Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (15), Май 2005 г.

Продовольственная безопасность - в опасности

Давыдов А.С., председатель ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса России

Когда встречаешься с жителями убыточных, закредитованных и разорившихся - некогда преуспевающих сельхозпредприятий, своими глазами видишь многочисленные кладбища раскуроченной сельхозтехники, каркасы бывших животноводческих ферм, не вспаханные и заросшие бурьяном плодородные земли и растущее расширение посевов монокультур ради сиюминутных выгод, сердце сжимается от осознания безысходности положения многих миллионов наших соотечественников, которые не по своей воле оказались в ряду бедняков и даже нищих, разуверились, что возможны изменения к лучшему их удручающей доли.

Об этом говорят и упрямые цифры статистики - около 80% хозяйств под завязку закредитованы, не имеют возможности вовремя выплачивать кредиты, зарплаты, налоги и платежи во внебюджетные фонды и их число из года в год не сокращается, около половины сельхозпредприятий различных форм собственности являются убыточными.

Разве это нормально, когда из-за значительного снижения поголовья скота и производства продукции животноводства более 3 млн сельских жителей лишились в последние годы работы по специальности? Следует заметить, что несмотря на некоторый оптимизм высших федеральных чиновников и в прошлом году сокращение поголовья скота в целом по стране не остановлено. Практически не растет производство мяса, кроме птичьего, молока и другой продукции ферм. А это уже явный признак растущей зависимости извне, от заграницы.

Считаю непростительной ошибкой федеральных органов власти не видеть грозящей катастрофы, когда ввозится из-за рубежа более половины сахара, около 20% молочных продуктов, 30-40 и более процентов мяса, животных и растительных жиров.

Исходя из сказанного, отчетливо прослеживается недальновидность аграрной политики государства, когда ущемляются собственные сельхозпроизводители. Ведь импорт продовольствия, несмотря на квоты и рост пошлинных сборов, возрос в последние 3-4 года в 1,6 раза и сейчас ежегодно превышает 12 млрд долл. США. Причем в Россию завозятся продукты питания зачастую низкого качества и тех наименований, которые уже сейчас в стране производятся в достатке, но бездействует во многих регионах стройная система организации закупок и переработки сельхозпродукции, утратила свою роль в этом вопросе потребительская кооперация, которая не раз спасала сельских жителей в трудные годины нашей истории.

Проведение такой политики отрицательно сказывается на положении отечественных товаропроизводителей. Это в первую очередь касается зарплаты на селе. Об этом говорить особенно трудно - она остается самой низкой из всех отраслей экономики и даже непроизводственной сферы. А по данным Международной организации труда, ее размер в сельском хозяйстве нашей страны едва превышает уровень нищеты. К тому же зарплата во многих хозяйствах (их 13-14 тыс.) в нарушение Трудового кодекса не выплачивается по несколько месяцев или отоваривается натурой свыше 20%, в том числе дровами, углем и навозом.

Как показывает изучение дел на местах, анализ поступающих многочисленных писем в ЦК профсоюза и в Госдуму России, вместе с экономическим разорением начинается разрушение всей ранее созданной небогатой социальной инфраструктуры, закрываются школы, фельдшерско-акушерские пункты, прекращаются автобусные сообщения, для многих сельских жителей и их детей утрачивается сама возможность получить полноценное образование и медицинское обслуживание. Проведенные с нашим участием социологические исследования показывают, что даже в большинстве регионов Центрального федерального округа 60-70% сельских жителей не имеют средств на транспортные расходы от отдаленных деревень в райцентры и областные города.

Серьезную угрозу продовольственной безопасности представляет все возрастающее вымирание сельского населения, когда смертность в последние годы почти в 2 раза превышает рождаемость. В ряде сельских районов в Центральной России, Сибири и Дальнем Востоке уже сейчас не достает сельских механизаторов и работников других важных профессий. Непрерывно падает квалификация, мастерство кадров массовых профессий и дипломированных специалистов. Сельские юноши и девушки не находят поддержки государства, оказываются неконкурентоспособными на рынке труда. Проведенное совместно с учеными ряда сельхозвузов и НИИ Российской академии сельхознаук исследование убедительно показывает, что почти 70% выпускников вузов и свыше 60% оканчивающих сельские профтехучилища не работают по специальности.

Глубокий и затяжной кризис в агропромышленном комплексе страны с каждым годом рождает новые негативные процессы, неминуемо приводящие к утрате продовольственной безопасности и не способствующие созданию благоприятного социального климата. ЦК профсоюза в течение нескольких месяцев прошлого года с участием Союза пекарей России, специалистов отрасли проанализировал состояние хлебопекарной индустрии в нашей стране и роль трудовых коллективов, профсоюзных организаций в обеспечении россиян доступными по цене и качеству хлебобулочными изделиями.

Вывод и в этом важном деле оказался удручающим. Розничная цена наиболее потребляемого хлеба за последние 2 года растет значительно быстрее инфляции. Уже сейчас ценовой разброс по стране на одноименные сорта хлеба составляет 2 и более раза. Разве это справедливо? При этом почти 40% крупных хлебокомбинатов и заводов являются убыточными и подлежат банкротству. На многих предприятиях отрасли в Свердловской, Ростовской, Саратовской и других областях износ основного технологического оборудования составляет 70-90%. Даже в условиях значительной диверсификации производства большинство хлебопекарных предприятий имеют уровень рентабельности 3-5%. К примеру, на хлебокомбинате в городе Волжский Волгоградской области производится более 300 наименований продукции, но и при этом уровень рентабельности не превышает 2-7%.

Установлены многочисленные факты, когда хлебопекарные предприятия приобретают топливно-энергетические ресурсы и важнейшие ингредиенты, прежде всего муку, по рыночным ценам (рыночная цена на муку у нас приближается к мировой), а от них местные органы власти нередко требуют отпускать продукцию по социально низким ценам. Налицо парадокс в рыночной экономике, а результаты подобного администрирования, как правило, - банкротство, закрытие, перепрофилирование предприятия, в том числе без учета мнения самих работников, социально-экономических интересов и даже стратегических, мобилизационных факторов.

Учитывая, что в России издревле именно с хлебом всегда связывали маломальский достаток и благополучие, ЦК профсоюза после обсуждения на своем Президиуме был вынужден обратить внимание Правительства и других федеральных органов власти на то, что тут необходимо заинтересованное участие всех и в хлебном вопросе шутить нельзя, а безучастность даже преступна.

Критически оценивая сложившуюся ситуацию в агропромышленном комплексе и, прежде всего, в сельском хозяйстве, невольно возникает вопрос: а что же необходимо предпринять в первую очередь, чтобы добиться устойчивого развития важнейшей жизнеобеспечивающей отрасли?

Прежде всего, по оценке ученых-экономистов (И.Ушачев, В.Милосердов и др.), необходимо срочно восстановить несправедливо утраченную эквивалентность цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и услуги для села. Вот только несколько убедительных фактов на этот счет. За 14 лет цены на топливо выросли в 65 раз, на электроэнергию - в 122 раза, а на пшеницу - всего в 12 раз. При подобном ценовом диспаритете разорение неминуемо практически для всех. Осенью прошлого года ЦК профсоюза, Агропромсоюз России, Аграрная партия, Ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств и Российское аграрное движение обратились к Председателю Правительства М.Е.Фрадкову с просьбой разобраться в творящемся беспределе по горюче-смазочным материалам, когда цены на топливо за несколько месяцев 2004 г. возросли в среднем почти на 30%, а цены реализации основных видов сельхозпродукции - всего на 5-10%, максимально - 15%.

Но предложенный Правительством РФ, а затем утвержденный большинством депутатов и сенаторов Федерального Собрания, по существу, постыдный проект Федерального бюджета на 2005 г. не оставляет никаких надежд на серьезную господдержку отечественного сельхозпроизводства. Более того, при общем росте расходной части бюджета на 15% на аграрный сектор экономики «заложено» сокращение. После обсуждения на Госсовете России деревенских проблем в городе Саратове Президент В.В.Путин предложил увеличить бюджетные ассигнования на село в объеме более 8 млрд руб., но это недостаточно при продолжающейся утрате научно-технического и кадрового потенциала российской деревни.

По расчетам специалистов и депутатов-аграрников в Госдуме России, для того чтобы поддерживать село на плаву в Федеральном бюджете уже сейчас необходимо выделять не менее 100 млрд руб. с учетом возрождения отечественного сельхозмашиностроения и значительного расширения лизинга, доступного для большинства предприятий, возможности приобретения ими современной техники, оборудования и племенного скота.

Возрождение деревни, рост отечественного сельхозпроизводства неминуемо приведет к резкому подъему еще 7-8 отраслей российской экономики и, прежде всего, машиностроения, строительства, химической индустрии, легкой и перерабатывающей промышленности и сферы услуг.

По заверению руководителя Правительства, уже весной текущего года с участием всех заинтересованных сторон и аграрного депутатского корпуса в Госдуме будет внесен проект федерального закона по устойчивому развитию важнейшей жизнеобеспечивающей отрасли. В этом случае так и хочется сказать: лучше поздно, чем никогда. Появилась серьезная надежда, что федеральная власть, депутаты Госдумы РФ повернутся, наконец, лицом к российской деревне.

В заключение считаю необходимым особо подчеркнуть, что постоянная продовольственная зависимость в любой момент острого международного напряжения, политических и других конъюнктурных соображений, природных катаклизм может оказаться настоящей катастрофой для страны и наших соотечественников.

Давыдов Александр Семенович. Кандидат экономических наук. С 1990 г. - Председатель ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ. Депутат Государственной Думы ФС РФ 1, 3 и 4 созывов, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.