Российские традиции межнационального и межконфессионального диалога
В.В.Попов, Посол по особым поручениям МИД РФ
30 июня 2005 г. Россия получила статус наблюдателя в Организации Исламская Конференция.
С этого времени она приглашается на мероприятия, организуемые по линии этой организации, в частности, представитель России в ООН получает приглашения на участие в работе
группы мусульманских государств во всемирной Организации Исламская Конференция, а
на днях представитель России получил приглашение на встречу известных мусульманских
богословов в Мекке.
Торжества, проводимые в связи с тысячелетием Казани, — это наглядное свидетельство
плодотворного традиционного сотрудничества ислама и православия в нашей стране.
Ислам на протяжении веков был второй
религией России, а русская культура представляет собой симбиоз различных верований и национальностей: не случайно и не
удивительно, что столь многие выдающиеся
деятели культуры, писатели и поэты говорили, что мусульманский Восток был одним
из побудительных начал в их творчестве, а у
некоторых из них в родословных ясно прослеживаются предки-мусульмане. Хотя большинство жителей России ассоциируют себя
с православной культурой, к исламу, как и к
другим конфессиям, народ всегда относился
с уважением и пониманием. Вот как говорил
по этому поводу Патриарх Всея Руси Алексий II: «Исторически Русская православная
церковь поддерживает дружественные отношения с исламским сообществом России... Мы можем с уверенностью сказать, что видим в мусульманах верных союзников, а не
просто представителей «терпимой религии»
(из интервью сербскому информационному
агентству «ТАНЮГ», 19.04.05).
Бассейн великой русской реки Волги, а
также Камы, является одним из древнейших
очагов мусульманской культуры не только в
России, но и в Европе. Предки татар — булгары официально приняли ислам в X в., хотя
последние исследования говорят о том, что
ислам в Поволжье присутствовал уже в VIIIIX
вв. На протяжении всей истории сосуществования мусульман и православных, несмотря
на отдельные трения, столица современной Республики Татарстан — город Казань, всегда оставался крупным северным бастионом
мусульманской цивилизации. После падения
южного форпоста ислама в Европе — мусульманской Испании — Казань становится
основным очагом, где поддерживается диалог
двух культур — ислама и православия и где
взаимопонимание и взаимодействие торжествуют над средневековой нетерпимостью.
Неудивительно, что эту уникальную цивилизацию, которая в то время сложилась на
берегах Волги и Камы, на пересечении торговых и культурных дорог Востока и Запада,
называли «российской Андалусией».
Мусульмане Волго-Уральского региона, будучи частью российского общества
и европейской культуры, в то же время
не отделяли себя от мирового сообщества
мусульман и активно участвовали в его духовной жизни. Вклад российских мусульман
очевиден не только в русской культуре, но
и имеет большое значение для всей исламской уммы. Татарская мусульманская
мысль традиционно тяготела к терпимости,
к смелому новаторству идей, модернизации
религиозных представлений в соответствии с
научным прогрессом, к реформам в области
мусульманского образования и богословия,
гибким взаимоотношениям с государством
и светскими институтами власти. Мусульмане-татары вписали новые имена в плеяду
известных богословов и мыслителей исламской цивилизации, среди которых Муса
Бигиев, Габдельнасыр Курсави, Шигабеддин
Марджани и многие другие.
В Татарстане сумели сохранить древние традиции, адаптировав национальную культуру к современным социальным и
политическим условиям, и его успехи на
этом поприще убедительно показывают,
что в российских условиях опыт сосуществования религий представляет собой уникальный прецедент для всего европейского
сообщества.
Не последнюю роль в этом процессе
играет и наследие джадидизма. В России
джадидизм постепенно становится знакомым
не только научному сообществу, но и широкому кругу общественности. В нынешних
условиях, когда перед миром ислама остро
стоят вопросы модернизации и политических реформ, возрастает значение наследия
джадидизма, которое становится крайне
актуальным, особенно для мусульманского
социума России. Свежо и актуально звучит
главная идея джадидизма: религия должна
находиться в процессе бесконечной актуализации, а жизнь верующего — пониматься
как постоянное религиозное обновление.
Последователи джадидизма умело и осторожно пользовались таким важным источником мусульманского права, как иджтихад,
позволявший толковать главные источники
ислама Коран и сунну Пророка Мухаммеда в
соответствии с духом времени. Символично,
что даже дословно термин «джадидизм» в
русском языке понимается как «новизна».
Если в свое время процесс мусульманской
реформации в исламском мире обозначался как нахда -возрождение, то российские
мусульмане назвали эту тенденцию словом
«тадждид» — обновление или модернизация.
Джадидизм выступал за реформу ислама
изнутри, как назревшую и необходимую целесообразность, ибо внешнее вмешательство,
как правило, ведет не к модернизации, а к
конфликтам. И сегодня на фоне процессов,
которые происходят в исламском мире, эти
идеи особенно актуальны.
Этот вывод перекликается с оценкой,
сделанной Абдаллой Бадави, Премьер-министром Малайзии, одной из самых развитых стран исламского мира: «Мусульмане
никогда не достигнут прогресса, если они
останутся слабыми, невежественными и
отсталыми».
После июльских взрывов в Лондоне
остро встают проблемы взаимоотношений
мусульманских меньшинств с европейским
обществом. Определенные экстремистские
силы стараются разжечь огонь межконфессионального конфликта. В то же время российский опыт убедительно показывает, что
за рассуждениями о столкновении цивилизаций, априорной несовместимости ислама и христианства, их природной вражде, стоят
интересы определенных групп. Известная
фраза Р.Киплинга о том, что «Восток есть
Восток и Запад есть Запад, и вместе им не
сойтись», не могла родиться на российской почве. Мы убежденные сторонники
равноправного партнерства цивилизаций,
среди которых не может быть высших и
низших.
Сегодня Татарстан — это один из крупнейших регионов Российской Федерации и
успешная модель, представляющая собой образцовый пример межнационального
мира и спокойствия, стабильного сосуществования конфессий и наций, прогрессивного
развития культур и религиозной мысли.
Ныне в республике зафиксировано до 26%
межнациональных браков. Ярким примером
того, как взаимодействие цивилизаций,
христианского и мусульманского миров
стало фактически многовековой традицией
государственной и общественной жизни,
является мечеть Кул-Шариф, которая расположена в казанском Кремле по соседству
с Благовещенским собором.
Президент В.В.Путин, выступая в Казани 26.08.05, подчеркнул, что «Россия
всегда была сильна гармонией и взаимообогащением множества традиций, языков,
самобытных культур, а здесь, в Поволжье,
больше, чем где-либо, видна роль России
как моста, связующего две великие цивилизации — европейскую и азиатскую. Здесь
особенно понятны все сложности и все приобретения многовекового диалога и синтеза
двух богатейших культур».
В Татарстане успешно претворены в
жизнь основные ценности ислама — они
совпадают с общечеловеческими: народы,
населяющие этот край, не хотели покорять
других, сводить счеты, решать споры путем
кровопролития И насилия, но всегда стремились к самообразованию, повышали культуру
взаимоуважения и терпимости. Ведь это и
есть один из главных принципов ислама: как
говорил Пророк Мухаммед, «обязанность
мусульманина — учиться». Сегодня Татарстан,
во многом благодаря гибкой и взвешенной
политике руководства республики, — живое
свидетельство того, что исламская цивилизация способна сочетать в себе одновременно
уважение к прошлому и прогрессивную
эволюцию наук, модернизацию экономики
и политический плюрализм.
Порой мы недооцениваем наши собственные славные исторические и культурные
традиции, столь актуальные для адекватного
понимания сложных глобальных процессов,
происходящих в сегодняшнем мире.
Между тем тысячелетний опыт сосуществования ислама и христианства в нашей
стране дал много замечательных примеров позитивного взаимодействия. Россия
действительно богата авторитетными и
талантливыми специалистами в области
как православия, так и ислама; они внесли
весомый вклад в мировую науку. Один из
старейших в Европе центров исламоведения
расположен в Санкт-Петербурге, и по праву
гордится такими именами, как академик О.Г.Большаков — автор фундаментального
трехтомного издания по истории халифата.
Один из немногих в мире знатоков сунны,
воспитавший не одно поколение российских
специалистов, — профессор С.М.Прозоров.
Видный религиозный философ Р.Хакимов в
исключительно насыщенной и яркой работе
«Где наша Мекка?» изложил суть современного ислама, адаптированного к условиям
европейской культуры. Намеченный им творческий подход к пониманию ислама может
стать ключом к пониманию современных
проблем, существующих в многокультурных
обществах. Он особо подчеркивает, что идея
творческого осмысления современных тенденций на базе верного понимания Корана
родилась именно в России как результат того,
что мусульмане здесь не чувствовали себя в
чуждой среде, т.к. окружающее их общество
было пропитано идеей терпимости и уважения к культуре людей разных культур.
Сейчас в СМИ многие пишут о ваххабизме, не всегда ясно отдавая себе отчет о сути
этого явления. Между тем именно в России
живет один из главных авторитетных специалистов по движению ваххабитов, член-корр.
РАН А.М.Васильев. Работы этого ученого,
посвященные ваххабизму и Саудовской
Аравии, в мировом сообществе исламоведов сегодня рассматриваются как главный
научный источник в этой области.
Исторический опыт межконфессионального диалога в России, отечественные
достижения в области изучения исламской
цивилизации имеют бесценное значение для
всей мировой культуры. Мы этим гордимся,
это наше достояние.
И на фоне торжеств, проводимых в Казани, где на территории Кремля в непосредс-
твенной близости находятся православный
и мусульманский храмы, становится очевидным, что теории о конфликте цивилизаций
изобретают те, кто хочет снова возвести
железный занавес теперь уже по конфессиональному признаку и снова разделить мир
по религиозно-цивилизационным границам.
Опыт Татарстана еще раз убедительно доказывает, что там, где свободно развиваются
представители различных религий, человек
может идти по светлой дороге сотрудничества и взаимодействия культур. Россия — как
страна с глубокими традициями исламо-христианского сосуществования, в культуре
которой переплелись элементы различных
цивилизаций, — это живое свидетельство и
возможности, и полезности конструктивного
сотрудничества различных этносов, религий,
национальностей.
|