Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси

…На протяжении двух десятилетий, прошедших после Собора 1988 г., наша Церковь живет в условиях социальных, политических и экономических изменений, происходивших на ее канонической территории. Это время стало периодом обретения свободы, сопряженной с огромной ответственностью за просвещение миллионов людей. Нам надлежало утолить их духовную жажду и привести к воцерковлению ищущих Истину.

К сожалению, события, происходившие в данный период, не всегда носили положительный характер. И среди отрицательных явлений можно указать на широкий спектр социальных проблем, на значительное падение уровня жизни многих людей, на наплыв массовой псевдокультуры, на оскудение общественной нравственности, на рост нетерпимости и напряженности в обществе.<…>

Четыре года назад, на Соборе 2004 г., мы обсуждали проблемы, которые поставило перед нами время. И сегодня мы видим, что, Богу содействующу, многие их них в той или иной мере разрешены, а некоторые находятся в процессе разрешения. Агрессивный, не принимающий возражений секуляризм, о котором говорилось на прошлом Архиерейском Соборе, за минувшие годы не ослабел в своем стремлении ограничить спасительную миссию Церкви.<…>

Межсоборный период показал, что динамика церковного роста сохраняется. Вместе с тем следует отметить, что темпы количественных изменений опережают динамику изменений качественных. И сегодня, несомненно, важнейшим для нас делом становится духовное устроение церковной жизни, созидание человеческих душ и сердец. В этом направлении следует скорректировать и развивать нашу деятельность.<…>

Православие и забота о семье

2008 год официально объявлен в России годом семьи. Это является очевидным свидетельством заботы государственной власти о возрождении семейных ценностей и о преодолении демографического кризиса - а он поразил не только Россию, но и ряд других стран, входящих в каноническую территорию нашей Церкви.

Сегодня, к сожалению, во всем мире наблюдается девальвация института семьи. Снижается число браков, увеличивается число «неполных семей». Все больше людей воспринимает как нормальное явление случайные связи. Огромное количество разводов происходит уже в первые годы после создания семьи, и в результате значительная часть детей живет без отцов. Печальная статистика говорит, что большинство так называемых трудных подростков - это выходцы из неполных или неблагополучных семей. Епархии получают все большее число прошений о расторжении церковного брака. И в ответ нам приходится объяснять людям, что удовлетворение таких прошений не является «благословением развода», а только фиксирует сам факт распада семьи. Ибо непреложна заповедь Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

Большой проблемой стало массовое распространение сожительства без заключения брака, а значит, без малейшей ответственности друг перед другом и перед будущими детьми, рождение которых обычно и не предполагается в таких союзах, почти никогда не бывающих прочными. Необходимо объяснять, почему такой «брак» не может считаться браком вообще, а расценивается как блудное сожительство. И одновременно мы должны свидетельствовать о смысле и традициях христианского брака, дающего человеку счастье и полноту бытия. Нам также нужно решительно противостоять попыткам размыть понятие семьи, которая может быть только законным союзом мужчины и женщины, создающим достойные условия для воспитания детей.

Нельзя не упомянуть о проблеме абортов, число которых до сих пор чрезвычайно велико. Позиция Церкви в отношении данного вопроса неизменна: аборт является убийством и подлежит нравственному осуждению как тяжкий грех.

Вопросы семьи и брака тесно переплетены с демографической проблемой. Государственные власти предприняли серьезные усилия для ее разрешения. Однако становится все более очевидным, что попытки преодолеть демографический кризис только экономическими средствами, без учета духовной составляющей, обречены на провал. Ведь причины кризиса - не в кошельках, а в душах людей, и не случайно верующие люди имеют больше детей при одинаковых с неверующими экономических условиях. В бедных, но сохранивших религиозную традицию странах демографических проблем не возникает. И выход из демографического кризиса нам следует искать прежде всего в духовно-нравственном преображении личности и общества.

Церковь и общественная жизнь

<…>Святая Церковь объединяет людей поверх политических различий, и посему церковная Полнота не может быть субъектом политической борьбы. Предстоятель Церкви, Священный Синод, архипастыри постоянно высказываются по многим темам, значимым для общества. Это вполне закономерно, ведь Церковь нельзя отделить от народа и его жизни. Однако священнослужители, согласно священным канонам, не должны вдаваться в мирское управление. Определения Архиерейских Соборов нашей Церкви предписали лицам в священном сане отказаться от выдвижения своих кандидатур на выборах, от членства в партиях, от предвыборной агитации. Не может не радовать, что эти определения сегодня усвоены подавляющим большинством духовенства. Крайним исключением стали отступления от них. Надеюсь, что таких отступлений впредь никогда не будет.

Наряду с диалогом и взаимодействием с органами государственной власти, Церковь постоянно вступает в отношения с различными общественными объединениями. Это, в частности, политические партии, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, экспертные организации, творческие союзы. С кем-то из них представители Церкви ведут нелегкий диалог, отстаивая свою позицию. С кем-то мы активно сотрудничаем на благо Церкви, наших стран и народов. Контакты с различными силами гражданского общества осуществляются практически ежедневно. Представители Церкви встречаются с руководством гражданских объединений, выступают на их мероприятиях, проводят с ними совместные акции, дискутируют с ними на различных форумах и в средствах массовой информации. Все это - не просто формальные контакты, но часть миссии Церкви. Через наши взаимосвязи с гражданскими объединениями создается образ Церкви в современном мире, преодолеваются остатки изоляционизма, выражается православный взгляд на волнующие людей вопросы, укрепляется консолидация общества.

Существенное место в церковно-общественном диалоге занимает Всемирный русский народный собор. За рассматриваемый нами период состоялось четыре собора, в которых участвовали многие представители Церкви, государства и общества, принявшие ряд важных общественно значимых документов.

Все большее число общественных объединений позиционируют себя как православные. Строя свои отношения с ними, нам, архипастырям, никогда не следует забывать, что Церковь - это не только священнослужители. Это и десятки миллионов мирян, которые трудятся в самых разных областях народной жизни, включая государственное управление, политику, экономику, журналистику, культуру, науку, образование, охрану законности, ратное служение. Наши миряне, исполняя свой профессиональный и гражданский долг, должны при этом всегда поступать как истинные христиане. Именно через них Церковь оказывает позитивное влияние на жизнь наших стран и народов. И никто не должен - ни изнутри Церкви, ни извне ее - ограничивать общественной активности православных мирян. Не следует препятствовать и их самоорганизации, созданию православных общественных объединений.

Напомню, что в Основах социальной концепции РПЦ, принятых Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г., говорится: «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе» (п. V. 3).

При этом православные миряне должны быть образцом нравственности. Их общественное служение несовместимо с пороками, которые подчас свойственны современной политике и отвращают от нее многих людей. Православные общественные объединения, согласно только что упомянутому документу, «призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам» (п. V. 4). Убежден: именно в единстве епископского делания, пастырских усилий и общественной активности мирян наша Церковь достигнет наибольшего успеха в деле преображения мира, устрояя его жизнь по заповедям Христовым.<…>

Вопросы юридического обеспечения деятельности церковных общин

<…>В конце прошлого года Правительством РФ была утверждена концепция федерального закона о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества религиозного назначения. Соответствующий законопроект уже разработан и в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу. Он предусматривает обязанность государственных органов передавать в собственность религиозных организаций культовые здания и иные объекты религиозного назначения при наличии соответствующих обращений. Для религиозных организаций, имеющих данные объекты в безвозмездном пользовании, установлен упрощенный порядок получения их в собственность. Важным положением законопроекта является норма о государственном финансировании ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, находящихся в собственности религиозных организаций.

28 февраля 2008 г. был принят Федеральный закон, предусматривающий возможность государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых духовными образовательными учреждениями. Согласно данному закону, государственная аккредитация образовательных программ возможна лишь в случае перехода духовных образовательных учреждений на государственный образовательный стандарт. Между тем государственный образовательный стандарт по специальности «Теология» не преследует целей подготовки священнослужителей, а рассчитан на подготовку научных работников, преподавателей и воспитателей, экспертов. Цели этого стандарта и цели духовных образовательных учреждений не в полной мере совпадают. Поэтому ведется работа с представителями государственной власти по разработке государственного образовательного стандарта, который мог бы использоваться образовательными учреждениями Церкви. Важно, чтобы этот стандарт был гармонизирован с утвержденным Священным Синодом церковным образовательным стандартом высшего духовного образования специалиста в области православного богословия.<…>

Социальная деятельность

<…>Церковь не ставит себе задачу подменить государство в попечении о тех, кому необходима помощь. Но мы, православные христиане, должны своей любовью, своим неформальным, личным подходом к каждому больному, сироте, пожилому человеку восполнить ту заботу, которую люди получают от государства. Церковь может научить работников социальных учреждений относиться к страдающему не как к единице в отчетности, а как к богоподобной уникальной личности, обладающей бессмертной душой.<…>

Необходимо сознавать, что дела милосердия - это средство научения любви. Социальное служение должно восприниматься не как внешняя обязанность Церкви, а как глубоко органичное, естественное проявление христианского образа жизни. Совместные дела милосердия укрепляют приходскую общину. В наш век, когда мир устал от слов, проповедь делами любви наиболее действенна.

Работа с молодежью

Мир вокруг нас стремительно меняется. Жесткие правила конкурентной борьбы, которые диктуются рыночными отношениями, ожесточают сердца, побуждают не любить ближнего, как самого себя, а видеть в нем либо соперника, либо орудие для достижения собственных материальных или карьерных целей. Но, поистине, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). И Православная Церковь должна придти на помощь молодому человеку, раскрыть перед ним красоту и радость духовной жизни во Христе, высокий смысл служения Богу и ближнему.<…>

Одним из приоритетов нашей деятельности должно стать создание православных молодежных центров, которые, наряду с работой по непосредственному духовному окормлению детей и молодежи, могут служить штабами для разработки и осуществления новых миссионерских, духовно-просветительских и воспитательных программ. Такие центры могут быть организованы не только в областных центрах, но и в каждом городе.

Существенно помочь православному молодежному служению может развитие православных детских и молодежных организаций. При этом следует делать акцент на изучении Православия. Упомянутые организации позволяют нам не потерять тех, кто уже находится в церковной ограде, дать взрослеющим детям новый импульс в их духовном становлении и развитии, предоставить им возможность приложить свои силы и способности в служении во славу Божию и на благо ближних.

Обучение истинам веры является лишь частью воспитания православного человека. Узнавший о началах Православия ребенок взрослеет, приходит пора студенчества - и зачастую нравственная жизнь бывшего «благочестивого отрока» уже нисколько не отличается от жизни неверующих сверстников. Необходимо стремиться к тому, чтобы в процесс воспитания были максимально включены все стороны жизни ребенка или подростка. В идеале, время, которое юный человек отдает досугу, должно проходить в церковной общине и тратиться с пользой для духовно-нравственного становления личности. От пастырей Церкви и взрослых наставников зависит, станут ли нынешние молодые люди надежной опорой в церковном и общественном строительстве, или встанут на путь противодействия добру и Истине.<…>

Цели и задачи

<…>Следует развивать взаимодействие Церкви с государством и гражданским обществом, в том числе и в сфере совершенствования законодательства, чтобы достичь более высокого уровня сотрудничества в социальной сфере. Необходимо инициировать процесс получения государственной поддержки церковных проектов, направленных на разрешение насущных социальных проблем, существующих в наших обществах. Не теряющим остроты остается вопрос о государственном признании дипломов духовных школ и присваиваемых ими ученых степеней.

Надеюсь также, что в ближайшие годы нам удастся достичь значительных успехов по приобщению молодого поколения наших сограждан, обучающихся в общеобразовательных школах, к основам православной культуры. Наконец, предельно актуальными остаются задачи развития общинной жизни, просветительской деятельности, служения мирян, работы с молодежью.<…>

Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси

…На протяжении двух десятилетий, прошедших после Собора 1988 г., наша Церковь живет в условиях социальных, политических и экономических изменений, происходивших на ее канонической территории. Это время стало периодом обретения свободы, сопряженной с огромной ответственностью за просвещение миллионов людей. Нам надлежало утолить их духовную жажду и привести к воцерковлению ищущих Истину.

К сожалению, события, происходившие в данный период, не всегда носили положительный характер. И среди отрицательных явлений можно указать на широкий спектр социальных проблем, на значительное падение уровня жизни многих людей, на наплыв массовой псевдокультуры, на оскудение общественной нравственности, на рост нетерпимости и напряженности в обществе.<…>

Четыре года назад, на Соборе 2004 г., мы обсуждали проблемы, которые поставило перед нами время. И сегодня мы видим, что, Богу содействующу, многие их них в той или иной мере разрешены, а некоторые находятся в процессе разрешения. Агрессивный, не принимающий возражений секуляризм, о котором говорилось на прошлом Архиерейском Соборе, за минувшие годы не ослабел в своем стремлении ограничить спасительную миссию Церкви.<…>

Межсоборный период показал, что динамика церковного роста сохраняется. Вместе с тем следует отметить, что темпы количественных изменений опережают динамику изменений качественных. И сегодня, несомненно, важнейшим для нас делом становится духовное устроение церковной жизни, созидание человеческих душ и сердец. В этом направлении следует скорректировать и развивать нашу деятельность.<…>

Православие и забота о семье

2008 год официально объявлен в России годом семьи. Это является очевидным свидетельством заботы государственной власти о возрождении семейных ценностей и о преодолении демографического кризиса - а он поразил не только Россию, но и ряд других стран, входящих в каноническую территорию нашей Церкви.

Сегодня, к сожалению, во всем мире наблюдается девальвация института семьи. Снижается число браков, увеличивается число «неполных семей». Все больше людей воспринимает как нормальное явление случайные связи. Огромное количество разводов происходит уже в первые годы после создания семьи, и в результате значительная часть детей живет без отцов. Печальная статистика говорит, что большинство так называемых трудных подростков - это выходцы из неполных или неблагополучных семей. Епархии получают все большее число прошений о расторжении церковного брака. И в ответ нам приходится объяснять людям, что удовлетворение таких прошений не является «благословением развода», а только фиксирует сам факт распада семьи. Ибо непреложна заповедь Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

Большой проблемой стало массовое распространение сожительства без заключения брака, а значит, без малейшей ответственности друг перед другом и перед будущими детьми, рождение которых обычно и не предполагается в таких союзах, почти никогда не бывающих прочными. Необходимо объяснять, почему такой «брак» не может считаться браком вообще, а расценивается как блудное сожительство. И одновременно мы должны свидетельствовать о смысле и традициях христианского брака, дающего человеку счастье и полноту бытия. Нам также нужно решительно противостоять попыткам размыть понятие семьи, которая может быть только законным союзом мужчины и женщины, создающим достойные условия для воспитания детей.

Нельзя не упомянуть о проблеме абортов, число которых до сих пор чрезвычайно велико. Позиция Церкви в отношении данного вопроса неизменна: аборт является убийством и подлежит нравственному осуждению как тяжкий грех.

Вопросы семьи и брака тесно переплетены с демографической проблемой. Государственные власти предприняли серьезные усилия для ее разрешения. Однако становится все более очевидным, что попытки преодолеть демографический кризис только экономическими средствами, без учета духовной составляющей, обречены на провал. Ведь причины кризиса - не в кошельках, а в душах людей, и не случайно верующие люди имеют больше детей при одинаковых с неверующими экономических условиях. В бедных, но сохранивших религиозную традицию странах демографических проблем не возникает. И выход из демографического кризиса нам следует искать прежде всего в духовно-нравственном преображении личности и общества.

Церковь и общественная жизнь

<…>Святая Церковь объединяет людей поверх политических различий, и посему церковная Полнота не может быть субъектом политической борьбы. Предстоятель Церкви, Священный Синод, архипастыри постоянно высказываются по многим темам, значимым для общества. Это вполне закономерно, ведь Церковь нельзя отделить от народа и его жизни. Однако священнослужители, согласно священным канонам, не должны вдаваться в мирское управление. Определения Архиерейских Соборов нашей Церкви предписали лицам в священном сане отказаться от выдвижения своих кандидатур на выборах, от членства в партиях, от предвыборной агитации. Не может не радовать, что эти определения сегодня усвоены подавляющим большинством духовенства. Крайним исключением стали отступления от них. Надеюсь, что таких отступлений впредь никогда не будет.

Наряду с диалогом и взаимодействием с органами государственной власти, Церковь постоянно вступает в отношения с различными общественными объединениями. Это, в частности, политические партии, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, экспертные организации, творческие союзы. С кем-то из них представители Церкви ведут нелегкий диалог, отстаивая свою позицию. С кем-то мы активно сотрудничаем на благо Церкви, наших стран и народов. Контакты с различными силами гражданского общества осуществляются практически ежедневно. Представители Церкви встречаются с руководством гражданских объединений, выступают на их мероприятиях, проводят с ними совместные акции, дискутируют с ними на различных форумах и в средствах массовой информации. Все это - не просто формальные контакты, но часть миссии Церкви. Через наши взаимосвязи с гражданскими объединениями создается образ Церкви в современном мире, преодолеваются остатки изоляционизма, выражается православный взгляд на волнующие людей вопросы, укрепляется консолидация общества.

Существенное место в церковно-общественном диалоге занимает Всемирный русский народный собор. За рассматриваемый нами период состоялось четыре собора, в которых участвовали многие представители Церкви, государства и общества, принявшие ряд важных общественно значимых документов.

Все большее число общественных объединений позиционируют себя как православные. Строя свои отношения с ними, нам, архипастырям, никогда не следует забывать, что Церковь - это не только священнослужители. Это и десятки миллионов мирян, которые трудятся в самых разных областях народной жизни, включая государственное управление, политику, экономику, журналистику, культуру, науку, образование, охрану законности, ратное служение. Наши миряне, исполняя свой профессиональный и гражданский долг, должны при этом всегда поступать как истинные христиане. Именно через них Церковь оказывает позитивное влияние на жизнь наших стран и народов. И никто не должен - ни изнутри Церкви, ни извне ее - ограничивать общественной активности православных мирян. Не следует препятствовать и их самоорганизации, созданию православных общественных объединений.

Напомню, что в Основах социальной концепции РПЦ, принятых Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г., говорится: «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе» (п. V. 3).

При этом православные миряне должны быть образцом нравственности. Их общественное служение несовместимо с пороками, которые подчас свойственны современной политике и отвращают от нее многих людей. Православные общественные объединения, согласно только что упомянутому документу, «призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам» (п. V. 4). Убежден: именно в единстве епископского делания, пастырских усилий и общественной активности мирян наша Церковь достигнет наибольшего успеха в деле преображения мира, устрояя его жизнь по заповедям Христовым.<…>

Вопросы юридического обеспечения деятельности церковных общин

<…>В конце прошлого года Правительством РФ была утверждена концепция федерального закона о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества религиозного назначения. Соответствующий законопроект уже разработан и в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу. Он предусматривает обязанность государственных органов передавать в собственность религиозных организаций культовые здания и иные объекты религиозного назначения при наличии соответствующих обращений. Для религиозных организаций, имеющих данные объекты в безвозмездном пользовании, установлен упрощенный порядок получения их в собственность. Важным положением законопроекта является норма о государственном финансировании ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, находящихся в собственности религиозных организаций.

28 февраля 2008 г. был принят Федеральный закон, предусматривающий возможность государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых духовными образовательными учреждениями. Согласно данному закону, государственная аккредитация образовательных программ возможна лишь в случае перехода духовных образовательных учреждений на государственный образовательный стандарт. Между тем государственный образовательный стандарт по специальности «Теология» не преследует целей подготовки священнослужителей, а рассчитан на подготовку научных работников, преподавателей и воспитателей, экспертов. Цели этого стандарта и цели духовных образовательных учреждений не в полной мере совпадают. Поэтому ведется работа с представителями государственной власти по разработке государственного образовательного стандарта, который мог бы использоваться образовательными учреждениями Церкви. Важно, чтобы этот стандарт был гармонизирован с утвержденным Священным Синодом церковным образовательным стандартом высшего духовного образования специалиста в области православного богословия.<…>

Социальная деятельность

<…>Церковь не ставит себе задачу подменить государство в попечении о тех, кому необходима помощь. Но мы, православные христиане, должны своей любовью, своим неформальным, личным подходом к каждому больному, сироте, пожилому человеку восполнить ту заботу, которую люди получают от государства. Церковь может научить работников социальных учреждений относиться к страдающему не как к единице в отчетности, а как к богоподобной уникальной личности, обладающей бессмертной душой.<…>

Необходимо сознавать, что дела милосердия - это средство научения любви. Социальное служение должно восприниматься не как внешняя обязанность Церкви, а как глубоко органичное, естественное проявление христианского образа жизни. Совместные дела милосердия укрепляют приходскую общину. В наш век, когда мир устал от слов, проповедь делами любви наиболее действенна.

Работа с молодежью

Мир вокруг нас стремительно меняется. Жесткие правила конкурентной борьбы, которые диктуются рыночными отношениями, ожесточают сердца, побуждают не любить ближнего, как самого себя, а видеть в нем либо соперника, либо орудие для достижения собственных материальных или карьерных целей. Но, поистине, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). И Православная Церковь должна придти на помощь молодому человеку, раскрыть перед ним красоту и радость духовной жизни во Христе, высокий смысл служения Богу и ближнему.<…>

Одним из приоритетов нашей деятельности должно стать создание православных молодежных центров, которые, наряду с работой по непосредственному духовному окормлению детей и молодежи, могут служить штабами для разработки и осуществления новых миссионерских, духовно-просветительских и воспитательных программ. Такие центры могут быть организованы не только в областных центрах, но и в каждом городе.

Существенно помочь православному молодежному служению может развитие православных детских и молодежных организаций. При этом следует делать акцент на изучении Православия. Упомянутые организации позволяют нам не потерять тех, кто уже находится в церковной ограде, дать взрослеющим детям новый импульс в их духовном становлении и развитии, предоставить им возможность приложить свои силы и способности в служении во славу Божию и на благо ближних.

Обучение истинам веры является лишь частью воспитания православного человека. Узнавший о началах Православия ребенок взрослеет, приходит пора студенчества - и зачастую нравственная жизнь бывшего «благочестивого отрока» уже нисколько не отличается от жизни неверующих сверстников. Необходимо стремиться к тому, чтобы в процесс воспитания были максимально включены все стороны жизни ребенка или подростка. В идеале, время, которое юный человек отдает досугу, должно проходить в церковной общине и тратиться с пользой для духовно-нравственного становления личности. От пастырей Церкви и взрослых наставников зависит, станут ли нынешние молодые люди надежной опорой в церковном и общественном строительстве, или встанут на путь противодействия добру и Истине.<…>

Цели и задачи

<…>Следует развивать взаимодействие Церкви с государством и гражданским обществом, в том числе и в сфере совершенствования законодательства, чтобы достичь более высокого уровня сотрудничества в социальной сфере. Необходимо инициировать процесс получения государственной поддержки церковных проектов, направленных на разрешение насущных социальных проблем, существующих в наших обществах. Не теряющим остроты остается вопрос о государственном признании дипломов духовных школ и присваиваемых ими ученых степеней.

Надеюсь также, что в ближайшие годы нам удастся достичь значительных успехов по приобщению молодого поколения наших сограждан, обучающихся в общеобразовательных школах, к основам православной культуры. Наконец, предельно актуальными остаются задачи развития общинной жизни, просветительской деятельности, служения мирян, работы с молодежью.<…>