Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

О реализации основных задач государственной земельной политики

Аратский Д.Б., первый заместитель Министра имущественных отношений Российской Федерации

Хорошо известно, как сложно и неоднозначно шли преобразования в области земельных отношений, по существу, не имея глубоко и системно проработанной экономической и правовой платформы.

Сегодня мы вышли на этап, когда поступательно формируются и комплексная стратегия действий, и взвешенная методология реформы, и рациональная инфраструктура управления, и системное законодательное пространство.

Программная основа совершенствования регулирования земельных отношений сформулирована в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», которые определяют цели, принципы, основные направления и стратегию государственной политики в сфере земли и недвижимости.

Стратегической целью государственной политики в данной сфере определено обеспечение условий для эффективного использования земли и иной недвижимости и развития рынка земли и иной недвижимости как одного из ключевых условий устойчивого экономического развития Российской Федерации и повышения благосостояния ее граждан.

Основными результатами должны стать: повышение доходов бюджетов всех уровней, сохранение природных свойств и качеств земель в процессе их использования, создание условий для развития реального сектора национальной экономики, формирование полноценного рынка земли и недвижимости, реализация конституционных прав и гарантий граждан и их объединений на землю.

Для достижения стратегической цели государственная земельная политика на сегодня сосредотачивается на следующих основных направлениях:

  • реформирование правоотношений на землю и иную недвижимость;
  • совершенствование государственного управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений;
  • реформирование системы платежей за землю;
  • институциональное обеспечение государственной земельной политики.

Фундаментом правового поля реализации государственной земельной политики станет внесенный в Государственную Думу проект Земельного кодекса Российской Федерации и раскрывающие его нормы важнейшие федеральные законы.

Новый проект основного «земельного документа» страны в максимальной степени реализует принцип укрепления государственности в земельных отношениях и совершенно новую, рыночную идеологию их регулирования. В частности, правовой режим земель определяется исключительно принадлежностью к соответствующей категории и разрешенным использованием, что имеет принципиальное значение для упрощения оборота земель и активизации инвестиционной деятельности.

С точки зрения дальнейшего реформирования земельных отношений «стержнем» Земельного кодекса являются четкие, экономически взвешенные правила закрепления земельных участков на различных правах, доступные и «прозрачные» для инвесторов процедуры предоставления земельных участков из государственной (муниципальной) собственности, а также прекращения прав на землю, в том числе при ее неэффективном использовании и изъятии для государственных и муниципальных нужд.

Другим опорным для планомерного проведения земельной политики актом является принятый Государственной Думой 14 декабря 2000 г. федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» в редакции, подготовленной с участием Минимущества России. Указанный закон устанавливает следующие правовые основы разграничения государственной собственности на землю. В собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований включаются земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся в соответствующей собственности; предоставленные соответствующим органами власти, а также созданным ими учреждениям, предприятиям, организациям; занятые недвижимым имуществом, приватизированным из соответствующей собственности; уже отнесенные к соответствующей собственности федеральными законами. Иные земельные участки, не находящиеся в частной собственности, включаются в муниципальную собственность. Достаточно справедливый принцип.

Определен и четкий порядок разграничения государственной собственности на землю. В соответствии с ним земельные участки по вышеуказанным основаниям включаются в соответствующие перечни. Понятно, что предстоит достаточно объемное землеустроительное обеспечение этого процесса. Перечни подготавливаются и согласовываются с органами государственной власти и местного самоуправления в том порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации являются основаниями для возникновения в дальнейшем прав публичной собственности на землю.

Такой подход создает необходимые условия для решения следующих ключевых проблем.

Включение в соответствующую собственность земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, самое главное, обеспечивает целостность управления и распоряжения ими, возможность их приватизации как единых объектов недвижимости. Только в этом случае может быть реализовано единство земли и объекта.

Особое значение имеет условие включения в соответствующую собственность неприватизированных земельных участков под объектами недвижимости, приватизированными из нее. Применительно к федеральной и субфедеральной собственности это, как правило, земельные участки под крупными, экономически значимыми предприятиями.

С одной стороны, это позволяет максимально оперативно реализовать одну из ключевых целей государственной политики в сфере земли и недвижимости - передачу земельных участков собственникам расположенных на них приватизированных предприятий, логически завершив приватизационный процесс и сформировав условия для повышения инвестиционной привлекательности их активов. С другой стороны, даже при относительно невысоких, доступных для инвесторов ценах продажи этих земельных участков масштабность данного процесса позволит привлечь в бюджет значительные дополнительные доходы.

В особый ряд я бы поставил разработку Минимуществом России во исполнение плана действий Правительства проектов Указов Президента Российской Федерации по упорядочению закрепления земельных участков под объектами недвижимости и продаже по доступной цене земельных участков собственникам расположенных на них строений.

Это решения принципиального характера, направленные на дебюрократизацию земельных отношений, стимулирование развития рынка и создание единых объектов недвижимости как инвестиционных активов.

Эта же цель реализуется в проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», внесенном Правительством Российской Федерации в Государственную Думу. В нем определяется условие приватизации государственных и муниципальных предприятий вместе с земельными участками, на которых они расположены. Эта тактика вызвана самой жизнью, правильными, рациональными канонами.

Не меньшее значение, на мой взгляд, имеет создание правового обеспечения развития инфраструктуры управления землей и иной недвижимостью, реформирования и регулирования земельных отношений. Нами совместно с Росземкадастром подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном земельном кадастре», реализующий три основные принципа: формирование земельного кадастра как единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, платности государственного кадастрового учета, ведение земельного кадастра федеральными государственными учреждениями. Этот документ имеет важнейшее для страны значение, по существу определяя правовую основу создания цивилизованного кадастра недвижимости.

При всей значимости процесса формирования законодательной базы реформирования и регулирования земельных отношений уже сегодня развернута практическая работа по обеспечению конкретных мер организационного характера.

На передний план по праву выходит проблема повышения сбора доходов от арендной платы в федеральный бюджет. Нами организована в регионах работа по увеличению доходов от арендной платы на землю. Арендная плата, полученная в январе - феврале этого года в федеральный бюджет, составила 417 миллионов рублей или 88% планового задания, что неплохо.

Первое, что необходимо предпринять - это обеспечить установление на региональном уровне экономически обоснованных размеров арендных платежей взамен принятых в подавляющем большинстве субъектов Федерации регрессивных методик.

Второе - это организация и проведение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления комплекса мероприятий, включающего проверку использования федеральных земель, выявление и изъятие неэффективно используемых земельных участков с их последующей конкурсной продажей или передачей в аренду эффективным правообладателям. При этом особое значение приобретают надежные критерии оценки эффективности использования земельных участков.

Существенный эффект может быть получен от активизации земельных торгов. Проведенный анализ показал, что этот процесс оставляет желать лучшего. В 2000 году площадь земельных участков, проданных лотами, составила около 1% от общей площади предоставленных гражданам и юридическим лицам земельных участков.

В свете вышесказанного остановлюсь на недавно подписанном четырехстороннем приказе Минимущества России, МНС России, Минфина России и Росземкадастра «О проведении совместных мероприятий по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет Российской Федерации». Этот документ станет основой для организации совместной работы территориальных органов Минимущества России с другими ведомствами по многим направлениям.

Суть приказа заключается в создании на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований комиссий по контролю за поступлением арендной платы за землю в доход федерального бюджета. В будущем на эти же комиссии можно будет возложить и контроль за поступлением средств в бюджеты от аренды нежилого фонда, иных неналоговых доходов, а также организацию и планирование в регионе земельных торгов. Таким образом, комиссии постепенно станут важнейшим элементом в единой организационной вертикали обеспечения эффективного использования земли и иной недвижимости. Такая форма работы очень перспективна.

Информационная база управления формируется в процессе сбора сведений о платежах за земли и организации их использования. На сегодня получены и систематизированы сведения из 70 субъектов Российской Федерации

Ряд регионов обращают внимание на то, что рост земельных платежей существенно сдерживается из-за большого количества льготников по уплате земельного налога. Отмечено также, что отсутствие федерального закона о разграничении государственной собственности на землю сдерживает развитие земельного рынка, замедляет оборот земельных участков, и, как следствие, бюджеты всех уровней теряют значительные доходы.

Выборочный анализ показал также крайне неэффективную структуру правового распределения земель во многих регионах. Таким образом, вопросы расширения арендных отношений на землю и активизации процессов выкупа земли в частную собственность приобретают приоритетное значение.

В заключение подчеркиваю, что решение поставленных сложных и масштабных задач отлагательства не терпит. Однако в существующей сегодня ситуации непрозрачности правоотношений, сложившихся в сфере земли и иной недвижимости, и неэффективности самой системы управления требуется консолидация усилий, разума и воли.