Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Актуальные проблемы государственной судебно-экспертной деятельности в судебно-экспертных учреждениях Минюста России

Москвина Т.П., заместитель Директора Департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Минюста России

Стремительный рост потребностей современного общества в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле как в рамках судопроизводства, так и вне этих рамок, позволяет рассматривать сегодня судебную экспертизу как самостоятельный процессуальный и наиболее перспективный механизм защиты прав и свобод граждан и интересов государства. Кроме того, современное законодательство Российской Федерации в рамках проводимой правовой реформы направлено на повышение роли института судебных экспертиз, без которого не может быть раскрыто и расследовано ни одно преступление. Результаты судебных экспертиз, выполненных в рамках как уголовного, так и других видов судопроизводства, являются научно обоснованными доказательствами, полученными по строгим процессуальным нормам на основе объективных, всесторонних и полных исследований.

Можно заметить, то ни одно из «громких», имеющих общественный резонанс дел за последнее время не обошлось без привлечения судебных экспертов. Так, эксперты Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России, расположенного в Москве и являющегося головным научно-методическим учреждением, проводили ряд баллистических и взрывотехнических экспертиз по делу о захвате Норд-Оста и по серии терактов в Москве, пожарно-техническую экспертизу и взрывотехнологическую экспертизу по пожару на Останкинской башне, гибели подводного крейсера «Курск», строительно-техническую экспертизу по Трансвааль-парку, судебно-экономическую и компьютерно-техническую экспертизу по делу «Юкоса». В настоящее время наши эксперты работают в Беслане по повторному раскрытию и расследованию совершенных там террористических преступлений.

Система судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции Российской Федерации начала создаваться с 20-х гг. прошлого столетия. Наиболее активное развитие система СЭУ получила в 50-е гг., и ее деятельность в то время была главным образом направлена на обслуживание судов и органов прокуратуры. Были созданы несколько лабораторий судебной экспертизы.

В настоящее время Минюст России имеет во всех федеральных округах РФ свои СЭУ, выполняющие судебные экспертизы и экспертные исследования по поручениям судов, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, судебных приставов-исполнителей, нотариусов. Объемы экспертного производства увеличиваются из года в год. Так, СЭУ в 2003 г. выполнили 262 107 экспертиз и экспертных исследований, а в 2004 г. этот показатель увеличился до 286 888. Сегодня структура СЭУ включает в себя следующие организационные уровни:

  • верхний уровень - специализированное подразделение Минюста России, которое взаимодействует со структурными подразделениями, федеральными и территориальными органами Минюста России и иными учреждениями и организациями в целях обеспечения организационного и методического руководства их деятельностью;
  • Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (РФЦСЭ при Минюсте России);
  • региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ);
  • лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ) Минюста России.

Основы и приоритетные направления развития государственной судебно-экспертной деятельности

Разработанная в последние годы в Минюсте России нормативно-правовая база направлена на приведение деятельности государственных СЭУ Минюста России в соответствие с действующими законодательными нормами Российской Федерации и положениями Федерального Закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.

Современное состояние и перспективы развития судебной экспертизы отражают, в первую очередь, потребности судебно-следственной практики, обусловленные в основном характером преступлений, уровнем профессионализма следователя и суда, степенью развития института судебной экспертизы как профессиональной систематической деятельности. Реализация потенциальных возможностей СЭУ прямо зависит от подготовленности судебного эксперта и его опыта, условий работы, уровня научно-методического, информационного и технико-инструментального обеспечения.

В настоящее время в СЭУ Минюста России выполняются судебные экспертизы по родам и видам. Кроме традиционных криминалистических, производятся и новые роды, например, экономическая, компьютерно-техническая, экологическая, психологическая, лингвистическая экспертизы. Увеличение объема экспертного производства по указанным областям в гражданском и арбитражном судопроизводстве является показателем правовой развитости нашего государства.

Одним из главных принципов судебной экспертизы является принцип независимости эксперта, заключающийся в том, что эксперт не должен находиться в административной зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. СЭУ Минюста России не подчинены органам дознания, следствия и судам, свободны от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности. Именно такой статус СЭУ вместе с оснащенностью современным научным оборудованием, надежной в научном отношении методической базой, а также наличием высококвалифицированного кадрового состава сформировал в обществе, прежде всего у работников правоохранительных органов, заслуженный авторитет системы СЭУ Минюста России как гарантии получения объективных и научно обоснованных доказательств.

Чем отличается государственный судебный эксперт от негосударственного эксперта?

Процесс развития принципа равноправия и состязательности сторон в судопроизводстве непосредственно связан с ростом внимания к судебной экспертизе, которая может выполняться в Российской Федерации не только государственными судебными экспертами, но и иными лицами, обладающими специальными знаниями, так называемыми «частными экспертами». Однако анализ судебно-следственной и экспертной практики показывает, что качество производства судебных экспертиз в государственных СЭУ несравненно выше. Это обусловлено тем, что, во-первых, обеспечена систематическая профессиональная подготовка и повышение квалификации экспертов, в отличие от эпизодического участия в судопроизводстве лиц, компетентность которых зачастую отставляет желать лучшего. Во-вторых, только в государственных СЭУ имеется нормативно закрепленный многоступенчатый жесткий контроль за качеством профессионального мастерства экспертов, методическим уровнем проводимых экспертных исследований.

В целом же возможности судебной экспертизы находятся в прямой зависимости от степени подготовки и опыта экспертов, условий их работы, полноты научно-методического и информационного обеспечения, обеспеченности инструментальным оборудованием и материалами. Повышение эффективности работы всех указанных элементов и активизации всех ресурсов системы СЭУ Минюста России посредством нормативного регулирования позволяют представить государственную судебно-экспертную деятельность как динамично развивающийся и прогрессивный государственный институт.

Подготовка и аттестация государственных судебных экспертов

Квалификационная аттестация эксперта - это внутриведомственная организационная процедура предоставления эксперту и (или) продления права самостоятельного производства судебной экспертизы (либо его лишения) по конкретному ее виду или экспертной специальности на основе всесторонней проверки уровня профессиональной подготовки работника СЭУ. При этом законодательство устанавливает единые требования к срокам прохождения квалификационной аттестации. Однако, как показывает практика, содержание экспертных специальностей и программ подготовки экспертов зачастую различается даже в разных государственных судебно-экспертных структурах. Что же говорить о частнопрактикующих экспертах?

Особое внимание к вопросам подготовки государственных судебных экспертов и их аттестации обусловлено необходимостью обеспечения объективной подготовки экспертных заключений. Представляется, что на сегодняшний день именно программа подготовки экспертов может быть эталоном возможностей экспертного производства. Если методы и средства, а также методики, обозначенные в рамках конкретной действующей специальности, не позволяют решить требуемую экспертную задачу, это является официальным основанием для возврата экспертизы без ее исполнения.

Полагаем, что разработанные за последний период программы подготовки государственных судебных экспертов Минюста России, которые охватывают наиболее полный перечень областей специальных знаний, могут быть взяты за основу для аттестации экспертов других органов исполнительной власти (за исключением Минздрава и Минобороны России). Проведение аттестаций экспертно-квалификационными комиссиями по специальностям, по единым программам подготовки экспертов создаст реальные предпосылки методической интеграции судебной экспертизы на новом витке своего развития. Все это позволит сегодня на межведомственном уровне с высоким качеством решать сложные теоретические и практические задач по использованию специальных знаний в установлении истины по уголовным и гражданским делам и торжестве правосудия.

Причины появления новых родов (видов) судебной экспертизы и порядок их введения в практику судопроизводства

Видоизменение структуры преступности, сопровождающее глобальные социально-экономические преобразования нашего общества, побуждает к поиску новых форм и методов противодействия преступности. Все это является также объективными предпосылками повышения значимости исследования вещественных доказательств в судопроизводстве и инициирует развитие новых родов и видов судебной экспертизы, расширяющих доказательную базу путем установления ранее не учитываемых фактических данных на основе исследования различных объектов. Главной отличительной особенностью новых экспертных направлений являются наукоемкость и высокотехнологичная инструментальная оснащенность.

Виды экспертных исследований, не являющиеся утвержденными и типичными для экспертной практики, до включения в перечень экспертиз, выполняемых в СЭУ Минюста России должны пройти полный путь своего всестороннего становления и надлежащего нормативного и методического оформления. Этот период связан с накоплением и анализом теоретического и эмпирического материала для разработки экспертных методик, организации подготовки и аттестации экспертов в рамках системы СЭУ Минюста России. Только выполнение полного комплекса мероприятий позволит сформировать в государственных СЭУ Минюста России требуемые специализированные экспертные подразделения по новым родам судебной экспертизы, результаты деятельности которых будут полностью соответствовать принципам объективности, всесторонности и полноты исследований и проводиться с использованием современных достижений науки в обозначенных областях специальных знаний.

Обеспечение качества судебной экспертизы

Поиск механизмов реализации единого научно-методического подхода, декларированного в ст. 11 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», к производству судебных экспертиз в СЭУ Минюста России показал, что наличие единых экспертных методик, установленных квалификационных требований к экспертам, налаженной системы подготовки и повышения квалификации экспертных кадров, всесторонней системы методического рецензирования наблюдательных производств как текущего контроля уровня компетентности экспертов и прочие компоненты управления судебно-экспертной деятельностью позволяют во всех СЭУ Минюста России получать одинаковые результаты при проведении экспертных исследований одних и тех же объектов. Все это позволяет обеспечивать высокое качество производства судебных экспертиз во всей системе СЭУ Минюста России.

Необходимо также отметить, что повышение качества судебно-экспертной деятельности СЭУ Минюста России связано со стремлением к проведению аккредитации СЭУ по международным стандартам, поскольку именно работники СЭУ Минюста России зачастую участвуют как эксперты в судебных заседаниях международных судов. Эти и другие направления являются актуальными задачами, эффективно решаемыми в настоящее время Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по судебной экспертизе.

Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы

В целях обеспечения развития судебной экспертизы, практической реализации принципов состязательности и равноправия сторон в современном судопроизводстве идет постоянный поиск эффективных процедур внедрения в практику Минюста России новых норм использования специальных знаний в процессуальных и непроцессуальных формах.

Одной из форм проверки соответствия качества является сертификация. Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы, в общем случае, - это форма подтверждения органом, осуществляющим сертификацию, соответствия методического обеспечения требованиям нормативно-правовых актов, призванных регулировать вопросы по судебной экспертизе.

В полном соответствии с Федеральным законом от 27.12.04 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» РФЦСЭ при Минюсте России была создана Система добровольной сертификации методического обеспечения, за основу при разработке которой были взяты нормативно-правовые акты Минюста России (зарегистрирована в Госстандарте России как РОСС RU.B175.04O300 от 02.03.05). В рамках этой системы проводятся работы по испытанию и выдаче рекомендаций к использованию в экспертной практике методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы, а также по подтверждению компетентности судебных экспертов.

Международное партнерство в судебной экспертизе

Особенностью современного развития судебной экспертизы является повышение эффективности взаимодействия СЭУ Минюста России с зарубежными судебно-экспертными и криминалистическими учреждениями.

Сформированная теоретическая база, организационное построение и богатый научно-методический и практический опыт, накопленный в СЭУ Минюста России, предопределили активизацию сотрудничества с мировым судебно-экспертным сообществом. Вступление в Европейскую сеть судебно-экспертных учреждений (ENFSI) предопределило начало нового этапа развития отношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья. В координационной деятельности в ENFSI, осуществляемой Минюстом России через РФЦСЭ при Минюсте России, отстаивается отечественная методология судебной экспертизы и учитываются интересы всей системы СЭУ Минюста России.

Гарантией обеспечения качества судебно-экспертной деятельности СЭУ Минюста России выступает стремление к проведению аккредитации СЭУ по международным стандартам. Осуществление общих требований аккредитации позволит эффективно реализовать элементы кооперации в выполнении сложных многообъектных экспертиз, повысить динамику развития методического обеспечения за счет дифференциации научных исследований, организовать широкий информационный обмен (в том числе информационно-справочными массивами образцов) на единой методической основе и пр. Кстати сказать, одним из первых шагов реализации международных требований как раз и явилась разработка вышеуказанной Системы сертификации методического обеспечения судебной экспертизы, обеспечивающей интеграцию с международным стандартом ISO 17025, по которому работают все зарубежные СЭУ.

Перспективы создания Федерального агентства по судебной экспертизе

С целью обеспечения исполнения полномочий судов, органов дознания и следствия, прокуратуры в ряде федеральных органов исполнительной власти созданы государственные СЭУ. Наиболее развитые сети государственных СЭУ к настоящему времени сформированы в МВД России, ФТС России, ФСБ России, Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию, Госнаркоконтроле России, а также в Минюсте России. Каждая из указанных систем государственных СЭУ осуществляет свою деятельность в соответствии с установленным профилем.

В Минюсте России для защиты прав и свобод граждан и интересов государства посредством проведения объективных научно обоснованных судебных экспертиз также функционируют государственные СЭУ, представленные в настоящее время старейшим государственным институтом в виде цельно организованной сети учреждений, территориально распределенных по всей Российской Федерации, органично взаимосвязанных едиными теоретическими и практическими основами производства судебной экспертизы.

При этом можно смело утверждать, что разработанная нормативно-правовая база Минюста России, созданная территориальная сеть государственных СЭУ Минюста России, развивающаяся научно-методическая и инструментальная база производства судебных экспертиз, систематизированная подготовка, повышение квалификации и аттестация экспертов - все это является необходимой материально-технической, кадровой и нормативно-правовой базой для оформления системы СЭУ Минюста России в Федеральное агентство по судебной экспертизе.

Решение указанного вопроса, несомненно, скажется на расширении возможностей по решению сложных задач судебной экспертизы, возложенных на СЭУ Минюста России, и позволит эффективно регулировать многоаспектную деятельность государственных и негосударственных судебных экспертов в Российской Федерации.