Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Материалы XVI Рождественских чтений "Православные ценности и современное образование" (Москва, 27.01-02.02.08)

Выступление Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко

<…>Тема сегодняшних чтений "Православные ценности и современное образование" побуждает нас обсуждать проблемы, связанные с важнейшими ценностями современного российского общества (личность, семья, Родина, духовность, патриотизм).

Не случайно Президент РФ В.В.Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ в 2007 г. сказал, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.<…>

Среди школ-победителей национального проекта есть школы, образовательные программы которых основаны на православных традициях. Например, в Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского (Академгородок, Новосибирск) изучение духовно-нравственной культуры начинается в начальной школе, продолжается в основной и углубляется на старшей ступени полной общеобразовательной школы для того, чтобы помочь ученику вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В 2005 г. эта гимназия вошла в десятку победителей Всероссийского конкурса "Лучшие школы России - 2005", а в 2006 г. - в число победителей конкурса, проводимого в рамках Приоритетного национального проекта "Образование".

Этот пример говорит о том, что общество хочет видеть современного человека образованным, нравственным, готовым к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, ответственным за судьбу страны. Поэтому в Закон РФ "Об образовании" внесена поправка, что основная задача образования - это формирование духовно-нравственной личности.

Воспитательный потенциал и гуманистическое содержание на сегодня стали важнейшими показателями при экспертизе министерством учебной литературы. Мы утверждаем перечень организаций, издающих учебники, допущенные к использованию в образовательном процессе, для повышения ответственности издателей за качество продукции.

Не могу здесь в очередной раз не отметить сотрудничество министерства и Русской Православной Церкви по изданию и распространению Православной энциклопедии. Более качественного издания по истории всех религиозных традиций сегодня в России нет.

Нашей совместной рабочей группой по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования разработано примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и епархии Русской Православной Церкви, направленное во все регионы. По нашим данным, в каждом втором субъекте РФ подобные соглашения уже действуют. Поэтому в ходе конференции, прошедшей в декабре прошлого года в г. Калуге, было рекомендовано всем регионам разработать подобные документы.

Знакомство обучающихся с историей и культурой православия и других религий, на мой взгляд, не может и не должно замыкаться в рамках классно-урочной системы обучения.

Огромные возможности в этом направлении предоставляет система дополнительного образования детей через реализацию авторских образовательных программ в области христианской этики, морали, культуры, духовно-нравственного воспитания. В этом же ряду следует отметить и различные формы дополнительного религиозного образования (воскресные школы), которые одновременно с глубоким изучением православия прививают ученикам уважительное отношение к иным взглядам, другим религиям.

Во многих регионах России созданы центры христианской духовной культуры.

В практической деятельности педагогов активно используются такие формы работы, как:

  • организация экскурсий в музеи (залы русской иконописи), заочных экскурсий по святым местам;
  • реализация социальных программ по изучению родного края, истории, традиций, культуры;
  • проведение совместно с представителями Российской Православной Церкви детских творческих конкурсов, православных лагерей.

Для поддержки этих процессов министерством реализуется специальная ведомственная программа "Развитие воспитания в системе образования" на 2008-2010 гг. В ее рамках в этом году планируется провести Всероссийский конкурс организаторов воспитательного процесса "Воспитать человека".

Одним из способов повышения интереса детей к данной теме могло бы стать проведение олимпиады школьников по истории и культуре православия в соответствии с утвержденным министерством в прошлом году положением. Это, несомненно, вызовет повышение интереса к культуре и истории нашей страны, неразрывно связанной с православной традицией.

Для этого потребуется очень серьезная совместная работа Русской Православной Церкви с Российским советом олимпиад школьников во главе с ректором Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова В.А.Садовничим, который, без сомнений, поддержит эту идею, одобренную на конференции в г. Калуге.

Особо хотелось бы отметить наше продвижение в совместной законотворческой деятельности. В прошлом году удалось найти консолидированное решение по вопросу реализации в духовных образовательных учреждениях программ на основе государственных образовательных стандартов и их государственной аккредитации. Этот законопроект был одобрен Государственной Думой прошлого созыва в первом чтении, в феврале 2008 г. состоится его второе чтение.

Сегодня создается новое поколение государственных образовательных стандартов, призванное расширить возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития и самореализации обучающихся.

При этом стоит помнить, что навязывание любых догм сверху одинаково неприемлемо на любом уровне (федеральном, региональном или муниципальном). Во главе всего должны быть человеческие ценности. Поэтому для нас всех важно, чтобы с самого начала была предусмотрена свобода выбора для родителей и учеников - главных заказчиков образовательного процесса.

С учетом тысячелетней традиции, опыта и авторитета Русской Православной Церкви мы продолжаем сотрудничать по включению духовно-нравственной составляющей в образовательный процесс школы.

Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура", разработанная Российской Православной Церковью, направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов. Уже в январе этого года состоялись первые слушания результатов проделанной академией работы. Надеемся, что прошедшая в г. Калуге конференция побудит другие религиозные организации и конфессии более активно сотрудничать с министерством и академией по разработке духовно-нравственного содержания образования, доступного для всех детей.

Здесь же нельзя обойти вниманием судьбу ребят, обделенных семейным счастьем, оставшихся без внимания и заботы родителей. Сегодня во всех регионах развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формируется институт приемной семьи, число таких семей и детей в них постоянно растет. Во многих субъектах РФ предусмотрено патронатное воспитание детей (Владимирская, Калужская, Курская и другие области). В Белгороде, Тамбове и других регионах создаются семейные детские дома. В ряде регионов (Республика Татарстан, Краснодарский край, Тверская, Новгородская и другие области) действуют детские дома и приюты при храмах и монастырях.

Нередки случаи, когда православные священники сами усыновляют или берут под опеку детей, оставшихся без попечения родителей. Низкий поклон всем тем, кто помогает детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, со сложными судьбами и характерами, обрести семейное тепло и уют. Дети (а это, как правило, дети с непростой судьбой) находят там заботу и защиту, и эту деятельность необходимо поддерживать как морально, так и материально.

Мы живем в сложном, противоречивом и не всегда дружелюбном мире. И в радости, и в заботах мы всегда находим поддержку и опору именно в семье, среди близких людей. Не умаляя значения школы, трудовой деятельности, друзей, можно утверждать, что основы наших успехов закладываются и развиваются в первую очередь в семье.

Для российского общества традиционной является большая многопоколенная семья - родители и дети, бабушки и дедушки, внуки и правнуки. Именно она способна научить своих членов поддерживать тесные отношения друг с другом, поддерживать благоприятный духовно-нравственный климат.

Не случайно наступивший год указом Президента РФ объявлен Годом семьи, поэтому основные перспективы нашего сотрудничества в этом году связаны с содействием развитию этого важнейшего социального института современного общества. Министерством реализуется Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. В этом деле трудно переоценить результаты творческих конкурсов "Моя семья", "Предки, о которых я хочу рассказать", которые проводят во многих областях (Саратовской, Вологодской и др.) органы управления образованием совместно с епархиальными управлениями.

В заключение не могу не сказать о тех, от кого зависит успех всех нововведений в образовании - об учителях. От личностных и профессиональных качеств педагога, его нравственных принципов, гармоничности духовного мира в первую очередь зависит позитивный результат воспитания и обучения. Поэтому одним из важнейших объектов нашего взаимодействия должна стать система педагогического образования, ее привлекательность для абитуриентов и авторитетность для работодателей - ведь не секрет, что среди выпускников педагогических вузов едва ли каждый третий идет на работу в школу.

От нас, собравшихся здесь, зависит, какие будут сформированы новые государственные стандарты педагогического образования, какие в них будут заложены требования к выпускникам педагогических вузов, в какой степени удастся определить будущий привлекательный для общества, государства и личности контур этой системы.

Не случайно Государственная Дума 5-го созыва одобрила в первом чтении законопроект, запрещающий занятие педагогической деятельностью имеющим судимость и недееспособным лицам.

Министерство совместно с Московской патриархией уже второй раз по инициативе полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко определяет номинантов премии "За нравственный подвиг учителя" за достижение значительных результатов в области воспитания и образования.

В прошлом году инициативу Центрального федерального округа по проведению этого конкурса поддержали Приволжский, Сибирский, Уральский федеральные округа. Так что сегодня у нас есть возможность приветствовать Учителей с большой буквы из самых разных регионов нашей необъятной страны, которые подают своим коллегам и всем нам пример многолетнего высокого качества обучения и воспитания учащихся, внедрения инновационных разработок в сфере образования, содействующих развитию личности гражданина России.

Только совместно, объединив усилия государства и общества, задействуя семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения ХХI в., а значит, и процветания России.<…>