Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Состояние законности и правоприменительной практики в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности

Фридинский С.Н., заместитель Генерального прокурора РФ

Обеспечение эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности от неправомерных посягательств становится одной из приоритетных задач правоохранительной деятельности. На её важность обращал внимание Президент России Владимир Владимирович Путин.

И это не случайно.

Сегодня наша страна активно участвует в политических и экономических мировых процессах. Расширяется рынок, существенно изменились системы торговли и финансов, связи и информации.

По экспертным оценкам, в промышленно развитых странах до 90% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Одна из таких сфер - индустрия авторского права и смежных прав. По мере развития международных связей объекты авторского права занимают все более значимое место в экспорте развитых стран наравне с традиционными товарами.

В то же время стремительное развитие технологий создает условия для возникновения новых и опасных форм преступности, связанных с интеллектуальным «пиратством». Фальсифицированная и недоброкачественная продукция лавинообразным потоком хлынула на потребительский рынок, вытесняя продукцию легального производителя, что создает реальную угрозу экономической безопасности страны, жизни и здоровью ее граждан.

По оценкам зарубежных и отечественных экспертов, объем таких товаров составляет: по видеопродукции - 68%, аудиопродукции - 64%, DVD - 78%, программному обеспечению - 88%, промышленным и продовольственным товарам - 10-50%, лекарственным средствам - до 10%.

С оборотом контрафактной продукции тесно связаны недобросовестная конкуренция, незаконное предпринимательство, неуплата налогов и другие негативные явления, что в целом ведет к разрастанию теневой экономики, ее криминализации. Пиратский бизнес - один из высокодоходных в российской экономике, извлекаемая здесь прибыль сопоставима только с прибылью наркодельцов. Ему присуща высокая степень организации - в него вовлечены как коррумпированные чиновники, так и высококлассные юристы, осуществляющие юридическое прикрытие и использующие несовершенство законодательства. Убытки, причиняемые правообладателям и государству оборотом такой продукции в России, исчисляются уже миллиардами долларов США (по различным оценкам, 1-3 млрд долл. США).

Оборачиваемые пиратами огромные средства не только напрямую изъяты из легальной интеллектуальной сферы, но и оттягивают на себя значительную часть талантливых специалистов, превращая их в фактических пособников преступной деятельности. На остающихся же в правовой сфере ученых и специалистов процветание теневой «науки и техники» действует деморализующе, подталкивая их к поиску зарубежных работодателей, либо вообще к отказу от интеллектуального труда.

Масштабность правонарушений в области интеллектуальной собственности замедляет интеграцию российской экономики в мировую среду, в том числе в рамках переговоров о вступлении России в ВТО.

Но чем можно измерить духовные потери? Какой стимул творить и создавать? Страдают писатели, композиторы, научные работники. Как у нас, так и за рубежом. Страдает духовное развитие нации. С чего начинают учебу первоклашки, с пиратских учебников? Как в такой ситуации можно воспитать у подрастающего поколения правовое сознание?

На здании Всемирной организации интеллектуальной собственности начертано: «Человеческий гений является источником всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения являются гарантией жизни, достойной человека. Долг государства - обеспечить надежную охрану всех видов искусства и изобретений».

В последнее время в России наблюдаются определенные позитивные сдвиги в области охраны интеллектуальной собственности. По ряду вопросов доработано и продолжает совершенствоваться законодательство. Создана специальная Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в этой сфере. Определены и наделены соответствующей компетенцией федеральные органы исполнительной власти. Наметились определенные сдвиги в организации работы правоохранительных органов и органов государственного контроля и надзора. Чаще стали выявляться нарушения с принятием конкретных мер реагирования. Накоплен положительный опыт международного сотрудничества, который надо продолжать.

Вместе с тем добиться системного поворота к лучшему пока не удалось. Статистика показывает - в 2003 г. было зарегистрировано чуть более 1000 преступных нарушений авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ). В 2004 г. эта работа активизировалась. Было выявлено в 2 раза больше таких преступлений - около 2000, в 1-м полугодии 2005 г. - 1500.

Казалось бы, наметилось движение вперед. Однако надлежащего противодействия этим правонарушениям не оказывается. Об этом свидетельствует складывающаяся обстановка.

Ведь эти небольшие цифры - это число уголовных дел, возбужденных по всей России. Тогда как все рынки, прилавки киосков и ларьков завалены подделками и «пиратскими» копиями различной продукции известных товаропроизводителей.

Поддельная алкогольная продукция льется рекой. От «паленой» водки гибнет ежегодно до 40 тыс. граждан, а к уголовной ответственности за это привлекаются лишь единицы. Ежегодно число уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 180 УК РФ, т.е. незаконное использование товарного знака (я подчеркиваю, - по всей России), возбуждается немногим более 300.

О привлечении к уголовной ответственности за нарушение патентных и изобретательских прав вообще нечего сказать. Таких уголовных дел практически нет. В 2004 г. обвинение по ст. 147 УК РФ предъявлено всего 5 лицам, осуждены за такое преступление только 3.

Статья 189 УК РФ (незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники) вообще не работает (в 2003 г. - 1 уголовное дело, в 2004 г. - 2).

Еще более неприглядной станет картина, если заглянуть в глубину проблемы и увидеть, что скрывается за числом возбужденных уголовных дел. В результате их расследования в 2004 г. по ст. 146 УК РФ осуждено немногим более 300 человек, а по ст. 180 УК РФ - около 30. Среди привлеченных к ответственности большинство - мелкие торговцы, распространявшие подделки. Таковы нынешние результаты борьбы с контрафактом.

В то же время высокие доходы и низкий риск привлечения к ответственности притягивают к индустрии авторского права и смежных прав организованные преступные группировки.

Известно, что аудиовизуальное «пиратство» приняло в России межрегиональный и межгосударственный характер. Это же можно сказать и о других направлениях потребительского рынка.

По существу, сформировалась и действует хорошо отлаженная криминальная отрасль, где занято огромное число людей. Созданы сотни подпольных производств, организованы поставки сырья и материалов, сбыт готовой продукции. Незаконный бизнес порождает незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, обман потребителей. Адекватного же противодействия этому со стороны правоохранительных органов в настоящее время нет.

Определенные трудности в расследовании уголовных дел данной категории и препятствия на пути от возбуждения дела до постановления обвинительного приговора отчасти связаны с несовершенством уголовно-правовых норм и отсутствием единообразной правоприменительной практики. Есть в этом и большие недоработки прокуроров на местах.

Основная же причина кроется в недостаточно эффективной организации той работы, которая предшествует возбуждению уголовного дела. На этой стадии допускается большинство просчетов и упущений. И здесь хороший резерв для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов.

Систематической целенаправленной оперативной работы в этой сфере не ведется ни в аппарате МВД России, ни в органах внутренних дел на местах. Более или менее активно идет борьба с производством и реализацией контрафактных аудиокассет и компакт-дисков.

МВД России провело в 1-м полугодии 2005 г. общероссийскую оперативно-профилактическую операцию «Контрафакт-2005». Проверено более 15 тыс. предприятий, осуществляющих реализацию объектов интеллектуальной собственности. В результате же возбуждено только 364 уголовных дела, из них 165 - по ст. 146 УК РФ.

На сегодняшний день, по оперативным данным, установлено 10 наиболее крупных предприятий, на которых выпускают «пиратскую» продукцию. Между тем для насыщения российского рынка достаточно всего 2. Только в Зеленограде работает несколько заводов, способных обеспечить пиратскими дисками половину России. Есть они в Тамбове, Краснодаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других крупных городах. При этом один и тот же завод может производить как легальную, так и нелегальную продукцию.

Результаты борьбы с этими преступлениями пока не впечатляют, но все-таки, хоть какие-то, они есть.

К сожалению, нельзя этого сказать о выявлении и пресечении производства контрафактных табачных изделий, предметов одежды и продуктов питания, парфюмерии, фальсифицированных лекарственных препаратов и биологически активных добавок. А контрафактные автозапчасти? Ими вообще никто не занимается.

То же самое касается поддельных лекарств. В 2004 г. по фактам преступлений, связанных с незаконным оборотом фальсифицированных лекарственных средств, органами МВД России возбуждено всего 127 уголовных дел. А в текущем году эта деятельность вообще сведена к единичным эпизодам пресечения реализации таких препаратов. Работа на этом направлении правоохранительной деятельности не поддается никакой оценке. По всей России она практически не ведется. Но так бесконечно продолжаться не может. Это реальная угроза здоровью россиян.

В настоящее время бригада Генеральной прокуратуры РФ с участием прокуроров на местах приступила к проведению плановой проверки соблюдения федерального законодательства о запрещении оборота фальсифицированных лекарственных средств и защите прав потребителей в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности.

В 2003 г. в рамках оперативно-профилактической операции «Табак» органами внутренних дел проведено свыше 49 тыс. проверок предприятий и организаций, осуществляющих производство и реализацию табачных изделий. По выявленным правонарушениям возбуждено только 29 уголовных дел. К нынешнему времени активность оперативных служб на данном направлении вовсе затухла.

В то же время правоохранительные органы обладают информацией о контрабандных каналах экспорта фальсифицированной табачной продукции. Транзит ее осуществляется через Беларусь и страны Балтии в страны Евросоюза и Англию.

Есть данные об организованных преступных группировках, контролирующих незаконный выпуск и реализацию контрафактной табачной продукции. Фактически сейчас можно заключить договор с какой-нибудь фирмочкой о производстве дешевых российских сигарет «Прима», открыть легальное производство и фактически «гнать» на этих линиях сигареты практически под любой известной маркой. Бизнес очень выгодный, штрафные санкции за незаконное использование товарного знака символические.

Готовы ли наши оперативные службы к такому развитию событий? Думается, что нет. В аппарате МВД России контрафактом табака занимаются единицы оперативников. Что они могут сделать? Реализовать за год такое же число нормальных оперативных материалов? А на местах эта работа вообще не ведется. Больше того, даже выявленным фактам не дается надлежащей оценки на местах.

То же самое можно сказать об алкогольной продукции и других основных видах товаров потребительского рынка. Оперативные позиции правоохранительных органов здесь до сих пор слабы. Необходима каждодневная кропотливая работа по всем направлениям. Прокурорам на местах тоже необходимо принять меры для организации этой работы.

Надо признать - сегодня уголовные дела по ст. 146 УК РФ возбуждаются в основном по материалам оперативно-розыскной деятельности. В прокуратуре оперативно-розыскного аппарата нет, приходится полагаться на оперативные службы МВД. Но взаимодействие следователя прокуратуры с ними до возбуждения уголовного дела осуществляется пока слабо.

Сейчас МВД и ФТС внесли предложения об изменении подследственности ст. 146 и 180 УК РФ. Нужно этот вопрос проработать до конца и внести эти изменения в закон.

Уголовно-правовая защита прав интеллектуальной собственности должна быть адекватна общественной опасности этих преступлений и масштабам негативных проявлений. Сейчас предусмотренные законом меры ответственности этому не соответствуют. Наказание за нарушения прав интеллектуальной собственности не достигает своих целей. Основные причины, на мой взгляд, две: мягкость установленных санкций и формирующаяся карательная судебная практика, слишком снисходительная по отношению к нарушителям.

В этом смысле размер административного штрафа и доход распространителя фальсификата абсолютно несопоставимы. Складывается ситуация, когда нарушать закон выгодно, поскольку прибыль с лихвой покрывает размеры штрафных санкций. Санкции по уголовным наказаниям, предусмотренным ст. 146, 147 и 180 УК РФ, не отвечают задачам борьбы с преступностью.

Суды в связи с этим не назначают суровые меры наказания преступникам. Преступления эти воспринимаются как не имеющие высокой общественной опасности. Не последнюю роль играет и тот фактор, что совершающие их лица, как правило, не имеют судимости и положительно характеризуются. Поэтому случаи назначения реального лишения свободы единичны. В 2003 г. осуждены 2 лица, в 2004 г. - 10. В отношении значительного количества осужденных судами применялось условное наказание. Наказание в виде штрафа назначено почти половине осужденных. За последние 2 года 6-8% уголовных дел прекращено в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ).

Слабая эффективность правоприменительной практики обусловлена и тем, что закон относит эти преступления к категориям небольшой, а при отягчающих обстоятельствах - средней тяжести. Представляется, что необходимо увеличить верхние пределы санкций ч. 2 и ч. 3 ст. 146 УК РФ с целью отнесения этих преступлений к более тяжким категориям.

Несколько слов о работе других надзорных и контролирующих органах. Их деятельность также далека от совершенства. Предоставленные им правовые инструменты по сдерживанию контрафактной продукции в должной мере не используются.

В 2005 г., к примеру, только после вмешательства Генеральной прокуратуры РФ Росимущество обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Сокра-Фиш» об истребовании товарного знака «Чатка» из чужого незаконного владения и признании на него исключительного права Российской Федерации. Решением суда, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, исковые требования удовлетворены.

Между тем ранее Правительство РФ давало поручения Минимуществу, Минэкономразвития, Минсельхозу России и другим ведомствам о принятии мер по восстановлению прав государства на указанный товарный знак, однако таковых принято не было. При этом Роспатент, осуществляющий контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в суде первой инстанции при прошлом руководстве не участвовал. В дальнейшем такое участие было обеспечено только по требованию прокуратуры.

Ещё 2 года назад была запрещена продажа экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм при осуществлении розничной торговли вне стационарных мест торговли. Однако ожидаемых результатов мы не получили. Здесь, кроме милиции, должен был бы поработать Роспотребнадзор. К сожалению, этого не произошло.

О какой работе можно говорить, когда Росздравнадзор до сих пор не укомплектовал штаты своих сотрудников во многих регионах, а в Ростовской области функции названного органа исполняли внештатные сотрудники. В такой ситуации органы прокуратуры просто обязаны добиться от поднадзорных органов и организаций неукоснительно исполнять и соблюдать законы.

Серьезный вред правоотношениям в этой сфере наносят недобросовестные чиновники. С одной стороны, создаются необоснованные препятствия для владельцев соответствующих прав и их соискателей, а с другой - нарушители нередко за мзду незаконно освобождаются от ответственности.

В Ростовской области инспектор Ростехнадзора оформил паспорта самоходных зерноуборочных машин, изготовленных с наименованием и маркой, принадлежащих другому правообладателю. Размер ущерба - более 3 млн руб. По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело.

Некоторые должностные лица пошли еще дальше и сами занялись незаконной деятельностью. В Удмуртии привлечен к уголовной ответственности старший инженер отдела связи МВД РФ. Он распространял контрафактную продукцию, в том числе порнографию через Интернет.

Еще раз хочу подчеркнуть - работа органов государственного контроля и надзора в основном по сигналам о нарушениях законодательства не отвечает сложившейся ситуации. Необходимо проведение инициативных проверок, носящих упреждающий характер.

Недооцениваются правоохранительными органами, органами государственного контроля и надзора возможности административного воздействия на правонарушителей. Не способствует улучшению ситуации и пренебрежение со стороны уполномоченных органов нормами закона, регламентирующими порядок привлечения к административной ответственности. В конечном итоге это ведет к отмене принятых решений и безнаказанности нарушителей. Такие недостатки вскрывались прокурорами в органах антимонопольной службы, внутренних дел, таможенной службы.

На недостаточной эффективности мер административного воздействия сказалось и то, что нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ, как уже было отмечено, не отвечают реалиям времени. Например, остро возникает необходимость в увеличении сроков давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемой категории дел, проведения административного расследования.

Нуждается в скорейшем завершении работа над законопроектами о внесении изменений и дополнений в законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об авторском праве и смежных правах».

К сожалению, все ещё отсутствует должное взаимодействие, обмен информацией и координация деятельности контролирующих органов между собой и с органами правоохраны. Совершенно недопустимо, что информация, содержащая признаки преступлений, не направляется по принадлежности для организации проверок в соответствии с УПК РФ.

Такие факты выявлены, к примеру, в деятельности таможенных органов Калининградской области. Они не передают в органы внутренних дел информацию о незаконном использовании товарного знака.

Особого внимания заслуживают вопросы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, полученных за счет государственных средств. Сегодня их учет, контроль за использованием, охрана и защита надлежащим образом не обеспечиваются, что создает возможность для утечки ценнейшей информации. Это касается, прежде всего, производства вооружений и военной техники, продукции военного, специального и двойного назначения.

Во исполнение правительственного решения функции по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по государственному учету, обеспечение работ по ведению единого реестра результатов интеллектуальной деятельности возложены на Министерство юстиции РФ.

Государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» при Министерстве юстиции России на запрос Генеральной прокуратуры РФ какой-либо информации о правонарушениях в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности не представило. Это вряд ли свидетельствует об отсутствии правонарушений, а скорее, подтверждает то, что информации о них нет. А Федеральное медико-биологическое агентство только начало работу по подготовке сводного реестра.

Федеральным органам исполнительной власти следует безотлагательно принять дополнительные меры к формированию единой государственной системы учета и контроля интеллектуальных объектов, выполняемых за счет средств федерального бюджета, а также по выявлению и пресечению правонарушений в данной сфере. При этом надо не забывать, что сегодня многие ранее закрытые российские учреждения и предприятия оборонного комплекса имеют возможность контактировать с иностранными коллегами. Как следствие этого с 1992 по 2003 г. страну покинули, по некоторым оценкам, около 300 тыс. ученых, из них около 100 тыс. проживает в США, более 350 человек являются носителями уникальных знаний, технологий, ноу-хау, охраняемых в режиме государственной и коммерческой тайны. И это тоже проблема, которую надо решать.

По тем же причинам являются актуальными вопросы охраны и защиты интеллектуальной собственности в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. В ходе проверок военной прокуратуры в 2002-04 гг. в Центре военно-научной информации Минобороны России установлено, что там зарегистрировано не более 20% всех работ, проведенных по заказам Министерства. Это могло повлечь утрату прав на полученные за счет государства результаты научной деятельности и их использование в ущерб интересам обороноспособности страны. Выделяемые на эти цели бюджетные средства зачастую расходовались нерационально, система охраны объектов интеллектуальной собственности отсутствовала, их инвентаризация проводилась формально.

Другая проблема находится в плоскости защиты прав государства на объекты интеллектуальной собственности при проведении приватизации и реорганизации государственных предприятий. Не секрет - до приватизации нематериальные активы, в состав которых включались объекты интеллектуальной собственности, как правило, на балансе предприятий не отражались. Что мы получили? Практически все государственные предприятия в дальнейшем были приватизированы без оформления прав государства на объекты интеллектуальной собственности. В условиях, когда в государственной собственности, по экспертным оценкам, осталось только 9% имущества, проблема обеспечения эффективного использования интеллектуальной собственности, находящейся в распоряжении государства, приобретает первостепенную значимость. Необходимо учесть это и в период грядущего следующего этапа приватизации.

Во исполнение поручения Президента РФ Генеральной прокуратурой РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, в первую очередь Минсельхозом России, была проведена работа по обеспечению интересов государства на товарные знаки известных российских водок.

Начиная с 1967 г. владельцем товарных знаков на водки «Столичная», «Московская», «Русская» и ряда других являлось государственное предприятие ВВО «Союзплодоимпорт». Впоследствии эти товарные знаки незаконно перешли во владение частного предприятия. По искам прокуратуры государству в лице Минсельхоза России были возвращены права на 17 товарных знаков на известные российские водки. Предпринятые меры принесли конкретную экономическую выгоду государству и создали предпосылки для продолжения работы по восстановлению этих прав за рубежом. По оценкам специалистов, ежегодный финансовый оборот от незаконного экспорта составлял около 4 млрд руб., теперь эти деньги поступают в федеральный бюджет.

Права государства, российских компаний и граждан нарушаются за пределами страны и на другие объекты интеллектуальной собственности. В этой связи необходима более активная деятельность МИД России по обеспечению дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты интересов Российской Федерации и конкретных российских товаропроизводителей на международной арене. Ведь какревностно защищают свои брэнды зарубежные государства в лице своих дипломатических служб!

Эффективность применения мер воздействия к нарушителям прав на объекты интеллектуальной собственности во многом зависит от активности правообладателей, своевременного представления ими документов, подтверждающих их правомочия, а также иной необходимой информации. К сожалению, они нередко занимают пассивную позицию. Не единичны случаи, когда они отказываются помогать следствию. Это влияет на своевременность и качество расследования уголовных дел, вынесение законных и обоснованных судебных приговоров.

Иногда правообладатели заключают мировые соглашения с нарушителями их прав уже после того, как проделана кропотливая работа по изобличению преступников и привлечению их к уголовной ответственности. За последние 2 года по ст. 146 УК РФ в связи с примирением сторон прекращено судами каждое 5-е уголовное дело. Столько же дел прекращено на досудебной стадии.

Из всего сказанного следует, что работа по защите интеллектуальной собственности в России не отвечает требованиям дня и требует своего скорейшего совершенства. Требования эти в первую очередь относятся к необходимости надлежащей организации работы соответствующих органов исполнительной власти и правоохранительной системы, обеспечения их эффективного взаимодействия.

Ряд мер в этом направлении был принят на недавно состоявшемся в Генеральной прокуратуре РФ Координационном совещании руководителей правоохранительных органов страны. Но предстоит сделать гораздо больше. Свое слово должны сказать и законодатели при рассмотрении законопроектов в этой сфере регулирования.

Состояние законности и правоприменительной практики в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Состояние законности и правоприменительной практики в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности

Фридинский С.Н., заместитель Генерального прокурора РФ

Обеспечение эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности от неправомерных посягательств становится одной из приоритетных задач правоохранительной деятельности. На её важность обращал внимание Президент России Владимир Владимирович Путин.

И это не случайно.

Сегодня наша страна активно участвует в политических и экономических мировых процессах. Расширяется рынок, существенно изменились системы торговли и финансов, связи и информации.

По экспертным оценкам, в промышленно развитых странах до 90% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Одна из таких сфер - индустрия авторского права и смежных прав. По мере развития международных связей объекты авторского права занимают все более значимое место в экспорте развитых стран наравне с традиционными товарами.

В то же время стремительное развитие технологий создает условия для возникновения новых и опасных форм преступности, связанных с интеллектуальным «пиратством». Фальсифицированная и недоброкачественная продукция лавинообразным потоком хлынула на потребительский рынок, вытесняя продукцию легального производителя, что создает реальную угрозу экономической безопасности страны, жизни и здоровью ее граждан.

По оценкам зарубежных и отечественных экспертов, объем таких товаров составляет: по видеопродукции - 68%, аудиопродукции - 64%, DVD - 78%, программному обеспечению - 88%, промышленным и продовольственным товарам - 10-50%, лекарственным средствам - до 10%.

С оборотом контрафактной продукции тесно связаны недобросовестная конкуренция, незаконное предпринимательство, неуплата налогов и другие негативные явления, что в целом ведет к разрастанию теневой экономики, ее криминализации. Пиратский бизнес - один из высокодоходных в российской экономике, извлекаемая здесь прибыль сопоставима только с прибылью наркодельцов. Ему присуща высокая степень организации - в него вовлечены как коррумпированные чиновники, так и высококлассные юристы, осуществляющие юридическое прикрытие и использующие несовершенство законодательства. Убытки, причиняемые правообладателям и государству оборотом такой продукции в России, исчисляются уже миллиардами долларов США (по различным оценкам, 1-3 млрд долл. США).

Оборачиваемые пиратами огромные средства не только напрямую изъяты из легальной интеллектуальной сферы, но и оттягивают на себя значительную часть талантливых специалистов, превращая их в фактических пособников преступной деятельности. На остающихся же в правовой сфере ученых и специалистов процветание теневой «науки и техники» действует деморализующе, подталкивая их к поиску зарубежных работодателей, либо вообще к отказу от интеллектуального труда.

Масштабность правонарушений в области интеллектуальной собственности замедляет интеграцию российской экономики в мировую среду, в том числе в рамках переговоров о вступлении России в ВТО.

Но чем можно измерить духовные потери? Какой стимул творить и создавать? Страдают писатели, композиторы, научные работники. Как у нас, так и за рубежом. Страдает духовное развитие нации. С чего начинают учебу первоклашки, с пиратских учебников? Как в такой ситуации можно воспитать у подрастающего поколения правовое сознание?

На здании Всемирной организации интеллектуальной собственности начертано: «Человеческий гений является источником всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения являются гарантией жизни, достойной человека. Долг государства - обеспечить надежную охрану всех видов искусства и изобретений».

В последнее время в России наблюдаются определенные позитивные сдвиги в области охраны интеллектуальной собственности. По ряду вопросов доработано и продолжает совершенствоваться законодательство. Создана специальная Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в этой сфере. Определены и наделены соответствующей компетенцией федеральные органы исполнительной власти. Наметились определенные сдвиги в организации работы правоохранительных органов и органов государственного контроля и надзора. Чаще стали выявляться нарушения с принятием конкретных мер реагирования. Накоплен положительный опыт международного сотрудничества, который надо продолжать.

Вместе с тем добиться системного поворота к лучшему пока не удалось. Статистика показывает - в 2003 г. было зарегистрировано чуть более 1000 преступных нарушений авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ). В 2004 г. эта работа активизировалась. Было выявлено в 2 раза больше таких преступлений - около 2000, в 1-м полугодии 2005 г. - 1500.

Казалось бы, наметилось движение вперед. Однако надлежащего противодействия этим правонарушениям не оказывается. Об этом свидетельствует складывающаяся обстановка.

Ведь эти небольшие цифры - это число уголовных дел, возбужденных по всей России. Тогда как все рынки, прилавки киосков и ларьков завалены подделками и «пиратскими» копиями различной продукции известных товаропроизводителей.

Поддельная алкогольная продукция льется рекой. От «паленой» водки гибнет ежегодно до 40 тыс. граждан, а к уголовной ответственности за это привлекаются лишь единицы. Ежегодно число уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 180 УК РФ, т.е. незаконное использование товарного знака (я подчеркиваю, - по всей России), возбуждается немногим более 300.

О привлечении к уголовной ответственности за нарушение патентных и изобретательских прав вообще нечего сказать. Таких уголовных дел практически нет. В 2004 г. обвинение по ст. 147 УК РФ предъявлено всего 5 лицам, осуждены за такое преступление только 3.

Статья 189 УК РФ (незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники) вообще не работает (в 2003 г. - 1 уголовное дело, в 2004 г. - 2).

Еще более неприглядной станет картина, если заглянуть в глубину проблемы и увидеть, что скрывается за числом возбужденных уголовных дел. В результате их расследования в 2004 г. по ст. 146 УК РФ осуждено немногим более 300 человек, а по ст. 180 УК РФ - около 30. Среди привлеченных к ответственности большинство - мелкие торговцы, распространявшие подделки. Таковы нынешние результаты борьбы с контрафактом.

В то же время высокие доходы и низкий риск привлечения к ответственности притягивают к индустрии авторского права и смежных прав организованные преступные группировки.

Известно, что аудиовизуальное «пиратство» приняло в России межрегиональный и межгосударственный характер. Это же можно сказать и о других направлениях потребительского рынка.

По существу, сформировалась и действует хорошо отлаженная криминальная отрасль, где занято огромное число людей. Созданы сотни подпольных производств, организованы поставки сырья и материалов, сбыт готовой продукции. Незаконный бизнес порождает незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, обман потребителей. Адекватного же противодействия этому со стороны правоохранительных органов в настоящее время нет.

Определенные трудности в расследовании уголовных дел данной категории и препятствия на пути от возбуждения дела до постановления обвинительного приговора отчасти связаны с несовершенством уголовно-правовых норм и отсутствием единообразной правоприменительной практики. Есть в этом и большие недоработки прокуроров на местах.

Основная же причина кроется в недостаточно эффективной организации той работы, которая предшествует возбуждению уголовного дела. На этой стадии допускается большинство просчетов и упущений. И здесь хороший резерв для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов.

Систематической целенаправленной оперативной работы в этой сфере не ведется ни в аппарате МВД России, ни в органах внутренних дел на местах. Более или менее активно идет борьба с производством и реализацией контрафактных аудиокассет и компакт-дисков.

МВД России провело в 1-м полугодии 2005 г. общероссийскую оперативно-профилактическую операцию «Контрафакт-2005». Проверено более 15 тыс. предприятий, осуществляющих реализацию объектов интеллектуальной собственности. В результате же возбуждено только 364 уголовных дела, из них 165 - по ст. 146 УК РФ.

На сегодняшний день, по оперативным данным, установлено 10 наиболее крупных предприятий, на которых выпускают «пиратскую» продукцию. Между тем для насыщения российского рынка достаточно всего 2. Только в Зеленограде работает несколько заводов, способных обеспечить пиратскими дисками половину России. Есть они в Тамбове, Краснодаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других крупных городах. При этом один и тот же завод может производить как легальную, так и нелегальную продукцию.

Результаты борьбы с этими преступлениями пока не впечатляют, но все-таки, хоть какие-то, они есть.

К сожалению, нельзя этого сказать о выявлении и пресечении производства контрафактных табачных изделий, предметов одежды и продуктов питания, парфюмерии, фальсифицированных лекарственных препаратов и биологически активных добавок. А контрафактные автозапчасти? Ими вообще никто не занимается.

То же самое касается поддельных лекарств. В 2004 г. по фактам преступлений, связанных с незаконным оборотом фальсифицированных лекарственных средств, органами МВД России возбуждено всего 127 уголовных дел. А в текущем году эта деятельность вообще сведена к единичным эпизодам пресечения реализации таких препаратов. Работа на этом направлении правоохранительной деятельности не поддается никакой оценке. По всей России она практически не ведется. Но так бесконечно продолжаться не может. Это реальная угроза здоровью россиян.

В настоящее время бригада Генеральной прокуратуры РФ с участием прокуроров на местах приступила к проведению плановой проверки соблюдения федерального законодательства о запрещении оборота фальсифицированных лекарственных средств и защите прав потребителей в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности.

В 2003 г. в рамках оперативно-профилактической операции «Табак» органами внутренних дел проведено свыше 49 тыс. проверок предприятий и организаций, осуществляющих производство и реализацию табачных изделий. По выявленным правонарушениям возбуждено только 29 уголовных дел. К нынешнему времени активность оперативных служб на данном направлении вовсе затухла.

В то же время правоохранительные органы обладают информацией о контрабандных каналах экспорта фальсифицированной табачной продукции. Транзит ее осуществляется через Беларусь и страны Балтии в страны Евросоюза и Англию.

Есть данные об организованных преступных группировках, контролирующих незаконный выпуск и реализацию контрафактной табачной продукции. Фактически сейчас можно заключить договор с какой-нибудь фирмочкой о производстве дешевых российских сигарет «Прима», открыть легальное производство и фактически «гнать» на этих линиях сигареты практически под любой известной маркой. Бизнес очень выгодный, штрафные санкции за незаконное использование товарного знака символические.

Готовы ли наши оперативные службы к такому развитию событий? Думается, что нет. В аппарате МВД России контрафактом табака занимаются единицы оперативников. Что они могут сделать? Реализовать за год такое же число нормальных оперативных материалов? А на местах эта работа вообще не ведется. Больше того, даже выявленным фактам не дается надлежащей оценки на местах.

То же самое можно сказать об алкогольной продукции и других основных видах товаров потребительского рынка. Оперативные позиции правоохранительных органов здесь до сих пор слабы. Необходима каждодневная кропотливая работа по всем направлениям. Прокурорам на местах тоже необходимо принять меры для организации этой работы.

Надо признать - сегодня уголовные дела по ст. 146 УК РФ возбуждаются в основном по материалам оперативно-розыскной деятельности. В прокуратуре оперативно-розыскного аппарата нет, приходится полагаться на оперативные службы МВД. Но взаимодействие следователя прокуратуры с ними до возбуждения уголовного дела осуществляется пока слабо.

Сейчас МВД и ФТС внесли предложения об изменении подследственности ст. 146 и 180 УК РФ. Нужно этот вопрос проработать до конца и внести эти изменения в закон.

Уголовно-правовая защита прав интеллектуальной собственности должна быть адекватна общественной опасности этих преступлений и масштабам негативных проявлений. Сейчас предусмотренные законом меры ответственности этому не соответствуют. Наказание за нарушения прав интеллектуальной собственности не достигает своих целей. Основные причины, на мой взгляд, две: мягкость установленных санкций и формирующаяся карательная судебная практика, слишком снисходительная по отношению к нарушителям.

В этом смысле размер административного штрафа и доход распространителя фальсификата абсолютно несопоставимы. Складывается ситуация, когда нарушать закон выгодно, поскольку прибыль с лихвой покрывает размеры штрафных санкций. Санкции по уголовным наказаниям, предусмотренным ст. 146, 147 и 180 УК РФ, не отвечают задачам борьбы с преступностью.

Суды в связи с этим не назначают суровые меры наказания преступникам. Преступления эти воспринимаются как не имеющие высокой общественной опасности. Не последнюю роль играет и тот фактор, что совершающие их лица, как правило, не имеют судимости и положительно характеризуются. Поэтому случаи назначения реального лишения свободы единичны. В 2003 г. осуждены 2 лица, в 2004 г. - 10. В отношении значительного количества осужденных судами применялось условное наказание. Наказание в виде штрафа назначено почти половине осужденных. За последние 2 года 6-8% уголовных дел прекращено в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ).

Слабая эффективность правоприменительной практики обусловлена и тем, что закон относит эти преступления к категориям небольшой, а при отягчающих обстоятельствах - средней тяжести. Представляется, что необходимо увеличить верхние пределы санкций ч. 2 и ч. 3 ст. 146 УК РФ с целью отнесения этих преступлений к более тяжким категориям.

Несколько слов о работе других надзорных и контролирующих органах. Их деятельность также далека от совершенства. Предоставленные им правовые инструменты по сдерживанию контрафактной продукции в должной мере не используются.

В 2005 г., к примеру, только после вмешательства Генеральной прокуратуры РФ Росимущество обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Сокра-Фиш» об истребовании товарного знака «Чатка» из чужого незаконного владения и признании на него исключительного права Российской Федерации. Решением суда, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, исковые требования удовлетворены.

Между тем ранее Правительство РФ давало поручения Минимуществу, Минэкономразвития, Минсельхозу России и другим ведомствам о принятии мер по восстановлению прав государства на указанный товарный знак, однако таковых принято не было. При этом Роспатент, осуществляющий контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в суде первой инстанции при прошлом руководстве не участвовал. В дальнейшем такое участие было обеспечено только по требованию прокуратуры.

Ещё 2 года назад была запрещена продажа экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм при осуществлении розничной торговли вне стационарных мест торговли. Однако ожидаемых результатов мы не получили. Здесь, кроме милиции, должен был бы поработать Роспотребнадзор. К сожалению, этого не произошло.

О какой работе можно говорить, когда Росздравнадзор до сих пор не укомплектовал штаты своих сотрудников во многих регионах, а в Ростовской области функции названного органа исполняли внештатные сотрудники. В такой ситуации органы прокуратуры просто обязаны добиться от поднадзорных органов и организаций неукоснительно исполнять и соблюдать законы.

Серьезный вред правоотношениям в этой сфере наносят недобросовестные чиновники. С одной стороны, создаются необоснованные препятствия для владельцев соответствующих прав и их соискателей, а с другой - нарушители нередко за мзду незаконно освобождаются от ответственности.

В Ростовской области инспектор Ростехнадзора оформил паспорта самоходных зерноуборочных машин, изготовленных с наименованием и маркой, принадлежащих другому правообладателю. Размер ущерба - более 3 млн руб. По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело.

Некоторые должностные лица пошли еще дальше и сами занялись незаконной деятельностью. В Удмуртии привлечен к уголовной ответственности старший инженер отдела связи МВД РФ. Он распространял контрафактную продукцию, в том числе порнографию через Интернет.

Еще раз хочу подчеркнуть - работа органов государственного контроля и надзора в основном по сигналам о нарушениях законодательства не отвечает сложившейся ситуации. Необходимо проведение инициативных проверок, носящих упреждающий характер.

Недооцениваются правоохранительными органами, органами государственного контроля и надзора возможности административного воздействия на правонарушителей. Не способствует улучшению ситуации и пренебрежение со стороны уполномоченных органов нормами закона, регламентирующими порядок привлечения к административной ответственности. В конечном итоге это ведет к отмене принятых решений и безнаказанности нарушителей. Такие недостатки вскрывались прокурорами в органах антимонопольной службы, внутренних дел, таможенной службы.

На недостаточной эффективности мер административного воздействия сказалось и то, что нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ, как уже было отмечено, не отвечают реалиям времени. Например, остро возникает необходимость в увеличении сроков давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемой категории дел, проведения административного расследования.

Нуждается в скорейшем завершении работа над законопроектами о внесении изменений и дополнений в законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об авторском праве и смежных правах».

К сожалению, все ещё отсутствует должное взаимодействие, обмен информацией и координация деятельности контролирующих органов между собой и с органами правоохраны. Совершенно недопустимо, что информация, содержащая признаки преступлений, не направляется по принадлежности для организации проверок в соответствии с УПК РФ.

Такие факты выявлены, к примеру, в деятельности таможенных органов Калининградской области. Они не передают в органы внутренних дел информацию о незаконном использовании товарного знака.

Особого внимания заслуживают вопросы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, полученных за счет государственных средств. Сегодня их учет, контроль за использованием, охрана и защита надлежащим образом не обеспечиваются, что создает возможность для утечки ценнейшей информации. Это касается, прежде всего, производства вооружений и военной техники, продукции военного, специального и двойного назначения.

Во исполнение правительственного решения функции по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по государственному учету, обеспечение работ по ведению единого реестра результатов интеллектуальной деятельности возложены на Министерство юстиции РФ.

Государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» при Министерстве юстиции России на запрос Генеральной прокуратуры РФ какой-либо информации о правонарушениях в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности не представило. Это вряд ли свидетельствует об отсутствии правонарушений, а скорее, подтверждает то, что информации о них нет. А Федеральное медико-биологическое агентство только начало работу по подготовке сводного реестра.

Федеральным органам исполнительной власти следует безотлагательно принять дополнительные меры к формированию единой государственной системы учета и контроля интеллектуальных объектов, выполняемых за счет средств федерального бюджета, а также по выявлению и пресечению правонарушений в данной сфере. При этом надо не забывать, что сегодня многие ранее закрытые российские учреждения и предприятия оборонного комплекса имеют возможность контактировать с иностранными коллегами. Как следствие этого с 1992 по 2003 г. страну покинули, по некоторым оценкам, около 300 тыс. ученых, из них около 100 тыс. проживает в США, более 350 человек являются носителями уникальных знаний, технологий, ноу-хау, охраняемых в режиме государственной и коммерческой тайны. И это тоже проблема, которую надо решать.

По тем же причинам являются актуальными вопросы охраны и защиты интеллектуальной собственности в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. В ходе проверок военной прокуратуры в 2002-04 гг. в Центре военно-научной информации Минобороны России установлено, что там зарегистрировано не более 20% всех работ, проведенных по заказам Министерства. Это могло повлечь утрату прав на полученные за счет государства результаты научной деятельности и их использование в ущерб интересам обороноспособности страны. Выделяемые на эти цели бюджетные средства зачастую расходовались нерационально, система охраны объектов интеллектуальной собственности отсутствовала, их инвентаризация проводилась формально.

Другая проблема находится в плоскости защиты прав государства на объекты интеллектуальной собственности при проведении приватизации и реорганизации государственных предприятий. Не секрет - до приватизации нематериальные активы, в состав которых включались объекты интеллектуальной собственности, как правило, на балансе предприятий не отражались. Что мы получили? Практически все государственные предприятия в дальнейшем были приватизированы без оформления прав государства на объекты интеллектуальной собственности. В условиях, когда в государственной собственности, по экспертным оценкам, осталось только 9% имущества, проблема обеспечения эффективного использования интеллектуальной собственности, находящейся в распоряжении государства, приобретает первостепенную значимость. Необходимо учесть это и в период грядущего следующего этапа приватизации.

Во исполнение поручения Президента РФ Генеральной прокуратурой РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, в первую очередь Минсельхозом России, была проведена работа по обеспечению интересов государства на товарные знаки известных российских водок.

Начиная с 1967 г. владельцем товарных знаков на водки «Столичная», «Московская», «Русская» и ряда других являлось государственное предприятие ВВО «Союзплодоимпорт». Впоследствии эти товарные знаки незаконно перешли во владение частного предприятия. По искам прокуратуры государству в лице Минсельхоза России были возвращены права на 17 товарных знаков на известные российские водки. Предпринятые меры принесли конкретную экономическую выгоду государству и создали предпосылки для продолжения работы по восстановлению этих прав за рубежом. По оценкам специалистов, ежегодный финансовый оборот от незаконного экспорта составлял около 4 млрд руб., теперь эти деньги поступают в федеральный бюджет.

Права государства, российских компаний и граждан нарушаются за пределами страны и на другие объекты интеллектуальной собственности. В этой связи необходима более активная деятельность МИД России по обеспечению дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты интересов Российской Федерации и конкретных российских товаропроизводителей на международной арене. Ведь какревностно защищают свои брэнды зарубежные государства в лице своих дипломатических служб!

Эффективность применения мер воздействия к нарушителям прав на объекты интеллектуальной собственности во многом зависит от активности правообладателей, своевременного представления ими документов, подтверждающих их правомочия, а также иной необходимой информации. К сожалению, они нередко занимают пассивную позицию. Не единичны случаи, когда они отказываются помогать следствию. Это влияет на своевременность и качество расследования уголовных дел, вынесение законных и обоснованных судебных приговоров.

Иногда правообладатели заключают мировые соглашения с нарушителями их прав уже после того, как проделана кропотливая работа по изобличению преступников и привлечению их к уголовной ответственности. За последние 2 года по ст. 146 УК РФ в связи с примирением сторон прекращено судами каждое 5-е уголовное дело. Столько же дел прекращено на досудебной стадии.

Из всего сказанного следует, что работа по защите интеллектуальной собственности в России не отвечает требованиям дня и требует своего скорейшего совершенства. Требования эти в первую очередь относятся к необходимости надлежащей организации работы соответствующих органов исполнительной власти и правоохранительной системы, обеспечения их эффективного взаимодействия.

Ряд мер в этом направлении был принят на недавно состоявшемся в Генеральной прокуратуре РФ Координационном совещании руководителей правоохранительных органов страны. Но предстоит сделать гораздо больше. Свое слово должны сказать и законодатели при рассмотрении законопроектов в этой сфере регулирования.