Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

США и Россия после терракта 11 сентября 2001 г.: итоги противодействия терроризму (политико-правовой анализ)

Журавель В.П., член эксперного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ, Король Н.С., помощник депутата Государственной Думы ФС РФ (Комитет по международным делам), Полуев А.И., Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Мировой общественностью и экспертами террористический акт 11 сентября 2001 г. в США определен как самый крупный высокотехнологический террористический акт современности. Чудовищные атаки террористов-смертников на Нью-Йорк и Вашингтон потрясли мир и фактически изменили ход современной истории.

Особенностью теракта явилось то, что:

1) США были атакованы на своей территории, впервые нападению подверглись главные центры жизнедеятельности этого государства. Это был день небывалого потрясения и страданий в истории страны;

2) в качестве оружия использовались гражданские самолета, принадлежавшие самой стране - жертве теракта;

3) при помощи террористов-смертников была пробита брешь в системе безопасности самого мощного в военном и экономическом отношении государства мира. Общее число жертв теракта составляет около 3 тыс. человек. Непосредственные и потенциальные потери США оцениваются в несколько десятков миллиардов долларов;

4) теракты были подготовлены и реализованы транснациональной сетевой структурой. Они стали причиной изменения стиля и образа жизни людей;

5) международный терроризм превратился в одну из главных угроз человечеству. Мировым сообществом против терроризма в ХХI в. была развернута глобальная война.

Соединенные Штаты Америки

Конгрессом США 27 ноября 2002 г. была образована Национальная комиссия по расследованию террористических нападений на Соединенные Штаты Америки (публичный закон 107-306) с целью изучить обстоятельства, предшествовавшие терактам 11.09.01 и составить рекомендации по предотвращению подобных инцидентов в будущем.

22 июля 2004 г. Комиссия выпустила итоговый отчет на 585 страницах, она работала в течение 20 месяцев и закончила свою работу 21 августа 2004 г. Комиссия состояла из 10 членов: по 5 представителей Конгресса от демократов и республиканцев. Председателем комиссии был назначен Т.Х.Кин (бывший губернатор штата Нью-Джерси, а сейчас руководитель университета). В аппарате комиссии работали 80 специалистов. Полный бюджет комиссии составил 15 млн долл.

Комиссия изучала следующие вопросы:

  • «Аль-Каида» и организация терактов 11 сентября 2004 г.;
  • сбор, анализ и обработка разведданных;
  • международная политика борьбы с терроризмом, включая отношения со странами, поддерживающими террористов, и финансирование терроризма;
  • безопасность границ США;
  • работа правоохранительных органов внутри США;
  • безопасность транспортной системы;
  • непосредственная реакция властей разных уровней на теракты.

В ходе работы к 15.03.04 было опрошено более 1200 человек из 10 стран, проведено 19 дней публичных слушаний, во время которых заслушаны показания 160 чиновников самого высокого ранга, включая руководство спецслужб. Комиссия тесно сотрудничала с официальными лицами, что обеспечило доступ к запрошенным документам (более 2,5 млн страниц).

Результатом работы комиссии является доклад, содержащий 37 рекомендаций в рамках трехмерной стратегии: атаковать террористов и их организации; предотвращать дальнейший рост исламского терроризма; защищаться от будущих терактов и готовиться к ним. Среди них:

1. Образование единого ведомства по борьбе с терроризмом. В тот период в разведывательное сообщество США входило 15 агентств и ведомств гражданской и военной разведки.

2. Создание нового более мощного Национального контртеррористического центра, который будет собирать разведданные в США и за их пределами.

3. Усиление обмена информацией во всех ведомствах правительства США по децентрализованным сетям и с использованием сетевой системы обмена информацией, превосходящей традиционные правительственные границы. Централизация и усиление надзора Конгресса за разведкой и внутренней безопасностью. Укрепление кадров национальной безопасности в ФБР и уточнение задач министерств обороны и внутренней безопасности.

4. Быстрое завершение работы по созданию биометрической системы досмотра граждан при въезде и выезде из страны. Часть этой системы должна быть непосредственно направлена на выявление перемещений террористов.

5. Распространение и защита американских идеалов в исламском мире путем гораздо более активной общественной дипломатии, особенно среди студентов и неправительственных лидеров.

6. Выработка комплексной коалиционной стратегии силового противодействия исламскому терроризму.

Согласно отчету, главным упреком в адрес администрации США было непонимание масштабов угрозы. Среди других монументальных ошибок названы «просчеты в политике, ресурсах и управлении». Также в отчете делается вывод, что «борьба с терроризмом не была безусловным приоритетом американского правительства ни при президенте Клинтоне, ни до 11 сентября 2001 года при Джордже Буше». Однако конкретные имена виновных в докладе названы не были. Был сделан один из выводов, что никакой связи между сетью «Аль-Каида» и режимом Саддама Хусейна не существовало. Для рядовых американцев деятельность комиссии стала успешным примером общественного контроля.

Работа комиссии позволила определить тактику и методы действий террористов:

1) террористы преодолели все уровни безопасности, которые в то время были предусмотрены в системе гражданской авиации Америки, но на борт летательных аппаратов смогли пронести ножи (колющие предметы), газовые баллончики. Пистолетов, взрывчатых веществ у них не было. Демонстрируемые с целью угрозы пассажиров «бомбы» были муляжами;

2) самолеты захватывались группами террористов (угонщиков) в составе 5 человек, их места были в салоне первого класса. Захваченные самолеты имели полную заправку топливом;

3) график террористов был расписан по минутам. Угонщики сели на рейсы, отлетающие по расписанию в течение 15-25 минут (с учетом задержки вылета) из разных аэропортов. В начале девятого часа все 4 самолета с пассажирами уже были в воздухе;

4) все самолеты были захвачены, когда они набрали высоту 10 тыс. км через 20-25 минут полета. Террористы отключили не только радиосвязь, но и передатчик, который автоматически передает данные о местонахождении самолета. Никому из пилотов они не дали возможности воспользоваться кнопкой, передающей радиосигнал об опасности;

5) пассажиров, чтобы не мешали, перевели в хвостовую часть самолета. Когда они пытались оказать сопротивление террористам, то при помощи изменения движения самолета, чтобы их сбить их с ног, затруднить движение к кабине, угонщики раскачивали самолет, резко уходили вниз или набирали высоту. Для того чтобы «успокоить» пассажиров, ослабить их сопротивление, через громкоговорящую связь сообщали, что самолет в связи с неисправностью направляется в близлежащий аэропорт;

6) потеря связи с авиалайнерами не вызвала на земле тревоги, тем более вылетели они из разных аэропортов, и создать целостную картину происходящего на земле еще не могли. Поэтому диспетчеры отнеслись к потере связи достаточно спокойно. Мысли о том, что самолеты захвачены террористами, ни у кого не возникло. На земле забеспокоились только тогда, когда самолеты неожиданно начали изменять маршрут полета, два из них взяли курс на Нью-Йорк. Диспетчеры пришли к выводу, что на борту самолетов произошла авария и пилоты намерены совершить экстренную посадку. Но звонок по мобильному телефону одной из стюардесс в офис авиакомпании расставил все на свои места. Стюардесса сообщила, что самолет захвачен террористами. Об этом немедленно проинформировали ФБР. На земле ждали, что террористы сядут в Нью-Йорке и тогда предъявят свои требования. Так происходило при всех захватах, американские спецслужбы знали, что им делать. Но в этот раз они ничего не успели предпринять.

Следует отметить, что русское издание «Доклада национальной комиссии по расследованию террористических атак на США 11 сентября 2001 года» в переводе с английского было подготовлено в конце 2004 г. рабочей группой Президиума Государственного совета РФ по вопросу взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций по противодействию экстремизму. Издание тиражом 1000 экземпляров осуществлено при поддержке Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН. Хотелось бы, чтобы полный текст доклада стал предметом тщательного изучения специалистов соответствующих ведомств и структур. Неплохо было бы с ним ознакомиться и членам парламентской комиссии по расследованию теракта в сентябре 2004 г. в Беслане, чтобы дать самое полное описание событий.

В США через полтора месяца после событий 11 сентября 2001 г. был принят Закон «Акт 2001 г., сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением, надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему», предусматривающий целый комплекс радикальных мер, направленных на противодействие терроризму, что позволило не допустить по настоящее время на ее территории террористических актов.

Теракт послужил предлогом для США и их союзников (антитеррористической коалиции) для проведения антитеррористической операции в Афганистане, которая, по мнению ряда аналитиков, все-таки не достигла ожидаемого результата.

Государственный департамент США 05.10.01 опубликовал список иностранных террористических организаций, в котором насчитывалось 28 организаций (первый список он опубликовал в октябре 1997 г., где числилось 30 организаций). С 2002 г. в него ежегодно начали вноситься изменения.

В октябре 2001 г. учреждается пост помощника президента страны по внутренней безопасности. В марте 2002 г. президентской директивой вводится пятибалльная шкала вероятности совершения террористических актов.

На расширение взаимодействия с институтами гражданского общества в борьбе с терроризмом в 2002 г. в США было выделено 230 млн долл. Большое значение придается программе «Следи за соседом», цель которой - поддержать усилия рядовых граждан, информирующих полицию о вызывающих подозрения действиях соседей.

На конец 2002 г. было заблокировано 68 млн долл. 168 организаций и частных лиц США, Западной Европы и других регионов, подозреваемых в помощи террористам.

Конгресс США создал «Национальную комиссию по терроризму» для разработки рекомендаций по усовершенствованию законодательства и деятельности федеральных ведомств по повышению эффективности борьбы с угрозами внутренней безопасности США. Администрацией и Конгрессом был разработан и принят Закон «О внутренней безопасности», который учредил Министерство внутренней безопасности со штатом более 170 тыс. чел. В него вошло свыше 20 структур, которые были выведены из подчинения иных ведомств.

Президент США в 2003 г. учредил медаль для военнослужащих «За службу родине в глобальной войне с терроризмом». В мае 2004 г. его решением создан Национальный антитеррористический центр, работу которого курирует непосредственно директор ЦРУ (к февралю 2006 г. центр располагал информацией о 325 тыс. подозреваемых в терроризме).

В декабре 2004 г. президент США Д.Буш подписал Закон «О реформировании разведки и предотвращении терроризма». Этот закон внес изменения в разведывательное сообщество США и управление контртеррористическим анализом и операциями, а также ввел должность директора национальной разведки. Президент назначил на пост директора национальной разведки посла США в Ираке Д.Негропонте. Летом 2005 г. в структуре ФБР создана служба национальной безопасности, чтобы не только расследовать теракты, но и пресекать их до их свершения.

США в мае 2005 г. предложили властям стран Европейского Союза первую совместную систему, которая облегчит въезд на американскую территорию людям и экспортируемым товарам. Это создание «конвертов безопасности», содержащих списки имен благонадежных людей и перечень товаров, не представляющих угрозу. Предусматривается введение для пассажиров авиатранспорта документов с биометрическими данными, а также ускорение передачи сведений властям США о вылетающих за океан европейцах. В настоящее время передача сведений происходит лишь через 15 минут после взлета авиалайнера.

Усиливается охрана границ, которую ежедневно пересекают около 1,3 млн человек, 340 тыс. автомобилей. Примерно 58 тыс. судов каждый день входят в порты, но всего лишь 1-2% этого объема перевозок подвергалось тщательной проверке.

Увеличено до 6 млрд долл. финансирование борьбы с биотерроризмом, включающей подготовку госпиталей к приему жертв возможных биологических атак, создание системы диагностики, разработку усовершенствованных вакцин и увеличение их запасов. Система «Бионаблюдение» позволит получать данные о биологическом или химическом нападении на любой район страны не позднее 24 ч после его начала.

В стране разработана модель антитеррористических действий. В отношении международного терроризма действует так называемая «политика четырех принципов», подразумевающая соблюдение следующих основополагающих положений:

  • отказ от любых уступок террористам;
  • решимость применять всю силу закона;
  • помощь дружественным странам в наращивании ресурсов по борьбе с терроризмом:
  • непрерывный нажим на государства, поощряющие терроризм, а также на самих террористов.

Россия

Исходя из анализа сентябрьского теракта 2001 г., угроз национальной безопасности России, в стране была разработана и начала реализовываться программа борьбы и противодействия терроризму.

Россия активизировала свое участие в Контртеррористическом комитете Совета Безопасности ООН, «Большой восьмерке», АТЦ СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, ШОС, в созданном в мае 2002 г. Совете «НАТО-Россия». В октябре 2003 г. Россия за успехи в борьбе с финансированием терроризма была принята в постоянные члены ФАТФ.

На международном уровне Россия предприняла ряд первоочередных инновационных шагов в противодействии и борьбе с терроризмом:

  • последовательность и принципиальность в искоренении практики «двойных стандартов» в отношении терроризма;
  • формирование путей сосуществования религий, культур и цивилизаций в мире, столкнувшемся с угрозой терроризма и конфликта мировоззрений;
  • укрепление доверия между участниками антитеррористической коалиции, должный учет интересов каждого из них;
  • совершенствование механизмов компенсации материального ущерба от террористических актов через институты мировой финансовой системы, целевые отчисления из национальных бюджетов и средств, изъятых у террористов.

Впервые в юридической практике Верховный суд РФ в феврале 2003 г. по заявлению Генерального прокурора РФ признал террористическими 15 международных организаций, в начале июня 2006 г. - еще 2 международные организации, запретил их деятельность на территории России. Это стало важной правовой основой для целенаправленной антитеррористической деятельности.

В 2004 г. в 12 субъектах Южного федерального округа, не считая Чечню, были образованы новые постоянно действующие структуры по организации борьбы с терроризмом и проведению антитеррористических операций - группы оперативного управления. За 2005 г. ими проведено около 470 специальных мероприятий. Свою высокую эффективность и действенность они показали при вооруженном отражении нападения террористов на Нальчик 13-15 октября 2005 г.1

Из года в год повышается активность и эффективность контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Значительным успехом в борьбе с терроризмом является уничтожение террористов А.Бараева, Хаттаба, Р.Гелаева, М.Таймасханова, X.Тазабаева, А.Масхадова, Ш.Басаева, представителей «Аль-Каиды» на Кавказе Абу-Дзейда, Абу-Омара, Абу-Джараха, Джабера, задержание и суд над С.Радуевым.

Наиболее эффективным управленческим решением в борьбе с терроризмом после 2001 г. стало создание в соответствии с Указом Президента РФ В.В.Путиным от 15.02.06 № 116 Национального антитеррористического комитета. Его образование способствует снятию и разрешению проблемы разобщенности силовых структур, усиливает их координацию. После данного указа значительно активизировалась работа над Федеральным законом РФ «О противодействии терроризму». Президент РФ подписал его 06.03.06. В первом чтении он был принят более года назад. С апреля 2006 г. принят целый пакет других актов антитеррористического законодательства.

После 11 сентября 2001 г., несмотря на принимаемые меры, Россия не смогла не допустить крупных терактов на ее территории.

Хроника терактов в России2

5 февраля 2002 г. - взрыв на станции метро «Белорусская» Кольцевой линии Московского метрополитена. Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжелую мраморную скамью. В результате взрыва пострадали 20 человек, погибших нет.

28 апреля 2002 г. - взрыв на Центральном рынке Владикавказа. Погибли 7 человек, ранены 43.

9 мая 2002 г. - теракт в дагестанском городе Каспийске во время военного парада. Взрывное устройство, состоящее из противопехотной мины и фугаса, сработало на обочине дороги при прохождении праздничной колонны. Погибли 45 человек, в том числе 12 детей. Более 100 человек были госпитализированы.

23 октября 2002 г. - захват чеченскими террористами более 700 заложников в здании Дворца культуры на ул. Мельникова. В результате жертвами стали 129 зрителей мюзикла «Норд-Ост».

27 декабря 2002 г. - в Грозном теракт у Дома Правительства Республики. 70 человек погибло, 200 ранено.

5 мая 2003 г. - взрыв в Моздоке (Республика Северная Осетия - Алания) террористкой-смертницей автобуса с вертолетчиками и техническим персоналом российской авиабазы. 20 человек погибли (включая смертницу), из них 14 женщин, 15 получили ранения.

12 мая 2003 г. - в селении Знаменское Надтеречного района Чечни теракт в районе зданий администрации Надтеречного района и УФСБ РФ 3 боевиками-смертниками. Автомобиль «КамАЗ», начиненный взрывчаткой (около тонны) пробил шлагбаум и был взорван. Погибли 60 человек, более 200 человек были ранены.

5 июля 2003 г. - две чеченские террористки-смертницы взорвали «пояса смерти» на рок-фестивале «Крылья» в Тушино. 14 погибших, 57 раненых.

1 августа 2003 г. - в Моздоке (Республика Северная Осетия - Алания) произошел теракт. На территорию эвакогоспиталя № 1458 Северо-Кавказского военного округа, протаранив ворота, въехал «КамАЗ», нагруженный взрывчаткой. Произошел мощный взрыв, в результате которого здание и прилегающие территории были полностью разрушены. В результате взрыва 50 человек погибло, 82 получили ранения различной степени тяжести.

3 сентября 2003 г. - взрыв электрички в Кисловодске. 4 человек погибли, 86 получили ранения.

5 декабря 2003. - в Ессентуках теракт в электричке. 44 человека погибли и умерли, 188 пострадали.

9 декабря 2003 г. - в результате теракта, осуществленного террористкой-смертницей на Тверской улице в Москве возле гостиницы «Националь», погибли 5 человек, 14 получили ранения.

6 февраля 2004 г. - взорван поезд в районе станции метро «Автозаводская» Московского метрополитена. 40человек погибли, свыше 130 получили ранения.

31 августа 2004 г. - у входа на станцию метро «Рижская» Московского метрополитена террористка-смертница привела в действие взрывное устройство. 10 человек погибли, около 50 ранены.

9 мая 2004 г. - на стадионе «Динамо» в Грозном произошел взрыв. В результате теракта пострадали 63 человек, 7 из них погибли, в том числе президент Чеченской Республики А.Кадыров и председатель Госсовета Чечни Х.Исаев.

22 июня 2004 г. - несколько групп боевиков совершили нападения на здания МВД Ингушетии и 137-го погранотряда в Назрани, на ингушский поселок Карабулак и станицу Слепцовская. Погибли около 100 человек.

24 августа 2004 г. - в Тульской области в результате теракта разбился самолет Ту-134, выполнявший рейс Москва-Волгоград, а в Ростовской области - Ту-154, выполнявший рейс Москва-Сочи. 90 человек (все пассажиры и члены экипажа обоих самолетов) погибли. Катастрофы произошли практически одновременно. Оба самолета были взорваны смертницами.

1 сентября 2004 г. - в Беслане (Северная Осетия-Алания) группа террористов захватила школу с заложниками (1128 человек) - детьми, учителями и родителями. 3 сентября они были освобождены. В результате теракта погиб 331 человек, из них 186 детей.

13 октября 2005 г. - в Нальчике (столица Кабардино-Балкарской Республики) более 200 террористов напали на 18 крупных объектов города, в том числе аэропорт, здания УФСБ, подразделения МВД (три городских ОВД, полк ППС, здания ОМОНа и Центра «Т»), ФСИН, погранотряд, магазин, торговавший охотничьими принадлежностями. Планировался захват изданий высших республиканских органов власти. Была взорвана одна из базовых станций мобильной сети «Мегафон».

В стране сохраняется высокий уровень террористической опасности: в 2001 г. зарегистрировано 327 таких преступлений, в 2002 г. - 360, в 2003 г. - 561, с 2004 г. отмечено снижение числа зарегистрированных террористических акций - 277, в 2005 г. - 205 (ст. 205 и 277 УК РФ). От рук террористов в 2005 г. погибло 96 человек, свыше 300 получили ранения и различной степени тяжести телесные повреждения, причинен значительный материальный ущерб. Следует согласиться с заместителем Генерального прокурора РФ С.Н.Фридинским, что несмотря на устойчивое снижение в последние 2 года количества зарегистрированных террористических актов, складывающуюся ситуацию еще не время рассматривать как необратимую. Сложной остается обстановка на юге России, особенно в Чечне, Ингушетии, Дагестане3.

В стране по-прежнему низка роль институтов гражданского общества и российской общественности в расширении профилактики и предупреждении терроризма через гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений и формирование у населения мотивации личной ответственности и готовности к антитеррористической борьбе.

Слабо решаются задачи занятости, социальной реабилитации молодежи в районах политических и военных конфликтов, лиц, принимавших участие в боевых действиях, которые являются потенциальными пособниками и участниками террористических организаций.

Уроки и выводы

Особенностями современных терактов, формирующих облик терроризма сегодняшнего дня, являются:

  • крупномасштабность и массовые человеческие жертвы;
  • отсутствие конкретных требований террористов;
  • международный характер;
  • отсутствие более или менее ясной и доказанной информации, свидетельств об исполнителях и заказчиках терактов;
  • мощное информационно-психологическое давление на людей через СМИ, значительное усиление идеологической составляющей терроризма.

Единственным задержанным по делу о терактах 11 сентября 2001 г. стал Закариас Муссауи. Суд присяжных в начале мая 2006 г. в г. Александрия (штат Вирджиния) несмотря на то, что прокуратура требовала ему вынести смертный приговор, осудил его к пожизненному заключению.

В США телекомпания «АВС» приурочила к 5-й годовщине трагедии 11 сентября 2006 г. показ двухсерийного фильма, продолжительностью без малого 6 часов, под названием «Путь к 11 сентября», который в стране вызвал неоднозначную реакцию и оценку. В память о жертвах теракта в присутствии руководства страны состоялось открытие на берегу Гудзона, противоположном Манхеттену, 30-метровой стелы «Слеза скорби», созданной скульптором З.Церетели.

Раскрывая организацию борьбы с терроризмом в США, в частности в противодействии распространению оружия массового поражения, необходимо отметить, что США были допущены ошибки, грубые просчеты, ставшие поводом для военного вторжения в Ирак. После теракта 11 сентября мы чрезмерно много и не всегда оправданно говорим об исламском терроризме, обвиняя его во всех бедах и страданиях, но с другой стороны, мы не должны допускать того, чтобы террористы приватизировали право толковать ислам. Анализируя деятельность США на международной арене, создается порой впечатление, что страна под предлогом глобальной борьбы с терроризмом решает свои конкретные военные и экономические задачи, не считаясь с мнением мирового сообщества и его международных организаций.

Страны мирового сообщества должны разработать глобальную антитеррористическую стратегию, важно добиваться того, чтобы антитеррористические операции имели свои форматы, были адекватны масштабам проявления терроризма.

России и дальше важно наращивать усилия в государственной политике по противодействию терроризму, по формированию национального антитеррористического фронта. На наш взгляд, необходимо:

1. Дальнейшее совершенствование международной и федеральной антитеррористической правовой базы. В этом плане интересными и заслуживающими внимания представляются предложения заместителя секретаря Совета Безопасности РФ В.А.Соболева4.В частности, он предлагает разработать пакет нормативных правовых актов: о едином понятийном аппарате по антитерроризму, о федеральном перечне угроз, о перечне проектных угроз и моделей нарушителей для критически важных объектов и объектов жизнедеятельности РФ, о концепции антитеррористической защиты критически важных объектов. Это важно в связи с тем, что в результате приватизации большинство опасных производственных объектов оказалось в частных руках.

2. Противодействие распространению экстремизма, особенно среди молодежи. В настоящее время на учете в органах внутренних дел состоит более 6000 членов группировок и организаций экстремистской направленности из числа молодежи. Отсутствует механизм действенного государственного контроля за деятельностью незарегистрированных (неформальных) молодежных объединений. Чрезмерно усложнена процедура привлечения к ответственности лиц, занимающихся изготовлением, распространением, хранением и пропагандой фашистской и экстремистской направленности. Слабо решаются задачи занятости, социальной реабилитации молодежи в районах политических и военных конфликтов, лиц, принимавших участие в боевых действиях. Это подтверждает, в частности, и депутат Госдумы И.В.Баринов5, бывший начальник группы спецназа по борьбе с терроризмом «Альфа» управления ФСБ РФ по Свердловской области.

3. Совершенствование механизмов оказания правовой помощи между государствами и выдачи преступников с целью обеспечения неотвратимости ответственности за преступления терроризма. Актуальным является выдача России Великобританией А.Закаева - одного из руководителей незаконных вооруженных формирований в Чечне, который обвиняется по 11 статьям Уголовного кодекса РФ.

4. Активизация борьбы с финансированием терроризма. Росфинмониторинг в 2005 г. заблокировал 109 банковских счетов, средства с которых шли на финансирование террористической деятельности. 1,5 тыс. организаций и физических лиц вошли в список подозреваемых в причастности к финансированию терроризма. После убийства в сентябре 2006 г. заместителя председателя Центрального банка РФ А.Козлова государством принимаются дополнительные меры по очищению и укреплению банковской сферы.

5. Противодействие доступу террористов к оружию массового поражения и средствам их доставки, усиление контроля за хранением, перемещением, продажей обычных видов вооружения, особенно за образцами высокоточного оружия, средствами противовоздушной обороны.

6. Систематическое изучение и заимствование международного опыта борьбы с терроризмом. Настало время рассмотреть вопрос об использовании опыта США по введению режима цветовых или номерных уровней (степеней) террористической угрозы в стране.

Анализируя события 11 сентября 2001 г. и их последствия, следует помнить и знать, что в мире постоянно появляются новые версии и оценки случившегося (порой прямо противоположные результатам официального расследования). Это говорит, с одной стороны, о сложности и противоречивости теракта, с другой стороны, призывает продолжать изучать, анализировать его причины, хронику, обстоятельства и возможно несостоявшиеся последствия произошедшего, размышлять и действовать, чтобы это больше никогда и нигде не повторилось.

Литература

1. Журавель В.П., Суворова Е.Ю., Полуев А.И. После Нальчика: анализ проблемы противодействия терроризму // Мир и согласие. 2006. № 2. С. 23-33.

2. При составлении «Хроники терактов в России» использовались материалы Энциклопедического словаря «О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности», подготовленного в Академии проблем обороны, безопасности и правопорядка,, а также книга «Антитеррор. Практикум для горожанина: Сборник / Составитель: редакция сайта «Антитеррор. Ру». М.: Европа, 2005. С. 55-60.

3. Фридинский С.Н. Некоторые проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации // Право и безопасность. 2006. № 1-2. С. 72.

4. Соболев В.А. Организационные аспекты государственной политики противодействия терроризму // Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом. М.: Наука, 2006. С. 4-16.

5. См.: Эксперт Урал. 2006. 11-17 сент. № 33. С. 10.

США и Россия после терракта 11 сентября 2001 г.: итоги противодействия терроризму (политико-правовой анализ) | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

США и Россия после терракта 11 сентября 2001 г.: итоги противодействия терроризму (политико-правовой анализ)

Журавель В.П., член эксперного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ, Король Н.С., помощник депутата Государственной Думы ФС РФ (Комитет по международным делам), Полуев А.И., Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Мировой общественностью и экспертами террористический акт 11 сентября 2001 г. в США определен как самый крупный высокотехнологический террористический акт современности. Чудовищные атаки террористов-смертников на Нью-Йорк и Вашингтон потрясли мир и фактически изменили ход современной истории.

Особенностью теракта явилось то, что:

1) США были атакованы на своей территории, впервые нападению подверглись главные центры жизнедеятельности этого государства. Это был день небывалого потрясения и страданий в истории страны;

2) в качестве оружия использовались гражданские самолета, принадлежавшие самой стране - жертве теракта;

3) при помощи террористов-смертников была пробита брешь в системе безопасности самого мощного в военном и экономическом отношении государства мира. Общее число жертв теракта составляет около 3 тыс. человек. Непосредственные и потенциальные потери США оцениваются в несколько десятков миллиардов долларов;

4) теракты были подготовлены и реализованы транснациональной сетевой структурой. Они стали причиной изменения стиля и образа жизни людей;

5) международный терроризм превратился в одну из главных угроз человечеству. Мировым сообществом против терроризма в ХХI в. была развернута глобальная война.

Соединенные Штаты Америки

Конгрессом США 27 ноября 2002 г. была образована Национальная комиссия по расследованию террористических нападений на Соединенные Штаты Америки (публичный закон 107-306) с целью изучить обстоятельства, предшествовавшие терактам 11.09.01 и составить рекомендации по предотвращению подобных инцидентов в будущем.

22 июля 2004 г. Комиссия выпустила итоговый отчет на 585 страницах, она работала в течение 20 месяцев и закончила свою работу 21 августа 2004 г. Комиссия состояла из 10 членов: по 5 представителей Конгресса от демократов и республиканцев. Председателем комиссии был назначен Т.Х.Кин (бывший губернатор штата Нью-Джерси, а сейчас руководитель университета). В аппарате комиссии работали 80 специалистов. Полный бюджет комиссии составил 15 млн долл.

Комиссия изучала следующие вопросы:

  • «Аль-Каида» и организация терактов 11 сентября 2004 г.;
  • сбор, анализ и обработка разведданных;
  • международная политика борьбы с терроризмом, включая отношения со странами, поддерживающими террористов, и финансирование терроризма;
  • безопасность границ США;
  • работа правоохранительных органов внутри США;
  • безопасность транспортной системы;
  • непосредственная реакция властей разных уровней на теракты.

В ходе работы к 15.03.04 было опрошено более 1200 человек из 10 стран, проведено 19 дней публичных слушаний, во время которых заслушаны показания 160 чиновников самого высокого ранга, включая руководство спецслужб. Комиссия тесно сотрудничала с официальными лицами, что обеспечило доступ к запрошенным документам (более 2,5 млн страниц).

Результатом работы комиссии является доклад, содержащий 37 рекомендаций в рамках трехмерной стратегии: атаковать террористов и их организации; предотвращать дальнейший рост исламского терроризма; защищаться от будущих терактов и готовиться к ним. Среди них:

1. Образование единого ведомства по борьбе с терроризмом. В тот период в разведывательное сообщество США входило 15 агентств и ведомств гражданской и военной разведки.

2. Создание нового более мощного Национального контртеррористического центра, который будет собирать разведданные в США и за их пределами.

3. Усиление обмена информацией во всех ведомствах правительства США по децентрализованным сетям и с использованием сетевой системы обмена информацией, превосходящей традиционные правительственные границы. Централизация и усиление надзора Конгресса за разведкой и внутренней безопасностью. Укрепление кадров национальной безопасности в ФБР и уточнение задач министерств обороны и внутренней безопасности.

4. Быстрое завершение работы по созданию биометрической системы досмотра граждан при въезде и выезде из страны. Часть этой системы должна быть непосредственно направлена на выявление перемещений террористов.

5. Распространение и защита американских идеалов в исламском мире путем гораздо более активной общественной дипломатии, особенно среди студентов и неправительственных лидеров.

6. Выработка комплексной коалиционной стратегии силового противодействия исламскому терроризму.

Согласно отчету, главным упреком в адрес администрации США было непонимание масштабов угрозы. Среди других монументальных ошибок названы «просчеты в политике, ресурсах и управлении». Также в отчете делается вывод, что «борьба с терроризмом не была безусловным приоритетом американского правительства ни при президенте Клинтоне, ни до 11 сентября 2001 года при Джордже Буше». Однако конкретные имена виновных в докладе названы не были. Был сделан один из выводов, что никакой связи между сетью «Аль-Каида» и режимом Саддама Хусейна не существовало. Для рядовых американцев деятельность комиссии стала успешным примером общественного контроля.

Работа комиссии позволила определить тактику и методы действий террористов:

1) террористы преодолели все уровни безопасности, которые в то время были предусмотрены в системе гражданской авиации Америки, но на борт летательных аппаратов смогли пронести ножи (колющие предметы), газовые баллончики. Пистолетов, взрывчатых веществ у них не было. Демонстрируемые с целью угрозы пассажиров «бомбы» были муляжами;

2) самолеты захватывались группами террористов (угонщиков) в составе 5 человек, их места были в салоне первого класса. Захваченные самолеты имели полную заправку топливом;

3) график террористов был расписан по минутам. Угонщики сели на рейсы, отлетающие по расписанию в течение 15-25 минут (с учетом задержки вылета) из разных аэропортов. В начале девятого часа все 4 самолета с пассажирами уже были в воздухе;

4) все самолеты были захвачены, когда они набрали высоту 10 тыс. км через 20-25 минут полета. Террористы отключили не только радиосвязь, но и передатчик, который автоматически передает данные о местонахождении самолета. Никому из пилотов они не дали возможности воспользоваться кнопкой, передающей радиосигнал об опасности;

5) пассажиров, чтобы не мешали, перевели в хвостовую часть самолета. Когда они пытались оказать сопротивление террористам, то при помощи изменения движения самолета, чтобы их сбить их с ног, затруднить движение к кабине, угонщики раскачивали самолет, резко уходили вниз или набирали высоту. Для того чтобы «успокоить» пассажиров, ослабить их сопротивление, через громкоговорящую связь сообщали, что самолет в связи с неисправностью направляется в близлежащий аэропорт;

6) потеря связи с авиалайнерами не вызвала на земле тревоги, тем более вылетели они из разных аэропортов, и создать целостную картину происходящего на земле еще не могли. Поэтому диспетчеры отнеслись к потере связи достаточно спокойно. Мысли о том, что самолеты захвачены террористами, ни у кого не возникло. На земле забеспокоились только тогда, когда самолеты неожиданно начали изменять маршрут полета, два из них взяли курс на Нью-Йорк. Диспетчеры пришли к выводу, что на борту самолетов произошла авария и пилоты намерены совершить экстренную посадку. Но звонок по мобильному телефону одной из стюардесс в офис авиакомпании расставил все на свои места. Стюардесса сообщила, что самолет захвачен террористами. Об этом немедленно проинформировали ФБР. На земле ждали, что террористы сядут в Нью-Йорке и тогда предъявят свои требования. Так происходило при всех захватах, американские спецслужбы знали, что им делать. Но в этот раз они ничего не успели предпринять.

Следует отметить, что русское издание «Доклада национальной комиссии по расследованию террористических атак на США 11 сентября 2001 года» в переводе с английского было подготовлено в конце 2004 г. рабочей группой Президиума Государственного совета РФ по вопросу взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций по противодействию экстремизму. Издание тиражом 1000 экземпляров осуществлено при поддержке Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН. Хотелось бы, чтобы полный текст доклада стал предметом тщательного изучения специалистов соответствующих ведомств и структур. Неплохо было бы с ним ознакомиться и членам парламентской комиссии по расследованию теракта в сентябре 2004 г. в Беслане, чтобы дать самое полное описание событий.

В США через полтора месяца после событий 11 сентября 2001 г. был принят Закон «Акт 2001 г., сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением, надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему», предусматривающий целый комплекс радикальных мер, направленных на противодействие терроризму, что позволило не допустить по настоящее время на ее территории террористических актов.

Теракт послужил предлогом для США и их союзников (антитеррористической коалиции) для проведения антитеррористической операции в Афганистане, которая, по мнению ряда аналитиков, все-таки не достигла ожидаемого результата.

Государственный департамент США 05.10.01 опубликовал список иностранных террористических организаций, в котором насчитывалось 28 организаций (первый список он опубликовал в октябре 1997 г., где числилось 30 организаций). С 2002 г. в него ежегодно начали вноситься изменения.

В октябре 2001 г. учреждается пост помощника президента страны по внутренней безопасности. В марте 2002 г. президентской директивой вводится пятибалльная шкала вероятности совершения террористических актов.

На расширение взаимодействия с институтами гражданского общества в борьбе с терроризмом в 2002 г. в США было выделено 230 млн долл. Большое значение придается программе «Следи за соседом», цель которой - поддержать усилия рядовых граждан, информирующих полицию о вызывающих подозрения действиях соседей.

На конец 2002 г. было заблокировано 68 млн долл. 168 организаций и частных лиц США, Западной Европы и других регионов, подозреваемых в помощи террористам.

Конгресс США создал «Национальную комиссию по терроризму» для разработки рекомендаций по усовершенствованию законодательства и деятельности федеральных ведомств по повышению эффективности борьбы с угрозами внутренней безопасности США. Администрацией и Конгрессом был разработан и принят Закон «О внутренней безопасности», который учредил Министерство внутренней безопасности со штатом более 170 тыс. чел. В него вошло свыше 20 структур, которые были выведены из подчинения иных ведомств.

Президент США в 2003 г. учредил медаль для военнослужащих «За службу родине в глобальной войне с терроризмом». В мае 2004 г. его решением создан Национальный антитеррористический центр, работу которого курирует непосредственно директор ЦРУ (к февралю 2006 г. центр располагал информацией о 325 тыс. подозреваемых в терроризме).

В декабре 2004 г. президент США Д.Буш подписал Закон «О реформировании разведки и предотвращении терроризма». Этот закон внес изменения в разведывательное сообщество США и управление контртеррористическим анализом и операциями, а также ввел должность директора национальной разведки. Президент назначил на пост директора национальной разведки посла США в Ираке Д.Негропонте. Летом 2005 г. в структуре ФБР создана служба национальной безопасности, чтобы не только расследовать теракты, но и пресекать их до их свершения.

США в мае 2005 г. предложили властям стран Европейского Союза первую совместную систему, которая облегчит въезд на американскую территорию людям и экспортируемым товарам. Это создание «конвертов безопасности», содержащих списки имен благонадежных людей и перечень товаров, не представляющих угрозу. Предусматривается введение для пассажиров авиатранспорта документов с биометрическими данными, а также ускорение передачи сведений властям США о вылетающих за океан европейцах. В настоящее время передача сведений происходит лишь через 15 минут после взлета авиалайнера.

Усиливается охрана границ, которую ежедневно пересекают около 1,3 млн человек, 340 тыс. автомобилей. Примерно 58 тыс. судов каждый день входят в порты, но всего лишь 1-2% этого объема перевозок подвергалось тщательной проверке.

Увеличено до 6 млрд долл. финансирование борьбы с биотерроризмом, включающей подготовку госпиталей к приему жертв возможных биологических атак, создание системы диагностики, разработку усовершенствованных вакцин и увеличение их запасов. Система «Бионаблюдение» позволит получать данные о биологическом или химическом нападении на любой район страны не позднее 24 ч после его начала.

В стране разработана модель антитеррористических действий. В отношении международного терроризма действует так называемая «политика четырех принципов», подразумевающая соблюдение следующих основополагающих положений:

  • отказ от любых уступок террористам;
  • решимость применять всю силу закона;
  • помощь дружественным странам в наращивании ресурсов по борьбе с терроризмом:
  • непрерывный нажим на государства, поощряющие терроризм, а также на самих террористов.

Россия

Исходя из анализа сентябрьского теракта 2001 г., угроз национальной безопасности России, в стране была разработана и начала реализовываться программа борьбы и противодействия терроризму.

Россия активизировала свое участие в Контртеррористическом комитете Совета Безопасности ООН, «Большой восьмерке», АТЦ СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, ШОС, в созданном в мае 2002 г. Совете «НАТО-Россия». В октябре 2003 г. Россия за успехи в борьбе с финансированием терроризма была принята в постоянные члены ФАТФ.

На международном уровне Россия предприняла ряд первоочередных инновационных шагов в противодействии и борьбе с терроризмом:

  • последовательность и принципиальность в искоренении практики «двойных стандартов» в отношении терроризма;
  • формирование путей сосуществования религий, культур и цивилизаций в мире, столкнувшемся с угрозой терроризма и конфликта мировоззрений;
  • укрепление доверия между участниками антитеррористической коалиции, должный учет интересов каждого из них;
  • совершенствование механизмов компенсации материального ущерба от террористических актов через институты мировой финансовой системы, целевые отчисления из национальных бюджетов и средств, изъятых у террористов.

Впервые в юридической практике Верховный суд РФ в феврале 2003 г. по заявлению Генерального прокурора РФ признал террористическими 15 международных организаций, в начале июня 2006 г. - еще 2 международные организации, запретил их деятельность на территории России. Это стало важной правовой основой для целенаправленной антитеррористической деятельности.

В 2004 г. в 12 субъектах Южного федерального округа, не считая Чечню, были образованы новые постоянно действующие структуры по организации борьбы с терроризмом и проведению антитеррористических операций - группы оперативного управления. За 2005 г. ими проведено около 470 специальных мероприятий. Свою высокую эффективность и действенность они показали при вооруженном отражении нападения террористов на Нальчик 13-15 октября 2005 г.1

Из года в год повышается активность и эффективность контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Значительным успехом в борьбе с терроризмом является уничтожение террористов А.Бараева, Хаттаба, Р.Гелаева, М.Таймасханова, X.Тазабаева, А.Масхадова, Ш.Басаева, представителей «Аль-Каиды» на Кавказе Абу-Дзейда, Абу-Омара, Абу-Джараха, Джабера, задержание и суд над С.Радуевым.

Наиболее эффективным управленческим решением в борьбе с терроризмом после 2001 г. стало создание в соответствии с Указом Президента РФ В.В.Путиным от 15.02.06 № 116 Национального антитеррористического комитета. Его образование способствует снятию и разрешению проблемы разобщенности силовых структур, усиливает их координацию. После данного указа значительно активизировалась работа над Федеральным законом РФ «О противодействии терроризму». Президент РФ подписал его 06.03.06. В первом чтении он был принят более года назад. С апреля 2006 г. принят целый пакет других актов антитеррористического законодательства.

После 11 сентября 2001 г., несмотря на принимаемые меры, Россия не смогла не допустить крупных терактов на ее территории.

Хроника терактов в России2

5 февраля 2002 г. - взрыв на станции метро «Белорусская» Кольцевой линии Московского метрополитена. Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжелую мраморную скамью. В результате взрыва пострадали 20 человек, погибших нет.

28 апреля 2002 г. - взрыв на Центральном рынке Владикавказа. Погибли 7 человек, ранены 43.

9 мая 2002 г. - теракт в дагестанском городе Каспийске во время военного парада. Взрывное устройство, состоящее из противопехотной мины и фугаса, сработало на обочине дороги при прохождении праздничной колонны. Погибли 45 человек, в том числе 12 детей. Более 100 человек были госпитализированы.

23 октября 2002 г. - захват чеченскими террористами более 700 заложников в здании Дворца культуры на ул. Мельникова. В результате жертвами стали 129 зрителей мюзикла «Норд-Ост».

27 декабря 2002 г. - в Грозном теракт у Дома Правительства Республики. 70 человек погибло, 200 ранено.

5 мая 2003 г. - взрыв в Моздоке (Республика Северная Осетия - Алания) террористкой-смертницей автобуса с вертолетчиками и техническим персоналом российской авиабазы. 20 человек погибли (включая смертницу), из них 14 женщин, 15 получили ранения.

12 мая 2003 г. - в селении Знаменское Надтеречного района Чечни теракт в районе зданий администрации Надтеречного района и УФСБ РФ 3 боевиками-смертниками. Автомобиль «КамАЗ», начиненный взрывчаткой (около тонны) пробил шлагбаум и был взорван. Погибли 60 человек, более 200 человек были ранены.

5 июля 2003 г. - две чеченские террористки-смертницы взорвали «пояса смерти» на рок-фестивале «Крылья» в Тушино. 14 погибших, 57 раненых.

1 августа 2003 г. - в Моздоке (Республика Северная Осетия - Алания) произошел теракт. На территорию эвакогоспиталя № 1458 Северо-Кавказского военного округа, протаранив ворота, въехал «КамАЗ», нагруженный взрывчаткой. Произошел мощный взрыв, в результате которого здание и прилегающие территории были полностью разрушены. В результате взрыва 50 человек погибло, 82 получили ранения различной степени тяжести.

3 сентября 2003 г. - взрыв электрички в Кисловодске. 4 человек погибли, 86 получили ранения.

5 декабря 2003. - в Ессентуках теракт в электричке. 44 человека погибли и умерли, 188 пострадали.

9 декабря 2003 г. - в результате теракта, осуществленного террористкой-смертницей на Тверской улице в Москве возле гостиницы «Националь», погибли 5 человек, 14 получили ранения.

6 февраля 2004 г. - взорван поезд в районе станции метро «Автозаводская» Московского метрополитена. 40человек погибли, свыше 130 получили ранения.

31 августа 2004 г. - у входа на станцию метро «Рижская» Московского метрополитена террористка-смертница привела в действие взрывное устройство. 10 человек погибли, около 50 ранены.

9 мая 2004 г. - на стадионе «Динамо» в Грозном произошел взрыв. В результате теракта пострадали 63 человек, 7 из них погибли, в том числе президент Чеченской Республики А.Кадыров и председатель Госсовета Чечни Х.Исаев.

22 июня 2004 г. - несколько групп боевиков совершили нападения на здания МВД Ингушетии и 137-го погранотряда в Назрани, на ингушский поселок Карабулак и станицу Слепцовская. Погибли около 100 человек.

24 августа 2004 г. - в Тульской области в результате теракта разбился самолет Ту-134, выполнявший рейс Москва-Волгоград, а в Ростовской области - Ту-154, выполнявший рейс Москва-Сочи. 90 человек (все пассажиры и члены экипажа обоих самолетов) погибли. Катастрофы произошли практически одновременно. Оба самолета были взорваны смертницами.

1 сентября 2004 г. - в Беслане (Северная Осетия-Алания) группа террористов захватила школу с заложниками (1128 человек) - детьми, учителями и родителями. 3 сентября они были освобождены. В результате теракта погиб 331 человек, из них 186 детей.

13 октября 2005 г. - в Нальчике (столица Кабардино-Балкарской Республики) более 200 террористов напали на 18 крупных объектов города, в том числе аэропорт, здания УФСБ, подразделения МВД (три городских ОВД, полк ППС, здания ОМОНа и Центра «Т»), ФСИН, погранотряд, магазин, торговавший охотничьими принадлежностями. Планировался захват изданий высших республиканских органов власти. Была взорвана одна из базовых станций мобильной сети «Мегафон».

В стране сохраняется высокий уровень террористической опасности: в 2001 г. зарегистрировано 327 таких преступлений, в 2002 г. - 360, в 2003 г. - 561, с 2004 г. отмечено снижение числа зарегистрированных террористических акций - 277, в 2005 г. - 205 (ст. 205 и 277 УК РФ). От рук террористов в 2005 г. погибло 96 человек, свыше 300 получили ранения и различной степени тяжести телесные повреждения, причинен значительный материальный ущерб. Следует согласиться с заместителем Генерального прокурора РФ С.Н.Фридинским, что несмотря на устойчивое снижение в последние 2 года количества зарегистрированных террористических актов, складывающуюся ситуацию еще не время рассматривать как необратимую. Сложной остается обстановка на юге России, особенно в Чечне, Ингушетии, Дагестане3.

В стране по-прежнему низка роль институтов гражданского общества и российской общественности в расширении профилактики и предупреждении терроризма через гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений и формирование у населения мотивации личной ответственности и готовности к антитеррористической борьбе.

Слабо решаются задачи занятости, социальной реабилитации молодежи в районах политических и военных конфликтов, лиц, принимавших участие в боевых действиях, которые являются потенциальными пособниками и участниками террористических организаций.

Уроки и выводы

Особенностями современных терактов, формирующих облик терроризма сегодняшнего дня, являются:

  • крупномасштабность и массовые человеческие жертвы;
  • отсутствие конкретных требований террористов;
  • международный характер;
  • отсутствие более или менее ясной и доказанной информации, свидетельств об исполнителях и заказчиках терактов;
  • мощное информационно-психологическое давление на людей через СМИ, значительное усиление идеологической составляющей терроризма.

Единственным задержанным по делу о терактах 11 сентября 2001 г. стал Закариас Муссауи. Суд присяжных в начале мая 2006 г. в г. Александрия (штат Вирджиния) несмотря на то, что прокуратура требовала ему вынести смертный приговор, осудил его к пожизненному заключению.

В США телекомпания «АВС» приурочила к 5-й годовщине трагедии 11 сентября 2006 г. показ двухсерийного фильма, продолжительностью без малого 6 часов, под названием «Путь к 11 сентября», который в стране вызвал неоднозначную реакцию и оценку. В память о жертвах теракта в присутствии руководства страны состоялось открытие на берегу Гудзона, противоположном Манхеттену, 30-метровой стелы «Слеза скорби», созданной скульптором З.Церетели.

Раскрывая организацию борьбы с терроризмом в США, в частности в противодействии распространению оружия массового поражения, необходимо отметить, что США были допущены ошибки, грубые просчеты, ставшие поводом для военного вторжения в Ирак. После теракта 11 сентября мы чрезмерно много и не всегда оправданно говорим об исламском терроризме, обвиняя его во всех бедах и страданиях, но с другой стороны, мы не должны допускать того, чтобы террористы приватизировали право толковать ислам. Анализируя деятельность США на международной арене, создается порой впечатление, что страна под предлогом глобальной борьбы с терроризмом решает свои конкретные военные и экономические задачи, не считаясь с мнением мирового сообщества и его международных организаций.

Страны мирового сообщества должны разработать глобальную антитеррористическую стратегию, важно добиваться того, чтобы антитеррористические операции имели свои форматы, были адекватны масштабам проявления терроризма.

России и дальше важно наращивать усилия в государственной политике по противодействию терроризму, по формированию национального антитеррористического фронта. На наш взгляд, необходимо:

1. Дальнейшее совершенствование международной и федеральной антитеррористической правовой базы. В этом плане интересными и заслуживающими внимания представляются предложения заместителя секретаря Совета Безопасности РФ В.А.Соболева4.В частности, он предлагает разработать пакет нормативных правовых актов: о едином понятийном аппарате по антитерроризму, о федеральном перечне угроз, о перечне проектных угроз и моделей нарушителей для критически важных объектов и объектов жизнедеятельности РФ, о концепции антитеррористической защиты критически важных объектов. Это важно в связи с тем, что в результате приватизации большинство опасных производственных объектов оказалось в частных руках.

2. Противодействие распространению экстремизма, особенно среди молодежи. В настоящее время на учете в органах внутренних дел состоит более 6000 членов группировок и организаций экстремистской направленности из числа молодежи. Отсутствует механизм действенного государственного контроля за деятельностью незарегистрированных (неформальных) молодежных объединений. Чрезмерно усложнена процедура привлечения к ответственности лиц, занимающихся изготовлением, распространением, хранением и пропагандой фашистской и экстремистской направленности. Слабо решаются задачи занятости, социальной реабилитации молодежи в районах политических и военных конфликтов, лиц, принимавших участие в боевых действиях. Это подтверждает, в частности, и депутат Госдумы И.В.Баринов5, бывший начальник группы спецназа по борьбе с терроризмом «Альфа» управления ФСБ РФ по Свердловской области.

3. Совершенствование механизмов оказания правовой помощи между государствами и выдачи преступников с целью обеспечения неотвратимости ответственности за преступления терроризма. Актуальным является выдача России Великобританией А.Закаева - одного из руководителей незаконных вооруженных формирований в Чечне, который обвиняется по 11 статьям Уголовного кодекса РФ.

4. Активизация борьбы с финансированием терроризма. Росфинмониторинг в 2005 г. заблокировал 109 банковских счетов, средства с которых шли на финансирование террористической деятельности. 1,5 тыс. организаций и физических лиц вошли в список подозреваемых в причастности к финансированию терроризма. После убийства в сентябре 2006 г. заместителя председателя Центрального банка РФ А.Козлова государством принимаются дополнительные меры по очищению и укреплению банковской сферы.

5. Противодействие доступу террористов к оружию массового поражения и средствам их доставки, усиление контроля за хранением, перемещением, продажей обычных видов вооружения, особенно за образцами высокоточного оружия, средствами противовоздушной обороны.

6. Систематическое изучение и заимствование международного опыта борьбы с терроризмом. Настало время рассмотреть вопрос об использовании опыта США по введению режима цветовых или номерных уровней (степеней) террористической угрозы в стране.

Анализируя события 11 сентября 2001 г. и их последствия, следует помнить и знать, что в мире постоянно появляются новые версии и оценки случившегося (порой прямо противоположные результатам официального расследования). Это говорит, с одной стороны, о сложности и противоречивости теракта, с другой стороны, призывает продолжать изучать, анализировать его причины, хронику, обстоятельства и возможно несостоявшиеся последствия произошедшего, размышлять и действовать, чтобы это больше никогда и нигде не повторилось.

Литература

1. Журавель В.П., Суворова Е.Ю., Полуев А.И. После Нальчика: анализ проблемы противодействия терроризму // Мир и согласие. 2006. № 2. С. 23-33.

2. При составлении «Хроники терактов в России» использовались материалы Энциклопедического словаря «О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности», подготовленного в Академии проблем обороны, безопасности и правопорядка,, а также книга «Антитеррор. Практикум для горожанина: Сборник / Составитель: редакция сайта «Антитеррор. Ру». М.: Европа, 2005. С. 55-60.

3. Фридинский С.Н. Некоторые проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации // Право и безопасность. 2006. № 1-2. С. 72.

4. Соболев В.А. Организационные аспекты государственной политики противодействия терроризму // Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом. М.: Наука, 2006. С. 4-16.

5. См.: Эксперт Урал. 2006. 11-17 сент. № 33. С. 10.