Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 2001г.

Забота о военнослужащих должна быть важным направлением государственной политики

Кавун С.Ф., заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России, генерал-лейтенант

У внутренних войск никогда не было легких задач. А сегодня их объем и сложность предъявляют особо жесткие требования. Но к трудным ситуациям нам не привыкать. Стойко преодолевая тяготы и лишения, напряженным ратным трудом отвечают защитники Отечества на суровый вызов времени. И вправе рассчитывать на внимание и заботу со стороны государства, общества, всех тех, кто по долгу службы несет ответственность за своевременное обеспечение гарантий и льгот, охрану здоровья, организацию быта и отдыха, улучшение жилищных условий военнослужащих и членов их семей.

Однако несмотря на принимаемые меры по укреплению системы социальной защиты людей в погонах, проблема по-прежнему сохраняет остроту и актуальность. В условиях реформирования внутренних войск, забота о военнослужащих должна быть важным направлением государственной политики и деятельности соответствующих командиров.

В настоящее время нет необходимости говорить о важности социально-правовой работы. Ее приоритетность для поддержания боеспособности и морального духа войск определена решениями Президента Российской Федерации, министра внутренних дел, доказана опытом служебно-боевой деятельности в Чечне.

В войсках для своевременной реализации установленных законодательством социальных гарантий и льгот, социальной защиты военнослужащих, ветеранов и членов их семей.

Задача номер один в организации социально-правовой работы в войсках - своевременная и полная реализация законодательно установленных льгот и гарантий участникам контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. Что уже сделано и что предстоит сделать в ближайшее время?

Основные проблемы социально-правовой работы, которой придается исключительно важное значение, были рассмотрены на заседании военного совета 7 марта 2001 г. Решением главнокомандующего создана комиссия по социальным вопросам военнослужащих внутренних войск, членов их семей и гражданского персонала. Эта комиссия - я назначен ее председателем - объединила все управления Главного командования, связанные с социальной защитой личного состава, и собирается ежеквартально, чтобы обсуждать наболевшие проблемы и намечать пути их решения. И уже на первом заседании главным было решение вопросов денежных выплат и реализации льгот семьям погибших военнослужащих. В настоящее время получили единовременные пособия 92% семей наших погибших товарищей, страховые суммы - 81%. Кроме того, родственникам погибших мы возмещаем расходы по оплате ритуальных услуг, по установке надгробных памятников или производим выплату денежной компенсации.

Получили также страховые суммы более 90% раненых военнослужащих, в стадии оформления находятся документы еще на 286 человек.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и приказом министра внутренних дел 109 семьям погибших и умерших военнослужащих, а также 153 пострадавшим воинам внутренних войск оказана единовременная материальная помощь для приобретения жилья на общую сумму свыше 44-х миллионов рублей.

Что касается семей, которым необходимые выплаты еще не произведены, то в самое ближайшее время они обязательно эти деньги получат. Задержки связаны в основном со сбором и оформлением необходимых документов, с отсутствием заявлений родственников и уточнением банковских реквизитов. Учитывая социальную значимость этой проблемы, мы внедрили систему строгого контроля, внесли изменения в должностные обязанности офицеров, в органах военного управления созданы рабочие группы, налажено тесное взаимодействие с государственными структурами, общественными организациями.

Хочу еще отметить, что кроме положенных по закону выплат в прошлом году по инициативе Главкома через различные благотворительные фонды, в частности "Консул" и группу "Сибирский аллюминий", оказана помощь семьям погибших в размере 5 миллионов рублей. Благотворительным фондом "Линия жизни" проведено страхование жизни и здоровья 44 несовершеннолетних детей погибших в ходе контртеррористических операций военнослужащих. Дополнительно в связи с тяжелым материальным положением семей этим же фондом было принято специальное решение о страховании жизни 19 детей военнослужащих, погибших в первой чеченской кампании.

В текущем 2001 г. за счет благотворительных средств организован летний оздоровительный отдых детей погибших военнослужащих в Греции и Словакии, на черноморских курортах России.

В войсках многое делается по увековечению памяти погибших воинов. Приведу лишь несколько примеров. Так, по инициативе командования Приволжского округа и при непосредственном участии республиканских и областных администраций на территории четырех военных городков округа сооружены мемориальные памятники с именами погибших военнослужащих. Одной из школ города Саратова присвоено имя Героя Российской Федерации младшего сержанта Ивана Кропочева. Имя Героя России старшего лейтенанта Игоря Гурова носит Нижегородский кадетский корпус, имя полковника Петра Валькевича присвоено одной из улиц города Чебоксары. По ходатайству командования 100-й ДОН администрацией Октябрьского района Ростовской области принято решение присвоить школе в поселке Казачьи Лагери имя Героя России подполковника Сергея Петрушко. В мае этого года в Новочеркасске открыта мемориальная доска на доме, где жил Герой России рядовой Александр Аверкиев.

Мы уделяем значительное внимание социальной защите не только военнослужащим, которые принимают участие в контртеррористической операции, но и несут службу в местах постоянной дислокации. Согласно результатам ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, до 65% опрошенных не чувствуют себя социально защищенными. Это наша общая беда и боль.

На первом месте стоит проблема жилищная. И если семьи старших офицеров жилищный вопрос сумели решить еще в минувшие годы, то положение офицеров, только начинающих службу, очень тяжелое. По состоянию на 1 июня 2001 г. на жилищном учете в войсках состоит 17533 военнослужащих, среди которых 13380 вообще не имеют жилья и 4153 нуждаются в улучшении жилищных условий. К сожалению, очередь постоянно растет и опережает темпы предоставления квартир. Особенно сложная ситуация в Северо-Кавказском, Московском, Приволжском, Сибирском округах, Главном командовании внутренних войск, где около 70% военнослужащих не имеют жилья.

Однако по сравнению с предыдущими годами в этом вопросе наметился определенный сдвиг. На сегодня в войсках ведется строительство двенадцати жилых домов. Более половины из них планируется ввести в эксплуатацию уже в нынешнем году. Это позволит решить жилищную проблему сотен семей.

"Программа "Государственные жилищные сертификаты" решает эту проблему 50 на 50.Из выданных начиная с 1998 года более плутора тысяч сертификатов реализовано только чуть больше половины. И все дело здесь тормозит несоответствие установленной и рыночной стоимости жилья. Особенно это заметно в крупных городах.

Существуют проблемы и с денежным содержанием. Все категории военнослужащих по контракту выражают неудовлетворенность его размером. Даже с учетом его повышения с 1 декабря прошлого года номинальный доход семьи офицера остается ниже прожиточного минимума.

Мониторинг социально-экономического положения военнослужащих выявил ряд дополнительных факторов, снижающих и без того невысокий жизненный уровень семей офицеров и прапорщиков. Так, по результатам опроса до 40% жен младших офицеров не трудоустроены. Установленная взамеи продпайка денежная компенсация - 20 рублей в сутки - не соответствует его рыночной стоимости - 45-55 рублей. Компенсация за поднаем жилья покрывает не более трети реальных расходов. Все эти дополнительные издержки образуют ощутимую брешь в семейном бюджете.

Офицер давно перестал относиться к среднему классу. Доход и образ жизни его семьи далек от принятых сейчас стандартов, поэтому обоснованную тревогу вызывают намерения отменить часть социальных льгот, неясность механизма их компенсации. Все это не способствует повышению престижа военной службы по контракту.

Хроническое недофинансирование порождает немало проблем в медицинском, тыловом обеспечении войск, которые оказывают непосредственное влияние на уровень социальной защищенности военнослужащих. В частности, с1998 года на вещевое имущество выделялось лишь 56% от минимально необходимых средств. Или, к примеру, только по обеспечению обмундированием молодого пополнения 2001 года дефицит составил 77 миллионов рублей. На 73% профинансировано в прошлом году продовольственное обеспечение, на 53% - банно-прачечное обслуживание.

Конечно, эти проблемы оказывают существенное влияние на настроение военнослужащих, моральный климат в воинских коллективах.

В этих условиях чрезвычайно трудно вести работу по организации правового консультирования личного состава по вопросам порядка прохождения военной службы, предоставления льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим различных категорий. Все это подтверждается участившимися случаями обращений в адрес Президента Российской Федерации, Правительства, Министра внутренних дел, главнокомандующего. Мы подсчитали: из всех обращений более 75% касается социальных вопросов. Причем половину из них вполне можно отнести к компетенции командующих войсками округов, командиров соединений и воинских частей. Поэтому постановлением мартовского военного совета, посвященного проблемам социальной защищенности военнослужащих внутренних войск, мы обязали командиров всех степеней активизировать разъяснительную работу по доведению до личного состава войск положений действующего законодательства о льготах, гарантиях и компенсациях.

В условиях реформирования внутренних войск, проведения контртеррористических операций на территории Северного Кавказа работа по социальной защите военнослужащих и членов их семей становится приоритетным направлением в деятельности органов военного управления. Безусловно, проблем и нерешенных вопросов в этой работе очень много. Но и сделано немало. А еще больше сделать предстоит...