Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Российские традиции межнационального и межконфессионального диалога

В.В.Попов, Посол по особым поручениям МИД РФ

30 июня 2005 г. Россия получила статус наблюдателя в Организации Исламская Конференция. С этого времени она приглашается на мероприятия, организуемые по линии этой организации, в частности, представитель России в ООН получает приглашения на участие в работе группы мусульманских государств во всемирной Организации Исламская Конференция, а на днях представитель России получил приглашение на встречу известных мусульманских богословов в Мекке.

Торжества, проводимые в связи с тысячелетием Казани, — это наглядное свидетельство плодотворного традиционного сотрудничества ислама и православия в нашей стране.

Ислам на протяжении веков был второй религией России, а русская культура представляет собой симбиоз различных верований и национальностей: не случайно и не удивительно, что столь многие выдающиеся деятели культуры, писатели и поэты говорили, что мусульманский Восток был одним из побудительных начал в их творчестве, а у некоторых из них в родословных ясно прослеживаются предки-мусульмане. Хотя большинство жителей России ассоциируют себя с православной культурой, к исламу, как и к другим конфессиям, народ всегда относился с уважением и пониманием. Вот как говорил по этому поводу Патриарх Всея Руси Алексий II: «Исторически Русская православная церковь поддерживает дружественные отношения с исламским сообществом России... Мы можем с уверенностью сказать, что видим в мусульманах верных союзников, а не просто представителей «терпимой религии» (из интервью сербскому информационному агентству «ТАНЮГ», 19.04.05).

Бассейн великой русской реки Волги, а также Камы, является одним из древнейших очагов мусульманской культуры не только в России, но и в Европе. Предки татар — булгары официально приняли ислам в X в., хотя последние исследования говорят о том, что ислам в Поволжье присутствовал уже в VIIIIX вв. На протяжении всей истории сосуществования мусульман и православных, несмотря на отдельные трения, столица современной Республики Татарстан — город Казань, всегда оставался крупным северным бастионом мусульманской цивилизации. После падения южного форпоста ислама в Европе — мусульманской Испании — Казань становится основным очагом, где поддерживается диалог двух культур — ислама и православия и где взаимопонимание и взаимодействие торжествуют над средневековой нетерпимостью.

Неудивительно, что эту уникальную цивилизацию, которая в то время сложилась на берегах Волги и Камы, на пересечении торговых и культурных дорог Востока и Запада, называли «российской Андалусией».

Мусульмане Волго-Уральского региона, будучи частью российского общества и европейской культуры, в то же время не отделяли себя от мирового сообщества мусульман и активно участвовали в его духовной жизни. Вклад российских мусульман очевиден не только в русской культуре, но и имеет большое значение для всей исламской уммы. Татарская мусульманская мысль традиционно тяготела к терпимости, к смелому новаторству идей, модернизации религиозных представлений в соответствии с научным прогрессом, к реформам в области мусульманского образования и богословия, гибким взаимоотношениям с государством и светскими институтами власти. Мусульмане-татары вписали новые имена в плеяду известных богословов и мыслителей исламской цивилизации, среди которых Муса Бигиев, Габдельнасыр Курсави, Шигабеддин Марджани и многие другие.

В Татарстане сумели сохранить древние традиции, адаптировав национальную культуру к современным социальным и политическим условиям, и его успехи на этом поприще убедительно показывают, что в российских условиях опыт сосуществования религий представляет собой уникальный прецедент для всего европейского сообщества.

Не последнюю роль в этом процессе играет и наследие джадидизма. В России джадидизм постепенно становится знакомым не только научному сообществу, но и широкому кругу общественности. В нынешних условиях, когда перед миром ислама остро стоят вопросы модернизации и политических реформ, возрастает значение наследия джадидизма, которое становится крайне актуальным, особенно для мусульманского социума России. Свежо и актуально звучит главная идея джадидизма: религия должна находиться в процессе бесконечной актуализации, а жизнь верующего — пониматься как постоянное религиозное обновление.

Последователи джадидизма умело и осторожно пользовались таким важным источником мусульманского права, как иджтихад, позволявший толковать главные источники ислама Коран и сунну Пророка Мухаммеда в соответствии с духом времени. Символично, что даже дословно термин «джадидизм» в русском языке понимается как «новизна».

Если в свое время процесс мусульманской реформации в исламском мире обозначался как нахда -возрождение, то российские мусульмане назвали эту тенденцию словом «тадждид» — обновление или модернизация.

Джадидизм выступал за реформу ислама изнутри, как назревшую и необходимую целесообразность, ибо внешнее вмешательство, как правило, ведет не к модернизации, а к конфликтам. И сегодня на фоне процессов, которые происходят в исламском мире, эти идеи особенно актуальны.

Этот вывод перекликается с оценкой, сделанной Абдаллой Бадави, Премьер-министром Малайзии, одной из самых развитых стран исламского мира: «Мусульмане никогда не достигнут прогресса, если они останутся слабыми, невежественными и отсталыми».

После июльских взрывов в Лондоне остро встают проблемы взаимоотношений мусульманских меньшинств с европейским обществом. Определенные экстремистские силы стараются разжечь огонь межконфессионального конфликта. В то же время российский опыт убедительно показывает, что за рассуждениями о столкновении цивилизаций, априорной несовместимости ислама и христианства, их природной вражде, стоят интересы определенных групп. Известная фраза Р.Киплинга о том, что «Восток есть Восток и Запад есть Запад, и вместе им не сойтись», не могла родиться на российской почве. Мы убежденные сторонники равноправного партнерства цивилизаций, среди которых не может быть высших и низших.

Сегодня Татарстан — это один из крупнейших регионов Российской Федерации и успешная модель, представляющая собой образцовый пример межнационального мира и спокойствия, стабильного сосуществования конфессий и наций, прогрессивного развития культур и религиозной мысли.

Ныне в республике зафиксировано до 26% межнациональных браков. Ярким примером того, как взаимодействие цивилизаций, христианского и мусульманского миров стало фактически многовековой традицией государственной и общественной жизни, является мечеть Кул-Шариф, которая расположена в казанском Кремле по соседству с Благовещенским собором.

Президент В.В.Путин, выступая в Казани 26.08.05, подчеркнул, что «Россия всегда была сильна гармонией и взаимообогащением множества традиций, языков, самобытных культур, а здесь, в Поволжье, больше, чем где-либо, видна роль России как моста, связующего две великие цивилизации — европейскую и азиатскую. Здесь особенно понятны все сложности и все приобретения многовекового диалога и синтеза двух богатейших культур».

В Татарстане успешно претворены в жизнь основные ценности ислама — они совпадают с общечеловеческими: народы, населяющие этот край, не хотели покорять других, сводить счеты, решать споры путем кровопролития И насилия, но всегда стремились к самообразованию, повышали культуру взаимоуважения и терпимости. Ведь это и есть один из главных принципов ислама: как говорил Пророк Мухаммед, «обязанность мусульманина — учиться». Сегодня Татарстан, во многом благодаря гибкой и взвешенной политике руководства республики, — живое свидетельство того, что исламская цивилизация способна сочетать в себе одновременно уважение к прошлому и прогрессивную эволюцию наук, модернизацию экономики и политический плюрализм.

Порой мы недооцениваем наши собственные славные исторические и культурные традиции, столь актуальные для адекватного понимания сложных глобальных процессов, происходящих в сегодняшнем мире.

Между тем тысячелетний опыт сосуществования ислама и христианства в нашей стране дал много замечательных примеров позитивного взаимодействия. Россия действительно богата авторитетными и талантливыми специалистами в области как православия, так и ислама; они внесли весомый вклад в мировую науку. Один из старейших в Европе центров исламоведения расположен в Санкт-Петербурге, и по праву гордится такими именами, как академик О.Г.Большаков — автор фундаментального трехтомного издания по истории халифата.

Один из немногих в мире знатоков сунны, воспитавший не одно поколение российских специалистов, — профессор С.М.Прозоров.

Видный религиозный философ Р.Хакимов в исключительно насыщенной и яркой работе «Где наша Мекка?» изложил суть современного ислама, адаптированного к условиям европейской культуры. Намеченный им творческий подход к пониманию ислама может стать ключом к пониманию современных проблем, существующих в многокультурных обществах. Он особо подчеркивает, что идея творческого осмысления современных тенденций на базе верного понимания Корана родилась именно в России как результат того, что мусульмане здесь не чувствовали себя в чуждой среде, т.к. окружающее их общество было пропитано идеей терпимости и уважения к культуре людей разных культур.

Сейчас в СМИ многие пишут о ваххабизме, не всегда ясно отдавая себе отчет о сути этого явления. Между тем именно в России живет один из главных авторитетных специалистов по движению ваххабитов, член-корр. РАН А.М.Васильев. Работы этого ученого, посвященные ваххабизму и Саудовской Аравии, в мировом сообществе исламоведов сегодня рассматриваются как главный научный источник в этой области.

Исторический опыт межконфессионального диалога в России, отечественные достижения в области изучения исламской цивилизации имеют бесценное значение для всей мировой культуры. Мы этим гордимся, это наше достояние.

И на фоне торжеств, проводимых в Казани, где на территории Кремля в непосредс- твенной близости находятся православный и мусульманский храмы, становится очевидным, что теории о конфликте цивилизаций изобретают те, кто хочет снова возвести железный занавес теперь уже по конфессиональному признаку и снова разделить мир по религиозно-цивилизационным границам.

Опыт Татарстана еще раз убедительно доказывает, что там, где свободно развиваются представители различных религий, человек может идти по светлой дороге сотрудничества и взаимодействия культур. Россия — как страна с глубокими традициями исламо-христианского сосуществования, в культуре которой переплелись элементы различных цивилизаций, — это живое свидетельство и возможности, и полезности конструктивного сотрудничества различных этносов, религий, национальностей.