Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Выступление Г.Ленга, главы московского представительства Русско-немецкого общества права и экономики

Наша некоммерческая организация была создана по инициативе Общества немецко-российского хозяйственного права, которое в течение многих лет занималось в Германии вопросами советского и потом российского права. Если ранее эта деятельность по известным нам причинам имела скорее теоретическое направление, то с 1987 года, когда в России появились первые правовые предпосылки для создания совместных предприятий, она приобрела уже практический характер.

Поднимаемые вопросы убедили общество в необходимости более подробного и глубокого ознакомления заинтересованных лиц Германии с российской правовой системой.

Мы надеемся, что сегодняшняя встреча станет первым шагом к взаимодействию, которое сможет оказать поддержку ставшим в последнее время особенно интенсивными политическим, экономическим отношениям между Россией и Германией. Такой обмен, в первую очередь, способствует принципиальному пониманию российской правовой системы немецкой стороной, что является обязательным условием для осуществления успешной хозяйственной деятельности и, особенно, когда речь идет об инвестировании.

С другой стороны, наши знания и опыт, приобретенные, например, при объединении Германии, могут пригодиться и в России. Ведь в действительности при объединении Германии нам пришлось научиться преодолевать все трудности, связанные с переходом от социалистической правовой системы к рыночной правовой системе. В этот период мы столкнулись с вопросами приватизации государственного имущества и распределения возникшей частной собственности между новыми владельцами. Нами был приобретен огромный практический опыт, равного которому нет ни в одной другой стране.

Именно этим обусловлен выбор темы «круглого стола». Сегодня, когда за последние 10-12 лет в России создана принципиально новая правовая система, иностранные инвесторы аргументируют свою сдержанность при осуществлении инвестиций не несовершенством правовой системы в целом, как ранее, а указывают на конкретные правовые пробелы. Этим вопросам мы и хотели бы посвятить сегодняшнюю и дальнейшие встречи.

Значительная часть таких вопросов связана с земельным правом. Инвесторы, как правило, видят гарантии возврата своего капитала только в частной собственности на землю. Наличие таких гарантий является основной предпосылкой для принятия решения об инвестировании. Поэтому совсем не удивительно, что политика российского Правительства, столкнувшегося с необходимостью привлечения иностранного капитала в целях дальнейшего становления российской экономики, направлена на решительные действия по принятию и реализации так давно обсуждаемой земельной реформы.

Без сомнения, вопрос частной собственности на землю имеет важное значение для принятия инвестиционных решений. Но лично я не стал бы отдавать этому вопросу решающую роль. По моему убеждению, это прежде всего вопрос идеологического характера, что, насколько мне известно, едва ли оказывает значительное влияние на принятие экономических решений. Как известно, в Польше в соответствии с законом, принятым еще в 1920 году, иностранцы до сегодняшнего дня не могут приобретать землю в собственность. И, несмотря на это, с момента введения в Польше рыночной экономики объем инвестиций, прежде всего немецких предприятий, значительно превышает объем инвестиций, осуществленный до настоящего времени в России.

Что же касается немецких предприятий, которые были заинтересованы в осуществлении хозяйственной деятельности в России, то для них вопрос частной собственности на землю также не играл решающей роли. Во многих, мне известных случаях, этот вопрос также серьезно не поднимался. Даже банки, которые в любой стране хотели бы получить, как минимум, трехкратные гарантии по своим кредитам, не рассматривают частную собственность на землю в качестве решающего фактора. Как признаются сами банки, они, собственно, даже не представляют, что им делать с этой землей, если она будет им принадлежать в качестве обеспечения кредита.

Фактически, иностранных инвесторов больше интересует реальная стоимость участка земли и возможность использовать эту стоимость в обороте на рынке в качестве средства обеспечения, чем правовой институт частной собственности.

Однако функцию обеспечения такой стоимости может, в принципе, выполнить любое вещное право, если оно является составной частью системы, на которой базируется надежный правовой оборот. Для такой системы требуется гораздо больше, чем частная собственность на землю.

Я убежден в том, что система немецкого вещного права, земельного права и земельного кадастра может послужить хорошим примером тому, как создать такую базу. Именно поэтому в последующих докладах мы неоднократно будем сталкиваться с примерами из немецкого права.

Один такой момент виден в возникновении частной собственности на землю в результате приватизации государственной собственности. Десять лет назад Германия также оказалась перед вопросом, как передать государственную собственность на землю в бывшей ГДР в частную собственность и, прежде всего - кому она будет принадлежать.

Как известно, для этого было создано специальное ведомство по управлению государственной собственностью, которое занималось решением данной задачи.

Возможно ли, и насколько возможно сравнить приватизацию государственного имущества в бывшей ГДР с приватизацией государственного имущества в Российской Федерации - вопрос как интересный, так и спорный. С правовой точки зрения, и я думаю, что вы согласитесь со мной, речь идет о сравнимых процессах. Следовательно, и инструменты, необходимые для этого юридического действия, должны быть сравнимы.

Если бы я, однако, с точки зрения уже конкретных примеров, стал сравнивать приватизацию государственного имущества в России с процессом приватизации бывшей ГДР, то хотелось бы завершить мое выступление следующим пожеланием.

Каким бы не было законодательство по земельной реформе в России, его реализация не должна ни в каком случае привести к несправедливым и антисоциальным результатам, таким как результаты приватизации, осуществленной до 1996 года. Для того, чтобы передать государственную собственность на землю в частную собственность узкого круга лиц, не требуется большего количества законов. Мне хотелось бы, чтобы создаваемая сейчас законодательная база исключала возможность такого злоупотребления. Если для этого потребуется еще несколько лет, то эти несколько лет принесут большую социальную пользу, чем любая скороспелая только политически обусловленная реформа. Опыт первой волны приватизации в России не позволит позже оправдываться тем, что не знали, к чему приведет реформа.