Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (5) 2000г

Правовые аспекты земельной реформы в Саратовской области

Новичков В.В., старший преподаватель Саратовской Академии Права, начальник правового управления администрации г.Саратова

В период перехода от национализации земли к ее приватизации на основе проведения в России земельной реформы огромным изменениям подвергся важнейший отраслевой принцип земельного права — принцип собственности на землю. Вместо господствующего ранее принципа исключительной государственной собственности на землю утвердился принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В связи с проведением аграрной реформы, большие изменения произошли и в принципах земельного права, касающегося пользования землей. В отличие от ранее действовавшего законодательства, допускавшего лишь одну форму пользования земли как производную и зависимую от государственной собственности на землю, сегодняшнее земельное законодательство исходит из признания множественности форм использования земли. По действующему законодательству допускаются такие формы использования земли, как пользование земли на основе права частной, общей долевой, общей совместной собственности, аренды земельного участка.

Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. №1767 (далее указ №1767) предоставил гражданам и юридическим лицам — собственникам земли — право свободно распоряжаться землей. Этим Указом земельные участки были признаны объектами недвижимости, в следствие чего земля была включена в систему рыночного оборота путем совершения различных сделок.

Однако, право свободно распоряжаться землей не носит абсолютный характер. Ст. 36 Конституции РФ, закрепляя право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю рассматривает последнюю, как элемент окружающей природной среды, функционирующей в составе естественных экосистем природы и находящейся в экологической взаимосвязи и взаимодействии со всей окружающей природной средой, как всеобщее условие и средство производства, служащее источником удовлетворения материальных и социально-культурных потребностей, предусматривает, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Специфика земли, являющейся одновременно не только объектом собственности, хозяйственного использования, но и природным объектом и ресурсом, предопределила необходимость регулирования отношений, связанных с вовлечением земли в оборот, нормами как гражданского, так и земельного права. Указом №1767 предусматривается, что совершение сделок в отношении земельных участков регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного законодательства. И если гражданское законодательство регулирует возникающие отношения, связанные с переходом земельного участка от одного лица к другому, то земельное законодательство, исходя из ограниченности земельных ресурсов, необходимости обеспечения интересов рационального использования, охраны земель, соблюдения требований экологической безопасности определяет пределы включения земель в оборот.

Согласно п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Целесообразность данной нормы объясняется тем, что режим использования земельных участков зависит от географических, природно-климатических, экологических и иных региональных особенностей.

Несмотря на то, что в настоящее время существует большое количество нормативных актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации, призванных в условиях отсутствия единого земельного закона, в полной мере урегулировать земельные отношения, отдельные отношения, возникающие при использовании земли, оказываются не урегулированными вообще. На практике возникают сложности при применении этих нормативных актов, поскольку невозможно учесть все существующие нормативные положения.

Столкнувшись с данной проблемой, учитывая то, что назрела необходимость в разработке систематизированного земельного закона, руководствуясь положением Конституции и Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между Федеральным центром и регионом Областная Дума Саратовской области взяла на себя право ликвидировать вакуум в правовом регулировании земельных отношений.

Закон Саратовской области «О земле», принятый Саратовской областной Думой 12 ноября 1997г. учел почти 120 федеральных нормативных актов и 87 местных, включил в себя важнейшие принципы регулирования земельных отношений, такие, как сочетание регулирования использования земли в качестве природного объекта и хозяйственного объекта, многообразие видов прав на земельные участки, разделение полномочий Российской Федерации, Саратовской области и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений, признания равенства участников земельных отношений в защите их прав на землю, недопустимости вмешательства государства в деятельность физических и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей.

Этот закон закрепил в себе компетенцию Саратовской областной Думы по регулированию земельных отношений в Саратовской области, взявшую на себя большую часть обязанностей по государственному регулированию земельных отношений, компетенцию правительства Саратовской области, компетенцию Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Саратовской области и его органов на местах, компетенцию органов местного самоуправления в Саратовской области в сфере управления земельным фондом в области регулирования земельных отношений.

В соответствии с Законом Саратовской области «О земле» земли в Саратовской области в зависимости от целевого назначения и правового режима подразделяются на следующие основные категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли поселений;
  • земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
  • земли особо охраняемых территорий;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Однако при использовании каждой конкретной категории земель законодатель закрепил принцип, предусматривающий, что земля должна использоваться только по целевому назначению, т.е. в соответствии с теми целями, для которых земля предоставлена. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую, в зависимости от положения земель, выполняемой ими функции в производственной и иной деятельности, экономического, природоохранного значения, производится Правительством Российской Федерации или соответствующим уполномоченным федеральным органом по согласованию с Правительством области либо Правительством по согласованию с органом местного самоуправления, либо органами местного самоуправления- муниципальных земель поселений, за исключением земель сельскохозяйственного назначения. Категория земель указывается в решениях, принимаемых Правительством области и органами местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков, в договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю, в документах государственного земельного кадастра и государственной регистрации.

Учитывая положение ст. 36 Конституции Российской Федерации, законодатель Саратовской области внес и закрепил данное положение в Закон Саратовской области «О земле». Так, в соответствии со ст. 43 вышеназванного закона — граждане Российской Федерации, юридические лица Российской Федерации могут иметь земельные участки в Саратовской области на праве собственности. Наряду с правом собственности на землю законодатель предусматривает и другие виды прав на землю, а именно:

  • пожизненного наследуемого владения;
  • постоянного (бессрочного), краткосрочного и долгосрочного пользования;
  • аренды.

В зависимости от прав физических и юридических лиц на земельные участки различается и объем полномочий по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, что нашло свое отражение в законе «О земле».

Предусмотрев право граждан и юридических лиц Российской Федерации иметь земельные участки Саратовской области на праве собственности законодатель вместе с тем разрешает иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, иностранным государствам иметь земельные участки в Саратовской области только на праве аренды, гарантируя иностранным гражданам равные права с гражданами Российской Федерации по приобретению земли в собственность и на иных правах при условии получения последними гражданства Российской Федерации (ст. 44).

Данные нормы закона не вошли в противоречие и с нормами, Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года №160-ФЗ1 где в соответствии со ст. 15 «приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

Разграничивая права граждан и юридических лиц Российской Федерации с правами иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, иностранных государств по вопросу приобретения земли на территории Саратовской области в собственность, законодатель не делает более никаких ограничений в вопросах использования и хозяйствования на имеющемся у последних, на права аренды, земельном участке.

Введя множество форм использования земли, законодатель установил равные права для всех субъектов, осуществляющих использование земли, и обязательные правила поведения по отношению к земле. Принципы равенства иностранных граждан равно как и лиц без гражданства определены Конституцией РФ, в соответствии с которой последние пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст. 62).

Так, в соответствии со ст. 43 Закона «О земле», владение, пользование, а для собственников и распоряжение земельными участками осуществляется в той мере, в какой это допускается федеральным законодательством, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами, не должны наносить вреда окружающей природной среде, правам и законным интересам физических и юридических лиц. Аналогичное положение закреплено и в Конституции РФ.

Права физических и юридических лиц на земельные участки в Саратовской области, а также обязанности по их использованию возникают на основании решений органов государственной власти Саратовской области и органов местного самоуправления и договоров с ними; договоров и иных сделок с землей и недвижимым имуществом между физическими и юридическими лицами; приобретательной давности; решения суда или приговора, устанавливающих право на земельный участок; иных действий физических лиц, а также событий, с которыми закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение прав на земельные участки и обязанностей по их использованию.

Закон «О земле» наделяет субъектов земельных отношений, осуществляющих использование земли, следующими правами:

  • правом самостоятельно хозяйствовать на земельных участках в соответствии с целевым назначением;
  • использовать в установленном порядке для собственных нужд, имеющиеся на земельных участках общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, пресные подземные воды, лес, растения и обособленные водные объекты;
  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос в соответствии с целевыми назначением земельных участков и проектной документацией;
  • проводить оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с законодательством, экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными установленными требованиями (нормами, правилами, нормативами) по согласованию с соответствующими органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления, участвовать в проведении мелиорации земель за счет средств соответствующих бюджетов;
  • правом собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученные плоды и доходы;
  • добровольно отказаться от земельных участков.

Реализовать свое право по распоряжению земельным участком собственник может посредством осуществления различного рода сделок, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Так, в соответствии с Указом №1767 — граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Аналогичные положения содержит в себе и Закон Саратовской области «О земле».

Наличие единства земли, при всей многогранности выполняемых ею функций, требует законодательного регулирования пределов осуществления своих прав землепользователями. Ст. ст. 10, 43 Закона «О земле» определяют, что земельный участок приобретается или передается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю и арендатору на соответствующем праве с установленным целевым назначением и правовым статусом и только в этом качестве принадлежит его владельцу. Закон запрещает использовать земельные участки не в соответствии с их целевым назначением.

Помимо этого законодатель закрепляет и другие общие обязанности по использованию земель. Землепользователи обязаны рационально использовать земельные участки. Представляя собой единое эколого-экономическое понятие, рациональное использование земли связывает воедино достижение необходимого эффекта, получаемого от хозяйственной эксплуатации земли при минимальных затратах, с одновременным сохранением и улучшением земли в процессе ее использования.

Что касается принципа устойчивости права землепользователя, то, являясь необходимым условием рационального использования земли, он призван обеспечить заинтересованность землепользователей в бережном, хозяйском отношении к земле. Устойчивость землепользования обеспечивается тем, что использование земельного участка, как правило, носит постоянный либо долгосрочный характер.

Примером устойчивости права землепользования может служить ст. 47 Закона, нормы которой закрепляют положение о том, что земельный участок в аренду может предоставляться на срок до сорока девяти лет и при этом провозглашают преимущественное право прежнего арендатора на новое заключение договора аренды при прочих равных условиях. Закон предусмотрел права наследников и правопреемников бывших арендаторов, указав, что «право аренды и преимущественное право на нее при повторном заключении договора аренды переходят по наследству и правопреемству в пределах срока аренды, если иное не предусмотрено законом или договором».

Независимо от того, кто осуществляет использование земельного участка, будь это граждане Российской Федерации или юридические лица Российской Федерации, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, иностранные государства, закон признает равенство всех субъектов, т.е. субъекты имеют равные права на судебную защиту права на земельный участок, возмещение вреда, причиненного нарушением требований законодательства о земле, и убытков, причиненных изъятием земель для государственных нужд.

Коротко рассмотрим гарантии прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков при их изъятии для государственных и муниципальных нужд. По общему правилу, изъятие сельскохозяйственных угодий, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования, с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень,а также земель, занятых лесами первой группы, допускается лишь в исключительных случаях, при отсутствии других вариантов. Перечень особо ценных продуктивных земель, изъятие которых не допускается, устанавливается областной Думой.

Ст. 96 Закона «О земле» предусматривает, что при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд физическому лицу по его желанию предоставляется другой земельный участок взамен изымаемого, если иное не установлено соглашением сторон. На вновь отведенном участке возводятся жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения, аналогичные по назначению, возмещаются в полном объеме все другие убытки, в том числе упущенная выгода.

Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд у юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности может производится при условиях:

  • выкупа жилых, производственных и иных зданий, строений и сооружений, мелиоративных, рыбохозяйственных и иных объектов, расположенных на изымаемых земельных участках, или строительства новых объектов на другом земельном участке;
  • возмещения в полном объеме всех других убытков, в том числе упущенной выгоды.

Орган, принявший решение об изъятии (выкупе) земельного участка, обязан не позднее чем за один год до предстоящего изъятия (выкупа) уведомить об этом собственника земли, землепользователя, землевладельца, арендатора.

Возвращаясь к гарантиям, предоставляемым субъектам, осуществляющим использование земли и, рассматривая в качестве таковых иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, иностранных граждан, иностранные государства, ещё раз необходимо подчеркнуть, что последние имеют равные гарантии осуществления правас землепользования-аренды, и возмещения в полном объеме всех других убытков, в том числе упущенной выгоды, возмещения потери сельскохозяйственного производства в случае изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, судебную защиту права на земельный участок, возмещение вреда, причиненного нарушением требований земельного законодательства наравне с гражданами Российской Федерации и юридическими лицами Российской Федерации.

Содержащиеся в ст.ст. 92, 95, 96 Закона Саратовской области «О земле» гарантии позже нашли свое отражение в Федеральном законе РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года №160-ФЗ1, где ст. 4 закрепляет общее правило по правовому режиму деятельности иностранных инвесторов. В соответствии с данной нормой «правовой режим деятельности иностранных инвесторов ... не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности ..., предоставленный российским инвестором, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами». Ст. 5 данного закона, устанавливая гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов, закрепляет полную и безусловную защиту прав и интересов иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, которая обеспечивается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Помимо предусмотренного законом порядка, предоставления земельных участков органами государственной власти и органами местного самоуправления на основании вынесенного вышеназванными органами решения, земельные участки в настоящее время приобретаются по конкурсу или аукциону. В соответствии с Указом Президента Российской от 26.11.97 №1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды»2 и постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.98 №2 «Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды»3 представительные органы местного самоуправления на территории Саратовской области, своими решениями утвердили порядки организации проведения открытых аукционных торгов по продаже в собственность или права аренды гражданам или юридическим лицам земельных участков, расположенных на соответствующих территориях.

В городе Саратове такой порядок утвержден решением Саратовской городской Думы от 21.08.98 №23-2094.

Этот порядок определяет организацию проведения открытых аукционных торгов по продаже гражданам и юридическим лицам под застройку земельных участков в городах и других населенных пунктах.

При проведении аукциона победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за предмет торгов, при проведении конкурса победителем признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия (сроки освоения, участие в развитии инфраструктуры, архитектурно-планировочные решения). При равенстве голосов членов комиссии по предложениям двух и более участников победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше.

Развивая тему изъятия и предоставления земельных участков в Саратовской области, хотелось бы обратить внимание на принятое Саратовской городской Думой решение, утверждающее «Положение о порядке выбора, предоставления и изъятия земельных участков» от 24.06.99 №32-317.

До этого времени на территории города Саратова действовало решение Малого Совета Саратовского городского Совета народных депутатов от 30.10.92 №176 «О порядке изъятия земельных участков в городе Саратове» и принятые в соответствии с ним акты администрации города по вопросам выбора, предоставления и изъятия земельных участков, однако с момента принятия вышеназванных актов произошли изменения в федеральном и в областном законодательстве по вопросам, регулирующим земельные отношения, что в свою очередь и предопределило необходимость принятия нового «Положения о порядке выбора, предоставления и изъятия земельных участков на территории города Саратова».

Настоящее Положение определяет отношения заказчика (застройщика) с подразделениями администрации города и организациями, эксплуатирующими городские инженерные сети, общий состав, последовательность и условия прохождения документации при выборе, предоставлении и изъятии земельных участков, расположенных на территории города Саратова.

В отличие от ранее действовавшего Порядка настоящий включает в себя несколько разделов, в зависимости от того, оформляются ли фактически занимаемые участки, либо участок предоставляется вновь под строительство или иных целей. Новшеством в этом Порядке является то, что для рассмотрения материалов по изъятию и предоставлению земельных участков создается рабочая группа, задачами которой является сбор информации по использованию предоставляемых и изымаемых земельных участков, подготовка заключений по инженерному обеспечению объекта, подготовка санитарно-экологического, градостроительного заключения.

Рабочая группа по заявлениям и первичным материалам, предоставленным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и управлением архитектуры и градостроительства администрации города готовит акт выбора и обследования земельного участка и пакет необходимых заключений, технических условий и другие материалы, которые впоследствии выносятся Рабочей группой на заседание Комиссии по выбору, предоставлению и изъятию земельных участков.

В ранее действующем Порядке создание такой Комиссии не было предусмотрено и решение об отводе земельного участка принималось после получения лицом всех предварительных согласований заинтересованных лиц и организаций. Созданная комиссия на основе представленных Рабочей группой материалов и заключений принимается решение о предоставлении (изъятии) земельного участка или отказе в предоставлении. Основным позитивным моментом работы Комиссии является то, что в ходе ее работы имеется возможность комплексного, совместно со всеми заинтересованными службами в ходе обсуждения рассмотреть и снять разногласия, возникшие при подготовке документов по предоставлению и изъятию земельных участков, что позволит до минимума сократить возможные ошибки при процедуре предоставления земельных участков.

Другим существенным моментом на который необходимо обратить внимание — это то, что данным порядком предусмотрено информирование органами местного самоуправления населения о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, затрагивающих их интересы, и выясняются мнения жителей, при необходимости, через собрания, сходы жителей или иные формы местного самоуправления.

При введении в действие нового «Порядка выбора, предоставления и изъятия земельных участков на территории города Саратова» будут достигнуты следующие положительные результаты:

  • значительно сокращается время подготовки и принятия постановления по предоставлению земельных участков, при этом заказчики освобождаются от обязанностей получения согласований в различных организациях, т.к. данная работа будет выполняться членами Рабочей группы;
  • из сводного заключения и акта выбора и обследования земельного участка становятся ясными все возможности использования интересующего земельного участка с соответствующими ограничениями;
  • в случае отказа заявителя от основания интересующего его земельного участка, город сразу же получает материал, полностью подготовленный для выставления его на земельный аукцион или инвестиционный конкурс. При этом продажа прав на земельный участок дает возможность полностью компенсировать затраты, понесенные заявителем и городскими службами на подготовку данного материала;
  • учет конкретных интересов населения города способствует повышению доверия и уважения к органам местного самоуправления;
  • фиксирование в правоустанавливающих документах на земельный участок соответствующих земельно-планировочных ограничений город в будущем значительно обличает себе правовое и финансовое решение многих общегородских программ территориального развития благоустройства;
  • обладая всесторонней информацией об ограничениях прав на использование объектов недвижимости ведет к снижению рисков инвестиций в недвижимость, созданию благоприятного инвестиционного фонда в г. Саратове, город может планировать привлекательность для инвесторов тех или иных участков, и следовательно, происходит рост стоимости этой недвижимости, что, в свою очередь, напрямую связано с ростом налоговых и иных поступлений в городской бюджет.

За время действия Закона Саратовской области «О земле» в области проведено свыше 100 земельных аукционов, на которых было продано 34, 78 га Саратовской земли. В 1998 году с идеей проведения в столице земельного аукциона выступила Саратовская область и в октябре этого же года впервые в Московском аукционном доме выставлялась на продажу земля российских регионов. Участки, выставляемые на торги, имеют различное целевое назначение. Это и земельные участки под строительство автозаправочных станций, и под строительство жилых домов и баз отдыха, и под строительство спортивно-оздоровительных комплексов, под строительство магазинов и объектов промышлено-технического назначения, а также земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, уже можно говорить о том, что в Саратовской области положено начало формированию рынка и сельскохозяйственной земли, создается соответствующая инфраструктура, опробируются финансовые инструменты в виде ипотеки, кредитования под залог земли, среди которых особое значение в формировании земельного рынка имеют аукционы.

Все вышесказанное в полной мере относится и к городу Саратову, который первым стал проводить аукционы по продаже городских земель. Организатором проведения аукционов в г. Саратове выступает комитет по управлению имуществом г. Саратова. Участки, выставляемые на торги имели различное целевое назначение, а именно, участки предназначались под индивидуальное жилищное строительство, под многоэтажную жилую застройку, под размещение автомобильных стоянок и строительство автозаправочных станций, под строительство объектов торговли и объектов производственно — технического назначения. Всего на торгах было продано 63 земельных участка. Средняя начальная цена 1 квадратного метра составила 10 руб. и в результате торгов поднялась до 30 руб. за 1 кв.м. Хотелось обратить внимание еще на один существенный момент.

Указом Президента Российской Федерации «О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации» от 25 января 1999 года №112 в ряд нормативных актов, касающихся выдачи государственных актов, свидетельств на право собственности на землю и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляемых ранее комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на местах, внесены изменения. Отныне, в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года №122-ФЗ2 регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложена на учреждения юстиции. В г. Саратове таким учреждением является учреждение юстиции «Саратовская областная регистрационная палата», созданная на основании Постановления Губернатора Саратовской области «О введении в действие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области» от 07.05.97 №362.

Законодательное урегулирование вопроса единой регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним служит упрощению процедуры оформления прав на земельные участки, скорейшему вовлечению земли в рыночный оборот и свидетельствует о дальнейшем реформировании земельных отношений и развитии земельной реформы.