Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Трудный путь России

Андреев Г.В., доцент, кандидат юридических наук

Наша страна переживает очень сложный этап в своей многовековой истории. Значительные людские и материальные потери, понесенные Отечеством в ХХ в. во время войн, революций, репрессий и иных социальных потрясений, в том числе в период распада Советского Союза, привели к значительной потере демографического, научно-технического, интеллектуального и правоохранительного ресурса страны. По оценке В.В.Путина, в период длительного кризиса экономический потенциал страны был утрачен почти на половину [1].

Очевидно, что вопрос о причинах и последствиях развала Советского Союза ещё многие века будет сохранять историческую актуальность и практическую значимость. Учёным различных отраслей знаний предстоит определить совокупный ущерб, нанесенный системе обеспечения безопасности личности, общества и государства, который, по некоторым оценкам, в несколько раз превысил суммарные потери Советского государства за годы Второй Мировой войны, а также выяснить обстоятельства, приведшие к многочисленным испытаниям и бедам в период «перестройки».

Упразднение страны, которая ранее находилась в числе мировых лидеров, - один из наглядных уроков для суверенных государств, предметно раскрывающий необходимость ответственного отношения к судьбе Отечества, будущим поколениям при подготовке и проведении разнообразных реформ.

По мнению В.В.Путина, «крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию» [2].

Профессор, доктор философских наук Б.Чикин справедливо отмечает, что «всечеловеческая трагедия гибели СССР нуждается в глубочайшем философском осмыслении всем мировым сообществом, а не в ругательствах и обливании грязью» [3].

В целях развития нашей страны как правового демократического государства, создания надёжной системы обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности, безопасности личности и российского общества необходимо предметно исследовать внешние и внутренние причины распада мощного государства, масштаб и характер наступивших трагических последствий. Россия должна быть сильна и своей исторической памятью.

По моему мнению, к основным факторам, вызвавшим необратимые последствия для Советского Союза, могут быть отнесены следующие.

1. Безосновательное разрушение при реформировании социально-экономической и общественно-политической системы государства эффективно действовавших институтов власти, в том числе в сфере безопасности и правопорядка, обороны, здравоохранения, образования и т.д.

По моему мнению, в середине 80-х годов XX в. высшими органами страны управленческие решения принимались хаотично, не на основании фактических материалов, а руководствуясь предположениями и благими намерениями. Избирателям давались многочисленные обещания, которые не выполнялись. При этом проявлялось традиционно сдержанное отношение к прогнозам и оценкам экспертов, отечественных учёных, пренебрежение мнением опытных практических работников.

При определенном внешнем воздействии именно такой волюнтаристский подход создал условия для:

  • кумулятивного эффекта системного разрушения и значительной деформации государственной системы обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • совершения трагических ошибок уже в новейшей российской истории, произошедших в августе 1991 г., в сентябре-октябре 1993 г.

По мнению генерального директора аналитического центра «Намакон» генерал-майора в отставке Ю.Дроздова, «перестройка», «новое мышление» с самого начала были обречены на неудачу, потому что:

  • не была продумана последовательность реформ (экономическая, политическая, социальная и т.д.);
  • не была выработана достаточно внятная стратегия реформ в целом;
  • не была определена тактика осуществления их отдельных элементов;
  • не была обеспечена поддержка реформ со стороны руководителей союзных республик;
  • не были намечены пути отступления в случае неудачи;
  • не были просчитаны возможные последствия «перестройки»;
  • и главное - губительным преобразованиям подверглись все без исключения силовые структуры» [4].

Полагаю, что столь серьёзные последствия «перестройки» вызваны ещё и тем обстоятельством, что высшая школа не имела государственного заказа на подготовку специалистов для работы в экстремальных условиях системного кризиса.

При обсуждении широкого спектра проблем, связанных с «перестройкой», полезно вспомнить высказывание известного российского юриста А.Ф.Кони о том, что любая реформа обречена на провал, если она не обеспечена кадровым потенциалом. Исторический опыт и здравый смысл свидетельствуют о том, что при подготовке и осуществлении государственно-правовых, социально-экономических и общественно-политических реформ необходимо прогнозировать худшие варианты развития событий и вероятность наступления негативных последствий для реформируемой системы, масштаб и характер возможных изменений, а также вероятность достижения поставленных целей.

Принимая данные показатели за критические значения безопасности, достоверно убедившись в объективной необходимости осуществления реформ, можно разрабатывать стратегию и тактику достижения поставленных целей, при этом обязательно предусматривая многократный запас прочности в сфере безопасности личности, общества, а также органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Очевидно, что сами структуры власти не должны являться конфликтоносителями.

В частности, 16.05.1985 Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», который по существу был весьма своевременным, принёс определённую пользу, но его реализация жесткими запретительными мерами вызвала негативные последствия, в том числе:

  • разрушение системы виноделия и пивоварения, демонтаж и утилизацию дорогостоящих линий по производству пива, вырубку многих виноградников, плантаций хмеля и посевов ячменя для пивного солода, что привело к недополучению акцизных отчислений в соответствующие бюджеты;
  • стремительное распространение самогоноварения; что вызвало многочисленные злоупотребления и правонарушения, связанные с сокрытием и незаконной продажей сахара и иных продовольственных товаров, в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания;
  • унижение чести и достоинства граждан, которые в огромных очередях в магазины буквально давались за ставшими дефицитом спиртными напитками;
  • стремительное формирование преступных групп в сфере производства, транспортировки и сбыта алкогольной продукции, в первую очередь водки и т.д.

Президент академии военных наук генерал армии М.А. Гареев весьма обстоятельно высказался по проблеме гражданской ответственности. Он указал, что «главная задача государства, общества, личности состоит в том, чтобы на основе научного обоснованного прогнозирования, предвидения, разведки, досконального знания положения дел во всех отраслях деятельности, прежде всего, стремиться предотвратить и нейтрализовать назревающие угрозы, а когда это не удаётся, то оперативно реагировать и эффективно противодействовать им, обеспечивая надежную безопасность во всех сферах жизнедеятельности страны» [5].

2. Демографические, экологические, технологические и экономические последствия, связанные с взрывным разрушением четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции (26.04.1986), расположенной на территории Украины (в то время - Украинской ССР) и выброса в окружающую среду большого количества радиоактивных веществ.

Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной части США. Примерно 60% радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии [6].

Строительство саркофага (объекта «Укрытие») над разрушенным энергоблоком, проведение работ по дезактивации больших площадей территорий, эвакуация около 200 тыс. человек из зон, подвергшихся загрязнению в безопасные районы, строительство дополнительного жилья вызвало дефицит государственного бюджета.

3. Тяжёлые последствия землятресения, которое 07.12.1988 практически уничтожило город Спитак, Республика Армения (в то время - Армянская АССР), разрушило Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор) и Степанаван.

В результате природной катастрофы свыше 25 тыс. человек погибло, более 30 тыс. человек получили увечья и травмы, в том числе психологические. Всего от землетрясения пострадал 21 город, а также 350 сел, 16,5% из них были полностью разрушены. 514 тыс. человек лишились крова.

По подсчетам ученых, во время землетрясения в зоне разрыва земной коры была высвобождена энергия, эквивалентная взрыву 10 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Волна, вызванная землетрясением, обошла земной шар и была зарегистрирована сейсмографами в Европе, Азии, Америке и Австралии [6].

4. Стремительное снижение жизненного уровня терпеливого населения Советского Союза. В конце 80-годов XX в. абсолютное большинство законопослушных советских граждан потеряли свои сбережения, а рост цен, недоступность многих товаров, увеличивали социальное неравенство в обществе [7], усугубленное коллапсом системы социальной поддержки [8].

5. Финансовый кризис в СССР, вызванный плохо организованной денежной реформой 1991 г., связанной с обменом крупных рублёвых купюр [9].

Государственная казна была разорена. Впоследствии финансовая система практически полностью зависела от внешних заимствований. Одновременно происходило стремительное нарастание размеров внешнего долга, ежегодные платежи по которому превышали половину федерального бюджета [7].

В частности, по данным специалистов, аксиома валютного рынка гласит: «Хочешь убить страну - убей валюту» [9]. Эксперты отмечают, что «все умышленные или случайные ошибки в валютной политике ведут к социальным протестам с возможным распадом государства-эмитента» [9].

6. Ухудшение глобальной конъюнктуры [10]. По мнению Е.Т. Гайдара, в июне - декабре 1992 г. исполнявшего обязанности председателя Правительства РФ, именно данное обстоятельство стало одной из причин государственного банкротства СССР.

При этом центр решения глобальных мировых проблем переместился в Советский Союз, но в этот период времени руководство страны и органы государственной власти действовали хаотично и малоэффективно.

7. Демонтаж или деформация основных государственных и общественно-политических институтов, что вызвало тяжелейшие последствия для миллионов людей, глубочайший кризис сельского хозяйства. Закрома аграрно-промышленной страны были пусты. Впервые после Великой Отечественной войны в стране возродилась система талонов (карточек) на продукты питания.

Важно отметить, что, по мнению специалистов Института социологии РАН, «бесспорной доминантой массового сознания являлось представление о государстве не только как о политико-правовом, но и социальном институте и непосредственном участнике экономических отношений» [11].

Данное понятие было стремительно разрушено.

8. По оценке Н.Тихоновой, внезапный слом прежней жизни поставил общество перед идейно-мировоззренческим, ценностным и идентификационным вызовом [11].

В частности, Т.Р.Гурр справедливо указывает, что «трансформация социалистического общества в предкапиталистическое породила чувство отчужденности и изоляции, усилила акцент на узких групповых интересах» [12].

В условиях национально-государственного самоопределения многолетняя дружба народов не выдержала испытания на прочность. Давние добрые соседи стали относиться друг к другу нетерпимо, а нередко враждебно. Серьезные столкновения на национальной почве стали реальностью, а их эскалация привела к кровопролитию.

9. Борьба организованных преступных сообществ, преступных кланов за передел сфер влияния в изменяющихся социально-экономических и общественно-политических условиях, что значительно усилило межэтнические конфликты.

М.Бейссинджер полагает, что большинство открытых межэтнических конфликтов и проявлений насилия, как в СССР периода перестройки, так и в постсоветских государствах, связано со стремлением утвердить новую государственность для тех этнических групп, которые ею не обладали или обладали в ограниченной степени [12].

В 1989 г. возникло несколько очагов кровавых конфликтов в Средней Азии (Наманган, Сумгаит, Фергана, Ош, Новый Узген и т.д.), а также в Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ.

По сведениям А.В.Картунова и О.А.Маруховской, только за период с 1988 по 2001 г. на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы [13]. Со стороны внешних сил осуществлялось неприкрытое подстрекательство сепаратистов.

По данным генерал-майора Ю.И.Дроздова, в 80-90-е гг. прошлого века «Комитет государственной безопасности впервые отметил начавшийся наплыв в Среднюю Азию толп странствующих проповедников с радикальными исламскими идеями» [4].

Ю.И.Дроздов обращает внимание на тот факт, что «в Советском Союзе впервые заявил о себе этнический терроризм, самый опасный для многонационального государства вид терроризма. Самый кровавый и самый беспощадный. Одновременно начались террористические акции, которые получили название политического терроризма - тоже явно не советского (и не российского) происхождения, чему на сегодня имеется масса доказательств. Крупным проявлением политического терроризма явилось разжигание армяно-азербайджанского конфликта, для которого на момент его начала не было никаких серьезных поводов. Во всех этих событиях активно участвовали местные республиканские и некоторые московские политики, спецслужбы Турции, Великобритании, Ирана, Франции, США, а также местные криминальные кланы. Те же самые силы стояли и за событиями в Грузии. По сходным сценариям строили террористическую среду в конфликтах в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Северной Осетии, Чечено-Ингушетии. В Прибалтике активно работали спецслужбы ФРГ и США, о чем их представители впоследствии открыто говорили в западной и прибалтийской прессе» [4].

10. Неспособность отдельных высокопоставленных руководителей СССР и правоохранительных органов в сложный период масштабной трансформации страны обеспечить безопасность государства, общества и миллионов советских граждан.

Эксперты обращают внимание на то, что одной из проблем, с которой столкнулись страны с переходной экономикой, «это слабость государства, его неспособность выполнять элементарные функции, обеспечивать соблюдение общественного порядка и установленных правил» [14], что вызвало разрушение и значительную деформацию существовавших общественных отношений.

11. Отток русскоговорящих граждан из бывших советских республик, в том числе из стран Балтии, вызванный негативными изменениями в системе безопасности личности, общества и государства.

По наблюдениям специалистов, начиная с 1989 г., имело место свертывание нормальных «поисковых миграций» и увеличение стрессовых потоков. По экспертным оценкам, только из республик Средней Азии выехало около 3 млн человек, из них из Казахстана - около 2 млн человек, из Узбекистана - более 800 тыс. человек, из Киргизии - более 500 тыс. человек [15]. В частности, Н.МОмаров отмечает существенное влияние миграционных процессов на обеспечение национальной безопасности Кыргызстана в эпоху глобального развития [16].

В результате массового отъезда специалистов экономика и промышленность многих бывших республик испытывали значительные трудности. Были разрушена технологическая интеграция, экономические, транспортные связи между различными предприятиями и организациями, расположенными в бывших советских республиках.

Оставшись без рабочих мест, в условиях количественного роста населения [15] и ухудшения условий проживания, граждане государств Закавказья и Средней Азии направились в Россию в поисках работы.

12. В период борьбы за власть высшими органами союзных республик было допущено пренебрежение нормами Конституции СССР, что обусловило начало дезинтеграционных процессов, а точнее, «парад суверенитетов».

При принятии судьбоносных решений не учитывались базовые ценности демократического государства, к которым относятся верховенство закона, обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Данный подход резко девальвировал статус защищенности граждан, а также снизил правоохранительный потенциал в сфере противодействия преступности, взяточничеству, которые в настоящее время уже являются реальной угрозой для безопасности общества и российского государства.

В 90-е гг. прошлого века из всего арсенала доступных политических средств поспешно был выбран революционный метод «до основания, а затем…», который уже около века традиционно применяется в целях улучшения жизни народа и общества, но при этом всегда каждый гражданин платит чрезмерно высокую социальную цену.

В частности, по моему мнению, при реформировании Советского Союза, российского государства, союзных и федеральных органов власти, нашего общества, единственно легитимный способ, которым является перманентное совершенствование законодательства, применялся со значительным опозданием и только для закрепления достигнутых «реформаторами» результатов.

Очевидно, что при государственном строительстве и формировании гражданского общества только неукоснительное соблюдение законодательства всеми ветвями власти может обеспечить принятие эффективных мер в сфере эволюционного развития общественных отношений.

Под воздействием разрушительного потенциала внешних и внутренних угроз Советский Союз распался на многочисленные самостоятельные государства, что придало мощный импульс процессу геополитической трансформации и глобализации экономики.

Для России наступил новый период мировой истории, характеризующийся кардинальным изменением расклада геополитических сил на постсоветском пространстве, в Европе и во всём мире.

Очевидно, что в XXI веке при формировании новой мировой цивилизации принят за основу положительный опыт Советского Союза по объединению народов и стран. В частности, необходимо обратить внимание на геополитическое противоречие, связанное с тем, что бывшие республики Советского Союза, ныне независимые государства, разъединились, Военно-политический блок стран Варшавского Договора распался, а страны Европы, наоборот, объединились в Европейский Союз (ЕС), НАТО, и процесс приема новых государств активно продолжается.

При этом военно-политическими организациями и отдельными государствами цинично нарушаются практически все ранее заключенные международно-правовые договора и обязательства по обеспечению международной стабильности в Европе, что резко ухудшает безопасность России и её союзников.

В геополитическом отношении наша страна оказалась ещё больше отодвинутой от центра Европы и Евроазиатского материка, оторванной от важнейших портов Балтийского и Черного морей [5].

По оценке президента Академии военных наук генерала армии М.А.Гареева, «определяя место России в мире, приходится отдавать себе отчёт в том, что после распада СССР коренным образом изменилось и, прямо скажем, ухудшилось геополитическое и геостратегическое положение России по территории, национальному доходу и другим показателям» [5]. В частности, образовалась диспропорция между занимаемым географическим пространством и его экономическим и демографическим наполнением.

Автор согласен с суждением Ю.Феофанова о том, что «разрушать старое оказалось значительно легче, чем создавать новое» [17].

В результате в 90-е гг. XX в. под влиянием указанных и иных обстоятельств, нередко и внешнего давления, были запущены страшные по своим разрушительным последствиям общественно-политические и социально-экономические процессы.

Россия оказалась на краю пропасти истории и, по моему мнению, не без участия иностранных советников была подготовлена к падению в бездну хаоса.

Серьёзные проблемы испытывали правоохранительные и судебные системы, практически прекратилось финансирование науки, образования, здравоохранения. Культура страны в полной мере испытала на себе отрицательные последствия экономического кризиса и социально-политической нестабильности. Распадались фундаментальные научные школы, упразднялись исследовательские институты и промышленные предприятия, колхозы и совхозы.

Например, по сведениям депутата Смоленской областной Думы А.Игнатенкова, «пиком для сельского хозяйства Смоленщины стал 1977 г. Тогда, 30 лет назад, государству селянами было продано 192 тыс. т хлеба, 290 тыс. т картофеля, 112 тыс. т мяса и 637 тыс. т молока. После реорганизации сельскохозяйственного производства, осуществленной в 90-е гг., эти показатели уменьшились в 2-3 раза» [18].

По данным В.Никитина, в этот период времени был чудовищно низкий уровень жизни и общая безысходность существования, что вызвало негативные широкомасштабные социально-экономические последствия, в том числе в сфере охраны здоровья населения [19].

Полагаю, что именно в те годы был подорван человеческий потенциал нашей страны, что вызвало резкое ухудшение состояния здоровья граждан, в том числе молодого поколения, что неумолимо привело к демографическому кризису, разрушению морально-нравственных и семейных ценностей. Люди не жили, а выживали.

Например, печально знаменитый «набор из 19 продуктов питания, над обеспечением которого работала власть, предусматривал в сутки 1 г полукопченой и 1,2 г вареной колбасы, 4 г сметаны, 6 г сыра, 10 г риса, 0,4 яйца и т.д.» [19]. Соответствовал данный набор физиологическим нормам питания?

Социально-экономическую обстановку в стране в тот период времени ярко демонстрирует фрагмент беседы известного кинорежиссёра С.Говорухина с учительницей одной из сельских школ. На его вопрос: «Как живёте?» учительница, находясь в Курской художественной галерее, ответила: «Хлеб не привозят, электричество отключили, радио, газет нет. Кислород пока есть» [20].

Под тяжестью нерешенных жизненно важных проблем доведенные до отчаяния люди стихийно выходили на забастовки. Одновременно стремительно разрасталось протестное движение, в котором участвовали наиболее активные и сплочённые слои российского общества. Например, шахтеры выражали свой протест в Москве у здания Правительства Российской Федерации, перекрывали федеральные трассы» [21], в том числе Транссиб [22].

В 1992 г. в 6273 организациях были проведены забастовки, в которых принимали участие 357,6 тыс. человек, а в 1995 г. «волна» забастовок накрыла уже в 1,4 раза больше предприятий. В них участвовало 489,4 тыс. человек [23], что больше в 1,36 раза по сравнению с 1992 г.

Прогрессировала безработица. Например, в 1992 г. было 3 млн 889 тыс. безработных, а в 1995 г. - уже 6 млн 684 тыс. человек [23] (в 1,71 раза больше по сравнению с 1992 г.). В 1999 г. «армия безработных» насчитывала 8,9 млн человек, что составило 12,4% трудоспособного населения России [7] (в 2,28 раза больше по сравнению с 1992 г.).

Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы, пенсий и пособий, а пик «задолженностей» по выплатам пришелся уже на начало 1999 г. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали 2 лет [24].

Например, по данным председателя комитета Государственной Думы по образованию Г.Балыхина, после дефолта в 1999 г. долги преподавателям составляли 20 млрд руб. За 3 года со всеми рассчитались [25].

Ранее преуспевающие регионы превращались «в новые депрессивные» [26]. В частности, на протяжении большей части ХХ в. Новосибирская область была одним из наиболее динамично развивающихся регионов России [27] и, по комплексной оценке экономического потенциала, стабильно входила в первую десятку регионов РСФСР. По мнению специалистов, область имела авторитет региона с прогрессивной структурой хозяйства, сильным научно-образовательным потенциалом и интенсивно развивающимся сельским хозяйством.

Однако в период рыночных реформ высокий потенциал региона оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. Если в 1994 г. в Новосибирской области валового регионального продукта на душу населения производилось около 90% от среднероссийского уровня, то к 2002 г. он снизился в 1,2 раза (до 75,6%). Негативные тенденции были характерны и для других регионов страны...

В целях предотвращения в нашей стране социальных протестов, «маршей пустых кастрюль» иностранные государства (например, Федеративная Республика Германия) поставляли продовольственную гуманитарную помощь. Особое внимание правоохранительные органы уделяли её сохранности и доведению до детей, инвалидов, людей преклонного возраста, больных, безработных и т.д.

По всей стране миллионы людей, под давлением непреодолимых жизненных обстоятельств, вынужденно шли на печально известные с военного времени «блошиные рынки». Инженеры, врачи, учителя, рабочие и другие высококвалифицированные специалисты, труд которых всегда определяет будущее любого государства и общества, спасая от голода и холода детей, пожилых родителей, продавали свои личные вещи и продукты питания, в том числе полученные в личное пользование по линии «гуманитарной помощи».

Тяжёлое состояние дел в экономике, социальной сфере, рост преступности и, конечно, потеря многих ценностных ориентиров нанесли психологический удар обществу, частично разрушили и значительно повредили вековые традиции и устои нравственности и морали, внутренние убеждения людей, в том числе в справедливость и способность государства обеспечить безопасность граждан и общества.

В.В.Путин, выступая на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», обратил внимание на то, что в указанный период времени сформировалась порочная практика «принятия государственных решений под давлением сырьевых и финансовых монополий, медиамагнатов, зарубежных политических кругов и оголтелых популистов, когда не только национальные интересы, но и элементарные потребности миллионов людей цинично игнорировались» [24].

Свидетельством тому стало беспрецедентное ослабление всех государственных институтов, что привело к снижению уровня законности и резкому сокращению потенциала обеспечения безопасности государства, общества и рядовых граждан, масштабным разрушениям экономики, негативным изменениям в сознании миллионов граждан, сносу институтов общественной жизни в нашей стране, искажению и извращению духовно-нравственных ценностей.

Образовался вакуум власти, который, по оценке Президента России В.В.Путина, «привел к перехвату государственных функций частными корпорациями и кланами. Они обросли собственными «теневыми» группами, группами влияния, сомнительными службами безопасности, использующими незаконные способы получения информации» [28]. Нередко отечественные средства массовой информации действовали по экономическому и политическому заказу отдельных корпоративных групп.

В российском обществе противоречия переходного периода наиболее явно проявились именно в сфере экономики, т.е. материальных интересов людей. Именно здесь проявились наиболее острые проявления криминализации.

Ход истории полностью подтвердил прогноз МВД России о том, что повысится корыстная преступность, которая и будет определять общую мотивацию криминальных проявлений в стране. По оценке МВД России, это означало, что "контроль над механизмами регулирования воспроизводственных процессов не только на микро-, но и на макроуровне может перейти к организованным преступным сообществам" [29], определившим объектом своей преступной деятельности налоговую систему Российской Федерации. Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами.

В частности, по данным первого заместителя начальника Московского УВД на железнодорожном транспорте А.Степанова, 15-20 лет назад, например, по орехово-зуевскому направлению Подмосковья преступники останавливали грузовой поезд, переключая светофор на «красный», и делали набег. Вдоль полотна выкапывались землянки, в которых сотрудники милиции обнаруживали большое количество похищенных товаров - вплоть до холодильников.

На этом фоне стремительно разрастались метастазы социальных болезней, в том числе взяточничество, которое поразило все органы власти и управления, сферы здравоохранения и образования. Многократно возросла агрессивность населения и, соответственно, уровень преступности в общественных местах, электропоездах, поездах дальнего следования и т.д.

«Рэкетиры» (по-русски: бандиты, шантажисты, вымогатели), «киллеры» (убийцы), «проститутки» стали примерами для подражания молодёжи, а убийство по найму, похищение людей с целью выкупа, нанесение тяжких телесных повреждений получили широкое распространение при разрешении различных проблем в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, а также как метод урегулирования межличностных отношений.

Обострились и иные запущенные хронические болезни российского общества (в том числе алкоголизм, тунеядство), которые в значительной мере повлияли на стремительное развитие демографического кризиса. Стала падать рождаемость и стремительно росла смертность, широкое распространение получили смертельно опасные заболевания (туберкулёз, гепатит и т.д.).

После разрушения санитарно-эпидемиологических барьеров к ранее известным тяжёлым болезням присоединились новые, «заморские» недуги. Именно в тот период времени на всем постсоветском пространстве распространилось употребление наркотиков, и ВИЧ попал в очень благоприятные условия» [30]. По данным акад. РАМН В.Покровского, вирус СПИДа «проник на территорию бывшего СССР в начале 90-х, где-то в портовом городе южной Украины» [31].

При этом система здравоохранения и медицинского обслуживания получала нищенское бюджетное финансирование и фактически держалась только на преданных своей профессии врачах, медицинском персонале, которые в тяжелейших условиях спасли сотни тысяч жизней от преждевременной смерти.

К несчастью, разрушающий будущее поколение России «маховик» был запущён. По данным Всемирной организации здравоохранения ООН, сейчас «в России на каждых четырех больных ВИЧ/СПИДом приходится три наркомана в возрасте 17-30 лет» [32].

В связи с этим обстоятельством Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков России отмечает, что главным фактором риска заражения ВИЧ-инфекцией в России за последние 5 лет стали внутривенное введение наркотиков [33] и лица, практикующие коммерческий секс [31].

Новой серьезной проблемой в данной сфере становится «захват эпидемическим процессом благополучных в социальном отношении групп» [31].

Развал Советского Союза породил многочисленные разнообразные геополитические, социально-экономические и общественно-политические проблемы, которые могут быть решены российским государством, обществом, всеми гражданами при условии напряженной и ответственной работы в течение длительного времени.

Анализируя данный период нашей истории, важно выявить причины и условия, способствовавшие распаду Советского Союза, и, самое главное, выработать законодательные инициативы и предложения, исключающие повторение ошибок и просчётов в сфере обеспечения безопасности личности, общества и российского государства.

Правильное решение данной задачи имеет важное значение для сохранения территориальной целостности, суверенитета России, безопасности личности и общества.

Историк С.Шмидт справедливо отмечает, что «каждое явление рассматривается через какое-то время в двух планах: что оно значило для своего времени и какова его ценность для следующих поколений» [34].

Полагаю, что искусственно созданные экономические проблемы - только небольшая часть глобального плана сил, заинтересованных в разрушении СССР, и, возможно, садистском расчленении России, а также в развале и значительном ослаблении Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), ряда иных международных организаций, в деятельности которых Россия принимает активное участие.

Президент России В.В.Путин в своём выступлении на расширенном заседании Государственного совета, посвященного обсуждению стратегии развития России до 2020 г., подтвердил вероятность данного геополитического сценария. Он сказал, что «в условиях нового для нас типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны - Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира» [28].

По мнению генерала армии М.А.Гареева, «обострение борьбы за передел сфер влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта и усиливающаяся в связи с этим экономическая экспансия, территориальные претензии к нашей стране по всему периметру её границ, стремление некоторых держав занять на международной арене доминирующее положение и проводить политику диктата и гегемонизма, попытки ряда государств воспрепятствовать интеграционным процессам между Россией и другими странами СНГ, разрешать международные противоречия путём применения военной силы, делают все эти новые факторы опасными для безопасности России и могут перерасти в явные военные угрозы» [5].

М.А.Гареев очень точно замечает, что «после окончания холодной войны со снижением напряженности глобальной конфронтации между двумя сверхдержавами и военно-политическими блоками наиболее острые противоречия переместились на региональные, межгосударственные уровни» [5]. События на южных границах нашей страны подтверждают данный прогноз.

Президент России В.В.Путин отметил, что террористы развязали масштабную гражданскую войну, нагло вторглись в Дагестан, взрывали дома в российских городах», а «нападение боевиков на Дагестан стало прямым следствием фактического отделения Чеченской Республики от России» [24].

Начался новый этап в истории России. Очевидно, что сепаратисты и поддерживающие их международные террористические организации, преступные сообщества развернули совместное наступление, согласованное по целям, силам и средствам.

По моему мнению, перед лицом смертельной опасности российское государство оказалось беззащитным, общество - разобщенным, а правоохранительные органы - обескровленными по причине увольнения десятков тысяч высококвалифицированных специалистов, а потенциал судебной системы был значительно ослаблен поспешными реформами законодательства (например, отменой конфискации имущества как мерой наказания).

По оценке Президента России В.В.Путина, «армия была фактически деморализована и небоеготова. Денежное довольствие военнослужащих было откровенно нищенским, да и выплачивалось несвоевременно. Техника стремительно устаревала. Предприятия оборонно-промышленного комплекса задыхались в долгах, теряли кадры и производственную базу» [24].

Очевиден вопрос о причинах столь удручающего состояния дел в сфере исключительного ведения государства. В поисках ответа важно проанализировать хронологию событий начала 90-х гг. XX в. в части принятия управленческих решений в сфере обеспечения безопасности.

По моему мнению, в указанный период времени отдельные неконструктивные общественные структуры, возможно, находясь в зависимости от субъектов внешнего влияния, с целью формирования негативного отношения к уровню безопасности личности, общества и государства действовали по следующей схеме [35].

Первый этап. На фоне резкого обострения многолетних социальных проблем через некоторые печатные и электронные средства массовой информации наносились массированные, а затем «точечные удары» (с интервалом 1-2 года) по основным государственным институтам (в следующей последовательности):

  • система государственной безопасности;
  • военная организация страны;
  • органы правопорядка;
  • судебная система;
  • органы прокуратуры.

Второй этап.Во время многочисленных общественно-политических манифестаций и дискуссий, которые активно проводились в те годы, отдельными лицами формировалось крайне негативное мнение об эффективности государственного аппарата и «силовых» ведомств. Необходимо признать, что по некоторым вопросам критика была весьма объективной и конструктивной. Например, о необходимости обеспечения гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. С учётом общественного мнения был своевременно разработан и принят соответствующий Федеральный закон [36].

Третий этап.Количество критики переходило в «качество» принимаемых решений, что вызывало перманентное многолетнее реформирование правоохранительных ведомств и приводило к увольнению многих профессионально подготовленных сотрудников, а вместе с ними исчезал уникальный опыт по выявлению, пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, который правоохранителями десятилетиями собирался по крупицам и передавался от поколения к поколению. Одновременно увольнялись молодые специалисты - выпускники вузов, в том числе правоохранительных ведомств, которые оказались неподготовленными для работы в новых условиях [37], которые характеризовались широким спектром новых профессиональных задач и их сложностью.

Генерал-майор Ю.И.Дроздов справедливо отмечает, что главной «болевой точкой стал Северный Кавказ. А центром этнически-сепаратистского терроризма - Чечня» [4].

По оценке Президента России В.В.Путина, в самой Чечне был развязан террор против собственного народа:

  • убийства мирных жителей и священнослужителей;
  • работорговля, в том числе за счёт местного населения;
  • захват заложников [24].

По моему мнению, данный список может быть дополнен ещё одним направлением преступной деятельности - нанесение невосполнимого ущерба экономики.

В указанный период времени кража нефти, нефтепродуктов, в том числе из магистральных трубопроводов, приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, уклонение от уплаты налогов, вымогательства денежных средств для нужд бандитского подполья приобрели масштабный характер.

Важно отметить, что в настоящее время в Чеченской Республике кризис успешно преодолён. Сейчас динамично развиваются экономика и социальная сфера [24], эффективно работают органы власти и управления, восстановлена судебная власть, сформированы и укомплектованы органы правопорядка, сотрудники которых нередко проявляют образцы мужества и героизма. Наступило согласие в обществе.

Президент Академии военных наук генерал армии М.А.Гареев, анализируя трагические события новейшей российской истории, отмечает, что «из внутренних угроз наиболее опасными являются терроризм, сепаратистские и экстремистские националистические движения, направленные против единства и целостности России. Причём внутренние конфликты, как правило, подогреваются извне» [5].

Генерал-майор Ю.И.Дроздов справедливо отмечает, что Северный Кавказ превратился в боль России не только из-за происков иностранных спецслужб, но и из-за полного отсутствия хоть сколько-нибудь внятной национальной и региональной политики у российской власти периода руководства страной Б.Н.Ельциным, которая «сама отдала все козыри в борьбе за этот регион в руки тех, кто безуспешно этого добивался в течение нескольких столетий» [4].

М.А.Гареев, учитывая характер внешних и внутренних угроз для безопасности личности, общества и российского государства, обращает внимание на то обстоятельство, что «обеспечение национальной безопасности остаётся центральной стратегически значимой для страны задачей. Однако научная разработка проблем национальной безопасности явно отстаёт от жизни» [5].

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:

1. Об этом периоде нашей истории Президент РФ В.В.Путин в послании Федеральному Собранию РФ сказал, что "дважды за столетие в России кардинально менялся политический строй, менялись идеалы и сама жизнь" [38].

2. Безопасность личности, общества и государства - главная задача современности. Актуальность обсуждения проблем в данной сфере обусловлена их теоретической и практической значимостью, многообразием взаимосвязанных внешних и внутренних угроз, которые в условиях геополитической перестройки мира динамично видоизменяются и в будущем окажут существенное воздействие на социально-экономическую обстановку в стране.

3. Наша страна преодолевает очень сложный исторический период, обусловленный развалом Советского Союза.

По указанным и иным причинам необходимо:

  • перманентно во взаимосвязи анализировать внутренние и внешние угрозы безопасности личности, общества и российского государства;
  • спектрально рассматривать складывающуюся обстановку в стране, в том числе и при реализации миграционной политики;
  • постоянно совершенствовать законодательство в сфере безопасности;
  • законодательно урегулировать вопросы взаимодействия правоохранительных органов между собой и с гражданским обществом;
  • используя потенциал ветеранских организаций сотрудников правоохранительных органов и военной службы, ветеранов труда, восстановить систему воспитания патриотизма и гражданской ответственности.

4. Несмотря на все трудности постсоветского развития страны граждане России, а также иностранные граждане и лица без гражданства активно пользуются демократическими правами и широкими экономическими возможностями, предоставленными Конституцией РФ, российским законодательством.

***

"История нашей страны в XX веке была очень драматична. Это была история погибших людей, разрушенных надежд, и только в конце XX века Россия вышла на новый путь развития. За последние восемь лет государство сумело собраться и при поддержке Русской православной церкви, всех здоровых сил общества стало развиваться.

На сегодняшний день и жизненный уровень становится лучше у людей, и появляются новые возможности для самореализации, и мы прекрасно понимаем, что надо сделать всё для закрепления этих благоприятных тенденций. Хотел бы заверить Вас, что те особые доверительные отношения, которые сложились между государством и Русской Православной Церковью, сохранятся и будут развиваться во благо нашей Отчизны, во благо каждого проживающего в нашей стране человека."

Д.А.Медведев, Президент Российской Федерации в беседе с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 07.05.2008

Литература

1.  Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2004.

2.  Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005.

3.  Чикин Б. Спасти русскую философию. Открытое письмо Президенту России В.В.Путину // Россия. 2007. 8-14 нояб. С. 3.

4.  Дроздов Ю. Кто стоит за терроризмом в России? // Безопасность. 2004. № 69. С.13.

5.  Гареев М. Россия должна снова стать великой державой // Военно-промышленный курьер (ВПК). 2008. № 2. С. 10.

6.  http://ru.wikipedia.org/

7.  Справка фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Государственной Думе «Основные результаты законодательного обеспечения приоритетов государственной политики в 1999-2007 годах» от 20.03.2007.

8.  Лавровский И. Мифы и рифы демографии // Парламентская газета. 2007. 27 сент. С. 6.

9.  Артёмов С. Рубль собирается в международный резерв // МК. 2008. 1 апр. С. 5.

10. Гайдар Е.Т. У нас есть резервы примерно на три года плохой конъюнктуры // ВUSINESS & FM. 2007. 27 нояб. С. 5.

11. Тихонова Н. Ментальность народа // Российская Федерация сегодня. 2008. № 1. С. 31.

12. Поварницын Б.И. (www.prof.msu.ru.)

13. Картунов А.В., Маруховская О.А. Парадигмальный анализ закономерностей этнополитической конфликтологии // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. Воронеж, 2001.

14. Коммерсантъ. 2006. 26 янв.

15. Решение «круглого стола» на тему «Незаконная миграция и национальная безопасность России» (18-19.10.2007, Новосибирск).

16. Омаров Н.М. Миграционные процессы и их влияние на политику обеспечения национальной безопасности суверенного Кыргызстана в эпоху глобального развития. Дис. канд. … политол. наук. Бишкек, 2001.

17. Феофанов, Ю. Свободен тот, кто подчиняется закону // Российская Федерация сегодня. 2007. № 15. С. 2.

18. Игнатенков А. Прежде всего – спасать село // Российская Федерация сегодня. 2008. № 1. С. 26.

19. Никитин В. Стране нужны дома и колыбели // Рос. газета. 2007. 13 нояб. С. 15.

20. Говорухин С. От себя лично // Известия. 2007. 15 нояб. С. 6.

21. Мошкин М. Пролетарская «несознательность» // Время новостей. 2007. 23 нояб. С. 1.

22. Долгих А. Долг без платежа // Новые известия. 2007. 29 нояб. С. 1.

23. Труд в России (по данным Федеральной службы государственной статистики России) // Парламентская газета. 2007. 27 сент. С. 16.

24. Выступление Президента России В.В.Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» (08.02.2008). http://www.kremlin.ru.

25. Балыхин Г. Теперь за Петю некому просить // Рос. газета. Спец. выпуск. Экономика - Образование. 2008. 25 марта. С. 14.

26. Доклад Губернатора Новосибирской области на заседании Правительства Российской Федерации «О вопросах социально-экономического развития страны» (26.07.2007).

27. Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г.

28. Послание Федеральному Собранию РФ (08.07.2000). http://www.kremlin.ru.

29. Информационно-аналитические материалы к Всероссийскому совещанию по проблемам борьбы с организованной преступностью, в том числе транснациональной: Проект решения. 24.09.1999.

30. Покровский В. У нас число ВИЧ-инфицированных может приблизиться к миллиону // Новые известия. 2007. 29 нояб. С. 7.

31. Тюков Ю.А., Ларин А.Б. Вопросы правового положения ВИЧ-инфицированных лиц // Медицинское право. 2007. № 3.

32. Готчина Л.В. О межведомственном взаимодействии правоохранительных органов по профилактике наркотизма // Закон и право. 2006. № 12. С. 38.

33. Меры противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, принятые на государственном уровне. Материалы к заседанию «круглого стола» на тему: «Проблемы наркомании - противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика, лечение, медико-социальная реабилитация наркозависимых».

34. Шмид С. На наших глазах происходит обескультуривание массового населения // Время новостей. 2007. 19 нояб. С. 6.

35. Андреев Г.В. Кодекс безопасности (основания к законопроекту). М., 2007. С. 8-9.

36. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп.).

37. Управление в таможенных органах (по материалам США): Учебно-методическое пособие / Под ред. С.И.Съедина. М., 1995. С. 19.

38. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ "Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) 30.03.1999.