Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

О некоторых аспектах государственной безопасности Российской Федерации

Сигуткин А.А., первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по обороне

Безопасность - это не борьба с опасностью, а следствие предупреждения ее причин.

О.Бисмарк

Глобальные (для России) изменения политической, экономической и социальной систем, произошедшие не в результате количественных эволюционных накоплений, перешедших в новое качество, а в результате волюнтаристской ломки, не могли крайне негативно не повлиять на всю систему внутренней и внешней безопасности страны.

То, что система не разрушилась и, пусть с серьезными потерями, но устояла - следствие весьма значительного запаса прочности и заложенного в ней резервирования.

Однако сложности, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, связаны и с рядом объективных причин. В их числе: высокие удельные затраты на защиту территории страны, ее границ, населения, наряду с серьезным снижением бюджетного финансирования этих затрат; глобальное изменение границ в азиатской и европейской части страны; принципиальное изменение статуса ряда стратегических составляющих оборонной системы и ВПК страны, оказавшихся вне территории России; изменение геополитического статуса России, систем сдерживания и противовесов.

Прагматический курс руководства страны на учет сложившихся реалий, приведение в соответствие объемов ресурсов и финансирования стратегических систем обороны и безопасности страны с объективными потребностями и имеющимися возможностями, на проведение ряда реформ, способствующих оптимизации этих систем и снижению их затратности, стал залогом уверенности в стабильном и рациональном развитии.

Но наиболее остро сейчас встала проблема, оказавшаяся принципиально новой для всего цивилизованного мира, - проблема тотального наступления терроризма.

Терроризм всегда был острой проблемой, но никогда не принимал такой масштабности и повсеместности, как в настоящее время, не становился реальной угрозой всему мировому сообществу и сложившемуся миропорядку.

Особенно опасен терроризм своим подобием вирусу, который, принимая вид ядра клетки, проникает в нее, завоевывает ее пространство и так поражает весь организм, угрожая его существованию. Подобно вирусу терроризм способен мимикрировать под национально- освободительное или общепризнанное религиозное движение, не гнушается любой ложью с целью духовного уродования незрелых или недостаточно грамотных людей (включая детей и молодежь), неспособных оказать должное сопротивление его влиянию.

Практика свидетельствует, что для терроризма нет границ и запретных территорий.

Административным и силовым путем нельзя победить терроризм. Можно лишь ограничить его влияние и бороться с его проявлениями и последствиями.

Называют много причин терроризма, в том числе: нищета и бедность, социальное неблагополучие, экономическое неравноправие, административное и силовое подавление и т.д.

Однако это глубоко неверно. Перечисленные причины могут вызывать недовольство, сопротивление, массовые выступления, вооруженную борьбу и революции, но не террор. Терроризм (равно как и бандитизм) - это достижение личных или групповых интересов любыми средствами и методами вопреки государственным, международным, религиозным и общечеловеческим нормам. Этим террористы ставят себя вне человеческих законов, норм этики и морали, сознательно попирая и пренебрегая ими. Эта сторона и сущность терроризма, публично, агрессивно и цинично им демонстрируемая, зачастую слепо игнорируется теми «представителями общества» и государственных структур, которые, провозглашая идеи справедливости, гуманности и свобод, пытаются одеть флер борцов за идеи на терроризм, террористов и их пособников.

Их не смущает то, что, оправдывая недочеловеков, они топчут ногами горе и страдания многих тысяч ни в чем не повинных людей и вместе с террористами заносят дамоклов меч над головой всего человечества.

Именно эти обстоятельства заставляют сегодня сплотиться перед угрозой терроризма все цивилизованные страны, все человечество. И Россия занимает здесь четкие и конструктивные позиции.

Но, чтобы эффективно бороться с терроризмом, изжить его как явление, необходимо абсолютно ясно представлять себе, что такое терроризм и где проходит граница борьбы с ним.

Философия терроризма состоит в воспитании в личности, вовлеченной в эту деятельность, статуса «избранного над толпой обычных людей», призванного воплотить в жизнь некие освободительные, религиозные или иные идеи, что ставит данную личность над общепринятыми нормами и законами, дает право вершить судьбы «неизбранных», используя для этого любые необходимые средства и методы.

Вся жизнь «остального человечества», включая даже близких родственников, рассматривается только с позиций и сквозь призму данной философии, создавая уродливую картину, адекватную целям терроризма.

Что касается общей «технологической» подготовки террористов: технической, силовой, психической, их оснащения соответствующими технологическими средствами, вооружением, их обучения в соответствии с предназначением и специализацией, в этом используются все доступные наиболее прогрессивные ресурсы, средства и методы, которые в итоге делают террориста высокопрофессиональным исполнителем возложенных на него задач и еще более укрепляют в нем убежденность в своей избранности.

Выйдя за рамки законов и общечеловеческих норм, перейдя за грань человеческих жизней, террорист или террористическое сообщество превращаются в машину убийства, или способствующий этому механизм, которые способны осуществлять только эти задачи, пока не будут уничтожены.

Не следует, однако, полагать, что все террористы - слепые фанатики. Те, кто продуцирует философию и идеологию терроризма, направляет, финансирует и оснащает его деятельность, воспитывает и обучает террористов, как правило (даже будучи идейными фанатиками, а нередко просто безнравственными людьми, добивающимися своих собственных целей), являются очень прагматичными и изобретательными личностями, умеющими хорошо ориентироваться в окружающей среде и грамотно использовать складывающуюся политическую, социально-экономическую и религиозную ситуацию.

Поэтому крайне важно понять, что граница реального предотвращения и исключения терроризма из арсенала средств решения вопросов между людьми, сообществами и государством (государствами) пролегает в ментальности людей и общества.

Для исключения терроризма необходимо обеспечить выполнение ряда условий:

  • предусмотреть в законодательстве любого государства возможности и механизмы решения политических, социально-экономических, национальных, религиозных и иных проблем граждан, сообществ и общества в целом правовым путем, не допускающим игнорирование или замалчивание проблем, их закрытое и одностороннее решение;
  • обеспечить эффективное функционирование механизмов и каналов непосредственной связи всех уровней власти с гражданами, обществом, бизнесом, их уполномоченными профессиональными институтами;
  • сделать работу по разъяснению гражданам и обществу позиций, текущей и перспективной деятельности власти и бизнеса в областях, касающихся их коренных интересов, важнейшей составной частью их внутренней политики;
  • поставить под жесткий контроль государства и общества деятельность правоохранительных, судебных и иных органов правопорядка и соблюдения законности, не допуская нарушения законодательных норм, норм этики и морали в их отношениях с гражданами и обществом;
  • обеспечить, в первую очередь с помощью СМИ, широкую, повсеместную антитеррористическую пропаганду, воспитание во всех слоях и возрастных группах населения понимания античеловеческой сущности терроризма, его морального и психологического невосприятия, понимания необходимости постоянной бдительности и борьбы с терроризмом доступными и разрешенными методами;
  • обеспечить конструктивное взаимодействие антитеррористических структур государства с гражданами и обществом;
  • обеспечить совершенствование законодательной базы борьбы с терроризмом и его профилактики, в том числе с учетом международного опыта;
  • обеспечить совершенствование технических, технологических, информационных и иных средств антитеррористической деятельности, необходимое и достаточное оснащение ими антитеррористических сил, обучение их наиболее прогрессивным методам и формам борьбы с терроризмом;
  •  обеспечить формирование средств информатизации антитеррористической деятельности, полную совместимость этих средств между всеми силовыми и правоохранительными ведомствами страны, а также со средствами ведущих стран антитеррористической борьбы (включая совместимость баз данных и технологий);
  • сформировать в рамках ООН, иных международных организаций специализированные структуры антитеррористической деятельности для ее координации по единым программам борьбы и профилактики терроризма.

Не следует, однако, полагать, что перечисленные меры являются исчерпывающими.

В начале статьи говорилось о том, что голод, нищета, бедность, социальное и экономическое неблагополучие и неравенство, административное и силовое подавление свобод и прав гражданина и общества, изолированность от них органов государственной власти и ряд иных причин напрямую не ведут к терроризму. Но, тем не менее, они являются активной питательной средой, формирующей весьма значительные массы неблагополучных, не получивших необходимого уровня воспитания и культуры и крайне недовольных своим положением граждан, позволяющей идеологам терроризма легко обманывать и вербовать в свои ряды исполнителей, тем самым делая терроризм одной из острейших проблем для мирового сообщества.

Именно поэтому системная деятельность всего мирового сообщества по преодолению перечисленных проблем является мощнейшим фактором, подрывающим базу терроризма.

Сигуткин Алексей Алексеевич. Служил в Воздушно-десантных войсках, был начальником штаба дивизии, заместителем командующего Воздушно-десантных войск по боевой подготовке. Генерал-лейтенант запаса. В 2001-03 гг. - советник Министра внутренних дел Российской Федерации. С 2003 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ. Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по обороне, председатель подкомитета по вопросам обороноспособности, военного строительства, деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований, финансовых расходов на оборону, военно-технической политики и функционирования оборонно-промышленного комплекса. Сопредседатель Комиссии Государственной Думы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Член Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности.