Журнал "Право и инвестиции"

Номер 1-2 (55), Июнь 2015.

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

Работа экономического блока власти в «антикризисном режиме» обнажает застарелые проблемы — внешние и внутренние. Кризис — это возможность обновления, перестройки к лучшему. Так что, несмотря на многочисленные проблемы и угрозы, надо использовать данную возможность по максимуму как для оптимизации кадровой и организационной государственной структуры, так и для выверки принципов экономической политики, создания современного правового поля, институциональной среды.

Экономика включает большой круг участников: государство в лице своих многочисленных публичных образований и принадлежащих им компаний, инвесторов, предпринимателей, работников, потребителей, население… «Вечный» вопрос — как согласовать их интересы: через либерализацию и рынок или через руководящую роль государства? У нас пока получается лучше через возрастающую роль государства, что сегодня более адекватно сложной международной ситуации. Но, вместе с тем, государственная экономика имеет свои ограничения, и только в разумном сочетании с поддержкой частной инициативы и частной собственности может быть обеспечен долгосрочный устойчивый рост экономики, решение социальных проблем.

Сейчас важно, не теряя темпа в решении насущных тактических задач, фактически в режиме «ручного управления», обеспечить задел на будущее развитие экономики с перенесением акцентов на частную инициативу, когда роль государственной собственности в экономике будет сокращаться. В чем должен состоять такой задел?

Отметим три важнейших направления:

• декриминализация экономики, в том числе уход от «серых» налоговых схем и незаконного влияния чиновников на бизнес;

• развитие инфраструктуры;

• создание новых экономических институтов.

Если первые два направления понятны, то в отношении третьего направления необходима общественная и научная дискуссия: какую экономику мы хотим построить, а вслед за этим — и какую страну?

Можно идти по пути заимствования институтов и экономических моделей извне — Россия пошла по этому пути в 90-е, когда реформы шли под диктовку западных советников и МВФ, а проекты законов разрабатывались на средства западных грантов. Недостаток этого пути — главенство чуждого нашей традиции рационализма и эгоизма в принятии экономических решений. Рационализм не позволяет адекватно учесть всю сложность социальных процессов, эгоизм при слабости государства порождает власть олигархии, экономическую преступность, деградацию человеческого капитала.

Можно вернуться к своему недавнему опыту послевоенного развития экономики, когда всю инициативу на себя взяло государство — это мы видим сегодня, когда роль государственной собственности очень велика и продолжает расти (в связи с банкротством малого и среднего бизнеса, недостатком частных инвестиций). Эту же модель мы видим в Белоруссии. Опасности этого пути мы знаем из собственной истории — застой 70-х годов и крушение СССР в 80-х, в основе которых неспособ-ность государства полностью управлять всеми предприятиями, нарастающая разбалансированность экономики в условиях быстрого изменения ситуации на внешних рынках, демотивация населения к труду.

Есть и другой, более сложный, но и более продуктивный путь, как представляется, единственный пригодный для нашей страны. Это создание своей новой системы экономических институтов, наиболее адаптированной к при-родным, географическим, геополитическим, культурным условиям, нашим отечественным духовно-нравственным традициям.

Нужно развивать свою экономическую науку, опираясь как на отечественных ученых, так и на наиболее успешные практики иных стран, проводящих самостоятельную экономическую политику. Пока в этом направлении еще мало что сделано, но дорогу осилит идущий.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков

Скачать эту статью полностью в PDF.