Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Выступление А.Козерадского, заместителя Председателя комитета Совета Федерации РФ по вопросам экономической политики, председателя Временной комиссии Совета Федерации РФ по вопросам прав собственности, недвижимости и оценочной деятельности

Мне хотелось бы сказать, что есть две стороны земельных отношений. Есть земля сельскохозяйственного значения, есть земля несельскохозяйственного значения, земля поселений, земля под промышленностью, транспортом, связью и так далее. О землях сельскохозяйственного назначения чуть позже.

Земли несельскохозяйственного назначения, в первую очередь, в поселках, городах должны иметь право купли-продажи, так как это определено Конституцией РФ, мы просто затягиваем решение этого вопроса совершенно неправомерно.

Сегодня противоречие по пользованию землей настолько огромно в городах, что просто удивительно. Никто не знает, как в субъекте по-разному распределяются, выделяются земли под строительство в населенных пунктах. Государство пытается влиять на это из Москвы. Субъекты Федерации пытаются «рулить» этим процессом со стороны администрации и законодательных собраний. И муниципалитеты, особенно крупных городов, там, где собираются основные налоги, требуют и берут на себя право самим выделять эти земли под строительство, вплоть до выделения их в частную собственность. Нет законов, которые этот беспорядок сегодня ликвидировали бы. Такие законы необходимы, они не вызывают никаких споров и не будут вызывать споров в обществе.

Второй вопрос - это сельскохозяйственная земля. Совершенно специальным и особым вопросом является вопрос о сельскохозяйственных продуктивных землях. Эти земли являются предметом наиболее яростных споров в Государственной Думе и в обществе в целом. Люди напуганы заявлениями о переделе земли, возможной скупке земли за бесценок, проведении передела земли, аналогично переделу собственности в России. Люди-собственники, на которых поделили общегосударственную собственность, все потеряли вообще. И вот этот испуг от прошлой приватизации собственности в России до сих пор в душе у каждого, тем более у крестьянина, тем более у человека, который работает на земле или близко к ней. Здесь надо совсем подругому решать вопрос, ни в коем случае не превратить землю в объект спекулятивных сделок. Мне кажется, необходим специальный государственный орган. Например, пусть это будет называться - земельный банк России, который должен отвечать за надлежащее использование сельскохозяйственных земель и поддержку сельхозпроизводителей. Я вижу, что этот орган должен выступать прямым посредником во всех сделках с продуктивными землями как при изменении собственника земли, так и при изменении категории ее использования.

Есть такой пример, который я всегда привожу, когда спорю, нужна ли частная собственность на землю, нужно ли право купли-продажи земли. Паи наши крестьяне получили, в Нижегородской области есть очень хороший фермер, который имеет несколько десятков гектар земли и в которую он вложил значительные средства: он продал свою квартиру в городе, когда с супругой уехал трудиться в село, он на технику брал кредиты в банках, он провел мелиоративные работы на части этой земли и очень надеялся на то, что и сыновья будут работать на этой земле и будут продолжать его дело. Оказалось так, что один из сыновей работает в ядерном центре, физик; другой - музыкант в Москве и, естественно, ни о каком продолжении работы на этой земле, в которую столько вложено семьей не идет речи. И вот он приходит к нам и говорит: «Я уже старый человек с супругой, мне нужно переехать, я уже не смогу работать на этой земле. Дайте мне возможность получить то, что я вложил в эту землю». А мы говорим: «Нет права на продажу земли у нас даже в этом случае». Да кто же тогда в эту землю будет вкладывать деньги? Кто на ней будет работать понастоящему? Кто в нее вкладывать будет, если нет права потом получить то, что они вложили? Конечно, нельзя допустить спекулятивные варианты при продаже земли, но через государственного посредника, а я вижу в его лице банк, российский банк, государственный банк, возможно. Банк не только бы был посредником при купле - продаже земли от государства, но еще и помогал, может быть, кредитами, прекрасно понимая обстановку.

По обороту земли. Конечно, он нужен. У нас действительно масса неэффективно использованной земли, масса неэффективных собственников, которые просто не могут работать на этой земле. Так вот оборот как раз и нужен для того, чтобы на землю пришел эффективный собственник и земля заработает так, как надо и богаче жить будем.