Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (13) Декабрь 2004г

Современное состояние и перспективы развития Национальной жандармерии Франции

Смирнов Л.Л., второй секретарь Департамента консульской службы МИД России

При разработке перспективных направлений развития Национальной жандармерии, которая наряду с Национальной полицией является важнейшей составной частью правоохранительной системы Франции, особое значение придается творческому изучению и сохранению её исторических традиций. Эти задачи возложены на созданные при главном управлении Национальной жандармерии Минобороны Франции Историческую службу и Центр перспективных исследований.

В то же время в связи с ростом преступности повсеместно по стране и сохраняющейся серьезной угрозой террористических актов предусматривается дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов Франции.

Для определения масштабов и характера законодательных изменений парламенту Франции, в частности, комиссии по обороне и безопасности его нижней палаты - Национального Собрания, а также комиссии по иностранным делам, обороне и вооруженным силам верхней палаты - Сената совместно с командованием Национальной жандармерии, с привлечением профильных исследовательских учреждений потребовалось провести в 2000-2001 гг. глубокое и всестороннее изучение опыта и содержания деятельности Национальной жандармерии, факторов, воздействующих на общественную безопасность и, как следствие, на деятельность Национальной жандармерии, и на основе полученных данных спрогнозировать тенденции ее дальнейшего развития.

В этой связи в перспективных решениях руководства страны и в соответствующих законодательных инициативах просматриваются тенденции поступательного движения вперёд Национальной жандармерии по следующим основным направлениям:

1) дальнейшая специализация;

2) взаимная координация правоохранительной деятельности с Национальной полицией, постепенное расширение зон ответственности Национальной жандармерии;

3) совершенствование правовой базы деятельности Национальной жандармерии;

4) использование международного опыта борьбы с преступностью, углубление сотрудничества с зарубежными правоохранительными органами.

При этом первые три тенденции, традиционно выражая насущные потребности Национальной жандармерии уже на протяжении длительного периода, продолжают оставаться актуальными и в ее современной деятельности.

Первая тенденция связана с тем, что всю вторую половину ХХ в. Национальная жандармерия проходила сложную и многоступенчатую фазу приспособления к происходящим в государстве и обществе политическим, правовым и социально-экономическим изменениям, вызвавшим глубокие структурные изменения в этой военно-правоохранительной организации.

Данное явление, направляемое законодателем, которое продолжает развиваться и в настоящее время, получило в научно-практической литературе, посвящённой Национальной жандармерии Франции, название "движения специализации".

Этот процесс имеет строгую правовую основу, опирающуюся на соответствующие законодательные и ведомственные нормативные правовые акты.

Специализация Национальной жандармерии осуществляется по трём главным направлениям:

  • совершенствование территориальной структуры жандармерии и создание в её рамках подразделений, профессионально подготовленных для решения сложных правоохранительных и иных задач (территориальная специализация);
  • нацеливание существующих и вновь создаваемых специализированных формирований на решение задач по конкретным объектам правоохранительной деятельности (объектовая специализация);
  • дальнейший рост профессионализма личного состава, последовательная оптимизация его численности и повышение авторитета Национальной жандармерии в обществе.

Вторая тенденция вытекает из двуединого характера правоохранительной системы Франции, базирующейся на равнозначных и практически равноправных структурах - Национальной жандармерии и Национальной полиции.

Без организации надлежащей координации их правоохранительной деятельности невозможно было бы и само функционирование внутренней безопасности государства.

К традиционным сферам взаимодействия Национальной жандармерии и Национальной полиции относится, в первую очередь, их деятельность по реализации функций уголовной и административной полиции. Сотрудничество в данных областях рассматривается руководителями обеих правоохранительных структур как объективно необходимое условие при достаточно строгом разделении компетенций.

Не менее важным следует считать взаимодействие территориальных подразделений полиции и жандармерии. В этой связи особое значение приобретает понятие "зоны ответственности" правоохранительных органов. Под зоной ответственности понимается территориально-учетная единица, в границах которой правоохранительные ведомства располагают всем объемом предоставленных им законодательством полномочий в области административного, уголовного, природоохранного, а для жандармерии и военного права.

Во Франции существуют два вида зоны ответственности: жандармская и полицейская.

Учётной единицей территориальной компетенции Национальной жандармерии является "жандармская рота" (compagnie de gendarmerie), а Национальной полиции - "округ общественной безопасности" (circonscription de securite publique).

Отнесение какого-либо административно-территориального образования или географического участка (озёрно-речная сеть; горный, лесной массивы, участок морских территориальных вод) к зоне ответственности той или иной структуры производится решением правительства после соответствующего согласования между министерствами обороны (жандармерия) и внутренних дел (полиция).

При установлении зон ответственности учитываются несколько определяющих условий. Так, к жандармской зоне ответственности относятся:

  • сельские округа и коммуны вне зависимости от их размеров и численности;
  • речная и дорожная сеть вне городов;
  • горные массивы и морские участки, кроме береговой линии, проходящей по городской черте;
  • города и населенные пункты городского типа с численностью населения менее 20 тыс. человек.

Зоны ответственности жандармерии имеют значительную площадь, что в существенной степени компенсирует меньшую плотность населения.

Согласно общему статистическому отчету о состоянии преступности во Франции в 2001 г., подготовленному совместно главными управлениями Национальной жандармерии и Национальной полиции под контролем МВД Франции, в метрополии, а также в заморских департаментах и территориях зарегистрировано 4 061 792 преступлений.

Из них под компетенцию полиции подпали 2 973 207 (73,20% ), а жандармерии - 1 088 585 (26,80%) преступлений. При этом рост расследованных преступлений по сравнению с 2000 г. в зонах ответственности жандармерии составил 11,89%, а в округах общественной безопасности - 6,23%.

Опережающий рост преступлений, регистрируемых жандармами, во многом связан с расширением дорожной сети, развитием промышленных зон и увеличением населения объединенных с ними населенных пунктов городского типа.

По мнению французских аналитиков, при сохранении подобной динамики Национальная жандармерия сможет впервые в истории страны уже в текущем десятилетии опередить Национальную полицию в области обеспечения общественной безопасности как по совокупной площади зон ответственности, так и по численности обслуживаемого населения.

Так, если в 1990 г. в зонах ответственности Национальной жандармерии проживали 27 млн человек, что составляло 46,9% всего населения Франции (на тот период - 57,5 млн человек), то к 2007 г., согласно расчетам Национального института статистики, этот показатель возрастёт до 34,6 млн человек, или 55,6% (при ожидающейся численности населения страны 62,2 млн человек).

Третья тенденция вытекает из двух предыдущих и продиктована необходимостью как правового регулирования мер по дальнейшему развитию Национальной жандармерии, так и совершенствования действующего законодательства, обеспечивающего жизнедеятельность этой военно-правоохранительной структуры.

Так, в связи с продолжающимся ростом служебной нагрузки на личный состав изучается возможность распространения ряда социальных норм трудового законодательства и на военнослужащих Национальной жандармерии, рассматривается допустимость нормативного ограничения продолжительности служебного времени, изменения порядка выплаты денежного содержания и т.п.

Наряду с этим большое значение придается творческому использованию международного опыта законотворческой деятельности по совершенствованию и оптимизации правоохранительных институтов.

В этой связи французские законодатели рассматривают различные проекты более тесной кооперации Национальной жандармерии и Национальной полиции, уменьшения не приносящей пользы конкуренции амбиций между ними. В частности, пристально изучается опыт соседней Бельгии, где с мая 2001 г. решением парламента аналогичные местные правоохранительные структуры объединены, что дало существенную экономию бюджетных средств и улучшило функционирование правоохранительной системы.

Четвертая тенденция, которая имеет перспективную направленность, поскольку будет отражать дальнейшее развитие Национальной жандармерии в наступившем столетии, по взглядам руководства страны, выраженным в соответствующих законодательных инициативах, проявляется по линии усиления её сотрудничества с правоохранительными органами в рамках Европейского союза, в частности, с Бюро Европола.

Сотрудничество Национальной жандармерии с правоохранительными органами соседних стран осуществляется и на двухсторонней основе. В последние годы не редкость операции формирований Национальной жандармерии, которые проводятся совместно с коллегами из спецслужб Франции и других стран Европейского Союза против международных террористов.

Таким образом, в предстоящие годы продолжится развитие Национальной жандармерии по различным направлениям в соответствии с объективно существующими тенденциями как в самом французском обществе, так и в целом в масштабе Европейского союза.

Смирнов Леонид Леонидович. Кандидат юридических наук. В 2000-03 гг. работал в постоянном представительстве при ЮНЕСКО. Второй секретарь Департамента консульской службы МИД России.

Примечания

1. Aspects de la criminalite et de la delinquance constatees en France en 2001. La Documеntation Francaise. Paris, 2002. Р. 74, 83, 121, 129, 233.

2. Dieu F. La Gendarmerie et modernite. Paris, 1993. P. 83.

3. Dieu F. La Gendarmerie, secrets d'un corps. Paris, 2002. P. 66.

4. Meyzonnier P. Les forses de police dans L'Union Europeene. Paris, 1994. P. 139-140. 5Le Soir, 2me avril 2001, P. 2.

Современное состояние и перспективы развития Национальной жандармерии Франции | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (13) Декабрь 2004г

Современное состояние и перспективы развития Национальной жандармерии Франции

Смирнов Л.Л., второй секретарь Департамента консульской службы МИД России

При разработке перспективных направлений развития Национальной жандармерии, которая наряду с Национальной полицией является важнейшей составной частью правоохранительной системы Франции, особое значение придается творческому изучению и сохранению её исторических традиций. Эти задачи возложены на созданные при главном управлении Национальной жандармерии Минобороны Франции Историческую службу и Центр перспективных исследований.

В то же время в связи с ростом преступности повсеместно по стране и сохраняющейся серьезной угрозой террористических актов предусматривается дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов Франции.

Для определения масштабов и характера законодательных изменений парламенту Франции, в частности, комиссии по обороне и безопасности его нижней палаты - Национального Собрания, а также комиссии по иностранным делам, обороне и вооруженным силам верхней палаты - Сената совместно с командованием Национальной жандармерии, с привлечением профильных исследовательских учреждений потребовалось провести в 2000-2001 гг. глубокое и всестороннее изучение опыта и содержания деятельности Национальной жандармерии, факторов, воздействующих на общественную безопасность и, как следствие, на деятельность Национальной жандармерии, и на основе полученных данных спрогнозировать тенденции ее дальнейшего развития.

В этой связи в перспективных решениях руководства страны и в соответствующих законодательных инициативах просматриваются тенденции поступательного движения вперёд Национальной жандармерии по следующим основным направлениям:

1) дальнейшая специализация;

2) взаимная координация правоохранительной деятельности с Национальной полицией, постепенное расширение зон ответственности Национальной жандармерии;

3) совершенствование правовой базы деятельности Национальной жандармерии;

4) использование международного опыта борьбы с преступностью, углубление сотрудничества с зарубежными правоохранительными органами.

При этом первые три тенденции, традиционно выражая насущные потребности Национальной жандармерии уже на протяжении длительного периода, продолжают оставаться актуальными и в ее современной деятельности.

Первая тенденция связана с тем, что всю вторую половину ХХ в. Национальная жандармерия проходила сложную и многоступенчатую фазу приспособления к происходящим в государстве и обществе политическим, правовым и социально-экономическим изменениям, вызвавшим глубокие структурные изменения в этой военно-правоохранительной организации.

Данное явление, направляемое законодателем, которое продолжает развиваться и в настоящее время, получило в научно-практической литературе, посвящённой Национальной жандармерии Франции, название "движения специализации".

Этот процесс имеет строгую правовую основу, опирающуюся на соответствующие законодательные и ведомственные нормативные правовые акты.

Специализация Национальной жандармерии осуществляется по трём главным направлениям:

  • совершенствование территориальной структуры жандармерии и создание в её рамках подразделений, профессионально подготовленных для решения сложных правоохранительных и иных задач (территориальная специализация);
  • нацеливание существующих и вновь создаваемых специализированных формирований на решение задач по конкретным объектам правоохранительной деятельности (объектовая специализация);
  • дальнейший рост профессионализма личного состава, последовательная оптимизация его численности и повышение авторитета Национальной жандармерии в обществе.

Вторая тенденция вытекает из двуединого характера правоохранительной системы Франции, базирующейся на равнозначных и практически равноправных структурах - Национальной жандармерии и Национальной полиции.

Без организации надлежащей координации их правоохранительной деятельности невозможно было бы и само функционирование внутренней безопасности государства.

К традиционным сферам взаимодействия Национальной жандармерии и Национальной полиции относится, в первую очередь, их деятельность по реализации функций уголовной и административной полиции. Сотрудничество в данных областях рассматривается руководителями обеих правоохранительных структур как объективно необходимое условие при достаточно строгом разделении компетенций.

Не менее важным следует считать взаимодействие территориальных подразделений полиции и жандармерии. В этой связи особое значение приобретает понятие "зоны ответственности" правоохранительных органов. Под зоной ответственности понимается территориально-учетная единица, в границах которой правоохранительные ведомства располагают всем объемом предоставленных им законодательством полномочий в области административного, уголовного, природоохранного, а для жандармерии и военного права.

Во Франции существуют два вида зоны ответственности: жандармская и полицейская.

Учётной единицей территориальной компетенции Национальной жандармерии является "жандармская рота" (compagnie de gendarmerie), а Национальной полиции - "округ общественной безопасности" (circonscription de securite publique).

Отнесение какого-либо административно-территориального образования или географического участка (озёрно-речная сеть; горный, лесной массивы, участок морских территориальных вод) к зоне ответственности той или иной структуры производится решением правительства после соответствующего согласования между министерствами обороны (жандармерия) и внутренних дел (полиция).

При установлении зон ответственности учитываются несколько определяющих условий. Так, к жандармской зоне ответственности относятся:

  • сельские округа и коммуны вне зависимости от их размеров и численности;
  • речная и дорожная сеть вне городов;
  • горные массивы и морские участки, кроме береговой линии, проходящей по городской черте;
  • города и населенные пункты городского типа с численностью населения менее 20 тыс. человек.

Зоны ответственности жандармерии имеют значительную площадь, что в существенной степени компенсирует меньшую плотность населения.

Согласно общему статистическому отчету о состоянии преступности во Франции в 2001 г., подготовленному совместно главными управлениями Национальной жандармерии и Национальной полиции под контролем МВД Франции, в метрополии, а также в заморских департаментах и территориях зарегистрировано 4 061 792 преступлений.

Из них под компетенцию полиции подпали 2 973 207 (73,20% ), а жандармерии - 1 088 585 (26,80%) преступлений. При этом рост расследованных преступлений по сравнению с 2000 г. в зонах ответственности жандармерии составил 11,89%, а в округах общественной безопасности - 6,23%.

Опережающий рост преступлений, регистрируемых жандармами, во многом связан с расширением дорожной сети, развитием промышленных зон и увеличением населения объединенных с ними населенных пунктов городского типа.

По мнению французских аналитиков, при сохранении подобной динамики Национальная жандармерия сможет впервые в истории страны уже в текущем десятилетии опередить Национальную полицию в области обеспечения общественной безопасности как по совокупной площади зон ответственности, так и по численности обслуживаемого населения.

Так, если в 1990 г. в зонах ответственности Национальной жандармерии проживали 27 млн человек, что составляло 46,9% всего населения Франции (на тот период - 57,5 млн человек), то к 2007 г., согласно расчетам Национального института статистики, этот показатель возрастёт до 34,6 млн человек, или 55,6% (при ожидающейся численности населения страны 62,2 млн человек).

Третья тенденция вытекает из двух предыдущих и продиктована необходимостью как правового регулирования мер по дальнейшему развитию Национальной жандармерии, так и совершенствования действующего законодательства, обеспечивающего жизнедеятельность этой военно-правоохранительной структуры.

Так, в связи с продолжающимся ростом служебной нагрузки на личный состав изучается возможность распространения ряда социальных норм трудового законодательства и на военнослужащих Национальной жандармерии, рассматривается допустимость нормативного ограничения продолжительности служебного времени, изменения порядка выплаты денежного содержания и т.п.

Наряду с этим большое значение придается творческому использованию международного опыта законотворческой деятельности по совершенствованию и оптимизации правоохранительных институтов.

В этой связи французские законодатели рассматривают различные проекты более тесной кооперации Национальной жандармерии и Национальной полиции, уменьшения не приносящей пользы конкуренции амбиций между ними. В частности, пристально изучается опыт соседней Бельгии, где с мая 2001 г. решением парламента аналогичные местные правоохранительные структуры объединены, что дало существенную экономию бюджетных средств и улучшило функционирование правоохранительной системы.

Четвертая тенденция, которая имеет перспективную направленность, поскольку будет отражать дальнейшее развитие Национальной жандармерии в наступившем столетии, по взглядам руководства страны, выраженным в соответствующих законодательных инициативах, проявляется по линии усиления её сотрудничества с правоохранительными органами в рамках Европейского союза, в частности, с Бюро Европола.

Сотрудничество Национальной жандармерии с правоохранительными органами соседних стран осуществляется и на двухсторонней основе. В последние годы не редкость операции формирований Национальной жандармерии, которые проводятся совместно с коллегами из спецслужб Франции и других стран Европейского Союза против международных террористов.

Таким образом, в предстоящие годы продолжится развитие Национальной жандармерии по различным направлениям в соответствии с объективно существующими тенденциями как в самом французском обществе, так и в целом в масштабе Европейского союза.

Смирнов Леонид Леонидович. Кандидат юридических наук. В 2000-03 гг. работал в постоянном представительстве при ЮНЕСКО. Второй секретарь Департамента консульской службы МИД России.

Примечания

1. Aspects de la criminalite et de la delinquance constatees en France en 2001. La Documеntation Francaise. Paris, 2002. Р. 74, 83, 121, 129, 233.

2. Dieu F. La Gendarmerie et modernite. Paris, 1993. P. 83.

3. Dieu F. La Gendarmerie, secrets d'un corps. Paris, 2002. P. 66.

4. Meyzonnier P. Les forses de police dans L'Union Europeene. Paris, 1994. P. 139-140. 5Le Soir, 2me avril 2001, P. 2.