Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Проблемы обеспечения экономической безопасности российского Дальнего Востока и пути их решения

Андреев Г.В., доцент, кандидат юридических наук

Президентом нашей страны В.В.Путиным перед Правительством России, Советом Федерации РФ, федеральными органами исполнительной власти поставлены масштабные задачи по динамичному развитию Сибири и Дальнего Востока. В этих целях приняты соответствующие федеральные и региональные программы, выделены значительные материальные средства и ресурсы.

В этой связи В.В.Путин перед своим Полномочным представителем в Дальневосточном федеральном округе О.А.Сафоновым одной из первых поставил задачу обеспечить декриминализацию региона.

Безусловно, особое внимание при выполнении поручения Президента России будет обращено на принятие исчерпывающих законодательных и организационных мер по обеспечению экономической безопасности и правопорядка в регионе, в том числе и в связи с подготовкой заседания АТЭС. Уверен, что одним из направлений совершенствования региональной системы безопасности является совместная согласованная работа компетентных органов России и Китая в сфере обеспечения правопорядка.

В настоящее время нашу страну связывают дружественные отношения с Китайской Народной Республикой. Китай - наш стратегический партнер.

По данным первого заместителя Председателя Правительства России Д.А.Медведева, "в ходе визита в Российскую Федерацию Председателя КНР Ху Цзиньтао в марте этого года было подписано более 20 соглашений на сумму, превышающую 4 млрд долл. Это вполне практические результаты нашего Года в Китае и Года наших друзей в Российской Федерации. Причем 500 млн долларов из этих соглашений - это соглашения о поставках машинно-технической продукции из России в Китай, что для нас является сверхактуальным и очень важным" [11]. Например, только в 2007 г. в рамках межгосударственной программы "Год Китая в России" проведены около 250 различных экономических форумов, научных конференций, выставок, спортивных и культурных мероприятий [11].

За 9 месяцев 2007 г. объем торговли между Россией и Китаем достиг 34,9 млрд долл. [11].

Россияне с уважением и симпатией относятся к трудолюбивому народу Китая, к великой многовековой китайской культуре, искренне радуются бурному экономическому росту и современным успехам Поднебесной. По данным экономистов, "Китай демонстрирует устойчивый ежегодный прирост ВВП свыше 9%" [7] и "к 2020 г. валовой национальный продукт нашего восточного соседа составит 8 трлн долл." [7]. Прямые зарубежные инвестиции в китайскую экономику (670 млрд долл.) почти в 15 раз превышают аналогичный показатель для России.

По нашему мнению, инвестиционная привлекательность Китая связана с принимаемыми мерами по противодействию преступности и коррупции. Интересен концептуальный подход властей Китая к данной проблеме. В Китае считают, что "если мы будем бороться с коррупцией, то потеряем партию, но если не будем - потеряем государство" [7].

Важно отметить, что внешнеэкономические связи Китая равномерно сбалансированы между США, ЕС (по 15% внешней торговли КНР) и Восточной Азией: Японией, Южной Кореей, АСЕАН (по 8-12%) [7], что, скорее всего, является свидетельством удаленности от основных международных структур и государств. Самостоятельность Китая обеспечивают "огромные трудовые ресурсы - объективный фактор подъема китайской экономики" [7]. Диверсифицированная экономика делает Китай политически защищенным от внешних воздействий.

Конечно, в период значительного укрепления партнерских отношений между нашими странами можно говорить только о несомненных успехах и достижениях, но наибольший эффект в сфере региональной экономической безопасности будет достигнут при честном и откровенном разговоре о существующих проблемах в вопросах взаимодействия правоохранительных органов. Уверен, что именно данный диалог позволит выработать эффективные законодательные и организационные решения, которые в дальнейшем могут быть использованы в межгосударственных отношениях с другими приграничными государствами (с Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан и т.д.).

За многие столетия, в том числе в прошлом веке, российско-китайские межгосударственные отношения прошли испытания на прочность. Были периоды взаимной симпатии и дружбы, девизом этого времени являлись слова "русский, китаец - братья навек", и дни всенародной скорби по 32 советским пограничникам, погибшим при обороне Государственной границы, но не уступившим ни пяди территории нашей Родины перед натиском многократно превосходящих по численности маоистских провокаторов. Трагические события, связанные с пограничным территориальным спором из-за острова Даманский [3, 10] (в ночь на 02.03.69 около 300 китайских военнослужащих захватили остров на реке Уссури, оборудовав на нем огневые позиции), вызвали справедливый гнев и возмущение всех советских людей.

Полагаю, что исторический опыт обязывает нас внимательно изучать и критически относится ко всем позитивным и негативным тенденциям в социально-экономическом развитии наших соседей, к анализу имеющихся проблем, которые напрямую или косвенно оказывают существенное влияние на обеспечение безопасности личности, общества и российского государства.

Особое внимание необходимо обращать на следующие аспекты развития нашего восточного соседа:

  • перманентно возрастающий потенциал экономический безопасности;
  • эффективность деятельности правоохранительных органов по противодействию влияния организованных преступных сообществ и взяточников на отдельные сферы китайской экономики и т.д.
  • рост политического авторитета КНР в международных отношениях;
  • перманентное влияние на динамику экономического развития всего региона Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Особенности экономического развития Китая

Важно отметить, что Китай в экспортной политике делает ставку на наукоемкие товары, при этом обеспечивая надлежащие меры информационной и технологической безопасности. Иностранный капитал в силу созданных условий стал источником экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств [7].

По сведениям члена-корреспондента РАН В.Михеева, "на Китай сегодня приходится около 4% мирового рынка программного обеспечения, что в 1,5 раза больше доли Индии и в 5 раз больше доли России" [7]. Для сравнения "из 10 китайских официальных "долларовых" миллиардеров половина занята именно в "экономике знаний", а не в энергетическо-сырьевом бизнесе, как в России".

По мнению специалистов, у нас в стране иностранный капитал направляется главным образом в сырьевой сектор либо на производство продукции внутрироссийского потребления, составляя болезненную конкуренцию собственно отечественному производителю [7].

По мнению В.Михеева, при нынешних темпах экономического развития к 2020 г. ВВП России будет в 4-5 раз меньше китайского. Он также полагает, что "такое отставание создаст стратегические вызовы малонаселенным регионам Сибири и Дальнего Востока и ослабит геополитические позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе" [7.

Разумеется, это способствует демографической экспансии со стороны Китая. И на практике мы становимся свидетелями того, как быстро заполняется наш Дальний Восток представителями Поднебесной. По оценкам специалистов, уже сегодня плотность населения районов российского Дальнего Востока и северных районов Китая различается в 16 раз [5]. По статистике, в Иркутской области на 1 км2 территории приходится менее 10 человек, а по другую сторону границы счет идет на миллионы, "и на квадратные километры распределить их практически нереально" [4].

Уже сейчас образующиеся демографические пустоты активно заполняют иностранные мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные потоки китайских мигрантов, организуемые мафиозными структурами, направлены на Дальний Восток [8].

Не менее тревожная обстановка складывается в сфере экономики. По оценке некоторых экспертов, "по существу Россия проиграла Китаю в состязании за привлечение капиталов на Дальнем Востоке" [8]. Данное мнению подтверждает губернатор Хабаровского края В.Ишаев, который считает, что "Дальний Восток обособили от экономики России. Если в застойные времена 75% всей продукции, которую мы выпускали, поставлялась на внутренний рынок России, то сегодня только 4%. Законодательно мы закреплены как сырьевой придаток передовых, хорошо развивающихся стран (Япония, Китай, Корея)" [8]. По его мнению, очень высокие транспортные тарифы мешают полноценной связи с другими субъектами Федерации, необходима структурная перестройка промышленности и т.д.

По оценке китаеведа А.Островского, "российские рыночные реформы, сопровождавшиеся полным отказом от государственного регулирования экономики, не способствовали тому, чтобы регион стал привлекательным для инвесторов.

Дефицит строительных материалов в Китае как один факторов развития "теневого рынка" в сфере лесозаготовок в России

В настоящее время в экономическом развитии нашей страны и Китая много общего. В частности, осуществляется масштабное строительство жилья, промышленных предприятий и социальных объектов, но темпы и динамика производства работ разные. В Китае строительных организаций в 5,2 раза меньше, но они строят в 22,5 раза больше. По сведениям Ассоциации строителей России, в нашей стране зарегистрировано 260 тыс. строительных компаний, которые строят примерно 60 млн м2 жилья в год, в то время как 50 тыс. строительных организаций в Китае ежегодно возводят 1 млрд 350 млн м2 [2].

Перманентно увеличивающиеся темпы и объемы всекитайских строек (Пекин, Шанхай и т.д.) требуют в значительных объемах разнообразных строительных материалов, в том числе древесину и пиломатериалы, что создает существенные проблемы в поисках источников сырья. Например, собственные лесные угодья китайскими властями строго оберегаются, что вызывает масштабную экспансию китайских предпринимателей в поисках сырья в российскую тайгу. По данным руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) А.Рощупкина, "в прошлом году через российско-китайскую границу перевезено около 15 млн м3 леса, что соразмерно с общероссийским экспортом - 50 млн м3" [6]. По результатам проверок установлено, что вагоны с лесом "как правило, идут с перегрузом в пределах от 3 до 14 м3, из-за чего неучтенный вывоз достигает 500 тыс. м3 в год" [6]. Основным способом совершения преступных действий является пересортица, т.е. древесина ценных пород выдается за низкосортную. И это данные только по одной отрасли и в одной области.

По мнению специалистов, именно несовершенство российского законодательства предопределяет хищническое истребление национального богатства. В частности, принятие нового Лесного кодекса с попыткой упразднения лесхозов и передачи их функций арендаторам вызвала на Дальнем Востоке панику, т.к. "огромные лесные массивы могут просто перейти под прямой контроль китайского бизнеса" [8].

Отсутствие традиционных продуктов питания в Китае как основание для незаконной экономической деятельности

По мнению специалистов, китайские мафиозные структуры эксплуатируют Дальний Восток и Сибирь прежде всего как сырьевой придаток [8]. Организованный характер носят контрабанда и браконьерство природных таежных и морских богатств российского дальневосточного региона. Преступные группы незаконно вывозят в Китай:

  • женьшень, папоротник и другие растения, включенные в Красную книгу;
  • кедровый орех;
  • трепанг и кальмара (30.09.04 в Тихом океане в исключительной экономической зоне России российские пограничники задержали китайское рыбопромысловое судно. У браконьеров обнаружено 906 тонн свежемороженого кальмара) [12];
  • шкуры тигров (в январе 2007 г. в пос. Хороль Приморского края сотрудниками ДПС при досмотре автомобиля обнаружены 3 тигриных шкуры, 531 рог сайгака, 8 лап тигра, 283 лапы медведя).
  • медвежью желчь;
  • лягушек и черепах;
  • осетровые породы рыб (05.06.07, по данным РИА "Новости", российские пограничники в Приморье уничтожили 61 км рыболовных сетей, изъятых у китайских браконьеров).

Меры, предусмотренные российским законодательством к нарушителям, принимаются. Прокуратурой Ханкайского района Приморского края возбуждено уголовное дело в отношении двух китайских контрабандистов. Их обвиняют в незаконном пересечении Государственной границы РФ и покушении на контрабанду. Граждане КНР В.Ч. и С.И. 17.08.07 ночью незаконно пересекли Государственную границу России на озере Ханка и направились в устье реки Вторая Речка. Здесь они попытались погрузить в лодку 500 медвежьих лап, шкуры и кости амурского тигра общей стоимостью более 900 тыс. руб. При попытке вернуться в Китай, по данным ИТАР-ТАСС, контрабандисты были задержаны пограничниками.

Китайские браконьеры нещадно уничтожают флору и фауну на территории нашей страны. В частности, для добычи лягушек они используют электроток, сильнодействующие химические реактивы, в том числе разнообразные кислоты.

По оценке специалистов, "китайские браконьеры уничтожили промысловое стадо осенней кеты на Уссури, они становятся практически полновластными хозяевами миграционных путей ценных пород рыб - кеты, калуги, осетровых нерестилищ" [8].

По мнению экспертов, масштабы незаконного лова и контрабанды рыбы достигли таких размеров, что только их пресечение позволит резко усилить проблемы финансирования регионов Сибири и Дальнего Востока.

Интеграция организованных преступных сообществ в сферу приграничной "теневой экономики"

По оценкам В.Номокнова, на Дальнем Востоке происходит интенсивная интеграция российских и китайских мафиозных структур [8]. В Уссурийске триады строят взаимоотношения с местными лидерами криминального мира на сугубо деловой основе. Представители российских организованных преступных группировок помогают скупать здесь металл и переправлять его за границу.

Данную точку зрения разделяет А.Репецкая, которая также полагает, что между российскими и китайскими преступными группами при совершении противоправных действий существует специализация [8]. Одни сырье воруют, а другие его контрабандно вывозят за границу. Данное явление можно назвать "международной криминальной интеграцией".

Профессор В.Собольников обратил внимание на то обстоятельство, что в 2002-2005 гг. наметилась тенденция регистрации китайскими организованными преступными группами предприятий на подставных лиц - граждан России, что позволяет фактическим руководителям данных фирм или коммерческим структурам Китая уклоняться от налогообложения [8]. С ним согласен В.Овчинский, который отмечает, что "отставные китайские генералы и агенты спецслужб активно участвуют в легальных и нелегальных коммерческих операциях на Дальнем Востоке, скупая собственность, нанимая рабочих и контролируя самые прибыльные виды бизнеса" [8, С. 75]. При этом китайцы немедленно копируют обычные российские методы уклонения от уплаты налогов, но делают это гораздо успешнее. По его наблюдениям, если вначале китайцы добывали товар сами, то сейчас на них работает местное население, которое китайские преступные группы нанимают для обработки сельскохозяйственных угодий. Иными словами, китайские «мигранты» вместо того чтобы восполнять трудовые ресурсы, нещадно эксплуатируют российское население. "Мафия никогда не становится трудовым ресурсом" [8].

Транснациональный преступный бизнес наносит невосполнимый ущерб экономике России, ее национальной безопасности, а за это надо спрашивать со всей строгостью Закона. Лучшая профилактика преступлений - привлечение виновных к предусмотренной законодательством ответственности.

На основании соответствующих международных конвенций, ратифицированных Россией и Китаем, межгосударственных соглашений необходимо формировать систему взаимодействия компетентных правоохранительных органов России и Китая в целях противодействия организованной преступности, что позволит привлечь к ответственности лидеров и участников организованных преступных сообществ, осуществляющих криминальную деятельность на территории наших государств.

Безработица в Китае как один из факторов пополнения и создания этнических организованных преступных сообществ (триад)

Наряду с преступностью внутренней проблемой Китая является безработица. У китайских властей особую озабоченность вызывает тот факт, что безработными все чаще становятся молодые люди в возрасте до 35 лет [8, С. 69]. Согласно исследованиям Министерства труда и социального обеспечения Китая, в 62 городах удельный вес безработной молодежи превысил 60%. Затруднения с трудоустройством испытывают и выпускники высших учебных заведений. По данным В.Овчинского, "общая численность нуждающихся в трудоустройстве оценивается в 182-199 млн человек, или 26-28% от общего числа занятых. Это 10 китайских армий, значительная часть которых используется мафией" [8]. По его мнению, "есть все основания прогнозировать, что по мере укрепления лидирующих позиций КНР в глобальной экономике китайская организованная преступность будет расширять свое присутствие в транснациональных криминальных отношениях".

Результаты исследований, проведенных китайским ученым Синь Янем, свидетельствуют о том, что организации мафиозного типа существенно дестабилизируют общественный порядок в Китае. Их руководители активнее внедряются в экономико-хозяйственные структуры, коррупционные связи окрепли, а сами преступления в экономической сфере стали более изощренными. Участились случаи захвата административной власти низшего уровня (в селах и деревнях, небольших городах), в том числе функций правоохранительных органов [8, С. 66]. По мнению китайских исследователей, преступные организации превращались в таких районах из "преступной силы" в "преступную власть".

Специалисты по борьбе с организованной преступностью отмечают, что в последнее время "структуры триад" все чаще пытаются "работать" под прикрытием законно функционирующих фирм и предприятий и проникают в экономические сферы деятельности государства. Получая сверхприбыли, триады наладили систему отмывания "грязных" денег. По оценкам китайских экспертов, ежегодно "отмываются" около 200 млрд юаней (24,7 млрд долл.) [8, С. 67].

Российские правоохранительные органы должны обратить особое внимание на то обстоятельство, что традиционно китайская организованная преступность чаще, активнее и эффективнее действует прежде всего в приграничных и прибрежных провинциях, где население получает крайне низкие доходы и высок уровень безработных. По данным специалистов, в специальном административном районе КНР Гонконге насчитывается 15-20 триад, активно занимающихся преступной деятельностью. Численность каждой из них достигает 30 тыс. человек [8]. По данным китайских исследователей, в Гонконге в руках триады сосредоточены:

  • поставка героина и опиума;
  • "черный рынок" валюты;
  • переправка российских и украинских "жриц любви" в публичные дома Гонконга и Макао;
  • торговля оружием и т.д.

По мнению специалистов по борьбе с организованной преступностью, "оседлав миграционные процессы, мафиозные структуры Китая и китайская мафия в других странах захватили лидирующие позиции в организации торговли людьми и налаживании потоков незаконной миграции" [8, С. 70].

Очевидно, что одним из направлений криминальной деятельности китайских организованных преступных групп являются российский Дальний Восток и Сибирь.

Незаконная миграция китайских граждан как фактор угрозы безопасности личности, общества и российского государства

Социологические исследования, проведенные российскими учеными в китайских землячествах Москвы, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, а также анализ материалов, собранных в Благовещенске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Барнауле и Белокурихе (Алтайский край), показали, что Россия, как и весь мир, переживает переломный момент - начало формирования новых условий глобального увеличения китайской миграции и развития китайских землячеств [8].

При этом российские специалисты отмечают, что "завершился период во многом стихийного роста китайских землячеств и начался этап их организованной экспансии и расширения их предпринимательской деятельности" [8]. Система взаимоотношений в землячествах фактически организована по модели триад (строжайшее подчинение теневым лидерам, обет молчания, жестокое наказание непокорных и т.д.).

По мнению экспертов, численность китайских мигрантов в России уже колеблется в пределах от 400 тыс. до 2-3 млн человек [8]. За прошедшие годы в Иркутске выстроена целая система, работающая на прием китайцев. Они знают, где остановиться и поселиться, где торговать, что покупать [4]. К их услугам подпольные банки, адвокаты, связи в правоохранительных органах. В Иркутске зарегистрировано несколько национальных обществ, представляющих перед федеральными и муниципальными органами власти интересы китайских мигрантов. В областном центре издается многостраничная газета на китайском языке. По мнению специалистов, массовое переселение в приграничные районы китайцев при отсутствии адекватной государственной политики способно в перспективе привести к ослаблению, а то и к утрате власти государства в восточных регионах.

Китайское землячество в Москве, включая мигрантов, составляет, по разным данным, 30-100 тыс. человек и состоит в основном из молодых мужчин в возрасте до 40 лет. Около 40% китайцев торгуют на рынках, 15-20% работают в сфере услуг (в центрах традиционной китайской медицины и косметологии), "китайских" гостиницах, ресторанах или занимаются организацией торгового бизнеса. По мнению специалистов, иммиграция из Китая должна быть строго дозированной и контролируемой [1]. Данные предложения неоднократно обсуждались в Государственной Думе Федерального Собрания РФ [5].

По мнению В.Овчинского, "такая ситуация равносильна потере государством рычагов управления в сфере правоохранительной деятельности" [8]. Он полагает, что "если не осознать, где надо прилагать главные усилия, и идти на любые материальные, организационные затраты с целью наведения элементарного порядка, правоохранительный ресурс будет по-прежнему растрачиваться не по назначению".

На основании изложенного можно прийти к следующим выводам. Отдельные проблемы социально-экономического развития Китая оказывают негативное влияние на состояние экономической безопасности России. Главная проблема заключается в ущербе, наносимом незаконными мигрантами, браконьерами российской экономике, а также флоре и фауне на территории нашей страны. В целях решения имеющихся проблем предлагается Государственной Думе РФ совместно с Правительством России, федеральными органами исполнительной власти, Законодательными собраниями субъектов РФ выработать комплекс дополнительных мер по снижению уровня "теневой экономики" и коррупционных преступлений, совершенствованию миграционной политики. Возможно подготовить и принять Основы законодательства РФ о безопасности личности, общества и государства или Кодекс РФ о безопасности. Принять решение о выделении денежных средств (например, из Стабилизационного фонда) на кардинальное улучшение системы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Необходимо резко активизировать разъяснительную работу среди местного населения по недопущению правонарушений, повысить уровень взаимодействия с правоохранительными и пограничными силами КНР. Активно и широко освещать в СМИ приговоры, вступившие в законную силу, в отношении российских и китайских граждан, совершивших преступления. Информацию размещать в СМИ, издающихся на китайском языке. Ввести антикоррупционную систему в отношении должностных лиц. Учитывая тот факт, что масштабы незаконной миграции и "теневой экономики" в России являются своеобразными индикаторами уровня взаимодействия правоохранительных органов, необходимо принять дополнительные законодательные и организационные меры по повышению потенциала взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами, возможно, создав единый орган управления.

Литература

1.  Вареничева Т. Сибирь-матушка - не мачеха // Там же. 2006. 8 нояб. С. 4.

2.  Грицюк М. Возьму работника в аренду // Российская газета. 2007. 11 окт. С. 2.

3.  Даманский-Чжэньбао. История пограничных конфликтов в Азиатско-тихоокеанском регионе. [http://www.damanski-zhenbao.ru/materials.html].

4.  Кез Э. Не бойтесь китайцев, дары приносящих / Страна миграция // Парламентская газета. 2005. 9 июня. С. 19.

5.  "Круглый стол" на тему "Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией" // Официальный сайт депутата Государственной Думы РФ, заместителя Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности В.В.Бобырева. 04.12.06. [www.bobyrev.ru]. 

6.  Метелев А. Милиция возьмется за лес // Гудок. 2007. 22 мая.

7.  Михеев В. Медведь не поспевает за драконом // Гудок. 2007. 21 мая.

8.  Овчинский В. Мафия XXI: сделано в Китае // Россия в глобальной политике. 2006. № 4. С. 72.

9.  Официальный сайт Президента Российской Федерации [http://www.kremlin.ru/appears/2007/10/30]

10. Рябушкин Д.С. Остров Даманский, 2 марта 1969 года // Вопросы истории. 2004. № 5. С. 148-152.

11. Сайт, посвященный Году Китая в России [http://russian.people.com.cn]

12. Сахалинский портал SAKH.COM. [http://www.sakhalin.info].

Андреев Геннадий Владимирович. Кандидат юридических наук, доцент. До 2001 г. служил в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России по г. Москве в должностях заместителя начальника отдела, начальника отдела Оперативной службы, Оперативного управления, начальника Оперативно-координационной службы, Организационно-инспекторской службы. В 2000-2002 гг. - главный инспектор инспекции ГОИУ ФСНП России. В 2002-2003 гг. - заместитель начальника Академии - начальник Института переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов федеральных органов налоговой полиции Академии налоговой полиции ФСНП России. В 2003-2006 гг. служил в органах внутренних дел в должностях начальника кафедры, начальника факультет Академии экономической безопасности МВД России. Полковник милиции в отставке.

Проблемы обеспечения экономической безопасности российского Дальнего Востока и пути их решения | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Проблемы обеспечения экономической безопасности российского Дальнего Востока и пути их решения

Андреев Г.В., доцент, кандидат юридических наук

Президентом нашей страны В.В.Путиным перед Правительством России, Советом Федерации РФ, федеральными органами исполнительной власти поставлены масштабные задачи по динамичному развитию Сибири и Дальнего Востока. В этих целях приняты соответствующие федеральные и региональные программы, выделены значительные материальные средства и ресурсы.

В этой связи В.В.Путин перед своим Полномочным представителем в Дальневосточном федеральном округе О.А.Сафоновым одной из первых поставил задачу обеспечить декриминализацию региона.

Безусловно, особое внимание при выполнении поручения Президента России будет обращено на принятие исчерпывающих законодательных и организационных мер по обеспечению экономической безопасности и правопорядка в регионе, в том числе и в связи с подготовкой заседания АТЭС. Уверен, что одним из направлений совершенствования региональной системы безопасности является совместная согласованная работа компетентных органов России и Китая в сфере обеспечения правопорядка.

В настоящее время нашу страну связывают дружественные отношения с Китайской Народной Республикой. Китай - наш стратегический партнер.

По данным первого заместителя Председателя Правительства России Д.А.Медведева, "в ходе визита в Российскую Федерацию Председателя КНР Ху Цзиньтао в марте этого года было подписано более 20 соглашений на сумму, превышающую 4 млрд долл. Это вполне практические результаты нашего Года в Китае и Года наших друзей в Российской Федерации. Причем 500 млн долларов из этих соглашений - это соглашения о поставках машинно-технической продукции из России в Китай, что для нас является сверхактуальным и очень важным" [11]. Например, только в 2007 г. в рамках межгосударственной программы "Год Китая в России" проведены около 250 различных экономических форумов, научных конференций, выставок, спортивных и культурных мероприятий [11].

За 9 месяцев 2007 г. объем торговли между Россией и Китаем достиг 34,9 млрд долл. [11].

Россияне с уважением и симпатией относятся к трудолюбивому народу Китая, к великой многовековой китайской культуре, искренне радуются бурному экономическому росту и современным успехам Поднебесной. По данным экономистов, "Китай демонстрирует устойчивый ежегодный прирост ВВП свыше 9%" [7] и "к 2020 г. валовой национальный продукт нашего восточного соседа составит 8 трлн долл." [7]. Прямые зарубежные инвестиции в китайскую экономику (670 млрд долл.) почти в 15 раз превышают аналогичный показатель для России.

По нашему мнению, инвестиционная привлекательность Китая связана с принимаемыми мерами по противодействию преступности и коррупции. Интересен концептуальный подход властей Китая к данной проблеме. В Китае считают, что "если мы будем бороться с коррупцией, то потеряем партию, но если не будем - потеряем государство" [7].

Важно отметить, что внешнеэкономические связи Китая равномерно сбалансированы между США, ЕС (по 15% внешней торговли КНР) и Восточной Азией: Японией, Южной Кореей, АСЕАН (по 8-12%) [7], что, скорее всего, является свидетельством удаленности от основных международных структур и государств. Самостоятельность Китая обеспечивают "огромные трудовые ресурсы - объективный фактор подъема китайской экономики" [7]. Диверсифицированная экономика делает Китай политически защищенным от внешних воздействий.

Конечно, в период значительного укрепления партнерских отношений между нашими странами можно говорить только о несомненных успехах и достижениях, но наибольший эффект в сфере региональной экономической безопасности будет достигнут при честном и откровенном разговоре о существующих проблемах в вопросах взаимодействия правоохранительных органов. Уверен, что именно данный диалог позволит выработать эффективные законодательные и организационные решения, которые в дальнейшем могут быть использованы в межгосударственных отношениях с другими приграничными государствами (с Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан и т.д.).

За многие столетия, в том числе в прошлом веке, российско-китайские межгосударственные отношения прошли испытания на прочность. Были периоды взаимной симпатии и дружбы, девизом этого времени являлись слова "русский, китаец - братья навек", и дни всенародной скорби по 32 советским пограничникам, погибшим при обороне Государственной границы, но не уступившим ни пяди территории нашей Родины перед натиском многократно превосходящих по численности маоистских провокаторов. Трагические события, связанные с пограничным территориальным спором из-за острова Даманский [3, 10] (в ночь на 02.03.69 около 300 китайских военнослужащих захватили остров на реке Уссури, оборудовав на нем огневые позиции), вызвали справедливый гнев и возмущение всех советских людей.

Полагаю, что исторический опыт обязывает нас внимательно изучать и критически относится ко всем позитивным и негативным тенденциям в социально-экономическом развитии наших соседей, к анализу имеющихся проблем, которые напрямую или косвенно оказывают существенное влияние на обеспечение безопасности личности, общества и российского государства.

Особое внимание необходимо обращать на следующие аспекты развития нашего восточного соседа:

  • перманентно возрастающий потенциал экономический безопасности;
  • эффективность деятельности правоохранительных органов по противодействию влияния организованных преступных сообществ и взяточников на отдельные сферы китайской экономики и т.д.
  • рост политического авторитета КНР в международных отношениях;
  • перманентное влияние на динамику экономического развития всего региона Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Особенности экономического развития Китая

Важно отметить, что Китай в экспортной политике делает ставку на наукоемкие товары, при этом обеспечивая надлежащие меры информационной и технологической безопасности. Иностранный капитал в силу созданных условий стал источником экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств [7].

По сведениям члена-корреспондента РАН В.Михеева, "на Китай сегодня приходится около 4% мирового рынка программного обеспечения, что в 1,5 раза больше доли Индии и в 5 раз больше доли России" [7]. Для сравнения "из 10 китайских официальных "долларовых" миллиардеров половина занята именно в "экономике знаний", а не в энергетическо-сырьевом бизнесе, как в России".

По мнению специалистов, у нас в стране иностранный капитал направляется главным образом в сырьевой сектор либо на производство продукции внутрироссийского потребления, составляя болезненную конкуренцию собственно отечественному производителю [7].

По мнению В.Михеева, при нынешних темпах экономического развития к 2020 г. ВВП России будет в 4-5 раз меньше китайского. Он также полагает, что "такое отставание создаст стратегические вызовы малонаселенным регионам Сибири и Дальнего Востока и ослабит геополитические позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе" [7.

Разумеется, это способствует демографической экспансии со стороны Китая. И на практике мы становимся свидетелями того, как быстро заполняется наш Дальний Восток представителями Поднебесной. По оценкам специалистов, уже сегодня плотность населения районов российского Дальнего Востока и северных районов Китая различается в 16 раз [5]. По статистике, в Иркутской области на 1 км2 территории приходится менее 10 человек, а по другую сторону границы счет идет на миллионы, "и на квадратные километры распределить их практически нереально" [4].

Уже сейчас образующиеся демографические пустоты активно заполняют иностранные мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные потоки китайских мигрантов, организуемые мафиозными структурами, направлены на Дальний Восток [8].

Не менее тревожная обстановка складывается в сфере экономики. По оценке некоторых экспертов, "по существу Россия проиграла Китаю в состязании за привлечение капиталов на Дальнем Востоке" [8]. Данное мнению подтверждает губернатор Хабаровского края В.Ишаев, который считает, что "Дальний Восток обособили от экономики России. Если в застойные времена 75% всей продукции, которую мы выпускали, поставлялась на внутренний рынок России, то сегодня только 4%. Законодательно мы закреплены как сырьевой придаток передовых, хорошо развивающихся стран (Япония, Китай, Корея)" [8]. По его мнению, очень высокие транспортные тарифы мешают полноценной связи с другими субъектами Федерации, необходима структурная перестройка промышленности и т.д.

По оценке китаеведа А.Островского, "российские рыночные реформы, сопровождавшиеся полным отказом от государственного регулирования экономики, не способствовали тому, чтобы регион стал привлекательным для инвесторов.

Дефицит строительных материалов в Китае как один факторов развития "теневого рынка" в сфере лесозаготовок в России

В настоящее время в экономическом развитии нашей страны и Китая много общего. В частности, осуществляется масштабное строительство жилья, промышленных предприятий и социальных объектов, но темпы и динамика производства работ разные. В Китае строительных организаций в 5,2 раза меньше, но они строят в 22,5 раза больше. По сведениям Ассоциации строителей России, в нашей стране зарегистрировано 260 тыс. строительных компаний, которые строят примерно 60 млн м2 жилья в год, в то время как 50 тыс. строительных организаций в Китае ежегодно возводят 1 млрд 350 млн м2 [2].

Перманентно увеличивающиеся темпы и объемы всекитайских строек (Пекин, Шанхай и т.д.) требуют в значительных объемах разнообразных строительных материалов, в том числе древесину и пиломатериалы, что создает существенные проблемы в поисках источников сырья. Например, собственные лесные угодья китайскими властями строго оберегаются, что вызывает масштабную экспансию китайских предпринимателей в поисках сырья в российскую тайгу. По данным руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) А.Рощупкина, "в прошлом году через российско-китайскую границу перевезено около 15 млн м3 леса, что соразмерно с общероссийским экспортом - 50 млн м3" [6]. По результатам проверок установлено, что вагоны с лесом "как правило, идут с перегрузом в пределах от 3 до 14 м3, из-за чего неучтенный вывоз достигает 500 тыс. м3 в год" [6]. Основным способом совершения преступных действий является пересортица, т.е. древесина ценных пород выдается за низкосортную. И это данные только по одной отрасли и в одной области.

По мнению специалистов, именно несовершенство российского законодательства предопределяет хищническое истребление национального богатства. В частности, принятие нового Лесного кодекса с попыткой упразднения лесхозов и передачи их функций арендаторам вызвала на Дальнем Востоке панику, т.к. "огромные лесные массивы могут просто перейти под прямой контроль китайского бизнеса" [8].

Отсутствие традиционных продуктов питания в Китае как основание для незаконной экономической деятельности

По мнению специалистов, китайские мафиозные структуры эксплуатируют Дальний Восток и Сибирь прежде всего как сырьевой придаток [8]. Организованный характер носят контрабанда и браконьерство природных таежных и морских богатств российского дальневосточного региона. Преступные группы незаконно вывозят в Китай:

  • женьшень, папоротник и другие растения, включенные в Красную книгу;
  • кедровый орех;
  • трепанг и кальмара (30.09.04 в Тихом океане в исключительной экономической зоне России российские пограничники задержали китайское рыбопромысловое судно. У браконьеров обнаружено 906 тонн свежемороженого кальмара) [12];
  • шкуры тигров (в январе 2007 г. в пос. Хороль Приморского края сотрудниками ДПС при досмотре автомобиля обнаружены 3 тигриных шкуры, 531 рог сайгака, 8 лап тигра, 283 лапы медведя).
  • медвежью желчь;
  • лягушек и черепах;
  • осетровые породы рыб (05.06.07, по данным РИА "Новости", российские пограничники в Приморье уничтожили 61 км рыболовных сетей, изъятых у китайских браконьеров).

Меры, предусмотренные российским законодательством к нарушителям, принимаются. Прокуратурой Ханкайского района Приморского края возбуждено уголовное дело в отношении двух китайских контрабандистов. Их обвиняют в незаконном пересечении Государственной границы РФ и покушении на контрабанду. Граждане КНР В.Ч. и С.И. 17.08.07 ночью незаконно пересекли Государственную границу России на озере Ханка и направились в устье реки Вторая Речка. Здесь они попытались погрузить в лодку 500 медвежьих лап, шкуры и кости амурского тигра общей стоимостью более 900 тыс. руб. При попытке вернуться в Китай, по данным ИТАР-ТАСС, контрабандисты были задержаны пограничниками.

Китайские браконьеры нещадно уничтожают флору и фауну на территории нашей страны. В частности, для добычи лягушек они используют электроток, сильнодействующие химические реактивы, в том числе разнообразные кислоты.

По оценке специалистов, "китайские браконьеры уничтожили промысловое стадо осенней кеты на Уссури, они становятся практически полновластными хозяевами миграционных путей ценных пород рыб - кеты, калуги, осетровых нерестилищ" [8].

По мнению экспертов, масштабы незаконного лова и контрабанды рыбы достигли таких размеров, что только их пресечение позволит резко усилить проблемы финансирования регионов Сибири и Дальнего Востока.

Интеграция организованных преступных сообществ в сферу приграничной "теневой экономики"

По оценкам В.Номокнова, на Дальнем Востоке происходит интенсивная интеграция российских и китайских мафиозных структур [8]. В Уссурийске триады строят взаимоотношения с местными лидерами криминального мира на сугубо деловой основе. Представители российских организованных преступных группировок помогают скупать здесь металл и переправлять его за границу.

Данную точку зрения разделяет А.Репецкая, которая также полагает, что между российскими и китайскими преступными группами при совершении противоправных действий существует специализация [8]. Одни сырье воруют, а другие его контрабандно вывозят за границу. Данное явление можно назвать "международной криминальной интеграцией".

Профессор В.Собольников обратил внимание на то обстоятельство, что в 2002-2005 гг. наметилась тенденция регистрации китайскими организованными преступными группами предприятий на подставных лиц - граждан России, что позволяет фактическим руководителям данных фирм или коммерческим структурам Китая уклоняться от налогообложения [8]. С ним согласен В.Овчинский, который отмечает, что "отставные китайские генералы и агенты спецслужб активно участвуют в легальных и нелегальных коммерческих операциях на Дальнем Востоке, скупая собственность, нанимая рабочих и контролируя самые прибыльные виды бизнеса" [8, С. 75]. При этом китайцы немедленно копируют обычные российские методы уклонения от уплаты налогов, но делают это гораздо успешнее. По его наблюдениям, если вначале китайцы добывали товар сами, то сейчас на них работает местное население, которое китайские преступные группы нанимают для обработки сельскохозяйственных угодий. Иными словами, китайские «мигранты» вместо того чтобы восполнять трудовые ресурсы, нещадно эксплуатируют российское население. "Мафия никогда не становится трудовым ресурсом" [8].

Транснациональный преступный бизнес наносит невосполнимый ущерб экономике России, ее национальной безопасности, а за это надо спрашивать со всей строгостью Закона. Лучшая профилактика преступлений - привлечение виновных к предусмотренной законодательством ответственности.

На основании соответствующих международных конвенций, ратифицированных Россией и Китаем, межгосударственных соглашений необходимо формировать систему взаимодействия компетентных правоохранительных органов России и Китая в целях противодействия организованной преступности, что позволит привлечь к ответственности лидеров и участников организованных преступных сообществ, осуществляющих криминальную деятельность на территории наших государств.

Безработица в Китае как один из факторов пополнения и создания этнических организованных преступных сообществ (триад)

Наряду с преступностью внутренней проблемой Китая является безработица. У китайских властей особую озабоченность вызывает тот факт, что безработными все чаще становятся молодые люди в возрасте до 35 лет [8, С. 69]. Согласно исследованиям Министерства труда и социального обеспечения Китая, в 62 городах удельный вес безработной молодежи превысил 60%. Затруднения с трудоустройством испытывают и выпускники высших учебных заведений. По данным В.Овчинского, "общая численность нуждающихся в трудоустройстве оценивается в 182-199 млн человек, или 26-28% от общего числа занятых. Это 10 китайских армий, значительная часть которых используется мафией" [8]. По его мнению, "есть все основания прогнозировать, что по мере укрепления лидирующих позиций КНР в глобальной экономике китайская организованная преступность будет расширять свое присутствие в транснациональных криминальных отношениях".

Результаты исследований, проведенных китайским ученым Синь Янем, свидетельствуют о том, что организации мафиозного типа существенно дестабилизируют общественный порядок в Китае. Их руководители активнее внедряются в экономико-хозяйственные структуры, коррупционные связи окрепли, а сами преступления в экономической сфере стали более изощренными. Участились случаи захвата административной власти низшего уровня (в селах и деревнях, небольших городах), в том числе функций правоохранительных органов [8, С. 66]. По мнению китайских исследователей, преступные организации превращались в таких районах из "преступной силы" в "преступную власть".

Специалисты по борьбе с организованной преступностью отмечают, что в последнее время "структуры триад" все чаще пытаются "работать" под прикрытием законно функционирующих фирм и предприятий и проникают в экономические сферы деятельности государства. Получая сверхприбыли, триады наладили систему отмывания "грязных" денег. По оценкам китайских экспертов, ежегодно "отмываются" около 200 млрд юаней (24,7 млрд долл.) [8, С. 67].

Российские правоохранительные органы должны обратить особое внимание на то обстоятельство, что традиционно китайская организованная преступность чаще, активнее и эффективнее действует прежде всего в приграничных и прибрежных провинциях, где население получает крайне низкие доходы и высок уровень безработных. По данным специалистов, в специальном административном районе КНР Гонконге насчитывается 15-20 триад, активно занимающихся преступной деятельностью. Численность каждой из них достигает 30 тыс. человек [8]. По данным китайских исследователей, в Гонконге в руках триады сосредоточены:

  • поставка героина и опиума;
  • "черный рынок" валюты;
  • переправка российских и украинских "жриц любви" в публичные дома Гонконга и Макао;
  • торговля оружием и т.д.

По мнению специалистов по борьбе с организованной преступностью, "оседлав миграционные процессы, мафиозные структуры Китая и китайская мафия в других странах захватили лидирующие позиции в организации торговли людьми и налаживании потоков незаконной миграции" [8, С. 70].

Очевидно, что одним из направлений криминальной деятельности китайских организованных преступных групп являются российский Дальний Восток и Сибирь.

Незаконная миграция китайских граждан как фактор угрозы безопасности личности, общества и российского государства

Социологические исследования, проведенные российскими учеными в китайских землячествах Москвы, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, а также анализ материалов, собранных в Благовещенске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Барнауле и Белокурихе (Алтайский край), показали, что Россия, как и весь мир, переживает переломный момент - начало формирования новых условий глобального увеличения китайской миграции и развития китайских землячеств [8].

При этом российские специалисты отмечают, что "завершился период во многом стихийного роста китайских землячеств и начался этап их организованной экспансии и расширения их предпринимательской деятельности" [8]. Система взаимоотношений в землячествах фактически организована по модели триад (строжайшее подчинение теневым лидерам, обет молчания, жестокое наказание непокорных и т.д.).

По мнению экспертов, численность китайских мигрантов в России уже колеблется в пределах от 400 тыс. до 2-3 млн человек [8]. За прошедшие годы в Иркутске выстроена целая система, работающая на прием китайцев. Они знают, где остановиться и поселиться, где торговать, что покупать [4]. К их услугам подпольные банки, адвокаты, связи в правоохранительных органах. В Иркутске зарегистрировано несколько национальных обществ, представляющих перед федеральными и муниципальными органами власти интересы китайских мигрантов. В областном центре издается многостраничная газета на китайском языке. По мнению специалистов, массовое переселение в приграничные районы китайцев при отсутствии адекватной государственной политики способно в перспективе привести к ослаблению, а то и к утрате власти государства в восточных регионах.

Китайское землячество в Москве, включая мигрантов, составляет, по разным данным, 30-100 тыс. человек и состоит в основном из молодых мужчин в возрасте до 40 лет. Около 40% китайцев торгуют на рынках, 15-20% работают в сфере услуг (в центрах традиционной китайской медицины и косметологии), "китайских" гостиницах, ресторанах или занимаются организацией торгового бизнеса. По мнению специалистов, иммиграция из Китая должна быть строго дозированной и контролируемой [1]. Данные предложения неоднократно обсуждались в Государственной Думе Федерального Собрания РФ [5].

По мнению В.Овчинского, "такая ситуация равносильна потере государством рычагов управления в сфере правоохранительной деятельности" [8]. Он полагает, что "если не осознать, где надо прилагать главные усилия, и идти на любые материальные, организационные затраты с целью наведения элементарного порядка, правоохранительный ресурс будет по-прежнему растрачиваться не по назначению".

На основании изложенного можно прийти к следующим выводам. Отдельные проблемы социально-экономического развития Китая оказывают негативное влияние на состояние экономической безопасности России. Главная проблема заключается в ущербе, наносимом незаконными мигрантами, браконьерами российской экономике, а также флоре и фауне на территории нашей страны. В целях решения имеющихся проблем предлагается Государственной Думе РФ совместно с Правительством России, федеральными органами исполнительной власти, Законодательными собраниями субъектов РФ выработать комплекс дополнительных мер по снижению уровня "теневой экономики" и коррупционных преступлений, совершенствованию миграционной политики. Возможно подготовить и принять Основы законодательства РФ о безопасности личности, общества и государства или Кодекс РФ о безопасности. Принять решение о выделении денежных средств (например, из Стабилизационного фонда) на кардинальное улучшение системы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Необходимо резко активизировать разъяснительную работу среди местного населения по недопущению правонарушений, повысить уровень взаимодействия с правоохранительными и пограничными силами КНР. Активно и широко освещать в СМИ приговоры, вступившие в законную силу, в отношении российских и китайских граждан, совершивших преступления. Информацию размещать в СМИ, издающихся на китайском языке. Ввести антикоррупционную систему в отношении должностных лиц. Учитывая тот факт, что масштабы незаконной миграции и "теневой экономики" в России являются своеобразными индикаторами уровня взаимодействия правоохранительных органов, необходимо принять дополнительные законодательные и организационные меры по повышению потенциала взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами, возможно, создав единый орган управления.

Литература

1.  Вареничева Т. Сибирь-матушка - не мачеха // Там же. 2006. 8 нояб. С. 4.

2.  Грицюк М. Возьму работника в аренду // Российская газета. 2007. 11 окт. С. 2.

3.  Даманский-Чжэньбао. История пограничных конфликтов в Азиатско-тихоокеанском регионе. [http://www.damanski-zhenbao.ru/materials.html].

4.  Кез Э. Не бойтесь китайцев, дары приносящих / Страна миграция // Парламентская газета. 2005. 9 июня. С. 19.

5.  "Круглый стол" на тему "Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией" // Официальный сайт депутата Государственной Думы РФ, заместителя Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности В.В.Бобырева. 04.12.06. [www.bobyrev.ru]. 

6.  Метелев А. Милиция возьмется за лес // Гудок. 2007. 22 мая.

7.  Михеев В. Медведь не поспевает за драконом // Гудок. 2007. 21 мая.

8.  Овчинский В. Мафия XXI: сделано в Китае // Россия в глобальной политике. 2006. № 4. С. 72.

9.  Официальный сайт Президента Российской Федерации [http://www.kremlin.ru/appears/2007/10/30]

10. Рябушкин Д.С. Остров Даманский, 2 марта 1969 года // Вопросы истории. 2004. № 5. С. 148-152.

11. Сайт, посвященный Году Китая в России [http://russian.people.com.cn]

12. Сахалинский портал SAKH.COM. [http://www.sakhalin.info].

Андреев Геннадий Владимирович. Кандидат юридических наук, доцент. До 2001 г. служил в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России по г. Москве в должностях заместителя начальника отдела, начальника отдела Оперативной службы, Оперативного управления, начальника Оперативно-координационной службы, Организационно-инспекторской службы. В 2000-2002 гг. - главный инспектор инспекции ГОИУ ФСНП России. В 2002-2003 гг. - заместитель начальника Академии - начальник Института переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов федеральных органов налоговой полиции Академии налоговой полиции ФСНП России. В 2003-2006 гг. служил в органах внутренних дел в должностях начальника кафедры, начальника факультет Академии экономической безопасности МВД России. Полковник милиции в отставке.