Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (24-25), Декабрь 2007

Выступление на соборных слушаниях «Базисные духовно-нравственные ценности — основа единства общества, Церкви и государства» (Москва, 02.11.07)

Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский

Ваше Святейшество! Преосвященные Владыки, честные отцы! Дорогие братья и сестры!

Россия сегодня находится на пороге важного этапа своей национальной жизни. В ближайшие месяцы произойдет обновление высшей государственной власти. Нам предстоит избрать новый состав Государственной Думы, а затем Президента России. Совсем недавно прошли парламентские выборы на Украине, где исполняет свое пастырское служение Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Вот в такие моменты истории особенно важно подвергать осмыслению пройденный в национальной жизни этап и строить дальнейшие планы. Принимая во внимание все искушения предвыборной агитации, лучше всего такой анализ можно сделать на площадке, которая является политически нейтральной и не служит борьбе за власть. Такое пространство уже почти 15 лет предоставляет Всемирный Русский Народный Собор. К участию в своей работе он приглашает все силы, действующие в обществе и стремящиеся трудиться для его блага. В рамках Собора мы сегодня и проводим соборные слушания, а в феврале, даст Бог, проведем и очередной, XII Собор.

Если говорить о предвыборной ситуации в России, то она вскрывает одну очень серьезную и все еще существующую слабость в нашем обществе. Сегодня предпринимаются порой беспрецедентные шаги, чтобы обеспечить преемственность политической власти России. Безусловно, это соответствует настроениям большинства людей, т.к. за последние годы произошли реальные положительные изменения в жизни страны. Мы прошли через некий перелом, и теперь есть естественное желание закрепить достигнутое и пойти дальше.

Но как обеспечить реальную преемственность, которая в нынешней ситуации является для большинства граждан синонимом стабильности и выражается в единстве подхода к решению судьбоносных для страны вопросов? Предвыборная ситуация в России показывает, что реально действует сегодня только один фактор, обеспечивающий таковую преемственность, - это харизма политического лидера. В глазах миллионов людей курс страны прочно связан с деятельностью нескольких ключевых политиков и, в первую очередь, с личностью нашего Президента. В этой ситуации нет ничего плохого, т.к. в каждом государстве должны быть политические лидеры, способные организовать общество для решения актуальных проблем. Но должен ли и может ли этот фактор оставаться единственным для обеспечения преемственности не только на ближайшую перспективу в 4, 8 и 12 лет, но и на более отдаленное будущее?

Сильное политическое лидерство, как мне кажется, в России необходимо. Это следует и из наших национальных традиций, и из реальных потребностей управления такой огромной страной. Но для того, чтобы лидерство реально обеспечивало поступательное развитие страны и являлось гарантией преемственности и стабильности, власть должна базироваться на прочной и ясной ценностной системе, которая вызревает из глубин национальной жизни, а в лице представителей государственной власти находит верных последователей. Если не будет такой основы, всякая перемена власти будет нести в себе угрозу новых потрясений. Именно как к опасным для страны потрясениям относилось большинство граждан России к выборам в тяжелые 1990-е годы. Глубоко убежден: политическая стабильность и преемственность может существовать в государстве, где непререкаемыми остаются базисные ценности, на которые не может посягнуть ни одна политическая сила без опасения превратиться в совершенно маргинальное явление.

Надо признать, что в течение последних лет государству и обществу приходилось в трудных условиях созидать Россию. К сожалению, у нас нет времени, чтобы как следует провести все строительные работы, а затем справить новоселье. Образно говоря, сегодня приходится заниматься обновлением и крыши, и стен, и коммуникаций.  Однако остается открытым вопрос о состоянии фундамента, на котором держится все здание нашего Отечества.

В советское время нас учили, что базисом, т.е. фундаментом любого общества, являются социально-экономические отношения, а надстройкой считается религия, культура, этическая система, т.е. все ценностное измерение общественной жизни. Несмотря на отказ от модели плановой экономики, часть нашей элиты оказалась верными продолжателями старого подхода и до сих пор пытается доказывать, что именно экономика является фундаментом национального бытия. Эти люди остались в плену идеи о базисном значении экономики, не сделав никаких выводов из потрясений, через которые прошла наша страна в ХХ веке. Конечно, материальное благосостояние общества является важным фактором его развития и его будущего, с этим никто не спорит: ни люди на улице, ни философы, ни богословы. Однако без существования жизнеспособных ценностей в основании общества невозможно ни созидать богатство, ни правильно им пользоваться. Сегодня никто не сомневается в том, что Россия - богатая страна, однако возникает вопрос, как мы будем пользоваться этим богатством - все дальше расширяя пропасть между богатыми и бедными или стараясь построить действительно сбалансированное и справедливое общество?

Как показывает опыт западных стран в последние десятилетия, высокий уровень материальной жизни не решает сам по себе всех общественных проблем. Человеку нужен не только кров и качественная пища. Необходимо серьезно заботиться о том, чтобы были заняты его духовные силы.

Однако всем хорошо известны и главные пороки современного российского общества. В нашей стране до сих пор сохраняется высокий уровень преступности, коррупции, аморального поведения. Существуют и различные виды радикализма, в том числе на этнической и религиозной почве. В публичной сфере культивируется образ современного человека как потребителя и эгоиста с низкими интеллектуальными и нравственными запросами, а если и раздаются призывы к повышению интеллектуального уровня, то это также чаще всего диктуется прагматическими соображениями. Естественно, что народ с такими ценностными установками не только не будет расти численно, но и не сможет строить, изобретать, творчески трудиться.

Ответ на эти проблемы один - рост благосостояния общества должен сопровождаться укреплением его духовных основ. Нам необходимо найти модель, соединяющую высокотехнологичное развитие с высокими духовными ценностями. Только такая модель будет адекватно соответствовать природе человека, имеющей духовную и телесную составляющие. Если России удастся сделать это, то она не только обретет путь стабильного развития, но и станет примером для других народов мира. Конечно, мы не должны отвергать ничего хорошего из опыта и достижений других стран. Как не должны мы и превозноситься над другими; всякое бахвальство - признак слабости. Нам следует творчески осмыслять опыт других с точки зрения богатого национального опыта России.

Наши слушания проходят накануне празднования Дня народного единства. Выступая с инициативой учреждения этого праздника в 2005 г., Русская Православная Церковь и Межрелигиозный совет России, объединяющий представителей традиционных для России религий, исходили из того, что необходимо обратить внимание современного гражданина на положительный опыт государственного строительства, прошедший проверку историей. Таким примером являются события начала XVII века.

Что произошло почти 400 лет назад? Действительно, было освобождение России от иноземных захватчиков - польско-литовских интервентов. Это славный эпизод, но он не отражает всей глубины тех давних событий. Суть же их заключается в том, что русские люди из состояния гражданской смуты путем духовных усилий смогли возвратиться к полноценному гражданскому бытию. Начиная с первых лет XVII в., Россия потихоньку сползала в хаос. Люди перестали повиноваться высшей власти. По стране начались грабежи и разбои, наступило помутнение гражданского и национального сознания. Этим и воспользовались иноземные враги и вторглись в Россию. Вся Русская земля была в неком оцепенении. Казалось, что духовные силы русских людей парализованы. Но нашлись граждане, которые организовали ополчение и стали на защиту своей земли. Ополченцы освободили Отечество от иноземных захватчиков. Затем на Земском Соборе народ восстановил законную власть и начал строить мирную жизнь. Соборный разум русских людей смог умиротворить страну без внутренних репрессий. В этом историческом опыте нам надо искать формулу успеха национальной жизни, потому что в то далекое время у русских людей сработал некий алгоритм, который стал спасительным для России.

Что же подняло русских людей и заставило их действовать? Была ли это борьба за материальное благополучие? Жизнь в достатке могла бы существовать и при иноземном владычестве. Враг не ставил своей целью истребить русский народ как популяцию. Однако новые правители стремились уничтожить русскую духовную и культурную самобытность, лишить русских людей свободы самостоятельного строительства своей национальной жизни. Напомню: ополчение стало собираться, когда людей достигли грамоты патриарха Гермогена, в которых он призывал к спасению Отечества. Люди поднялись на борьбу за свои святыни и высокие идеалы. Эта борьба сплотила русских людей и стала реальным фактором их объединения. Хорошо известно, что в этой борьбе принимали участие не только этнические русские, но и татары, а значит, не только православные, но и мусульмане.

В нашем народе тема единства всегда переживалась особенно. В единстве видели возможный способ отстоять свою свободу и творчески вести строительство национальной жизни. Для русского человека понятие единства включает такие проявления человеческих чувств, как сострадание, жертвенность, взаимовыручка, общение, гостеприимство, ценность жизни каждого человека.

Наконец, в действиях наших предков проявилась самоорганизация и ответственность за устроение государственных дел. Русский человек никогда не ждал, что кто-то придет и устроит для него хорошую жизнь. Он сам проявлял активность, согласуя свое стремление к благополучию с интересами своих соплеменников.

Думаю, что в сочетании всех трех перечисленных элементов - высоких духовных и нравственных ценностей, единства народа и гражданской активности - заключается национальный успех России. Для большинства современных россиян нравственные ценности остаются теми же. Более того, все основные религии России имеют близкие друг к другу системы нравственных представлений. И здесь возникает самый важный вопрос: являются ли ценности, признаваемые подавляющим большинством граждан России, действительным фундаментом для строительства новой России? Достаточно ли они отражены в политических программах партий, выступлениях наших политических лидеров?

Необходимо предпринять целый ряд шагов в сфере защиты, сохранения и воспроизводства отечественной духовной культуры, воспитания у подрастающего поколения уважения к национальным, духовно-нравственным ценностям народов России. Всем известно, что знакомство и закрепление ценностных установок происходит в обществе через систему образования и средства массовых коммуникаций. В свою очередь социально-политическое устройство страны и его функционирование естественным образом должны соответствовать принятым ценностям. Не исключаю, что более четкое формулирование этих фундаментальных ценностных принципов российской жизни должно осуществляться в условиях широкого общественного диалога и при активном участии традиционных религий. И может быть, предвыборная кампания могла бы положить начало такому многостороннему диалогу.

Давайте начнем хотя бы с решения одного очень конкретного и важного вопроса. Я имею в виду присутствие ценностного измерения в системе образования и воспитания. Для меня очевидно, что духовно-нравственные ценности России должны стать важной частью общего образования, процесса самосовершенствования личности и социального взаимодействия.

Действительно, сегодня все понимают, что детей и молодежь необходимо знакомить с религиозными традициями страны. Религия - это значимый фактор современного общества. Но как это делать? Нередко нам пытаются доказать, что единственно возможным отношением к религии в школе, как в общеобразовательной, так и в высшей, является некий научный подход. Судя по учебникам и методическим материалам сторонников этого взгляда, в них есть две принципиально неприемлемые для верующих идеи. Во-первых, религия рассматривается как социально-психологическое явление, которое появляется в результате деятельности человека и представляет собой  действительно некую надстройку. Во-вторых, она рассматривается как некая мифологема, а не реальная жизнь.

Этот подход максимально ослабляет, если не исключает вовсе участие религии в формировании нравственно-культурных ценностей в молодежной среде, а также в воспитании патриотизма, добрых отношений между людьми, в развитии экологического сознания. Нам же кажется, что, напротив, следует включить потенциалы традиционных религий России в формирование человека, способного сохранить в непростых условиях современности нравственную целостность, силу духа, любовь к Отечеству и всему Божьему творению. Именно поэтому Русская Православная Церковь настаивает на том, чтобы преподавание «Основ православной культуры» было включено в учебную программу не в качестве факультатива, который, как мы знаем, нагружает и без того переутомленных учащихся дополнительными обязательствами сверх программы, а на добровольной основе в рамках школьной программы и отведенных на нее учебных часов. 

Мы с уважением относимся к религиозной традиции мусульман, иудеев, других традиционных религий и конфессий России. Нет никаких оснований препятствовать тому, чтобы люди, принадлежащие к ним, также в рамках программы изучали основы своей собственной религиозной культуры. Школа должна обеспечить соответствующими учебниками тех, кто хочет изучать таковые предметы.

Более того, нужно использовать все возможности религиозной мотивации, чтобы помочь ребенку понять человека другой национальности и веры, ведь сухое религиоведение не способно воспитать подлинную толерантность. Забота о межрелигиозном и межнациональном мире, действительно, должна быть приоритетом внутренней политики России, и мировоззренческие основы принятия такой политики нужно закладывать в школе.

Если мы хотим построить Россию на основе ценностей, которые являлись фундаментом народной жизни на протяжении 1000-летия, то наши люди и, в первую очередь, молодежь и дети не должны быть лишены живого приобщения к собственной религиозной традиции.

Поднимая сегодня тему присутствия духовно-нравственных ценностей в системе образования и воспитания, я имею в виду не только религиозное измерение образования, но и светские формы русской культуры и народов России. Ценности долга, чести, ответственности, трудолюбия, творчества можно прививать, используя различные способы воспитания. Религия может вполне сочетаться и взаимодействовать с ними. Нерелигиозные люди также должны воспитываться в тех же идеалах на основе курса светской этики. Убеждения нерелигиозной части нашего народа тоже должны найти отражение в школьной программе на основе добровольности и вариативности.

Уверен, что определение базисных ценностей и широкая общественная рецепция этих ценностей, вырастающих из самого бытия российского общества, должны привести наше Отечество к благоденствию и процветанию.

Выражаю глубокое удовлетворение в связи с тем, что представители основных политических партий, участвующих в выборах, откликнулись на приглашение Всемирного Русского Народного Собора и выразили готовность внести свой вклад в обсуждение темы, имеющей принципиальное значение для будущего России.

***

Заявление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с реформой школьного образования в России (06.11.07)

В настоящее время в России ведется законодательная работа по реформированию системы образования. Православные верующие, как и люди других вер и убеждений, не могут оставаться безучастными к происходящим изменениям, поскольку они напрямую касаются наших детей. Судьба российской школы не должна решаться только чиновниками. Будучи также общественным институтом, школа должна реформироваться с учетом пожеланий и запросов простых граждан. Осознавая всю важность поднятого вопроса для будущего нашего народа, Русская Православная Церковь не считает для себя возможным оставаться в стороне при его обсуждении.

Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияния на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Если сегодня наша страна провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. Поэтому в общей системе образования должны непременно присутствовать не только учебные, но и воспитательные дисциплины, основной целью которых являлось бы формирование духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей и ценящей ее культуру и историю. Такой широкий подход к образованию всегда составлял славу национальной школы России.

В ходе обновления отечественной системы образования мы должны задействовать все богатство национальной традиции. Конечно, важную роль должны играть сокровища великой русской культуры и культурных традиций многочисленных народов России. Однако не последнее значение для образовательного процесса имеет наследие основных российских религий. На основании многолетней практики преподавания Основ культуры Православия и других традиционных религий в разных регионах России с уверенностью можем свидетельствовать о положительном воздействии этого предмета на духовное и нравственное состояние школьников. Только глубокое и живое знакомство с собственной религией учит юного гражданина доброму отношению к представителю другой веры и национальности. Более того, через Основы православной культуры и через курсы культур других традиционных религий России можно успешно прививать доброжелательное отношение к человеку иного мировоззрения с использованием аргументов, присущих каждой религии.

Кроме того, мы уверены, что дети из верующих семей не должны быть лишены законной возможности изучения своей религиозной традиции, к которой они принадлежат, равно как и неверующие - основ нерелигиозной этики. Такое право предусматривается как российским законодательством, так и международно-правовыми договорами, участницей которых является Россия. В настоящих условиях доступность в реализации такого права возможна только, если преподавание предмета духовно-нравственного содержания будет проходить в государственной общеобразовательной школе, т.к. она является единственным общедоступным учебным заведением в России. Это нисколько не противоречит принципу светскости государства и системы образования. Свидетельством чему служит богатый опыт многих европейских стран, в которых учащиеся беспрепятственно обучаются своей религиозной традиции в рамках государственной системы образования.

Правовые нормы современного Российского государства предполагают учет мировоззренческого многообразия в школе. В том числе религиозная часть российского общества имеет право на то, чтобы школьное образование не входило в противоречие с мировоззрением, которого придерживаются в их семьях. Государство обязано уважать это право и обеспечивать его реализацию при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества.

Мы еще раз выражаем свое убеждение в том, что преподавание предмета, знакомящего учащихся с их религией, должно быть основано на добровольном выборе самих учащихся и их родителей. Вместе с тем мы твердо считаем, что наилучшим и действенным способом присутствия духовно-нравственного предмета в школе является его включение в основную сетку часов, с возможностью выбора учащимися альтернативной дисциплины. При этом представляется справедливым сохранение права региональных органов власти и самих школ определять некоторую часть образовательной программы, которая могла бы использоваться для введения предметов духовно-нравственного содержания.

В то же самое время мы считаем, что современный человек, помимо воспитания в собственной религиозной традиции, должен получать знания о других основных религиях. Включение соответствующих разделов в курсы обществоведения и истории могли бы, как кажется, достойно удовлетворить потребность в таковых знаниях.

Настоящим заявлением Священный Синод Русской Церкви призывает государство, общество и все традиционные религии России совместными усилиями развивать и крепить систему духовно-нравственного воспитания в отечественной школе.

***

Из Выступления Президента России В.В.Путина на встрече с иерархами Русской православной церкви по случаю 90-летия восстановления патриаршества (Москва, 19.11.07)

...В истории России православию принадлежит особая роль как в становлении нашей государственности, так и культуры, морали, духовности. И актом восстановления патриаршества церковь еще раз проявила свою силу, свою самостоятельность и самоорганизацию. И, как это было не раз, проявила все эти качества в переломный для отечественной истории момент. Патриаршество помогло Русской православной церкви вместе с народом выстоять в тяжелейших испытаниях XX в. Помогло защитить веру, объединить паству и сберечь не просто церковные, но национальные святыни. А позднее, уже в условиях возрождения религиозной жизни, помогло продолжить церкви свое неустанное служение. И сегодня мы высоко ценим стремление Русской православной церкви вернуть в жизнь российского общества те идеалы и ценности, которые в течение многих веков являлись для нас духовными ориентирами.

Приветствуем ее обращение к пастве исполнить свой долг не только по отношению к родным и близким и, конечно, стремление воспитывать патриотизм, основанный на служении Отечеству и общественному долгу. Государство с уважением относится ко всем традиционным и иным религиям, являющимся для многих наших граждан духовной опорой. И потому крайне важно, чтобы в обществе сохранялся межрелигиозный мир и согласие. Мы придаем большое значение усилиям Русской православной церкви по развитию межрелигиозного диалога и сотрудничества, упрочению веротерпимости. Эта деятельность церкви, как и другие социально значимые направления ее работы, находит всеобщую поддержку. У государства и церкви всегда будет обширное поле для сотрудничества и в вопросах укрепления нравственности, и в воспитании молодого поколения, и, конечно, в сохранении отечественного духовного и культурного наследия.

...Для нас важны и культурно-просветительские проекты церкви. В этой связи Правительству будет поручено рассмотреть вопрос об оказании религиозным организациям финансовой и иной помощи в подготовке и выпуске соответствующих теле- и радиопрограмм.

К числу наиболее острых проблем, решение которых требует усилий как государства, так и религиозных организаций, относится демографическая ситуация. Вы знаете, государство сегодня многое делает для улучшения демографической ситуации, создает для этого благоприятные социально-экономические условия. Однако возрождение семейных ценностей и изменение отношения людей к институту семьи, к вопросам воспитания детей возможно только усилиями всего общества, и роль традиционных конфессий здесь очень высока.

...Сегодня в средней общеобразовательной школе востребованы различные формы преподавания знаний о религии, причем речь идет об изучении не только какой-либо одной религии, а в муниципальных школах сложилась, например, практика преподавания основ конфессиональных культур - православной, мусульманской и др., а также курса религии в России. Думаю, что все эти формы имеют право на существование. Следовало бы обобщить накопленный опыт и учесть необходимость духовно-нравственного воспитания при разработке образовательных стандартов, и, разумеется, при изучении конфессионально ориентированных предметов должен соблюдаться принцип добровольности.