Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Выступление Ф.Дигмайера, члена комитета по приватизации восточных земель в Германии

В Германской Демократической Республике, как и в Советском Союзе была государственная собственность на землю. Правовая система была устроена по советскому образцу, также, как политическая и экономическая.

После смены политической системы и в ГДР, и в России (в СССР) сложилась похожая исходная ситуация. Земля в ГДР была «собственностью народа» («Eigentum des Volkes»). «Собственность народа» была разделена между различными субъектами права.

Примеры субъектов права: народное предприятие, по-немецки «VEB» или Совет района в городе, сельский совет и так далее. Очень похоже, как было в Советском Союзе.

Собственность принадлежала им на праве, аналогичном советскому праву «оперативного управления».

Небольшая часть земли (около тридцати процентов) оставалась в частной собственности граждан. Они использовали ее для строительства домов на одну семью, разведения садов, места для отдыха и тому подобное.

Что стало после объединения Германии?

На востоке страны была принята западная модель политической, правовой, экономической и общественной системы.

Но были отличия. Они касались регулирования в переходный период, на время приспосабливания к новой системе, сведенной воедино, новой и старой систем.

И еще было особое регулирование для новых федеральных земель.

Правовая основа объединения Германии - это прежде всего Договор объединения. Этот договор был разработан в результате политического диалога между правительствами Восточной и Западной Германии.

Главное положение договора: принятие западногерманской правовой системы на всей территории Германии.

Но во многих областях было введено особое регулирование, в том числе в области земельного права.

О регулировании земельных отношений на территории бывшей ГДР.

Вопросы регулирования и распределения рассмотрены в Договоре объединения и других нормативных актах. Важное и фундаментальное положение - право распоряжения землей, бывшей в «собственности народа», переходило к фонду доверительного управления имуществом (по-немецки - Treuhandanstalt).

Бывшие народные предприятия VEB законом были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью (GmbH). Такие преобразованные предприятия были переданы в доверительное управление фонду доверительного управления имуществом, Treuhandanstalt. Поскольку ранее предприятия были субъектами права на землю, они сохранили право распоряжаться земельным имуществом.

Само право было преимуществом. Но в случае возникновения притязаний третьих лиц на землю решающим доводом при определении прав было не оно, а доказанное использование земли.

Итак, земельный фонд и основные фонды промышленности перешли в доверительное управление фонда доверительного управления для последующей приватизации.

Передача доверительному фонду права распоряжения землей прошла быстро. Были созданы ясные имущественно-правовые отношения в части владения имуществом и землей. Это позволило быстро и четко урегулировать вопросы управления, ответственности, а также налогообложения земельных участков.

Доверительный фонд приобретал право собственности на землю, как правило, только после официальной передачи ему этого права и последующей регистрации его в поземельной книге.

Основания для предъявления прав на землю при ее распределении установлены в договоре объединения, в законе о доверительном управлении и в пяти положениях о порядке введения этого закона в действие, а также в различных соглашениях между доверительным фондом и компанией доверительного управления.

Процесс распределения имущества - длительный, трудоемкий административный процесс. Он регулируется административным правом, и решения могут обжаловаться в административном и судебном порядке.

Основные правила распределения имущества. В основном все имущество поступает в фонд доверительного управления.

Исключение: признание требований других лиц правомерными.

Например, муниципалитетам должны быть предоставлены участки земли для выполнения их административных задач в порядке целевой передачи.

Другой пример: к самой федерации в ее накопительный фонд, «Topfvermoqen» отходит имущество, на которое нет других требований. Следующее основание, по которому федерация имеет право на собственность - если эта собственность раньше принадлежала государству. (Германская Империя, имперская казна и так далее). Обособленное имущество Национальной Народной Армии, партий и массовых организаций ГДР также перешло в фонд доверительного управления (ТНА) для доверительного управления и реализации от имени федерации.

В заключении можно сказать, что распределение имущества - это был комплексный длительный процесс. В нем невозможно найти быстрых решений, так как есть много интересов, вступающих в противоречие. Цель процесса: правовые гарантии права собственности и удовлетворение самых различных интересов. Конечно эта процедура из-за своей сложности препятствовала инвестициям, что было большой проблемой. Участки не могли продаваться до решения вопроса о принадлежности. В результате не поступали инвестиции, и страдало экономическое развитие. Часто были перегружены ведомства распределения и службы, которые вели поземельные книги и земельные кадастры. Были перегружены ведомства, разбиравшие требования прежних частных собственников. В результате процесс был долгим.

За 10 лет, прошедших после объединения Германии, в результате наших усилий были созданы правовые гарантии собственности, но не настолько полно, четко и совершенно в плане документации, как в западных федеральных землях прежней Западной Германии. Там поземельные книги ведутся уже в электронном виде.

На Востоке Германии есть еще участки, принадлежность которых совершенно неясна. Сейчас запланирован «заключительный закон» регулирования всех участков земли, на которые никто не заявил требований, они отойдут в казну той федеральной земли, где они находятся.