Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

Выступление на «круглом столе» «Общественные коммуникации и инновационное развитие России» (Москва, 29.08.2008)

Миронов С.М., Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

<…>Идет активное формирование государственной политики в информационной сфере. Но эта политика не может быть эффективно реализована без подключения институтов гражданского общества.

Изменения в жизни общества, связанные с развитием информационных технологий, огромны и чрезвычайно динамичны. Меняются ценности, стереотипы поведения людей, их нравственные установки. Возникают новые возможности, но появляются и новые риски. Именно об этом мы будем сегодня говорить.

Речь пойдет и о коммуникационных технологиях, поскольку именно они обеспечивают доступ к информации, предоставляемой для открытого пользования.

Остановлюсь только на трех, но важнейших проблемах.

Доступность информации и информационное неравенство

В XXI в. мы столкнулись с новым видом неграмотности - информационной неграмотностью, порождающей "цифровое неравенство" и информационную бедность.

Преодолеть информационное неравенство очень непросто. Надежды, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий, удешевлением оборудования и программных средств, себя не оправдали. Ряд исследований фиксируют обратную ситуацию: уровень информационного неравенства стремительно возрастает вместе с развитием самих информационных и коммуникационных технологий, сервисных и информационных возможностей сети Интернет. Иными словами, быстрый прогресс в области информатизации только углубляет информационное неравенство. И это общемировая проблема.

Финский социолог, крупнейший исследователь информационного общества Пекка Химанен очень точно охарактеризовал этот процесс: "Информационная экономика подключает к своей глобальной сети тех, кто представляет для нее ценность (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто не имеет для нее ценности (тем самым еще более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность)".

В нашей стране информационное неравенство сложилось между регионами, крупными городами и малыми поселениями. Возникают информационные мегаполисы и периферия. Несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий, степень готовности регионов к информационному обществу, по экспертным оценкам, различается в 80 раз. Во многих населенных пунктах все еще отсутствуют базовые телефонные услуги. Российская интернет-аудитория сконцентрирована преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Стоимость интернет-услуг в регионах в 3-5 раз превышает московские расценки.

Надо иметь в виду, что с переходом на цифровое телевидение уровень информационного неравенства в нашем обществе также может возрасти, если не будет обеспечена поддержка малообеспеченных слоев населения. Это нужно учесть при разработке закона о цифровом телевидении.

Информационное неравенство в ближайшее время может стать одной из важнейших причин углубления социального неравенства. С одной стороны, информационные технологии, открывающие новые возможности, как бы сжимают социальное пространство и сокращают социальные различия. Получение информации отовсюду и сразу связывает людей в единое сообщество. То, что раньше требовало соответствующего образования, социального статуса, свободного времени и материальных средств, теперь стало общедоступным. Однако происходит и другое. Общество начинает делиться на узкий слой информационной "элиты" и "аутсайдеров".

Не секрет, что далекие от информационных технологий слои общества не чувствуют необходимости привнести цифровой инструментарий в свою жизнь. Многих людей останавливает цифровой барьер. Надо создавать социальные условия, когда информационные технологии будут широко востребованы. Их преимущества должны быть очевидны и понятны людям.

В "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации" намечено плановое сокращение различий между субъектами Федерации по интегральным показателям информатизации к 2015 г. до 2 раз. И мы с вами должны подумать, как этому содействовать.

Ключевую роль в преодолении цифрового неравенства должны сыграть региональные программы информатизации, а также внедрение соответствующих образовательных стандартов и программ, развитие непрерывного образования. Это те вопросы, над которыми работает наш Национальный комитет "Интеллектуальные ресурсы России".

Очень важно правильно выстроить рынок информационных услуг, сделать его по-настоящему конкурентным, чтобы кабельные, телефонные, сотовые, спутниковые и прочие компании могли конкурировать на рынках.

Хочу подчеркнуть, построение российской информационной инфраструктуры и преодоление цифрового неравенства является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности нашей страны в мире. Надо спешить. У нас осталось всего 2-3 года для того, чтобы занять достойное место в системе международных информационных отношений.

Просвещение населения и информационная культура

Темпы информатизации общества напрямую зависят от состояния его информационной культуры. Виртуализация реальности обладает мощным социальным зарядом, который может быть как позитивным, так и негативным. Человек нередко становится заложником информации с экрана.

Отражение мировыми СМИ событий в Южной Осетии показали, что информационное пространство может превратиться в территорию настоящей битвы. Сопротивляться мутному пропагандистскому потоку довольно трудно. Этому можно противодействовать, только воспитывая информационную культуру в обществе.

Остро стоит проблема формирования институтов, которые обслуживали бы интересы гражданского общества, оказывали людям реальную помощь и поддержку в кризисных ситуациях. Сегодня мы рассмотрим несколько таких предложений.

Важный аспект развития информационных и телекоммуникационных технологий - просветительская работа. Людям надо рассказывать о тех возможностях и услугах, которые несут новые технологии.

Сегодня в полную мощь разворачивается система электронных расчетов с населением, на каждом шагу внедряются автоматы наличной оплаты. И если наши пенсионеры предпочитают пока выстаивать очереди в сберкассах вместо того, чтобы опустить свою «платежку» за квартплату в такой аппарат, то виной всему - лишь недоверие и страх быть обманутыми. Снять этот массовый психологический барьер - задача, без преувеличения, государственного масштаба.

Электронная информационная среда должна стать не просто элементом капитализации экономики, а превратиться в реальное и действенное средство решения людьми своих самых насущных проблем, источником экономии времени и устранения преград для развития личности.

Законодательство в информационной сфере

За последние годы мы существенно продвинулись в создании сетевых ресурсов федеральной исполнительной и законодательной власти. Сайты наших министерств и ведомств, обеих палат Федерального собрания достаточно информативны, но предназначены, скорее, для экспертов. Что касается сайтов региональной и местной власти, то многие из них ниже всякой критики. Кто во что горазд! К примеру, сайт города Краснодар дает подробную информацию о бюджетных расходах, системе коммунальных тарифов и платежей, транспортных услугах, социальных программах, обо всем, что интересует горожан. А вот сайты городов Ангарск или многих подмосковных городов (Химки, Долгопрудный - город, в котором находится наш ведущий технический вуз МФТИ, Солнечногорск и др.) удручающе бедны, на них абсолютно отсутствует информация, нужная людям, не говоря уже о структуре бюджетных расходов.

Много говорят о пробуксовке в создании "электронного правительства". Эта ситуация объясняется прежде всего отсутствием соответствующей полноценной законодательной базы. Нет унифицированных документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан.

Отсутствие единых информационных стандартов и механизмов состыковки в документообороте различных ведомств и уровней власти приводят к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных финансовых средств, компьютерные и информационные системы не создают ожидаемого удобства для граждан в пользовании услугами государственных органов.

В то же время информация официальных ведомств, базы данных и статистика органов власти должны быть четко ранжированы по степеням открытости, дабы у нас не возникало ситуаций, когда конфиденциальные сведения бесконтрольно распространяются, а общеизвестные в мировом информационном пространстве данные абсурдно остаются под грифом "секретно".

Множество коллизий возникает в области регулирования электронных платежей, связанных с тем, что большинство операторов этого рынка не аффилированы с банковской системой, а иные и вовсе не имеют лицензии на финансовую деятельность. Есть юридические ограничения и для деятельности сотовых операторов, которые необходимо устранить в процессе формирования Единой системы мобильных платежей.

Особое внимание необходимо уделить регулированию ответственности хозяйствующих субъектов перед гражданами. Люди должны знать, что, пользуясь теми или иными новшествами, они защищены от обмана и «случайной ошибки», которая может на деле быть вовсе и не случайной. Например, печально известные викторины - «лохотроны», которые сегодня идут по телевизионным каналам и жертвами которых становятся тысячи граждан - это очевидная недоработка законодательных и правоохранительных органов.

Надеюсь, многие пробелы в законодательстве поможет устранить недавно созданный комитетами двух палат Федерального Собрания (комитетом Госдумы по науке и наукоемким технологиям и комитетом Совета Федерации по образованию и науке) Экспертный Совет по законодательным инициативам в сфере научно-технической политики.

Кроме собственно законотворчества, организаторы "круглого стола" предлагают разработать Национальную программу "Общественные коммуникации и развитие". Цель этой программы - объединить усилия гражданского общества и государства в продвижении идей информационного развития России, ориентированного на интересы наших граждан. В этом залог успеха.

Выступление на «круглом столе» «Общественные коммуникации и инновационное развитие России» (Москва, 29.08.2008) | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

Выступление на «круглом столе» «Общественные коммуникации и инновационное развитие России» (Москва, 29.08.2008)

Миронов С.М., Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

<…>Идет активное формирование государственной политики в информационной сфере. Но эта политика не может быть эффективно реализована без подключения институтов гражданского общества.

Изменения в жизни общества, связанные с развитием информационных технологий, огромны и чрезвычайно динамичны. Меняются ценности, стереотипы поведения людей, их нравственные установки. Возникают новые возможности, но появляются и новые риски. Именно об этом мы будем сегодня говорить.

Речь пойдет и о коммуникационных технологиях, поскольку именно они обеспечивают доступ к информации, предоставляемой для открытого пользования.

Остановлюсь только на трех, но важнейших проблемах.

Доступность информации и информационное неравенство

В XXI в. мы столкнулись с новым видом неграмотности - информационной неграмотностью, порождающей "цифровое неравенство" и информационную бедность.

Преодолеть информационное неравенство очень непросто. Надежды, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий, удешевлением оборудования и программных средств, себя не оправдали. Ряд исследований фиксируют обратную ситуацию: уровень информационного неравенства стремительно возрастает вместе с развитием самих информационных и коммуникационных технологий, сервисных и информационных возможностей сети Интернет. Иными словами, быстрый прогресс в области информатизации только углубляет информационное неравенство. И это общемировая проблема.

Финский социолог, крупнейший исследователь информационного общества Пекка Химанен очень точно охарактеризовал этот процесс: "Информационная экономика подключает к своей глобальной сети тех, кто представляет для нее ценность (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто не имеет для нее ценности (тем самым еще более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность)".

В нашей стране информационное неравенство сложилось между регионами, крупными городами и малыми поселениями. Возникают информационные мегаполисы и периферия. Несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий, степень готовности регионов к информационному обществу, по экспертным оценкам, различается в 80 раз. Во многих населенных пунктах все еще отсутствуют базовые телефонные услуги. Российская интернет-аудитория сконцентрирована преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Стоимость интернет-услуг в регионах в 3-5 раз превышает московские расценки.

Надо иметь в виду, что с переходом на цифровое телевидение уровень информационного неравенства в нашем обществе также может возрасти, если не будет обеспечена поддержка малообеспеченных слоев населения. Это нужно учесть при разработке закона о цифровом телевидении.

Информационное неравенство в ближайшее время может стать одной из важнейших причин углубления социального неравенства. С одной стороны, информационные технологии, открывающие новые возможности, как бы сжимают социальное пространство и сокращают социальные различия. Получение информации отовсюду и сразу связывает людей в единое сообщество. То, что раньше требовало соответствующего образования, социального статуса, свободного времени и материальных средств, теперь стало общедоступным. Однако происходит и другое. Общество начинает делиться на узкий слой информационной "элиты" и "аутсайдеров".

Не секрет, что далекие от информационных технологий слои общества не чувствуют необходимости привнести цифровой инструментарий в свою жизнь. Многих людей останавливает цифровой барьер. Надо создавать социальные условия, когда информационные технологии будут широко востребованы. Их преимущества должны быть очевидны и понятны людям.

В "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации" намечено плановое сокращение различий между субъектами Федерации по интегральным показателям информатизации к 2015 г. до 2 раз. И мы с вами должны подумать, как этому содействовать.

Ключевую роль в преодолении цифрового неравенства должны сыграть региональные программы информатизации, а также внедрение соответствующих образовательных стандартов и программ, развитие непрерывного образования. Это те вопросы, над которыми работает наш Национальный комитет "Интеллектуальные ресурсы России".

Очень важно правильно выстроить рынок информационных услуг, сделать его по-настоящему конкурентным, чтобы кабельные, телефонные, сотовые, спутниковые и прочие компании могли конкурировать на рынках.

Хочу подчеркнуть, построение российской информационной инфраструктуры и преодоление цифрового неравенства является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности нашей страны в мире. Надо спешить. У нас осталось всего 2-3 года для того, чтобы занять достойное место в системе международных информационных отношений.

Просвещение населения и информационная культура

Темпы информатизации общества напрямую зависят от состояния его информационной культуры. Виртуализация реальности обладает мощным социальным зарядом, который может быть как позитивным, так и негативным. Человек нередко становится заложником информации с экрана.

Отражение мировыми СМИ событий в Южной Осетии показали, что информационное пространство может превратиться в территорию настоящей битвы. Сопротивляться мутному пропагандистскому потоку довольно трудно. Этому можно противодействовать, только воспитывая информационную культуру в обществе.

Остро стоит проблема формирования институтов, которые обслуживали бы интересы гражданского общества, оказывали людям реальную помощь и поддержку в кризисных ситуациях. Сегодня мы рассмотрим несколько таких предложений.

Важный аспект развития информационных и телекоммуникационных технологий - просветительская работа. Людям надо рассказывать о тех возможностях и услугах, которые несут новые технологии.

Сегодня в полную мощь разворачивается система электронных расчетов с населением, на каждом шагу внедряются автоматы наличной оплаты. И если наши пенсионеры предпочитают пока выстаивать очереди в сберкассах вместо того, чтобы опустить свою «платежку» за квартплату в такой аппарат, то виной всему - лишь недоверие и страх быть обманутыми. Снять этот массовый психологический барьер - задача, без преувеличения, государственного масштаба.

Электронная информационная среда должна стать не просто элементом капитализации экономики, а превратиться в реальное и действенное средство решения людьми своих самых насущных проблем, источником экономии времени и устранения преград для развития личности.

Законодательство в информационной сфере

За последние годы мы существенно продвинулись в создании сетевых ресурсов федеральной исполнительной и законодательной власти. Сайты наших министерств и ведомств, обеих палат Федерального собрания достаточно информативны, но предназначены, скорее, для экспертов. Что касается сайтов региональной и местной власти, то многие из них ниже всякой критики. Кто во что горазд! К примеру, сайт города Краснодар дает подробную информацию о бюджетных расходах, системе коммунальных тарифов и платежей, транспортных услугах, социальных программах, обо всем, что интересует горожан. А вот сайты городов Ангарск или многих подмосковных городов (Химки, Долгопрудный - город, в котором находится наш ведущий технический вуз МФТИ, Солнечногорск и др.) удручающе бедны, на них абсолютно отсутствует информация, нужная людям, не говоря уже о структуре бюджетных расходов.

Много говорят о пробуксовке в создании "электронного правительства". Эта ситуация объясняется прежде всего отсутствием соответствующей полноценной законодательной базы. Нет унифицированных документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан.

Отсутствие единых информационных стандартов и механизмов состыковки в документообороте различных ведомств и уровней власти приводят к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных финансовых средств, компьютерные и информационные системы не создают ожидаемого удобства для граждан в пользовании услугами государственных органов.

В то же время информация официальных ведомств, базы данных и статистика органов власти должны быть четко ранжированы по степеням открытости, дабы у нас не возникало ситуаций, когда конфиденциальные сведения бесконтрольно распространяются, а общеизвестные в мировом информационном пространстве данные абсурдно остаются под грифом "секретно".

Множество коллизий возникает в области регулирования электронных платежей, связанных с тем, что большинство операторов этого рынка не аффилированы с банковской системой, а иные и вовсе не имеют лицензии на финансовую деятельность. Есть юридические ограничения и для деятельности сотовых операторов, которые необходимо устранить в процессе формирования Единой системы мобильных платежей.

Особое внимание необходимо уделить регулированию ответственности хозяйствующих субъектов перед гражданами. Люди должны знать, что, пользуясь теми или иными новшествами, они защищены от обмана и «случайной ошибки», которая может на деле быть вовсе и не случайной. Например, печально известные викторины - «лохотроны», которые сегодня идут по телевизионным каналам и жертвами которых становятся тысячи граждан - это очевидная недоработка законодательных и правоохранительных органов.

Надеюсь, многие пробелы в законодательстве поможет устранить недавно созданный комитетами двух палат Федерального Собрания (комитетом Госдумы по науке и наукоемким технологиям и комитетом Совета Федерации по образованию и науке) Экспертный Совет по законодательным инициативам в сфере научно-технической политики.

Кроме собственно законотворчества, организаторы "круглого стола" предлагают разработать Национальную программу "Общественные коммуникации и развитие". Цель этой программы - объединить усилия гражданского общества и государства в продвижении идей информационного развития России, ориентированного на интересы наших граждан. В этом залог успеха.