Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (5) 2000г

О новых подходах в инвестиционной практике г.Москвы

Жолков А.С., профессор, академик Российской академии естественных наук

В последнее время в финансово-инвестиционной практике г.Москвы произошли весьма важные позитивные изменения, которые несомненно положительно повлияют на изменения общей рыночной конъюнктуры. Речь идет о перестройке инвестиционной деятельности, отраженной в распоряжении мэра г.Москвы № 894 от 18 августа текущего года. С целью концентрации ресурсов для реализации городских строительных жилищных программ намечено осуществить целый ряд экономических и финансовых мер.

Установлено, что с 1 сентября 2000 года строго на основании решений городской конкурсной комиссии по инвестированию строительства и реконструкции жилых объектов осуществляется подбор инвесторов на исключительно конкурсной основе. При этом городским заказчиком-инвестором программ строительства муниципального жилья является Департамент муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы. Хотелось бы подчеркнуть, что отныне жилая площадь, передаваемая в качестве доли Префектуры по инвестиционным контактам, является долей города и эта доля распределяется Департаментом муниципального жилья. Конечно, при этом учитывается потребность административных округов в площади для переселения граждан.

Важно сообщить нашим читателям, что в указанном документе сформулированы решения о прекращении, начиная с 15 сентября текущего года, практики продажи прав участков под жилищное строительство.

Во исполнение распоряжения мэра 19 сентября текущего года принято постановление Московского Правительства №749. Этим документом утвержден новый состав городской конкурсной комиссии по инвестированию строительства и реконструкции жилых объектов и Положение о ней.

Департаменту Внебюджетной политики строительства г.Москвы поручено завершить выполнение функции инвестора по объектам, включенным в смету доходов и расходов целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда 2000 года, по которым в установленном порядке заключены инвестиционные контракты. При этом городской конкурсной комиссии передается поадресный перечень объектов, передаваемых для размещения на конкурсной основе. Важно подчеркнуть, что в рассматриваемом постановлении Правительства размер площади, подлежащей передаче инвесторам для нужд города, определяется исходя из затрат на капитальное строительство и реальных продажных цен на жилье.

При этом учитываются также и дополнительные обременения, которые накладываются на инвесторов инвестиционными контрактами.

Нам представляется, что этот момент имеет исключительно важное значение. Дело в том, что при наличии обоснованной методики, способной реализовать такой подход, появляется возможность реального соизмерения затрат и результатов инвестиционной практики. Несомненно, что это откроет новые возможности для усиления заинтересованности инвестора во вложении средств в развитие городского хозяйства Москвы.

В настоящее время группа ученых Совета по изучению производительных сил Минэкономики России и РАН (СОПС) под руководством Гладышева А.Н. занимается разработкой такого методического аппарата.