Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 2001г.

Проблемы противодействия незаконной миграции на Государственной границе Российской Федерации и пути их решения

Шайкин А.К., начальник Департамента пограничного контроля ФПС России, генерал-лейтенант

В настоящее время бесконтрольная миграция превратилась в мировую проблему, представляющую реальную угрозу для общественной безопасности и стабильности, способствующую росту преступности и расширению подпольного рынка труда. Напряженность и противоречивость мировых процессов и их развитие под давлением постоянно обостряющихся политических, экономических, социальных и иных проблем, активизация террористической деятельности, ведут к дестабилизации обстановки во многих развивающихся странах, захватывают целые регионы и континенты

По мнению Федеральной пограничной службы (ФПС) России, основными причинами роста незаконной миграции через территорию Российской Федерации следует считать:

1. Особенности географического и геополитического положения Российской Федерации, в силу чего многочисленные транспортные маршруты из Африки, Среднего и Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии в Европу проходят через Российскую Федерацию. Не имея возможности прямого легального въезда в страны Европы, граждане государств с нестабильной политической, экономической и религиозной обстановкой в поисках лучших условий жизни, убежища устремляются в Российскую Федерацию с целью последующего оседания на ее территории или последующего выезда в другие страны.

По имеющимся в ФПС России данным, за последние 5 лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз. В пунктах пропуска через границу на законных основаниях не пропущено - по чужим и поддельным документам, а также сообщивших о себе и целях своего пребывания заведомо ложные сведения - иностранных граждан - потенциальных незаконных мигрантов в 2000 году - более 61 тысячи человек, за 10 месяцев 2001 года - около 60 тысяч.

Так, 17.01.01 г. в пункте пропуска "Верхний Баскунчак" окпп "Астрахань" в ходе осуществления пограничного контроля поезда Душанбе-Москва" задержаны 11 граждан Афганистана, пытавшихся проследовать на территории Российской Федерации, укрывшись в отсеках под нижними полками (3 мужчины, 3 женщины, 5 детей). При себе из документов имели только удостоверения беженцев.

2. Незавершенность разработки на государственном уровне комплекса правовых и социально-экономических мер, направленных на нормализацию миграционных процессов в стране.

На сегодняшний день отсутствует официальное юридическое толкование термина "незаконный мигрант", несмотря на то, что проблематика данного вопроса налицо.

Существующая нормативно-правовая база не позволяет принимать действенных мер к незаконным мигрантам. До настоящего времени не принят Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", отсутствует правовая ответственность за организацию деятельности по переправе незаконных мигрантов на территорию Российской Федерации.

3. Излишняя либерализация международных соглашений по упрощению порядка пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами с государствами-участниками СНГ.

4. Медленные темпы паспортизации и обеспечения населения Российской Федерации новыми образцами российских паспортов. Неограниченные возможности использования населением СНГ паспортов бывшего СССР, являющихся действительными для пресечения границы в упрощенном порядке, и их использование для совершения противоправных действий криминальными элементами.

5. Отсутствие эффективной системы учета и контроля за пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации. Отсутствие единого координационного центра (органа) по вопросам связанным с выявлением и пресечением каналов незаконной миграции на территории Российской Федерации.

Так, только в текущем году Департаментом пограничного контроля от силовых министерств и ведомств получено 348 запросов о предоставлении информации в отношении лиц пересекших Государственную границу Российской Федерации.

Вместе с тем ввиду отсутствия единой базы данных по учету и контролю за проследовавшими через границу российскими, иностранными гражданами и лицами без гражданства, поступившие запросы реализовать не представилось возможным.

Так, до настоящего времени по различным объективным и субъективным причинам (в основном отсутствие финансирования) не решен вопрос возобновления работы системы учета въезда в Российскую Федерацию, пребывания и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (АИС "Поток"). Для решения проблемы Правительством Российской Федерации запланировано в 2002 году выделение ФПС России финансовых средств в размере 12.8 млн.руб. на оборудование 28 пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации необходимыми техническими средствами в регионах с наибольшим уровнем незаконной миграции.

Кроме того, в целях совершенствования порядка оформления и контроля паспортно-визовых документов ФПС России совместно с МИД России и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 770 и от 24 января 1998 г. № 89 приняты меры по внедрению общегосударственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля машиносчитываемых паспортов и виз (АС МСПВ).

В настоящее время завершено оборудование международного аэропорта "Шереметьево-2" данной системой.

АС МСПВ и АИС "Поток" являются взаимодополняющими системами и требуют одновременного развития.

Для осуществления полномасштабного развертывания в Российской Федерации указанных систем ФПС России требуется:

  • выделение финансовых средств в объеме 360.0 млн.руб. для оборудования в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • усиление органов пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации, в том числе и выделение дополнительной численности специалистов в количестве 1390 человек (из них офицеров - 301);

6. Отсутствие ведомственной нормативно-правовой базы у Министерств транспорта и путей сообщения, определяющих порядок организации пассажирских и грузовых перевозок, а также отсутствие единых требований, предъявляемых к техническому оснащению и оборудованию транспортных средств заграничного следования, позволяет криминальным элементам предпринимать попытки использования переоборудования транспорта для незаконного ввоза в страну лиц, товаров и грузов.

Так, 9.09.01 г. в пункте пропуска "Русская Поляна" окпп "Омск" в ходе пограничного контроля автомашины "Камаз" на въезд в Российскую Федерацию, в прицепе и полуприцепе под овощами обнаружено 2 тайника, оборудованных для перевозки людей. В ходе специального досмотра в указанных тайниках обнаружены 21 и 16, соответственно, граждан Шри-Ланка, в том числе 2 женщины, 2 детей (до 12 лет), 33 мужчины, пытавшихся нелегально въехать в Россию. У 8 граждан в имевшихся на руках национальных паспортах, были выявлены признаки частичной подделки документов (удалены страницы документов), у остальных были только ксерокопии национальных паспортов. В результате проведения фильтрационных мероприятий стало известно, что водителю автомашины (гражданину Республики Казахстан) было выплачено 1800 долларов США за доставку в РФ вышеуказанной группы граждан Шри-Ланка.

7. Наличие большого количество слабоконтролируемых туристических фирм (по данным Минэкономразвития на сегодняшний день более 10 тысяч по Российской Федерации), многие из которых, созданы на основе капиталовложений иностранных физических и юридических лиц, занимаются ввозом в страну незаконных мигрантов из малоразвитых государств Афро-Азиатского региона. Процесс правового регулирования туристического бизнеса также нуждается в серьезной корректировке.

Так, 4 ноября 2000 г. в пункт пропуска "Пермь-аэропорт" окпп "Екатеринбург" из г. Баку (Азербайджан) прибыла группа (20 человек) афганских граждан, следующих в Российскую Федерацию с действительными национальными документами и российскими визами, выданные Генеральным консульством России в г. Исфагане (Иран), с якобы туристическими целями. В ходе пограничного контроля афганские граждане заявили, что прибыли в Российскую Федерацию в гости к родственникам, которые должны их встречать. Представитель принимающей российской туристической организации ООО "Бизнес-сезон" заявил о том, что фирма с афганскими гражданами никогда не работает. Бронирование мест в гостинице "Измайлово" (г. Москва) также не было подтверждено. Кроме того, срок действия их туристических виз заканчивался на второй день нахождения в Российской Федерации.

8. Незавершенность международно-правового оформления и формирова-ния Государственной границы Российской Федерации с государствами Балтии, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, что сдерживает процесс строительства и обустройства пунктов пропуска.

Так, по данным ФПС России через слабо оборудованный участок казахстанско-российской границы пытаются проникнуть в Россию около 60 % всех незаконных мигрантов.

9. Снижение потенциала органов пограничного контроля ПС России по объективным причинам.

В настоящее время более 35 % технических средств пограничного контроля (ТСПК), имеющихся в пунктах пропуска через границу, выслужили установленные сроки эксплуатации, около 20 % выработали установленный ресурс в объеме от 50 до 100 %.

Всего на сегодняшний день из 387 пунктов пропуска на территории Российской Федерации оборудовано 192 (50%) (без учета пунктов упрощенного пропуска).

Низкое денежное содержание военнослужащих органов пограничного контроля ФПС России. Так, контролер ООПК "Москва" получает в среднем 1500 рублей, а среднемесячная заработная плата работника аэропорта "Шереметьево-2" низшего звена (диспетчера службы перевозок) составляет 5000 рублей без учета ежемесячных и ежеквартальных премий, сумма которых не подлежит огласке. Данная ситуация негативно сказывается на морально-психологическом состоянии военнослужащих органов пограничного контроля, способствует оттоку квалифицированных кадров из ФПС России, нередко является мотивом к попыткам осуществления противоправной деятельности.

По мнению ФПС России для противодействия незаконной миграции необходимо:

1. Продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации, регламентирующей вопросы пе-ресечения Государственной границы и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: Федеральных Законов: "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства", "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".

Ускорить решение вопроса о внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за организацию незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации.

Нормативно закрепить наличие у лиц, следующих через Государственную границу, необходимого пакета документов для различных целей поездки и сумм прожиточного минимума, которые они должны предъявлять при въезде в Российскую Федерацию.

2. Активизировать работу по совершенствованию материально-технической базы информационного обеспечения служебной деятельности органов пограничного контроля и заинтересованных министерств и ведомств, в порядке взаимодействия (создать единую автоматизированную систему органов пограничного контроля по сбору, обработке, анализу и передаче информации о проследовавших через границу лицах и транспортных средствах).

Координатором межведомственной деятельности по учету лиц, въехавших в страну, по их перемещению на территории России, целесообразно определить МВД России.

3. Ускорить процесс выдачи новых образцов заграничных паспортов, оснащенных машиносчитываемыми зонами, гражданам Российской Федерации. Обеспечить пункты пропуска техническими машиносчитываемыми средствами, входящими в автоматизированную систему контроля проследовавших через границу лиц и транспортных средств.

4. Министерству иностранных дел МИД Российской Федерации:

  • усилить контроль порядка выдачи дипломатическими представительствами за границей российских виз лицам из так называемых "неблагополучных" в социальном и экономическом отношении стран;
  • проработать вопрос о сокращении перечня документов, дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации в безвизовом порядке для граждан СНГ;
  • ускорить заключение соглашений о реадмиссии Российской Федерацией с сопредельными, а также другими государствами, призванных регламентировать вопросы приема и возвращения граждан.

5. Министерству транспорта и Министерству путей сообщения Российской Федерации:

  • разработать необходимый перечень документов, определяющий порядок пресечения границы транспортными средствами, а также организацию перевозки лиц, товаров и грузов на них;
  • выработать и нормативно закрепить единые требования, предъявляемые к техническому оснащению и порядку оборудования транспортных средств заграничного следования.

6. Министерству экономики и развития Российской Федерации провести перерегистрацию российских негосударственных организаций, занимающихся туристическим обеспечением иностранных граждан на территории РФ и туристическим бизнесом за рубежом.

7. По-нашему мнению назрела необходимость более четкого согласования усилий всех ведомств, занимающихся борьбой с незаконной миграцией в пределах своей компетенции.

Так, введение в 1993 году иммиграционного контроля потребовало создания в пунктах пропуска постов иммиграционного контроля (ПИК). По состоянию на 1 января 2001 года их насчитывается 114 (штатом 10-20 чел). До 2004 года запланировано открытие еще 58 постов.

Основной задачей этих постов является контроль за въездом на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище, следующих транзитом, их идентификация, регистрация и учет. Но, в соответствии с действующими нормативными документами, данная категория лиц выявляется в ходе проверки документов органами пограничного контроля ПС России и передается сотрудникам ПИК, которые затем проводят только первичное рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища на территории Российской Федерации.

Статистика показывает, что количество лиц, обратившихся в органы пограничного контроля ПС России в пунктах пропуска через государственную границу с ходатайством о предоставлении убежища ничтожно мало для того, чтобы содержать в пунктах пропуска такое количество постов иммиграционного контроля.

Так, за 2000 год в органы пограничного контроля ПС России в пунктах пропуска через государственную границу с ходатайствами о предоставлении убежища в Российской Федерации обратилось около 100 иностранных гражданина из 40 млн. проследовавших через границу, что составляет всего 0,00025 %.

Анализ деятельности ПИКов в пунктах пропуска через государственную границу свидетельствует о том, что их сотрудники, вместо работы с лицами, обратившимися с ходатайствами о предоставлении убежища, под видом мер по предупреждению неконтролируемой миграции пытаются осуществлять сплошную повторную проверку документов у всех иностранных граждан и лиц без гражданства, проставлять в них штампы, а также, не имея на то полномочий, самостоятельно принимать решения на выдворение отдельных таких лиц за пределы Российской Федерации.

Следовательно, ПИКи дублируют функции органов пограничного контроля ПС России, которые, в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", несут ответственность за проверку у лиц оснований для въезда в Российскую Федерацию и выезда из страны.

Исторический и зарубежный опыт показывает, что контроль в пунктах пропуска за въездом в страну иностранных граждан и лиц без гражданства, не зависимо от цели прибытия, осуществляется одним государственным органом.

Учитывая ничтожно малый процент лиц, прибывающих в пункты пропуска в поисках убежища, целесообразно функции иммиграционного контроля передать ПС России (как это было до 1993 года). Одновременно на основе реорганизации ПИКов целесообразно создать иммиграционную инспекцию (в составе МВД России), осуществляющую борьбу с незаконной миграцией непосредственно на территории Российской Федерации.

Таким образом, перечисленные выше мероприятия по нашему мнению будут способствовать повышению эффективности принимаемых мер по противодействию незаконной миграции в Российскую Федерацию.

Проблемы противодействия незаконной миграции на Государственной границе Российской Федерации и пути их решения | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 2001г.

Проблемы противодействия незаконной миграции на Государственной границе Российской Федерации и пути их решения

Шайкин А.К., начальник Департамента пограничного контроля ФПС России, генерал-лейтенант

В настоящее время бесконтрольная миграция превратилась в мировую проблему, представляющую реальную угрозу для общественной безопасности и стабильности, способствующую росту преступности и расширению подпольного рынка труда. Напряженность и противоречивость мировых процессов и их развитие под давлением постоянно обостряющихся политических, экономических, социальных и иных проблем, активизация террористической деятельности, ведут к дестабилизации обстановки во многих развивающихся странах, захватывают целые регионы и континенты

По мнению Федеральной пограничной службы (ФПС) России, основными причинами роста незаконной миграции через территорию Российской Федерации следует считать:

1. Особенности географического и геополитического положения Российской Федерации, в силу чего многочисленные транспортные маршруты из Африки, Среднего и Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии в Европу проходят через Российскую Федерацию. Не имея возможности прямого легального въезда в страны Европы, граждане государств с нестабильной политической, экономической и религиозной обстановкой в поисках лучших условий жизни, убежища устремляются в Российскую Федерацию с целью последующего оседания на ее территории или последующего выезда в другие страны.

По имеющимся в ФПС России данным, за последние 5 лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз. В пунктах пропуска через границу на законных основаниях не пропущено - по чужим и поддельным документам, а также сообщивших о себе и целях своего пребывания заведомо ложные сведения - иностранных граждан - потенциальных незаконных мигрантов в 2000 году - более 61 тысячи человек, за 10 месяцев 2001 года - около 60 тысяч.

Так, 17.01.01 г. в пункте пропуска "Верхний Баскунчак" окпп "Астрахань" в ходе осуществления пограничного контроля поезда Душанбе-Москва" задержаны 11 граждан Афганистана, пытавшихся проследовать на территории Российской Федерации, укрывшись в отсеках под нижними полками (3 мужчины, 3 женщины, 5 детей). При себе из документов имели только удостоверения беженцев.

2. Незавершенность разработки на государственном уровне комплекса правовых и социально-экономических мер, направленных на нормализацию миграционных процессов в стране.

На сегодняшний день отсутствует официальное юридическое толкование термина "незаконный мигрант", несмотря на то, что проблематика данного вопроса налицо.

Существующая нормативно-правовая база не позволяет принимать действенных мер к незаконным мигрантам. До настоящего времени не принят Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", отсутствует правовая ответственность за организацию деятельности по переправе незаконных мигрантов на территорию Российской Федерации.

3. Излишняя либерализация международных соглашений по упрощению порядка пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами с государствами-участниками СНГ.

4. Медленные темпы паспортизации и обеспечения населения Российской Федерации новыми образцами российских паспортов. Неограниченные возможности использования населением СНГ паспортов бывшего СССР, являющихся действительными для пресечения границы в упрощенном порядке, и их использование для совершения противоправных действий криминальными элементами.

5. Отсутствие эффективной системы учета и контроля за пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации. Отсутствие единого координационного центра (органа) по вопросам связанным с выявлением и пресечением каналов незаконной миграции на территории Российской Федерации.

Так, только в текущем году Департаментом пограничного контроля от силовых министерств и ведомств получено 348 запросов о предоставлении информации в отношении лиц пересекших Государственную границу Российской Федерации.

Вместе с тем ввиду отсутствия единой базы данных по учету и контролю за проследовавшими через границу российскими, иностранными гражданами и лицами без гражданства, поступившие запросы реализовать не представилось возможным.

Так, до настоящего времени по различным объективным и субъективным причинам (в основном отсутствие финансирования) не решен вопрос возобновления работы системы учета въезда в Российскую Федерацию, пребывания и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (АИС "Поток"). Для решения проблемы Правительством Российской Федерации запланировано в 2002 году выделение ФПС России финансовых средств в размере 12.8 млн.руб. на оборудование 28 пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации необходимыми техническими средствами в регионах с наибольшим уровнем незаконной миграции.

Кроме того, в целях совершенствования порядка оформления и контроля паспортно-визовых документов ФПС России совместно с МИД России и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 770 и от 24 января 1998 г. № 89 приняты меры по внедрению общегосударственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля машиносчитываемых паспортов и виз (АС МСПВ).

В настоящее время завершено оборудование международного аэропорта "Шереметьево-2" данной системой.

АС МСПВ и АИС "Поток" являются взаимодополняющими системами и требуют одновременного развития.

Для осуществления полномасштабного развертывания в Российской Федерации указанных систем ФПС России требуется:

  • выделение финансовых средств в объеме 360.0 млн.руб. для оборудования в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • усиление органов пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации, в том числе и выделение дополнительной численности специалистов в количестве 1390 человек (из них офицеров - 301);

6. Отсутствие ведомственной нормативно-правовой базы у Министерств транспорта и путей сообщения, определяющих порядок организации пассажирских и грузовых перевозок, а также отсутствие единых требований, предъявляемых к техническому оснащению и оборудованию транспортных средств заграничного следования, позволяет криминальным элементам предпринимать попытки использования переоборудования транспорта для незаконного ввоза в страну лиц, товаров и грузов.

Так, 9.09.01 г. в пункте пропуска "Русская Поляна" окпп "Омск" в ходе пограничного контроля автомашины "Камаз" на въезд в Российскую Федерацию, в прицепе и полуприцепе под овощами обнаружено 2 тайника, оборудованных для перевозки людей. В ходе специального досмотра в указанных тайниках обнаружены 21 и 16, соответственно, граждан Шри-Ланка, в том числе 2 женщины, 2 детей (до 12 лет), 33 мужчины, пытавшихся нелегально въехать в Россию. У 8 граждан в имевшихся на руках национальных паспортах, были выявлены признаки частичной подделки документов (удалены страницы документов), у остальных были только ксерокопии национальных паспортов. В результате проведения фильтрационных мероприятий стало известно, что водителю автомашины (гражданину Республики Казахстан) было выплачено 1800 долларов США за доставку в РФ вышеуказанной группы граждан Шри-Ланка.

7. Наличие большого количество слабоконтролируемых туристических фирм (по данным Минэкономразвития на сегодняшний день более 10 тысяч по Российской Федерации), многие из которых, созданы на основе капиталовложений иностранных физических и юридических лиц, занимаются ввозом в страну незаконных мигрантов из малоразвитых государств Афро-Азиатского региона. Процесс правового регулирования туристического бизнеса также нуждается в серьезной корректировке.

Так, 4 ноября 2000 г. в пункт пропуска "Пермь-аэропорт" окпп "Екатеринбург" из г. Баку (Азербайджан) прибыла группа (20 человек) афганских граждан, следующих в Российскую Федерацию с действительными национальными документами и российскими визами, выданные Генеральным консульством России в г. Исфагане (Иран), с якобы туристическими целями. В ходе пограничного контроля афганские граждане заявили, что прибыли в Российскую Федерацию в гости к родственникам, которые должны их встречать. Представитель принимающей российской туристической организации ООО "Бизнес-сезон" заявил о том, что фирма с афганскими гражданами никогда не работает. Бронирование мест в гостинице "Измайлово" (г. Москва) также не было подтверждено. Кроме того, срок действия их туристических виз заканчивался на второй день нахождения в Российской Федерации.

8. Незавершенность международно-правового оформления и формирова-ния Государственной границы Российской Федерации с государствами Балтии, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, что сдерживает процесс строительства и обустройства пунктов пропуска.

Так, по данным ФПС России через слабо оборудованный участок казахстанско-российской границы пытаются проникнуть в Россию около 60 % всех незаконных мигрантов.

9. Снижение потенциала органов пограничного контроля ПС России по объективным причинам.

В настоящее время более 35 % технических средств пограничного контроля (ТСПК), имеющихся в пунктах пропуска через границу, выслужили установленные сроки эксплуатации, около 20 % выработали установленный ресурс в объеме от 50 до 100 %.

Всего на сегодняшний день из 387 пунктов пропуска на территории Российской Федерации оборудовано 192 (50%) (без учета пунктов упрощенного пропуска).

Низкое денежное содержание военнослужащих органов пограничного контроля ФПС России. Так, контролер ООПК "Москва" получает в среднем 1500 рублей, а среднемесячная заработная плата работника аэропорта "Шереметьево-2" низшего звена (диспетчера службы перевозок) составляет 5000 рублей без учета ежемесячных и ежеквартальных премий, сумма которых не подлежит огласке. Данная ситуация негативно сказывается на морально-психологическом состоянии военнослужащих органов пограничного контроля, способствует оттоку квалифицированных кадров из ФПС России, нередко является мотивом к попыткам осуществления противоправной деятельности.

По мнению ФПС России для противодействия незаконной миграции необходимо:

1. Продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации, регламентирующей вопросы пе-ресечения Государственной границы и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: Федеральных Законов: "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства", "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".

Ускорить решение вопроса о внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за организацию незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации.

Нормативно закрепить наличие у лиц, следующих через Государственную границу, необходимого пакета документов для различных целей поездки и сумм прожиточного минимума, которые они должны предъявлять при въезде в Российскую Федерацию.

2. Активизировать работу по совершенствованию материально-технической базы информационного обеспечения служебной деятельности органов пограничного контроля и заинтересованных министерств и ведомств, в порядке взаимодействия (создать единую автоматизированную систему органов пограничного контроля по сбору, обработке, анализу и передаче информации о проследовавших через границу лицах и транспортных средствах).

Координатором межведомственной деятельности по учету лиц, въехавших в страну, по их перемещению на территории России, целесообразно определить МВД России.

3. Ускорить процесс выдачи новых образцов заграничных паспортов, оснащенных машиносчитываемыми зонами, гражданам Российской Федерации. Обеспечить пункты пропуска техническими машиносчитываемыми средствами, входящими в автоматизированную систему контроля проследовавших через границу лиц и транспортных средств.

4. Министерству иностранных дел МИД Российской Федерации:

  • усилить контроль порядка выдачи дипломатическими представительствами за границей российских виз лицам из так называемых "неблагополучных" в социальном и экономическом отношении стран;
  • проработать вопрос о сокращении перечня документов, дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации в безвизовом порядке для граждан СНГ;
  • ускорить заключение соглашений о реадмиссии Российской Федерацией с сопредельными, а также другими государствами, призванных регламентировать вопросы приема и возвращения граждан.

5. Министерству транспорта и Министерству путей сообщения Российской Федерации:

  • разработать необходимый перечень документов, определяющий порядок пресечения границы транспортными средствами, а также организацию перевозки лиц, товаров и грузов на них;
  • выработать и нормативно закрепить единые требования, предъявляемые к техническому оснащению и порядку оборудования транспортных средств заграничного следования.

6. Министерству экономики и развития Российской Федерации провести перерегистрацию российских негосударственных организаций, занимающихся туристическим обеспечением иностранных граждан на территории РФ и туристическим бизнесом за рубежом.

7. По-нашему мнению назрела необходимость более четкого согласования усилий всех ведомств, занимающихся борьбой с незаконной миграцией в пределах своей компетенции.

Так, введение в 1993 году иммиграционного контроля потребовало создания в пунктах пропуска постов иммиграционного контроля (ПИК). По состоянию на 1 января 2001 года их насчитывается 114 (штатом 10-20 чел). До 2004 года запланировано открытие еще 58 постов.

Основной задачей этих постов является контроль за въездом на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище, следующих транзитом, их идентификация, регистрация и учет. Но, в соответствии с действующими нормативными документами, данная категория лиц выявляется в ходе проверки документов органами пограничного контроля ПС России и передается сотрудникам ПИК, которые затем проводят только первичное рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища на территории Российской Федерации.

Статистика показывает, что количество лиц, обратившихся в органы пограничного контроля ПС России в пунктах пропуска через государственную границу с ходатайством о предоставлении убежища ничтожно мало для того, чтобы содержать в пунктах пропуска такое количество постов иммиграционного контроля.

Так, за 2000 год в органы пограничного контроля ПС России в пунктах пропуска через государственную границу с ходатайствами о предоставлении убежища в Российской Федерации обратилось около 100 иностранных гражданина из 40 млн. проследовавших через границу, что составляет всего 0,00025 %.

Анализ деятельности ПИКов в пунктах пропуска через государственную границу свидетельствует о том, что их сотрудники, вместо работы с лицами, обратившимися с ходатайствами о предоставлении убежища, под видом мер по предупреждению неконтролируемой миграции пытаются осуществлять сплошную повторную проверку документов у всех иностранных граждан и лиц без гражданства, проставлять в них штампы, а также, не имея на то полномочий, самостоятельно принимать решения на выдворение отдельных таких лиц за пределы Российской Федерации.

Следовательно, ПИКи дублируют функции органов пограничного контроля ПС России, которые, в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", несут ответственность за проверку у лиц оснований для въезда в Российскую Федерацию и выезда из страны.

Исторический и зарубежный опыт показывает, что контроль в пунктах пропуска за въездом в страну иностранных граждан и лиц без гражданства, не зависимо от цели прибытия, осуществляется одним государственным органом.

Учитывая ничтожно малый процент лиц, прибывающих в пункты пропуска в поисках убежища, целесообразно функции иммиграционного контроля передать ПС России (как это было до 1993 года). Одновременно на основе реорганизации ПИКов целесообразно создать иммиграционную инспекцию (в составе МВД России), осуществляющую борьбу с незаконной миграцией непосредственно на территории Российской Федерации.

Таким образом, перечисленные выше мероприятия по нашему мнению будут способствовать повышению эффективности принимаемых мер по противодействию незаконной миграции в Российскую Федерацию.