Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 2001г.

Соответствие правоохранительных систем масштабам современной преступности

Васильев В. А., статс-секретарь-заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-полковник милиции

"Маятник" преступности вновь качнулся в сторону роста. За девять месяцев 2001 года зарегистрировано почти 2,3 миллиона преступлений, что на 2,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом темп прироста тяжких и особо тяжких преступных посягательств более чем в два раза выше. Их количество увеличилось почти на 6%, превысив 1,3 миллиона.

В определенной степени это связано с активизацией усилий правоохранительных органов, в том числе внутренних дел, по пресечению преступных посягательств экономической направленности, незаконного оборота наркотиков и оружия, а также укреплением учетно-регистрационной дисциплины.

Правоохранительным органам удалось несколько повысить уровень обеспечения общественного порядка и безопасности, активизировать борьбу с преступностью на приоритетных направлениях.

Пресечена деятельность 13,8 тысячи лидеров и активных участников организованных преступных групп, которым инкриминировано 28,7 тысяч преступлений. На скамью подсудимых отправлены виновные в совершении почти 400 бандитских нападений. Раскрыто свыше 100 "заказных" убийств, что на 19% больше, чем год назад.

Пресечено свыше 316 тысяч преступлений экономической направленности.

Число вскрытых преступлений, связанных с финансово-кредитной системой, возросло почти на четверть, внешнеэкономической деятельностью - более чем на треть.

Позитивные изменения произошли в практике противодействия проявлениям коррупции. В результате совместных действий правоохранительных органов пресечено свыше 20 тысяч преступных посягательств на интересы государственной службы в органах местного самоуправления. В частности, количество изобличенных в их совершении должностных лиц возросло на 24%, в том числе во взяточничестве - на 19%.

Последовательно наращиваются усилия в борьбе с наркобизнесом. Выявлено свыше 190 тысяч, или почти на 5% больше наркопреступлений. При этом более чем на треть возросло количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за сбыт наркотических средств. Только за полугодие из незаконного оборота изъято свыше 14 тонн наркотиков, в том числе 540 кг героина.

Несмотря на существенное повышение служебной нагрузки, вызванное ростом преступности, установлены виновные в совершении 1,6 миллиона преступлений, половина которых - тяжкие и особо тяжкие преступные посягательства. При этом количество раскрытых убийств возросло почти на 7%, разбойных нападений - на 15%, грабежей - на 5%, квартирных краж - на 3%.

К сожалению, приходится констатировать, что преступность и, прежде всего, ее организованные формы, а также коррупция в России эволюционировали гораздо быстрее, чем государство находило эффективные средства противостоять криминальной экспансии.

В связи с этим система органов МВД России, несущая основную нагрузку в борьбе с преступностью, сегодня нуждается не в "косметическом ремонте", а в серьезном реформировании, согласующемся как с общими политическими целями руководства государства, так и с возложенными на нее специфическими задачами в сфере обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Основные направления такого реформирования в настоящее время определены. Начата их реализация. Ведущая цель проводимых преобразований - вернуть доверие граждан к милиции, восстановить авторитет органов МВД в глазах населения, что является обязательным условием совершенствования их оперативно-служебной деятельности для обеспечения адекватного ответа нарастающей криминальной угрозе во всех ее проявлениях.

Проходящие преобразования ориентированы на сохранение целостности и единства системы МВД России, укрепление вертикали федеральной подчиненности при одновременном расширении самостоятельности органов внутренних дел субъектов Российской Федерации в решении оперативно-служебных задач.

В структуре министерства созданы службы, в которых подразделения объединены по функциональному принципу: служба криминальной милиции, служба общественной безопасности и служба тыла. Их возглавляют руководители в ранге замминистра. Это позволяет сконцентрировать усилия министерства на ключевых направлениях борьбы с преступностью, более эффективно координировать деятельность соответствующих подразделений.

Уже сегодня, только за счет оптимизации структурного построения достигнуто 20% сокращение аппаратных работников.

Помимо служб, в структуру Министерства входят Следственный комитет и подразделения, выполняющие традиционные задачи организации деятельности системы органов внутренних дел: главное управление кадров и кадровой политики, главное правовое управление, главное организационно-инспекторское управление и ряд других.

В федеральных округах образованы главные управления МВД России. Им передан ряд функций, ранее выполняемых непосредственно в МВД России: координация, контроль и анализ деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации и органов внутренних дел на транспорте, расположенных в пределах округа, осуществление в рамках своей компетенции борьбы с межрегиональной организованной преступностью и проявлениями коррупции в органах власти.

Одновременно с созданием главков МВД России, по федеральным округам проходит укрепление единоначалия руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. С ликвидацией комитетов федеральной криминальной милиции по субъектам Российской Федерации все ранее сосредоточенные в них оперативные подразделения (по борьбе с организованной преступностью, оперативно-поисковые, специальных технических мероприятий, собственной безопасности) возвращены в МВД, ГУВД, УВД. Теперь на территории каждого субъекта федерации существует один руководитель - начальник территориального органа внутренних дел. Ему даны широкие полномочия, однако одновременно возложена и вся ответственность за положение дел в регионе.

Другим принципиально важным направлением реформирования системы МВД России является курс на последовательную переориентацию органов внутренних дел с преимущественно карательной функции на социально -обслуживающую. Мы намерены сформировать и наладить качественно новые по характеру и содержанию отношения между населением и милицией, которые можно определить как партнерские. Реально приблизить милицию к населению с тем, чтобы повысить ответственность ее работников перед гражданами.

Первое, с чего мы начали - это обеспечение полноты учета и регистрации преступлений, сведения о которых поступают в органы внутренних дел, пресечение порочной практики укрытия преступлений и необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел.

Не секркт, что многие из числа пострадавших от преступных посягательств, обратившихся в органы внутренних дел в надежде на защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и интересов, сталкиваются с откровенным произволом и беззаконием, поскольку их заявления о преступлениях остаются без внимания. В результате миллионы граждан лишаются доступа к правосудию, а система МВД деградирует, рискуя утратить контроль за реальным состоянием преступности в стране и безвозвратно лишиться остатков доверия населения, без чего эффективная борьба с преступностью невозможна.

Кроме того, в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство следует в обязательном порядке внести изменения, которые предусматривали бы, с одной стороны, декриминализацию ряда преступлений небольшой тяжести, а с другой - существенное упрощение уголовного судопроизводства по преступлениям небольшой и средней тяжести. К сожалению, находящийся на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации проект нового уголовно-процессуального кодекса эти проблемы не только не решает, а наоборот, усугубляет. Мы намерены активизировать эту работу с тем, чтобы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, депутатами Государственной Думы найти решение данной проблемы.

Этим комплекс мер по выстраиванию качественно новых взаимоотнашений с населением, смещению акцента в нашей работе с репрессивной составляющей на социально-обслуживающую интересы граждан функцию не исчерпывается. Важная роль в решении этой задачи отводится совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности, представители которой наиболее часто вступают в контакт с населением.

В ближайших планах МВД России - коренной пересмотр существующих подходов к организации и осуществлению профилактической работы, наполнение ее новым содержанием, адекватным современным социально-экономическим условиям и требованиям сегодняшнего дня.

В этой связи представляется крайне важным активизировать работу по подготовке проекта закона "О профилактике", укрепить патрульно-постовые подразделения милиции общественной безопасности, "вдохнуть новую жизнь" в службу участковых уполномоченных милиции.

Кроме того, мы намерены наращивать усилия по более широкому привлечению к охране общественного порядка, участию в профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности, в том числе добровольных народных дружин, воссозданию которых, но уже в новых условиях, МВД России уделяет особое внимание.

Рост количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, требует укрепления и усиления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в плане профилактики подростковой преступности.

Принимая во внимание увеличивающееся количество транспортных средств и интенсификацию дорожного движения, деятельность подразделений ГИБДД будет в большей степени ориентирована на повышение эффективности их надзорной функции за техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации, соответствием улично-дорожной сети требованиям безопасности дорожного движения.

Руководством Министерства предпринимаются конкретные шаги по усилению борьбы с экологическими правонарушениями и повышению контроля за состоянием окружающей природной среды, которые осуществляются в рамках проводимой реформы системы МВД России.

Принимаются действенные меры по улучшению в целом системы подбора, подготовки, расстановки и, особенно, воспитания кадров. Пересматриваются критерии оценки кандидатов на службу в органы МВД в плане ужесточения требований к их морально-нравственным качествам, уровню образования, а также степени психологической устойчивости и физической подготовки. В перспективе, по мере улучшения материального уровня сотрудников, повышения их социальной защищенности и, как следствие, привлекательности службы в органах внутренних дел, предполагается перейти на конкурсную систему комплектования системы МВД кадрами.

Одновременно усиливаются меры противодействия коррупции в системе МВД. С этим злом мы будем вести бескомпромиссную борьбу, очищая органы внутренних дел от сотрудников, скомпрометировавших себя коррупционными связями, нарушителей законности и дисциплины. Проходимцам и перерожденцам, зараженным вирусом стяжательства и продажности, не место в органах внутренних дел, какие бы причины не привели их к предательству интересов службы.

Нынешние преобразования - не очередная кампания или популистская акция, которых в истории МВД России было немало. Мы рассматриваем реализацию намеченных мер как одну из важнейших составных частей проводимой в стране судебно-правовой реформы, без осуществления которой обеспечить приемлемое соответствие российской правоохранительной системы масштаба современной преступности и терроризма невозможно.