Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Безопасность техносферы

Пуликовский К.Б., руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ

С 2004 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - это орган государственной власти, подчиняющийся председателю Правительства Российской Федерации. Создание и функционирование Ростехнадзора отвечает законам логики. Согласитесь, большинство видов надзора, которые мы осуществляем, переплетены.

Возьмем, к примеру, надзор за безопасностью на атомных станциях. На АЭС кроме ядерного топлива, радиоактивных веществ, есть же и подъемные механизмы (краны, лифты), есть электросети, а это значит, что на АЭС мы должны осуществлять и атомный надзор, и строительный и энергонадзор. На атомной станции найдется работа и для наших специалистов по экологическому надзору. Кстати, практика показывает, что предприятия атомной промышленности в нашей стране, пожалуй, самые безопасные с точки зрения экологии.

Рассмотрим надзор горный. Как только инспектор Ростехнадзора переступает порог шахты - он начинает осуществлять горный надзор. Но ведь и в шахте есть подъемные механизмы (лифты, вагонетки), и в шахте есть электричество, и в шахты наносят порой ущерб окружающей среде.

Невозможно отделять и строительный надзор от всех иных видов нашей контрольно-надзорной деятельности. На территории Северо-Западного федерального округа мы уже опробовали, а теперь внедряем по всей стране новый подход к работе инспекторов строительного надзора. Если мы начинаем проверку строящегося или реконструируемого объекта, то на этот объект одновременно приходят и наши инспектора энергонадзора, экологического надзора, а если это объект атомной отрасли - то инспектора по ядерной и радиационной безопасности.

Неразрывно следуют друг за другом безопасность экологическая и технологическая. Не могут вредные выбросы в атмосферу существовать отдельно от некачественного оборудования, установленного на предприятии, совершающих эти выбросы. Так? Какая технология - такая экология.

Все виды надзора переплетены и на других опасных производственных объектах, находящихся под надзором наших инспекторов - на металлургических предприятиях, заводах нефтехимии, складах химических веществ.

Не может быть Ростехнадзор зависимым от того или иного ведомства. Только независимый федеральный орган способен жестко высказаться против строительства того или иного трубопровода, завода или против эксплуатации полигона опасных отходов. У каждого свои задачи. Есть Министерство природных ресурсов. Оно организовывает добычу и переработку природных ресурсов. А мы себя могли бы назвать вообще службой надзора за охраной природы. Ведь мы добиваемся сохранности природы от техногенного воздействия.

Задача Ростехнадзора - заставить собственника предприятия соблюдать требования промышленной и экологической безопасности. Именно собственник несет ответственность за соблюдения этих норм. Именно он должен устанавливать качественное оборудование, которое бы не нанесло ущерб человеку, работающему на предприятии, людям, проживающим вокруг производственного объекта, и окружающей среде.

Не все это понимают. Я всегда привожу пример атомщиков. Спросите руководителя любого предприятия атомной промышленности, кто отвечает за безопасность на производстве. Он, не задумываясь, назовет себя. А кто надзирает за тем, как Вы обеспечиваете безопасность? - спросите Вы. Он ответит - Ростехнадзор. Не понятно, почему порой владельцы нефтеперерабатывающих заводов, шахт, а иногда и местные власти считают, что ответственность несет государство в лице Ростехнадзора за безответственность работников предприятий, рабочих, инженеров или директоров. Недавно мы встречались с собственниками крупнейших угольных компаний с целью обратить их внимание на необходимость повышения уровня промышленной безопасности на шахтах. По большому счету раньше их не интересовало, что происходит на отдельно взятом предприятии. А теперь стало видно, что они включились, почувствовали свою ответственность.

Изумляют порой обвинения, которые звучат. После какой-нибудь трагедии. Начинают искать крайнего. Кто-то хочет видеть крайним Ростехнадзор. Мы - надзорный орган. Это мы найдем того, кто виноват в трагедии, которая нанесла урон технике, природе и жизни человека. Крайним надзорный орган видят те, кто сам не способен обеспечить безопасность.

Ростехнадзор в свою очередь - разрабатывает и принимает нормативные акты, нормы и правила, проводит проверки на предприятиях страны и наказывает нарушителей рублем. К сожалению, на все предприятия проверку не пошлешь, к каждому станку инспектора не поставишь, а штрафы, которые мы налагаем, настолько мизерны, что предприятию выгоднее заплатить штраф, чем купить новое оборудование. Но это только предприятию, которое не заботиться о своем имидже. Потратить средства на природоохранные мероприятия - это не обуза. Это - важное и почетное дело.

Ростехнадзор работает для государства, а, прежде всего, для человека, живущего в нашей стране. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы защитить человека в век технического прогресса. Увеличивающееся число механизмов, их сложность и опасность, не должно мешать человеку жить, работать и отдыхать. К сожалению, инспектор Ростехнадзора физически не может находиться на всех поднадзорных предприятиях. Взять, к примеру, шахты. Один инспектор по нормативам закреплен за тремя шахтами. В шахте он должен проводить треть рабочего времени. Это значит, что в одной шахте он находиться три-четыре дня в месяц. Мы ждем информацию от населения для проведения внеплановых проверок, ждем объективную информацию, сигналы о тревожной ситуации с точки зрения обеспечения промышленной и экологической безопасности. Большую часть информации о ситуации на опасных производственных объектах мы можем получить от общественности, поэтому в каждом управлении Ростехнадзора в этом году открыты общественные приемные. Ежедневно в общественную приемную ведомства поступает 20-25 телефонных звонков, десятки человек обращаются к официальному сайту в Интернете. Порой именно от граждан я получаю информацию о необходимости скорректировать работу нашего ведомства. Редкие случаи, порой, запоминаются хорошо, поэтому расскажу о них. В одном из городов России орган местного самоуправления заставил инспекторов Ростехнадзора отключить от электроэнергии коммерческие киоски, владельцы которых конфликтовали с властями. В другом городке власти пытались с помощью инспекторов закрыть предприятие, не соблюдающее санитарные нормы. Мы жестко пресекаем такое использование нашего надзорного органа. У нас есть свои полномочия, свои функции. В лишних правах и обязанностях мы не нуждаемся.

Ростехнадзор осуществляет контроль над опасными производственными объектами. Они известны, так как включены в государственный реестр. Ростехнадзор - ведомство и с многовековой историей, и одновременно новый орган государственной власти. С 2004 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет 23 вида надзора, с 2005 - 24. Теперь не ходят гуськом инспектора разных ведомств на предприятие проверять по сути дела одно и тоже - требования промышленной безопасности. Мы проводим комплексные проверки. Более того, наша работа упорядочена. Проверки проводятся согласно годовому плану. О предстоящей проверке знает руководство предприятия, знает руководитель региона. У собственника есть возможность подготовиться к встрече с инспектором Ростехнадзора - навести порядок на своем производстве - обеспечить требования промышленной и экологической безопасности, улучшить работу служб производственного контроля. Впрочем, проверки проводим мы и внеплановые - по сигналам общественности либо после каких - либо аварий и несчастных случаев на производстве. У нас в стране - 36 федеральных структур, наделенных правом ведомственного контроля. Они проводят в год 10 млн контрольных мероприятий, причем значительная часть из них является внеплановой. Необходимо координировать работу контрольных органов. Свой план на 2008 г. Ростехнадзор согласовывает с контрольным управлением Президента РФ, со Счетной палатой РФ, с министерствами и ведомствами. На какое-то предприятие мы придем вместе с инспекторами из других ведомств, а от каких-то проверок мы откажемся. Наша задача - не мешать развитию экономики, а стимулировать ее развитие.

Ростехнадзор - это инструмент в руках Правительства для наведения порядка в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. И его значение возрастает с происходящим увеличением масштабов и сложности производства и технологических процессов. В настоящее время одним из основных источников опасности для общества стала техносфера.

Можно привести следующие примеры. В настоящее время опасные химические вещества перерабатываются, хранятся и перевозятся в количествах, измеряемых от сотен миллиардов до триллионов летальных доз.

По этой причине во всем мире проблемам регулирования промышленной, экологической, радиационной и ядерной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве придают первостепенное значение. В России эта проблема была всегда, но особенно она обострилась вследствие происшедших в стране преобразований в течение последних двух десятков лет.

При рассмотрении проблем безопасности на современном этапе необходимо учитывать не только обстоятельства и причины фундаментального характера, связанные с развитием техносферы (расширением спектра опасных факторов в отраслях промышленности и энергетики за счет использования новых процессов, методов и технических средств), но также низкие темпы обновления предприятиями-владельцами основных производственных фондов, замену оборудования, выработавшего свой ресурс, недостаточные объемы его реконструкции. По оценкам экспертов изношенность основных фондов российской промышленности достигает семидесяти процентов. Старение оборудования, причем во всех отраслях, - серьезная техногенная опасность, которая грозит россиянам.

Одним исполнением контрольных и надзорных функций при решении поставленных перед Ростехнадзором задач не обойтись. Все более весомое значение приобретает деятельность различных организаций в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, связанная с проведением экспертных работ; испытаний, измерений и анализа; аттестаций персонала; сертификаций продукции, услуг, систем управления.

Ростехнадзор планирует разработать ведомственную антикоррупционную программу. Ее основой станет конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой в Нью-Йорке в 2003 г. Цель проекта - создать систему противодействия коррупции в деятельности Ростехнадзора, обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, общества от угроз, связанных с коррупцией. Ростехнадзор планирует содействовать реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах. Ведомство будет способствовать свободному освещению в средствах массовой информации фактов коррупции в рядах Ростехнадзора. Считается, что это позволит снизить вероятность возникновения коррупционных проявлений.

Мы планируем внедрить механизм досудебного обжалования, что позволит снизить уровень конфликтности между Ростехнадзором и гражданами (организациями). Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору внедрит четко работающий механизм, при котором граждане смогут обжаловать действия инспекторов Ростехнадзора в межрегиональном управлении либо в центральном аппарате Ростехнадзора.

Оштрафовать, приостановить работу предприятия - это тоже не самоцель Ростехнадзора. Наш инспектор должен быть помощником руководителя того или иного предприятия. Если директор или владелец завода не видит, какой бардак твориться на производстве, то ему должен открыть глаза Ростехнадзор, как правило, собственник благодарит инспектора и берется за устранение недостатков. Показатель работы нашего инспектора - это не гонка за количеством выявленных нарушений, а их минимизация. Свести к нулю нарушения - вот наша цель.

Переход предприятий промышленности, энергетики, разработки недр в частные руки и доминирование рыночных отношений, ставящих на первое место задачу увеличения прибыли, снижает внимание собственников к обеспечению безопасности. Жизни людей часто становятся менее значимыми, чем доходы, не говоря уже о безопасности окружающей среды.

Несмотря на снижение в последние годы числа аварий и несчастных случаев на предприятиях горнорудной промышленности, уровень безопасности в шахтах остается очень низким.

Причины несчастных случаев и аварий на горнодобывающих предприятиях носят общий характер: низкая трудовая и технологическая дисциплина среди исполнителей работ, отсутствие технических средств обеспечения безопасных условий труда, недостаточная квалификация персонала, отставание в реконструкции и техническом перевооружении, старение основных фондов.

В настоящее время Ростехнадзор разрабатывает нормативные документы, направленные на повышение безопасности угольных шахт, среди которых нормативные документы по предупреждению и локализации взрывов угольной пыли, по внезапным прорывам газа метана, по вентиляции, дегазации, по разработке нестационарных газодинамических методов расчетов аварийных режимов проветривания и др. Разрабатывается программа метанобезопасности угольных шахт России на период 2007-2010 гг. Ростехнадзором рассматривается вопрос об организации Государственного центра по безопасному ведению горных работ.

Сейчас самое сложное не просто найти нарушение в работе шахты, а заставить владельцев устранить их. Ростехнадзор уже подготовил предложения по изменениям в кодекс об административных правонарушениях РФ, которые снова введут возможность судебной приостановки горных работ, проводимых с нарушениями требований безопасности и способных привести к аварии или гибели людей.

Одно из главных направлений деятельности Ростехнадзора - это надзор за объектами атомной энергетики. В 2009 г. по просьбе Ростехнадзора специальная миссия Международного агентства по атомной энергии проверит деятельность ведомства как органа, осуществляющего надзор за организациями, отвечающими за ядерную и радиационную безопасность. Мы пригласили МАГАТЭ для проверки, в ходе которой международные специалисты дадут оценку умению соблюдать в России меры по ядерной и радиационной безопасности, что очень важно для решения амбициозных планов по развитию атомной энергетики в стране.

Президент РФ В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию РФ назвал главной задачей страны - это развитие электроэнергетики. Цель Ростехнадзора - обеспечить безопасность в ходе развития энергетических мощностей в стране. Нас очень волнует состояние линий электропередачи. Проверки показывают, что на многих сетях отсутствуют быстродействующие защиты и устройства определения мест повреждения энергосети.

Объемы добычи и экспорта углеводородного сырья в России продолжают расти. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками реализации в нашей стане грандиозных технических проектов: строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий Океан, газопроводов в Европу, строительства нефтегазовых комплексов на Сахалине. Ростехнадзор контролирует соблюдение операторами этих проектов российского законодательства в сфере эффективного освоения недр, безопасности ведения работ по их разработке, эксплуатации нефтегазового магистрального транспорта, соблюдения природоохранного законодательства.

Ростехнадзор контролирует деятельность по обращению с отходами, за охраной атмосферного воздуха, за исполнением требований законодательства об экологической экспертизе, за соблюдением общих экологических требований.

К сожалению, применяемые в нашей стране методы контроля в области охраны окружающей среды не достаточно эффективны. Платить за негативное воздействие на окружающую среду по-прежнему выгоднее, чем внедрять экологически чистые технологии и устанавливать очистные сооружения. Для изменения сложившейся ситуации необходимо использовать методы экономического стимулирования.

С 2008 г. Ростехнадзор начинает реализацию Программы ликвидации прошлого экологического ущерба, нанесенного за время советского прошлого. Проектом предусматривается создание нормативно-правовой базы, регулирующей ответственность за прошлый экологический ущерб и действия по его ликвидации, подготовка реестра экологически неблагоприятных предприятий и территорий, оценка последствий загрязнения окружающей среды и разработка плана работ по его устранению.

Появление данного проекта связано с тем, что предприятия, унаследовавшие огромное число экологических проблем от результатов их предшествующей деятельности, не в состоянии самостоятельно справиться с их решением. Еще большие трудности вызывают загрязнения предприятий и территорий, хозяин которых до сих пор не определен.

Среди наиболее значительных проблем прошлого экологического ущерба - территории, зараженные радиоактивными отходами, заброшенные шахты, территории загрязненные продуктами нефтепереработки, свалки, разрушенные могильники и хранилища опасных отходов.

Ростехнадзор принимает активное участие в реализации ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года». Необходимо обеспечить увеличение ответственности при использовании атомной энергии и усилить роль государственного регулирования безопасности использования атомной энергии, а также разработать новые методы для надзора и регулирования атомной отрасли. Для этого, Ростехнадзор подготовил предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях в отношении уголовной ответственности за нарушения законодательства в области использования атомной энергии и прав органов, осуществляющих регулирование ядерной и радиационной безопасности.

Только повышение ответственности наших промышленников перед государством может решить проблемы экологической и технологической безопасности.

Единственной стабилизирующей силой в данной ситуации может стать ужесточение государственного регулирования, и возрастание роли федеральных надзорных органов.

Может быть не всегда мы можем гордиться нашими инспекторами. К счастью, таких - меньшинство. Инспектор - это специалист высокой квалификации. Кроме того, он знает азы психологии, чтобы найти общий язык с сотрудниками поднадзорных предприятий. Он знаком с механизмом, как заставить людей прислушиваться к нему. Он хорошо ориентируется в нормативно-правовых документах. Быть инспектором не просто, но почетно.

Одно из главных направлений в работе Ростехнадзора - это нормотворчество. Наше ведомство - регулирующий орган власти. Мы руководим вопросами надзора и контроля. Поэтому мы должны дать правовую базу для наших инспекторов и для поднадзорных предприятий. Ведомство ввело в действие новые правила и требования к безопасности в сфере хранения ядерных и радиационных материалов, работе и строительства АЭС, к безопасности подъемных механизмов, документы по экологической безопасности. Мы разработали 4 концепции и проекта федеральных законов, 23 проекта постановлений Правительства Российской Федерации, 61 руководящий документ.

30% разрабатываемых нормативов ложиться на экологический блок. Ростехнадзор получил не очень хорошее наследство от ведомств, занимавшихся до 2004 г. экологией. Нам сейчас предстоит не проверками заниматься, рейдами по свалкам и помойкам, а заниматься рутинной работой - писать проекты постановлений правительства, принимать административные регламенты, издавать нормы и правила в сфере экологии. Экология может стать приоритетным национальным проектом в государстве, но мы не решим вопросы экологии, если будем считать, что ими (вопросами) должна заниматься только муниципальная власть.

Ростехнадзор подготовил список объектов в рамках нацпроектов, контроль за обеспечением безопасности на которых планируем усилить. В каждом субъекте федерации РФ есть объекты, входящие в перечень национальных приоритетных проектов. Мы определили конкретных инспекторов, которые будут отвечать за контроль соблюдения безопасности на этих объектах. Ростехнадзор не должен препятствовать реализации данных проектов, а должен давать зеленый свет. К сожалению, бывают неприятные случаи, которые не красят наших инспекторов и всю Службу. Придет инспектор на предприятие, выпишет предписание, оштрафует или вообще приостановит производственный процесс. Мы его ищем, владельцы завода его разыскивают, а он считает, что свою миссию выполнил. Нет. Наш инспектор не должен ставить цель- наказать. Инспектор Ростехнадзора - это помощник директора или главного инженера завода. Мы не оцениваем работу инспектора по принципу - чем больше нарушений, тем лучше. Нарушения нудно устранять немедленно, а лучше, чтобы вообще они не допускались.

Постепенно мы научимся замечать в сотнях тысячах предприятий страны не только их недочеты, нарушения в работе, аварии. Постепенно мы из грозного ворона, разыскивающего негативную информацию на производственном объекте, превратимся в пропагандиста передовых идей и технологий. Мы научимся благодарить руководителей предприятий, инженеров и рабочих за трепетное отношение к вопросам промышленной и экологической безопасности. В наших сводках и отчетах появятся не только отстающие предприятия, но те, кто может являться примером.

Сегодня мы требуем инспекторов Ростехнадзора постоянного повышения своей квалификации. Наш инспектор должен на равных разговаривать, отстаивать свою позицию перед главным инженером и генеральным директором любого предприятия. Руководители же наших территориальных органов должны иметь еще больший уровень знаний и опыта. Ведь им приходится убеждать в своей правоте собственников предприятий.

Не можем, к сожалению, мы утверждать, что на всех предприятиях страны меры безопасности соблюдаются. Не каждого рабочего и даже его руководителя мы можем проэкзаменовать на знание правил технологической безопасности, да и не всё эксплуатирующееся на заводах оборудование могут проверить наши инспектора, и число нарушений наших требований снижается незначительно. Тем не менее, Ростехнадзор стали уважать и прислушиваться к нашим инспекторам и руководители предприятий, и региональные власти. Мы убеждаемся в том, что выявленные нашими инспекторами нарушения повторяются очень редко в ходе повторных проверок. Организации, проводящие экспертизу промышленной безопасности, начинают заботиться о качестве проводимой ими экспертизы. Они стали проходить процедуру добровольной аккредитации в Ростехнадзоре. Таких, правда, организаций только треть от общего числа. Думаю, что нам удастся изменить существующее законодательство и навести порядок на рынке экспертизы. Недобросовестные экспертные организации просто не будут появляться на этом рынке услуг.

В 2007 году у большинства инспекторов Ростехнадзора появилась форменная одежда, увеличилось число передвижных лабораторий экологического и энергетического контроля. Мы все осознали себя единой сильной службой, работающей на благо людей, живущих в нашей стране. Мы больше узнали об истории надзорного ведомства, учредили знак имени первого руководителя Берг-коллегии Якова Брюса. У Ростехнадзора появится официальная атрибутика - флаг и герб.

В 2008 г. мы активизируем нормотворческую деятельность, проведем ревизию действующих правил и требований по соблюдению мер промышленной безопасности с учетом появляющихся новых механизмов, современных технологий, передовых решений промбезопасности. В 2008 г. каждый инспектор Ростехнадзора будет ходить на поднадзорные предприятия с ноутбуком, оснащенным программой АРМ-инспектора (автоматизированным рабочим местом инспектора). Мы привлечем к внеочередной переаттестации руководителей всех поднадзорных предприятий, на которых произошли аварии или случаи травматизма. В связи с прекращением существования РАО ЕЭС России мы подготовим новый Перечень норм и правил в сфере электроэнергетики, продолжим реализацию плана мероприятий по организации контроля за рациональным, экологически безопасным использованием и учетом объемов сжигаемого и рассеиваемого попутного газа.

Дай Бог, чтобы мы забыли про техногенные катастрофы, несчастные случаи на производстве, некачественные технологии, грязный воздух и непереработанный мусор. Наступит то время, когда Ростехнадзор будет только восхищаться высокой квалификацией рабочих, экологически чистыми технологиями, безаварийным оборудованием.

Пуликовский Константин Борисович. До 1997 г. служил в Вооруженных Силах, после увольнения работал в органах исполнительной власти Краснодарского края. В 2000-2005 гг. - полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. С 2005 г. - руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Безопасность техносферы | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Безопасность техносферы

Пуликовский К.Б., руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ

С 2004 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - это орган государственной власти, подчиняющийся председателю Правительства Российской Федерации. Создание и функционирование Ростехнадзора отвечает законам логики. Согласитесь, большинство видов надзора, которые мы осуществляем, переплетены.

Возьмем, к примеру, надзор за безопасностью на атомных станциях. На АЭС кроме ядерного топлива, радиоактивных веществ, есть же и подъемные механизмы (краны, лифты), есть электросети, а это значит, что на АЭС мы должны осуществлять и атомный надзор, и строительный и энергонадзор. На атомной станции найдется работа и для наших специалистов по экологическому надзору. Кстати, практика показывает, что предприятия атомной промышленности в нашей стране, пожалуй, самые безопасные с точки зрения экологии.

Рассмотрим надзор горный. Как только инспектор Ростехнадзора переступает порог шахты - он начинает осуществлять горный надзор. Но ведь и в шахте есть подъемные механизмы (лифты, вагонетки), и в шахте есть электричество, и в шахты наносят порой ущерб окружающей среде.

Невозможно отделять и строительный надзор от всех иных видов нашей контрольно-надзорной деятельности. На территории Северо-Западного федерального округа мы уже опробовали, а теперь внедряем по всей стране новый подход к работе инспекторов строительного надзора. Если мы начинаем проверку строящегося или реконструируемого объекта, то на этот объект одновременно приходят и наши инспектора энергонадзора, экологического надзора, а если это объект атомной отрасли - то инспектора по ядерной и радиационной безопасности.

Неразрывно следуют друг за другом безопасность экологическая и технологическая. Не могут вредные выбросы в атмосферу существовать отдельно от некачественного оборудования, установленного на предприятии, совершающих эти выбросы. Так? Какая технология - такая экология.

Все виды надзора переплетены и на других опасных производственных объектах, находящихся под надзором наших инспекторов - на металлургических предприятиях, заводах нефтехимии, складах химических веществ.

Не может быть Ростехнадзор зависимым от того или иного ведомства. Только независимый федеральный орган способен жестко высказаться против строительства того или иного трубопровода, завода или против эксплуатации полигона опасных отходов. У каждого свои задачи. Есть Министерство природных ресурсов. Оно организовывает добычу и переработку природных ресурсов. А мы себя могли бы назвать вообще службой надзора за охраной природы. Ведь мы добиваемся сохранности природы от техногенного воздействия.

Задача Ростехнадзора - заставить собственника предприятия соблюдать требования промышленной и экологической безопасности. Именно собственник несет ответственность за соблюдения этих норм. Именно он должен устанавливать качественное оборудование, которое бы не нанесло ущерб человеку, работающему на предприятии, людям, проживающим вокруг производственного объекта, и окружающей среде.

Не все это понимают. Я всегда привожу пример атомщиков. Спросите руководителя любого предприятия атомной промышленности, кто отвечает за безопасность на производстве. Он, не задумываясь, назовет себя. А кто надзирает за тем, как Вы обеспечиваете безопасность? - спросите Вы. Он ответит - Ростехнадзор. Не понятно, почему порой владельцы нефтеперерабатывающих заводов, шахт, а иногда и местные власти считают, что ответственность несет государство в лице Ростехнадзора за безответственность работников предприятий, рабочих, инженеров или директоров. Недавно мы встречались с собственниками крупнейших угольных компаний с целью обратить их внимание на необходимость повышения уровня промышленной безопасности на шахтах. По большому счету раньше их не интересовало, что происходит на отдельно взятом предприятии. А теперь стало видно, что они включились, почувствовали свою ответственность.

Изумляют порой обвинения, которые звучат. После какой-нибудь трагедии. Начинают искать крайнего. Кто-то хочет видеть крайним Ростехнадзор. Мы - надзорный орган. Это мы найдем того, кто виноват в трагедии, которая нанесла урон технике, природе и жизни человека. Крайним надзорный орган видят те, кто сам не способен обеспечить безопасность.

Ростехнадзор в свою очередь - разрабатывает и принимает нормативные акты, нормы и правила, проводит проверки на предприятиях страны и наказывает нарушителей рублем. К сожалению, на все предприятия проверку не пошлешь, к каждому станку инспектора не поставишь, а штрафы, которые мы налагаем, настолько мизерны, что предприятию выгоднее заплатить штраф, чем купить новое оборудование. Но это только предприятию, которое не заботиться о своем имидже. Потратить средства на природоохранные мероприятия - это не обуза. Это - важное и почетное дело.

Ростехнадзор работает для государства, а, прежде всего, для человека, живущего в нашей стране. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы защитить человека в век технического прогресса. Увеличивающееся число механизмов, их сложность и опасность, не должно мешать человеку жить, работать и отдыхать. К сожалению, инспектор Ростехнадзора физически не может находиться на всех поднадзорных предприятиях. Взять, к примеру, шахты. Один инспектор по нормативам закреплен за тремя шахтами. В шахте он должен проводить треть рабочего времени. Это значит, что в одной шахте он находиться три-четыре дня в месяц. Мы ждем информацию от населения для проведения внеплановых проверок, ждем объективную информацию, сигналы о тревожной ситуации с точки зрения обеспечения промышленной и экологической безопасности. Большую часть информации о ситуации на опасных производственных объектах мы можем получить от общественности, поэтому в каждом управлении Ростехнадзора в этом году открыты общественные приемные. Ежедневно в общественную приемную ведомства поступает 20-25 телефонных звонков, десятки человек обращаются к официальному сайту в Интернете. Порой именно от граждан я получаю информацию о необходимости скорректировать работу нашего ведомства. Редкие случаи, порой, запоминаются хорошо, поэтому расскажу о них. В одном из городов России орган местного самоуправления заставил инспекторов Ростехнадзора отключить от электроэнергии коммерческие киоски, владельцы которых конфликтовали с властями. В другом городке власти пытались с помощью инспекторов закрыть предприятие, не соблюдающее санитарные нормы. Мы жестко пресекаем такое использование нашего надзорного органа. У нас есть свои полномочия, свои функции. В лишних правах и обязанностях мы не нуждаемся.

Ростехнадзор осуществляет контроль над опасными производственными объектами. Они известны, так как включены в государственный реестр. Ростехнадзор - ведомство и с многовековой историей, и одновременно новый орган государственной власти. С 2004 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет 23 вида надзора, с 2005 - 24. Теперь не ходят гуськом инспектора разных ведомств на предприятие проверять по сути дела одно и тоже - требования промышленной безопасности. Мы проводим комплексные проверки. Более того, наша работа упорядочена. Проверки проводятся согласно годовому плану. О предстоящей проверке знает руководство предприятия, знает руководитель региона. У собственника есть возможность подготовиться к встрече с инспектором Ростехнадзора - навести порядок на своем производстве - обеспечить требования промышленной и экологической безопасности, улучшить работу служб производственного контроля. Впрочем, проверки проводим мы и внеплановые - по сигналам общественности либо после каких - либо аварий и несчастных случаев на производстве. У нас в стране - 36 федеральных структур, наделенных правом ведомственного контроля. Они проводят в год 10 млн контрольных мероприятий, причем значительная часть из них является внеплановой. Необходимо координировать работу контрольных органов. Свой план на 2008 г. Ростехнадзор согласовывает с контрольным управлением Президента РФ, со Счетной палатой РФ, с министерствами и ведомствами. На какое-то предприятие мы придем вместе с инспекторами из других ведомств, а от каких-то проверок мы откажемся. Наша задача - не мешать развитию экономики, а стимулировать ее развитие.

Ростехнадзор - это инструмент в руках Правительства для наведения порядка в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. И его значение возрастает с происходящим увеличением масштабов и сложности производства и технологических процессов. В настоящее время одним из основных источников опасности для общества стала техносфера.

Можно привести следующие примеры. В настоящее время опасные химические вещества перерабатываются, хранятся и перевозятся в количествах, измеряемых от сотен миллиардов до триллионов летальных доз.

По этой причине во всем мире проблемам регулирования промышленной, экологической, радиационной и ядерной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве придают первостепенное значение. В России эта проблема была всегда, но особенно она обострилась вследствие происшедших в стране преобразований в течение последних двух десятков лет.

При рассмотрении проблем безопасности на современном этапе необходимо учитывать не только обстоятельства и причины фундаментального характера, связанные с развитием техносферы (расширением спектра опасных факторов в отраслях промышленности и энергетики за счет использования новых процессов, методов и технических средств), но также низкие темпы обновления предприятиями-владельцами основных производственных фондов, замену оборудования, выработавшего свой ресурс, недостаточные объемы его реконструкции. По оценкам экспертов изношенность основных фондов российской промышленности достигает семидесяти процентов. Старение оборудования, причем во всех отраслях, - серьезная техногенная опасность, которая грозит россиянам.

Одним исполнением контрольных и надзорных функций при решении поставленных перед Ростехнадзором задач не обойтись. Все более весомое значение приобретает деятельность различных организаций в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, связанная с проведением экспертных работ; испытаний, измерений и анализа; аттестаций персонала; сертификаций продукции, услуг, систем управления.

Ростехнадзор планирует разработать ведомственную антикоррупционную программу. Ее основой станет конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой в Нью-Йорке в 2003 г. Цель проекта - создать систему противодействия коррупции в деятельности Ростехнадзора, обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, общества от угроз, связанных с коррупцией. Ростехнадзор планирует содействовать реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах. Ведомство будет способствовать свободному освещению в средствах массовой информации фактов коррупции в рядах Ростехнадзора. Считается, что это позволит снизить вероятность возникновения коррупционных проявлений.

Мы планируем внедрить механизм досудебного обжалования, что позволит снизить уровень конфликтности между Ростехнадзором и гражданами (организациями). Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору внедрит четко работающий механизм, при котором граждане смогут обжаловать действия инспекторов Ростехнадзора в межрегиональном управлении либо в центральном аппарате Ростехнадзора.

Оштрафовать, приостановить работу предприятия - это тоже не самоцель Ростехнадзора. Наш инспектор должен быть помощником руководителя того или иного предприятия. Если директор или владелец завода не видит, какой бардак твориться на производстве, то ему должен открыть глаза Ростехнадзор, как правило, собственник благодарит инспектора и берется за устранение недостатков. Показатель работы нашего инспектора - это не гонка за количеством выявленных нарушений, а их минимизация. Свести к нулю нарушения - вот наша цель.

Переход предприятий промышленности, энергетики, разработки недр в частные руки и доминирование рыночных отношений, ставящих на первое место задачу увеличения прибыли, снижает внимание собственников к обеспечению безопасности. Жизни людей часто становятся менее значимыми, чем доходы, не говоря уже о безопасности окружающей среды.

Несмотря на снижение в последние годы числа аварий и несчастных случаев на предприятиях горнорудной промышленности, уровень безопасности в шахтах остается очень низким.

Причины несчастных случаев и аварий на горнодобывающих предприятиях носят общий характер: низкая трудовая и технологическая дисциплина среди исполнителей работ, отсутствие технических средств обеспечения безопасных условий труда, недостаточная квалификация персонала, отставание в реконструкции и техническом перевооружении, старение основных фондов.

В настоящее время Ростехнадзор разрабатывает нормативные документы, направленные на повышение безопасности угольных шахт, среди которых нормативные документы по предупреждению и локализации взрывов угольной пыли, по внезапным прорывам газа метана, по вентиляции, дегазации, по разработке нестационарных газодинамических методов расчетов аварийных режимов проветривания и др. Разрабатывается программа метанобезопасности угольных шахт России на период 2007-2010 гг. Ростехнадзором рассматривается вопрос об организации Государственного центра по безопасному ведению горных работ.

Сейчас самое сложное не просто найти нарушение в работе шахты, а заставить владельцев устранить их. Ростехнадзор уже подготовил предложения по изменениям в кодекс об административных правонарушениях РФ, которые снова введут возможность судебной приостановки горных работ, проводимых с нарушениями требований безопасности и способных привести к аварии или гибели людей.

Одно из главных направлений деятельности Ростехнадзора - это надзор за объектами атомной энергетики. В 2009 г. по просьбе Ростехнадзора специальная миссия Международного агентства по атомной энергии проверит деятельность ведомства как органа, осуществляющего надзор за организациями, отвечающими за ядерную и радиационную безопасность. Мы пригласили МАГАТЭ для проверки, в ходе которой международные специалисты дадут оценку умению соблюдать в России меры по ядерной и радиационной безопасности, что очень важно для решения амбициозных планов по развитию атомной энергетики в стране.

Президент РФ В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию РФ назвал главной задачей страны - это развитие электроэнергетики. Цель Ростехнадзора - обеспечить безопасность в ходе развития энергетических мощностей в стране. Нас очень волнует состояние линий электропередачи. Проверки показывают, что на многих сетях отсутствуют быстродействующие защиты и устройства определения мест повреждения энергосети.

Объемы добычи и экспорта углеводородного сырья в России продолжают расти. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками реализации в нашей стане грандиозных технических проектов: строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий Океан, газопроводов в Европу, строительства нефтегазовых комплексов на Сахалине. Ростехнадзор контролирует соблюдение операторами этих проектов российского законодательства в сфере эффективного освоения недр, безопасности ведения работ по их разработке, эксплуатации нефтегазового магистрального транспорта, соблюдения природоохранного законодательства.

Ростехнадзор контролирует деятельность по обращению с отходами, за охраной атмосферного воздуха, за исполнением требований законодательства об экологической экспертизе, за соблюдением общих экологических требований.

К сожалению, применяемые в нашей стране методы контроля в области охраны окружающей среды не достаточно эффективны. Платить за негативное воздействие на окружающую среду по-прежнему выгоднее, чем внедрять экологически чистые технологии и устанавливать очистные сооружения. Для изменения сложившейся ситуации необходимо использовать методы экономического стимулирования.

С 2008 г. Ростехнадзор начинает реализацию Программы ликвидации прошлого экологического ущерба, нанесенного за время советского прошлого. Проектом предусматривается создание нормативно-правовой базы, регулирующей ответственность за прошлый экологический ущерб и действия по его ликвидации, подготовка реестра экологически неблагоприятных предприятий и территорий, оценка последствий загрязнения окружающей среды и разработка плана работ по его устранению.

Появление данного проекта связано с тем, что предприятия, унаследовавшие огромное число экологических проблем от результатов их предшествующей деятельности, не в состоянии самостоятельно справиться с их решением. Еще большие трудности вызывают загрязнения предприятий и территорий, хозяин которых до сих пор не определен.

Среди наиболее значительных проблем прошлого экологического ущерба - территории, зараженные радиоактивными отходами, заброшенные шахты, территории загрязненные продуктами нефтепереработки, свалки, разрушенные могильники и хранилища опасных отходов.

Ростехнадзор принимает активное участие в реализации ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года». Необходимо обеспечить увеличение ответственности при использовании атомной энергии и усилить роль государственного регулирования безопасности использования атомной энергии, а также разработать новые методы для надзора и регулирования атомной отрасли. Для этого, Ростехнадзор подготовил предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях в отношении уголовной ответственности за нарушения законодательства в области использования атомной энергии и прав органов, осуществляющих регулирование ядерной и радиационной безопасности.

Только повышение ответственности наших промышленников перед государством может решить проблемы экологической и технологической безопасности.

Единственной стабилизирующей силой в данной ситуации может стать ужесточение государственного регулирования, и возрастание роли федеральных надзорных органов.

Может быть не всегда мы можем гордиться нашими инспекторами. К счастью, таких - меньшинство. Инспектор - это специалист высокой квалификации. Кроме того, он знает азы психологии, чтобы найти общий язык с сотрудниками поднадзорных предприятий. Он знаком с механизмом, как заставить людей прислушиваться к нему. Он хорошо ориентируется в нормативно-правовых документах. Быть инспектором не просто, но почетно.

Одно из главных направлений в работе Ростехнадзора - это нормотворчество. Наше ведомство - регулирующий орган власти. Мы руководим вопросами надзора и контроля. Поэтому мы должны дать правовую базу для наших инспекторов и для поднадзорных предприятий. Ведомство ввело в действие новые правила и требования к безопасности в сфере хранения ядерных и радиационных материалов, работе и строительства АЭС, к безопасности подъемных механизмов, документы по экологической безопасности. Мы разработали 4 концепции и проекта федеральных законов, 23 проекта постановлений Правительства Российской Федерации, 61 руководящий документ.

30% разрабатываемых нормативов ложиться на экологический блок. Ростехнадзор получил не очень хорошее наследство от ведомств, занимавшихся до 2004 г. экологией. Нам сейчас предстоит не проверками заниматься, рейдами по свалкам и помойкам, а заниматься рутинной работой - писать проекты постановлений правительства, принимать административные регламенты, издавать нормы и правила в сфере экологии. Экология может стать приоритетным национальным проектом в государстве, но мы не решим вопросы экологии, если будем считать, что ими (вопросами) должна заниматься только муниципальная власть.

Ростехнадзор подготовил список объектов в рамках нацпроектов, контроль за обеспечением безопасности на которых планируем усилить. В каждом субъекте федерации РФ есть объекты, входящие в перечень национальных приоритетных проектов. Мы определили конкретных инспекторов, которые будут отвечать за контроль соблюдения безопасности на этих объектах. Ростехнадзор не должен препятствовать реализации данных проектов, а должен давать зеленый свет. К сожалению, бывают неприятные случаи, которые не красят наших инспекторов и всю Службу. Придет инспектор на предприятие, выпишет предписание, оштрафует или вообще приостановит производственный процесс. Мы его ищем, владельцы завода его разыскивают, а он считает, что свою миссию выполнил. Нет. Наш инспектор не должен ставить цель- наказать. Инспектор Ростехнадзора - это помощник директора или главного инженера завода. Мы не оцениваем работу инспектора по принципу - чем больше нарушений, тем лучше. Нарушения нудно устранять немедленно, а лучше, чтобы вообще они не допускались.

Постепенно мы научимся замечать в сотнях тысячах предприятий страны не только их недочеты, нарушения в работе, аварии. Постепенно мы из грозного ворона, разыскивающего негативную информацию на производственном объекте, превратимся в пропагандиста передовых идей и технологий. Мы научимся благодарить руководителей предприятий, инженеров и рабочих за трепетное отношение к вопросам промышленной и экологической безопасности. В наших сводках и отчетах появятся не только отстающие предприятия, но те, кто может являться примером.

Сегодня мы требуем инспекторов Ростехнадзора постоянного повышения своей квалификации. Наш инспектор должен на равных разговаривать, отстаивать свою позицию перед главным инженером и генеральным директором любого предприятия. Руководители же наших территориальных органов должны иметь еще больший уровень знаний и опыта. Ведь им приходится убеждать в своей правоте собственников предприятий.

Не можем, к сожалению, мы утверждать, что на всех предприятиях страны меры безопасности соблюдаются. Не каждого рабочего и даже его руководителя мы можем проэкзаменовать на знание правил технологической безопасности, да и не всё эксплуатирующееся на заводах оборудование могут проверить наши инспектора, и число нарушений наших требований снижается незначительно. Тем не менее, Ростехнадзор стали уважать и прислушиваться к нашим инспекторам и руководители предприятий, и региональные власти. Мы убеждаемся в том, что выявленные нашими инспекторами нарушения повторяются очень редко в ходе повторных проверок. Организации, проводящие экспертизу промышленной безопасности, начинают заботиться о качестве проводимой ими экспертизы. Они стали проходить процедуру добровольной аккредитации в Ростехнадзоре. Таких, правда, организаций только треть от общего числа. Думаю, что нам удастся изменить существующее законодательство и навести порядок на рынке экспертизы. Недобросовестные экспертные организации просто не будут появляться на этом рынке услуг.

В 2007 году у большинства инспекторов Ростехнадзора появилась форменная одежда, увеличилось число передвижных лабораторий экологического и энергетического контроля. Мы все осознали себя единой сильной службой, работающей на благо людей, живущих в нашей стране. Мы больше узнали об истории надзорного ведомства, учредили знак имени первого руководителя Берг-коллегии Якова Брюса. У Ростехнадзора появится официальная атрибутика - флаг и герб.

В 2008 г. мы активизируем нормотворческую деятельность, проведем ревизию действующих правил и требований по соблюдению мер промышленной безопасности с учетом появляющихся новых механизмов, современных технологий, передовых решений промбезопасности. В 2008 г. каждый инспектор Ростехнадзора будет ходить на поднадзорные предприятия с ноутбуком, оснащенным программой АРМ-инспектора (автоматизированным рабочим местом инспектора). Мы привлечем к внеочередной переаттестации руководителей всех поднадзорных предприятий, на которых произошли аварии или случаи травматизма. В связи с прекращением существования РАО ЕЭС России мы подготовим новый Перечень норм и правил в сфере электроэнергетики, продолжим реализацию плана мероприятий по организации контроля за рациональным, экологически безопасным использованием и учетом объемов сжигаемого и рассеиваемого попутного газа.

Дай Бог, чтобы мы забыли про техногенные катастрофы, несчастные случаи на производстве, некачественные технологии, грязный воздух и непереработанный мусор. Наступит то время, когда Ростехнадзор будет только восхищаться высокой квалификацией рабочих, экологически чистыми технологиями, безаварийным оборудованием.

Пуликовский Константин Борисович. До 1997 г. служил в Вооруженных Силах, после увольнения работал в органах исполнительной власти Краснодарского края. В 2000-2005 гг. - полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. С 2005 г. - руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).