Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (10) 20021г

Актуальные проблемы земельной политики
(Выступление на 1 Всероссийском земельном конгрессе 18.12.2001г. Москва.)

Комов Н.В. - Первый заместитель руководителя Федеральной службы земельного кадастра России, д.э.н

Экономика России, пройдя огромные испытания за последнее десятилетие, сегодня набирает темпы. Поэтому очень важно в начале третьего тысячелетия выработать стратегию и тактику создания современной системы землепользования и на ее основе нового земельного строя российского государства.

Перед страной в очередной раз встали проблемы земельного устройства на основе решения традиционного и также судьбоносного для России земельного вопроса.

Страна сегодня стоит на пороге вхождения в мировую экономическую систему. И если ранее вопросы землепользования и землевладения во многих странах решались только на основе их собственных социально-экономических, исторических, этнокультурных, природных и других особенностей, то в последний период наблюдается некоторая общая направленность, связанная с усилением рыночных факторов, международной взаимозависимостью, возросшими экологическими требованиями, национально-государственной и территориальной политикой и в целом усиления роли государства в решении земельных проблем.

В этой связи исключительную роль должен сыграть так долго ожидаемый и недавно принятый Земельный кодекс Российской Федерации, который вобрал в себя всё новое как из собственной российской, так и мировой практики земельных преобразований и заменил во многом устаревшие нормативные правовые земельные акты 90-х годов.

Вряд ли кто может оспорить, да это подтверждает вся история человечества, что главным источником жизнеобеспеченности и процветания любого государства является земля. Без нее нет государства. Земля в границах государства - это территория страны, как основа суверенитета, местообитания населения, природный ресурс, главный объект правовых и экономических отношений. Бытует ошибочное мнение, что земля это только территория государства. Далеко это не так. Земля действительно территория, но вместе со всеми другими природными ресурсами и имуществом, которые находятся под ней и над ней, включая агроклиматические условия и их биопотенциал.

Поэтому указанные функции земли всегда находились и будут находиться в сфере приоритетных государственных и общественных интересов. И в этом трудно переоценить значение нового Земельного кодекса, который призван обеспечить равноправную защиту как частно-правовых интересов собственников земли, так и интересов государства и общества. Являясь прежде всего природным ресурсом и территорией, а затем в процессе человеческой деятельности и недвижимым имуществом, она вне всяких сомнений должна быть вовлечена в активный земельный оборот и строжайшим образом регулируемый и контролируемый государством земельный рынок. Это также подтверждается многовековым опытом многих стран с высокоразвитой рыночной экономикой, где земельный фактор является главной бюджетной составляющей государства.

Сегодня у нас открыт широкий простор для дальнейшего развития российского земельного законодательства. Мы должны в ближайшее время внести целый ряд новых положений в гражданское, градостроительное, лесное, водное, горное и некоторые другие отрасли законодательства.

История земельного вопроса в России - это история права собственности на землю. Конституция Российской Федерации относит это право к числу основных прав человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения. Реформирование права государственной собственности на землю в конце ХХ века отменило не только его исключительность, но и трансформировало его сущность.

Возрождение в России частной земельной собственности обусловлено как самой человеческой природой, так и естественным правом человека на самодеятельность. Вместе с тем, еще с древних времен понятие частной собственности на землю включает в себя и соответствующие обязанности. Исторический опыт многих государств свидетельствует, что в решении проблемы частной собственности должны в равной мере сочетаться как свобода действий, так социальная обязанность собственников. Государство в этом случае обязано создать такую правовую основу и такие её положения, когда всеобщее дело (социальные интересы) одновременно становятся делом каждого. Должны быть законодательно определены параметры свободы частной земельной собственности, соответствующие социальным, экономическим и экологическим требованиям общества. В этом большая роль всех ветвей власти и законодательных органов страны.

Кратко остановлюсь на земельном вопросе в аграрном секторе экономики, где земля играет особую роль. Здесь земля выступает не только как компонент окружающей среды и как территория, но и как главное средство производства в сельском хозяйстве. Здесь земля еще и наша кормилица. Поэтому закрепление особого статуса земель сельхозназначения является прерогативой специального правового акта. Сейчас готовится федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" В нем с учетом нашего российского и мирового опыта не будет ни малейшего шанса на распродажу нашего общенационального достояния и богатства. Право земельной собственности на селе должно, во-первых, максимально обеспечить развитие предпринимательской деятельности и на ее основе рост сельскохозяйственного производства, и во-вторых, рациональное использование земли.

Особое значение приобретет аренда земли. Нам уже в ближайшее время необходимо разобраться с земельными долями. И здесь роль аренды исключительная.

Надежным инструментом эффективного распределения земли и способом защиты интересов кредиторов служит залог земель сельскохозяйственного назначения. Залоговые операции на этих землях получили широкое распространение во всех странах с развитой рыночной экономикой. Да и в России на протяжении столетий практиковались различные формы кредитования под залог земли. Сегодня это право земельных собственников вновь востребовано и должно найти свое достойное место в системе гражданско-правовых сделок с землей.

Весьма важным является законодательное закрепление самостоятельного хозяйствования собственников на земле. Любой диктат государства, кроме предусмотренного законодательством, для сельского товаропроизводителя исключается. Государство оставляет за собой право охранять землю от ее истощения и неэффективного использования. Единственной правовой основой здесь является землеустройство. К великому сожалению этому наиважнейшему государственному мероприятию в последнее время уделялось мало внимания. Теперь принят федеральный закон "О землеустройстве". На его основе разрабатываются другие нормативные правовые акты. Важно уже в будущем году как на федеральном уровне, так и в регионах приступить к разработке и осуществлению необходимой землеустроительной документации. И здесь следует иметь в виду, что землеустроительные документы, не только служат основой охраны земель и их эффективного использования, но и используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

На их роли в обороте всех российских земель остановлюсь особо. Вне всяких сомнений богатейший земельно- ресурсный потенциал должен стать основой укрепления не только экономики России, но и её государственности. Здесь много составляющих, но одной из главных является создание национальной системы государственного земельного кадастра и проведение на рентной основе государственной кадастровой оценки земли. Только они обеспечат создание цивилизованного земельного рынка, что в значительной мере увеличит поступления в бюджет страны и, в первую очередь, в местные бюджеты. Мы понимаем, что для этого нужно и время, и необходимые средства, и соответствующие государственные структуры. Но мы готовы и к тому, чтобы это наиважнейшее направление заработало уже в ближайшее время и в полную меру. Здесь полумеры и наскоки, как это было раньше, не сработают. Все экономически развитые страны такие системы создали и в настоящее время проводят укрепление и техническое переоснащение своих земельно-кадастровых служб. И у нас в этом отношении в ряде регионов есть свой неплохой опыт. К сожалению его пока не так много.

И последнее. В начале XXI века страна вступила в новый основной этап земельных преобразований. Его началом послужило поручение Президента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, данное им на первом заседании Государственного Совета в начале этого года. Сегодня есть все основания заявить, что эти поручения выполняются.

Во всех субъектах Российской Федерации создается федеральная система государственного земельного кадастра, как основа государственного кадастра недвижимости. В 2002 году на всей территории страны будет завершена инвентаризация земель всех форм собственности и государственная кадастровая оценка земель. Совместно с местными органами государственной власти на основе земельного кадастра и землеустройства проводится разграничение государственной собственности на землю.

Вместе с тем, современное земельное устройство страны и переход на его основе к новому земельному строю на обширной территории России требует значительных совместных действий федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, и сегодня, как никогда, важное значение приобретает высказывание великого реформатора России П.А.Столыпина: "землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение".

И в этом велика роль земельных органов России, других ведомств, субъектов Федерации, муниципальных образований. Важное место отводится судебным органам, короче говоря всем участникам земельных преобразований в стране. Только совместные действия и кропотливая работа позволят нам не только сохранить и обустроить землю, но оставить ее еще прекрасней для будущих поколений.