Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Материалы XVI Рождественских чтений "Православные ценности и современное образование" (Москва, 27.01-02.02.08)

Выступление Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

<…>Нравственная деятельность является важнейшим содержанием человеческой жизни. Личность только тогда исполняет свое предназначение, когда направляет все силы своего самосознания и нравственного чувства на борьбу с грехом. Формирование навыка стремления к добру - вот идеальное содержание воспитательной деятельности.

Святая Церковь преподает миру евангельский нравственный закон, возвещенный Иисусом Христом. Сущность его особенно выражена в двух заповедях. Одна состоит в любви к Богу и ближнему (Мф. 22:37). Вторая учит самоотвержению: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

В течение многих веков вера Православная являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в духовных подвигах русской святости; и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение; и в патриотических подвигах героев Отечества; и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека.

Святые отцы указывали на важность воспитательного воздействия на мягкую, как воск, детскую душу, помогающего человеку с раннего возраста воспринять основы веры и образцы благочестия. С юных лет взращенные в вере русские люди находили в ней опору для своей деятельности в истории и в то же время осознавали себя сопричастниками вечности.

Православие определяющим образом воздействовало на формирование нравственных качеств наших соотечественников. Они осознавали, что живут на земле, сотворенной Богом, и должны в своем жизненном делании соблюдать Его заповеди. Святая Церковь учила людей и любви к Отечеству, ответственному отношению к его судьбе. Молитва и труд - таково было главное содержание жизни человека. Благочестие являлось прочным основанием для большой и дружной семьи. Религиозные идеалы лежали в основе представлений о смысле жизни, об уважительном и заботливом отношении к окружающим, о непреложности странноприимства, сострадания и милосердия. Конечно, наша история в разные периоды знала также печальные примеры человеческого отступничества и падения, но они никогда не оказывали определяющего влияния на общий строй жизни. А он был Православным.

Трагические события ХХ века, господство воинствующего безбожия прервали вековые традиции воспитания. Мы теперь пытаемся восстановить связь времен, и о масштабности цели можно судить по тому, что нынешний период в жизни России называют «вторым Крещением».

В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к пагубным результатам. И не только наша страна переживает прискорбные последствия богоотступничества. Оказалось, что и в государствах, не бывших объектами атеистических экспериментов, тем не менее, произошла дехристианизация общественной жизни.

В своем выступлении на праздновании 15-летия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Потеряв свои христианские корни, народы Европы подписывают себе приговор утраты культуры. Нынешняя Европа уже не создаст постхристианской культуры, а просто уйдет из истории. Но русский народ, - сказал Его Святейшество, - слава Богу, ищет свои православные корни. В этом залог его жизни, его будущего».<…>

Московские областные Рождественские образовательные чтения в минувшем году отметили пятилетие - свой маленький юбилей. Это плод конструктивного и взаимоуважительного сотрудничества между нашей епархией и Министерством образования Московской области, которое развивалось с 2001 г. Надеемся, что нам удалось посредством проведения этого форума создать в регионе единое православное культурно-образовательное пространство, вовлеченными в которое оказались сотни тысяч людей.

Опыт показал: вслед за священнослужителями и педагоги стали активно участвовать в разработке новых методик и программ преподавания знаний о Православии. Если говорить о практических результатах, то в настоящее время факультатив «Основы Православной культуры» и предмет «Духовное краеведение Подмосковья» преподаются в 1200 из 1600 средних школ Московской области.<…>

Все более широкое признание получают слова великого учителя Константина Дмитриевича Ушинского, который может быть и резко, но верно сказал: «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».<…>

Сейчас говорят об альтернативном предмете под названием «основы нравственности». Какие это основы? Мы все равно вернемся к десяти заповедям. В интервью журналу «Тайм» Президент России В.В.Путин высказал мысль, с которой нельзя не согласиться: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

Не одухотворенная верой нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «критерием всех вещей». Это мнение, имеющее весьма древнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма. Плодом его релятивистского подхода к человеческой совести является мрачный облик современного общества.

Вспомните судьбу «морального кодекса строителя коммунизма». Ничем не одухотворенные, его положения были мертворожденными и уходили в небытие задолго до того, как в одночасье рухнула советская держава. И вновь нашему народу, имеющему столь негативный опыт нескольких поколений, пытаются предложить опасную затею.

Может быть, в качестве основ предложат взять расхожие представления современного общества о морали и смысле человеческой жизни? А они не только не соответствуют новозаветному учению, но, как подчас кажется, занижены настолько, что фактически откатились во времена доветхозаветные. Во весь голос звучат слова героя Достоевского Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все дозволено». Будем откровенны: это ложное понимание свободы, подмена ее апологией греха.

Семья является основой общества. Через ее оздоровление становятся возможными и крупномасштабные положительные изменения в жизни народа. В связи с этим для нас важно, что 2008 год объявлен Годом Семьи. Выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «История показала…великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».

У нас нет сомнений в том, что возрождение семьи в России возможно только на основе вечных евангельских ценностей, на основе заповедей Божиих. Я имею в виду любовь как основу отношений между супругами, между родителями и детьми, а также взаимную верность и жертвенность участников брака, который является нерасторжимым. Есть три заповеди, имеющие непосредственное отношение к семье: о почитании отца и матери, о недопустимости прелюбодеяния и убийства. А мы являемся свидетелями того, как пропагандируется блуд и так называемый «гражданский брак», как ежедневно по всей стране во множестве совершается грех детоубийства - аборты. Такая «свобода» в кавычках может только погубить наш народ.

А ведь истинная свобода человеческой души обусловлена тем, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Святость, праведность и вера - вот оружие для победы над тем рабством, в которое поверг людей грех, подчас маскирующийся в овечью шкуру свободолюбия.<…>

****

Фрагменты интервью президента РФ В.В.Путина журналу "Time" (США) (12.12.07)

- Вы упомянули гражданское общество. Я бы хотел сейчас коснуться этого вопроса немножко с другого угла, с точки зрения религии. Вы сами говорили о вере неоднократно. И какую роль, с Вашей точки зрения, играет вера в Вашем руководстве страной? И какую роль должна играть вера в управлении, в целом в жизни и в обществе, говоря о религии?

- При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей. Вот и все, что я бы хотел сказать. Я могу сказать больше, но я бы хотел на этом остановиться, потому что я не хочу навязывать свою точку зрения тем людям, у которых другое мнение по этому поводу, а такие люди у нас есть, и они имеют право на это мнение.<…>

- Как можно было бы охарактеризовать Ваши религиозные убеждения? Я понял из Вашего ответа, что Вы не хотели бы публично говорить на эту тему в Вашем положении. Но все-таки как-то, по-Вашему, мы могли бы это отразить или нет?

- Да. Вполне можно сказать, что, по моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных.

А что касается конкретного учреждения либо Церкви, это отдельный вопрос. Как было однажды сказано, если Господь Бог существует, то он не знает о том, что у людей разные взгляды на Церковь.

- Но при этом сейчас складывается такая ситуация в России, что Русская Православная Церковь вроде бы опять становится доминантной Церковью. Ведь она единственная, у которой подписано официальное соглашение о сотрудничестве, скажем, с Министерством обороны, с правоохранительными органами.

- Дело не в соглашении, дело в законе.

- Я понимаю, но закон это возбраняет, в России - светское государство.

- Нет-нет, неправда. У нас в законе прописано, что у нас четыре традиционных религии, четыре. Нас за это наши американские партнеры критиковали, но так определили наши законодатели, и к этим четырем традиционным российским религиям относятся: Православие, иудаизм, ислам и буддизм.

- Извините, пожалуйста, я не совсем это имел в виду, я не закончил фразу. Законом возбраняются, наверное, все-таки такие мероприятия, как совместное богослужение Генерального штаба и иерархов Православной Церкви по поводу 60-летия создания советского ядерного оружия. Если бы в этом участвовали все четыре конфессии, это было бы понятно и по Конституции.

- Я думаю, что если бы сотрудники Генерального штаба и исповедующие, скажем, иудаизм, исповедующие ислам или буддизм пошли в соответствующее религиозное учреждение и там бы отметили это замечательное событие, то ничего бы здесь плохого не было бы, я бы приветствовал это.

Православная конфессия просто более многочисленная. Почти 80% населения России так или иначе считают себя связанными с Православием. <…>

Материалы XVI Рождественских чтений "Православные ценности и современное образование" (Москва, 27.01-02.02.08) | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Материалы XVI Рождественских чтений "Православные ценности и современное образование" (Москва, 27.01-02.02.08)

Выступление Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

<…>Нравственная деятельность является важнейшим содержанием человеческой жизни. Личность только тогда исполняет свое предназначение, когда направляет все силы своего самосознания и нравственного чувства на борьбу с грехом. Формирование навыка стремления к добру - вот идеальное содержание воспитательной деятельности.

Святая Церковь преподает миру евангельский нравственный закон, возвещенный Иисусом Христом. Сущность его особенно выражена в двух заповедях. Одна состоит в любви к Богу и ближнему (Мф. 22:37). Вторая учит самоотвержению: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

В течение многих веков вера Православная являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в духовных подвигах русской святости; и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение; и в патриотических подвигах героев Отечества; и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека.

Святые отцы указывали на важность воспитательного воздействия на мягкую, как воск, детскую душу, помогающего человеку с раннего возраста воспринять основы веры и образцы благочестия. С юных лет взращенные в вере русские люди находили в ней опору для своей деятельности в истории и в то же время осознавали себя сопричастниками вечности.

Православие определяющим образом воздействовало на формирование нравственных качеств наших соотечественников. Они осознавали, что живут на земле, сотворенной Богом, и должны в своем жизненном делании соблюдать Его заповеди. Святая Церковь учила людей и любви к Отечеству, ответственному отношению к его судьбе. Молитва и труд - таково было главное содержание жизни человека. Благочестие являлось прочным основанием для большой и дружной семьи. Религиозные идеалы лежали в основе представлений о смысле жизни, об уважительном и заботливом отношении к окружающим, о непреложности странноприимства, сострадания и милосердия. Конечно, наша история в разные периоды знала также печальные примеры человеческого отступничества и падения, но они никогда не оказывали определяющего влияния на общий строй жизни. А он был Православным.

Трагические события ХХ века, господство воинствующего безбожия прервали вековые традиции воспитания. Мы теперь пытаемся восстановить связь времен, и о масштабности цели можно судить по тому, что нынешний период в жизни России называют «вторым Крещением».

В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к пагубным результатам. И не только наша страна переживает прискорбные последствия богоотступничества. Оказалось, что и в государствах, не бывших объектами атеистических экспериментов, тем не менее, произошла дехристианизация общественной жизни.

В своем выступлении на праздновании 15-летия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Потеряв свои христианские корни, народы Европы подписывают себе приговор утраты культуры. Нынешняя Европа уже не создаст постхристианской культуры, а просто уйдет из истории. Но русский народ, - сказал Его Святейшество, - слава Богу, ищет свои православные корни. В этом залог его жизни, его будущего».<…>

Московские областные Рождественские образовательные чтения в минувшем году отметили пятилетие - свой маленький юбилей. Это плод конструктивного и взаимоуважительного сотрудничества между нашей епархией и Министерством образования Московской области, которое развивалось с 2001 г. Надеемся, что нам удалось посредством проведения этого форума создать в регионе единое православное культурно-образовательное пространство, вовлеченными в которое оказались сотни тысяч людей.

Опыт показал: вслед за священнослужителями и педагоги стали активно участвовать в разработке новых методик и программ преподавания знаний о Православии. Если говорить о практических результатах, то в настоящее время факультатив «Основы Православной культуры» и предмет «Духовное краеведение Подмосковья» преподаются в 1200 из 1600 средних школ Московской области.<…>

Все более широкое признание получают слова великого учителя Константина Дмитриевича Ушинского, который может быть и резко, но верно сказал: «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».<…>

Сейчас говорят об альтернативном предмете под названием «основы нравственности». Какие это основы? Мы все равно вернемся к десяти заповедям. В интервью журналу «Тайм» Президент России В.В.Путин высказал мысль, с которой нельзя не согласиться: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

Не одухотворенная верой нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «критерием всех вещей». Это мнение, имеющее весьма древнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма. Плодом его релятивистского подхода к человеческой совести является мрачный облик современного общества.

Вспомните судьбу «морального кодекса строителя коммунизма». Ничем не одухотворенные, его положения были мертворожденными и уходили в небытие задолго до того, как в одночасье рухнула советская держава. И вновь нашему народу, имеющему столь негативный опыт нескольких поколений, пытаются предложить опасную затею.

Может быть, в качестве основ предложат взять расхожие представления современного общества о морали и смысле человеческой жизни? А они не только не соответствуют новозаветному учению, но, как подчас кажется, занижены настолько, что фактически откатились во времена доветхозаветные. Во весь голос звучат слова героя Достоевского Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все дозволено». Будем откровенны: это ложное понимание свободы, подмена ее апологией греха.

Семья является основой общества. Через ее оздоровление становятся возможными и крупномасштабные положительные изменения в жизни народа. В связи с этим для нас важно, что 2008 год объявлен Годом Семьи. Выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «История показала…великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».

У нас нет сомнений в том, что возрождение семьи в России возможно только на основе вечных евангельских ценностей, на основе заповедей Божиих. Я имею в виду любовь как основу отношений между супругами, между родителями и детьми, а также взаимную верность и жертвенность участников брака, который является нерасторжимым. Есть три заповеди, имеющие непосредственное отношение к семье: о почитании отца и матери, о недопустимости прелюбодеяния и убийства. А мы являемся свидетелями того, как пропагандируется блуд и так называемый «гражданский брак», как ежедневно по всей стране во множестве совершается грех детоубийства - аборты. Такая «свобода» в кавычках может только погубить наш народ.

А ведь истинная свобода человеческой души обусловлена тем, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Святость, праведность и вера - вот оружие для победы над тем рабством, в которое поверг людей грех, подчас маскирующийся в овечью шкуру свободолюбия.<…>

****

Фрагменты интервью президента РФ В.В.Путина журналу "Time" (США) (12.12.07)

- Вы упомянули гражданское общество. Я бы хотел сейчас коснуться этого вопроса немножко с другого угла, с точки зрения религии. Вы сами говорили о вере неоднократно. И какую роль, с Вашей точки зрения, играет вера в Вашем руководстве страной? И какую роль должна играть вера в управлении, в целом в жизни и в обществе, говоря о религии?

- При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей. Вот и все, что я бы хотел сказать. Я могу сказать больше, но я бы хотел на этом остановиться, потому что я не хочу навязывать свою точку зрения тем людям, у которых другое мнение по этому поводу, а такие люди у нас есть, и они имеют право на это мнение.<…>

- Как можно было бы охарактеризовать Ваши религиозные убеждения? Я понял из Вашего ответа, что Вы не хотели бы публично говорить на эту тему в Вашем положении. Но все-таки как-то, по-Вашему, мы могли бы это отразить или нет?

- Да. Вполне можно сказать, что, по моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных.

А что касается конкретного учреждения либо Церкви, это отдельный вопрос. Как было однажды сказано, если Господь Бог существует, то он не знает о том, что у людей разные взгляды на Церковь.

- Но при этом сейчас складывается такая ситуация в России, что Русская Православная Церковь вроде бы опять становится доминантной Церковью. Ведь она единственная, у которой подписано официальное соглашение о сотрудничестве, скажем, с Министерством обороны, с правоохранительными органами.

- Дело не в соглашении, дело в законе.

- Я понимаю, но закон это возбраняет, в России - светское государство.

- Нет-нет, неправда. У нас в законе прописано, что у нас четыре традиционных религии, четыре. Нас за это наши американские партнеры критиковали, но так определили наши законодатели, и к этим четырем традиционным российским религиям относятся: Православие, иудаизм, ислам и буддизм.

- Извините, пожалуйста, я не совсем это имел в виду, я не закончил фразу. Законом возбраняются, наверное, все-таки такие мероприятия, как совместное богослужение Генерального штаба и иерархов Православной Церкви по поводу 60-летия создания советского ядерного оружия. Если бы в этом участвовали все четыре конфессии, это было бы понятно и по Конституции.

- Я думаю, что если бы сотрудники Генерального штаба и исповедующие, скажем, иудаизм, исповедующие ислам или буддизм пошли в соответствующее религиозное учреждение и там бы отметили это замечательное событие, то ничего бы здесь плохого не было бы, я бы приветствовал это.

Православная конфессия просто более многочисленная. Почти 80% населения России так или иначе считают себя связанными с Православием. <…>