Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Некоторые проблемы медицинской безопасности в местах лишения свободы

Ю.В.Ишков, С.Г.Карамышев, Астраханский государственный технический университет

Преобразования, происходящие в России, поставили перед обществом актуальную проблему - безопасность личности, общества и государства. Идея и принципы безопасности являются стратегически важной проблемой XXI века.

Цель медицинской безопасности уголовно-исполнительной системы (УИС) - медицинская защита жизни и здоровья лиц, находящихся в местах лишения свободы, от медико-биологических угроз и опасностей в сфере пенитенциарной системы России и методы их нейтрализации.

Условия содержания осужденных в СИЗО, колониях и тюрьмах УИС небезопасны для их здоровья. Теснота и скученность осужденных в СИЗО, колониях и тюрьмах способствуют тубинфицированию, повышенному риску заболеваний и возможности распространения туберкулеза и ряда других инфекционных заболеваний.

В данной статье мы рассмотрим лишь некоторые проблемы медицинской безопасности в местах лишения свободы.

В досоветской России не было государственной системы организации здравоохранения. Различные ведомства и организации открывали больницы и другие лечебные учреждения в основном для нужд населения, не уделяя при этом внимание местам лишения свободы.

После 1917 г. наркомат здравоохранения впервые в нашей стране разработал принципы и задачи советского здравоохранения.

В Программе Партии большевиков ВКП(б), принятой на VIII съезде в 1919 г., были сформулированы основные задачи партии и Советской власти в области охраны здоровья народа.

В этой Программе Партии были определены теоретические и организационные основы советского здравоохранения.

Основными принципами здравоохранения того времени являлись:

  • государственный характер и плановость;
  • профилактическое направление;
  • общедоступность;
  • бесплатность и высокое качество медицинской помощи;
  • единство медицинской науки и практики здравоохранения;
  • участие общественности и широких масс трудящихся в деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Здравоохранение - это система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья населения1. Медицинская помощь в годы Советской власти оказывалась бесплатно всем категориям граждан.

Совершенствуя правовое регулирование и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет РФ в 1993 г. принял Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан2. В ст. 1 данного Федерального закона указано, что «охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья». В ст. 41 Конституции России отмечается, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Правовую основу деятельности УИС составляют Конституция РФ, Закон РФ от 21.07.93 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ.

Находясь в местах лишения свободы, осужденные являются частью общества. Они достойны того же уровня медицинской помощи и охраны здоровья, что и свободные граждане.

Охрана здоровья осужденных обеспечивается созданием благоприятных условий содержания осужденных в местах лишения свободы (бытовых условий и др.), системой мер по ограничению опасных факторов в колониях и тюрьмах, проводимой администрацией исправительных учреждений во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и укреплении здоровья осужденных является обязанностью администрации и медицинской службы пенитенциарных учреждений.

Значительную эпидемиологическую опасность в пенитенциарных учреждениях страны представляют туберкулез, ВИЧ-инфекция (СПИД), вирусные гепатиты и некоторые другие инфекционные заболевания, заболеваемость которыми осужденных значительно выше, чем среди населения России в целом.

Директор Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН) Ю.И.Калинин отметил, что «количество больных активным туберкулезом, содержащихся в учреждениях УИС, по сравнению с 2003 г. снизилось на 16 000 человек, или 23%, заболеваемость - на 18,5%, количество ВИЧ-инфицированных в 2004 г. уменьшилось более чем на 4000 человек, или 12%. При этом поток больных туберкулезом в систему не снижается. Несмотря на снижение общего количества подследственных, подозреваемых и осужденных, качественный состав поступающих в места лишения свободы лиц продолжает ухудшаться»3.

Эпидемиологическая ситуация в УИС создает реальную угрозу не только осужденным и персоналу пенитенциарных учреждений, но и всему населению России.

Особую актуальность приобрели вопросы безопасности в пенитенциарных учреждениях страны4.

Экономический кризис в России значительно ухудшил и без того очень сложное материально-бытовое и медицинское обеспечение осужденных в учреждениях исполнения наказаний. Для более эффективного управления УИС в стране осуществляются мероприятия по дальнейшему реформированию УИС РФ.

По инициативе Президента РФ В.В.Путина проводится административная реформа исполнительных органов власти. В настоящее время Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ преобразовано в ФСИН.

На Всероссийском совещании начальников медицинских служб ФСИН России генерал-майор внутренней службы А.С.Кононец в своем выступлении подчеркнул, что «количество больных активным туберкулезом, содержащихся в пенитенциарных учреждениях России, по сравнению с 1999 г. снизилось в 2 раза, также в 2 раза уменьшились заболеваемость и смертность. В настоящее время в учреждениях УИС находится 678 тыс. человек с различными заболеваниями, что составляет 92% всех содержащихся в местах лишения свободы. Более 51% их них - больные социально-значимыми заболеваниями»5.

Проблему безопасности рассматривали многие авторы. Известный ученый в области русского тюрьмоведения Н.Ф.Лучинский ещё в начале ХХ века отмечал важность тюремной гигиены. Так, в гл. 5 своего труда «Основы тюремного дела» он отмечает, что «арестанты должны быть размещены по камерам с таким расчетом, чтобы им не приходилось дышать спертым воздухом, лишенном необходимой дозы кислорода, и чтобы часто попадающиеся среди них инфекционные хроники, каковы, например, больные, страдающие туберкулезом дыхательных путей, трахомою и цингою, ни в каком случае не останавливались в общих арестантских помещениях, как это, к сожалению, нередко практикуется в настоящее время, но содержались бы впредь до выздоровления, при невозможности отвести для них особые отделения в каждой тюрьме, в специально для того приспособленных центральных тюрьмах- больницах»6.

Профессор Императорского московского университета С.В.Познышев в 1915 г. писал о том, что «тюрьмы должны помещаться в здоровой местности, по возможности участке земли, и по устройству своему должны удовлетворять требованиям гигиены. Если они будут расстраивать здоровье арестантов, то вместо того, чтобы быть школами возрождения, станут выпускать в общество неспособных содержать себя честным трудом калек»7. Также С.В.Познышев обращал внимание на то, что «в целях наибольшей безопасности в пожарном и других отношениях вся тюрьма должна состоять, по возможности, из кирпича, камня и железа»8.

В ст. 1 Закона РФ от 05.03.92 № 2446-1 «О безопасности» дается такое определение безопасности: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». И далее в ст. 4 отмечено, что «безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства».

Ученым В.Ф.Халиповым было дано такое понятие безопасности: «Безопасность - состояние надежной защищенности жизненно важных интересов и коренных основ существования личности, общества и государства, а также мирового сообщества от внутренних и внешних угроз; положение, при котором кому-либо, чему-либо (в самом широком смысле) не угрожает опасность (любого вида и рода)»9.

В связи с тем что понятие медицинской безопасности четко не определено для мест лишения свободы, то предлагается понятие медицинской безопасности и её обоснование.

По мнению авторов статьи, такой категорией, как медицинская безопасность УИС, является надежная медицинская защита и сохранение жизни и здоровья сотрудников и осужденных в пенитенциарных учреждениях от внутренних и внешних угроз (в первую очередь, предупреждение возникновения эпидемий инфекционных заболеваний в исправительных учреждениях) в процессе исполнения (отбывания) лишения свободы.

А в целом под медицинской безопасностью России предлагаем следующее понятие: это составная часть национальной безопасности России и представляет собой медицинскую защиту и сохранение здоровья населения страны (в том числе личного состава ВС РФ, ВМФ, пограничных органов, ФСБ, МВД и других силовых структур государства, а также сотрудников и осужденных УИС), включая: защиту жизни, здоровья, личной неприкосновенности, защиту населения от инфекционных заболеваний (в первую очередь, от заражения туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами), бесперебойное медобеспечение, оказание качественной бесплатной медицинской помощи, профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения; охрану труда, материнства и детства, медицинскую защиту населения от заражения венерическими заболеваниями, сохранение физического и психического здоровья граждан.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.93 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие лишение свободы обязаны «создать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях» (ч. 2) и «обеспечивать охрану здоровья осужденных» (ч. 4)10.

В п. 9 ст. 14 вышеуказанного закона приводится очень важное положение о том, что учреждениям, исполняющим наказания, предоставляется право «проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных».

Авторы полагают, что основными элементами медицинской безопасности УИС являются:

1) защита жизни, здоровья, личной неприкосновенности, половой неприкосновенности и половой свободы личности осужденных;

2) недопущение нарушения прав и свобод осужденных при оказании им неотложной и других видов медицинской помощи;

3) необходимое медицинское обеспечение сотрудников и осужденных; высокий уровень и качественное медицинское обслуживание всех подразделений УИС;

4) своевременное (с полным охватом всего необходимого контингента сотрудников, членов их семей, а также осужденных УИС) проведение профилактических прививок (особенно в период эпидемического неблагополучия в пенитенциарном учреждении);

5) недопущение попадания наркотиков, токсических веществ и спиртных напитков в места лишения свободы;

6) изолированное содержание лиц с выраженными психическими аномалиями, наркоманов, токсикоманов, алкоголиков и гомосексуалистов (нарушающих общественную и личную безопасность) от других осужденных;

7) изолированное содержание ВИЧ-инфицированных (грубо нарушающих правила личной и общественной безопасности), а также больных СПИДом; больных активной формой туберкулеза, больных вирусными гепатитами, а также больных другими эпидемически опасными инфекционными заболеваниями от здоровых осужденных;

8) предупреждать насилие со стороны «авторитетов», а также других осужденных, высказывающих угрозы физической расправы в отношении отдельных сотрудников и осужденных;

9) психологическая поддержка сотрудников и осужденных (особенно «отверженных») в исправительных учреждениях и профилактика суицидов среди них;

10) ответственность администрации исправительных учреждений за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч. 3 ст. 101 УИК РФ);

11) ответственность сотрудников медицинских учреждений УИС за обеспечение охраны здоровья осужденных;

12) санитарно-просветительная работа среди сотрудников, членов их семей, а также осужденных (особый акцент - на профилактику инфекционных заболеваний);

13) профилактика преступлений осужденных в исправительных учреждениях, направленных против жизни и здоровья личности;

14) охрана лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений;

15) строгий санэпиднадзор в исправительных учреждениях (за территорией, пищеблоками, жилыми помещениями, водоснабжением, канализацией и т.д.);

16) внедрение в практику использования медицинскими работниками УИС нового поколения средств медицинской защиты от воздействия факторов биологической природы;

17) запрещение жестоких видов обращения и наказания осужденных в УИС;

18) санитарно-эпидемиологическое обеспечение исправительных учреждений в чрезвычайных ситуациях; меры по предупреждению и снижению тяжести медицинских последствий чрезвычайных ситуаций; недопущение возникновения инфекционных заболеваний в подразделениях УИС.

Несмотря на постоянные усилия администрации и медицинских работников пенитенциарных учреждений, которые направлены на предотвращение употребления наркотиков осужденными, в действительности, наркотики все-таки попадают в эту среду.

По данным ФСИН России на 01.01.05, наиболее часто сотрудники УИС совершали следующие преступления (табл. 1)11.

Таблица 1. Число преступлений сотрудников УИС

Наименование

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Преступления, связанные с наркотиками

8

14

25

Злоупотребления должностным положением

12

14

8

Поведение, связанное с повышенным риском заражения, свойственно большей части осужденных.

Для улучшения профилактики дальнейшего распространения ВИЧ и вирусных гепатитов в местах лишения свободы необходимо осуществить следующие мероприятия в пенитенциарных учреждениях:

1) ввести распространение стерильных игл для осужденных;

2) обеспечить осужденных хлорсодержащим раствором, а также инструкциями по правильному использованию раствора для стерилизации игл и шприцев;

3) обеспечить тактичный доступ к презервативам во всех исправительных учреждениях;

4) усилить меры по охране здоровья всех осужденных;

5) стимулировать здоровый образ жизни и профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов у сотрудников и осужденных;

6) проводить добровольное, высококачественное и объективное тестирование на ВИЧ сотрудников и осужденных;

7) усовершенствовать систему медицинского просвещения осужденных (распространение печатной информации или показ видеоматериалов);

8) проведение образовательных программ по профилактике ВИЧ- инфекции и вирусных гепатитов для сотрудников исправительных учреждений;

9) проведение учебных курсов для осужденных по вышеприведенной тематике;

10) осуществление эффективной защиты здоровья сотрудников пенитенциарных учреждений;

11) снижение числа потребителей наркотиков, содержащихся в местах лишения свободы.

Медицинская защита осужденных в исправительных учреждениях - это защита всего нашего общества, защита здоровья населения страны.

Защитой жизни, здоровья, личной неприкосновенности, половой неприкосновенности осужденных в учреждениях УИС занимаются сотрудники администрации, сотрудники медчастей и больниц, а также сотрудники режимных и оперативных частей и подразделений.

Для бесперебойного медицинского обеспечения осужденных в исправительных учреждениях существует система аптек, медикаменты в которых закупаются и распределяются медотделом УИС. Финансирование на приобретение медикаментов оставляет желать лучшего. Следует в полной мере обеспечить аптеки медикаментами, необходимой медицинской аппаратурой и медимуществом.

Внешний аспект медицинской безопасности УИСсвязан с угрозой возникновения эпидемий инфекционных заболеваний в пенитенциарных учреждениях страны:

а) эпидемий особо опасных и карантинных заболеваний (чума, возбудители лихорадок Марбург и Эбола, ящур, сап, мелиоидоз, холера, сибирская язва и др.);

б) эпидемий воздушно-капельных инфекций (грипп, дифтерия, менингококковая инфекция, туберкулез (легочная форма), корь, ветряная оспа, эпидемический паротит и др.);

в) эпидемий кишечных заболеваний (дизентерия, брюшной тиф, вирусный гепатит А и др.);

г) эпидемий, связанных с заболеваниями зоонозами (лептоспироз, иерсиниозы, сальмонеллез, орнитоз и др.).

Внешний аспект медицинской безопасности УИС в механизме обеспечения безопасности общества связан с её воздействием на здравоохранение страны (неблагополучная ситуация в УИС по туберкулезу, а также некоторым другим инфекционным заболеваниям).

Внутренний аспект медицинской безопасности УИС связан:

1)с угрозой заболевания и гибели сотрудников;

2)с угрозой заболевания и гибели осужденных.

Значительное влияние на медицинскую безопасность осужденных оказывают экономические факторы, в первую очередь, финансирование пенитенциарных учреждений.

В связи с ухудшением финансового обеспечения исправительных учреждений заболеваемость осужденных туберкулезом значительно увеличилась (рис. 1).

Рис. 1. Количество больных активным туберкулезом в исправительных учреждениях Минюста России в 1995-2002 гг.12

В 2001 г. в исправительных учреждениях у осужденных по сравнению с населением России заболеваемость и смертность от туберкулеза были выше в 31,5 раза и в 6,8 раза соответственно.

Недостаточное финансирование пенитенциарных учреждений приводит к многочисленным проблемам медобеспечения УИС (лекарствами, медицинской техникой и т.д.), к ухудшению материально-бытового обеспечения осужденных (питания, вещевого довольствия и т.д.) и, в конечном итоге, к ухудшению здоровья осужденных, к снижению иммунитета у них и, соответственно, повышенной инфекционной заболеваемости. Заболеваемость осужденных туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями значительно уменьшится при 100% финансировании УИС. В противном случае недолеченные больные (с лекарственно-устойчивой формой туберкулеза, ВИЧ-инфекцией и др.) после отбытия срока наказания будут представлять значительную угрозу населению страны.

Экономические расчеты показывают, что на лечение одного больного с острой первичной легочной формой туберкулеза необходимо израсходовать не менее 4,5-6 тыс. руб., тогда как на лечение одного больного туберкулезом легких с лекарственно-устойчивой формой необходимо 500-600 тыс. руб. и более (т.е. приблизительно в 100 раз больше!).

Таким образом, только на основе экономического роста страны и улучшения финансирования пенитенциарных учреждений возможны радикальные изменения в организации медснабжения, питания, водоснабжения, вещевого обеспечения, жилищных условий для осужденных в пенитенциарных учреждениях и, следовательно, коренного улучшения медицинской безопасности УИС. Актуальной проблемой охраны здоровья осужденных является повышение уровня квалификации сотрудников медицинской службы УИС. Большое влияние на медицинскую безопасность исправительных учреждений оказывает субкультура осужденных, аутоагрессия и насилие в среде осужденных. Так, в местах лишения свободы встречаются такие негативные явления, как лесбиянство, гомосексуализм, проституция. «Изнасилования и мужеложство в среднем по исправительным учреждениям ежегодно составляют всего 1%. Исключение - 1983 г., когда их было совершено 3,3%, причем за счет мужеложства.»13

Авторы статьи предлагают осужденных по ст. 131 УК РФ (Изнасилование), осужденных по ст. 132 (Насильственные действия сексуального характера), а также осужденных - гомосексуалистов, нарушающих общественный порядок, помещать в изоляторы.

В ч. 1 ст. 13 УИК РФ указано, что «осужденные имеют право на личную безопасность». В ч. 2 этой же статьи подчеркивается, что «при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного».

Начальник исправительного учреждения при возникновении угрозы личной безопасности осужденных (в частности, при угрозе насильственного акта гомосексуализма или изнасилования) «по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного» (ч. 3 ст. 13 УИК РФ).

Предлагаем как эффективную меру обеспечения медицинской безопасности осужденного, которому угрожает такой насильственный акт, временное этапирование из СИЗО, исправительной колонии или тюрьмы в лечебно-профилактическое учреждение. Представляют значительную угрозу для медицинской безопасности УИС:

1) случаи массовых голодовок в исправительных учреждениях страны и, в связи с этим, различных заболеваний;

2) случаи массовых самоповреждений;

3) случаи заболеваний осужденных ВИЧ-инфекцией, венерическими заболеваниями, вирусным гепатитом в результате агрессии, насилия (насильственные акты гомосексуализма, изнасилования). Авторы предлагают дополнить ст. 33, ч. 2 Федерального закона от 15.07.95 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следующим положением: «Отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления по ст. 121 УК РФ: «Заражение венерической болезнью».

В настоящее время продолжается реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, которые являются важной составной частью правовой реформы в России; уголовно-исполнительная система развивается в рамках Министерства юстиции РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.08.01 № 636 была утверждена Федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы». Эти изменения направлены на дальнейшую гуманизацию и демократизацию системы наказания в России, на усовершенствование системы обеспечения безопасности осужденных в пенитенциарных учреждениях. Это, безусловно, должно привести к улучшению материально-бытового и медицинского обеспечения осужденных и повысить уровень медицинской безопасности как осужденных, так и сотрудников исправительных учреждений.

Проблема медицинской безопасности в местах лишения свободы является важным звеном в системе национальной безопасности Российской Федерации. От решения проблем медицинской безопасности в УИС во многом зависит здоровье осужденных в исправительных учреждениях, состояние здоровья населения страны.

Актуальные вопросы медицинской безопасности в пенитенциарных учреждениях нуждаются в дальнейшем совершенствовании, и эта проблема - не ведомственная. Медицинская безопасность в этих учреждениях является делом не только УИС или Министерства юстиции РФ, но и всего нашего общества. Государство в решении данной проблемы не в полной мере использовало свой потенциал. Есть и другие вопросы медицинской безопасности в исправительных учреждениях, требующие законодательного разрешения.

Примечания

1. Краткая медицинская энциклопедия. М., 1972. Т. I. С. 454.

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22.07.93) № 5487-1. М., 1993. Ведомость съезда народных депутатов РФ от 19.08.93, № 33, ст. 1318 (с изменениями на 30.06.03).

3. Выступление директора ФСИН России Ю.И.Калинина на 18-м заседании Руководящей группы Совета Европы по реформированию УИС Российской Федерации (22-24 марта 2005 г., г. Орел) // Преступление и наказание. 2005. С. 5.

4. Чорный В.Н. Безопасность осужденных в условиях лишения свободы. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 1996. С. 4; Николаев Н.М. Правовые и организационные аспекты обеспечения личной безопасности осужденных к лишению свободы. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 3.

5. Выступление генерал-майора внутренней службы А.С.Кононца на Всероссийском совещании начальников медицинских служб ФСИН России // Преступление и наказание. 2005. № 6. С. 3.

6. Лучинский Н.Ф. Основы тюремного дела. СПб., 1904. С. 66-67.

7. Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. С. 143-144.

8. Там же. С. 147.

9. Халипов В.Ф. Безопасность // Политическая энциклопедия. М., 1999. С. 104.

10. Закон РФ от 21.07.93. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями от 15.06.96, 13.04.98, 21.07.98, 20.06.00, 09.03.01, 24.12.02, 08.12.03, 23.12.03, 05.03.04, 29.06.04, 22.08.04).

11. Пертли В. Актуальные вопросы ответственности сотрудников, исполняющих наказания в виде лишения свободы // Преступление и наказание. 2005. № 6. С. 25.

12. Туберкулез, ВИЧ/СПИД, алкоголизм, наркомания. 2003. № 6. С. 27.

13. Старков О.В. Криминологические проблемы исполнения уголовного наказания. Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 1998. С. 27.

Ишков Юрий Владимирович. Кандидат медицинских наук. Подполковник медицинской службы запаса. Имеет высшую квалификационную категорию по специальности "Эпидемиология внутрибольничных инфекций". Доцент кафедры "Дисциплины уголовно-правового цикла" юридического факультета Астраханского государственного технического университета.

Карамышев Сергей Григорьевич. Полковник милиции в отставке. С 1999 г. работает в администрации Губернатора Астраханской области. Доцент кафедры "Дисциплины уголовно-правового цикла" Астраханского государственного технического университета.