Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (6) 2001г

Развитие общества и изменения в управлении земельными ресурсами

Оверчук А.Л., заместитель руководителя Федеральной службы земельного кадастра России, к.э.н.

Социальные, политические и экономические изменения, произошедшие в мире в конце XX в., оказали значительное влияние на все сферы человеческой деятельности. Эти процессы, характеризуемые всемирной экономической интеграцией, ослаблением роли национальных границ, широким распространением демократических институтов и информационных технологий, объединены общим понятием глобализации.

Смыслом глобализации является создание механизмов более легкого происхождения товарных, финансовых и информационных потоков с целью упрочнения процессов перераспределения ресурсов между различными странами, а также условий для устойчивого развития всего мира. Концепция устойчивого развития возникла из озабоченности ограниченностью имеющихся ресурсов и усиливающего влияния на них растущего населения планеты. В ближайшем будущем обществу предстоит решить проблему достижения более высокого уровня потребления при уменьшении необходимых для этого ресурсных затрат и снижении уровня бедности. Эта концепция в настоящее время является предметом обсуждения многих международных форумов и находит отражение в итоговых документах [1-3].

Как любое явление, глобализация имеет положительные и отрицательные черты. Некоторые страны и народы, по мере того как мир все больше начинает походить на франчайзинговую систему, в возрастающей степени оказываются подверженными влиянию мировой культуры и теряют национальные особенности. В экономическом смысле глобализация сравнивается с некой воронкой, в центре которой находятся развитые страны, втягивающие в себя все ресурсы, а затем распределяющие их среди развивающихся стран в виде инвестиций. По словам Джоржа Сороса, «система может рассматриваться как гигантская циркулирующая система, всасывающая капитал в находящиеся в центре финансовые рынки и институты и выкачивающая его из себя на периферию, либо непосредственно в форме кредитов или инвестиционных портфелей, либо косвенно через международные корпорации» [4].

В этих условиях особо важную роль играет реформирование имущественных отношений, прежде всего земли как главного и ограниченного ресурса. При этом земля рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, она является уязвимым ресурсом, нуждающимся в защите и проведении соответствующей государственной политики, с другой — это объект, обладающий свойством ускорять социально-экономическое развитие и создавать богатство при условии, что права на него имеют статус товара.

Возрастание роли земельных отношений подтверждается всплеском интереса мирового сообщества к проблемам управления земельными ресурсами. Особое внимание этой проблеме уделяют также международные институты, как ООН, Международный банк реконструкции и развития, Организация по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, Центр по населенным пунктам ООН «Хабитат». Отчасти этот интерес можно объяснить следующими основными причинами:

  • изменения во взаимоотношениях человек — земля и как следствие — множество земельных реформ, проводимых в различных частях планеты;
  • появление и широкое распространение новых технологий и связанных с ними инфраструктурных изменений. Взаимоотношения человек — земля развиваются вместе с человеческим обществом. Особо сложную роль они играют в России, где из-за природно-климатических факторов самая большая в мире территория слабо пригодна для эффективного ведения хозяйства. Конечно же, все страны находятся в развитии, однако нельзя проводить реформирование взаимоотношений человек – земля, не учитывая происходящих в мире объективных изменений и тенденций.

Принятая на проходящей в 1999 г. в Австралии совместной конференции ООН и Международной федерации геодезистов (ФИГ) по проблемам земельных отношений, кадастровым инфраструктурам в поддержку устойчивого развития Басартская декларация {5} анализирует изменения, повлиявшие на развитие земельных отношений в мире на протяжении ХХ в.

В начале века человеческое общество было:

  • в основном аграрным и основывающимся на сельском хозяйстве;
  • характеризовалось медленным ростом городов;
  • культурная жизнь в городе имела существенные отличия от жизни в деревне;
  • социальная жизнь, как правило, носила общинный характер;
  • глобальные проблемы не представляли интереса для абсолютного большинства населения;
  • проблемы использования таких ресурсов, как земля, вода и полезные ископаемые, в основном, имели местный характер, и их передача обычно происходила либо по наследству, либо в результате браков и чаще всего не рассматривалась с точки зрения купли-продажи.

В ХХ в. характер человеческого общества значительно изменился и, в следствие, изменилось его отношение к земле. За это время мировое сообщество претерпевало следующие изменения:

  • рост населения как никогда носил взрывной характер;
  • в основном, крестьянское общество было вытеснено городским;
  • во всем мире произошел переход от использования правил, устанавливаемых человеком, к следованию правилам, установленным законом;
  • признана роль женщины в обществе;
  • происходило стирание экономических и культурных различий между городом и деревней;
  • использование обществом окружающей среды, биосферы и гидросферы достигло критической точки, выдвинув на первый план проблемы устойчивого развития;
  • средства коммуникаций и информационные технологии превратили планету в «виртуальную деревню».

В первую очередь, изменения повлияли на баланс личных и общественных интересов в пользу последних. В связи с быстрым ростом населения и развитием технологий влияние даже отдельных предприятий и людей на состояние планеты может иметь очень глубокие последствия. В результате общество получает больше прав и возможностей для наложения ограничений на использование земли и иных природных ресурсов и тем самым ограничивает свободу частной собственности. При этом значительно возрастает роль таких государственных функций управления земельными ресурсами, как землеустройство, кадастр, государственный контроль за использованием и охраной земель, мониторинг и оценка земель.

Изменения в подходах к понятию собственности на земельный участок находят практическое выражение в развитии более интенсивных способов использования земли.

Например, в развитых странах произошли значительные изменения в менталитете фермеров. Если раньше фермерское хозяйство рассматривалось как перешедший по наследству вековой образ жизни, а дополнительная покупка земли способствовала его укреплению, то с развитием капиталистических элементов хозяйствования ферма рассматривается как объект для вложения капитала, который должен приносить доход. Избавившись от сентиментального отношения к земле, фермеры стали рассматривать покупку земли в собственность как фактор, отвлекающий капитал от вложений в интенсивное развитие хозяйства и получения прибыли. При этом возрастает роль арендных отношений.

Другим примером повышения интенсивности использования земельных ресурсов может служить их многоцелевое использование. Например, на одном земельном участке права на различные виды использования могут принадлежать разным лицам. Этим приемом активно пользуется Бюро по управлению землями США, в интересах общества распоряжающееся федеральными землями, занимающими около одной трети территории страны.

Примером многоцелевого использования земельного участка также может служить случай, когда один и тот же участок используется различными лицами для одной цели. Так, одна и та же стоянка для автомобилей может использоваться днем банком, вечером — близлежащим рестораном, ночью служить для парковки автобусов.

Во всех этих случаях особо важную роль играет регистрация прав, которые могут разграничиваться как в пространстве, так и во времени. При этом сама собственность на объекты недвижимого имущества уже не играет роли, которая была ей отведена в начале века. На первый план выдвигается доход, получаемый при использовании определенных прав.

Наиболее экстремальным подтверждением этому служит пример Китайской Народной Республики, где в условиях социалистической собственности на землю право собственности законодательно отделено от права пользования. Это позволяет государству одновременно осуществлять управление земельными ресурсами в интересах устойчивого развития общества, при этом допускается существование таких рыночных институтов, как купля-продажа арендных прав, залог, а также реализация продуктов, получаемых в результате использования земли, в интересах собственника.

Напротив, реформирование земельных отношений в странах Восточной Европы и бывших республиках Советского Союза в большинстве случаев базировалось на необходимости приватизации земли и воссоздания института частной собственности на землю. Это объясняется тем, что проводимая социалистическими странами земельная политика основывалась на идеологическом постулате незыблемости государственной собственности и ведущей роли государства в процессе централизованного распределения произведенных продуктов. Применительно к земельным отношениям это предполагало угнетение не только прав частной собственности на землю, но и на полученный в результате ее использования продукт.

В результате одна из основных задач социально-политических преобразований в этом регионе — проведение земельных реформ. Если в странах Восточной Европы и Прибалтики во главу угла ставилась реституция или компенсация за потерю собственности прежним владельцам, то в большинстве бывших республик Советского Союза причиной земельной реформы являлся низкий уровень производительности сельскохозяйственного производства. Это нашло выражение в ряде политических решений, определивших развитие земельной реформы.

В России первый этап земельной реформы 90-х годов, имеющий ярко выраженный аграрный характер, в основном осуществляется под общеизвестным лозунгом «землю — крестьянам». Очевидно, в начале ХХ в. он действительно имел смысл. Для российских крестьян, к этому времени имевших хозяйственную самостоятельность и обладавших собственными средствами производства, получение земли в собственность было необходимым условием свободного и эффективного хозяйственного развития. Правильность направления развитых земельных отношений была подтверждена показателями роста сельскохозяйственной продукции в СССР периода НЭПа. К концу 80-х годов сельскохозяйственное производство велось крупными хозяйствами, основывающимися на наемном труде рабочих совхозов и членов колхозов, полностью лишенных средств производства. В этих условиях реализация лозунга «землю — крестьянам» означала отрыв основных фондов сельскохозяйственных предприятий от земли, нарушение сложившейся производственной инфраструктуры и, как следствие, падение уровня сельскохозяйственного производства, который наблюдается в настоящее время.

При проведении первого этапа земельной реформы из-за изолированности экономической мысли в СССР почти не учитывались изменения, происходившие в земельных отношениях во всем мире. В результате, задача повышения уровня производительности сельскохозяйственного производства не была решена.

Таким образом, можно отметить разнонаправленность земельных преобразований в странах Восточной Европы и бывших республиках СССР и изменений в земельных отношениях, которые происходят во всем мире под воздействием объективного развития человеческого общества. Очевидно, что после завершения реформирования отношений собственности в этих странах приступили к совершенствованию кадастровых систем, которые гарантируют права частной собственности, создают механизмы общественного контроля за их использованием.

На втором этапе земельной реформы, которая из аграрной в значительной степени превращается в реформу кадастровую, следует исходить из того, что необходимо рассматривать землю как ограниченный, подверженный деградации природный ресурс, без рационального использования которого невозможно дальнейшее экономическое и социальное развитие общества. В этой связи необходимо усилить элементы планирования эффективного использования земли с максимальным учетом общественных интересов. При этом следует ожидать усиления роли земельных информационных систем и многоцелевого кадастра как инструментов принятия управленческих решений государственными и частными инструментами.

Список литературы

1.Доклад Генерального секретаря ООН «Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов» на 8-й сессии Комиссии по устойчивому развитию 24 апреля-5мая 2000г. Экономический и социальный совет ООН. Е/CN.17/2000/6.-22c/

2.Social and Economic Benefits of Good Land Administration. UN ECE MOLA. Published by the Cadastre and Public Registers Agency of Netherlands. -1998. –23 p.

3.AGENDA 21: Program of Action for Sustainable Development, Rio Declaration on Environment and Development; Statement of Forest Principles, United Nations Department of Public Information. -New York, 1992.

4.Soros George. Capitalism’s last Chance? Foreign Policy. -Winter 1998-1999.

5.Report of the Workshop on Land Tenure and Cadastral Infrastructure for Sustainable Development. Prepared by the International Federation of Surveyors. UN Department of Economic and Social Affairs. Commission on Sustainable Development. Eight Session. 24 April-5 May 2000. -New York, DESA/DSD/2000/3. -54 p.