Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

Стране нужен федеральный закон «О статусе Совета Безопасности Российской Федерации»

Коробейников А.А., член Совета Федерации ФС РФ

Сферы безопасной внутренней и внешней политики, механизмы ее выработки и реализации являются важнейшими составляющими социально-экономического развития страны, повышения благосостояния российских граждан, роста международного авторитета России.

Достигнутая в стране в последние годы некоторая стабилизация политической системы и институтов демократии, рост доверия к институтам государственной власти, укрепление экономики позволяют выстраивать более эффективное государственное управление.

Формирование курса на устойчивое развитие страны оказывает все более существенное влияние на мировое сообщество. Россия играет все более весомую роль при решении проблем в ООН, ПАСЕ, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ОДКБ и других международных организациях.

Потребность в совершенствовании законодательства в сфере национальной безопасности становится все более актуальной. Россия - такая страна, что ей больше, чем любой другой, надо думать о прочности своей безопасности: 30% природных ресурсов планеты и пока три, но быстро тающих процента населения мира - это всегда почва для зависти, а за нею - и возможных внешних притязаний.

Безопасность в настоящее время - это больше, чем отсутствие непосредственной военной угрозы или насилия со стороны террористов. Появляются новые угрозы и вызовы, на которые необходима экстренная реакция, в том числе правовая. Граждан все больше тревожат демография, здоровье населения, внутренняя преступность, техногенные катастрофы, экстремизм, ксенофобия и религиозная нетерпимость.

Преобразования в административной сфере, сформировавшие трехзвенную систему органов исполнительной власти в стране, не затронули механизма коллегиальной выработки ее внутренней и внешней политики на федеральном уровне. По существу он остался в дореформенном состоянии: вопросы подготовки таких решений рассредоточены в Администрации Президента РФ, Правительстве РФ, в других федеральных ведомствах. Формальная координация этой деятельности Советом безопасности РФ, который функционирует на основании закона, принятого еще до Конституции РФ 1993 г., в иных политико-правовых условиях, не соответствует ни внутренним реформам, ни международным вызовам и угрозам.

Законодательная база обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в основном создана. Приняты федеральные законы, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом, противодействие коррупции и незаконной миграции, обеспечение экономической, информационной и иной безопасности.

Система правовых актов в сфере национальной безопасности сегодня - это Концепция национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Национальный план по противодействию коррупции, Доктрина информационной безопасности РФ, Морская доктрина РФ, Концепция внешней политики РФ, Основы пограничной политики и пр. К сожалению, в этих актах имеются серьезные нестыковки и противоречия.

Федеральные структуры обеспечения национальной безопасности не решают всех проблем этой сферы потому, что они имеют чрезмерную внутриведомственную ориентированность. Замыкаться и далее на "отраслевых" аспектах национальной безопасности - непродуктивно.

Назрела необходимость пересмотреть действующий порядок координации разработки решений во внутри- и внешнеполитической сферах Российской Федерации. Переналадка инструментария подготовки ключевых решений в упомянутых сферах вписывается в задачу повышения эффективности вертикали власти.

"Безопасность" - и как термин, и как смысловое содержание - должна перестать быть принадлежностью только силовых структур. К сожалению, российская концепция национальной безопасности - это, по-прежнему, перечень угроз военного свойства. На деле же безопасность - это забота всех сфер государства, а не его отдельных ведомств.

Функции Совбеза определены в законе "О безопасности". Однако Совету Безопасности не свойствен тщательный анализ складывающейся стратегической обстановки в стране и в мире, что не позволяет увидеть систему опасностей (а не только отдельных вызовов) самому существованию России и сформулировать необходимую нашей стране перспективную национальную стратегию и на ее базе - главные составляющие внутренней и внешней политики.

Совбез не может оставаться оперативной машиной. Он должен руководствоваться более перспективной, коллективно вырабатываемой внутренней и внешней стратегией, которая не должна оперировать сроками трехлетнего бюджета или четырехлетних выборов, а просчитываться на десятилетия.

Если в период антикризисного управления, когда все силы государства были сосредоточены на установлении контроля над собственной территорией, сохранением суверенитета страны и стабилизацией ее бюджетной системы, решение только тактических задач было допустимо, то для решения задач периода интенсивного развития России существующее положение, а именно - отсутствие политической и экономической стратегии - является расточительством ее исторических шансов.

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом (п. "ж" ст. 83). Представляется, что возникла насущная потребность в надлежащем исполнении этого конституционного предписания и в связи с этим принятии федерального закона "О статусе Совета Безопасности Российской Федерации".

Стране требуется общенациональный коллегиальный орган, который усилит позиции России во внутриполитической и международной сферах. Глава государства должен опираться не только на свои конституционные полномочия, но и на эффективный государственный координационный механизм их осуществления.

Совбез в соответствии с Конституцией РФ должен стать органом стратегического планирования геополитических, геоэкономических и иных глобальных решений, касающихся защиты долгосрочных национальных и международных интересов России. Он призван стать эффективно работающим механизмом координации, который мог бы, в буквальном смысле слова, навязывать межведомственность, требовать, контролировать и информировать общество о том, что государственный подход осуществляется в обязательном порядке всеми без исключения структурами исполнительной власти.

Решения Совбеза могут стать фильтром, способствующим формированию у Федерального Собрания РФ ясного понимания принципов внутренней и внешней политики России с тем, чтобы они полнее учитывались в законодательной деятельности, а также служили в качестве ориентиров для применения органами судебной власти.

Национальную безопасность пора рассматривать не только в качестве предметной сферы, но и как метод правового регулирования всех сфер жизни. Задачу по обеспечению национальной безопасности следует видеть в качестве отправной точки для выработки любого конкретного направления в правовой политике государства. Презумпция национальной безопасности должна стать основным принципом правотворчества, мерой общественно-государственного "качества" каждого закона, его способности эффективно служить согласованию и удовлетворению интересов личности, общества и государства.

Именно эти идеи реализованы в проекте предложенного федерального закона. Ключевая идея закона - сделать Совет Безопасности площадкой взаимодействия органов конституционного партнерства, согласованное взаимодействие которых поможет наполнить реальным содержанием положение ст. 5 Конституции РФ о единстве государственной власти в Российской Федерации.

Законопроект имеет 5 глав, объединяющих 26 статей. Он существенно изменяет регулирование деятельности Совета Безопасности. В законопроекте определяются основные функции Совета Безопасности - стратегическое целеполагание и координация всех органов власти в вопросах выработки и реализации государственной политики в сфере безопасного развития страны.

Место Совета Безопасности в системе российской власти обусловило выбор закрепленных в законопроекте правовых инструментов его функционирования. Предложена трехуровневая структура органов Совбеза. Высшим органом его является сам Совет Безопасности, который решает вопросы на пленарных заседаниях. Второй уровень составляют коллегии Совета Безопасности. Предлагается создать две коллегии: Коллегию Совета Безопасности по внутренней политике и Коллегию Совета Безопасности по внешней политике. Третий уровень - существующие и уже себя зарекомендовавшие межведомственные комиссии Совета Безопасности. В законопроекте разведены вопросы органов Совета Безопасности каждого уровня, что позволит избежать дублирования в их работе.

Новеллой является предлагаемая в законопроекте правовая конструкция, определяющая статус решений органов Совета Безопасности. Предлагается придать решениям Совбеза и его органов самостоятельный характер.

В связи с провозглашенным в законопроекте новым отношением к месту Совбеза в системе конституционного партнерства, его роли и статусу предлагается изменить механизмы обеспечения его деятельности. Следует подчеркнуть основной метод в работе нового Совбеза - коллегиальность. Обновленный Совет Безопасности способен будет решить еще одну застарелую проблему - принятие нового Закона "О безопасности" с учетом растущего понимания в обществе многоаспектности национальной безопасности России.

Принятие закона "О статусе Совета Безопасности Российской Федерации" позволит укротить узковедомственные амбиции во имя решения стратегических задач российской внутренней и внешней политики, укрепления веса и авторитета нашего государства в мире.

КОРОБЕЙНИКОВ Анатолий Антонович. Доктор философских наук. В 1996-2001 гг. - первый заместитель начальника Аналитического управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ; избирался депутатом местных Советов. Действительный государственный советник РФ 3 класса; имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника РФ 2-го класса. С 2001 г. - представитель от исполнительного органа государственной власти Ставропольского края. Член Комитета Совета Федерации ФС РФ по международным делам, член Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества.

Стране нужен федеральный закон «О статусе Совета Безопасности Российской Федерации» | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

Стране нужен федеральный закон «О статусе Совета Безопасности Российской Федерации»

Коробейников А.А., член Совета Федерации ФС РФ

Сферы безопасной внутренней и внешней политики, механизмы ее выработки и реализации являются важнейшими составляющими социально-экономического развития страны, повышения благосостояния российских граждан, роста международного авторитета России.

Достигнутая в стране в последние годы некоторая стабилизация политической системы и институтов демократии, рост доверия к институтам государственной власти, укрепление экономики позволяют выстраивать более эффективное государственное управление.

Формирование курса на устойчивое развитие страны оказывает все более существенное влияние на мировое сообщество. Россия играет все более весомую роль при решении проблем в ООН, ПАСЕ, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ОДКБ и других международных организациях.

Потребность в совершенствовании законодательства в сфере национальной безопасности становится все более актуальной. Россия - такая страна, что ей больше, чем любой другой, надо думать о прочности своей безопасности: 30% природных ресурсов планеты и пока три, но быстро тающих процента населения мира - это всегда почва для зависти, а за нею - и возможных внешних притязаний.

Безопасность в настоящее время - это больше, чем отсутствие непосредственной военной угрозы или насилия со стороны террористов. Появляются новые угрозы и вызовы, на которые необходима экстренная реакция, в том числе правовая. Граждан все больше тревожат демография, здоровье населения, внутренняя преступность, техногенные катастрофы, экстремизм, ксенофобия и религиозная нетерпимость.

Преобразования в административной сфере, сформировавшие трехзвенную систему органов исполнительной власти в стране, не затронули механизма коллегиальной выработки ее внутренней и внешней политики на федеральном уровне. По существу он остался в дореформенном состоянии: вопросы подготовки таких решений рассредоточены в Администрации Президента РФ, Правительстве РФ, в других федеральных ведомствах. Формальная координация этой деятельности Советом безопасности РФ, который функционирует на основании закона, принятого еще до Конституции РФ 1993 г., в иных политико-правовых условиях, не соответствует ни внутренним реформам, ни международным вызовам и угрозам.

Законодательная база обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в основном создана. Приняты федеральные законы, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом, противодействие коррупции и незаконной миграции, обеспечение экономической, информационной и иной безопасности.

Система правовых актов в сфере национальной безопасности сегодня - это Концепция национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Национальный план по противодействию коррупции, Доктрина информационной безопасности РФ, Морская доктрина РФ, Концепция внешней политики РФ, Основы пограничной политики и пр. К сожалению, в этих актах имеются серьезные нестыковки и противоречия.

Федеральные структуры обеспечения национальной безопасности не решают всех проблем этой сферы потому, что они имеют чрезмерную внутриведомственную ориентированность. Замыкаться и далее на "отраслевых" аспектах национальной безопасности - непродуктивно.

Назрела необходимость пересмотреть действующий порядок координации разработки решений во внутри- и внешнеполитической сферах Российской Федерации. Переналадка инструментария подготовки ключевых решений в упомянутых сферах вписывается в задачу повышения эффективности вертикали власти.

"Безопасность" - и как термин, и как смысловое содержание - должна перестать быть принадлежностью только силовых структур. К сожалению, российская концепция национальной безопасности - это, по-прежнему, перечень угроз военного свойства. На деле же безопасность - это забота всех сфер государства, а не его отдельных ведомств.

Функции Совбеза определены в законе "О безопасности". Однако Совету Безопасности не свойствен тщательный анализ складывающейся стратегической обстановки в стране и в мире, что не позволяет увидеть систему опасностей (а не только отдельных вызовов) самому существованию России и сформулировать необходимую нашей стране перспективную национальную стратегию и на ее базе - главные составляющие внутренней и внешней политики.

Совбез не может оставаться оперативной машиной. Он должен руководствоваться более перспективной, коллективно вырабатываемой внутренней и внешней стратегией, которая не должна оперировать сроками трехлетнего бюджета или четырехлетних выборов, а просчитываться на десятилетия.

Если в период антикризисного управления, когда все силы государства были сосредоточены на установлении контроля над собственной территорией, сохранением суверенитета страны и стабилизацией ее бюджетной системы, решение только тактических задач было допустимо, то для решения задач периода интенсивного развития России существующее положение, а именно - отсутствие политической и экономической стратегии - является расточительством ее исторических шансов.

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом (п. "ж" ст. 83). Представляется, что возникла насущная потребность в надлежащем исполнении этого конституционного предписания и в связи с этим принятии федерального закона "О статусе Совета Безопасности Российской Федерации".

Стране требуется общенациональный коллегиальный орган, который усилит позиции России во внутриполитической и международной сферах. Глава государства должен опираться не только на свои конституционные полномочия, но и на эффективный государственный координационный механизм их осуществления.

Совбез в соответствии с Конституцией РФ должен стать органом стратегического планирования геополитических, геоэкономических и иных глобальных решений, касающихся защиты долгосрочных национальных и международных интересов России. Он призван стать эффективно работающим механизмом координации, который мог бы, в буквальном смысле слова, навязывать межведомственность, требовать, контролировать и информировать общество о том, что государственный подход осуществляется в обязательном порядке всеми без исключения структурами исполнительной власти.

Решения Совбеза могут стать фильтром, способствующим формированию у Федерального Собрания РФ ясного понимания принципов внутренней и внешней политики России с тем, чтобы они полнее учитывались в законодательной деятельности, а также служили в качестве ориентиров для применения органами судебной власти.

Национальную безопасность пора рассматривать не только в качестве предметной сферы, но и как метод правового регулирования всех сфер жизни. Задачу по обеспечению национальной безопасности следует видеть в качестве отправной точки для выработки любого конкретного направления в правовой политике государства. Презумпция национальной безопасности должна стать основным принципом правотворчества, мерой общественно-государственного "качества" каждого закона, его способности эффективно служить согласованию и удовлетворению интересов личности, общества и государства.

Именно эти идеи реализованы в проекте предложенного федерального закона. Ключевая идея закона - сделать Совет Безопасности площадкой взаимодействия органов конституционного партнерства, согласованное взаимодействие которых поможет наполнить реальным содержанием положение ст. 5 Конституции РФ о единстве государственной власти в Российской Федерации.

Законопроект имеет 5 глав, объединяющих 26 статей. Он существенно изменяет регулирование деятельности Совета Безопасности. В законопроекте определяются основные функции Совета Безопасности - стратегическое целеполагание и координация всех органов власти в вопросах выработки и реализации государственной политики в сфере безопасного развития страны.

Место Совета Безопасности в системе российской власти обусловило выбор закрепленных в законопроекте правовых инструментов его функционирования. Предложена трехуровневая структура органов Совбеза. Высшим органом его является сам Совет Безопасности, который решает вопросы на пленарных заседаниях. Второй уровень составляют коллегии Совета Безопасности. Предлагается создать две коллегии: Коллегию Совета Безопасности по внутренней политике и Коллегию Совета Безопасности по внешней политике. Третий уровень - существующие и уже себя зарекомендовавшие межведомственные комиссии Совета Безопасности. В законопроекте разведены вопросы органов Совета Безопасности каждого уровня, что позволит избежать дублирования в их работе.

Новеллой является предлагаемая в законопроекте правовая конструкция, определяющая статус решений органов Совета Безопасности. Предлагается придать решениям Совбеза и его органов самостоятельный характер.

В связи с провозглашенным в законопроекте новым отношением к месту Совбеза в системе конституционного партнерства, его роли и статусу предлагается изменить механизмы обеспечения его деятельности. Следует подчеркнуть основной метод в работе нового Совбеза - коллегиальность. Обновленный Совет Безопасности способен будет решить еще одну застарелую проблему - принятие нового Закона "О безопасности" с учетом растущего понимания в обществе многоаспектности национальной безопасности России.

Принятие закона "О статусе Совета Безопасности Российской Федерации" позволит укротить узковедомственные амбиции во имя решения стратегических задач российской внутренней и внешней политики, укрепления веса и авторитета нашего государства в мире.

КОРОБЕЙНИКОВ Анатолий Антонович. Доктор философских наук. В 1996-2001 гг. - первый заместитель начальника Аналитического управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ; избирался депутатом местных Советов. Действительный государственный советник РФ 3 класса; имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника РФ 2-го класса. С 2001 г. - представитель от исполнительного органа государственной власти Ставропольского края. Член Комитета Совета Федерации ФС РФ по международным делам, член Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества.