Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

Из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы 15.12.04

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

<…> Жизнь Церкви, как и жизнь каждого человека, есть книга, запечатленная семью печатями (см.: Откр. 5, 1). Пишут в этой "книге жизни" или просто оставляют в ней свой автограф и сам человек - своими мыслями и делами, и многие другие люди, с которыми он встречается на своем жизненном пути, и Господь Бог, и святые Ангелы. Писания эти бывают часто загадочными и неясными, но по своему человеколюбивому Промыслу Господь никогда не оставляет человека в неведении до конца. В угодное для Господа время, когда человек созревает для понимания, Бог через происходящие события и явления "снимает печати", открывает сокровенное и как бы говорит: Иди, смотри и разумей все совершившееся и все совершающееся (Откр. 6, 1). И тогда становится очевидным и ясным, что на всех событиях и явлениях нашей жизни всегда лежит десница Божия и начертано Божие имя. <…>

Проблемы общества

<…> К сожалению, мы живем в эпоху постоянно возрастающего натиска секуляризма, апеллирующего к низменным человеческим страстям. На фоне общей коммерциализации общественных отношений это приводит к тому, что некоторые средства массовой информации предпочитают открыто эксплуатировать животные инстинкты, зарабатывая на этом деньги, нежели противостоять пороку, поскольку такое противостояние всегда связано с материальным ущербом.

Соблазны мира с особой силой действуют на молодое поколение, не готовое к тому, чтобы противостать им, поскольку молодые люди еще не имеют твердых духовно-нравственных убеждений. Кроме того, некоторые технические достижения (телевидение, интернет) сделали соблазны мира гораздо более привлекательными, чем во все прошедшие времена.

К тому же жизнь большинства наших сограждан часто сводится к добыванию хлеба насущного, отчего все действия человека подчиняются единому стремлению обеспечить себе и своей семье уверенность в завтрашнем дне.

Одновременно с этим происходит расслоение общества на людей, обладающих огромным состоянием, и тех, кто не может обеспечить себе уровень достатка, соответствующий человеческому достоинству, увеличивается количество беспризорных детей, а также иных социально беззащитных лиц. Ситуация приобретает еще большую серьезность в связи с имеющейся опасностью террористических актов, жертвой которых может стать любой человек.

Статистические данные являют нам поистине ужасающую картину: большинство браков кончается разводом, количество рожденных детей значительно меньше числа убитых во чреве матери, постоянно увеличивается число наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, умножается количество самоубийств. Все это является прямым следствием жизни без Бога, утраты чувства нравственного долга, забвения добра.

И все же в нашем народе есть много, очень много добрых, чистых, честных, стремящихся к добру людей, жаждущих истины. Кто, как не пастыри, должны утолить эту жажду, указать истину, свидетельствовать о ней всей своей жизнью.

Христианину гораздо легче преодолеть житейские трудности, поскольку его опорой, прибежищем и покровом является Сам Бог. Любовь ко Христу, срастворенная страхом Божиим, помогает переживать все невзгоды, и наш с вами долг - прививать эти благие чувства всем окружающим. Однако наша проповедь отнюдь не всегда бывает успешной, и причина этого кроется прежде всего в том, что жизнь проповедника не являет полного соответствия его словам.

Демографические проблемы

<…> Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа. Смертность в центральных районах России превышает рождаемость в несколько раз. Депопуляция, демографический кризис - мы все чаще слышим эти слова и, к сожалению, начинаем привыкать к ним. Речь идет о настоящем вымирании нашего народа, которое идет нарастающими темпами и грозит стать необратимым. Многочисленные мигранты с окраин бывшего Советского Союза, прибывающие в Россию, частично компенсируют этот процесс, но это не спасает положения. Пора посмотреть правде в глаза и указать настоящую причину катастрофы. Чаще всего говорят об экономической подоплеке, но исследователи знают, что благосостояние чаще всего тормозит рождаемость, а не стимулирует ее.

Со всей ответственностью мы можем сказать, что причина вымирания имеет духовные корни. Люди, потерявшие Бога, теряют смысл жизни, теряют представление о добре и зле, помрачают в себе образ Божий, забывают свое человеческое призвание, разучиваются любить. Именно в этом кроется причина кризиса семейной жизни в России. Мужчины не хотят быть мужьями и отцами, женщины разучились быть женами и матерями. <…>

Внутрицерковные проблемы

Следует сказать, что тлетворное влияние секуляризма заметно и в среде духовенства, и не всегда современные пастыри сильны духом для того, чтобы противостать его натиску. Отчасти это является печальным наследием того богоборческого времени, которое пережила наша Церковь в XX веке. <…>

Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни. Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам, торгуют "церковными услугами". <…>

Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом. Спаситель изгнал торговцев из Иерусалимского храма бичом, и мы вынуждены будем поступать так же с торговцами святостью. <…>

Сложившееся положение вещей ставит вопрос о дополнительной подготовке духовенства. Нам необходимо готовить пастырей, которые не только способны совершать богослужение, но и нести благую весть о Христе повсюду: в воинские части, образовательные учреждения, интернаты для престарелых, больницы, в места лишения свободы. Нежелание или неспособность православного духовенства решать подобные вопросы приводит к тому, что вместо заботливого пастырского слова наши сограждане встречаются с открытой пропагандой сектантских миссионеров, вместо проповеди истины в души людей широким потоком вливаются различные религиозные суррогаты. <…>

О миссионерском делании

<…> Испытания свободой наше общество не выдерживает, поскольку свобода часто трактуется как вседозволенность. Примеров тому несть числа. Наиболее ярко это проявляется в деятельности средств массовой информации. Часто СМИ становятся проводниками безнравственности, насадителями культа насилия и распущенности. Особую тревогу вызывает отношение к Православию. Периодически на страницах газет и экранах телевизоров появляются материалы, проникнутые недоброжелательством, неприязнью к христианству, а иногда и откровенная клевета на Церковь. Все перечисленные проблемы, безусловно, являются частными проявлениями секуляризма, о чем уже упоминалось выше.

Тем не менее, несмотря на всю сложность сегодняшнего положения, задачи, стоящие перед Церковью, остаются неизменными. Современное общество все чаще называют постхристианским. Это означает, что перед нами - необъятное поле для миссионерских трудов. Вновь, как в евангельские времена, мы видим, сколь велика жатва и сколь малы сил у труждающихся, но мы убеждены, что Господь вышлет делателей на жатву свою (Лк. 10. 2). <…>

На сегодняшний день церковное сообщество не выработало действенных методов работы с молодым поколением. Проповеди священников, даже когда они звучат убедительно для воцерковленного человека, оказываются совсем не действенными для тех, кто испытывает сомнение в вере, и тем более для тех, кто воспитан в нехристианской среде.

Работа с молодежью должна стать основным направлением нашей деятельности. <…> Молодежь - это завтрашний день нашей Церкви, нашего народа, нашей родины, каждой семьи. <…>

90-е годы прошлого века были отмечены живым интересом российского общества к Церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. Но кто их там встретил? Злые старушки и строгие батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания. По этой причине многие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои чаяния и стремления.

Для того чтобы исправить ситуацию, нам следовало бы обратить взгляд на себя и посмотреть, как мы встречаем приходящих в храм молодых людей. Очень часто нецерковные люди, объясняя свою отстраненность от Церкви, ссылаются на то, что их смущают и соблазняют строгие требования, предъявляемые к ним в храме. У людей появляется страх сделать что-либо не так. Этот страх внушают им верующие люди: прихожане, сотрудники храма, а часто и священники, которые ко вновь пришедшему сразу же обращаются с замечаниями, относящимися к внешнему виду и поведению, как будто это самое главное в общении человека с Богом.

Нам надо в первую очередь меняться самим: быть смиреннее, терпимее и доброжелательнее к вновь приходящим, особенно к молодежи. Если мы не хотим потерять молодых людей для Церкви, то должны относиться к ним с теплотой и вниманием, стремиться увидеть за внешней холодностью и настороженностью живую душу, жаждущую теплого слова и обращенную к Богу. Недостаточность церковного воспитания восполнится в процессе воцерковления, и тогда благообразие внешнего вида и поведения станут следствием церковного мироощущения, а не внешней маской. <…>

В минувшие десятилетия многие представители духовенства искусственно формировали в сознании пасомых образ священника как представителя отдельного сословия, призванного к охранению святыни от приобщения к ней рядовых членов Церкви. Отчасти подобный подход был обусловлен теми суровыми условиями, в которых вынуждена была существовать Церковь в годы советского режима. В результате в церковной среде получила распространение идеология клерикализма, пытающаяся противопоставить духовенство всему прочему народу Божию. Живая связь между пресвитером христианской общины и паствой начала постепенно исчезать. Следствием этого стало пренебрежительное отношение пастырей к пасомым, как к людям несведущим и отсталым. Естественно, подобный подход оскорбителен для любого человека и вреден для Церкви.

Другой стороной этого явления стало постепенное проникновение в сознание христиан мысли о том, что Церковь состоит исключительно из духовенства, а роль мирян сводится лишь к материальному обеспечению церковной организации и стороннему наблюдению за жреческой деятельностью посвященных. Я убежден, что одна из самых насущных задач современности, в том числе и в миссионерском контексте, - это восстановление той живой связи между иереем и народом Божиим, которая всегда была характерна для Православия. <…>

Сегодня одной из самых важных форм миссионерского служения является православная журналистика. Средства массовой коммуникации играют все возрастающую роль в нашем обществе. Поэтому участие православных газет, журналов, интернет-сайтов, радио и телепередач в освоении информационного пространства можно только приветствовать. Люди устали от негативной информации, от навязывания им культа денег, насилия, потребления и развлечения. Сейчас особенно ощущается насущная потребность в правдивых журналистских материалах, свободных от специфических интересов политиков, экономических кланов и развлекательной индустрии. Образовавшийся вакуум обязана заполнить православная журналистика, способная взять на себя ответственность перед Богом и людьми за состояние души нашего народа. <…>

Религиозное образование

<…> Мы неоднократно заявляли о необходимости введения в общеобразовательных школах предмета "основы православной культуры". Преподавать его должны педагоги-миряне, прошедшие обучение на катехизаторских курсах. Основная цель преподавания данной дисциплины - знакомство детей с основами той традиции, в контексте которой происходило историческое, культурное и религиозное становление Государства Российского.

На этих уроках дети должны приобщиться к многовековой культуре своей родины, научиться любить свою страну, знать и уважать ее историю.

Несмотря на то, что эпоха государственного атеизма осталась позади, мы до сих пор пожинаем плоды того времени. Одним из них является тот общий материалистический дух, которым проникнуты многие учебные пособия современных светских школ. Ситуация осложняется отсутствием сколько-нибудь определенной политики государства в сфере идеологии, что приводит к духовно-нравственной дезориентации молодого поколения. Многие преподаватели школ признают это и обращаются к священникам в надежде на помощь в исправлении сложившейся ситуации.<…>

***

<…> Когда я напоминал о духовном опустошении нашего отечества в годы богоборчества, перед моим мысленным взором предстали выжженные солнцем пустыни Святой Земли. Когда проезжаешь их летом, то ничего кроме камней не видишь. Но весной, в сезон дождей, эти безжизненные камни вдруг оживают - все зеленеет и цветет, потому что выжженной бывает только поверхность, а внутри, под каменистой почвой, сохраняются корни, которые и дают возможность пустыне процвести.

Я искренне верю и надеюсь, что в глубинах сознания русских людей, в наших духовных пустынях, сохранились корни благочестия и подлинной веры. <…>