Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (6) 2001г

Информационная лента

ИЗ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ: 30 января 2001 г. состоялось заседание Временной комиссии Совета Федерации по вопросам прав собственности, недвижимости и оценочной деятельности под председательством Козерадского А.А. Рассматривался вопрос о Федеральном законе «О разграничении государственной собственности на землю», который был принят Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации 14.12.2000 г. и направлен в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрение. Указанный Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Комиссией рекомендовано направить закон на доработку с образованием согласительной комиссии. Также рассматривался вопрос о необходимости законодательного введения регулярной обязательной рыночной оценки активов российских предприятий. По данному вопросу рекомендовано доработать законопроект с учетом заинтересованности потребителей (самих предприятий) в этой оценке. Комиссией был утвержден состав экспертного совета на общественных началах и направления работы экспертного совета на ближайшее время.

ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ: 27 ноября 2000г. состоялись парламентские слушания по теме «Международные и региональные аспекты ипотеки в России». С докладами на слушаниях выступили: Председатель Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию ипотечного кредитования Грачев И.Д., Председатель Госстроя России Шамузафаров А.Ш., статс-секретарь заместителя Председателя Госстроя России Пономарев В.Н., заместитель Министра экономического развития и торговли Шаронов А.В. Утверждены Концепция системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации и План подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 №28). Участниками парламентских слушаний были вынесены следующие предложения: предусмотреть в федеральном бюджете на 2001 год предоставление средств на разработки федеральных и региональных ипотечных программ; активизировать деятельность, направленную на разработку и принятие региональных ипотечных программ; признать целесообразной реализацию совместной программы Государственной Думы и Конгресса США, по развитию ипотечного кредитования в России, в том числе при участии международных финансовых организаций. Было рекомендовано подготовить к рассмотрению следующие законопроекты: проект закона «Об эмиссионных ипотечных ценных бумагах», проект закона «О кредитной кооперации в жилищной сфере», проект закона «Об изменениях и дополнениях в закон «Об ипотеке».

4 декабря 2000 г. состоялись парламентские слушания по теме: «Развитие законодательного обеспечения оценочной деятельности». В числе докладчиков были: Председатель подкомитета по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности Комитета Государственной Думы по собственности Грачев И.Д., заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Коптев-Дворников В.Е., заместитель Министра имущественных отношений Рустамова З.Х., член ФКЦБ России Плешаков А.В, президент Российского общества оценщиков Артеменков И.Л.

По ходу слушаний были приняты следующие рекомендации: ускорить работу по утверждению Положения о лицензировании оценочной деятельности в Российской Федерации, ускорить работу по утверждению Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, определяющих методические основы осуществления оценочной деятельности в Российской Федерации и дающих право на разработку и утверждение необходимых методических документов, продолжить работу по внесению необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», одобрить создание Экспертного совета по оценочной деятельности Подкомитета по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности Комитета Государственной Думы по собственности.

30 ноября 2000 г. в Малом зале Государственной Думы ФС РФ состоялись парламентские слушания по теме «Развитие ипотечного и инвестиционного законодательства в регионах России». Вел слушания Председатель Комиссии Государственной Думы ФС РФ по развитию ипотечного кредитования, председатель подкомитета по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности Грачев Иван Дмитриевич.

С докладами на слушаниях выступили: Черник Д.Г., заместитель Министра по налогам и сборам РФ, Аратский Д.Б., первый заместитель Министра имущественных отношений РФ, Кортунов С.В., Советник руководителя Администрации Президента РФ, Тарачев В.А., заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам, Пономарев В.Н., заместитель Председателя Госстроя России. По итогам слушаний были приняты следующие рекомендации: поддержать развитие в регионах законодательных работ по поддержке инвестиций и развитию ипотечных схем с учетом местных условий, практики делового оборота, ресурсных возможностей. Участники парламентских слушаний полагают необходимым рекомендовать Правительству РФ при выработке бюджетной и налоговой политики в первую очередь учитывать интересы поддержки инвестиций как основы устойчивого экономического роста.

ИЗ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА: 22 ноября 2000 г. Конституционный суд Российской Федерации вынес постановление № 14-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 5 Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». Поводом к рассмотрению дела явились запрос Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и запрос администрации Ульяновской области, в которых оспаривается конституционность части третьей статьи 5 Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое в запросах положение. Заслушав сообщение судьи, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Российской Федерации установил: «Согласно части третьей статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 1995 года «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (в редакции от 22 октября 1998 года) редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям передаются в хозяйственное ведение помещения, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. В запросах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и администрации Ульяновской области утверждается, что эта норма, допуская возможность распоряжения имуществом, находящимся в частной, государственной или муниципальной собственности, без согласия собственника, нарушает конституционные положения о признании и равной защите всех форм собственности, о самостоятельности местного самоуправления, в том числе в вопросах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, т.е. не соответствует статьям 8 (часть 2), 12, 35, 55, 130 и 132 Конституции Российской Федерации. Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 79 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать соответствующей Конституции Российской Федерации часть третью статьи 5 Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», поскольку она служит основанием для передачи в хозяйственное ведение находящихся в федеральной собственности помещений редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям, которые владеют либо пользуются этими помещениями в процессе своей производственно — хозяйственной деятельности.

2. Признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 35 (части 2 и 3), 55 (часть 3), 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133, часть третью статьи 5 Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» в той мере, в какой она — по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, — допускает передачу в хозяйственное ведение находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или являющихся муниципальной собственностью помещений редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям, которые владеют либо пользуются этими помещениями в процессе своей производственно — хозяйственной деятельности, без согласия собственников, если такая передача осуществляется без надлежащего возмещения.

3. Часть третья статьи 5 Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», не предполагающая по своему конституционно — правовому смыслу возможность передачи редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям в хозяйственное ведение помещений, находящихся в частной собственности, не может использоваться в качестве законного основания для такой передачи…

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ: 16 ноября 2000 года вышел совместный приказ Минюста России, Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 289/235/290 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации ипотеки жилого помещения, возникшей в силу закона или договора, а также о порядке регистрации смены залогодержателя в связи с переходом прав требований по ипотечным кредитам». Целью издания Инструкции является установление единого порядка государственной регистрации ипотеки жилых помещений, возникающей на основании закона или в силу договора, в том числе при уступке прав по договору об ипотеке, уступке прав по обеспеченному ипотекой обязательству, а также внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационных записей о законных владельцах закладной.