Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Мысли о семье

Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский

Еще в Раю людям была благословлена Богом семейная жизнь: «И благословил Бог мужчину и женщину и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1:28). В Новом Завете законный брак был благословен присутствием Иисуса Христа на свадьбе в Кане Галилейской.

Каждая семья в таинстве венчания получает только зернышко благодати, которое может возрасти в могучее красивое древо с прекрасными плодами либо остаться голым безжизненным зерном, а брак окажется безблагодатным.

Невольно встает вопрос, каким образом укрепить и возрастить Божие благословение, чтобы брак был счастливым, прочным и долголетним? Чтобы ответить на этот весьма важный вопрос, нам необходимо обратиться к тем, кто лучше нас знал волю Божию. Таковыми были святые Отцы, которые смогли приблизиться к Богу гораздо ближе, чем мы, и познать Его волю лучше нас.

Всякий брак предваряется выбором будущего супруга или супруги. Главное, на что рекомендуют обращать внимание святые Отцы, это не внешняя красота, которая может некоторое время увлекать, а потом потеряет свою силу, но обнаружившиеся за это время дурные душевные качества искоренят любовь. Святые Отцы рекомендовали обращать внимание в первую очередь на внутренние, душевные качества. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Те жены, которые блистают красотою душевною, - чем больше проходит времени, и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужах и более воспаляют их любовь». А взаимная любовь - это источник счастья в семейной жизни. Вероятно, этим можно объяснить то, что невест для сыновей у нас на Руси раньше искали родители, так как душевные качества рассмотреть сложнее, чем внешнюю красоту. Для этого требуется немалый житейский опыт.

Бог благословил законную семейную жизнь и указал ее главную цель - дети. Во все времена отсутствие детей в семье было предметом скорби супругов. В древности еврейский народ считал, что отсутствие детей у супругов есть признак того, что у них есть грехи, за которые Господь лишил их благословения и, как следствие, детей, так как дети считались благословением Божиим. В православном чине венчания почти во всех молитвах испрашивается Божие благословение на брачный союз и на рождение детей. Божие благословение супругами привлекается молитвой в таинстве венчания и их благочестивой жизнью по силе их веры. Преподобный Макарий Оптинский в одном из писем писал: «Какова может быть участь ваша в супружестве? По мере нравственного устроения Бог или наказует, или награждает».

Верность этой мысли подтверждает опыт жизни. В настоящее время в Италии 25% супружеских пар физически не могут иметь детей, хотя и желают. Это проблема не одной Италии, это проблема Западной Европы, где все меньше остается коренных жителей, и все больше и больше становится приезжих - арабов, негров и т.д. Пройдет еще несколько десятков лет, и мы не узнаем Западную Европу. Почему это происходит? Одной из главных причин, по мнению авторитетных богословов, является то, что бывшая православная Европа попрала заповеди Божии, и узаконила грех. Например, там благословляют однополые браки. Библия ясно говорит, что именно за это беззаконие были сожжены серным дождем города Содом и Гоморра. На их месте раскинулось Мертвое море. Западные христиане, несмотря на это, одобряют этот грех, венчая однополые пары.

Если же Бог благословил супругов рождением детей, необходимо проявить особую заботу о воспитании детей. Это дело чрезвычайной сложности и важности. И.А.Ильин писал: «Мир управляется из детской, ибо воспитание гражданина начинается именно с детской, чтобы продолжиться в школе и завершить ея в академии». Очень верная мысль! Крепкая, здоровая, трудолюбивая семья воспитает детей - будущих руководителей и тружеников государства. Дети любоподражательны, и, в первую очередь, они подражают своим родителям.

Кроме доброго личного примера родителям необходимо вразумлять детей словом, растворенным любовью. Даже строгое слово должно быть произносимо без раздражения. Святитель Феофан Затворник давал такие наставления: «Детей вразумлять есть долг родителей. Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никогда никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей - надо молиться день и ночь». Немало терпения и труда требуется от родителей для должного воспитания детей, но этот труд не пропадет даром, даже если покажется родителям, что они трудились напрасно. «Я замечал на многих людях, - писал святитель Игнатий Брянчанинов, - что иногда греховное увлечение брало над ними верх на некоторое время, но потом семена благочестия и благонравия, посеянные при воспитании в юности, брали свое и давали довольно много прекрасных результатов».

Одной из главных проблем современной семьи являются разводы. К разводам в Церкви отношение негативное. Это дело Богопротивное, так как в Раю был создан один мужчина и одна женщина. Если бы Богу было угодно, чтобы муж оставлял жену, то Он сотворил бы в Раю одного мужчину и много женщин. Если бы Богу было угодно, чтобы жена оставляла мужа, то Он сотворил бы одну женщину и много мужчин. «Разводиться - дело противное как природе, так и закону, - писал святитель Иоанн Златоуст, - природе - поскольку рассекается одна плоть, закону - поскольку разделяется то, что Бог соединил и не велел разделять».

В чем же главная причина разводов? В том, что супруги не желают носить немощи друг друга. Мы желаем обратного, чтобы другие несли наши немощи. Такое желание противоречит духу христианскому. Апостол Павел писал, что для того, чтобы исполнить закон Христов, мы должны носить немощи друг друга (см. Галл. 6:2). Это очень трудно, но и драгоценная награда за этот нелегкий труд нас ожидает уже здесь, на Земле.

У меня есть знакомая супружеская пара средних лет. Однажды в откровенной беседе глава этой семьи рассказал, что в их семейной жизни был критический момент. Семья была на грани распада. Но им хватило ума и терпения в несении немощей другой половины. Они пережили этот тяжелый период, а теперь супруги не представляют себе жизни без своей второй половины и делают все возможное для нее.

Действительно, для того, чтобы семья приносила супругам счастье, они должны не только терпеть немощи друг друга, но еще делать друг другу приятное, даже когда этого не хочется. «Если ты, муж, хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь, заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Уважай жену, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим. Если ты, жена, хочешь нравиться мужу, украшай душу целомудрием, благочестием, попечением о доме, эта красота более пленяет и никогда не прекращается. Ни старость не разрушает ее, ни болезнь не уничтожает» (святитель Иоанн Златоуст).

Вот главные православные принципы для создания крепкой семьи, радостной семейной жизни и благополучного воспитания детей.

На мой взгляд, современный семейный кризис происходит, главным образом, из-за замены традиционно православного взгляда на семейную жизнь у нас, на Руси, иными, чуждыми для нас взглядами, принципами и целями. В тех семьях, где стараются жить по традиционным принципам, больше радости, счастья и детей. Там, где пытаются опереться на иные, чуждые нашей многовековой традиции принципы, как правило, результат оставляет желать лучшего. Невольно встает вопрос, почему нас отрывают от родных корней и пытаются привить к другим, несмотря на негативный результат этой операции? Ответ один - кому-то не хочется, чтобы наше государство крепло и развивалось, так как, по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «В семье источник всех наших достижений и неудач, и поэтому кризис семьи, приобретающий все большие масштабы, грозит крушением всему народу и государству».

У кого-то может возникнуть вопрос, какова связь между семьей и государством? Связь следующая. Государство состоит из городов, города из домов, дома из семей. Поэтому, когда наступает вражда в семье, между ее членами, в дома входит война, тогда беспокойство охватывает города, когда мятутся города, тогда вся страна потрясается смятениями, раздорами и войнами. Становится понятным, почему крепость государства зиждется на единодушии в семье. А мир в семье полностью зависит от нас. Мы можем быть радостными и счастливыми тогда, когда мы сами постараемся быть хорошими в отношениях с другими. «Что человек сеет, то и пожнет» (Гал. 6:7). Святитель Иоанн Тобольский писал: «Если бы мы творили, что должны, Бог бы нам сотворил, что мы хотим».