Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Безопасность на воздушном и водном транспорте

А.Г.Близнюков, Начальник Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД России

Создание милиции на воздушном транспорте было продиктовано необходимостью борьбы с резко участившимися в начале 70-х гг. преступлениями на авиалиниях. Тогда по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма. Гражданские воздушные суда и объекты воздушного транспорта все чаще становились полем деятельности преступников. Многие помнят трагический случай в Сухумском аэропорту, когда террористы, захватившие самолет, убили бортпроводницу Надежду Курченко. Именно после этого чрезвычайного происшествия правительством страны было принято решение о создании подразделений воздушной милиции.

Датой рождения Управления принято считать 26.10.71, когда министр внутренних дел СССР подписал приказ «Об утверждении структуры и штатов Московского управления милиции и следственного отдела МВД СССР на воздушном транспорте». На его сотрудников возлагались задачи по сопровождению и охране самолетов Аэрофлота, выполняющих рейсы в 21 город на внутренних авиалиниях страны, пресечение попыток захвата воздушных судов террористами. Осуществлялось оперативное обслуживание аэропортов Московского авиаузла и объектов гражданской авиации, расположенных в 16 центральных областях Российской Федерации.

В 1980 г., в преддверии Московской Олимпиады, Управление было преобразовано в Московское УВД на воздушном транспорте МВД СССР. В его структуру вошел отдел речной милиции, обслуживающий акваторию Москвы-реки в черте столицы. Это решение было обусловлено необходимостью усиления контроля и обеспечения охраны особо важных гидротехнических сооружений столицы, борьбы с преступными проявлениями на объектах водного транспорта. В 1991 г. Управление стало именоваться Московским УВД на воздушном и водном транспорте (МУВД на ВВТ). Так из небольшого подразделения, занимавшегося в основном сопровождением самолетов, МУВД на ВВТ превратилось в мощную мобильную структуру, боевое, действенное подразделение в системе транспортной милиции МВД России.

В системе органов внутренних дел России транспортная милиция, в том числе МУВД на ВВТ, занимает особое место. Специфика заключается в чрезвычайной мобильности и оперативности подразделения, что, в свою очередь, требует от каждого сотрудника особой собранности и повышенной ответственности.

Отличие от территориальных ОВД заключается также в специфике выявляемых преступлений. Основная масса их (около 80%) имеет экономическую направленность. Наиболее распространенным видом является контрабанда. Некоторые авиапассажиры игнорируют требования законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и не декларируют вывозимую валюту либо по незнанию, либо в надежде остаться необнаруженными.

МУВД на ВВТ представляют 2 линейных управления внутренних дел, 5 линейных отделов и 2 линейных отделения внутренних дел, 12 линейных пунктов милиции, 2 особых батальона по охране РГС канала им. Москвы, а также Центр кинологической службы и ОМОН при Управлении. Линейный принцип оперативно-служебной деятельности отличается от территориального прежде всего тем, что обслуживаемые объекты расположены на территории нескольких субъектов РФ. Каждое ЛУВД-ЛОВД контролирует обстановку на одной из транспортных магистралей (воздушной или водной). Так, наше Управление контролирует воздушные и водные артерии г. Москвы, Московской, Тверской, Рязанской, Тульской и Калужской областей. Общий принцип построения органов внутренних дел, конечно же, сохранен. В силу разносторонности выполняемых задач мы имеем в своей структуре практически все ведущие оперативные и вспомогательные службы, такие как криминальная милиция, милиция общественной безопасности, кадровый аппарат, тыловое подразделение, штаб Управления и т.д. Но есть и специфические подразделения, присущие только транспортной милиции. У нас это подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы и обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

Служба по борьбе с преступными посягательствами на грузы в этом году отметила свое 25-летие. По сравнению с МВД, которому уже за 200 лет, это молодое подразделение, опыт его функционирования наглядно свидетельствует о целесообразности его создания. Значительно снизился удельный вес групповой преступности, сократилось число краж в особо крупных размерах в контролируемой сфере. В зоне ответственности нашего подразделения находятся предприятия воздушного транспорта с различной формой собственности, участвующие в технологическом процессе обслуживания пассажиров и обработки груза и багажа. В среднем в год в аэропортах перевозится более 20 млн пассажиров, 23 млн мест багажа и около 400 тыс. т грузов. В целях стабилизации обстановки на объектах оперативного обслуживания подразделениями по борьбе с преступными посягательствами на грузы проводится работа по выявлению лиц, совершающих кражи и хищения из груза и багажа. В основном это работники различных служб и организаций, задействованных в самом процессе обработки и багажно-грузовых перевозках. Кроме «одиночек» удается изобличить и организованные преступные группы. Одним из характерных примеров является раскрытие деятельности преступной группы из 5 человек, «промышлявшей» в одном из столичных аэропортов. Участники группы попали в поле зрения оперативников еще в прошлом году. Для изобличения их преступной деятельности был разработан и проведен целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в результате чего за совершение кражи 5 мест груза с сотовыми телефонами и аксессуарами к ним все члены группы были задержаны. Причиненный ущерб составил 2 млн 480 тыс. 375 руб. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 158 Уголовного кодекса РФ (кража, совершенная организованной группой в особо крупном размере). В ходе расследования уголовного дела было установлено, что этой же группой совершено хищение с грузового склада аэропорта на сумму около 400 тыс. руб. В настоящее время члены преступной группы осуждены и приговорены к различным срокам лишения свободы.

Другое специфическое подразделение - по обеспечению безопасности на воздушном транспорте - было образовано в апреле 1975 г. в целях повышения безопасности полетов, предупреждения и пресечения посягательств преступных элементов на жизнь и здоровье пассажиров и членов экипажа, для решения задач по упорядочению организации досмотра ручной клади, багажа и пассажиров в аэропортах. Сейчас его деятельность направлена на недопущение совершения террористических актов на объектах обслуживания, а также актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, обеспечение правопорядка, выявление и пресечение преступлений. После вступления в силу Федерального закона № 20 сотрудники милиции вновь стали участвовать совместно со службами авиационной безопасности в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров, багажа, членов экипажей, воздушных судов. Однако хочу отметить, что для проведения 100% досмотра необходимо существенное увеличение штатной численности данного подразделения. Соответствующие предложения с нашей стороны были внесены.

В первом полугодии пассажиропоток значительно увеличился (на 23%) и составил более 6,5 млн пассажиров. Сотрудниками подразделения по обеспечению безопасности на воздушном транспорте совместно со службой авиационной безопасности аэропортов было досмотрено около 60 тыс. рейсов, выявлено более 20 тыс. попыток провоза запрещенных предметов, проверено свыше 30 тыс. единиц оружия, сданного пассажирами на хранение во время полета, изъято 5,5 тыс. штук боеприпасов и около 200 единиц огнестрельного, холодного и газового оружия. Пресечено 14,5 тыс. фактов нарушений административного законодательства. В отношении 1626 иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство Российской Федерации, возбуждены дела административного производства, в доход государства взыскано штрафов на сумму более 1,6 млн руб. На предмет нахождения в розыске проверено свыше 4,5 млн лиц.

Обеспечение общественной безопасности на обслуживаемых объектах транспорта

Проблеме терроризма во всех силовых структурах уделяется самое пристальное внимание. Борьба с его проявлениями является важнейшим приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел на транспорте, в том числе МУВД на ВВТ. Комплекс антитеррористических мероприятий, направленных на защиту особо важных объектов и обеспечение общественной безопасности, мы осуществляем совместно с другими силовыми структурами.В нашей зоне ответственности для пресечения проникновения в страну преступных элементов, вынашивающих мысли о возможном совершении противоправных деяний, организованы многоступенчатые оперативные заслоны. Сформированы штабы и рабочие группы, на которые возложены координация и контроль за деятельностью подразделений. Для решения задач по противодействию терроризму и обмена информацией о лицах, причастных к зарубежным террористическим организациям, разработаны и утверждены совместные планы с таможенными органами, в том числе с Московским таможенным управлением ГТК РФ, обслуживающим речной транспорт, а также с отдельным отрядом пограничного контроля «Москва», ФСБ, службами безопасности объектов воздушного и водного транспорта. Регулярно проводятся встречи с руководством территориальных подразделений ОВД Москвы и Московской области, в оперативном обслуживании которых находится территория, прилегающая к воздушным и речным объектам.

Во взаимодействии со службой авиационной безопасности особое внимание уделяется отработке и досмотру рейсов, выполняющих полеты в курортные, восточные, Северо-Кавказские и Закавказские регионы. Прибывающие лица, представляющие оперативный интерес, проверяются по специализированным базам данных, фиксируются на видеокамеру, устанавливаются их полные анкетные данные, цель визита и адрес места пребывания.

В структурных подразделениях созданы отделения по борьбе с терроризмом. На объектах обслуживания работают специальные оперативно-поисковые группы, нацеленные на выявление террористов и их пособников. Совместно с работниками вневедомственной охраны, службы авиационной безопасности, частных охранных предприятий обеспечиваем усиленную охрану аэровокзальных комплексов, ужесточаем пропускной режим с использованием металлодетекторов - как стационарных, так и переносных. Выставляем дополнительные посты на все особо важные объекты.

Однако одними человеческими ресурсами противостоять террористической угрозе невозможно. Мы неоднократно обращались в соответствующие инстанции с предложениями о необходимости современного технического оснащения аэропортов. Руководством авиапредприятий проделана немалая работа в этом направлении. На входах в столичные аэропорты установлены стационарные рамки-металлоискатели, интроскопы. Приобретена и установлена эффективная дорогостоящая аппаратура (рентгеносканеры, газоанализаторы и др.), позволяющая определить наличие взрывчатых веществ и взрывных устройств у пассажиров, а также в перевозимых багаже и грузах. Регулярно в аэровокзальных комплексах звучит информация о повышении бдительности и соответствующем поведении граждан при обнаружении подозрительных предметов.

Обеспечение безопасности на водном транспорте

К сожалению, специальных нормативных актов, регламентирующих это направление деятельности, на объектах водного транспорта нет. Опираясь на опыт проведения антитеррористических мероприятий на воздушном транспорте, Управлением разработан комплекс оперативно-профилактических мер по обеспечению безопасности и на водном транспорте. Сотрудники милиции охраняют причалы, пристани, участвуют в досмотре пассажиров и их ручной клади, перевозимого багажа и грузов. В целях повышения уровня защиты гидротехнических сооружений переработаны и согласованы с территориальными ОВД совместные планы, маршруты их патрулирования приближены к гидротехническим сооружениям.

Предложения и комплексные программы по противодействию терроризму на объектах водного транспорта направлены в правительства Москвы и Московской области, в Московское речное пароходство. Мы неоднократно ставили перед руководством ФГУП «Канал им. Москвы» вопрос об их технической укрепленности и увеличении штатной численности наших отдельных батальонов. Однако в связи с отсутствием финансовых средств положительное решение до сих пор не принято. Мы прорабатываем вопросы по усилению охраны этих объектов дополнительными силами территориальных ОВД и внутренних войск МВД России.

Близнюков Алексей Георгиевич. В органах внутренних дел с 1975 г. Генерал-майор милиции. С 2002 г. - начальник Управления Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД России.

Безопасность на воздушном и водном транспорте | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Безопасность на воздушном и водном транспорте

А.Г.Близнюков, Начальник Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД России

Создание милиции на воздушном транспорте было продиктовано необходимостью борьбы с резко участившимися в начале 70-х гг. преступлениями на авиалиниях. Тогда по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма. Гражданские воздушные суда и объекты воздушного транспорта все чаще становились полем деятельности преступников. Многие помнят трагический случай в Сухумском аэропорту, когда террористы, захватившие самолет, убили бортпроводницу Надежду Курченко. Именно после этого чрезвычайного происшествия правительством страны было принято решение о создании подразделений воздушной милиции.

Датой рождения Управления принято считать 26.10.71, когда министр внутренних дел СССР подписал приказ «Об утверждении структуры и штатов Московского управления милиции и следственного отдела МВД СССР на воздушном транспорте». На его сотрудников возлагались задачи по сопровождению и охране самолетов Аэрофлота, выполняющих рейсы в 21 город на внутренних авиалиниях страны, пресечение попыток захвата воздушных судов террористами. Осуществлялось оперативное обслуживание аэропортов Московского авиаузла и объектов гражданской авиации, расположенных в 16 центральных областях Российской Федерации.

В 1980 г., в преддверии Московской Олимпиады, Управление было преобразовано в Московское УВД на воздушном транспорте МВД СССР. В его структуру вошел отдел речной милиции, обслуживающий акваторию Москвы-реки в черте столицы. Это решение было обусловлено необходимостью усиления контроля и обеспечения охраны особо важных гидротехнических сооружений столицы, борьбы с преступными проявлениями на объектах водного транспорта. В 1991 г. Управление стало именоваться Московским УВД на воздушном и водном транспорте (МУВД на ВВТ). Так из небольшого подразделения, занимавшегося в основном сопровождением самолетов, МУВД на ВВТ превратилось в мощную мобильную структуру, боевое, действенное подразделение в системе транспортной милиции МВД России.

В системе органов внутренних дел России транспортная милиция, в том числе МУВД на ВВТ, занимает особое место. Специфика заключается в чрезвычайной мобильности и оперативности подразделения, что, в свою очередь, требует от каждого сотрудника особой собранности и повышенной ответственности.

Отличие от территориальных ОВД заключается также в специфике выявляемых преступлений. Основная масса их (около 80%) имеет экономическую направленность. Наиболее распространенным видом является контрабанда. Некоторые авиапассажиры игнорируют требования законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и не декларируют вывозимую валюту либо по незнанию, либо в надежде остаться необнаруженными.

МУВД на ВВТ представляют 2 линейных управления внутренних дел, 5 линейных отделов и 2 линейных отделения внутренних дел, 12 линейных пунктов милиции, 2 особых батальона по охране РГС канала им. Москвы, а также Центр кинологической службы и ОМОН при Управлении. Линейный принцип оперативно-служебной деятельности отличается от территориального прежде всего тем, что обслуживаемые объекты расположены на территории нескольких субъектов РФ. Каждое ЛУВД-ЛОВД контролирует обстановку на одной из транспортных магистралей (воздушной или водной). Так, наше Управление контролирует воздушные и водные артерии г. Москвы, Московской, Тверской, Рязанской, Тульской и Калужской областей. Общий принцип построения органов внутренних дел, конечно же, сохранен. В силу разносторонности выполняемых задач мы имеем в своей структуре практически все ведущие оперативные и вспомогательные службы, такие как криминальная милиция, милиция общественной безопасности, кадровый аппарат, тыловое подразделение, штаб Управления и т.д. Но есть и специфические подразделения, присущие только транспортной милиции. У нас это подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы и обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

Служба по борьбе с преступными посягательствами на грузы в этом году отметила свое 25-летие. По сравнению с МВД, которому уже за 200 лет, это молодое подразделение, опыт его функционирования наглядно свидетельствует о целесообразности его создания. Значительно снизился удельный вес групповой преступности, сократилось число краж в особо крупных размерах в контролируемой сфере. В зоне ответственности нашего подразделения находятся предприятия воздушного транспорта с различной формой собственности, участвующие в технологическом процессе обслуживания пассажиров и обработки груза и багажа. В среднем в год в аэропортах перевозится более 20 млн пассажиров, 23 млн мест багажа и около 400 тыс. т грузов. В целях стабилизации обстановки на объектах оперативного обслуживания подразделениями по борьбе с преступными посягательствами на грузы проводится работа по выявлению лиц, совершающих кражи и хищения из груза и багажа. В основном это работники различных служб и организаций, задействованных в самом процессе обработки и багажно-грузовых перевозках. Кроме «одиночек» удается изобличить и организованные преступные группы. Одним из характерных примеров является раскрытие деятельности преступной группы из 5 человек, «промышлявшей» в одном из столичных аэропортов. Участники группы попали в поле зрения оперативников еще в прошлом году. Для изобличения их преступной деятельности был разработан и проведен целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в результате чего за совершение кражи 5 мест груза с сотовыми телефонами и аксессуарами к ним все члены группы были задержаны. Причиненный ущерб составил 2 млн 480 тыс. 375 руб. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 158 Уголовного кодекса РФ (кража, совершенная организованной группой в особо крупном размере). В ходе расследования уголовного дела было установлено, что этой же группой совершено хищение с грузового склада аэропорта на сумму около 400 тыс. руб. В настоящее время члены преступной группы осуждены и приговорены к различным срокам лишения свободы.

Другое специфическое подразделение - по обеспечению безопасности на воздушном транспорте - было образовано в апреле 1975 г. в целях повышения безопасности полетов, предупреждения и пресечения посягательств преступных элементов на жизнь и здоровье пассажиров и членов экипажа, для решения задач по упорядочению организации досмотра ручной клади, багажа и пассажиров в аэропортах. Сейчас его деятельность направлена на недопущение совершения террористических актов на объектах обслуживания, а также актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, обеспечение правопорядка, выявление и пресечение преступлений. После вступления в силу Федерального закона № 20 сотрудники милиции вновь стали участвовать совместно со службами авиационной безопасности в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров, багажа, членов экипажей, воздушных судов. Однако хочу отметить, что для проведения 100% досмотра необходимо существенное увеличение штатной численности данного подразделения. Соответствующие предложения с нашей стороны были внесены.

В первом полугодии пассажиропоток значительно увеличился (на 23%) и составил более 6,5 млн пассажиров. Сотрудниками подразделения по обеспечению безопасности на воздушном транспорте совместно со службой авиационной безопасности аэропортов было досмотрено около 60 тыс. рейсов, выявлено более 20 тыс. попыток провоза запрещенных предметов, проверено свыше 30 тыс. единиц оружия, сданного пассажирами на хранение во время полета, изъято 5,5 тыс. штук боеприпасов и около 200 единиц огнестрельного, холодного и газового оружия. Пресечено 14,5 тыс. фактов нарушений административного законодательства. В отношении 1626 иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство Российской Федерации, возбуждены дела административного производства, в доход государства взыскано штрафов на сумму более 1,6 млн руб. На предмет нахождения в розыске проверено свыше 4,5 млн лиц.

Обеспечение общественной безопасности на обслуживаемых объектах транспорта

Проблеме терроризма во всех силовых структурах уделяется самое пристальное внимание. Борьба с его проявлениями является важнейшим приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел на транспорте, в том числе МУВД на ВВТ. Комплекс антитеррористических мероприятий, направленных на защиту особо важных объектов и обеспечение общественной безопасности, мы осуществляем совместно с другими силовыми структурами.В нашей зоне ответственности для пресечения проникновения в страну преступных элементов, вынашивающих мысли о возможном совершении противоправных деяний, организованы многоступенчатые оперативные заслоны. Сформированы штабы и рабочие группы, на которые возложены координация и контроль за деятельностью подразделений. Для решения задач по противодействию терроризму и обмена информацией о лицах, причастных к зарубежным террористическим организациям, разработаны и утверждены совместные планы с таможенными органами, в том числе с Московским таможенным управлением ГТК РФ, обслуживающим речной транспорт, а также с отдельным отрядом пограничного контроля «Москва», ФСБ, службами безопасности объектов воздушного и водного транспорта. Регулярно проводятся встречи с руководством территориальных подразделений ОВД Москвы и Московской области, в оперативном обслуживании которых находится территория, прилегающая к воздушным и речным объектам.

Во взаимодействии со службой авиационной безопасности особое внимание уделяется отработке и досмотру рейсов, выполняющих полеты в курортные, восточные, Северо-Кавказские и Закавказские регионы. Прибывающие лица, представляющие оперативный интерес, проверяются по специализированным базам данных, фиксируются на видеокамеру, устанавливаются их полные анкетные данные, цель визита и адрес места пребывания.

В структурных подразделениях созданы отделения по борьбе с терроризмом. На объектах обслуживания работают специальные оперативно-поисковые группы, нацеленные на выявление террористов и их пособников. Совместно с работниками вневедомственной охраны, службы авиационной безопасности, частных охранных предприятий обеспечиваем усиленную охрану аэровокзальных комплексов, ужесточаем пропускной режим с использованием металлодетекторов - как стационарных, так и переносных. Выставляем дополнительные посты на все особо важные объекты.

Однако одними человеческими ресурсами противостоять террористической угрозе невозможно. Мы неоднократно обращались в соответствующие инстанции с предложениями о необходимости современного технического оснащения аэропортов. Руководством авиапредприятий проделана немалая работа в этом направлении. На входах в столичные аэропорты установлены стационарные рамки-металлоискатели, интроскопы. Приобретена и установлена эффективная дорогостоящая аппаратура (рентгеносканеры, газоанализаторы и др.), позволяющая определить наличие взрывчатых веществ и взрывных устройств у пассажиров, а также в перевозимых багаже и грузах. Регулярно в аэровокзальных комплексах звучит информация о повышении бдительности и соответствующем поведении граждан при обнаружении подозрительных предметов.

Обеспечение безопасности на водном транспорте

К сожалению, специальных нормативных актов, регламентирующих это направление деятельности, на объектах водного транспорта нет. Опираясь на опыт проведения антитеррористических мероприятий на воздушном транспорте, Управлением разработан комплекс оперативно-профилактических мер по обеспечению безопасности и на водном транспорте. Сотрудники милиции охраняют причалы, пристани, участвуют в досмотре пассажиров и их ручной клади, перевозимого багажа и грузов. В целях повышения уровня защиты гидротехнических сооружений переработаны и согласованы с территориальными ОВД совместные планы, маршруты их патрулирования приближены к гидротехническим сооружениям.

Предложения и комплексные программы по противодействию терроризму на объектах водного транспорта направлены в правительства Москвы и Московской области, в Московское речное пароходство. Мы неоднократно ставили перед руководством ФГУП «Канал им. Москвы» вопрос об их технической укрепленности и увеличении штатной численности наших отдельных батальонов. Однако в связи с отсутствием финансовых средств положительное решение до сих пор не принято. Мы прорабатываем вопросы по усилению охраны этих объектов дополнительными силами территориальных ОВД и внутренних войск МВД России.

Близнюков Алексей Георгиевич. В органах внутренних дел с 1975 г. Генерал-майор милиции. С 2002 г. - начальник Управления Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД России.