Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Об основных тенденциях финансово-экономического обеспечения деятельности МВД России

Перова С.Н., начальник финансово-экономического департамента МВД России

В рамках проводимой государственной бюджетной политики финансово-экономическое обеспечение деятельности МВД РФ ориентировано на выполнение задач по обеспечению безопасности граждан.

В отличие от других федеральных «силовых» министерств и ведомств, подразделения системы МВД России финансируются из трех основных источников: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Совершенно очевидно, что от уровня финансово-экономического обеспечения МВД России во многом зависят и результаты работы милиционеров.

За последние годы в финансовом обеспечении органов и войск наметились положительные тенденции - происходит не только ежегодное существенное увеличение бюджета Министерства - на 20% (тогда как рост ВВП составляет 6-7%), но и значительная подпитка органов и войск Министерства в течение финансового года.

Позитивная динамика роста федерального бюджета МВД России за последние 3 года в цифровом выражении выглядит следующим образом:

  • 2004 г. - первоначально утверждено 173 млрд руб., конечное финансирование 175,5 млрд руб.;
  • 2005 г. - 202,6 млрд руб. и 236 млрд руб. соответственно;
  • 2006 г. - 261,1 млрд руб., фактическое исполнение - 273 млрд руб.

Оценка бюджетных назначений МВД России последних лет характеризует в основном, социальную направленность бюджета Министерства; основная доля расходов приходится на выплаты личному составу органов внутренних дел и внутренних войск денежного довольствия, пособий и компенсаций, пенсий пенсионерам МВД России - это более 2/3 всего бюджета Министерства:

  • в 2004 г. - 122 млрд руб.;
  • в 2005 г. -163,4 млрд руб.;
  • в 2006 г. - 186,7 млрд руб.

Вместе с тем одним из важнейших условий эффективной борьбы с преступностью, совершенствования стратегии и тактики в противодействии криминалу является современная материально-техническая оснащенность системы МВД России.

В связи с этим и принимая во внимание то обстоятельство, что Министерство продолжительный период не имело возможности обновить свою техническую базу, в последнее время значительная доля прироста бюджетных ассигнований предназначается на эти цели.

Достаточно сказать, что за период с 2003 г. расходы на приобретение вооружения и техники возросли почти в 5 раз и составили в 2006 г. свыше 20 млрд руб. (для сравнения, в 2005 г. - 17 млрд руб.). При этом необходимо отметить, что техника - это не предметы «разового» использования, средний срок ее эксплуатации - 4-5 лет. Поэтому можно сказать, что за последние 4 года технический потенциал министерства возрос почти на 50 млрд руб. Сумма это значительная!

Приоритетное место в области технической оснащенности системы МВД России отдается подразделениям органов внутренних дел городского и районного звена. Потому что именно эти подразделения непосредственно работают с населением и на их плечи ложится основная нагрузка по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений.

В течение ряда лет сложилась практика выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета министерствам и ведомствам, в том числе «силового блока», на решение задач, возникающих в течение финансового года.

За период 2005-2006 гг. в соответствии с поручением Президента РФ дополнительно выделены 3,5 млрд руб. (в 2005 г. - 1,5 млрд руб. и в 2006 г. - 2 млрд. руб.), которые полностью к концу 2006 г. затрачены по назначению на укрепление технической оснащенности горрайорганов. На эти деньги приобретены более 6 тыс. единиц автотранспорта для участковых уполномоченных милиции, дежурных частей органов внутренних дел районного звена и экспертных подразделений, а также тысячи современного автоматизированного оборудования для рабочих мест, компьютерной техники, средств связи, передвижные криминалистические лаборатории и высокотехнологичная аппаратура для проведения особо сложных экспертиз.

Важно отметить, что сегодня, учитывая порядок выделения денег на технику в строгом соответствии с утвержденной Президентом РФ Госпрограммой вооружения, у нас есть четкие перспективы финансового обеспечения на 10 лет вперед. Это дает возможность принимать гибкие управленческие решения при организации финансирования в системе МВД России.

Об исполнении бюджета МВД России на 2006 г.

Федеральный бюджет на 2006 г.стал первым бюджетом, сформированным в рамках 3-летнего перспективного финансового плана, который, в свою очередь, должен стать основой выработки бюджетной политики на новую бюджетную 3-летку.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» расходы МВД России утверждены в объеме 261,1 млрд руб., фактическое исполнение бюджета, с учетом внесенных в указанный Закон изменений, составит 273 млрд руб., или 105% к плану.

В ходе исполнения федерального бюджета на 2006 г. в результате конструктивного взаимодействия с Правительством РФ и Минфином России расходы МВД России увеличились на 11,9 млрд руб. Дополнительные финансовые средства предназначены на оснащение участковых уполномоченных милиции и дежурных частей органов внутренних дел, обеспечение деятельности вневедомственной охраны и воинских частей внутренних войск МВД России топливно-энергетическими ресурсами; подготовку военных городков к отопительному сезону; приобретение горюче-смазочных материалов; реконструкцию и строительство военных городков; строительство объектов органов внутренних дел в рамках программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики и на другие цели.

Как и в предшествующие годы, приоритетное внимание при финансировании деятельности МВД России в 2006 г. уделялось вопросам социальной защищенности действующих сотрудников (военнослужащих) и пенсионеров МВД России, а также материально-техническому обеспечению подразделений и служб Министерства. На денежное довольствие, социальные выплаты и пенсионное обеспечение приходится 186,7 млрд руб., или около 70% всего бюджета МВД России на 2006 г.

С учетом современной криминальной обстановки в стране в 2006 г., 10% указанных бюджетных назначений затрачено на оснащение принципиально новыми образцами вооружения, разработку инновационных технологий и их внедрение.

Кроме этого на закупку вооружения и техники направлялись и сэкономленные бюджетные средства (в 2006 г. - более 1 млрд руб.) за счет повышения эффективности конкурсной работы по размещению заказов для удовлетворения технических потребностей подразделений МВД России.

Об особенностях бюджета МВД России на 2007 г.

Благодаря совместной с Минфином России проработки показателей проекта федерального бюджета на 2007 г. по расходам МВД России удалось решить большинство вопросов финансового обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск.

В федеральном бюджете на 2007 г. расходы МВД России предусмотрены в объеме 309,4 млрд руб. (плюс 18,5% к утвержденному бюджету Министерства 2006 г.).

Основной прирост ассигнований вызван повышением денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

Запланированные в бюджете на текущий год ассигнования на денежное довольствие, пособия и компенсации личному составу органов внутренних дел и войск, а также пенсии пенсионерам МВД составляют 211,1 млрд руб., или почти 3/4 всего бюджета Министерства.

Против утвержденного бюджета на 2006 г. расходы на реализацию Государственной программы вооружения (НИОКР, закупки и ремонты вооружения, военной и специальной техники) увеличены на 2,1 млрд руб. (на 17%).

Поддержаны предложения МВД России о выделении дополнительных ассигнований на содержание подразделений вневедомственной охраны (1,5 млрд руб.).

Решены также вопросы дополнительного финансирования необходимых затрат на закупки горюче-смазочных материалов, капитальный ремонт зданий и другие первоочередные расходы.

О денежном содержании сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск и пенсионном обеспечении в системе МВД России

Решающим фактором в качественном выполнении сотрудниками и военнослужащими возложенных на них обязанностей является достойный уровень оплаты труда, пенсионных выплат, социальной защиты.

В течение 2005-2006 гг. в соответствии с решениями Президента и Правительства РФ проведены повышения денежного довольствия сотрудников и военнослужащих:

  • в 2005 г. - в среднем на 22%;
  • в 2006 г. - на 15%.

Перспективным финансовым планом Российской Федерации на 2007-2009 гг., с учетом реализации мероприятий по включению в оклады по званию денежной продовольственной компенсации, предусматриваются следующие размеры и сроки повышения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел:

  • к концу 2007 г. - на 32% (с 01.01.07 - на 10%, с 30.11.07 - на 15%; с 01.12.07 - в среднем на 4% (за счет увеличения окладов по званию на 608 руб. и, соответственно, других дополнительных выплат: процентной надбавки за выслугу лет; премий; материальной помощи; единовременного денежного вознаграждения по итогам года, с одновременной отменой выплаты ежемесячной продовольственной компенсации);
  • к концу 2008 г. - на 15%.

Таким образом, с 01.01.07 старший оперуполномоченный РОВД (капитан милиции с выслугой 10 лет) будет получать на руки в среднем (без учета индивидуальных показателей роста денежного довольствия конкретного военнослужащего) в расчете на месяц 11,2 тыс. руб., а милиционер Патрульно-постовой службы (сержант с 5-летней выслугой) - 8,1 тыс. руб. С 30.11.07 - 12,8 и 9,2 тыс. руб.; c 01.12.07 - 13,3 и 9,7 тыс. руб., c 01.12.08  - 15,5 и 11,0 тыс. руб. в месяц соответственно. К концу 2008 г. старший оперуполномоченный РОВД будет получать в среднем 16 тыс. руб., рядовой милиционер - 11,5 тыс. руб.

Вместе с тем, учитывая прогнозируемый уровень инфляции, перечисленные параметры индексации денежного довольствия военнослужащих и сотрудников обеспечат повышение им реальных доходов к концу 2008 г. в 1,4 раза. В отношении сотрудников милиции, содержащихся из федерального бюджета, все эти запланированные мероприятия обеспечиваются и будут обеспечены необходимыми дополнительными ассигнованиями.

При этом в целях обеспечения равного повышения денежного довольствия сотрудников милиции общественной безопасности федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2007 год» впервые предусматриваются соответствующие субвенции субъектам РФ из Федерального фонда компенсаций в общей сумме 8,3 млрд руб. в расчете на 2007 г.

Исходя из указанных параметров повышения денежного довольствия, в 2007-2008 гг. будут проиндексированы и военные пенсии, выплачиваемые пенсионерам системы МВД России. Так, к концу 2007 г. их размеры в среднем составят: по выслуге лет - 5500 руб. в месяц, по инвалидности - 5800 руб., по случаю потери кормильца - 2850 руб. К концу 2008 г. размеры этих видов военных пенсий в системе МВД России в сравнении с 2006 г. возрастут в среднем на 45%, и их среднее значение в месяц составит 6300, 6600 и 3300 руб. соответственно.

В этих условиях МВД России считает, что в целях безусловного выполнения основных положений Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ на 2005 г. в части реального повышения денежного довольствия военнослужащих и сотрудников в течение 3 лет не менее чем в 1,5 раза необходима дополнительная индексация денежного довольствия как минимум на 10%. В настоящее время этот вопрос прорабатывается Правительством РФ.

Используя нормы действующего законодательства, Министерством принимаются разовые решения о повышении оплаты труда отдельным категориям личного состава в пределах имеющихся средств. Так, введены надбавки сотрудникам ОМОН и ОМСН, в зависимости от стажа службы (им установлено также ежемесячное дополнительное премирование), сотрудникам и работникам центров для содержания иностранных граждан, а также работникам вновь созданных центров сервисного обслуживания спецтехники; военнослужащим, несущим службу в караулах, и военнослужащим Групп оперативного управления в субъектах РФ Южного федерального округа. Значительно увеличены размеры надбавки сотрудникам органов предварительного следствия.

Кроме того, предусматривается проиндексировать заработную плату вольнонаемных работников органов внутренних дел: с 01.09.07 - на 15%, c 0l.09.08 - на 6%, с 01.05.09 - на 5,5%. Обеспечено повышение заработной платы вольнонаемным работникам, оплачиваемым по Единой тарифной сетке, на 40% с 01.05.06 и на 11% с 01.10.06.

По инициативе МВД России принято постановление Правительства РФ от 02.06.06 № 343 «Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту», предусматривающее значительное увеличение размеров указанных надбавок, выплачиваемых сотрудникам органов внутренних дел.

Социальная защищенность личного состава является главной заботой руководства МВД РФ. При поддержке Правительства РФ, местных органов власти, а также за счет мобилизации собственных ресурсов удалось достигнуть определенных положительных результатов. Специалисты ФЭД МВД России принимают активное участие в работе по совершенствованию нормативно-правового регулирования сферы оплаты труда, социальных гарантий и пенсионного обеспечения, чтобы добиться максимального соответствия жизненным реалиям и критериям современной рыночной экономики.

О финансировании органов внутренних дел из бюджетов субъектов РФ

Значительная численность милиции общественной безопасности в соответствии с действующим законодательством содержится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Эта численность составляет 512,2 тыс. человек с годовыми затратами на ее содержание порядка 105 млрд руб. Картина финансового состояния этих подразделений довольно-таки пестрая и зависит от уровня получаемых доходов регионов. Так, московская городская и областная милиция, а также подразделения, расположенные в Республике Алтай, Ханты-Мансийском автономном округе, Чукотском автономном округе, получают из местных бюджетов или больше или равные суммы с федеральной милицией (в расчете на единицу численности). А в депрессивных регионах не хватает денег даже на зарплату и социальные выплаты милиционерам в полном объеме (это МВД Республики Ингушетия, МВД Республики Северная Осетия-Алания, ГУВД Алтайского края, ГУВД Новосибирской области).

Финансирование милиции из территориальных бюджетов за 3 года увеличено на 50%, долги только по зарплате сократились на 200 млн руб. и продолжают сокращаться. Необходимо отметить и заслугу руководителей регионов, которые постоянно проявляют заботу в части финансирования о милиции «на земле».

* * *

В целом МВД России формирует свою бюджетную политику, исходя из необходимости создания условий для обеспечения эффективной борьбы с преступностью, правопорядка и общественной безопасности в стране.

Бюджетные ассигнования на содержание органов внутренних дел, внутренних войск и Федеральной миграционной службы растут и приближаются к оптимальному уровню. Приоритетное внимание при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 гг. и проекта бюджета на 2007 г. уделено вопросам повышения денежного содержания и социальной защищенности сотрудников правоохранительной сферы.

Отдельные «узкие» места возникают, в основном, по причинам, не зависящим от МВД России - это рост цен сверх запланированного уровня инфляции, подача многочисленных исков в суды из-за недостаточно проработанной законодательной базы по выплатам личному составу гарантий и компенсаций.

В целом можно констатировать, что финансовое состояние органов и войск системы МВД России оценивается удовлетворительно и из года в год улучшается.

ФЭД МВД России сосредотачивает максимальные усилия на решении проблем финансово-экономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления финансами Министерства. Полное удовлетворение денежными средствами растущих потребностей служб Министерства, искоренение фактов бесхозяйственности и неэффективного расходования бюджетных ассигнований - основные задачи Департамента на предстоящий период.

Перова Светлана Николаевна. Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации. С 1995 г. - начальник Финансово-экономического управления ГУВД г. Москвы. В 1997-2001 гг. - заместитель начальника ГУВД г. Москвы - начальник Тыла. С 2001 г. - заместитель начальника Службы тыла МВД России - начальник Финансово-экономического департамента МВД России.

Об основных тенденциях финансово-экономического обеспечения деятельности МВД России | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Об основных тенденциях финансово-экономического обеспечения деятельности МВД России

Перова С.Н., начальник финансово-экономического департамента МВД России

В рамках проводимой государственной бюджетной политики финансово-экономическое обеспечение деятельности МВД РФ ориентировано на выполнение задач по обеспечению безопасности граждан.

В отличие от других федеральных «силовых» министерств и ведомств, подразделения системы МВД России финансируются из трех основных источников: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Совершенно очевидно, что от уровня финансово-экономического обеспечения МВД России во многом зависят и результаты работы милиционеров.

За последние годы в финансовом обеспечении органов и войск наметились положительные тенденции - происходит не только ежегодное существенное увеличение бюджета Министерства - на 20% (тогда как рост ВВП составляет 6-7%), но и значительная подпитка органов и войск Министерства в течение финансового года.

Позитивная динамика роста федерального бюджета МВД России за последние 3 года в цифровом выражении выглядит следующим образом:

  • 2004 г. - первоначально утверждено 173 млрд руб., конечное финансирование 175,5 млрд руб.;
  • 2005 г. - 202,6 млрд руб. и 236 млрд руб. соответственно;
  • 2006 г. - 261,1 млрд руб., фактическое исполнение - 273 млрд руб.

Оценка бюджетных назначений МВД России последних лет характеризует в основном, социальную направленность бюджета Министерства; основная доля расходов приходится на выплаты личному составу органов внутренних дел и внутренних войск денежного довольствия, пособий и компенсаций, пенсий пенсионерам МВД России - это более 2/3 всего бюджета Министерства:

  • в 2004 г. - 122 млрд руб.;
  • в 2005 г. -163,4 млрд руб.;
  • в 2006 г. - 186,7 млрд руб.

Вместе с тем одним из важнейших условий эффективной борьбы с преступностью, совершенствования стратегии и тактики в противодействии криминалу является современная материально-техническая оснащенность системы МВД России.

В связи с этим и принимая во внимание то обстоятельство, что Министерство продолжительный период не имело возможности обновить свою техническую базу, в последнее время значительная доля прироста бюджетных ассигнований предназначается на эти цели.

Достаточно сказать, что за период с 2003 г. расходы на приобретение вооружения и техники возросли почти в 5 раз и составили в 2006 г. свыше 20 млрд руб. (для сравнения, в 2005 г. - 17 млрд руб.). При этом необходимо отметить, что техника - это не предметы «разового» использования, средний срок ее эксплуатации - 4-5 лет. Поэтому можно сказать, что за последние 4 года технический потенциал министерства возрос почти на 50 млрд руб. Сумма это значительная!

Приоритетное место в области технической оснащенности системы МВД России отдается подразделениям органов внутренних дел городского и районного звена. Потому что именно эти подразделения непосредственно работают с населением и на их плечи ложится основная нагрузка по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений.

В течение ряда лет сложилась практика выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета министерствам и ведомствам, в том числе «силового блока», на решение задач, возникающих в течение финансового года.

За период 2005-2006 гг. в соответствии с поручением Президента РФ дополнительно выделены 3,5 млрд руб. (в 2005 г. - 1,5 млрд руб. и в 2006 г. - 2 млрд. руб.), которые полностью к концу 2006 г. затрачены по назначению на укрепление технической оснащенности горрайорганов. На эти деньги приобретены более 6 тыс. единиц автотранспорта для участковых уполномоченных милиции, дежурных частей органов внутренних дел районного звена и экспертных подразделений, а также тысячи современного автоматизированного оборудования для рабочих мест, компьютерной техники, средств связи, передвижные криминалистические лаборатории и высокотехнологичная аппаратура для проведения особо сложных экспертиз.

Важно отметить, что сегодня, учитывая порядок выделения денег на технику в строгом соответствии с утвержденной Президентом РФ Госпрограммой вооружения, у нас есть четкие перспективы финансового обеспечения на 10 лет вперед. Это дает возможность принимать гибкие управленческие решения при организации финансирования в системе МВД России.

Об исполнении бюджета МВД России на 2006 г.

Федеральный бюджет на 2006 г.стал первым бюджетом, сформированным в рамках 3-летнего перспективного финансового плана, который, в свою очередь, должен стать основой выработки бюджетной политики на новую бюджетную 3-летку.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» расходы МВД России утверждены в объеме 261,1 млрд руб., фактическое исполнение бюджета, с учетом внесенных в указанный Закон изменений, составит 273 млрд руб., или 105% к плану.

В ходе исполнения федерального бюджета на 2006 г. в результате конструктивного взаимодействия с Правительством РФ и Минфином России расходы МВД России увеличились на 11,9 млрд руб. Дополнительные финансовые средства предназначены на оснащение участковых уполномоченных милиции и дежурных частей органов внутренних дел, обеспечение деятельности вневедомственной охраны и воинских частей внутренних войск МВД России топливно-энергетическими ресурсами; подготовку военных городков к отопительному сезону; приобретение горюче-смазочных материалов; реконструкцию и строительство военных городков; строительство объектов органов внутренних дел в рамках программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики и на другие цели.

Как и в предшествующие годы, приоритетное внимание при финансировании деятельности МВД России в 2006 г. уделялось вопросам социальной защищенности действующих сотрудников (военнослужащих) и пенсионеров МВД России, а также материально-техническому обеспечению подразделений и служб Министерства. На денежное довольствие, социальные выплаты и пенсионное обеспечение приходится 186,7 млрд руб., или около 70% всего бюджета МВД России на 2006 г.

С учетом современной криминальной обстановки в стране в 2006 г., 10% указанных бюджетных назначений затрачено на оснащение принципиально новыми образцами вооружения, разработку инновационных технологий и их внедрение.

Кроме этого на закупку вооружения и техники направлялись и сэкономленные бюджетные средства (в 2006 г. - более 1 млрд руб.) за счет повышения эффективности конкурсной работы по размещению заказов для удовлетворения технических потребностей подразделений МВД России.

Об особенностях бюджета МВД России на 2007 г.

Благодаря совместной с Минфином России проработки показателей проекта федерального бюджета на 2007 г. по расходам МВД России удалось решить большинство вопросов финансового обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск.

В федеральном бюджете на 2007 г. расходы МВД России предусмотрены в объеме 309,4 млрд руб. (плюс 18,5% к утвержденному бюджету Министерства 2006 г.).

Основной прирост ассигнований вызван повышением денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

Запланированные в бюджете на текущий год ассигнования на денежное довольствие, пособия и компенсации личному составу органов внутренних дел и войск, а также пенсии пенсионерам МВД составляют 211,1 млрд руб., или почти 3/4 всего бюджета Министерства.

Против утвержденного бюджета на 2006 г. расходы на реализацию Государственной программы вооружения (НИОКР, закупки и ремонты вооружения, военной и специальной техники) увеличены на 2,1 млрд руб. (на 17%).

Поддержаны предложения МВД России о выделении дополнительных ассигнований на содержание подразделений вневедомственной охраны (1,5 млрд руб.).

Решены также вопросы дополнительного финансирования необходимых затрат на закупки горюче-смазочных материалов, капитальный ремонт зданий и другие первоочередные расходы.

О денежном содержании сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск и пенсионном обеспечении в системе МВД России

Решающим фактором в качественном выполнении сотрудниками и военнослужащими возложенных на них обязанностей является достойный уровень оплаты труда, пенсионных выплат, социальной защиты.

В течение 2005-2006 гг. в соответствии с решениями Президента и Правительства РФ проведены повышения денежного довольствия сотрудников и военнослужащих:

  • в 2005 г. - в среднем на 22%;
  • в 2006 г. - на 15%.

Перспективным финансовым планом Российской Федерации на 2007-2009 гг., с учетом реализации мероприятий по включению в оклады по званию денежной продовольственной компенсации, предусматриваются следующие размеры и сроки повышения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел:

  • к концу 2007 г. - на 32% (с 01.01.07 - на 10%, с 30.11.07 - на 15%; с 01.12.07 - в среднем на 4% (за счет увеличения окладов по званию на 608 руб. и, соответственно, других дополнительных выплат: процентной надбавки за выслугу лет; премий; материальной помощи; единовременного денежного вознаграждения по итогам года, с одновременной отменой выплаты ежемесячной продовольственной компенсации);
  • к концу 2008 г. - на 15%.

Таким образом, с 01.01.07 старший оперуполномоченный РОВД (капитан милиции с выслугой 10 лет) будет получать на руки в среднем (без учета индивидуальных показателей роста денежного довольствия конкретного военнослужащего) в расчете на месяц 11,2 тыс. руб., а милиционер Патрульно-постовой службы (сержант с 5-летней выслугой) - 8,1 тыс. руб. С 30.11.07 - 12,8 и 9,2 тыс. руб.; c 01.12.07 - 13,3 и 9,7 тыс. руб., c 01.12.08  - 15,5 и 11,0 тыс. руб. в месяц соответственно. К концу 2008 г. старший оперуполномоченный РОВД будет получать в среднем 16 тыс. руб., рядовой милиционер - 11,5 тыс. руб.

Вместе с тем, учитывая прогнозируемый уровень инфляции, перечисленные параметры индексации денежного довольствия военнослужащих и сотрудников обеспечат повышение им реальных доходов к концу 2008 г. в 1,4 раза. В отношении сотрудников милиции, содержащихся из федерального бюджета, все эти запланированные мероприятия обеспечиваются и будут обеспечены необходимыми дополнительными ассигнованиями.

При этом в целях обеспечения равного повышения денежного довольствия сотрудников милиции общественной безопасности федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2007 год» впервые предусматриваются соответствующие субвенции субъектам РФ из Федерального фонда компенсаций в общей сумме 8,3 млрд руб. в расчете на 2007 г.

Исходя из указанных параметров повышения денежного довольствия, в 2007-2008 гг. будут проиндексированы и военные пенсии, выплачиваемые пенсионерам системы МВД России. Так, к концу 2007 г. их размеры в среднем составят: по выслуге лет - 5500 руб. в месяц, по инвалидности - 5800 руб., по случаю потери кормильца - 2850 руб. К концу 2008 г. размеры этих видов военных пенсий в системе МВД России в сравнении с 2006 г. возрастут в среднем на 45%, и их среднее значение в месяц составит 6300, 6600 и 3300 руб. соответственно.

В этих условиях МВД России считает, что в целях безусловного выполнения основных положений Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ на 2005 г. в части реального повышения денежного довольствия военнослужащих и сотрудников в течение 3 лет не менее чем в 1,5 раза необходима дополнительная индексация денежного довольствия как минимум на 10%. В настоящее время этот вопрос прорабатывается Правительством РФ.

Используя нормы действующего законодательства, Министерством принимаются разовые решения о повышении оплаты труда отдельным категориям личного состава в пределах имеющихся средств. Так, введены надбавки сотрудникам ОМОН и ОМСН, в зависимости от стажа службы (им установлено также ежемесячное дополнительное премирование), сотрудникам и работникам центров для содержания иностранных граждан, а также работникам вновь созданных центров сервисного обслуживания спецтехники; военнослужащим, несущим службу в караулах, и военнослужащим Групп оперативного управления в субъектах РФ Южного федерального округа. Значительно увеличены размеры надбавки сотрудникам органов предварительного следствия.

Кроме того, предусматривается проиндексировать заработную плату вольнонаемных работников органов внутренних дел: с 01.09.07 - на 15%, c 0l.09.08 - на 6%, с 01.05.09 - на 5,5%. Обеспечено повышение заработной платы вольнонаемным работникам, оплачиваемым по Единой тарифной сетке, на 40% с 01.05.06 и на 11% с 01.10.06.

По инициативе МВД России принято постановление Правительства РФ от 02.06.06 № 343 «Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту», предусматривающее значительное увеличение размеров указанных надбавок, выплачиваемых сотрудникам органов внутренних дел.

Социальная защищенность личного состава является главной заботой руководства МВД РФ. При поддержке Правительства РФ, местных органов власти, а также за счет мобилизации собственных ресурсов удалось достигнуть определенных положительных результатов. Специалисты ФЭД МВД России принимают активное участие в работе по совершенствованию нормативно-правового регулирования сферы оплаты труда, социальных гарантий и пенсионного обеспечения, чтобы добиться максимального соответствия жизненным реалиям и критериям современной рыночной экономики.

О финансировании органов внутренних дел из бюджетов субъектов РФ

Значительная численность милиции общественной безопасности в соответствии с действующим законодательством содержится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Эта численность составляет 512,2 тыс. человек с годовыми затратами на ее содержание порядка 105 млрд руб. Картина финансового состояния этих подразделений довольно-таки пестрая и зависит от уровня получаемых доходов регионов. Так, московская городская и областная милиция, а также подразделения, расположенные в Республике Алтай, Ханты-Мансийском автономном округе, Чукотском автономном округе, получают из местных бюджетов или больше или равные суммы с федеральной милицией (в расчете на единицу численности). А в депрессивных регионах не хватает денег даже на зарплату и социальные выплаты милиционерам в полном объеме (это МВД Республики Ингушетия, МВД Республики Северная Осетия-Алания, ГУВД Алтайского края, ГУВД Новосибирской области).

Финансирование милиции из территориальных бюджетов за 3 года увеличено на 50%, долги только по зарплате сократились на 200 млн руб. и продолжают сокращаться. Необходимо отметить и заслугу руководителей регионов, которые постоянно проявляют заботу в части финансирования о милиции «на земле».

* * *

В целом МВД России формирует свою бюджетную политику, исходя из необходимости создания условий для обеспечения эффективной борьбы с преступностью, правопорядка и общественной безопасности в стране.

Бюджетные ассигнования на содержание органов внутренних дел, внутренних войск и Федеральной миграционной службы растут и приближаются к оптимальному уровню. Приоритетное внимание при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 гг. и проекта бюджета на 2007 г. уделено вопросам повышения денежного содержания и социальной защищенности сотрудников правоохранительной сферы.

Отдельные «узкие» места возникают, в основном, по причинам, не зависящим от МВД России - это рост цен сверх запланированного уровня инфляции, подача многочисленных исков в суды из-за недостаточно проработанной законодательной базы по выплатам личному составу гарантий и компенсаций.

В целом можно констатировать, что финансовое состояние органов и войск системы МВД России оценивается удовлетворительно и из года в год улучшается.

ФЭД МВД России сосредотачивает максимальные усилия на решении проблем финансово-экономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления финансами Министерства. Полное удовлетворение денежными средствами растущих потребностей служб Министерства, искоренение фактов бесхозяйственности и неэффективного расходования бюджетных ассигнований - основные задачи Департамента на предстоящий период.

Перова Светлана Николаевна. Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации. С 1995 г. - начальник Финансово-экономического управления ГУВД г. Москвы. В 1997-2001 гг. - заместитель начальника ГУВД г. Москвы - начальник Тыла. С 2001 г. - заместитель начальника Службы тыла МВД России - начальник Финансово-экономического департамента МВД России.