Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Изменения в законодательстве об обеспечении пожарной безопасности

Кудрявцев И.А., заместитель начальника Управления организации пожаротушения ПУРЦ МЧС РФ

Для правового регулирования отношений между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями-собственниками охраняемых объектов принят Федеральный закон от 25.10.06 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» (далее 172-ФЗ).

Данный закон изменил структуру и расширил сферу ответственности Федеральной противопожарной службы (ФПС) МЧС России. В состав ФПС включено новое структурное подразделение (территориальные подразделения), на которое возложена функция по тушению пожаров в населенных пунктах при сохранении полномочий субъекта РФ создавать свои территориальные подразделения пожарной охраны. Тем самым сохраняется ответственность субъекта РФ за пожарную безопасность в населенных пунктах. Теперь субъект РФ не только не остается один на один с проблемой профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах, но и осуществляет оперативное управление подразделениями территориального органа МЧС в субъекте, а порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется МЧС и его территориальным органом.

Таким образом, обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах - это совместная работа и ответственность перед гражданами, которые вправе рассчитывать на существенное улучшение ресурсного обеспечения этого сегмента безопасности.

В целях реализации 172-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» в Приволжско-Уральском региональном центре создана рабочая группа, на которую возложены обязанности по реализации требований Федерального закона. Аналогичные группы созданы во всех территориальных органах субъектов региона. Свою деятельность рабочие группы осуществляют в соответствии с разработанными планами мероприятий по реализации требований законодательства, методических рекомендаций МЧС России.

На территории региона организована и проведена инвентаризация аварийно-спасательных формирований, а также сил и средств Государственной противопожарной службы по источникам финансирования, ведомственной принадлежности, правовому обеспечению их деятельности. Проведён анализ существующей нормативной правовой базы в области обеспечения пожарной безопасности и инициировано приведение действующих законодательных и нормативных правовых актов в соответствии с 172-ФЗ.

Разработан план информационного сопровождения проводимых мероприятий по освещению реализации требований 172-ФЗ, в соответствии с которым цели, задачи, а также результаты проводимых мероприятий опубликованы в печатных СМИ, материалы направлены в федеральные информагентства, освещены на телеканалах в выпусках «Новостей», необходимая информация размещена на официальном веб-сайте регионального центра и Главных Управлений МЧС России по субъектам нашего региона.

Рабочей группой регионального центра регулярно осуществляется практическая помощь в разработке плана мероприятий по организации совместной работы территориальных органов МЧС России по реализации Федерального закона, направляются методические рекомендации в субъекты по вопросам формирования территориальных подразделений ФПС и подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждённый Правительством РФ перечень объектов, а также в разработке и согласовании порядка взаимодействия территориальных подразделений ФПС. Что касается контроля за исполнением: обеспечен контроль за ходом подписания Соглашений между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов РФ по передаче друг другу части своих полномочий в области организации пожаротушения.

На сегодняшний день соглашение подписано в 2 субъектах региона: в Нижегородской области и Республике Татарстан, которыми за основу было взято типовое соглашение, разработанное департаментом территориальной политики МЧС России.

В целях реализации возложенных на ФПС полномочий по осуществлению тушения пожаров на территории РФ МЧС России разработаны методические рекомендации по реализации 172-ФЗ.Данными рекомендациями предложен порядок финансового обеспечения мероприятий по реализации закона, порядок передачи имущества, находящегося в государственной собственности РФ и муниципального образования, в собственность субъекта РФ и наоборот.

ФГУ ВНИИПО МЧС России проведены расчеты на каждый субъект РФ по обоснованию требуемой численности подразделений ФПС МЧС России, создаваемых в целях организации тушения пожаров в населенных пунктах. Данные расчеты производятся с учетом заселенности территорий Российской Федерации, социально-демографической ситуации и обстановки с пожарами. В зависимости от материально-экономических особенностей населенных пунктов и сложившейся обстановки с пожарами за определенный период времени разработана математическая модель, основанная на выявленной зависимости между численностью противопожарных формирований и плотностью проживающего населения на обслуживаемой территории.

Во всех районных центрах субъектов РФ, городах с численностью населения более 50 тыс. человек предлагается создать территориальные подразделения ФПС МЧС России (как минимум, одно подразделение со средней численностью 70-75 человек). Согласно расчетам, численность территориальных подразделений ФПС МЧС России региона должна составлять 43 287 единицы сотрудников и работников ФПС. Так, например, в городе Екатеринбурге общая численность личного состава должна составлять 883 единицы. На сегодняшний день в МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с предложенными расчетами ФГУ ВНИИПО, ведется работа по определению населенных пунктов, в которых подразделения Государственной противопожарной службы субъекта РФ будут переведены в территориальные подразделения ФПС.

Наряду с этим в 2007 г., в соответствии с выполнением требований 172-ФЗ, в объектовые подразделений ФПС МЧС России, выполняющие функции защиты от пожаров критически важных объектов и объектов культурного наследия РФ, выделена дополнительная численность личного состава, финансируемого за счет средств федерального бюджета, которая распределена по субъектам региона, и ведется работа по комплектованию должностей.

Кудрявцев Игорь Альбертович. Заместитель начальника Управления организации пожаротушения Приволжско-Уральского регионального центра МЧС РФ, полковник.