Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (5) 2000г

Земельная политика и совершенствование земельных отношений в России на пороге XXI века

Сай С.И., руководитель Федеральной службы Земельного кадастра России

Многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, но и все что находится «над» и «под» этим пространством.

Обеспеченность страны земельными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Наличие земельных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов России.

Как мне представляется, проблему земельных преобразований в России стратегически следует решать не только и не столько в сфере земельной собственности, а в сфере прав на способы и результаты использования земельных ресурсов как объекта хозяйствования. На этом важном принципе и должна базироваться современная земельная политика.

За последние 10 лет на территории России практически созданы основы нового земельного строя: ликвирована государственная монополия на землю, осуществлен переход к многообразию форм земельной собственности; проведено бесплатное перераспределение земли в пользу граждан; введено платное землепользование; основная часть сельскохозяйственных земель передана в частную собственность; земли лесного фонда, природоохранные и другие наиболее ценные земли находятся в государственной собственности; выполнены значительные объемы земельно-кадастровых работ; созданы объективные условия для оборота земли. Вместе с тем, в эти годы государство выпустило из рук стратегическое управление земельно-ресурсным потенциалом. Это обернулось ростом темпов деградации земель, свертыванием работ по повышению плодородия почв и обустройству земель, крайней слабости материальной базы АПК, отсталости его инфраструктуры, неэффективности городского землепользования.

Необходимо согласиться с тем, что рыночные механизмы в чистом виде даже в развитых странах не обеспечивают решение стратегических задач организации рационального землепользования, охраны земель, устойчивой продовольственной и экологической безопасности. В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип эффективного землепользования, как органическое сочетание государственной поддержки рационального землепользования и землесбережения и рыночных механизмов саморегулирования. Система государственного регулирования должна, как минимум, включить следующие направления: правового обеспечения; финансово-кредитной поддержки; инфраструктурного и информационного обеспечения; страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий; научного обеспечения; организации подготовки кадров.

При этом необходимо постоянно учитывать весьма важное обстоятельство, которое заключается в том, что экономика России — это многорегиональный организм, функционирующий на стыке вертикальных (центр-регионы) и горизонтальных взаимодействий. Пространственное многообразие России — главный ограничитель радикализма в социально-экономическом реформировании, а также решающее препятствие для доминирования какого-либо одного аспекта социально-экономической политики, к примеру, частной собственности на землю. С другой стороны, многовековой опыт развития стран мира показывает, что нерегулируемые рыночные отношения в чистом виде не могут решить региональные проблемы. Регулируемое территориальное развитие подвластно в решающей степени только государственному воздействию.

В связи с этим вырисовывается несколько крупных проблем, требующих безотлагательного государственного рассмотрения. В первую очередь, необходимо в короткий срок принять Земельный кодекс Российской Федерации.

Другая важнейшая задача государства состоит в осуществлении работы по выделению в составе земельного фонда страны земель федерального значения, обеспечении управления использованием этих земель и сбора соответствующих платежей в федеральный бюджет.

Кроме того, предстоит большая работа по созданию в новых условиях инструментария государственного управления земельным фондом страны — государственного кадастра, государственного контроля за использованием земель, землеустройства, оценки и мониторинга земель как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия государством управленческих решений. Надо будет законодательно установить правило — принимать государственные управленческие решения и реализовывать права собственника на федеральном, региональном и местном уровнях только на основе материалов прогнозирования и планирования землепользования.

Сегодняшняя сложная ситуация в сельской местности России — результат крупных просчетов последних десятилетий, и особенно последнего, как в народнохозяйственной экономической политике в целом, так и в аграрных вопросах в частности.

Повышение эффективности российского сельскохозяйственного землепользования должно идти за счет решения комплекса общих и частных проблем, таких как развитие многообразия форм собственности, в том числе на землю; совершенствование земельных отношений, в первую очередь через развитие залоговых и арендных институтов; реформирование системы налогообложения путем установления единого сельскохозяйственного (земельного) налога.

В связи с последним важной для реформирования земельных отношений задачей является осуществление на всей территории государственной кадастровой оценки земли и обеспечение перехода на систему земельных платежей, формирующихся исходя из рентной стоимости земли. Анализ системы земельных платежей (платность землепользования в России введена с 1992 года) показал, что она не отвечает современным требованиям создания системы экономического регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами. Причины этого несоответствия состоят в том, что земельными платежами охвачено менее трети земельного фонда; низки ставки платежей; существует огромное количество льготников, освобожденных от платежей; средства от земельных платежей используются нецелевым образом; ограничен набор форм платы за землю. В связи с этим, очевидно, что в действующую систему земельных платежей необходимо срочно внести серьезные изменения. При их подготовке следует исходить из того, что ставки земельных платежей должны быть экономически значимыми и строго соответствовать рентной доходности соответствующего земельного участка; земельные платежи должны быть обязательными для всех без исключения землепользователей; льготное налогообложение должно регулироваться только размерами и сроками уплаты платежей и сборов; система платежей за землю, кроме земельного налога и арендной платы, должна включать и единовременные платежи за изменение целевого использования сельскохозяйственных угодий, а также сборы от сделок с землей, за пользование земельной информацией, штрафы; земельные платежи необходимо устанавливать неизменными на трех-пятилетний срок.

Оживлению земельного оборота в условиях нынешнего переходного состояния российской экономики могут способствовать следующие мероприятия: формирование сети земельных ипотечных банков при активном участии государства; осуществление кадастровой и рыночной оценки земельных ресурсов; создание системы законодательной защиты прав на земельную собственность; формирование единой федеральной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на недвижимость; создание кредитных ресурсов за счет привлечения средств населения через механизм снижения нормы ссудного процента и роста нормы процента по депозитам, и на этой основе превращение кредитных ресурсов в главный источник инвестиций, а также средств российских и иностранных инвесторов.

Практика последних лет показывает, что спорадические, бессистемные, частные и локальные земельнохозяйственные мероприятия не могут принести значительного экономического и экологического успеха. Управлять землепользованием, плодородием земли невозможно без создания четко действующей системы планирования и землеустройства. Важное значение для России на пороге XXI века приобретает разработка и принятие долгосрочной (до 2010 года) программы развития земельных преобразований. Земля не терпит суеты.

Реализация на пороге XXI века земельных преобразований в России включает три ключевые направления: первое — реформирование отношений собственности на землю; второе — учет и стоимостная оценка на рентной основе земельно-ресурсного потенциала в составе национального богатства страны и постановка его на государственный баланс; третье — организация эффективного управления земельными ресурсами страны как национальным достоянием, всеобщим пространственным базисом народного хозяйства и главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, вне зависимости от форм собственности.

Обеспечить проведение эффективной политики в области земельных отношений возможно при реализации следующих институционных требований: наличие единого государственного земельного органа, ответственного за регулирование землепользования и ведение земельного кадастра; создание доступного и открытого реестра всех земельных участков страны и их владельцев и пользователей; проведение оценки земли независимым государственным органом и на этой основе осуществление ежегодного учета рентной стоимости всех земельных участков; наличие простой апелляционной системы земельного суда.