Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (13) Декабрь 2004г

Каждому региону нужен "паспорт безопасности"

Колесников В.М., член Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности

"Концепция национальной безопасности Российской Федерации" - Указ Президента РФ № 24, подписанный 10 января 2000 г.

Современный мир ставит перед человечеством целый ряд глобальных проблем, которые во многом определяют угрозы и риски Российской Федерации и её территорий на длительную перспективу. Экономические, информационные и иные границы становятся все более "прозрачными". Процесс глобализации международных отношений набирает вес. Мир становится всё более взаимозависим и всё более уязвим для проявлений новых угроз и вызовов, которые переросли границы государства и давно уже стали транснациональными по форме и глобальными по содержанию.

В этом же ряду выстроились и проблемы международного и доморощенного терроризма, демографии и миграции, нарастания обнищания ряда регионов и увеличения разрыва в качестве жизни людей, а также экологические проблемы с многочисленными составляющими, в том числе связанными с глобальным изменением климата. И каждая из этих проблем несёт в себе угрозу для России и её регионов и требует тщательной оценки и взвешенного прогноза для своего решения.

Самая страшная угроза для человека и человечества - это война. Сегодня считается, что, несмотря на сложное и противоречивое развитие международной обстановки, твердая и последовательная внешнеполитическая линия по защите национальных интересов позволила России укрепить свои международные позиции, существенно повысить роль и влияние в мировых делах. В результате - сведена к минимуму вероятность развязывания против России крупномасштабной военной агрессии.

Но когда одна большая война распадается на осколки маленьких войн, это становится не менее опасным.

Угрозы безопасности развитию России и её территориям становятся многофакторными. Они взаимно влияют друг на друга, приобретают комплексный характер и требуют для своей локализации и нейтрализации такого же осознанного, комплексного и системного подхода. Например, избежать противоречий между Россией и США практически невозможно, поэтому риск охлаждения отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями, безусловно, есть, и он должен учитываться при выявлении угроз как в экономической, так и в военной сфере. Учитывая же, что с начала прошлого года в Закавказье и Средней Азии разместились военные контингенты западных государств, можно говорить о частичной потере доминирования России в этих регионах и, безусловно, о снижении безопасности, в первую очередь, в её приграничных территориях.

Политика не живет без экономики. Наоборот, зачастую именно экономические интересы подталкивают политиков к кризисным ситуациям, именно экономика определяет многие угрозы для государств на долгосрочную перспективу. Весь спектр угроз и рисков в сфере экономики настолько широк, что в определенном смысле охватывает все сферы хозяйства и направления развития экономики. Причём основными источниками угроз выступают накопленные диспропорции в структуре экономики, а также резкое повышение роли внешнего фактора и неопределенность происходящих в мире процессов.

Серьезной угрозой развитию экономики является доминирование сырьевых и добывающих отраслей в стране. Доля электроэнергетики, топливной промышленности, черной и цветной металлургии составляет около 48%. В структуре экспорта минеральные продукты и энергоносители занимают 54%. Такая ситуация делает страну уязвимой от колебания цен на внешнем рынке и является ещё одной из угроз её экономической безопасности.

Существующая система управления государственной собственностью по-прежнему не ориентирована на обеспечение привлекательных условий для притока инвестиций на уровне территорий. Сохраняются реальные предпосылки утраты продовольственной безопасности отдельных регионов страны. Так, доля импортного продовольствия в России составляет в среднем 40%, а по отдельным его видам - около 80%.

Продолжается утечка капитала за пределы государства. Нарастают макроэкономические угрозы, что связано с усилением противоречия между динамикой реального обменного курса и конкурентоспособностью экономики, влияющие на бюджетную систему. Все это негативно влияет на финансовую и, значит, нравственную ситуацию с человеком.

На фоне отсталости целого ряда секторов отечественной экономики серьёзную угрозу для России при вступлении в ВТО представляют требования по дальнейшему открытию российского рынка для вторжения иностранных компаний. Особую остроту приобретают вопросы защиты российских производителей в таких секторах, как автомобилестроение, гражданская авиатехника, легкая промышленность и сельское хозяйство, зачастую являющиеся единственным развитым сектором производства на местах. Поэтому решение задач по реализации национальных интересов России задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Однако темпы роста последних 3 лет по многим макроэкономическим показателям более низкие, чем в предыдущие годы.

Остается весьма острым и ряд социальных проблем. Здесь наибольшую тревогу вызывает проблема высокой дифференциации населения по уровню доходов. В то время как численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила по России 38,7 млн человек (27% общей численности населения), разница в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила уже более чем 14 раз - ещё один наш социальный "чернобыль".

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для отдельных регионов эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера.

Наши возможности по парированию угроз своей безопасности прямо связаны с положением дел в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК) и в научно-технологической сфере. В последние 4 года наблюдается некая положительная динамика изменения основных технико-экономических показателей ОПК практически во всех регионах. Это связано с улучшением выполнения в последние годы бюджетных назначений по государственному оборонному заказу, а также с увеличением объемов поставок продукции на экспорт. Наиболее высокими темпами развиваются авиационная и электронная промышленность, а также промышленность обычных вооружений. Но результаты не могут гарантировать устойчивого развития ОПК в дальнейшем. При этом важнейшей задачей реформирования ОПК является сохранение и развитие научно-технологического и производственного потенциала оборонных организаций, а одним из главных критериев - способность ОПК обеспечить реализацию государственной программы вооружения.

Ещё одним источником угрозы для региона остаётся незавершенность инвентаризации основных производственных фондов, финансово-экономического и имущественного состояния предприятий, а также медленные темпы работ по улучшению качества продукции и повышению эффективности управления государственной собственностью.

Что касается научно-технологической сферы, то, безусловно, развитие науки и технологий сегодня стало ключевым, системообразующим фактором устойчивого социально-экономического развития России, фундаментом обеспечения её обороны и безопасности. Вместе с тем, несмотря на принятые в последние годы меры, в этой области положение сложное. Реальные предпосылки к возникновению угроз национальной безопасности России сохраняются. Остается крайне низкой доля наукоемкой продукции в регионах (на уровне долей процента). Ветшают основные фонды научных организаций, сокращается число отечественных ученых и специалистов из-за оттока в другие сферы деятельности и эмиграции.

Серьезную угрозу научно-технологической безопасности создает также замедление темпов воспроизводства научных кадров. Наблюдается опасный возрастной сдвиг в составе ученых высшей квалификации (более 85% докторов наук перешли 50-летний рубеж). Стала реальной угроза нарушения преемственности научных школ.

В последние годы значительно выросла угроза терроризма и масштабы его последствий. В свое время недооценка этой опасности привела к весьма тяжелым последствиям, образованию в Чеченской Республике террористического анклава, по существу центра генерации терроризма на Северном Кавказе, которую ощутили в полной мере соседствующие с ней регионы, а также наша столица. Поэтому поиск новых мер противодействия террористическим угрозам выходит на передний план. Учитывая, что терроризм может быть направлен как против конкретного человека, так и против государственных институтов, против существующей политической системы, меры, которые должны быть разработаны в качестве противодействия угрозам терроризма, нельзя ограничить сугубо военными или сугубо антитеррористическими. Поэтому необходимо формирование комплексной и долгосрочной политики в этой области, охватывающей все стороны государственной жизни и жизни регионов и обеспечивающей реализацию всех важнейших приоритетов.

Когда рухнул "железный занавес", люди обзавелись каждый своим занавесом. То решётка на окнах, то казаки на рынках - в общем, самодеятельность. А стране нужна профессиональная защита от страха. Нужен комплексный подход к новому, непривычному доселе делу.

По долгу службы, будучи членом Комитета Государственной Думы РФ по безопасности, я внимательно слежу за деятельностью Общероссийской общественной организации "Российское научное общество анализа риска" и Ассоциации "Безопасность жизнедеятельности". В состав данных структур входят крупные научные центры и организации, занимающиеся профессионально вопросами защиты населения и территорий от угроз техногенного, природного и иного характера, а также террористических проявлений и обладающие значительным научно-методическим и организационно-правовым потенциалом.

Новаторская суть их предложений заключается в разработке и реализации проекта, касающегося вопросов оценки состояния защищенности населения и территорий субъектов РФ и муниципальных образований от указанных угроз. При этом предусматривается подготовка комплексного документа - Декларации безопасности субъекта РФ (муниципального образования), в котором дается объективная оценка состояния защищенности населения и территорий, определяется приоритетность задач и перечень программных мер по обеспечению безопасности, как одной из основных целей активной политики государственной власти.

Данная Декларация создается на основе специально разработанной "Методики интегральной оценки уровня защищенности населения и территорий субъектов и муниципальных образований Российской Федерации", рекомендованной Центром стратегических исследований гражданской защиты МЧС России и получившей Диплом и медаль "ГРАН-ПРИ" конкурса "Безопасные технологии и продукция" выставки "Неделя высоких технологий в Санкт-Петербурге" (8-11 июня 2004 г.).

Отдельным приложением возможна разработка Паспорта безопасности в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России во исполнение решения совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного Совета по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол № 4 от 13.11.03)

В результате данной работы получается документ, дающий исчерпывающий анализ имеющегося состояния безопасности в природной и техногенной сферах, в области экономики, в социальной и экологической сферах, а также прогнозы о возможных угрозах и стратегических рисках регионов, таких как: террористические и криминальные угрозы, угрозы в коммунально-бытовой и жилищной сферах, угрозы социального и политического характера, угрозы в информационной сфере.

Кроме того, в этом документе будут определены показатели нарастания угроз, достигнутый и приемлемый уровень защищенности. В рекомендательной части Декларации будут отражены программные меры обеспечения безопасности.

Осуществление данного проекта вооружит исполнительные органы власти, руководителей регионов инструментом повышения защищенности населения и территорий вверенных им регионов не только в организационном, но и в экономическом аспекте.

Будут наглядно и объективно зафиксированы в количественных показателях наиболее "узкие" места, что позволит обеспечить оптимальное распределение соответствующих сил и финансовых средств на цели обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе при подготовке проектов соответствующих бюджетов. Кроме того, он может стать индикатором безопасности инвестиций.

Предлагаемый проект в свое время был поддержан аппаратом Совета Безопасности РФ. Подавляющее большинство глав субъектов РФ одобряют эту инициативу, согласны с необходимостью такого документа, но к принятию решения о его разработке подходят очень нерешительно, а жаль. Его принятие позволит:

  • разработать стратегию и тактику обеспечения безопасности жизнедеятельности региона;
  • разработать и реализовать целевые программы по обеспечению безопасности региона от конкретных угроз;
  • совершенствовать нормативную правовую базу обеспечения безопасности личности, общества, региона;
  • сформировать и обеспечить проведение единой политики органов государственной власти в регионах, экономических и социальных структур, населения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Колесников Виктор Михайлович. Кандидат экономических наук. Более 15 лет работал в агропромышленном комплексе. Неоднократно избирался первым секретарем райкома КПСС, депутатом областного Совета народных депутатов. В 1996-2001 гг. - Председатель Законодательного Собрания Калужской области, член Совета Федерации ФС РФ. С 2001 г. - представитель в Совете Федерации ФС РФ от Законодательного Собрания Калужской области. С 2003 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета по безопасности. Член межфракционного депутатского объединения "Наука и высокие технологии", вице-президент международного клуба менеджеров. Действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Каждому региону нужен "паспорт безопасности" | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (13) Декабрь 2004г

Каждому региону нужен "паспорт безопасности"

Колесников В.М., член Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности

"Концепция национальной безопасности Российской Федерации" - Указ Президента РФ № 24, подписанный 10 января 2000 г.

Современный мир ставит перед человечеством целый ряд глобальных проблем, которые во многом определяют угрозы и риски Российской Федерации и её территорий на длительную перспективу. Экономические, информационные и иные границы становятся все более "прозрачными". Процесс глобализации международных отношений набирает вес. Мир становится всё более взаимозависим и всё более уязвим для проявлений новых угроз и вызовов, которые переросли границы государства и давно уже стали транснациональными по форме и глобальными по содержанию.

В этом же ряду выстроились и проблемы международного и доморощенного терроризма, демографии и миграции, нарастания обнищания ряда регионов и увеличения разрыва в качестве жизни людей, а также экологические проблемы с многочисленными составляющими, в том числе связанными с глобальным изменением климата. И каждая из этих проблем несёт в себе угрозу для России и её регионов и требует тщательной оценки и взвешенного прогноза для своего решения.

Самая страшная угроза для человека и человечества - это война. Сегодня считается, что, несмотря на сложное и противоречивое развитие международной обстановки, твердая и последовательная внешнеполитическая линия по защите национальных интересов позволила России укрепить свои международные позиции, существенно повысить роль и влияние в мировых делах. В результате - сведена к минимуму вероятность развязывания против России крупномасштабной военной агрессии.

Но когда одна большая война распадается на осколки маленьких войн, это становится не менее опасным.

Угрозы безопасности развитию России и её территориям становятся многофакторными. Они взаимно влияют друг на друга, приобретают комплексный характер и требуют для своей локализации и нейтрализации такого же осознанного, комплексного и системного подхода. Например, избежать противоречий между Россией и США практически невозможно, поэтому риск охлаждения отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями, безусловно, есть, и он должен учитываться при выявлении угроз как в экономической, так и в военной сфере. Учитывая же, что с начала прошлого года в Закавказье и Средней Азии разместились военные контингенты западных государств, можно говорить о частичной потере доминирования России в этих регионах и, безусловно, о снижении безопасности, в первую очередь, в её приграничных территориях.

Политика не живет без экономики. Наоборот, зачастую именно экономические интересы подталкивают политиков к кризисным ситуациям, именно экономика определяет многие угрозы для государств на долгосрочную перспективу. Весь спектр угроз и рисков в сфере экономики настолько широк, что в определенном смысле охватывает все сферы хозяйства и направления развития экономики. Причём основными источниками угроз выступают накопленные диспропорции в структуре экономики, а также резкое повышение роли внешнего фактора и неопределенность происходящих в мире процессов.

Серьезной угрозой развитию экономики является доминирование сырьевых и добывающих отраслей в стране. Доля электроэнергетики, топливной промышленности, черной и цветной металлургии составляет около 48%. В структуре экспорта минеральные продукты и энергоносители занимают 54%. Такая ситуация делает страну уязвимой от колебания цен на внешнем рынке и является ещё одной из угроз её экономической безопасности.

Существующая система управления государственной собственностью по-прежнему не ориентирована на обеспечение привлекательных условий для притока инвестиций на уровне территорий. Сохраняются реальные предпосылки утраты продовольственной безопасности отдельных регионов страны. Так, доля импортного продовольствия в России составляет в среднем 40%, а по отдельным его видам - около 80%.

Продолжается утечка капитала за пределы государства. Нарастают макроэкономические угрозы, что связано с усилением противоречия между динамикой реального обменного курса и конкурентоспособностью экономики, влияющие на бюджетную систему. Все это негативно влияет на финансовую и, значит, нравственную ситуацию с человеком.

На фоне отсталости целого ряда секторов отечественной экономики серьёзную угрозу для России при вступлении в ВТО представляют требования по дальнейшему открытию российского рынка для вторжения иностранных компаний. Особую остроту приобретают вопросы защиты российских производителей в таких секторах, как автомобилестроение, гражданская авиатехника, легкая промышленность и сельское хозяйство, зачастую являющиеся единственным развитым сектором производства на местах. Поэтому решение задач по реализации национальных интересов России задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Однако темпы роста последних 3 лет по многим макроэкономическим показателям более низкие, чем в предыдущие годы.

Остается весьма острым и ряд социальных проблем. Здесь наибольшую тревогу вызывает проблема высокой дифференциации населения по уровню доходов. В то время как численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила по России 38,7 млн человек (27% общей численности населения), разница в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила уже более чем 14 раз - ещё один наш социальный "чернобыль".

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для отдельных регионов эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера.

Наши возможности по парированию угроз своей безопасности прямо связаны с положением дел в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК) и в научно-технологической сфере. В последние 4 года наблюдается некая положительная динамика изменения основных технико-экономических показателей ОПК практически во всех регионах. Это связано с улучшением выполнения в последние годы бюджетных назначений по государственному оборонному заказу, а также с увеличением объемов поставок продукции на экспорт. Наиболее высокими темпами развиваются авиационная и электронная промышленность, а также промышленность обычных вооружений. Но результаты не могут гарантировать устойчивого развития ОПК в дальнейшем. При этом важнейшей задачей реформирования ОПК является сохранение и развитие научно-технологического и производственного потенциала оборонных организаций, а одним из главных критериев - способность ОПК обеспечить реализацию государственной программы вооружения.

Ещё одним источником угрозы для региона остаётся незавершенность инвентаризации основных производственных фондов, финансово-экономического и имущественного состояния предприятий, а также медленные темпы работ по улучшению качества продукции и повышению эффективности управления государственной собственностью.

Что касается научно-технологической сферы, то, безусловно, развитие науки и технологий сегодня стало ключевым, системообразующим фактором устойчивого социально-экономического развития России, фундаментом обеспечения её обороны и безопасности. Вместе с тем, несмотря на принятые в последние годы меры, в этой области положение сложное. Реальные предпосылки к возникновению угроз национальной безопасности России сохраняются. Остается крайне низкой доля наукоемкой продукции в регионах (на уровне долей процента). Ветшают основные фонды научных организаций, сокращается число отечественных ученых и специалистов из-за оттока в другие сферы деятельности и эмиграции.

Серьезную угрозу научно-технологической безопасности создает также замедление темпов воспроизводства научных кадров. Наблюдается опасный возрастной сдвиг в составе ученых высшей квалификации (более 85% докторов наук перешли 50-летний рубеж). Стала реальной угроза нарушения преемственности научных школ.

В последние годы значительно выросла угроза терроризма и масштабы его последствий. В свое время недооценка этой опасности привела к весьма тяжелым последствиям, образованию в Чеченской Республике террористического анклава, по существу центра генерации терроризма на Северном Кавказе, которую ощутили в полной мере соседствующие с ней регионы, а также наша столица. Поэтому поиск новых мер противодействия террористическим угрозам выходит на передний план. Учитывая, что терроризм может быть направлен как против конкретного человека, так и против государственных институтов, против существующей политической системы, меры, которые должны быть разработаны в качестве противодействия угрозам терроризма, нельзя ограничить сугубо военными или сугубо антитеррористическими. Поэтому необходимо формирование комплексной и долгосрочной политики в этой области, охватывающей все стороны государственной жизни и жизни регионов и обеспечивающей реализацию всех важнейших приоритетов.

Когда рухнул "железный занавес", люди обзавелись каждый своим занавесом. То решётка на окнах, то казаки на рынках - в общем, самодеятельность. А стране нужна профессиональная защита от страха. Нужен комплексный подход к новому, непривычному доселе делу.

По долгу службы, будучи членом Комитета Государственной Думы РФ по безопасности, я внимательно слежу за деятельностью Общероссийской общественной организации "Российское научное общество анализа риска" и Ассоциации "Безопасность жизнедеятельности". В состав данных структур входят крупные научные центры и организации, занимающиеся профессионально вопросами защиты населения и территорий от угроз техногенного, природного и иного характера, а также террористических проявлений и обладающие значительным научно-методическим и организационно-правовым потенциалом.

Новаторская суть их предложений заключается в разработке и реализации проекта, касающегося вопросов оценки состояния защищенности населения и территорий субъектов РФ и муниципальных образований от указанных угроз. При этом предусматривается подготовка комплексного документа - Декларации безопасности субъекта РФ (муниципального образования), в котором дается объективная оценка состояния защищенности населения и территорий, определяется приоритетность задач и перечень программных мер по обеспечению безопасности, как одной из основных целей активной политики государственной власти.

Данная Декларация создается на основе специально разработанной "Методики интегральной оценки уровня защищенности населения и территорий субъектов и муниципальных образований Российской Федерации", рекомендованной Центром стратегических исследований гражданской защиты МЧС России и получившей Диплом и медаль "ГРАН-ПРИ" конкурса "Безопасные технологии и продукция" выставки "Неделя высоких технологий в Санкт-Петербурге" (8-11 июня 2004 г.).

Отдельным приложением возможна разработка Паспорта безопасности в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России во исполнение решения совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного Совета по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол № 4 от 13.11.03)

В результате данной работы получается документ, дающий исчерпывающий анализ имеющегося состояния безопасности в природной и техногенной сферах, в области экономики, в социальной и экологической сферах, а также прогнозы о возможных угрозах и стратегических рисках регионов, таких как: террористические и криминальные угрозы, угрозы в коммунально-бытовой и жилищной сферах, угрозы социального и политического характера, угрозы в информационной сфере.

Кроме того, в этом документе будут определены показатели нарастания угроз, достигнутый и приемлемый уровень защищенности. В рекомендательной части Декларации будут отражены программные меры обеспечения безопасности.

Осуществление данного проекта вооружит исполнительные органы власти, руководителей регионов инструментом повышения защищенности населения и территорий вверенных им регионов не только в организационном, но и в экономическом аспекте.

Будут наглядно и объективно зафиксированы в количественных показателях наиболее "узкие" места, что позволит обеспечить оптимальное распределение соответствующих сил и финансовых средств на цели обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе при подготовке проектов соответствующих бюджетов. Кроме того, он может стать индикатором безопасности инвестиций.

Предлагаемый проект в свое время был поддержан аппаратом Совета Безопасности РФ. Подавляющее большинство глав субъектов РФ одобряют эту инициативу, согласны с необходимостью такого документа, но к принятию решения о его разработке подходят очень нерешительно, а жаль. Его принятие позволит:

  • разработать стратегию и тактику обеспечения безопасности жизнедеятельности региона;
  • разработать и реализовать целевые программы по обеспечению безопасности региона от конкретных угроз;
  • совершенствовать нормативную правовую базу обеспечения безопасности личности, общества, региона;
  • сформировать и обеспечить проведение единой политики органов государственной власти в регионах, экономических и социальных структур, населения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Колесников Виктор Михайлович. Кандидат экономических наук. Более 15 лет работал в агропромышленном комплексе. Неоднократно избирался первым секретарем райкома КПСС, депутатом областного Совета народных депутатов. В 1996-2001 гг. - Председатель Законодательного Собрания Калужской области, член Совета Федерации ФС РФ. С 2001 г. - представитель в Совете Федерации ФС РФ от Законодательного Собрания Калужской области. С 2003 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета по безопасности. Член межфракционного депутатского объединения "Наука и высокие технологии", вице-президент международного клуба менеджеров. Действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.