Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Слово главного редактора

На высшем государственном уровне постоянно подчеркивается, что учет духовных традиций, духовного измерения развития является ключевым пунктом определения дальнейшего устройства страны.

Несмотря на то что духовное - это внутренний мир человека, существует очевидная связь духовной жизни отдельных людей и общественной жизни в целом. Внутренне духовно цельный человек будет честно служить своей стране, работать на благо других людей в силу своих внутренних убеждений, потребностей. Служение своей духовной родине дает смысл жизни человека.

С другой стороны, общество, построенное на уважении к внутреннему духовному выбору человека, рассматривающее духовную жизнь человека, его духовную свободу как безусловные ценности, - такое общество гораздо больше даст своим гражданам.

Сегодня становится очевидным, что духовные ценности должны защищаться обществом ничуть не менее, чем материальные права, такие как право на труд, на охрану здоровья, на защиту от противоправных действий, на социальную защиту… Но если в области материального есть традиция, сохранившаяся со времени Советского Союза, то в духовной сфере новые институты создаются практически заново, с опорой конечно, на опыт российской государственности до революции 1917 года.

Нужно по-новому осознавать вопросы и воспитания молодежи, и межнационального и межрелигиозного диалога, и идеологии государственной службы, и политического устройства, и роли России в современном мире как носителя уникальной духовной культуры, духовного опыта.

Сейчас много дискуссий об оптимальном политическом устройстве России. Это и порядок назначения высших должностных лиц в структурах исполнительной власти, и разделение полномочий между уровнями власти, и избирательная система, и партийное строительство.

К сожалению, до сих пор во многом партийная работа (и этой болезни в разной степени подвержены все партии) для партийных лидеров - инструмент для получения и удержания власти, с тем, чтобы, имея власть, «употреблять» ее в соответствии со своими представлениями «что такое хорошо».

Духовная же традиция относится к власти как к жертвенному служению, как к духовному долгу. На первый план выходят интересы страны, людей, а не личные достижения. Это служит и нравственному очищению человека во власти, и является защитой от корыстного или недобросовестного исполнения своих обязанностей.

Власть же, основанная на безверии, неизбежно приводит в большинстве случаев к использованию власти ее обладателями в интересах собственного эгоизма. Это послужило одной из главных причин крушения советского строя. Это является причиной огромного количества конфликтов и кризисов на территории постсоветского пространства.

Будущее нашей страны, с учетом вала накопившихся проблем, зависит от возможности построения общего духовного пространства на базе диалога составляющих страну народов, на базе достижений, опыта традиционных конфессий. Особое внимание должно быть уделено воспитанию тех, кто вступает в жизнь, подготовке кадровой смены.

Ни безверие, ни тем более противостояние народов, религий, социальных групп не могут привести ни к чему позитивному.

Необходима такая политическая система, которая обеспечивала бы приход во власть лидеров, в своей жизни исповедующих идеологию духовного и нравственного возрождения страны. Это в первую очередь должно быть критерием, а не соответствие неким «западным демократическим нормам», которые соответствуют иному историческому и религиозному (или атеистическому) настрою. Наша политическая система должна учитывать в первую очередь наши реалии, наши особенности, наши традиции. Тем более что у России уникальная история, география, население.

Во власть не должны попадать люди, даже если они образованны и энергичны, если при этом они духовно не развиты, дезориентированы, мотивированы на защиту лишь личных и клановых интересов. Такие люди могут оказаться союзниками, вольными или невольными, тех, кто заинтересован в ослаблении нашего государства. Каким должен быть «фильтр», «заслон»? Представляется, большую помощь в этом направлении может оказать обращение к опыту и знаниям традиционных конфессий, к нашей истории. Большую роль играют средства массовой информации, важно, на чем они акцентируют внимание, какие проблемы высвечивают, какие понятия вводят в оборот. Свой вклад как один из инструментов гражданского общества может внести и формируемая Общественная Палата.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков

Слово главного редактора | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Слово главного редактора

На высшем государственном уровне постоянно подчеркивается, что учет духовных традиций, духовного измерения развития является ключевым пунктом определения дальнейшего устройства страны.

Несмотря на то что духовное - это внутренний мир человека, существует очевидная связь духовной жизни отдельных людей и общественной жизни в целом. Внутренне духовно цельный человек будет честно служить своей стране, работать на благо других людей в силу своих внутренних убеждений, потребностей. Служение своей духовной родине дает смысл жизни человека.

С другой стороны, общество, построенное на уважении к внутреннему духовному выбору человека, рассматривающее духовную жизнь человека, его духовную свободу как безусловные ценности, - такое общество гораздо больше даст своим гражданам.

Сегодня становится очевидным, что духовные ценности должны защищаться обществом ничуть не менее, чем материальные права, такие как право на труд, на охрану здоровья, на защиту от противоправных действий, на социальную защиту… Но если в области материального есть традиция, сохранившаяся со времени Советского Союза, то в духовной сфере новые институты создаются практически заново, с опорой конечно, на опыт российской государственности до революции 1917 года.

Нужно по-новому осознавать вопросы и воспитания молодежи, и межнационального и межрелигиозного диалога, и идеологии государственной службы, и политического устройства, и роли России в современном мире как носителя уникальной духовной культуры, духовного опыта.

Сейчас много дискуссий об оптимальном политическом устройстве России. Это и порядок назначения высших должностных лиц в структурах исполнительной власти, и разделение полномочий между уровнями власти, и избирательная система, и партийное строительство.

К сожалению, до сих пор во многом партийная работа (и этой болезни в разной степени подвержены все партии) для партийных лидеров - инструмент для получения и удержания власти, с тем, чтобы, имея власть, «употреблять» ее в соответствии со своими представлениями «что такое хорошо».

Духовная же традиция относится к власти как к жертвенному служению, как к духовному долгу. На первый план выходят интересы страны, людей, а не личные достижения. Это служит и нравственному очищению человека во власти, и является защитой от корыстного или недобросовестного исполнения своих обязанностей.

Власть же, основанная на безверии, неизбежно приводит в большинстве случаев к использованию власти ее обладателями в интересах собственного эгоизма. Это послужило одной из главных причин крушения советского строя. Это является причиной огромного количества конфликтов и кризисов на территории постсоветского пространства.

Будущее нашей страны, с учетом вала накопившихся проблем, зависит от возможности построения общего духовного пространства на базе диалога составляющих страну народов, на базе достижений, опыта традиционных конфессий. Особое внимание должно быть уделено воспитанию тех, кто вступает в жизнь, подготовке кадровой смены.

Ни безверие, ни тем более противостояние народов, религий, социальных групп не могут привести ни к чему позитивному.

Необходима такая политическая система, которая обеспечивала бы приход во власть лидеров, в своей жизни исповедующих идеологию духовного и нравственного возрождения страны. Это в первую очередь должно быть критерием, а не соответствие неким «западным демократическим нормам», которые соответствуют иному историческому и религиозному (или атеистическому) настрою. Наша политическая система должна учитывать в первую очередь наши реалии, наши особенности, наши традиции. Тем более что у России уникальная история, география, население.

Во власть не должны попадать люди, даже если они образованны и энергичны, если при этом они духовно не развиты, дезориентированы, мотивированы на защиту лишь личных и клановых интересов. Такие люди могут оказаться союзниками, вольными или невольными, тех, кто заинтересован в ослаблении нашего государства. Каким должен быть «фильтр», «заслон»? Представляется, большую помощь в этом направлении может оказать обращение к опыту и знаниям традиционных конфессий, к нашей истории. Большую роль играют средства массовой информации, важно, на чем они акцентируют внимание, какие проблемы высвечивают, какие понятия вводят в оборот. Свой вклад как один из инструментов гражданского общества может внести и формируемая Общественная Палата.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков