Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Актуальные задачи государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним1

Карлин А.Б., первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации, статс-секретарь

Принятие и введение в действие 31 января 1998 г. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» знаменовало принципиально новый для России этап правового регулирования оборота объектов недвижимости. Созданная в соответствии с этим законом система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним призвана обеспечить создание механизма эффективного государственного воздействия на рынок недвижимости в целях защиты конституционных прав собственников и иных прав на объекты недвижимости, предоставления любому заинтересованному лицу достоверной информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику, упорядочения взимания налогов, связанных с объектами недвижимого имущества и их обладателями.

Содержащиеся в последнем обращении президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ требования о необходимости всемерной защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости, гарантии прав мелких и крупных собственников имеет самое непосредственное отношение к теме нашей конференции. Это является еще одним свидетельством исключительной социально-экономической и общественной значимости деятельности учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Не будет большим преувеличением сказать, что работа большинства присутствующих в этом зале затрагивает самые острые, насущные проблемы миллионов граждан нашей страны, и от качества, уровня этой работы зависит, в какой форме пойдут дальнейшие экономические преобразования, либо как череда бесконечных полукриминальных переделов собственности, либо же они будут происходить по четким юридическим правилам, восполняя тем самым дефицит стабильности и цивилизованности в общественных отношениях.

С момента введения в действие закона перед Министерством юстиции России, органами государственной власти субъектов РФ основной требующей решения задачей являлось создание системы учреждений юстиции по государственной регистрации.

Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что эта большая многотрудная и многоаспектная работа дала свои положительные результаты. К началу 2001г. учреждения юстиции по регистрации прав действовали во всех регионах России, включая и Чеченскую Республику.

Развитие системы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним продолжается и до настоящего времени. Так, в прошлом году в субъектах РФ было дополнительно создано около 200 филиалов и представительств учреждений юстиции по регистрации прав, и к началу этого года в системе функционировало около 1 700 филиалов и представительств учреждений юстиции по регистрации прав. Это обстоятельство чрезвычайно важно с точки зрения заботы о людях, доступности для них услуг, оказываемых учреждениями юстиции, оперативности решения вопросов регистрации.

Сегодня в учреждениях юстиции по регистрации прав работает более 16 000 сотрудников, в том числе свыше 3 000 регистраторов прав, назначенных Министерством юстиции России и его территориальными органами, из них более 70% имеют высшее юридическое образование, что чрезвычайно важно с точки зрения качественного уровня проводимой работы.

С момента начала работы учреждений юстиции по регистрации прав и до 1 января этого года ими было зарегистрировано более 15,5 миллионов прав, ограничений прав и сделок с недвижимостью. При этом подавляющее большинство заявителей, права которых, а также сделки с участием которых были зарегистрированы, составляют граждане - 91%. Большинство зарегистрированных действий было связано с правами и сделками с жилыми помещениями - 74%, земельными участками - 17%.

За этот же период времени учреждения юстиции по регистрации прав приняли около 32 000 решений об отказе в государственной регистрации прав и сделок, что составляет 0,2% от общего числа поданных на регистрацию заявлений.

За этот же период учреждения юстиции выдали в качестве информации о зарегистрированных правах по запросам граждан, организаций, государственных органов более 3 миллионов справок и выписок из ЕГРП.

Следует отметить, Министерство юстиции России вопросам развития и совершенствования государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним уделял постоянное и немалое внимание. И сегодня перед Министерством юстиции России и учреждениями юстиции по регистрации прав стоят не менее важные задачи, связанные с дальнейшим развитием системы государственной регистрации прав в России, в совершенствовании практики деятельности учреждений.

Я сегодня с большим удовлетворением сообщаю участникам конференции: мы, конечно, все делали для того, чтобы это событие произошло раньше, но то, что оно произошло накануне конференции - нас дополнительно стимулирует. 9 апреля с.г. Правительством РФ принято постановление № 273, которым утверждена Федеральная программа поэтапного развития системы государственной регистрации прав. Этот документ рассчитан на долгосрочную перспективу вплоть до 2006 г. Эта программа послужит основой для развернутых действий всей системы российской юстиции и многих федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ на ближайшие годы, с тем, чтобы те задачи, которые поставлены законом и диктуются экономической необходимостью, были решены нами в полном объеме, как от нас ожидает руководство страны.

В апреле прошлого года этой проблеме была посвящена коллегия Министерства юстиции России. В ее решении отмечено в числе первоочередных мер по развитию системы государственной регистрации: разработка нормативно-правовых актов РФ в области государственной регистрации, подготовка и издание методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации прав, усиление правового контроля за деятельностью учреждений юстиции по регистрации прав, а также совершенствование системы повышения квалификации сотрудников учреждений юстиции по регистрации прав.

Одна из основных задач, требующих оперативного решения - это формирование адекватного правового обеспечения процесса государственной регистрации прав.

Она реализуется по трем основным направлениям:

1. Совершенствование базового ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", других законов РФ, регулирующих вопросы, связанные с государственной регистрацией прав;

2. Внесение изменений и дополнений в действующие, а также разработка новых нормативно-правовых актов Президента и Правительства России;

3. Разработка и издание Министерством юстиции России инструктивных документов и методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Федеральный закон на основании ст. 131 ГК РФ определил порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе основания отказа в таковой. Трехлетняя практика показала необходимость внесения изменений в этот закон. В этой связи Министерство юстиции России обобщил и проанализировал предоставления с мест, и в начале этого года представил в Правительство РФ проект ФЗ о внесении дополнений в базовый закон. Им предусмотрены изменения порядка государственной регистрации, возникшей до введения в действие закон (ст.6), отказа в государственной регистрации, порядка государственной регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс и др., в частности уточнены положения ст. 12 о порядке ведения ЕГРП.

В соответствии с планом действия Правительства РФ, который утвержден распоряжением от 30 июля 2000 г. № 1270 Министерству юстиции России предложено разработать изменения и дополнения в ГК РФ, которые касаются введения понятия «единого объекта недвижимости» в тех случаях, когда на земельном участке, расположенном на праве собственности, находится связанный с этим земельным участком объект недвижимости, который принадлежит на праве собственности собственнику земельного участка. Это очень важная проблема. Ей Правительством РФ уделено серьезное внимание с точки зрения совершенствования, оптимизации и выведения на современный уровень гражданского оборота недвижимости и земли. В этой связи нами разработан соответствующий законопроект «О внесении изменений и дополнений в ГК РФ» и поэтому сегодня я должен выразить слова признательности коллегам из Минимущества России, Минфина России, Росземкадастра, Госстроя России. Специалисты и руководители из этих министерств принимали активное участие над данными законопроектами. Главное, что достигли - стали выше ведомственных амбиций, попытались подойти с точки зрения защиты интересов участников гражданского оборота в первую очередь. В целом, решение этой задачи состоялось.

Я бы хотел Вас просить вот о чем: законодательный процесс - вещь сложная, многоаспектная, это сосредоточие многих интересов и противоречий, и хотелось бы, чтобы появление данных законопроектов в парламенте сопровождалось адекватной, проводимой с государственных позиций, Вашей работой на местах с депутатами Госдумы РФ, членами Совета Федерации - в весьма простом деле - разъяснять содержание этих законопроектов, необходимость их принятия.

Мы, как головной исполнитель по данным законопроектам, будем делать все, чтоб эти законопроекты получили достаточно оперативное и правильное рассмотрение в парламенте.

Второй блок заключается в том, что после принятия ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Правительством РФ было издано пять постановлений, полностью посвященных этому направлению нашей работы - регистрации прав.

Мы подошли к той ситуации, когда ряд этих постановлений требует серьезной доработки, корректив с учетом прошедших изменений в законодательстве.

Я полагаю, что эта работа должна быть активизирована в первую очередь в Департаменте Министерства юстиции России, и в этой работе должны принять участие руководители наших учреждений на местах.

Министерство юстиции России разработало проект «Порядка принятия на учет бесхозных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Этот проект в пакете с законопроектом, о котором я говорил, представлен в Правительство РФ, и после принятия законопроекта, полагаем, с минимальным разрывом, потому что нередко подзаконные акты запаздывают и создаются сложности в исполнении основного закона, мы надеемся, что Правительство РФ его выпустит. Этим же проектом ФЗ предусматривается дополнение в статью 9, которое касается полномочий учреждений юстиции по принятию на учет бесхозных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ. Это потребует также соответствующих документов в развитии данного порядка.

Третий блок касается разработки и издания методических материалов, касающихся практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Министерство юстиции России проводило работу в этой сфере. Выделяем два блока проблем:

Первый блок указывает на необходимость унификации на основании обобщений уже существующей практики самого процесса государственной регистрации отдельных видов прав, сделок с различными объектами недвижимого имущества, в том числе определение в каждом таком случае перечня необходимых для регистрации документов.

В прошлом году Министерство юстиции России своими приказами утвердило инструкции «О порядке заполнения и выдачи свидетельства «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Информации о зарегистрированных правах», инструкции «О порядке регистрации ипотеки жилого помещения, возникшей в силу закона или договора», а также «О порядке смены залогодержателя в связи с переходом прав требований по ипотечным кредитам», и методические рекомендации по государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов.

Подготовлены к изданию методические материалы, которые касаются порядка государственной регистрации договоров купли - продажи и перехода прав собственности на жилые помещения, мены недвижимого имущества и перехода прав при мене недвижимого имущества.

Второй блок тесно связан с необходимостью рассмотрения в методических рекомендациях отдельных норм законодательства, в основном гражданского, применение которых на практике сопряжено с трудностями, обусловленными неоднозначным пониманием этого законодательства. В частности, это касается порядка государственной регистрации прав и сделок с предприятиями, имущественными комплексами, используемыми для осуществления предпринимательской деятельности.

Этот правовой институт является новым для российского права.

Министерством юстиции России, РИГРом, ведущими учеными-правоведами подготовлен проект правил внесения записи о правах на предприятие, как имущественный комплекс и сделок с ним в ЕГРП. Обсуждению этой проблемы был посвящен семинар, состоявшийся в марте. Однако полное разрешение сложившейся ситуации привело нас к выводу о невозможности ее решения без внесения соответствующих изменений и дополнений как в ст. 22 ФЗ, так и в правила ведения ЕГРП. Оценивая это направление деятельности Министерства юстиции России нужно подойти с достаточной степенью самокритичности и сказать, что мы не обеспечили потребности системы в такого рода документах в должном объеме и своевременно.

Известные претензии можно обоснованно предъявить отраслевому Департаменту. Я должен сказать, что в этом направлении будут предприняты дополнительные меры по обеспечению контроля всех запланированных мероприятий, с тем, чтобы доказать, что все, что заявляем, мы делаем своевременно и качественно. С другой стороны - более широко использовать научный потенциал как наш, так и других министерств и ведомств.

Министерство юстиции России, его территориальные органы в порядке реализации полномочий по осуществлению правового контроля за деятельностью учреждений юстиции ведет эту работу по двум направлениям. С одной стороны, Министерство юстиции России и его территориальные органы ежемесячно осуществляют проверки деятельности учреждений юстиции по регистрации прав с выездом в проверяемые учреждения. С октября 1999г. и по апрель 2001г. 17 учреждений юстиции проверены комплексно, и в прошлом году 700 проверок провели территориальные органы Министерства юстиции России. Правда, их полномочия ограничены сроком государственной регистрации и порядком выдачи информации о государственной регистрации. Результаты проверок выявили ряд типичных проблем. Об этом мы указывали в своих информационных письмах, обзорах.

Положительный опыт также имеется. Назову целый ряд авангардных учреждений с точки зрения соблюдения и прав, и интересов граждан, высоких технологий, массива, информационной оснащенности. Так, Московская областная регистрационная палата недавно отметила свой пятилетний юбилей. Это весьма значимое событие. Каждая 16 - 17 регистрация в стране - в Московской области. Хочется отметить и успехи Нижегородской области2.

Министерство юстиции России проводит контроль опосредованно, путем рассмотрения конкретных обращений граждан на действия учреждения юстиции.

Существует и судебный контроль. В прошлом году суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассмотрели 6 300 исков с жалобами на наши учреждения. Удовлетворено судами было 14,5%, т.е. каждый седьмой иск. Статистика говорит об улучшении показателей, так в 1999г. удовлетворен был каждый пятый иск. Но я обращаю Ваше внимание, что 14,5% - это более 700 удовлетворенных исков. За каждым иском стоит очень существенный имущественный и экономический интерес. Имейте в виду, что удовлетворение иска, когда он заявлен как формальное требование, может в дальнейшем повлечь предъявление регрессного иска о возмещении морального и материального ущерба от незаконных действий. Мы в ближайшее время подготовим в аппарате специальное распоряжение, которое обяжет отраслевой Департамент проводить регулярный мониторинг состояния дел с рассмотрением в судах жалоб на действия наших учреждений. Призываю Вас, чтобы эта работа регулярно проводилась, и будем сопровождать ее известными обобщениями. Типичные нарушения будут устранены, а наш мониторинг и анализ позволит нам инициировать в Высшем Арбитражном и Верховном Судах РФ вопросы изучения и обобщения судебной практики по отдельным категориям дел, более оперативной подготовки информационных писем, постановлений пленумов.

С точки зрения содержания правового контроля предполагается расширить полномочия территориальных органов Министерства юстиции России. Но это будет проводиться поэтапно и осторожно, контроль по основным параметрам мы должны сохранить за федеральным органом.

Проверки должны проводиться чаще - каждое учреждение юстиции 1 раз в год проверим комплексно с привлечением сотрудников учреждения юстиции другого субъекта РФ. Это новая форма профессионального обучения, повышения профессионального статуса.

Определенный вклад в становлении системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним внес созданный в 1998г. Российский институт государственных регистраторов (РИГР) при Министерстве юстиции России. Кадровые проблемы системы решались путем подбора кадров на местах и обучения их на специальных курсах в институте. В этом зале все могут себя назвать учениками С.В. Харламова - ректора РИГРа. Вклад института в развитие системы очевиден и переоценить его трудно, но мы хотим видеть и перспективы работы. В чем они? В расширении набора образовательных услуг (программы должны быть дифференцированы по категориям обучающихся, в зависимости от того, какие функциональные обязанности они выполняют, имеют ли базовое юридическое образование).

Хотелось бы видеть РИГР солидным, постоянно действующим учреждением, имеющим солидную методическую научную базу, постоянный кадровый состав преподавателей. Развитию РИГРа должна оказать помощь Российская Правовая Академия, другие образовательные учреждения, Министерство юстиции России.

Думаю, необходимо использовать централизованные средства более по-хозяйски, рачительно, чтобы они не распылялись на затраты по обучению конкретного потока, а чтобы институт сформировался и действовал на очень длительную перспективу потребностей системы. Предпосылки имеются. Министерство юстиции России окажет необходимую помощь.

Мы будем работать с соответствующими Департаментами над проблемой совершенствования финансирования системы, консолидации имеющихся ресурсов.

Важный момент - создание локальных информационных баз, электронной почты (НЦПИ).

Особо остановлюсь на проблеме человеческого фактора. Профессиональный раздрай сказывается и на работе, а это следствие плохой организации рабочего процесса. Создание искусственных очередей создает обстановку для злоупотреблений.

В заключение скажу: Министерство юстиции России сделает все, чтобы поддержать авторитет регистраторов прав, учреждений юстиции. Удачи, отличных результатов, творческих свершений.

Примечания

1. Доклад на Всероссийской конференции «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним».11.04.2001 г.

2. Работе Нижегородского учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним посвящена статья Шаталина Е.Н. «Опыт работы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Нижегородской области». №1(2), 2000 г. журнала (прим. редактора).