Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Материалы VII Съезда партии «Единая Россия» (Екатеринбург, 02.12.06)

Грызлов Б.В., Председатель Всероссийской политической партии «Единая Россия», Председатель Государственной Думы ФС

…Идеология нашей партии разрабатывалась в практической работе, в решении задач развития страны. Вместе с тем важный вклад в ее развитие внесли теоретические обсуждения, внутрипартийные дискуссии о значении принципов суверенитета, социального консерватизма, демократии в современном мире. Все это позволило нам более четко сформулировать свои цели и задачи на будущее.<…>

Стратегия "Единой России" заключается:

  • в опоре на традиционные для российского народа культурные и духовные ценности;
  • в идеологии гражданского согласия, а не классовой борьбы. У государства, у ответственного бизнеса, у людей труда, у всех слоев и групп населения есть общая цель и есть объективная необходимость сотрудничества в ее достижении - это построение великой России.

Именно такой подход позволяет нам уверенно говорить, что три приоритетные задачи, которые партия ставит перед собой, будут решены. Это:

1) cбережение российского народа;

2) cоздание в России экономики инновационного типа;

3) искоренение коррупции и общее повышение эффективности государства.<…>

Итоги нашей работы за прошедшие 5 лет подтверждают, что эта идеология и стратегия эффективны и актуальны для страны.

  • За эти годы расходы федерального бюджета выросли почти в 5 раз.
  • Экономический рост составлял до 7% в год.
  • Инфляция сократилась с почти 20% в 2001 г. до 9% в 2006 г.
  • Средняя заработная плата возросла в 3,5 раза.
  • Россия практически полностью рассчиталась по внешним долгам, укрепила свой авторитет в мире. С нами теперь приходится считаться, и именно усиление позиций России часто является истинной причиной раздражения и зарубежной критики проводимого нами курса.<…>

Народ России сделал свой принципиальный выбор в пользу демократического пути развития. Демократия для нас - единственный возможный путь укрепления национального суверенитета, и партии призваны сыграть здесь ключевую роль.

Мы положительно оцениваем сам факт активизации объединительных процессов как прямой результат принятых нами законов. Но в настоящее время мы еще не видим других зрелых политических сил, с которыми можно было бы работать на равных, вести конструктивную дискуссию о развитии страны.<…>

* * *

Выбирая будущее России, мы говорим: нам нужна великая держава, занимающая достойное место в мире. Именно место страны в мире будет определять, какой уровень безопасности и какое качество жизни сможет обеспечить российское государство своим гражданам. Поэтому надо четко осознавать: защита интересов России в мире - это защита безопасности и благосостояния каждого ее гражданина.

Только государство, способное и готовое защитить свой суверенитет, сможет проводить политику в интересах своих граждан. Суверенитет и демократия в современном мире связаны намного теснее, чем в любой предыдущий момент истории. Именно поэтому понятие «суверенная демократия» отражено в нашем программном заявлении.

Мы хотим, чтобы ни у одной страны не могла появиться мысль о попытке решить свои проблемы за счет России. Чтобы ни у кого не возникала мысль о возможности угрожать нашей стране, угрожать нашим гражданам.

Мы дорожим отношениями России с другими странами. Россия - это составная часть мирового сообщества, мировой экономики и мировой культуры. Только в этом качестве мы можем развиваться и в будущем. Мы будем соблюдать свои международные обязательства, условия заключенных контрактов, будем вести диалог, но того же самого мы ждем и от наших партнеров.

* * *

Идеология "Единой России" предполагает долгосрочное, стратегическое планирование развития страны и последовательные действия по ключевым направлениям.

Самое главное: рост экономики должен в большей степени отразиться на жизни всех территорий, всех слоев населения. Каждый человек должен почувствовать, что экономический рост - это расширение и его возможностей, улучшение и его жизни.

Именно поэтому среди наших ближайших задач - увеличение минимального размера оплаты труда, повышение заработных плат в бюджетном секторе, рост пенсий и социальных пособий, повышение эффективности пенсионной системы.

Мы боремся не только за повышение заработной платы, пенсий и пособий. Мы намерены защищать деньги, заработанные честным трудом. Партия создаст все условия, чтобы у каждого была возможность потратить свою зарплату так, как нужно ему и его семье, а не так, как хочется кому-то другому. Например, владельцу игровых автоматов или чиновнику, который привык получать, образно говоря, «коррупционный налог».<…>

* * *

Сегодня Россия, поставляя энергоносители, обеспечивает наполнение бюджета и укрепление своих позиций на международных рынках. Но завтрашний день, который предлагаем мы, - это развитие энергомашиностроения, мировое лидерство в ядерной и альтернативной энергетике. Наши сегодняшние позиции должны стать исходной точкой для территориального развития и диверсификации экономики.

Освоение сырьевых месторождений может стать главным стимулом развития для территорий севера и востока страны. Разумеется, на этом нельзя ставить точку - в отдаленных регионах необходимо развивать и другие отрасли. Но локомотивом для их роста уже сегодня может стать освоение наиболее высокодоходных природных ресурсов. О потенциале такого освоения говорит опыт Ханты-Мансийского автономного округа, где, несмотря на суровые природные условия, наблюдается прирост населения. Такой же рост населения и рост экономики вполне можно обеспечить в других, на сегодня малоосвоенных территориях. Конкретные задачи и проекты для Сибири и Дальнего Востока были намечены на съезде партии в Красноярске, и они сегодня реализуются на практике. Для региона, где проходит наш съезд, роль локомотива может сыграть получивший партийный статус проект "Урал Промышленный - Урал Полярный".

Экспорт сырья должен быть четко увязан с развитием внутреннего производства. Нефтедобыча и газодобыча, добыча других видов сырья должны проводиться с применением отечественной техники и отечественных технологий. Налоговый и таможенный режим должен стимулировать переработку сырья в России и увеличение в экспорте доли товаров с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных товаров. Уже сейчас мы реально можем расширить сбыт наших высокотехнологичных товаров за счет поставок в страны Азии, Африки и Латинской Америки. Здесь будет правильно теснее увязывать уровень политических отношений с динамикой экономических связей.

И в переговорах по ВТО, и во многих других случаях мы видим, насколько острой является конкуренция за право продавать свою продукцию в мире. И выигрывают здесь те страны, которые опираются на крупные, глобальные компании. Именно они служат источником заказов для других отраслей страны, именно они имеют возможность вместе с государством поддерживать научно-исследовательские разработки. В конечном счете, они играют решающую роль в конкурентоспособности.

Задача государства - стимулировать, поддерживать и организовывать такие компании - «локомотивы национального успеха». Мы будем обеспечивать проведение именно такой политики, в том числе поддерживая выстраивание наших транснациональных компаний ради повышения конкурентоспособности страны.

Улучшение качества экспорта - только одна сторона медали. Нам не менее необходимо замещение импорта отечественными товарами. Кроме квот и пошлин, здесь целесообразна прямая поддержка отечественного производителя, а также расширение спроса на отечественную продукцию путем госзаказа и повышения покупательной способности населения (то есть повышения зарплат, пенсий, пособий). Роль внутреннего рынка станет основополагающей для российской высокотехнологичной продукции: понятно, что у нас будут покупать товары, если мы сами их покупаем. Активная экспортная политика России должна опираться на внутренний рынок.

То же касается и рынка услуг - прежде всего транспортных услуг. Если пользуемся сами - будут пользоваться и предприятия других стран. Поэтому в предстоящее десятилетие необходимо реализовать задачи второго освоения Северного морского пути и загрузки транспортного коридора Дальний Восток - Европа. Не случайно один из наших партийных проектов носит название «Транспортный коридор».

За предстоящие 10 лет нам нужно провести полную модернизацию промышленности. Потенциал восстановления практически исчерпан - все мы видим, что во многих городах на месте старых цехов работают торговые центры. Это значит - надо строить новые заводы, а они, в свою очередь, потребуют новых энергетических мощностей. Уже сейчас некоторые регионы стоят на грани дефицита электроэнергии. Это, кстати, еще один пример того, к чему приводит отсутствие планирования.

У проблемы есть две стороны - субъективная, т.е. политика нынешнего руководства РАО ЕЭС, для которого собственная прибыль выше энергетической безопасности страны, и объективная. Возможности традиционных технологий уже очень сильно ограничены. Нужно опережающее развитие новых источников энергии. Великая энергетическая держава обязана обеспечить дома своих граждан и свои предприятия доступной и дешевой энергией.

* * *

Главный инструмент, который мы можем и должны использовать, - это повышение качества бюджетных расходов. Не сокращение расходов, а их планирование - вот что может сдержать инфляцию. В прошлом году мы настояли на увеличении расходов бюджета, и правительство в конечном счете вынуждено было признать, что и при этом увеличении темпы инфляции будут замедляться.

Безусловно, увеличение государственных расходов должно носить инвестиционный характер и быть четко ориентировано на результат. Государство должно «приучать» бизнес к инвестициям в инфраструктуру - и производственную (транспорт, энергетика, ЖКХ), и социальную.

Что касается роли частного бизнеса, то практически нет таких отраслей, где частные инвесторы были бы нежелательны. Тем более, что существуют механизмы сохранения влияния государства при привлечении частных инвестиций - например, сохранение контрольного пакета в государственной собственности. Однако есть отрасли, где необходим государственный контроль, и есть отрасли, где не обойтись без государственного финансирования. Такое финансирование будет необходимо в перспективных наукоемких проектах.

Поддержка высокотехнологичных отраслей, включая авиапром, судостроение, энергетику, - это прежде всего поддержка НИОКР. Если не вести новые разработки и не реализовывать их - отрасль просто гибнет. Сейчас разработки ведутся (хотя и недостаточно), но большей частью не реализуются.

Ситуацию может исправить только целостная государственная политика, государство обязано играть здесь решающую роль. Во-первых, потому, что традиционно высокие технологии у нас развивались в секторе ВПК. Во-вторых, нынешняя ситуация такова, что требуется общегосударственная координация. В-третьих, расходы такого масштаба и такого срока окупаемости сегодня может обеспечить только государство. В ряде случаев - совместно с крупнейшими российскими компаниями, постепенно увеличивая долю компаний, особенно в финансировании прикладной науки. Свою роль призваны сыграть наши отраслевые и территориальные партийные проекты «Авиапром», «Энергетическая безопасность», «Санкт-Петербург - морская столица России» и др.

Партия может внести непосредственный вклад в инновационное развитие России. Наша «Фабрика мысли» будет оказывать поддержку разработке и продвижению конкретных новых технологий. Поддержку не только российским научным и конструкторским коллективам, но и индивидуально талантливым ученым, исследователям, изобретателям, студентам, создавшим новые образцы разного рода высоконаукоемких продуктов.

Партия дала импульс развитию суперкомпьютеров и сложных программных продуктов, создаваемых российскими учеными в содружестве с их белорусскими коллегами.

Большие перспективы у ряда отечественных разработок в области нанотехнологий, предлагаются новые решения в развитие безопасной ядерной энергетики. В частности - реактор на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом энергоблока БН-800 на Белоярской АЭС, завершение строительства которого партия уже взяла под свой патронаж.

Во многом благодаря усилиям партии в этом году начато строительство малых атомных реакторов на плавучих платформах.

Партия оказала содействие в разработке новых высокотехнологичных дизельных двигателей для тяжелого автомобилестроения.

Сейчас мы считаем очень важным поддержать отечественные исследования и разработки по развитию альтернативной энергетики, основанные на использовании экологически чистых и возобновляемых источников энергии. Это относится, в частности, к созданию биоэтанола второго поколения. Россия может и должна стать мировым лидером в области солнечной энергетики.

Среди тех вопросов, которые партия берет под свой контроль, и решение ряда проблем, связанных с обеспечением биобезопасности страны - создание на основе новейших достижений отечественной науки различных вакцин и лекарственных препаратов.

У нас есть примеры и других пока мало востребованных новых технологий. Это уникальные фильтры по очистке воды на основе наноуглеродного сорбента, разработанные по инициативе партии. Они превышают по своим показателям мировые аналоги в десятки раз. Уже сейчас они используются в медицинских учреждениях, школах и детских садах. Есть успешный опыт их комплексного применения в Новгородской и Вологодской областях. Вода Амура, загрязненная после известных событий в Китае, пропущенная через такой фильтр, становилась безопасной для здоровья. Партийное кураторство по внедрению этой технологии будет осуществляться в рамках проекта "Чистая вода".

Кроме государственного софинансирования, инструментами поддержки предприятий может стать снижение налоговой нагрузки. Но это снижение должно иметь четко поставленные цели, а не просто снижать издержки бизнеса. Примером такого подхода могут быть инвестиционные налоговые льготы. Налоговую политику нужно ориентировать на рост реального сектора, на поддержку производства - а не поддержку посредников в ущерб производству.

Развитие производства требует и укрепления нашей банковской системы. Главная задача, чтобы эта система оставалась нашей, российской. Мы считаем, что о бесконтрольном допуске в страну иностранных банков не может быть и речи. При этом на этапе укрепления банковской системы важно создать дополнительные источники заимствований для производства. Это уже делается для сельского хозяйства в рамках приоритетного национального проекта и вполне может быть распространено на другие отрасли реального сектора.

Мы четко осознаем, что некоторые отрасли нуждаются в том, чтобы их системно почистили. Это касается, в частности, рыболовства и лесной отрасли. Применительно к последней будет правильно увязать допуск к лесным ресурсам с организацией переработки леса, а значит - с укрупнением предприятий, работающих в лесной отрасли. Наш партийный проект «Российский лес» предполагает переходный период, в течение которого предстоит, в частности, наладить экспорт обработанной древесины и отказаться полностью от экспорта круглого леса.

Такое же укрупнение потребуется и в некоторых других отраслях. Масштаб бизнеса должен соответствовать виду бизнеса. Неправильно, если авиаперевозками будут заниматься компании настолько мелкие, что они не способны обеспечить безопасность пассажиров. Неправильно, если торговлей цветными металлами, лесом, алкоголем занимаются мелкие фирмы, которые слишком часто оказываются однодневками. После реализации наших инициатив такие отрасли перестанут быть комфортной средой для криминала. Такая работа будет проведена и на продовольственных рынках. Основные направления действий включены в наш партийный проект «Порядок на рынках».

Оздоровление экономической среды будет проводиться параллельно с укреплением судебной системы, всех правоохранительных органов, повышением качества их работы.

Задачи борьбы с коррупцией требуют повышения прозрачности бюджета и его четкой ориентации на результат. Таким же четким должен стать порядок работы всего бюрократического аппарата: принцип «одного окна», жесткие сроки работы с обращениями граждан.

Мы с вами знаем, как чиновничий аппарат умеет сопротивляться реформам, если не видит в них своего интереса. И в то же время, какие он может горы свернуть, когда правильно мотивирован. Естественно, государственные и муниципальные служащие не должны быть предоставлены сами себе. Меры их поощрения должны сочетаться с жестким контролем. Кадры без законов скатываются к произволу, но законы без кадров остаются мертвыми бумажками.

В сфере региональной политики, кроме целевой поддержки стратегических территорий, требуется общее укрепление финансовой самостоятельности субъектов федерации и муниципалитетов, увеличение доли налоговых доходов в региональных и местных бюджетах.

Сегодня звучат нарекания на установление на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, и эти нарекания справедливы. В то же время льготы по федеральным налогам для тех, кто создает новые производства, новые рабочие места в депрессивных территориях, будут более чем уместны. По ряду направлений наша партия намерена особо поддержать муниципальный уровень, в частности, в строительстве дорог и детских дошкольных учреждений.

Нам предстоит обеспечить вступление в силу закона об общих принципах организации местного самоуправления на всей территории страны, предстоит продолжить и завершить процесс разграничения полномочий на практике.

В этой связи хочу напомнить о задаче, обозначенной Президентом на встрече с депутатами фракции, - о задаче подготовки специалистов для государственной службы и местного самоуправления. Определенные шаги по созданию кадрового резерва нами уже сделаны.

Но предстоящие задачи намного более масштабны. Первоочередная задача партии - повышение профессионализма и ответственности управленческого корпуса.

Для России особенно важно, чтобы человек, занимающий высокий пост, до этого поработал в различных регионах, в различных отраслях. Чтобы он прошел жесткий кадровый отбор. Чтобы талантливые специалисты получали продвижение. Чтобы ротация кадров не позволяла создавать коррупционные схемы. Именно партия может на основе своего кадрового резерва предлагать кандидатуры специалистов для работы в регионах и муниципалитетах. В помощь нашим губернаторам и нашим депутатам.

Надо признать, что на местах еще мало знают об успешном опыте работы в других регионах, и здесь может помочь обмен кадрами. На местах должны почувствовать помощь со стороны партии. Пока только «Единая Россия» достигла такого уровня, что может организовать эту работу, предлагая проект «Эффективное управление - кадровый резерв».

И в центре, и на местах важно помнить, что эффективная экономика и эффективное управление - это еще и создание достойных условий жизни и работы для человека труда. Убежден, что неквалифицированный, низкооплачиваемый и небезопасный труд не может принести успеха нашей стране.

Именно поэтому «Единая Россия» предлагает проект «Достойный труд». Он тесно связан с другими направлениями нашей работы, прежде всего в сферах здравоохранения и образования.

Политика, которая проводится сегодня в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», должна быть дополнена мерами по увеличению продолжительности жизни, сокращению смертности в трудоспособном возрасте, в том числе путем реализации партийного проекта «Здоровое сердце», а также мерами по воссозданию отечественной медицинской промышленности и поддержке отечественной медицинской науки. Человек должен почувствовать себя, свое здоровье защищенным в повседневной жизни, и на повышение такой защищенности направлены наши партийные проекты, в том числе «Чистая вода», «Безопасные дороги», «Гарантия качества». В числе важнейших партийных задач остается пропаганда здорового образа жизни, поддержка массового и профессионального спорта. Именно поэтому мы придаем большое значение реализации партийного проекта «Сочи-2014».

В целом наши задачи в области здравоохранения и демографии можно выразить одной фразой: в течение 10 лет мы обязаны решить проблему сокращения численности населения России. Наша цель - «растущая страна», т.е. не сокращение, а рост численности населения, причем не только за счет содействия добровольному переселению соотечественников, а за счет превышения рождаемости над смертностью.

Предложенный нами на прошлом съезде проект «Дети России» нашел отражение в демографических инициативах Президента. Сейчас закон о базовом материнском капитале уже проходит обсуждение в Государственной Думе. Внимание партии к детям, в том числе к тем, кто находится в «группе риска», будет оставаться повышенным.

Для нас важно и количество граждан России, и то, какими они будут. Российское образование должно отвечать потребностям социально-экономического развития, задачам лидерства нашей страны в мире. Но так ли это сейчас? Изучение и использование зарубежного опыта подчас подменялось простым копированием, немедленным внедрением в практику - и это несмотря на собственные богатейшие традиции образования. Стала забываться такая важнейшая задача образования, как воспитание патриотизма.

Самое главное - забылось. А главное в том, что основным фактором развития образования и науки был и будет спрос отечественной экономики и государства на высококвалифицированных специалистов и на новые технологии.

Сегодня в большинстве отраслей необходимо повышать свою квалификацию постоянно. Вот эту, доступную для каждого гражданина систему повышения квалификации или переподготовки, мы должны создать за десятилетие. При этом сохраняя целостную систему образования, которая долгие годы была преимуществом России. Начиная с самого раннего уровня - дошкольного воспитания, которое призвано не только готовить к школе, но и обеспечивать здоровье детей. Продолжая на уровне школы, где есть очевидная необходимость в пересмотре учебных программ. И на уровне вузов, которые должны все теснее интегрироваться с наукой.

И еще одна проблема - проблема жилья. Сейчас законодательно созданы условия для конкуренции и повышения прозрачности сектора - но правительство затягивает принятие необходимых подзаконных актов. Работа попросту тормозится, сохраняются препятствия для дальнейшего развития инфраструктуры и подготовки площадок под застройку, для привлечения бизнеса в ЖКХ, для развития малоэтажных форм жилищного строительства, которым посвящен проект партии под названием "Свой дом".

Наша партия не могла оставить без внимания проблему защиты прав граждан - участников долевого строительства. Летом мы приняли поправки в законодательство, призванные исключить появление новых случаев обмана дольщиков.

Что касается тех граждан, кто уже оказался в столь неприятной ситуации, то мы сегодня активно занимаемся их проблемой. Люди не должны оставаться без помощи, и они вправе ждать ее не только от депутатов, но и от исполнительной власти.

Минрегионразвития должно понимать, что впереди намного более масштабные задачи. Мы сможем полностью решить жилищный вопрос только в том случае, если его решение не будет ограничиваться только крупными городами. Надо, во-первых, повышать предложение - то есть больше строить. И, во-вторых, сокращать концентрацию спроса на жилье в крупных городах за счет других городов и сельской местности. А это можно сделать только путем экономического развития территорий, создания там рабочих мест с достойной заработной платой.

В этой связи хотел бы отметить, что задача обеспечить сбалансированное территориальное развитие - глубже, чем просто преодоление разрыва между субъектами федерации. Не меньший разрыв в уровне социально-экономического развития можно встретить и в границах одного и того же субъекта федерации.

Все мы видим, что в крупные города идет приток населения, туда направлены миграционные потоки, там бесконтрольно растут цены на жилье. В то же время малые города и сельские районы остаются депрессивными, продолжают терять население. Чтобы переломить эти негативные тенденции, необходимо обеспечить создание новых рабочих мест и на селе, и в малых городах. Мы предлагаем сделать это путем льготного налогообложения, путем планирования размещения новых производств.

На селе, наряду с поддержкой тех направлений, которые уже вошли в приоритетный национальный проект, необходимо создавать источники дополнительной занятости, развивать сельскую инфраструктуру.

Одновременно надо идти к последовательному сокращению доли импортного продовольствия на наших рынках, шаг за шагом. В том числе - повышая требования к качеству и безопасности продукции.

Свою роль должны сыграть все те меры, которые предлагаются нами в закон о развитии сельского хозяйства и в партийный проект «Российский агропром». В целом же сохранение сельского образа жизни, сохранение села как важной опоры национальных традиций становится для нас отдельной задачей государственной политики.

Если сегодняшние депрессивные территории перестанут быть депрессивными, это внесет очень весомый вклад не только в темпы экономического роста, но и в решение жилищной проблемы, в решение демографической проблемы, в сохранение контроля государства над своей территорией. И решение этой задачи возможно только при условии планирования.

* * *

Успех социально-экономических преобразований, которые «Единая Россия» предлагает осуществить, позволит нашей стране укрепить свои позиции и на международном уровне.

Основные вызовы сегодняшнего дня известны. В их числе и угроза распространения оружия массового уничтожения, и международный терроризм, и неконтролируемая миграция, и опасность экологических и техногенных катастроф.

Наша партия считает важнейшим приоритетом укрепление обороноспособности страны. Президент обозначил ключевые направления модернизации Вооруженных Сил, которые наша партия поддерживает и по которым уже работает. В их числе - увеличение доли расходов, выделяемых именно на развитие Вооруженных Сил, а не на содержание.

В ближайшем будущем соотношение расходов, выделенных на текущее содержание и на модернизацию, нам удастся выровнять до соотношения «50 на 50», а к 2012 г. нужно стремиться к тому, чтобы оно составляло «30 на 70».

Повышение профессионализма всех компонентов Вооруженных Сил, обеспечение достойных условий прохождения службы по призыву и условий для контрактников, последовательное решение социально-бытовых вопросов военнослужащих очень важно для повышения престижа военной службы. «Единая Россия» предпримет все усилия для того, чтобы общественный статус военнослужащего соответствовал нашим историческим традициям и значению современных армии и флота для страны.

В то же время военнослужащие должны ощущать общегражданский спрос за свою службу. В современной армии нет партийных органов, но это не должно означать, что «Единая Россия» не следит пристально за ходом военной реформы. И, прежде всего, за тем, как служится призывникам - это самый дорогой наш ресурс. Сберечь жизни и здоровье солдат - это высокий долг для офицера.

Особого внимания требует ситуация, связанная с возможностью возобновления вооруженных конфликтов вблизи наших границ. Позиция нашей страны неизменна - кровопролития повториться не должно, все разногласия и проблемы необходимо решать дипломатическими средствами - путем переговоров, а не агрессии.

«Единая Россия» исходит из того, что развитие равноправного, взаимовыгодного международного сотрудничества, основанного на доверии и направленного на укрепление стабильности, - базовая задача внешней политики России в условиях глобализации. Мы считаем, что однополярный мир не может быть стабильным, и выступаем за построение мира многополярного, в котором наша страна будет являться одним из центров цивилизационного развития.

Тенденция к расширению конфликтного пространства в мире, о которой говорил Президент России, заставляет еще раз оценить потенциал нашей страны и ее роль в развитии мировой цивилизации. Всей своей историей Россия доказывает, что разные религии, разные национальности, разные культуры могут жить в мире, могут жить в согласии и гармонии. В этом уникальная особенность российского народа, которая позволяет говорить о миссии России. Она заключается в обеспечении баланса и сотрудничества между Западом и Востоком, между мировыми конфессиями.

Должен сказать, что осознание этой миссии ко многому обязывает и нашу партию. «Единая Россия» всегда уделяла особое внимание вопросам сохранения и защиты российских духовных и культурных ценностей, вопросам молодежной политики и сегодня предлагает собственный проект «Историческая память».

Молодое поколение россиян, тех, кто родился уже после распада Советского Союза, должно быть достойно своей великой страны и своей великой истории. Нынешняя молодежь должна быть способна эффективно управлять страной, успешно решать масштабные социально-экономические задачи, укреплять Россию. Именно поэтому «Единая Россия» ставит во главу угла вопросы молодежной политики, воспитания самых маленьких наших граждан в духе уважения российской истории и культуры, богатых традиций нашего многонационального общества. В этом тоже залог национальной безопасности России.

* * *

Когда мы говорим о стратегии «Единой России», мы не закрываем глаза на сегодняшние, текущие проблемы. Мы последовательно их решаем, но в повседневной деятельности мы видим перед собой долгосрочные цели, мы видим образ страны, какой она должна быть и будет через 10 лет.

Если принять версию о цикличности исторического развития, то напрашивается ряд аналогий с началом прошлого века.

100 лет назад возникла Государственная Дума, 100 лет назад страна переживала великие потрясения. Энергия развития, гражданское согласие, экономический подъем, позволившие к 1913 г. вывести Россию в число ведущих мировых держав, были практически полностью растрачены в 1917 г. Согласие сменилось губительным конфликтом.

Сегодня мы также наблюдаем динамичное развитие, тенденции роста, укрепление гражданского общества. И, опираясь на исторические уроки, мы должны сейчас сделать все, чтобы не упустить наш шанс возродить Россию. И тогда уже к 2013 г. мы сможем обеспечить рывок по всем ключевым направлениям. А к 2017 г. - сохранить и увеличить набранный темп.

Для этого нужно, чтобы каждый имел - и видел - возможности для улучшения своей жизни, жизни своей семьи, чтобы в обществе было как можно больше тех, кто верит в себя и в Россию. Каждый шаг, заложенный в стратегии «Единой России», направлен на то, чтобы с каждым годом количество активных людей в нашей стране возрастало. И чтобы они видели именно в нас ту партию, которая сохранит и укрепит Россию как великую, единую, успешную и могущественную державу!

Грызлов Б.В., Председатель Всероссийской политической партии «Единая Россия», Председатель Государственной Думы ФС | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Материалы VII Съезда партии «Единая Россия» (Екатеринбург, 02.12.06)

Грызлов Б.В., Председатель Всероссийской политической партии «Единая Россия», Председатель Государственной Думы ФС

…Идеология нашей партии разрабатывалась в практической работе, в решении задач развития страны. Вместе с тем важный вклад в ее развитие внесли теоретические обсуждения, внутрипартийные дискуссии о значении принципов суверенитета, социального консерватизма, демократии в современном мире. Все это позволило нам более четко сформулировать свои цели и задачи на будущее.<…>

Стратегия "Единой России" заключается:

  • в опоре на традиционные для российского народа культурные и духовные ценности;
  • в идеологии гражданского согласия, а не классовой борьбы. У государства, у ответственного бизнеса, у людей труда, у всех слоев и групп населения есть общая цель и есть объективная необходимость сотрудничества в ее достижении - это построение великой России.

Именно такой подход позволяет нам уверенно говорить, что три приоритетные задачи, которые партия ставит перед собой, будут решены. Это:

1) cбережение российского народа;

2) cоздание в России экономики инновационного типа;

3) искоренение коррупции и общее повышение эффективности государства.<…>

Итоги нашей работы за прошедшие 5 лет подтверждают, что эта идеология и стратегия эффективны и актуальны для страны.

  • За эти годы расходы федерального бюджета выросли почти в 5 раз.
  • Экономический рост составлял до 7% в год.
  • Инфляция сократилась с почти 20% в 2001 г. до 9% в 2006 г.
  • Средняя заработная плата возросла в 3,5 раза.
  • Россия практически полностью рассчиталась по внешним долгам, укрепила свой авторитет в мире. С нами теперь приходится считаться, и именно усиление позиций России часто является истинной причиной раздражения и зарубежной критики проводимого нами курса.<…>

Народ России сделал свой принципиальный выбор в пользу демократического пути развития. Демократия для нас - единственный возможный путь укрепления национального суверенитета, и партии призваны сыграть здесь ключевую роль.

Мы положительно оцениваем сам факт активизации объединительных процессов как прямой результат принятых нами законов. Но в настоящее время мы еще не видим других зрелых политических сил, с которыми можно было бы работать на равных, вести конструктивную дискуссию о развитии страны.<…>

* * *

Выбирая будущее России, мы говорим: нам нужна великая держава, занимающая достойное место в мире. Именно место страны в мире будет определять, какой уровень безопасности и какое качество жизни сможет обеспечить российское государство своим гражданам. Поэтому надо четко осознавать: защита интересов России в мире - это защита безопасности и благосостояния каждого ее гражданина.

Только государство, способное и готовое защитить свой суверенитет, сможет проводить политику в интересах своих граждан. Суверенитет и демократия в современном мире связаны намного теснее, чем в любой предыдущий момент истории. Именно поэтому понятие «суверенная демократия» отражено в нашем программном заявлении.

Мы хотим, чтобы ни у одной страны не могла появиться мысль о попытке решить свои проблемы за счет России. Чтобы ни у кого не возникала мысль о возможности угрожать нашей стране, угрожать нашим гражданам.

Мы дорожим отношениями России с другими странами. Россия - это составная часть мирового сообщества, мировой экономики и мировой культуры. Только в этом качестве мы можем развиваться и в будущем. Мы будем соблюдать свои международные обязательства, условия заключенных контрактов, будем вести диалог, но того же самого мы ждем и от наших партнеров.

* * *

Идеология "Единой России" предполагает долгосрочное, стратегическое планирование развития страны и последовательные действия по ключевым направлениям.

Самое главное: рост экономики должен в большей степени отразиться на жизни всех территорий, всех слоев населения. Каждый человек должен почувствовать, что экономический рост - это расширение и его возможностей, улучшение и его жизни.

Именно поэтому среди наших ближайших задач - увеличение минимального размера оплаты труда, повышение заработных плат в бюджетном секторе, рост пенсий и социальных пособий, повышение эффективности пенсионной системы.

Мы боремся не только за повышение заработной платы, пенсий и пособий. Мы намерены защищать деньги, заработанные честным трудом. Партия создаст все условия, чтобы у каждого была возможность потратить свою зарплату так, как нужно ему и его семье, а не так, как хочется кому-то другому. Например, владельцу игровых автоматов или чиновнику, который привык получать, образно говоря, «коррупционный налог».<…>

* * *

Сегодня Россия, поставляя энергоносители, обеспечивает наполнение бюджета и укрепление своих позиций на международных рынках. Но завтрашний день, который предлагаем мы, - это развитие энергомашиностроения, мировое лидерство в ядерной и альтернативной энергетике. Наши сегодняшние позиции должны стать исходной точкой для территориального развития и диверсификации экономики.

Освоение сырьевых месторождений может стать главным стимулом развития для территорий севера и востока страны. Разумеется, на этом нельзя ставить точку - в отдаленных регионах необходимо развивать и другие отрасли. Но локомотивом для их роста уже сегодня может стать освоение наиболее высокодоходных природных ресурсов. О потенциале такого освоения говорит опыт Ханты-Мансийского автономного округа, где, несмотря на суровые природные условия, наблюдается прирост населения. Такой же рост населения и рост экономики вполне можно обеспечить в других, на сегодня малоосвоенных территориях. Конкретные задачи и проекты для Сибири и Дальнего Востока были намечены на съезде партии в Красноярске, и они сегодня реализуются на практике. Для региона, где проходит наш съезд, роль локомотива может сыграть получивший партийный статус проект "Урал Промышленный - Урал Полярный".

Экспорт сырья должен быть четко увязан с развитием внутреннего производства. Нефтедобыча и газодобыча, добыча других видов сырья должны проводиться с применением отечественной техники и отечественных технологий. Налоговый и таможенный режим должен стимулировать переработку сырья в России и увеличение в экспорте доли товаров с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных товаров. Уже сейчас мы реально можем расширить сбыт наших высокотехнологичных товаров за счет поставок в страны Азии, Африки и Латинской Америки. Здесь будет правильно теснее увязывать уровень политических отношений с динамикой экономических связей.

И в переговорах по ВТО, и во многих других случаях мы видим, насколько острой является конкуренция за право продавать свою продукцию в мире. И выигрывают здесь те страны, которые опираются на крупные, глобальные компании. Именно они служат источником заказов для других отраслей страны, именно они имеют возможность вместе с государством поддерживать научно-исследовательские разработки. В конечном счете, они играют решающую роль в конкурентоспособности.

Задача государства - стимулировать, поддерживать и организовывать такие компании - «локомотивы национального успеха». Мы будем обеспечивать проведение именно такой политики, в том числе поддерживая выстраивание наших транснациональных компаний ради повышения конкурентоспособности страны.

Улучшение качества экспорта - только одна сторона медали. Нам не менее необходимо замещение импорта отечественными товарами. Кроме квот и пошлин, здесь целесообразна прямая поддержка отечественного производителя, а также расширение спроса на отечественную продукцию путем госзаказа и повышения покупательной способности населения (то есть повышения зарплат, пенсий, пособий). Роль внутреннего рынка станет основополагающей для российской высокотехнологичной продукции: понятно, что у нас будут покупать товары, если мы сами их покупаем. Активная экспортная политика России должна опираться на внутренний рынок.

То же касается и рынка услуг - прежде всего транспортных услуг. Если пользуемся сами - будут пользоваться и предприятия других стран. Поэтому в предстоящее десятилетие необходимо реализовать задачи второго освоения Северного морского пути и загрузки транспортного коридора Дальний Восток - Европа. Не случайно один из наших партийных проектов носит название «Транспортный коридор».

За предстоящие 10 лет нам нужно провести полную модернизацию промышленности. Потенциал восстановления практически исчерпан - все мы видим, что во многих городах на месте старых цехов работают торговые центры. Это значит - надо строить новые заводы, а они, в свою очередь, потребуют новых энергетических мощностей. Уже сейчас некоторые регионы стоят на грани дефицита электроэнергии. Это, кстати, еще один пример того, к чему приводит отсутствие планирования.

У проблемы есть две стороны - субъективная, т.е. политика нынешнего руководства РАО ЕЭС, для которого собственная прибыль выше энергетической безопасности страны, и объективная. Возможности традиционных технологий уже очень сильно ограничены. Нужно опережающее развитие новых источников энергии. Великая энергетическая держава обязана обеспечить дома своих граждан и свои предприятия доступной и дешевой энергией.

* * *

Главный инструмент, который мы можем и должны использовать, - это повышение качества бюджетных расходов. Не сокращение расходов, а их планирование - вот что может сдержать инфляцию. В прошлом году мы настояли на увеличении расходов бюджета, и правительство в конечном счете вынуждено было признать, что и при этом увеличении темпы инфляции будут замедляться.

Безусловно, увеличение государственных расходов должно носить инвестиционный характер и быть четко ориентировано на результат. Государство должно «приучать» бизнес к инвестициям в инфраструктуру - и производственную (транспорт, энергетика, ЖКХ), и социальную.

Что касается роли частного бизнеса, то практически нет таких отраслей, где частные инвесторы были бы нежелательны. Тем более, что существуют механизмы сохранения влияния государства при привлечении частных инвестиций - например, сохранение контрольного пакета в государственной собственности. Однако есть отрасли, где необходим государственный контроль, и есть отрасли, где не обойтись без государственного финансирования. Такое финансирование будет необходимо в перспективных наукоемких проектах.

Поддержка высокотехнологичных отраслей, включая авиапром, судостроение, энергетику, - это прежде всего поддержка НИОКР. Если не вести новые разработки и не реализовывать их - отрасль просто гибнет. Сейчас разработки ведутся (хотя и недостаточно), но большей частью не реализуются.

Ситуацию может исправить только целостная государственная политика, государство обязано играть здесь решающую роль. Во-первых, потому, что традиционно высокие технологии у нас развивались в секторе ВПК. Во-вторых, нынешняя ситуация такова, что требуется общегосударственная координация. В-третьих, расходы такого масштаба и такого срока окупаемости сегодня может обеспечить только государство. В ряде случаев - совместно с крупнейшими российскими компаниями, постепенно увеличивая долю компаний, особенно в финансировании прикладной науки. Свою роль призваны сыграть наши отраслевые и территориальные партийные проекты «Авиапром», «Энергетическая безопасность», «Санкт-Петербург - морская столица России» и др.

Партия может внести непосредственный вклад в инновационное развитие России. Наша «Фабрика мысли» будет оказывать поддержку разработке и продвижению конкретных новых технологий. Поддержку не только российским научным и конструкторским коллективам, но и индивидуально талантливым ученым, исследователям, изобретателям, студентам, создавшим новые образцы разного рода высоконаукоемких продуктов.

Партия дала импульс развитию суперкомпьютеров и сложных программных продуктов, создаваемых российскими учеными в содружестве с их белорусскими коллегами.

Большие перспективы у ряда отечественных разработок в области нанотехнологий, предлагаются новые решения в развитие безопасной ядерной энергетики. В частности - реактор на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом энергоблока БН-800 на Белоярской АЭС, завершение строительства которого партия уже взяла под свой патронаж.

Во многом благодаря усилиям партии в этом году начато строительство малых атомных реакторов на плавучих платформах.

Партия оказала содействие в разработке новых высокотехнологичных дизельных двигателей для тяжелого автомобилестроения.

Сейчас мы считаем очень важным поддержать отечественные исследования и разработки по развитию альтернативной энергетики, основанные на использовании экологически чистых и возобновляемых источников энергии. Это относится, в частности, к созданию биоэтанола второго поколения. Россия может и должна стать мировым лидером в области солнечной энергетики.

Среди тех вопросов, которые партия берет под свой контроль, и решение ряда проблем, связанных с обеспечением биобезопасности страны - создание на основе новейших достижений отечественной науки различных вакцин и лекарственных препаратов.

У нас есть примеры и других пока мало востребованных новых технологий. Это уникальные фильтры по очистке воды на основе наноуглеродного сорбента, разработанные по инициативе партии. Они превышают по своим показателям мировые аналоги в десятки раз. Уже сейчас они используются в медицинских учреждениях, школах и детских садах. Есть успешный опыт их комплексного применения в Новгородской и Вологодской областях. Вода Амура, загрязненная после известных событий в Китае, пропущенная через такой фильтр, становилась безопасной для здоровья. Партийное кураторство по внедрению этой технологии будет осуществляться в рамках проекта "Чистая вода".

Кроме государственного софинансирования, инструментами поддержки предприятий может стать снижение налоговой нагрузки. Но это снижение должно иметь четко поставленные цели, а не просто снижать издержки бизнеса. Примером такого подхода могут быть инвестиционные налоговые льготы. Налоговую политику нужно ориентировать на рост реального сектора, на поддержку производства - а не поддержку посредников в ущерб производству.

Развитие производства требует и укрепления нашей банковской системы. Главная задача, чтобы эта система оставалась нашей, российской. Мы считаем, что о бесконтрольном допуске в страну иностранных банков не может быть и речи. При этом на этапе укрепления банковской системы важно создать дополнительные источники заимствований для производства. Это уже делается для сельского хозяйства в рамках приоритетного национального проекта и вполне может быть распространено на другие отрасли реального сектора.

Мы четко осознаем, что некоторые отрасли нуждаются в том, чтобы их системно почистили. Это касается, в частности, рыболовства и лесной отрасли. Применительно к последней будет правильно увязать допуск к лесным ресурсам с организацией переработки леса, а значит - с укрупнением предприятий, работающих в лесной отрасли. Наш партийный проект «Российский лес» предполагает переходный период, в течение которого предстоит, в частности, наладить экспорт обработанной древесины и отказаться полностью от экспорта круглого леса.

Такое же укрупнение потребуется и в некоторых других отраслях. Масштаб бизнеса должен соответствовать виду бизнеса. Неправильно, если авиаперевозками будут заниматься компании настолько мелкие, что они не способны обеспечить безопасность пассажиров. Неправильно, если торговлей цветными металлами, лесом, алкоголем занимаются мелкие фирмы, которые слишком часто оказываются однодневками. После реализации наших инициатив такие отрасли перестанут быть комфортной средой для криминала. Такая работа будет проведена и на продовольственных рынках. Основные направления действий включены в наш партийный проект «Порядок на рынках».

Оздоровление экономической среды будет проводиться параллельно с укреплением судебной системы, всех правоохранительных органов, повышением качества их работы.

Задачи борьбы с коррупцией требуют повышения прозрачности бюджета и его четкой ориентации на результат. Таким же четким должен стать порядок работы всего бюрократического аппарата: принцип «одного окна», жесткие сроки работы с обращениями граждан.

Мы с вами знаем, как чиновничий аппарат умеет сопротивляться реформам, если не видит в них своего интереса. И в то же время, какие он может горы свернуть, когда правильно мотивирован. Естественно, государственные и муниципальные служащие не должны быть предоставлены сами себе. Меры их поощрения должны сочетаться с жестким контролем. Кадры без законов скатываются к произволу, но законы без кадров остаются мертвыми бумажками.

В сфере региональной политики, кроме целевой поддержки стратегических территорий, требуется общее укрепление финансовой самостоятельности субъектов федерации и муниципалитетов, увеличение доли налоговых доходов в региональных и местных бюджетах.

Сегодня звучат нарекания на установление на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, и эти нарекания справедливы. В то же время льготы по федеральным налогам для тех, кто создает новые производства, новые рабочие места в депрессивных территориях, будут более чем уместны. По ряду направлений наша партия намерена особо поддержать муниципальный уровень, в частности, в строительстве дорог и детских дошкольных учреждений.

Нам предстоит обеспечить вступление в силу закона об общих принципах организации местного самоуправления на всей территории страны, предстоит продолжить и завершить процесс разграничения полномочий на практике.

В этой связи хочу напомнить о задаче, обозначенной Президентом на встрече с депутатами фракции, - о задаче подготовки специалистов для государственной службы и местного самоуправления. Определенные шаги по созданию кадрового резерва нами уже сделаны.

Но предстоящие задачи намного более масштабны. Первоочередная задача партии - повышение профессионализма и ответственности управленческого корпуса.

Для России особенно важно, чтобы человек, занимающий высокий пост, до этого поработал в различных регионах, в различных отраслях. Чтобы он прошел жесткий кадровый отбор. Чтобы талантливые специалисты получали продвижение. Чтобы ротация кадров не позволяла создавать коррупционные схемы. Именно партия может на основе своего кадрового резерва предлагать кандидатуры специалистов для работы в регионах и муниципалитетах. В помощь нашим губернаторам и нашим депутатам.

Надо признать, что на местах еще мало знают об успешном опыте работы в других регионах, и здесь может помочь обмен кадрами. На местах должны почувствовать помощь со стороны партии. Пока только «Единая Россия» достигла такого уровня, что может организовать эту работу, предлагая проект «Эффективное управление - кадровый резерв».

И в центре, и на местах важно помнить, что эффективная экономика и эффективное управление - это еще и создание достойных условий жизни и работы для человека труда. Убежден, что неквалифицированный, низкооплачиваемый и небезопасный труд не может принести успеха нашей стране.

Именно поэтому «Единая Россия» предлагает проект «Достойный труд». Он тесно связан с другими направлениями нашей работы, прежде всего в сферах здравоохранения и образования.

Политика, которая проводится сегодня в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», должна быть дополнена мерами по увеличению продолжительности жизни, сокращению смертности в трудоспособном возрасте, в том числе путем реализации партийного проекта «Здоровое сердце», а также мерами по воссозданию отечественной медицинской промышленности и поддержке отечественной медицинской науки. Человек должен почувствовать себя, свое здоровье защищенным в повседневной жизни, и на повышение такой защищенности направлены наши партийные проекты, в том числе «Чистая вода», «Безопасные дороги», «Гарантия качества». В числе важнейших партийных задач остается пропаганда здорового образа жизни, поддержка массового и профессионального спорта. Именно поэтому мы придаем большое значение реализации партийного проекта «Сочи-2014».

В целом наши задачи в области здравоохранения и демографии можно выразить одной фразой: в течение 10 лет мы обязаны решить проблему сокращения численности населения России. Наша цель - «растущая страна», т.е. не сокращение, а рост численности населения, причем не только за счет содействия добровольному переселению соотечественников, а за счет превышения рождаемости над смертностью.

Предложенный нами на прошлом съезде проект «Дети России» нашел отражение в демографических инициативах Президента. Сейчас закон о базовом материнском капитале уже проходит обсуждение в Государственной Думе. Внимание партии к детям, в том числе к тем, кто находится в «группе риска», будет оставаться повышенным.

Для нас важно и количество граждан России, и то, какими они будут. Российское образование должно отвечать потребностям социально-экономического развития, задачам лидерства нашей страны в мире. Но так ли это сейчас? Изучение и использование зарубежного опыта подчас подменялось простым копированием, немедленным внедрением в практику - и это несмотря на собственные богатейшие традиции образования. Стала забываться такая важнейшая задача образования, как воспитание патриотизма.

Самое главное - забылось. А главное в том, что основным фактором развития образования и науки был и будет спрос отечественной экономики и государства на высококвалифицированных специалистов и на новые технологии.

Сегодня в большинстве отраслей необходимо повышать свою квалификацию постоянно. Вот эту, доступную для каждого гражданина систему повышения квалификации или переподготовки, мы должны создать за десятилетие. При этом сохраняя целостную систему образования, которая долгие годы была преимуществом России. Начиная с самого раннего уровня - дошкольного воспитания, которое призвано не только готовить к школе, но и обеспечивать здоровье детей. Продолжая на уровне школы, где есть очевидная необходимость в пересмотре учебных программ. И на уровне вузов, которые должны все теснее интегрироваться с наукой.

И еще одна проблема - проблема жилья. Сейчас законодательно созданы условия для конкуренции и повышения прозрачности сектора - но правительство затягивает принятие необходимых подзаконных актов. Работа попросту тормозится, сохраняются препятствия для дальнейшего развития инфраструктуры и подготовки площадок под застройку, для привлечения бизнеса в ЖКХ, для развития малоэтажных форм жилищного строительства, которым посвящен проект партии под названием "Свой дом".

Наша партия не могла оставить без внимания проблему защиты прав граждан - участников долевого строительства. Летом мы приняли поправки в законодательство, призванные исключить появление новых случаев обмана дольщиков.

Что касается тех граждан, кто уже оказался в столь неприятной ситуации, то мы сегодня активно занимаемся их проблемой. Люди не должны оставаться без помощи, и они вправе ждать ее не только от депутатов, но и от исполнительной власти.

Минрегионразвития должно понимать, что впереди намного более масштабные задачи. Мы сможем полностью решить жилищный вопрос только в том случае, если его решение не будет ограничиваться только крупными городами. Надо, во-первых, повышать предложение - то есть больше строить. И, во-вторых, сокращать концентрацию спроса на жилье в крупных городах за счет других городов и сельской местности. А это можно сделать только путем экономического развития территорий, создания там рабочих мест с достойной заработной платой.

В этой связи хотел бы отметить, что задача обеспечить сбалансированное территориальное развитие - глубже, чем просто преодоление разрыва между субъектами федерации. Не меньший разрыв в уровне социально-экономического развития можно встретить и в границах одного и того же субъекта федерации.

Все мы видим, что в крупные города идет приток населения, туда направлены миграционные потоки, там бесконтрольно растут цены на жилье. В то же время малые города и сельские районы остаются депрессивными, продолжают терять население. Чтобы переломить эти негативные тенденции, необходимо обеспечить создание новых рабочих мест и на селе, и в малых городах. Мы предлагаем сделать это путем льготного налогообложения, путем планирования размещения новых производств.

На селе, наряду с поддержкой тех направлений, которые уже вошли в приоритетный национальный проект, необходимо создавать источники дополнительной занятости, развивать сельскую инфраструктуру.

Одновременно надо идти к последовательному сокращению доли импортного продовольствия на наших рынках, шаг за шагом. В том числе - повышая требования к качеству и безопасности продукции.

Свою роль должны сыграть все те меры, которые предлагаются нами в закон о развитии сельского хозяйства и в партийный проект «Российский агропром». В целом же сохранение сельского образа жизни, сохранение села как важной опоры национальных традиций становится для нас отдельной задачей государственной политики.

Если сегодняшние депрессивные территории перестанут быть депрессивными, это внесет очень весомый вклад не только в темпы экономического роста, но и в решение жилищной проблемы, в решение демографической проблемы, в сохранение контроля государства над своей территорией. И решение этой задачи возможно только при условии планирования.

* * *

Успех социально-экономических преобразований, которые «Единая Россия» предлагает осуществить, позволит нашей стране укрепить свои позиции и на международном уровне.

Основные вызовы сегодняшнего дня известны. В их числе и угроза распространения оружия массового уничтожения, и международный терроризм, и неконтролируемая миграция, и опасность экологических и техногенных катастроф.

Наша партия считает важнейшим приоритетом укрепление обороноспособности страны. Президент обозначил ключевые направления модернизации Вооруженных Сил, которые наша партия поддерживает и по которым уже работает. В их числе - увеличение доли расходов, выделяемых именно на развитие Вооруженных Сил, а не на содержание.

В ближайшем будущем соотношение расходов, выделенных на текущее содержание и на модернизацию, нам удастся выровнять до соотношения «50 на 50», а к 2012 г. нужно стремиться к тому, чтобы оно составляло «30 на 70».

Повышение профессионализма всех компонентов Вооруженных Сил, обеспечение достойных условий прохождения службы по призыву и условий для контрактников, последовательное решение социально-бытовых вопросов военнослужащих очень важно для повышения престижа военной службы. «Единая Россия» предпримет все усилия для того, чтобы общественный статус военнослужащего соответствовал нашим историческим традициям и значению современных армии и флота для страны.

В то же время военнослужащие должны ощущать общегражданский спрос за свою службу. В современной армии нет партийных органов, но это не должно означать, что «Единая Россия» не следит пристально за ходом военной реформы. И, прежде всего, за тем, как служится призывникам - это самый дорогой наш ресурс. Сберечь жизни и здоровье солдат - это высокий долг для офицера.

Особого внимания требует ситуация, связанная с возможностью возобновления вооруженных конфликтов вблизи наших границ. Позиция нашей страны неизменна - кровопролития повториться не должно, все разногласия и проблемы необходимо решать дипломатическими средствами - путем переговоров, а не агрессии.

«Единая Россия» исходит из того, что развитие равноправного, взаимовыгодного международного сотрудничества, основанного на доверии и направленного на укрепление стабильности, - базовая задача внешней политики России в условиях глобализации. Мы считаем, что однополярный мир не может быть стабильным, и выступаем за построение мира многополярного, в котором наша страна будет являться одним из центров цивилизационного развития.

Тенденция к расширению конфликтного пространства в мире, о которой говорил Президент России, заставляет еще раз оценить потенциал нашей страны и ее роль в развитии мировой цивилизации. Всей своей историей Россия доказывает, что разные религии, разные национальности, разные культуры могут жить в мире, могут жить в согласии и гармонии. В этом уникальная особенность российского народа, которая позволяет говорить о миссии России. Она заключается в обеспечении баланса и сотрудничества между Западом и Востоком, между мировыми конфессиями.

Должен сказать, что осознание этой миссии ко многому обязывает и нашу партию. «Единая Россия» всегда уделяла особое внимание вопросам сохранения и защиты российских духовных и культурных ценностей, вопросам молодежной политики и сегодня предлагает собственный проект «Историческая память».

Молодое поколение россиян, тех, кто родился уже после распада Советского Союза, должно быть достойно своей великой страны и своей великой истории. Нынешняя молодежь должна быть способна эффективно управлять страной, успешно решать масштабные социально-экономические задачи, укреплять Россию. Именно поэтому «Единая Россия» ставит во главу угла вопросы молодежной политики, воспитания самых маленьких наших граждан в духе уважения российской истории и культуры, богатых традиций нашего многонационального общества. В этом тоже залог национальной безопасности России.

* * *

Когда мы говорим о стратегии «Единой России», мы не закрываем глаза на сегодняшние, текущие проблемы. Мы последовательно их решаем, но в повседневной деятельности мы видим перед собой долгосрочные цели, мы видим образ страны, какой она должна быть и будет через 10 лет.

Если принять версию о цикличности исторического развития, то напрашивается ряд аналогий с началом прошлого века.

100 лет назад возникла Государственная Дума, 100 лет назад страна переживала великие потрясения. Энергия развития, гражданское согласие, экономический подъем, позволившие к 1913 г. вывести Россию в число ведущих мировых держав, были практически полностью растрачены в 1917 г. Согласие сменилось губительным конфликтом.

Сегодня мы также наблюдаем динамичное развитие, тенденции роста, укрепление гражданского общества. И, опираясь на исторические уроки, мы должны сейчас сделать все, чтобы не упустить наш шанс возродить Россию. И тогда уже к 2013 г. мы сможем обеспечить рывок по всем ключевым направлениям. А к 2017 г. - сохранить и увеличить набранный темп.

Для этого нужно, чтобы каждый имел - и видел - возможности для улучшения своей жизни, жизни своей семьи, чтобы в обществе было как можно больше тех, кто верит в себя и в Россию. Каждый шаг, заложенный в стратегии «Единой России», направлен на то, чтобы с каждым годом количество активных людей в нашей стране возрастало. И чтобы они видели именно в нас ту партию, которая сохранит и укрепит Россию как великую, единую, успешную и могущественную державу!