Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Постановление Законодательного Собрания Пензенской области "Об утверждении областной целевой программы "Дом для молодой семьи" на период 2001-2005 годы и Положения о продаже в рассрочку молодым семьям, проживающим в сельской местности, жилья и подворных построек за счет средств бюджета области". №751-32/2 ЗС от 27.03.2001 г

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении областной целевой программы «Дом для молодой семьи» на период 2001- 2005 годы и Положения о продаже в рассрочку молодым семьям, проживающим в сельской местности, жилья и надворных построек, построенных за счет средств бюджета области

В целях совершенствования системы экономической поддержки молодых специалистов и иных категорий молодежи, проживающих и переселяющихся в сельские населенные пункты Пензенской области, создания условий для развития частных подворий путем приобретения и строительства индивидуального жилья, Законодательное Собрание постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу «Дом для молодой семьи» на период 2001-2005 годы согласно приложению 1.

2. Утвердить Положение о продаже в рассрочку молодым семьям, проживающим в сельской местности, жилья и надворных построек, построенных за счет средств бюджета области согласно приложению 2.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянную комиссию Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой и финансовой политике, Правительство Пензенской области.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Законодательного Собрания
Ю.И.Вечкасов

г. Пенза
27 марта 2001 года
№ 751-32/2 ЗС

Приложение 1

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ДОМ ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ» НА ПЕРИОД 2001-2005 ГОДЫ

Паспорт областной целевой программы

Наименование программы: Областная целевая программа «Дом для молодой семьи» на период 2001-2005 годы.
Заказчик: Правительство Пензенской области.
Основные цели и задачи: Закрепление кадров на селе, улучшение демографической ситуации, развитие сельскохозяйственного производства и строительного комплекса области.
Сроки и этапы реализации: 2001-2005 годы.
Основные разработчики: Правительство Пензенской области.
Основные исполнители: министерства и ведомства Пензенской области, органы исполнительной власти районов Пензенской области, организации строительного комплекса Пензенской области.
Объемы и источники финансирования
Всего (млн.) Бюджет области (млн. руб.)
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
20.0 20.0 20.0 20.0 20.0 20.0
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
  • ввод в эксплуатацию индивидуальных малоэтажных домов, отвечающих требованиям доступности по цене, энергоэффективности и экономичности;
  • улучшение демографической ситуации в Пензенской области;
  • строительство, модернизация базы строительной индустрии и строительных материалов;
  • организация и освоение выпуска индустриальных конструкций, изделий и деталей для комплектации домов различных конструктивных типов;
  • привлечение в сельскую местность специалистов, необходимых для выполнения продовольственной программы области.
Органы контроля: Правительство Пензенской области, Законодательное Собрание Пензенской области, Счетная палата Пензенской области, органы и юридические лица, уполномоченные Правительством Пензенской области.

1. Введение

Областная целевая программа «Дом для молодой семьи» в Пензенской области на период 2001-2005 годы (далее по тексту - Программа) - комплекс финансово-экономических, организационно-правовых, производственно-технических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области жилищного строительства в сельской местности. Программа разработана во исполнение п.1.3 «Программы по выводу Пензенской области из демографического кризиса на 1999-2005 годы», утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области № 389-пП от 30 августа 1999 года.

2. Содержание проблемы и необходимость ее решения

За последние 10 лет (1990-1999гг.) число родившихся за один год в области уменьшилось с 19431 чел. (1990 г.) до 11034 чел. (1999 г.), т.е. на 43,2%.

Очередное существенное снижение рождаемости по структурным причинам следует ожидать во втором десятилетии 21 века, когда в детородный возраст будут вступать родившиеся в 90-е годы.

На фоне общего ухудшения демографической ситуации в Пензенской области демографическая ситуация в сельской местности стоит особенно остро. Люди уходят из деревни, особенно молодежь. Без притока молодежи в сельскую местность и закрепления там существующего населения ситуация будет ухудшаться катастрофически. Эту проблему можно решить путем создания достойных условий для проживания в сельской местности (дом и подсобное хозяйство) а также стимулирования рождаемости на селе.

Численность сельского населения упала с 862,7 тыс. человек в 1970 году до 546,4 тыс. человек в 1999 году. При этом только 286,6 тыс. человек трудоспособного возраста, 155,2 тыс. человек - это лица пенсионного возраста и лишь 104,6 тыс. человек - моложе трудоспособного возраста. Средний размер домохозяйства по сельской местности в Пензенской области ниже городского и составляет 2,53 чел. против 2,84 в городах. Естественная убыль сельского населения составила в 1999 году 6619 тыс. человек и достигла 1,2 % от всего сельского населения в год.

В целях улучшения демографической ситуации Программой предусматриваются меры по изменению суммы выплаты рассрочки за построенный дом в сторону уменьшения на 25 процентов на каждого родившегося ребенка после заключения договора купли-продажи жилого дома.

Наряду с решением демографической проблемы решаются вопросы застройки выделенных участков малоэтажными домами, рассчитанными на широкие слои населения. Программа строительства доступного жилья ориентирована на размер жилой площади в пределах 50-100 кв. метров (110?150 кв. метров общей площади).

Приоритет на осуществление строительства малоэтажных домов отдается организациям, выполняющим законченный цикл строительно-монтажных работ, при этом сроки строительства могут быть сокращены на 30-40 процентов.

Реализация намеченных мер позволит улучшить демографическую ситуацию, пополнить сельскохозяйственные отрасли молодыми кадрами, дать возможность дальнейшему развитию фермерских хозяйств и одновременно осуществить перестройку структуры жилищного строительства в сельской местности.

3. Цели программы:

Реализация программы позволит:

  • расселить и трудоустроить на селе до 100 молодых специалистов в год;
  • создать до 50 личных подсобных хозяйств в год, производящих продукцию для реализации на рынке и снабжения бюджетной сферы;
  • ежегодно вводить в строй до 3000 кв. м. современного жилья;
  • сохранение и создание новых рабочих мест в строительной отрасли;
  • применить на практике новые низкозатратные проекты сельского жилищного строительства;
  • отработать на практике принципы ипотечного жилищного кредитования для последующего внедрения в широких масштабах с применением внебюджетных средств;
  • развить малоэтажное жилищное строительство с переходом от типового проектирования домов к созданию открытой архитектурно-строительной системы на основе унификации конструктивных элементов;
  • развить производство строительных материалов и конструкций, применение которых обеспечит снижение стоимости строительства при создании должного комфорта в возводимых домах.

4. Приоритетные направления в реализации Программы

Предполагается участие в программе пилотных проектов, отбираемых на конкурсной основе. Проекты должны:

  • иметь технико-экономическое обоснование на привлечение трудовых ресурсов, предусматривающее развитие производства сельскохозяйственной продукции и ее переработку;
  • содержать механизм реализации произведенной приобретателями жилья сельхозпродукции для оплаты договора;
  • иметь программы помощи переселяющимся семьям в наделении скотом и кормами разработанные совместно с хозяйствами, расположенными на территории района;
  • предусматривать земельный фонд для наделения семьи приусадебным участком.

5. Порядок выделения средств и финансирование строительства жилья

Граждане, желающие заключить договор купли-продажи в рассрочку жилья и надворных построек, возведенных за счет средств бюджета Пензенской области, обращаются в уполномоченный Правительством Пензенской области орган или юридическое лицо (далее - уполномоченный орган) по избираемому месту жительства, которое:

  • принимает заявления и необходимые документы от граждан, проводит конкурсный отбор кандидатов и ставит на учет на получение жилья;
  • оказывает содействие в выборе проекта жилья и подготовке необходимых разрешительных документов;
  • направляет в Правительство Пензенской области заявки на строительство жилья, проекты договоров купли-продажи жилья в рассрочку и другие документы, обосновывающие принятое решение на выделение жилья.

Правительство Пензенской области рассматривает представленные документы и принимает решение о финансировании строительства или приобретения жилья и надворных построек.

После получения решения Правительства Пензенской области уполномоченный орган заключает договоры с заказчиком на строительство жилья и надворных построек, договоры с гражданами о купле - продаже жилья с рассрочкой платежа, договоров обеспечения платежей и иных необходимых договоров.

Министерство финансов Пензенской области в соответствии с программой капитального строительства и заключенными договорами между уполномоченными органами и заказчиком обеспечивает перечисление средств на счет заказчика. Заказчиком выступает ОКС Правительства Пензенской области, на который возлагается контроль за целевым использованием средств, выделяемых на строительство жилья.

6. Условия предоставления жилья

Право на заключение договора купли-продажи в рассрочку жилья и надворных построек предоставляется гражданам в соответствии с Положением о продаже в рассрочку молодым семьям, проживающим в сельской местности, жилья и надворных построек, построенных за счет средств бюджета Пензенской области, утвержденным Законодательным Собранием Пензенской области.

Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ
о продаже в рассрочку молодым семьям, проживающим в сельской местности, жилья и надворных построек, построенных за счет средств бюджета области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует порядок продажи в рассрочку молодым семьям, проживающим в сельских населенных пунктах Пензенской области, либо желающим переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, жилых домов и хозяйственных построек, построенных за счет средств бюджета области.

1.2. Положение предусматривает строительство либо приобретение и реконструкцию жилья и надворных построек.

2. Условия предоставления жилья

2.1. Право на заключение договора купли-продажи в рассрочку жилья и надворных построек предоставляется гражданам:

  • подтвердившим возможность приобрести в рассрочку построенное за счет средств бюджета области жилье и надворные постройки за счет получения доходов от личного подворья, доходов от сельского предпринимательства и иных доходов, не противоречащих действующему законодательству;
  • желающим получить жилье в любом сельском населенном пункте Пензенской области и проживающим на территории Пензенской области не менее 3 лет;
  • возраст которых не превышает 35 лет на момент подачи заявления о предоставлении жилья;
  • состоящим в зарегистрированном браке на момент подачи заявления.

При этом преимущественное право на строительство жилья и надворных построек имеют граждане:

  • приглашаемые на работу предприятием, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, заготовкой леса;
  • возглавляющие крестьянское (фермерское) хозяйство и иные граждане, имеющие подсобное хозяйство, доход от которого способствует оплате договора;
  • окончившие высшие и средние сельскохозяйственные учебные заведения по специальностям, требующимся в выбранном сельском населенном пункте;
  • имеющие поручительства (гарантии) организаций и (или) физических лиц, обеспечивающих своевременную оплату по договору.

2.2. Полный срок оплаты стоимости приобретаемого жилья и надворных построек устанавливается в период от 5 до 15 лет с момента заключения договора купли-продажи жилья в рассрочку, если иное не установлено договором.

2.3. В случае если после заключения договора купли-продажи семья приобретателя жилья увеличилась вследствие рождения (усыновления или удочерения) детей, договор купли-продажи подлежит изменению в части условий, касающихся размера суммы договора: указанная сумма подлежит уменьшению из расчета 25 процентов на каждого родившегося (усыновленного или удочеренного) после заключения договора ребенка.

2.4. В качестве обязательных способов обеспечения оплаты договора, устанавливаются поручительство третьих лиц и (или) залог имущества. Условия и порядок обеспечения оплаты определяются соответствующими договорами поручительства согласно правилам раздела 5 настоящего Положения.

2.5. Платежи по договору осуществляются ежегодно равными долями на счет бюджета области в разрезе соответствующих районов. Первый платеж осуществляется по истечении одного года с момента сдачи жилья в эксплуатацию.

2.6. Построенное жилье и надворные постройки подлежат страхованию за счет приобретателя.

3. Порядок выделения средств, строительства жилья и перехода прав собственности на жилье

3.1. Граждане, желающие заключить договор купли-продажи в рассрочку жилья и надворных построек, возведенных за счет средств бюджета области, обращаются в уполномоченный Правительством Пензенской области орган или юридическое лицо (далее - уполномоченный орган) по избираемому месту жительства.

Уполномоченный орган:

  • принимает заявления и необходимые документы от граждан, проводит конкурсный отбор кандидатов и ставит на учет на получение жилья;
  • оказывает содействие в выборе проекта жилья и надворных построек и подготовке необходимых разрешительных документов;
  • направляет в Правительство Пензенской области заявки на строительство жилья, проекты договоров купли-продажи жилья в рассрочку и другие документы, обосновывающие принятое решение уполномоченного органа на выделение жилья.

3.2. Правительство Пензенской области рассматривает представленные документы и принимает решение о финансировании строительства или приобретения жилья и надворных построек. При принятии решения о заключении договора с гражданином о строительстве и продаже в рассрочку жилья, размерах, стоимости и сроке оплаты по договору учитываются требования пунктов 2.2-2.6 настоящего Положения.

3.3. После получения решения Правительства Пензенской области уполномоченный орган заключает договоры с заказчиком на строительство жилья и надворных построек, договоры с гражданами о купле-продаже жилья с рассрочкой платежа, договоров обеспечения платежей и иных необходимых договоров. Договор купли-продажи должен быть зарегистрирован в органе, уполномоченном осуществлять на территории района государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3.4. Министерство финансов Пензенской области в соответствии с программой капитального строительства и заключенными договорами между уполномоченным органом и заказчиком обеспечивает перечисление средств на счет заказчика. Заказчиком выступает ОКС Правительства Пензенской области. В случае приобретения жилья и надворных построек по договору купли-продажи жилья Министерство финансов Пензенской области перечисляет соответствующие средства уполномоченному органу.

3.5. После завершения строительства уполномоченный орган:

  • осуществляет в составе государственной комиссии приемку жилья и постановку его на свой баланс;
  • оформляет построенное жилье и надворные постройки в государственную собственность Пензенской области в органах государственной регистрации;
  • в случае оплаты договора купли-продажи сельскохозяйственной продукцией участвует в заключении договоров с организациями, осуществляющими закупку такой продукции.

3.6. По завершении срока договора и получению полной суммы по договору Правительство Пензенской области проводит передачу жилья и построек, возведенных за счет бюджета области, в собственность гражданина в порядке, установленном законодательством.

3.7. Контроль за полнотой и своевременностью оплаты договора купли-продажи в рассрочку возлагается на соответствующий уполномоченный орган.

4. Предоставляемые документы для заключения договора купли-продажи

Для заключения договора купли-продажи с рассрочкой платежа гражданин, отвечающий критериям, указанным в пункте 2.1 настоящего Положения, предоставляет в уполномоченный орган по избираемому месту жительства следующие документы:

  • заявление от своего имени с нотариально удостоверенным согласием всех совершеннолетних членов его семьи, проживающих вместе с ним; паспорт и справку с места жительства с ука
  • занием проживающих совместно с ним членов его семьи;
  • справку с места работы о заработной плате гражданина и совершеннолетних членов его семьи за 12 предшествующих месяцев с указанием производимых удержаний и платежей. Индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств) предоставляют декларацию о полученных доходах за предыдущий год, заверенную налоговой инспекцией;
  • документы по обеспечению исполнения гражданином договора.

5. Способы обеспечения платежей по договору купли-продажи в рассрочку

5.1. Способами обеспечения являются:

  • заключенный между уполномоченным органом (в качестве залогодержателя) и приобретателем жилья (либо вместо него третьим лицом) в соответствии с действующим законодательством договор залога;
  • поручительство (гарантия) юридического лица и (или) не менее двух физических лиц;
  • другие способы обеспечения, предусмотренные действующим законодательством.

5.2. Предметом залога может быть недвижимое имущество, определенное статьей 5 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», а также движимое имущество, принадлежащее приобретателю жилья на праве собственности.

5.3. Имущество, являющееся предметом залога, подлежит обязательному страхованию за счет приобретателя жилья от рисков утраты и повреждения на величину непогашенного обязательства с обязательным продлением до полного исполнения обязательства по договору купли-продажи. При этом выгодоприобретателем по страховому соглашению выступает продавец.

5.4. Условия поручительства (гарантии) устанавливаются договором поручительства (договором о предоставлении гарантии) между продавцом, приобретателем и поручителями. Обязательным условием такого договора является солидарная ответственность гражданина и поручителей (гарантов) за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора купли-продажи жилья в рассрочку.

В случае если в качестве поручителя (гаранта) выступает юридическое лицо, предоставляется копия его баланса, заверенная налоговой инспекцией.

Сумма поручительства не может быть больше собственных оборотных средств и стоимости имущества юридического лица, выступающего поручителем (гарантом).

6. Особенности строительства индивидуальных домов

6.1. Заказчик, совместно с органами местного самоуправления населенных пунктов, в которых предусматривается строительство жилья и надворных построек, органами архитектуры, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству помогают приобретателю выбрать проект дома и земельный участок, максимально обеспеченный инженерными коммуникациями (характерными для данного населенного пункта), который на время строительства закрепляется за уполномоченным органом (если земля не принадлежит на праве собственности приобретателю), оговаривает сроки завершения работ по этапам строительства.

Органы архитектуры изготавливают паспорт на проектирование выбранного дома и передают его Заказчику.

Заказчик заказывает в специализированной проектной организации проект выбранного дома в соответствии с действующими нормами на проектирование и строительство жилья в сельской местности.

Выполненный проект на строительство дома рассматривается Главным управлением «Главпензгосэкспертизы» и после получения от управления заключения с рекомендацией к утверждению Заказчик утверждает проект в Правительстве Пензенской области в установленном порядке и открывает финансирование в банке.

Заказчик заключает договор с генподрядной организацией на строительство дома в соответствии с действующими нормами на строительство и Гражданским кодексом Российской Федерации.

6.2. Расчетная стоимость строительства жилого дома с надворными постройками по установленной социальной норме площади жилого помещения для семей разной численности определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории, избранной для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Пензенской области.

Размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья согласовывается с главным управлением «Главпензгосэкспертиза» по каждому району, в котором намечается строительство жилья.

6.3. Социальная норма площади жилья, исходя из которой определяется стоимость жилого помещения устанавливается в размере не менее 110 кв. метров и не более 150 кв. метров общей площади жилья на семью.

6.4. В процессе строительства представители заказчика осуществляют технический надзор за выполнением этапов работ, контроль за целевым расходованием предоставленных средств.

6.5. После окончания строительства дома и надворных построек оформляется акт государственной комиссии в установленном порядке с участием застройщика, уполномоченного органа и Правительства Пензенской области. На основании акта соответствующий орган местного самоуправления принимает решение о закреплении земельного участка за приобретателем (если земельный участок не принадлежит приобретателю на праве собственности), проведении регистрации права собственности на земельный участок за приобретателем и принимает от ОКСа Правительства области затраты по строительству дома на свой баланс.

7. Особенности приобретения и реконструкции жилья и надворных построек

7.1. Уполномоченные органы совместно с приобретателем жилья определяют подходящий объект недвижимости на рынке жилья и его продавца. Приобретатель жилья предоставляет уполномоченному органу свое письменное согласие на приобретение данного объекта.

Заказчиком составляется проектно-сметная документация на реконструкцию объекта.

Уполномоченный орган формирует пакет документов, включающий в себя:

  • письменное согласие приобретателя жилья;
  • проектно-сметная документация на реконструкцию объекта;
  • заключение главного управления «Главпензгосэкспертизы» по представленной проектно-сметной документации.

7.2. Уполномоченный орган направляет вышеназванный пакет документов на рассмотрение в Правительство области.

В случае получения положительного решения Правительства области оформляются следующие документы:

  • договор (№ 1) купли-продажи жилья между уполномоченным органом и продавцом жилья в соответствии с пунктом 7.1 настоящего Положения;
  • договор (№ 2) между уполномоченным органом и Заказчиком (ОКС Правительства области) на реконструкцию жилья;
  • договор подряда между Заказчиком и подрядной организацией на реконструкцию жилья;
  • договор купли-продажи жилья в рассрочку между уполномоченным органом и приобретателем жилья.

По договору № 1 Министерство финансов Пензенской области перечисляет средства на счет уполномоченного органа.

По договору № 2 Министерство финансов Пензенской области перечисляет средства на счет Заказчика.

Реконструкция, проведение государственной приемочной комиссии, закрепление участка за приобретателем, проведение регистрации права собственности и т.д. осуществляются аналогично изложенному в разделе 6 настоящего Положения.

8. Порядок расчетов по договору купли-продажи

8.1. Расчеты по договору купли-продажи осуществляются в порядке и сроки, определенные договором.

8.2. Изменение сроков платежей допускается вследствие одного из ниже перечисленных событий:

  • потеря кормильца;
  • стойкая утрата трудоспособности гражданином, заключившим договор купли-продажи жилья в рассрочку или другим трудоспособным членом семьи;
  • потеря на ограниченное длительное время трудоспособности;
  • стихийные бедствия (пожар, засуха, град и т.д.).

О наступлении такого события приобретатель обязан проинформировать уполномоченный орган с приложением справки соответствующего органа местного самоуправления или медицинского учреждения в порядке, установленном законодательством.

В этих случаях уполномоченный орган готовит предложения Правительству Пензенской области, которое вправе принять одно из следующих решений:

  • разрешить перенос платежа на срок не более 1 года.
  • отказать в предоставлении вышеназванных льгот. В этом случае уполномоченный орган принимает меры в соответствии с определенным в договоре способом обеспечения обязательства по оплате договора с уведомлением поручителя (гаранта).

8.3. При просрочке платежей по договору более 1 месяца уполномоченный орган принимает меры в соответствии с действующим законодательством и определенным в договоре способом обеспечения обязательства.

8.4. При наступлении страхового случая в соответствии с условиями страхования страховое возмещение перечисляется на счет выгодоприобретателя в части, не превышающей сумму обязательства. Оставшаяся сумма страхового возмещения выплачивается гражданину.

9. Иные условия

Договор подлежит досрочному расторжению в случае предоставления гражданином заведомо ложных сведений или подложных документов, послуживших основанием для заключения договора, в порядке, установленном действующим законодательством.

10. Прочие положения

10.1. По вопросам, не урегулированным настоящим Положением, названные в нем субъекты договорных отношений, руководствуются действующим законодательством и заключенными договорами.

10.2. Типовые формы договоров разрабатываются Правительством Пензенской области.