре. Новое комплектование надо провести из числа периферийных работников, в частности, сибирских, северных регионов, исключив любое выдвижение из "питерских, московских, южан и дальневосточников". Убежден: результат будет положительный. Ради этого государству стоит потратиться, деньги для этого найдутся.

Как утверждают эксперты, на подкуп чиновников ежегодно тратится сумма, равная примерно 1/3 расходной части федерального бюджета, львиная доля в них принадлежит теневой экономике, которая дает почти 40% валового внутреннего продукта страны. Оборот этих денег фактически не контролируется и не отслеживается государством. В сфере теневой экономики отмываются и грязные доходы, используемые в последующем на взятки.

Принятый 5 лет тому назад федеральный закон о противодействии в легализации преступных доходов оказался неэффективным, повязал по рукам и ногам правоохранительные органы в противостоянии этому злу. И не случайно. Законопроект был подготовлен бывшим депутатом Госдумы А.Шохиным в соавторстве с банковскими работниками. Госдумой был проигнорирован мой альтернативный законопроект "о противодействии в легализации незаконно нажитого". Одно из главных расхождений в проектах: в проекте Шохина - "преступные доходы", в моем - "незаконные". По варианту Шохина нельзя препятствовать отмыванию до тех пор, пока не будет установлена преступность деяния, пока не будет приговора, на это уходят годы. Конечно, от имущества и денег ничего не остается. А.Шохин полностью вывел из-под ответственности банки, отмывающие деньги, ибо наше законодательство не предусматривает уголовного наказания в отношении юридических лиц. Мой законопроект предлагал противостоять отмыванию любых грязных доходов, полученных незаконно, в том числе преступным путем, любыми физическими и юридическими лицами. Надо в срочном порядке внести существенные изменения в действующий закон или отменить его, приняв новый, с иной концепцией противодействия отмыванию незаконно полученных доходов.

Необходимо разобраться с посредническими фирмами, частными лицами, особенно в сфере снабжения населения товарами, торговли продуктами. Мало того, что они искусственно взвинчивают цены, обирают производителей, они многие вопросы решают через подкуп чиновника.

В этой связи следовало бы оказать всяческую поддержку потребкооперации, и в первую очередь на селе, деятельность которой можно подправлять и в разумной мере осуществлять за ней государственный контроль. Ведь речь изначально идет о защите интересов российских граждан.

Значительная (большая) часть населения страны заняты трудом не в сфере государственных, муниципальных учреждений и предприятий, а в бизнесе, в коммерческих структурах, в которых распространенный характер получили подношения, подкуп, материальная благодарность, оказание услуг руководителям за совершение тех или иных действий в интересах дающего. Именно здесь, в гуще людских масс и укореняется, крепнет психология того, что надо "дать" и только таким способом можно решить социальные, бытовые, производственные и прочие вопросы. Эта искаженная внутрипроизводственная психология людей потом переносится и на отношения с представителями власти.

Однако государство не имеет и не оказывает никакого правового воздействия на столь опасные явления в сфере бизнеса и коммерческой деятельности. В связи с этим есть необходимость в нашем законодательстве дать единое понятие должностного лица со всеми вытекающими из этого последствиями.

Следует существенно расширить число преступлений, за совершение которых в виде дополнительного наказания может применяться конфискация имущества. И в первую очередь - за преступления экономической, финансовой, банковской направленности.

Конфискация должна обращаться на все имущество виновного лица, за исключением того, которое необходимо для постоянного пользования проживавших с ним несовершеннолетних детей, престарелых родителей, инвалидов.

Незамедлительно принять меры по существенному ограничению на поступление в ведомственные высшие учебные заведения (МВД, ФСБ, прокуратуры) детей высоких должностных лиц этих же ведомств. Обеспечить расширенный приток способных периферийных абитуриентов, а затем и студентов, слушателей вузов.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, наряду с прочими вопросами, находится обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. Исходя из этого, необходимо установить практику проведения комплексных проверок состояния законности, борьбы с преступностью, иными правонарушениями в регионах страны с последующим их обсуждением по ведомствам или на координационном Совете Генеральной прокуратуры РФ. При необходимости результаты надо докладывать президенту страны. Координирующую роль при проверках должны взять на себя органы прокуратуры.

Поводом и основанием для проверок могут быть общее неудовлетворительное состояние законности и правопорядка в республике, крае, области или конкретные письма граждан, выступления средств массовой информации о злоупотреблениях властью, недостойном поведении ответственных должностных лиц.

Судебные, правоохранительные органы необходимо уберечь от семейственности и клановости, а где они достигли угрожающих масштабов - принять незамедлительные меры по их очищению. Конечно, для судей, прокуроров, работников правоохранительных органов необходимо вводить порядок декларирования не только доходов, но и расходов при осуществлении крупных покупок.

Это далеко не полный перечень предложений в сфере государственного устройства и правоохранительной деятельности, однако даже его частичная реализация, уверен, даст оздоровление.

ИЛЮХИН Виктор Иванович. Доктор юридических наук, профессор. В 1989 г. назначен начальником Управления по надзору за исполнением законов по государственной безопасности СССР, член коллегии прокуратуры СССР, государственный советник юстиции 2-го класса, старший помощник Генерального прокурора СССР. В 1993-2003 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ, Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности. С 2007 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, член Комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Член Союза писателей России. Председатель Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки", Президент Фонда содействия стратегической безопасности.