Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Законодательное обеспечение противодействия коррупции. Проблемы и пути решения

Бобырев В.В., член комитета Государственной Думы по безопасности

Отдавая отчет тому, что ощутимых результатов в борьбе с коррупцией не достигнуто, законодательная и исполнительная ветви власти России при участии общественных объединений всерьез взялись за выработку антикоррyпционной стратегии.

Именно стратегии, потому что тактикой уже не обойтись. Коррупция сплошь и рядом подрывает действие экономических законов рынка, резко снизила престиж России в глазах внешнего мира, стала одним из главных препятствий на пути инвестиций в нашу экономику.

Именно из-за коррупции в нашем обществе столь низок уровень доверия граждан к институтам государственной власти.

В обществе сложился консенсус, который можно изложить кратко: «Так дальше жить нельзя». И государство не осталось глухо к этому консенсусу. Мы видим не только участившиеся случаи разоблачений коррупции по всей стране, но и видим принятие мер институционального характера.

Принятие таких мер - прерогатива, прежде всего, законодательной власти. В ряду этих мер необходимо упомянуть присоединение России к антикоррупционным конвенциям ООН и Совета Европы и взятые нами на себя обязательства по имплементации положений этих конвенций в отечественное законодательство.

В этой связи подготавливаются проекты федеральных законов: «О противодействии коррупции», «О доступе граждан к информации», «О доступе к информации о деятельности судов общей юрисдикции», «О лоббизме», а также Кодекса поведения государственных служащих Российской Федерации. Кроме того, готовятся изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ.

Назову лишь некоторые из них. В ближайшее время будут внесены изменения об установлении перечня коррупционных преступлений, расширения круга субъектов коррупционных преступлений. В ст. 314 Уголовно-процессуального кодекса одним из условий для принятия решения об особом порядке судебного разбирательства должно стать согласие обвиняемого полностью возместить причиненный государству материальный ущерб и (или) добровольно возвратить все доходы и имущество, полученные в результате совершения преступления.

Рассматривается вопрос о сокращении перечня должностных лиц, пpивлекаемых к ответственности в особом порядке. Сейчас этот список непомерно широк.

Одновременно готовятся изменения в гл. 15.1 Уголовного кодекса РФ. В настоящее время в соответствии с нормами данной главы конфискация имущества применима не ко всем коррупционным деяниям. Кроме того, «конфискация» не признана наказанием, она отнесена к «иным мерам уголовно-правового характера». Эту правовую коллизию необходимо устранить.

5 февраля 2007 г. Президент России В.В.Путин подписал Указ «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.», которым предусмотрено в срок до 01.08.07 представить в установленном порядке предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, необходимых для реализации положений указанных международных договоров, в том числе по определению (созданию) специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией.

Уместно заметить, что ратификация нашей страной указанных международных конвенций произошла благодаря политической воле Президента.

Коррупцию не искоренить без целой системы принципиально новых законодательных мер. Те способы борьбы с коррупцией, которые предлагают наши практики, безусловно, нужны и полезны. Вносит свой вклад в борьбу с коррупцией и та широкая огласка, которую наши СМИ обеспечивают практически всем коррупционным делам.

Планируется законодательно установить двух- или трехгодичный запрет на переход государственных служащих после ухода в отставку в коммерческие организации, ранее находившиеся в сфере их непосредственного административно-правового воздействия либо контроля. В федеральном законодательстве будут установлены основания и порядок проверки лиц, претендующих на занятие должностей государственных служащих, в том числе в части передачи ими на время занятия государственной должности своих долей (пакетов активов) в уставном капитале коммерческих организаций в доверительное управление под гарантию государства.

Одновременно планируется установить ограничения на вхождение депутатов законодательных органов субъектов РФ в состав органов управления коммерческих организаций с определением порядка досрочного прекращения их полномочий на этом основании.

Для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации предпринимательская деятельность либо вхождение в состав органа управления коммерческой организации станет основанием для досрочного прекращения полномочий.

Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, а также члены их семей, должны будут соблюдать определенные ограничения и, кроме того, ежегодно предоставлять сведения о своем имуществе и доходах.

Проект федерального закона «О противодействии коррупции», содержит нормы, которые позволят правоохранительным органам гораздо более качественно, чем сегодня, осуществлять противодействие коррупционным правонарушениям, проводить их квалификацию, а судам назначать справедливые наказания виновным.

Этот законопроект призван зафиксировать четкую программу действий, направленных на снижение уровня коррупции.

Данным законопроектом предусмотрено:

1) устранение причин, порождающих коррупцию;

2) комплексное применение адекватных правоохранительных мер;

3) наступательное антикоррупционное образование и просвещение.

В нашем праве пока нет ни определения понятия «коррупция», ни самого понятия. При этом оно уже присутствует в определениях Верховного Суда, в президентских посланиях, в выступлениях генпрокурора, министра юстиции, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации.

Проект закона «О противодействии коррупции» впервые дает следующее определение: «Коррупция - общественно опасное явление, выражающееся в противоправной деятельности физических лиц, носящей характер продажности и/или подкупа, а равно в ином противоправном использовании публичным должностным лицом своих полномочий и статуса, направленном на незаконное принятие имущества, услуг, преимуществ или других выгод».

Законопроект «О противодействии коррупции» вводит меры противодействия коррупции. В нем предлагаются универсальные подходы к противодействию коррупции, основанные на консолидации различных отраслей права. Он предусматривает обязанность возмещения вреда и убытков, вызванных совершением коррупционных правонарушений. Законопроект имплементирует международное законодательство, вводя, помимо того, такие нормы, как возврат преступно нажитого в страну происхождения и выдачу коррупционеров в страну совершения преступления.

Одновременно в российское право должны быть внесены положения, регламентирующие соучастие в коррупции и уголовную юрисдикцию по таким делам, ответственность юридических лиц, защиту сотрудничающих с правосудием лиц и свидетелей, меры по содействию сбора доказательств (включая в определенных случаях раскрытие тайны вклада), обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами европейского пространства.

Предстоит огромная работа по ревизии целого массива ранее принятых законов на предмет выявления в них коррупционной составляющей. Положение о необходимости экспертизы на коррупциогенность не только проектов, но и действующих актов, закреплено в «Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.». Таким образом, ставится задача не только исключить лазейки для коррупции в новых законопроектах, но и устранить их в действующих.

Например, многие правовые акты перенасыщены нормами типа «может» и «вправе». Такое положение создало идеальную среду для коррупционеров.

Приведу пример. В ст. 22 Федерального закона от 21.12.01 «О приватизации государственного и муниципального имущества» указано: «Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли осуществляется в соответствии с nравилами, установленными организатором торговли».Этим легализyeтся локальное нормотворчество различных организаторов торговли и создаются предпосылки для проведения уполномоченными государственными служащими своего рода «конкурса» среди устроителей продажи акций с целью вступления в коррупционные отношения как по поводу выбора организатора торгов, так и в последующих приватизационных сделках.

За последнее время процедура и порядок принятия законов Государственной Думой претерпели существенные изменения.

Данный регламент Государственной Думы позволяет на определенных этапах при разработке законопроектов выявлять антикоррупционную составляющую.

Приведу характерный пример по процедуре принятия законопроекта «О защите конкуренции», поступившего из Правительства РФ. Профильным комитетом подготовлено заключение, состоящее из 11 «въедливых» страниц.

Согласно заключению, проект содержит:

  • нечеткие определения типов антиконкурентных действий;
  • необоснованно широкие дискреционные полномочия органов исполнительной власти;
  • открытые, не исчерпывающие перечни;
  • оценочные категории, предоставляющие должностному лицу полную свободу выбора.

В проекте отсутствуют необходимые административные процедуры, нет положений, исключающих возможность сговора между регулятором и хозяйствующим субъектом, но присутствует разрешительная система, а правоприменитель имеет выбор между различными вариантами поведения.

Текст указанного законопроекта Государственной Думой был отклонен.

И таких заключений в Государственной Думе принимается достаточно много. Политические публицисты, которые любят изображать Государственную Думу, послушно «штампующей» всё, что поступает от Правительства, просто не имеют понятия о том, как это происходит в действительности, а жаль.

Большинство законопроектов направляются на независимую экспертизу. Всего приведу один пример: Институтом государства и права Российской академии наук при анализе изменений одного только деепричастного оборота(!) в проекте федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» было обнаружено 4 коррупционных фактора.

Возникает вопрос: почему все-таки они продолжают присутствовать в нормах закона? Да потому что законы описывают и упорядочивают очень сложные и неоднозначные общественные отношения, по поводу которых нет единого понимания даже среди опытных юристов. Вот почему уже в принятые законы нередко приходится вносить поправки и изменения.

Необходимость внесения изменений в наши кодексы порождает великое множество вопросов. Например, каким образом в связи с совершением коррупционных преступлений может быть привлечено к ответственности юридическое лицо? Это требование ст. 18 Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». Имеются в виду преступления, «совершенные в интересах любого физического лица, действующего в своем личном качестве или в составе органа юридического лица и занимающего ведущую должность в юридическом лице, выполняя представительcкue функции от имени юридического лица, осуществляя права на принятие решений от имени юридического лица или контрольные функции в рамках юридического лица».К преступным деяниям относится и участие такого физического лица в вышеупомянутых преступлениях в качестве соучастника или подстрекателя. Юридическое лицо подвергается уголовному преследованию вместе с упомянутым физическим лицом или без него.

Наши юристы спорят по этому поводу. Многие вообще отрицают возможность привлечения юридического лица к ответственности.

Как бы то ни было, мы обязаны преодолеть все эти правовые споры. Наша страна стала членом международной организации «Группа государств против коррупции» (сокращенно ГРЕКО). В силу же членства в ГРЕКО эти обязательства приобрели характер международно-правовых, и имплементация должна идти более ускоренными темпами.

Конвенция ООН против коррупции предусматривает необходимость криминализации ряда деяний, пока не относимых нашими законами к криминальным. Так, ст. 20 предписывает криминализировать «незаконное обогащение». Этот термин означает значительный рост активов публичного должностного лица, явно превышающий его официальные доходы. К примеру, если должностное лицо помещает на свой банковский счет или на счет своих родственников значительные суммы, не соответствующие его официальным доходам, государство должно иметь право знать источник этих финансовых средств.

Такая норма реализована в Италии и оказалась очень действенной. Правоведы у нас возражают, говоря, что это нарушение презумпции невиновности. Но есть и другая точка зрения: государственная должность накладывает некоторые ограничения на права того, кто ее занимает. Уверен, что и по этой статье у нас будет идти активная дискуссия в обществе.

В соответствии с требованиями Конвенций ООН и Совета Европы нам предстоит пересмотреть перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (ст. 447 УПК РФ). Кроме того, все процедуры, связанные с лицами, облеченными иммунитетом, также должны быть тщательно прописаны.

В настоящее время в соответствии со ст. 8 и примечаниям к ст. 201 и 285 УК РФ, «иностранное публичное должностное лицо» или «должностное лицо международной организации» не обладают признаками, позволяющими признавать их субъектами коммерческого подкупа или получения взятки. Теперь мы вынуждены будем внести соответствующие поправки. Правда, в данном случае необходимо одно пояснение. А именно, Конвенция требует криминализировать подкуп иностранного должностного лица, но не требует криминализировать подкуп со стороны иностранного должностного лица. В ней сказано, что в этом случае может наступить ответственность. Я считаю: если ответственность может наступить, пусть наступает во всех случаях.

Считаю необходимым в качестве примера прокомментировать исполнение Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятого Государственной Думой 08.07.05 и вступившего в силу с 01.01.06.

Принятый закон, несмотря на короткий срок действия, принес экономический эффект, сэкономив бюджетам всех уровней в общей сложности порядка 100 млрд руб.

Напомню: сфера государственных закупок - главная статья российского коррупционного рынка. Это самая страшная пробоина в борту нашей экономики, через нее прямо из бюджета, без особо хитроумных схем, утекают миллиарды. Утекают в виде «откатов», заложенных в стоимость закупок.

Новизна данного закона состоит в том, что он ввел в России процедуру электронных торгов. С переходом на электронные аукционы прозрачность закупок резко возрастет, а потери бюджета должны сократиться.

В заключение хотел бы обратить внимание на то, что консолидированные усилия всех ветвей и институтов государственной власти, а также гражданского общества по противодействию коррупции должны найти свое выражение в осуществлении понятных населению последовательных и системных мер, в первую очередь, законодательного характера.

Важность противодействия коррупции подчеркивается и в политических программах партии «Единая Россия». В программном заявлении Партии на VII Съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» в качестве одной из приоритетных задач названа борьба с коррупцией. В этих целях, как указано в программном заявлении партии, необходимо обеспечить системную борьбу с коррупцией как одной из главных проблем современной России.

Бобырев Валентин Васильевич. Кандидат юридических наук. В 1971-1996 гг. служил в органах внутренних дел на должностях оперативно-начальствующего состава, в 1999-2002 гг. - в федеральных органах налоговой полиции РФ на руководящих должностях. В 2003 г. - заместитель главы администрации Новосибирской области. С 2003 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности, член Комиссии Государственной Думы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации.

Законодательное обеспечение противодействия коррупции. Проблемы и пути решения | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Законодательное обеспечение противодействия коррупции. Проблемы и пути решения

Бобырев В.В., член комитета Государственной Думы по безопасности

Отдавая отчет тому, что ощутимых результатов в борьбе с коррупцией не достигнуто, законодательная и исполнительная ветви власти России при участии общественных объединений всерьез взялись за выработку антикоррyпционной стратегии.

Именно стратегии, потому что тактикой уже не обойтись. Коррупция сплошь и рядом подрывает действие экономических законов рынка, резко снизила престиж России в глазах внешнего мира, стала одним из главных препятствий на пути инвестиций в нашу экономику.

Именно из-за коррупции в нашем обществе столь низок уровень доверия граждан к институтам государственной власти.

В обществе сложился консенсус, который можно изложить кратко: «Так дальше жить нельзя». И государство не осталось глухо к этому консенсусу. Мы видим не только участившиеся случаи разоблачений коррупции по всей стране, но и видим принятие мер институционального характера.

Принятие таких мер - прерогатива, прежде всего, законодательной власти. В ряду этих мер необходимо упомянуть присоединение России к антикоррупционным конвенциям ООН и Совета Европы и взятые нами на себя обязательства по имплементации положений этих конвенций в отечественное законодательство.

В этой связи подготавливаются проекты федеральных законов: «О противодействии коррупции», «О доступе граждан к информации», «О доступе к информации о деятельности судов общей юрисдикции», «О лоббизме», а также Кодекса поведения государственных служащих Российской Федерации. Кроме того, готовятся изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ.

Назову лишь некоторые из них. В ближайшее время будут внесены изменения об установлении перечня коррупционных преступлений, расширения круга субъектов коррупционных преступлений. В ст. 314 Уголовно-процессуального кодекса одним из условий для принятия решения об особом порядке судебного разбирательства должно стать согласие обвиняемого полностью возместить причиненный государству материальный ущерб и (или) добровольно возвратить все доходы и имущество, полученные в результате совершения преступления.

Рассматривается вопрос о сокращении перечня должностных лиц, пpивлекаемых к ответственности в особом порядке. Сейчас этот список непомерно широк.

Одновременно готовятся изменения в гл. 15.1 Уголовного кодекса РФ. В настоящее время в соответствии с нормами данной главы конфискация имущества применима не ко всем коррупционным деяниям. Кроме того, «конфискация» не признана наказанием, она отнесена к «иным мерам уголовно-правового характера». Эту правовую коллизию необходимо устранить.

5 февраля 2007 г. Президент России В.В.Путин подписал Указ «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.», которым предусмотрено в срок до 01.08.07 представить в установленном порядке предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, необходимых для реализации положений указанных международных договоров, в том числе по определению (созданию) специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией.

Уместно заметить, что ратификация нашей страной указанных международных конвенций произошла благодаря политической воле Президента.

Коррупцию не искоренить без целой системы принципиально новых законодательных мер. Те способы борьбы с коррупцией, которые предлагают наши практики, безусловно, нужны и полезны. Вносит свой вклад в борьбу с коррупцией и та широкая огласка, которую наши СМИ обеспечивают практически всем коррупционным делам.

Планируется законодательно установить двух- или трехгодичный запрет на переход государственных служащих после ухода в отставку в коммерческие организации, ранее находившиеся в сфере их непосредственного административно-правового воздействия либо контроля. В федеральном законодательстве будут установлены основания и порядок проверки лиц, претендующих на занятие должностей государственных служащих, в том числе в части передачи ими на время занятия государственной должности своих долей (пакетов активов) в уставном капитале коммерческих организаций в доверительное управление под гарантию государства.

Одновременно планируется установить ограничения на вхождение депутатов законодательных органов субъектов РФ в состав органов управления коммерческих организаций с определением порядка досрочного прекращения их полномочий на этом основании.

Для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации предпринимательская деятельность либо вхождение в состав органа управления коммерческой организации станет основанием для досрочного прекращения полномочий.

Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, а также члены их семей, должны будут соблюдать определенные ограничения и, кроме того, ежегодно предоставлять сведения о своем имуществе и доходах.

Проект федерального закона «О противодействии коррупции», содержит нормы, которые позволят правоохранительным органам гораздо более качественно, чем сегодня, осуществлять противодействие коррупционным правонарушениям, проводить их квалификацию, а судам назначать справедливые наказания виновным.

Этот законопроект призван зафиксировать четкую программу действий, направленных на снижение уровня коррупции.

Данным законопроектом предусмотрено:

1) устранение причин, порождающих коррупцию;

2) комплексное применение адекватных правоохранительных мер;

3) наступательное антикоррупционное образование и просвещение.

В нашем праве пока нет ни определения понятия «коррупция», ни самого понятия. При этом оно уже присутствует в определениях Верховного Суда, в президентских посланиях, в выступлениях генпрокурора, министра юстиции, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации.

Проект закона «О противодействии коррупции» впервые дает следующее определение: «Коррупция - общественно опасное явление, выражающееся в противоправной деятельности физических лиц, носящей характер продажности и/или подкупа, а равно в ином противоправном использовании публичным должностным лицом своих полномочий и статуса, направленном на незаконное принятие имущества, услуг, преимуществ или других выгод».

Законопроект «О противодействии коррупции» вводит меры противодействия коррупции. В нем предлагаются универсальные подходы к противодействию коррупции, основанные на консолидации различных отраслей права. Он предусматривает обязанность возмещения вреда и убытков, вызванных совершением коррупционных правонарушений. Законопроект имплементирует международное законодательство, вводя, помимо того, такие нормы, как возврат преступно нажитого в страну происхождения и выдачу коррупционеров в страну совершения преступления.

Одновременно в российское право должны быть внесены положения, регламентирующие соучастие в коррупции и уголовную юрисдикцию по таким делам, ответственность юридических лиц, защиту сотрудничающих с правосудием лиц и свидетелей, меры по содействию сбора доказательств (включая в определенных случаях раскрытие тайны вклада), обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами европейского пространства.

Предстоит огромная работа по ревизии целого массива ранее принятых законов на предмет выявления в них коррупционной составляющей. Положение о необходимости экспертизы на коррупциогенность не только проектов, но и действующих актов, закреплено в «Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.». Таким образом, ставится задача не только исключить лазейки для коррупции в новых законопроектах, но и устранить их в действующих.

Например, многие правовые акты перенасыщены нормами типа «может» и «вправе». Такое положение создало идеальную среду для коррупционеров.

Приведу пример. В ст. 22 Федерального закона от 21.12.01 «О приватизации государственного и муниципального имущества» указано: «Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли осуществляется в соответствии с nравилами, установленными организатором торговли».Этим легализyeтся локальное нормотворчество различных организаторов торговли и создаются предпосылки для проведения уполномоченными государственными служащими своего рода «конкурса» среди устроителей продажи акций с целью вступления в коррупционные отношения как по поводу выбора организатора торгов, так и в последующих приватизационных сделках.

За последнее время процедура и порядок принятия законов Государственной Думой претерпели существенные изменения.

Данный регламент Государственной Думы позволяет на определенных этапах при разработке законопроектов выявлять антикоррупционную составляющую.

Приведу характерный пример по процедуре принятия законопроекта «О защите конкуренции», поступившего из Правительства РФ. Профильным комитетом подготовлено заключение, состоящее из 11 «въедливых» страниц.

Согласно заключению, проект содержит:

  • нечеткие определения типов антиконкурентных действий;
  • необоснованно широкие дискреционные полномочия органов исполнительной власти;
  • открытые, не исчерпывающие перечни;
  • оценочные категории, предоставляющие должностному лицу полную свободу выбора.

В проекте отсутствуют необходимые административные процедуры, нет положений, исключающих возможность сговора между регулятором и хозяйствующим субъектом, но присутствует разрешительная система, а правоприменитель имеет выбор между различными вариантами поведения.

Текст указанного законопроекта Государственной Думой был отклонен.

И таких заключений в Государственной Думе принимается достаточно много. Политические публицисты, которые любят изображать Государственную Думу, послушно «штампующей» всё, что поступает от Правительства, просто не имеют понятия о том, как это происходит в действительности, а жаль.

Большинство законопроектов направляются на независимую экспертизу. Всего приведу один пример: Институтом государства и права Российской академии наук при анализе изменений одного только деепричастного оборота(!) в проекте федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» было обнаружено 4 коррупционных фактора.

Возникает вопрос: почему все-таки они продолжают присутствовать в нормах закона? Да потому что законы описывают и упорядочивают очень сложные и неоднозначные общественные отношения, по поводу которых нет единого понимания даже среди опытных юристов. Вот почему уже в принятые законы нередко приходится вносить поправки и изменения.

Необходимость внесения изменений в наши кодексы порождает великое множество вопросов. Например, каким образом в связи с совершением коррупционных преступлений может быть привлечено к ответственности юридическое лицо? Это требование ст. 18 Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». Имеются в виду преступления, «совершенные в интересах любого физического лица, действующего в своем личном качестве или в составе органа юридического лица и занимающего ведущую должность в юридическом лице, выполняя представительcкue функции от имени юридического лица, осуществляя права на принятие решений от имени юридического лица или контрольные функции в рамках юридического лица».К преступным деяниям относится и участие такого физического лица в вышеупомянутых преступлениях в качестве соучастника или подстрекателя. Юридическое лицо подвергается уголовному преследованию вместе с упомянутым физическим лицом или без него.

Наши юристы спорят по этому поводу. Многие вообще отрицают возможность привлечения юридического лица к ответственности.

Как бы то ни было, мы обязаны преодолеть все эти правовые споры. Наша страна стала членом международной организации «Группа государств против коррупции» (сокращенно ГРЕКО). В силу же членства в ГРЕКО эти обязательства приобрели характер международно-правовых, и имплементация должна идти более ускоренными темпами.

Конвенция ООН против коррупции предусматривает необходимость криминализации ряда деяний, пока не относимых нашими законами к криминальным. Так, ст. 20 предписывает криминализировать «незаконное обогащение». Этот термин означает значительный рост активов публичного должностного лица, явно превышающий его официальные доходы. К примеру, если должностное лицо помещает на свой банковский счет или на счет своих родственников значительные суммы, не соответствующие его официальным доходам, государство должно иметь право знать источник этих финансовых средств.

Такая норма реализована в Италии и оказалась очень действенной. Правоведы у нас возражают, говоря, что это нарушение презумпции невиновности. Но есть и другая точка зрения: государственная должность накладывает некоторые ограничения на права того, кто ее занимает. Уверен, что и по этой статье у нас будет идти активная дискуссия в обществе.

В соответствии с требованиями Конвенций ООН и Совета Европы нам предстоит пересмотреть перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (ст. 447 УПК РФ). Кроме того, все процедуры, связанные с лицами, облеченными иммунитетом, также должны быть тщательно прописаны.

В настоящее время в соответствии со ст. 8 и примечаниям к ст. 201 и 285 УК РФ, «иностранное публичное должностное лицо» или «должностное лицо международной организации» не обладают признаками, позволяющими признавать их субъектами коммерческого подкупа или получения взятки. Теперь мы вынуждены будем внести соответствующие поправки. Правда, в данном случае необходимо одно пояснение. А именно, Конвенция требует криминализировать подкуп иностранного должностного лица, но не требует криминализировать подкуп со стороны иностранного должностного лица. В ней сказано, что в этом случае может наступить ответственность. Я считаю: если ответственность может наступить, пусть наступает во всех случаях.

Считаю необходимым в качестве примера прокомментировать исполнение Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятого Государственной Думой 08.07.05 и вступившего в силу с 01.01.06.

Принятый закон, несмотря на короткий срок действия, принес экономический эффект, сэкономив бюджетам всех уровней в общей сложности порядка 100 млрд руб.

Напомню: сфера государственных закупок - главная статья российского коррупционного рынка. Это самая страшная пробоина в борту нашей экономики, через нее прямо из бюджета, без особо хитроумных схем, утекают миллиарды. Утекают в виде «откатов», заложенных в стоимость закупок.

Новизна данного закона состоит в том, что он ввел в России процедуру электронных торгов. С переходом на электронные аукционы прозрачность закупок резко возрастет, а потери бюджета должны сократиться.

В заключение хотел бы обратить внимание на то, что консолидированные усилия всех ветвей и институтов государственной власти, а также гражданского общества по противодействию коррупции должны найти свое выражение в осуществлении понятных населению последовательных и системных мер, в первую очередь, законодательного характера.

Важность противодействия коррупции подчеркивается и в политических программах партии «Единая Россия». В программном заявлении Партии на VII Съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» в качестве одной из приоритетных задач названа борьба с коррупцией. В этих целях, как указано в программном заявлении партии, необходимо обеспечить системную борьбу с коррупцией как одной из главных проблем современной России.

Бобырев Валентин Васильевич. Кандидат юридических наук. В 1971-1996 гг. служил в органах внутренних дел на должностях оперативно-начальствующего состава, в 1999-2002 гг. - в федеральных органах налоговой полиции РФ на руководящих должностях. В 2003 г. - заместитель главы администрации Новосибирской области. С 2003 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности, член Комиссии Государственной Думы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации.