Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (5) 2000г

О соответствии Земельного кодекса РФ, возвращенного Президентом РФ в Госдуму, Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и другим федеральным законам

В настоящее время в Государственной Думе находится на доработке возвращенный Президентом Земельный Кодекс Российской Федерации. По сведениям, которыми располагает редакция, Правительство РФ считает необходимым серьезно его доработать. В связи с этим для читателей будет небезынтересно ознакомиться с некоторыми критическими замечаниями к его содержанию.

Земельный кодекс Российской Федерации нуждается в серьезной доработке, поскольку некоторые его положения противоречят Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и целому ряду иных федеральных законов.

Основные общие недостатки Земельного кодекса:

а). В Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ) предметы ведения Российской Федерации и полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения определяются вопреки требованиям Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». ЗК РФ относит к полномочиям субъектов Российской Федерации вопросы, которые составляют предметы исключительного ведения Российской Федерации. Обращает на себя внимание, что ЗК РФ неправомерно лишает Российскую Федерацию возможности осуществлять правовое регулирование по целому комплексу вопросов, составляющих предметы совместного ведения;

б). ЗК РФ наделяет широкими полномочиями по соответствующим вопросам органы местного самоуправления, хотя Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такой возможности не предусматривают. По существу, вопросами местного значения объявлены сферы, которые таковыми быть не могут. В земельное законодательство неправомерно включены нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимаются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;

в). В ЗК РФ правовое регулирование многих вопросов предлагается осуществлять исключительно федеральными законами. Иными словами, предлагается отстранить Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации от возможности регулирования целого ряда вопросов, что является грубым нарушением положений Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»;

г). В ЗК РФ имеется ряд норм, которые затрагивают вопросы определения структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти. Однако, согласно ст.112 Конституции Российской Федерации и требованиям Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», данные вопросы не могут разрешаться федеральным законом, т. к. их вправе решать только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;

д). ЗК РФ содержит положения, которые нарушают конституционные права граждан и юридических лиц. ЗК РФ часто необоснованно ограничивает гражданский оборот земельных участков, исключает применение гражданского законодательства. ЗК РФ определяет понятие «обременения» по иному, чем Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В связи с этим ряд положений ЗК РФ неправомерно ограничивает права собственников, владельцев и пользователей земли. Нередко ограничения прав на землю определяются с игнорированием требований ст.55 Конституции Российской Федерации. ЗК РФ вопреки конституционным требованиям устанавливает многочисленные запреты на продажу и иные формы оборота земельных участков не в интересах обороны и других целей, обозначенных Конституцией Российской Федерации. Нельзя не сказать и о том, что ЗК РФ определяет ряд вопросов, которые уже разрешены гражданским законодательством, причем иначе;

е). ЗК РФ не учитывает, что изменившаяся обстановка повлекла за собой изменение правового регулирования целого комплекса отношений, связанных с землей. Нельзя определять объекты обороны, градостроительства и т. д. иначе, чем соответствующие федеральные законы. ЗК РФ в данной части должен соответствовать другим законодательным актам. Например, неправомерно вводить общинное землепользование в сфере сельскохозяйственного производства пока соответствующие федеральные законы не разрешат вопрос о возможности создания общин. ЗК РФ регулирует множество иных вопросов, которые составляют предмет иных федеральных законов, в том числе налоговых и бюджетных.

Конкретные недостатки ЗК РФ заключаются в следующем:

1. Согласно ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Часть вторая преамбулы ЗК РФ неправомерно дополняет данное конституционное положение указаниями на оборону и безопасность страны. Кроме того, соответствующее положение Конституции Российской Федерации требует не наносить ущерба окружающей среде в целом, а не только природной окружающей среде, как указано в части второй преамбулы ЗК РФ.

2. Пункт «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации отнес земельное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В свою очередь, ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления и должностные лица по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. П.2 ст.1, п.5, 6 ст.2 и другие нормы ЗК РФ не только в противоречие Конституции Российской Федерации и названного Федерального закона включают нормативные правовые акты органов местного самоуправления в земельное законодательство, но и решают вопросы, которые составляют предмет законов субъектов Российской Федерации.

3. В соответствии со ст.12 и п.5 ст.13 ГК РФ, который требует определять исключительно федеральными законами случаи и пределы издания соответствующих актов федеральными органами исполнительной власти, ЗК РФ не может сужать полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

4. П.1 ст.12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривается, что по вопросам, отнесенным ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. П.1 ст.2 и другие нормы ЗК РФ определяют круг вопросов, которые может регулировать земельное законодательство Российской Федерации иначе. Недопустимо ЗК РФ, вопреки требованиям вышеназванного Федерального закона, сужать предмет регулирования федерального земельного законодательства.

5. Часть 4 ст.76 Конституции Российской Федерации указывает, что субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование только вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения. Вопреки этому требованию п.3 ст.2 и другие нормы ЗК РФ допускают собственное правовое регулирование субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения в пределах полномочий субъектов Российской Федерации.

6. Ст.132 Конституции Российской Федерации отнесла к ведению органов местного самоуправления только вопросы местного значения. Данные вопросы определяются в ст.6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». П.4 ст.2, ст.5 и иные нормы ЗК РФ неконституционно и незаконно расширяют предмет ведения органов местного самоуправления.

7. В ст.3 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации отнесены сферы, которые хотя и имеют отношение к земельным вопросам, но, тем не менее, имеют самостоятельное значение. Например, принятие федеральных законов, контроль за их соблюдением, установление основ федеральной политики, федеральная государственная собственность и управление ею, федеральные программы, федеральные налоги, формирование федеральных органов государственной власти и т.д. (пункт «а», «г», «д», «е», «з» ст.71 Конституции Российской Федерации). Фактически ст.3, 4 ЗК РФ, назвав предметы ведения Российской Федерации лишь его полномочиями перераспределяют установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения, что запрещается делать согласно п.1 ст.3 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

8. Ст.6 и другие нормы ЗК РФ противоречат ст.2 ГК РФ. Недопустимо в предмет регулирования земельного законодательства включать отношения, регулируемые гражданским законодательством. Кроме того, игнорируется то обстоятельство, что согласно п.2 ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать этому Кодексу.

9. Ст.10 и другие нормы ЗК РФ разграничивают полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Неконституционно и незаконно предлагаемыми способами определять полномочия соответствующих органов.

10. Ст.13 и другие нормы ЗК РФ определяют организационно-правовые формы юридических лиц по иному, чем ГК РФ и другие федеральные законы. Во-первых, казачьи общества являются не коммерческими организациями, как следует из подпункта 1 п.1 ст.13ЗК РФ, а общественными организациями. Во-вторых, в настоящее время не предусмотрена возможность создания общин, кроме общин коренных малочисленных народов. В-третьих, виды научных организаций и учебных учреждений определены в специальных федеральных законах иначе.

11. Глава IV ЗК РФ определяет земли поселений иначе, чем определены территориальные и иные зоны в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

12. Глава V ЗК РФ определяет земли соответствующей категории также как Земельный кодекс РСФСР. Однако территории, которые теперь необходимы для соответствующих нужд, определяются по-другому. Например, п.10 ст.1 Федерального закона «Об обороне» требует отнести к землям обороны все земли, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.

13. Глава VI ЗК РФ определяет земли особо охраняемых территорий в противоречие другим федеральным законам. Например, Водный кодекс Российской Федерации устанавливает водоохранные зоны для всех водных объектов, а не только рек и водоемов.

14. Ст.29 ЗК РФ игнорирует то обстоятельство, что лесной фонд, в том числе и земли лесного фонда являются федеральной собственностью. Передавать соответствующие государственные полномочия органам местного самоуправления допустимо только в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Кроме того, неправомерно предоставлять органам исполнительной власти полномочия по управлению федеральной собственностью.

15. Ст.30 ЗК РФ объявляет водопроводы водными объектами, несмотря на то, что Водный кодекс Российской Федерации этого не предусматривает.

16. Ст.35 и ст.38 ЗК РФ предусматривает лицензирование землеустроительной и оценочной деятельности, хотя этот вопрос может быть разрешен только в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности».

17. П.5 ст.214 ГК РФ предусматривает, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Ст.43 ЗК РФ определяет не порядок, а лишь перечни земельных участков, относимых к федеральной собственности, что неправомерно.

18. Ст. 45 Кодекса игнорирует то обстоятельство, что ст. 216 и гл. 17 ГК РФ определяют лишь вещные права на землю, что касается аренды, то о ней говорится в разделе об отдельных видах обязательств. Кодекс не различает между собой вещные права и обязательства, что грубо противоречитГК РФ. Кроме того, среди прав на землю не названы сервитуты (ст. 216 ГК РФ), а наряду с арендой не перечислены безвозмездное пользование, рента и другие обязательства, объектом которых может выступать земельный участок. Такие недостатки ст. 45 и целого ряда иных норм ЗК РФ говорят об игнорировании требований гражданского законодательства.

19. Ст.49 и другие нормы ЗК РФ игнорируют то обстоятельство, что ГК РФ не предусматривает возможности установления прав общей аренды, владения и пользования. Соответствующие нормы ЗК РФ не устанавливают особенности прав соответствующих лиц, а регулируют соответствующие вопреки гражданскому законодательству. Такие подходы в регулировании имущественных отношений, составляющих предмет гражданского законодательства неприемлемы, т. к. нормы гражданского права, содержащиеся в иных законах, согласно п.2 ст.3 ГК РФ должны соответствовать ему.

20. Ст.50 ЗК РФ называет обременениями земельного участка обязательства, под которыми понимает запреты на продажу, аренду, осуществление отдельных видов деятельности и так далее. Это противоречит ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а также не соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ст. 50 и другие нормы ЗК РФ об обременениях и ограничениях лишают собственника, владельца и пользователя возможности реализовать их конституционные права и ограничивают их неконституционными методами не связывая с целями, указанными в Конституции Российской Федерации. Обращает на себя внимание, что ст. 50 и другие нормы ЗК РФ определяют обременения и ограничения по-другому, чем Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В ст. 1 этого Федерального закона указывается, что ограничения (обременения) — это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности, либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитуты, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других). Ст. 50 и другие нормы ЗК РФ игнорирует, что ст.ст. 1, 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» допускают обременения (ограничения) лишь вещных прав, а не земельных участков, называют обременениями (ограничениями) не обязательства, а условия и запрещения, по-иному определяют виды обременений (ограничений), по-другому трактуют ограничения (обременения), подлежащие государственной регистрации. Ст. 50 и иные нормы ЗК РФ не могут определять понятие, содержание и виды обременений (ограничений) иначе, чем ГК РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», гражданское законодательство. В отличие от этих законодательных актов ЗК РФ, неправомерно используя понятие обременения (ограничения), стремится необоснованно ущемить конституционные права собственников, владельцев и пользователей земли, гарантированных гражданским законодательством.

21. Ст. 51 ЗК РФ определяет сервитут и его содержание по иному, чем ст. 274 – 277 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

22. Ст. 52 ЗК РФ определяет основания возникновения прав на земельные участки иначе, чем ст.8 ГК РФ. Ст. 128 ГК РФ относит имущественные права, в том числе и на земельные участки, к объектам гражданских прав. Попытка определить основания возникновения указанных гражданских прав не ГК РФ, а ЗК РФ, неправомерна.

23. Ст. 55 ЗК РФ говорит о предоставлении земель за плату и бесплатно. При этом неясно, что под соответствующей платой понимать. Следует ли считать, что в данном случае идет речь о купле-продаже прав на земельный участок или о налоге (сборе). Установление платности, когда неясно должна ли она регулироваться налоговым или гражданским законодательством, недопустимо. При любом решении этого вопроса Земельный кодекс Российской Федерации не может определять соответствующие вопросы с игнорированием Налогового кодекса Российской Федерации или Гражданского кодекса Российской Федерации.

24. Ст.57 – 58 ЗК РФ не учитывают, что порядок проведения торгов (конкурсов и аукционов) должен определяться в соответствии со ст. 447 – 449 ГК РФ. Нельзя решать вопросы заключения договоров иначе, чем установлено ГК РФ.

25. Ст. 61 и многие другие нормы ЗК РФ говорят о садоводческих, животноводческих, огороднических, жилищных и дачных кооперативах и определяют правовой режим их земельных участков как объекта гражданских прав. При этом организационно-правовые формы соответствующих организаций и правовой режим их имущества, установленные ГК РФ и другими федеральными законами, проигнорирован. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» говорит о возможности создания не только потребительских кооперативов, но также некоммерческих товариществ и партнерств. ЗК РФ, закрепляя права потребительских кооперативов, лишает аналогичных прав иные садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. П.4 ст. 218 ГК РФ говорит не только о жилищном, дачном и гаражном кооперативе, но и о жилищно-строительных и иных потребительских кооперативах. В данном случае также наблюдается необоснованное ущемление прав одних лиц перед другими.

26. Ст. 62 и ст. 78 ЗК РФ противоречат ст. 217 ГК РФ, где указано, что имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. ЗК РФ не является законом о приватизации. Неправомерно указывать, что приватизация земли определяется не федеральными законами о приватизации, а ЗК РФ, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Такая передача прав на правовое регулирование субъектам Российской Федерации также противоречит ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации, поскольку вопросы приватизации не являются предметом ведения субъектов Российской Федерации.

27. Ст. 63 ЗК РФ нарушает требования Федерального закона «О товариществах собственников жилья», Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности, ст. 1, 7, 8, 10 и др. Федерального закона «О товариществах собственников жилья» устанавливают, что земельные участки, на которых расположены здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно. Сверхнормативная территория может быть приобретена в собственность или получена в аренду. Таким образом, не о какой придомовой территории речи идти не может, а норма о передачи жилищному товариществу соответствующих земель исключительно в постоянное (бессрочное) пользование или аренду соответствующему товариществу несостоятельна. Более того, при наличии названных федеральных законов передавать правовое регулирование соответствующих вопросов исключительно субъектам Российской Федерации не только неконституционно, но и незаконно.

28. Ст. 66 ЗК РФ игнорирует требования ст. 234 ГК РФ, которая называет приобретательную давность одним из оснований возникновения права собственности на имущество. Недопустимо использовать приобретательную давность к правам пользования, особенно к аренде. Нельзя регулировать отношения, составляющие предмет регулирования гражданского законодательства, с игнорированием требований ГК РФ.

29. Ст. 68 – 70 ЗК РФ противоречат ст. 131 ГК РФ и Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В частности, в ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» говорится не об удостоверении прав на земельные участки, а об удостоверении государственной регистрации прав. Нельзя закреплять действие устаревших норм, которые другими федеральными законами уже давно отменены.

30. П.1 ст. 73 ЗК РФ не соответствует ст. 210 ГК РФ, которая говорит о том, что собственник несет бремя принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Неясно, кто же несет бремя содержания земельного участка — собственник или какое-то иное лицо, и недопустимо применять понятие «бремя ответственности». П. 3 ст. 73 ЗК РФ решает вопросы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, которые по-иному урегулированы ст.ст. 279–283 ГК РФ.

31. Ст. 76 ЗК РФ определяет некоторые вопросы оборота земель по иному, чем ст. 129 ГК РФ. Запрет продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности и не исключенных из оборота противоречит ст.36 Конституции Российской Федерации и ст.129 ГК РФ. Собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается своим земельным участком, если он только не ограничен в обороте. Исключенный из оборота земельный участок вовсе не может находится в частной собственности.

32. П. 10 ст. 76 ЗК РФ запрещает передавать в частную собственность земельные участки, занятые любыми объектами по усмотрению сельского схода. Вместе с тем ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации говорит о возможности ограничения прав только федеральными законами. Ограничивать право граждан и их объединений на получении земли в частную собственность на основании решения сельского схода неконституционно.

33. Ст. 79 ЗК РФ регулирует вопросы передачи земельных участков в уставной (паевой) капитал иначе, чем ГК РФ и изданные в соответствии с ним федеральные законы об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и так далее.

34. Ст. 80 – 81 ЗК РФ не учитывают, что особенности купли-продажи недвижимости, в том числе земельных участков уже установлены ст. 549 – 558 ГК РФ. Регулировать соответствующие отношения иначе, чем ГК РФ недопустимо. Особо необходимо указать на то, что обязанности собственника продать земельный участок с той частью, которая у него находится на ином праве нарушает его конституционные права. Кроме того, требовать в ЗК РФ установить так называемое прогрессивное налогообложение соответствующих сделок неправомерно, т. к. этот вопрос может быть разрешен только Налоговым кодексом Российской Федерации.

35. Ст. 82 ЗК РФ игнорирует то обстоятельство, что залог земельных участков регулируется ГК РФ и Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Попытки под видом особенностей урегулировать вопросы ипотеки иначе, чем в названных федеральных законах, неправомерны.

36. Ст.ст. 86, 87 и 102 ЗК РФ не устанавливают особенностей аренды земельных участков, а регулируют вопросы аренды иначе, чем установлено в гл. 34 ГК РФ. Например, п. 2 ст. 615 ГК РФ определил право арендатора с согласия арендодателя сдавать имущество в субаренду, осуществлять перенайм, передавать имущество в безвозмездное пользование, отдавать арендные права в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. ЗК РФ с одной стороны необоснованно ограничивает права арендатора, например, почему-то не допускает перенайм, а с другой стороны неправомерно расширяет права арендатора, разрешая обмен и иные формы отчуждения земельного участка.

37. Ст. 88 ЗК РФ определяет срочное пользование таким образом, что оно может являться разновидностью аренды (пользование за плату). Такое решение вопроса о срочном пользовании противоречит ГК РФ, который в гл. 17 говорит лишь о срочном безвозмездном пользовании.

38. Ст. 89 – 90 ЗК РФ разрешают вопросы, составляющие предмет регулирования ГК РФ, причем делается это вопреки его требованиям. Например, речь в данном случае может идти не об оформлении, а о формах сделок. Регулирование вопросов гражданского права иначе, чем в ГК РФ ярко проявляется в рассмотренном случае.

39. Гл. 15 ЗК РФ определяет особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения посредством определения достаточно узкого перечня прав распоряжения, которыми может воспользоваться собственник. Нередко возможность собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом связывается с решением общего собрания участников (членов) сельскохозяйственной организации. Исходя из требований ст. 36 и ст.55 Конституции Российской Федерации, это не ограничение прав собственника, а их ущемление.

40. Ст.ст. 94, 95 и 97 Кодекса регулируют вопросы, касающиеся земельных долей участников (членов) сельскохозяйственных организаций по-иному, чем предусмотрено ГК РФ, федеральными законами «О сельскохозяйственной кооперации», «Об акционерных обществах» и другими федеральными законами. Особенности правового положения имущества сельскохозяйственных организаций, в том числе земельных долей и земельных участков не могут определяться ЗК РФ, т. к. эти вопросы решаются в зависимости от организационно-правовых форм соответствующих юридических лиц. Например, п. 4 ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах» указал, что особенности создания и правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами. ЗК РФ не является федеральным законом, определяющим правовое положение соответствующих сельскохозяйственных организаций. Однако он неправомерно регулирует соответствующие отношения, что приводит к тому, что он огульно определяет правовой режим земельных долей для всех сельскохозяйственных организаций, хотя правовой режим их имущества диаметрально отличается между собой. Такое игнорирование требований ГК РФ неприемлемо.

41. Ст. 96 и другие нормы ЗК РФ, по существу, содержат запрет на продажу и другие формы распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения, которые находятся в собственности и не исключены из оборота, что противоречит ст. 36 Конституции Российской Федерации и ст. 129 ГК РФ.

42. Ст.ст. 98–101 ЗК РФ противоречат ГК РФ. В частности, неправомерно устанавливать совместную аренду, выход из сельскохозяйственной организации с землей по решению общего собрания, запрет на продажу земельного участка собственником и так далее. Ограничивать права крестьянского (фермерского) хозяйства, если соответствующие земельные участки не ограничены в обороте, неправомерно. Недопустимо с игнорированием требований ГК РФ определять вопросы аренды земель сельскохозяйственного назначения.

43. П. 2 ст. 103 ЗК РФ лишает наследника по закону права на наследство, гарантированное ч. 4 ст.35 Конституции Российской Федерации.

44. Ст. 104 ЗК РФ противоречит ст. 553 ГК РФ, которая не предусматривает возможность сохранения права пользования земельного участка в случае продажи находящейся на нем недвижимости условиям ведения сельскохозяйственного производства.

45. Ст. 109 ЗК РФ говорит об общинном землепользовании, несмотря на то, что федеральные законы не допускают создания общин, за исключением общин коренных малочисленных народов.

46. Ст. 110 ЗК РФ противоречит ГК РФ. В частности, ст. 258 ГК РФ, которая иначе определяет вопросы раздела имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.

47. В п. 3 ст.111 и других нормах ЗК РФ игнорируется то обстоятельство, что согласно ст. 209 ГК РФ распоряжение имуществом, в том числе и земельным участком осуществляется не только посредством его продажи и сдачи в аренду, но и посредством совершения иных сделок и действий, отдачи его в залог или обременения иным способом.

48. Ст. 112 ЗК РФ указывает, на какие цели должны расходоваться соответствующие бюджетные средства, хотя согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации данные вопросы должны разрешаться не ЗК РФ, а федеральными законами, входящими в систему бюджетного законодательства Российской Федерации.

49. Ст. 113 – 115 и другие нормы ЗК РФ игнорируют то обстоятельство, что основания прекращения вещных прав (гл. 15 ГК РФ) отличается от прекращения обязательств (гл. 26 и 29 ГК РФ). В связи с этим право собственности и иные вещные права прекращаются по-иному, чем аренда и безвозмездное срочное пользование. Например, невозможно прекратить аренду посредством конфискации. Данное противоречие свидетельствует о грубом нарушении требований ГК РФ. Кроме того основания прекращения определены в ст. 113 и ст. 115 ЗК РФ иначе, чем ст. 235 ГК РФ, что лишний раз свидетельствует о включении в ЗК РФ норм гражданского права, несоответствующих требованиям ГК РФ.

50. Ст. 116 и другие нормы ЗК РФ противоречат ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Прекращать право собственности и иные вещные права на землю в административном порядке неконституционно.

51. Ст. 119 ЗК РФ предусматривает конфискацию земельных участков в административном порядке за умышленные или систематические нарушения земельного законодательства. Среди достаточно широкого круга этих правонарушений названо неиспользование земельного участка в течение трех лет. Таким образом, лицо, совершившее экологическое или иное преступление, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации может быть лишено своего имущества, в том числе земельного участка только после вступления в законную силу судебного решения, а за нарушения земельного законодательства оно может лишиться своего имущества не в судебном, а административном порядке. Подобного рода положения ЗК РФ грубо нарушают требования ст.35 Конституции Российской Федерации, которая требует лишать лицо его имущества только по решению суда.

52. Ст. 122 ЗК РФ не учитывает, что соответствующие гарантии могут быть установлены только с соблюдением требований ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 279 – 283 ГК РФ, т. е. при условии предварительного и равноценного возмещения.

53. Ст. 123 ЗК РФ игнорирует требования ст. 12 ГК РФ, которая уже определила способы защиты гражданских прав.

54. П. 4 ст. 127 ЗК РФ противоречит ст.222 ГК РФ, которая по-иному определяет порядок признания прав на земельный участок под самовольной постройкой.

55. Ст. 130 ЗК РФ решает вопросы переоформления имущественных прав на землю, перерегистрации прав на земельные участки, внесения изменений в уставы юридических лиц, хотя данные вопросы по-другому решаются в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», федеральными законами об акционерных обществах и других видах некоммерческих организаций, иными федеральными законами.

Имеются и иные замечания к конкретным положениям ЗК РФ.