Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Базовые принципы современного демократического спортивного законодательства в духе Европейской спортивной хартии

Шестаков В.Б., член Комитета Государственной Думы ФС РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи

Как известно, вступление России в Совет Европы состоялось в 1996 г. Несомненно, к этому времени в нашей стране уже был накоплен большой опыт работы с молодежью по направлению «спорт для всех». Вместе с тем в России и в Европе сейчас интенсивно развивается направление профессионального спорта, отодвигающее влияние массового спорта на молодежь. В нашей стране многие молодые люди стремятся к занятиям спортом, но по разным причинам реализовать эту потребность не могут. В связи с этим нужно не только усилить роль спорта в обществе, но и сделать занятия спортом более доступными. Все это повысит эффективность работы с молодежью и позволит избежать многих проблем, существующих в молодежной среде: наркомания, алкоголизм, проявление расизма и др. Для этого необходимо изучать опыт европейских стран и применять в России общепризнанные европейские подходы к разработке правовой базы в области спортивной деятельности.

Среди документов Совета Европы, регулирующих правовые основы спортивной деятельности, особо значимыми являются:

  • Европейская спортивная хартия;
  • Международная хартия физического воспитания и спорта;
  • Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, во время футбольных матчей;
  • Конвенция против применения допинга;
  • Кодекс спортивной этики.

Ныне действующий Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" страдает многими недостатками. Мы знаем, что за последние годы сфера физической культуры и спорта подверглась серьезным испытаниям. Многократно проводилась реорганизация федерального органа управления физической культуры и спорта (таблица).

Эволюция Федерального органа управления физической культурой и спортом в Российской Федерации с 1991 г. по настоящее время

Название федерального органа управления физической культурой и спортом

Период действия

1

Государственный Комитет РСФСР по физической культуре и спорту

До 1991 г.

2

Комитет по содействию олимпийскому движению при Правительстве РСФСР

С 28.11.91

3

Координационный Совет по физической культуре и спорту при Правительстве РФ

С 01.06.92

4

Комитет РФ по физическому воспитанию и массовому спорту

С 30.09.92

5

Комитет РФ по физической культуре

С 27.11.92

6

Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму

С 30.05.94

7

Комитет РФ по физической культуре и туризму

С 30.05.94

8

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму

С 03.08.94

9

Российское агентство по физической культуре и туризму

С 25.05.99

10

Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму

С 08.06.99

11

Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму

С 17.05.00

12

Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту

С 29.04.02

Как видно, это не привело к коренным изменениям в уровне физической подготовленности и состоянии здоровья россиян. Сокращается продолжительность жизни, остается высокой заболеваемость детей и взрослых. Известно, что примерно 3 млн человек ежедневно по болезни не выходят на работу. Продолжает сокращаться рождаемость, увеличивается смертность, ухудшается генофонд нации, более 30% детей рождается с различными дефектами. К этому следует добавить, что средняя продолжительность жизни мужчин в России - 58 лет, они умирают от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,5-3,5 раза чаще, чем мужчины в Европе. В России курят 63% мужчин и около 30% женщин. При этом физически активный образ жизни ведет всего лишь каждый пятый россиянин.

В связи с этим в решении общей проблемы, касающейся спорта и здоровья населения Российской Федерации, основная задача состоит в том, чтобы эффективно использовать накопленные возможности мировой и российской спортивной культуры для формирования и укрепления здоровья человека. Не так давно на конференции Всемирной организации здравоохранения (1997 г.) физическая активность впервые официально рассматривалась как основной способ укрепления здоровья. Таким образом, основой здорового образа жизни человека является его физическая активность.

Мы не должны забывать, что в качестве отдельных проектов по укреплению здоровья следует рассматривать борьбу с применением допинга, предотвращение насилия и хулиганского поведения зрителей, достижение социальной сплоченности людей через спорт. В духе Европейской спортивной хартии следует рассматривать деятельность государства по формированию здорового образа жизни у детей и подростков, занимающихся в общеобразовательных школах.

В соответствии с рекомендациями Совета Европы в области спортивного законодательства ясно, что в настоящее время ключевым является положение о государственнойподдержке физической культуры и спорта. Другими словами, сегодня перед государственными органами управления физической культурой и спортом стоит задача не столько управлять, сколько определять правовой и экономический аспекты деятельности отрасли. Развивать систему ее жизнеобеспечения, т.е. задавать условия для функционирования физкультурно-спортивных организаций и ведомств.

Однако для того, чтобы действительно реализовать конституционное право граждан России на занятия физической культурой и спортом, с учетом опыта европейских стран, необходимо обеспечить ряд условий:

  • совершенствование правовой базы физкультурно-спортивного движения страны, включая юридические основы предоставления льгот для спонсоров, инвесторов, меценатов;
  • кардинальное укрепление материально-технической базы в проведении активной инвестиционной политики;
  • формирование современной системы подготовки специалистов и научно-методического обеспечения;
  • совершенствование механизмов в организации спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий, особенно для детей и молодежи;
  • создание действенной системы пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни в целях формирования осознанной потребности у каждого россиянина заниматься физической культурой и спортом;
  • организация эффективной инфраструктуры спорта высших достижений и др.

При этом, продвигаясь по пути совершенствования законодательства, регулирующего физическую культуру и спорт, должны изначально признавать самостоятельность всех физкультурно-спортивных объединений и равенство их прав на государственную поддержку.

Практические шаги во взаимодействии с Советом Европы в настоящее время подкреплены «Рамочной программой сотрудничества в области спорта Директората по делам молодежи и спорта Совета Европы и Федерального агентства по физической культуре и спорту на период 2005-2007 гг.», которая была подписана 17.03.05 руководителем Федерального агентства В.А.Фетисовым и директором Директората по делам молодежи и спорту Совета Европы Ральфом-Рене Вайнгертнером.

Шестаков Василий Борисович. Кандидат педагогических наук. Заслуженный работник физической культуры и тренер России. Член Комитета Государственной Думы ФС РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи.