Журнал "Право и инвестиции"

Номер 3-4 (48), Декабрь 2011.

"Аварийный" выход российского жилищно­коммунального хозяйства

Агитаев Е.В., Центральный Комитет Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения

***

Автор предлагает неотложные комплексные меры по повышению качества и доступности услуг, модернизации основных фондов, обеспечению устойчивости, надёжности и безопасности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижению тарифов на услуги ЖКХ. Необходимо реформировать и модернизировать жилищно-коммунальный комплекс страны, искать новые эффективные механизмы финансового оздоровления предприятий и привлечению в отрасль огромных финансовых средств.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, модернизация, тарифы, бюджет, государственно-частное партнерство.

***

Осенне-зимний отопительный период 2011-2012 гг. в Российской Федерации проходит относительно спокойно. В рапортах высших руководителей регионов назывался преимущественно 100% уровень готовности объектов ЖКХ на их территориях, что вселяло определённый оптимизм на ситуацию в отрасли, которая, как известно, переживает нелёгкие времена.

Несмотря на то, что подготовка к зиме — обязанность региональных властей и местного самоуправления, руководство страны принимало в этом деле самое активное и непосредственное участие. На начальном этапе подготовительных предзимних работ Президент РФ поручил Председателю Правительства РФ, Министру промышленности и энергетики, Министру регионального развития принять необходимые меры по подготовке страны к новому осенне-зимнему периоду. «Особое внимание уделите соблюдению сроков и обеспечению качества проводимых работ, а также готовности жилищно-коммунального хозяйства, объектов жизнеобеспечения и социальной сферы к предстоящей зиме», — подчеркнуто в поручении Президента РФ.

Проблемы подготовки объектов ЖКХ к зиме обсуждались на нескольких Всероссийских селекторных совещаниях, на заседаниях Правительства РФ, а также на заседании коллегии Министерства регионального развития.

Такое пристальное внимание руководства страны к вопросам предзимней подготовки, на наш взгляд, имеет, как минимум, два объяснения. Во-первых, это обусловлено особым политическим периодом, а во-вторых, особенностями нашего национального менталитета, пока ещё полагающегося «на авось». В идеале, как это делается в большинстве развитых стран, руководство страны такими делами не занимается. Системы жизнеобеспечения населения функционируют в штатном режиме, их подготовка осуществляется автоматически по установленным правилам и графикам независимо от погоды на улице. Если случаются инциденты, за них несёт ответственность управляющая компания.

Между тем, непредвзятый анализ текущей ситуации, статистических данных показывает, что достижение объявленного уровня готовности ЖКХ к работе в зимних условиях по причинам высокой степени изношенности теплоэнергетического оборудования, тепловых, электрических, водопроводных, канализационных сетей, жилищного фонда просто невозможен. К примеру, как можно получить паспорта готовности на 103 млн кв. метров (по некоторым оценкам, 500 млн кв. метров) аварийного или ветхого жилфонда? Какие акты готовности или другие документы можно оформить на многоквартирные дома (около 40%), в которых десятилетиями не проводился капитальный ремонт? Сегодня более 45% лифтов уже отслужило свой срок!

По нашему мнению, реформаторы ЖКХ недостаточно представляют масштабы и проблемы этой отрасли.

Согласно действующим нормативным актам Российской Федерации в системах теплоснабжения страны паспортизации подлежит 84 435 отопительных котельных, 26 968 центральных тепловых пунктов, 197 440 километров тепловых сетей, 1340 электросетевых организаций, 447 024 километров электрических сетей, а также множество электростанций, электрических подстанций, отопительно-производственных котельных, имеющих в той или иной степени отношение к теплоснабжению населения. Однако 20-30% этих объектов теплоснабжения вообще не представлялись на «паспортизацию». Еще столько же объектов к установленному сроку просто не смогли получить требуемые паспорта готовности к сезонной эксплуатации. Кроме того, к началу отопительного периода аналогичные паспорта должны быть получены на определенные объекты газоснабжения и жилищный фонд.

По официальным сведениям Минрегиона России, на 01.12.2011 подготовлено к зиме 2,147 млрд кв. метров жилищного фонда, что, по мнению этого ведомства, составляет 99,98%. Однако в реальности уровень готовности жилищного фонда, исходя из приведенных данных, соответствует только 67%, т.к., по данным Госкомстата России, жилфонд нашей страны равняется 3,15 млрд кв. метров.

Оппоненты нам говорят, что определенная часть жилых помещений не подлежит подготовке к зиме, в частности индивидуальное жилье. Мы не будем вступать в дискуссию по поводу народной традиции «готовь сани летом…» и приводить примеры, подобные ситуации, сложившейся в селах Березовка и Шаблиевка Ростовской области, оставшихся в прошлом году без газа накануне отопительного периода. Но отметим, что доля многоквартирных домов (2,78 млрд кв.метров) существенно больше той, за которую отчитался Минрегион России.

Однако сошлемся на нормативные правовые акты, регулирующие эту деятельность. Пункт 2.6 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 и зарегистрированных в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176, предусматривает комплексную и в полном объеме подготовку всего жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях.

Мы не знаем, какие объекты имелись в виду в рапортах региональных руководителей, обозначая высокую степень их готовности к зиме и уровень паспортизации по сравнению с прошлым годом, но приведенные сведения существенно расходятся с данными официальной государственной статистики и Ростехнадзора.

На вопрос об этом несоответствии нам отвечают, что речь идет о выполнении плановых заданий, которые формируются в регионах, исходя из их возможностей. Но в таком случае следовало бы на всех мероприятиях (селекторных совещаниях, заседаниях штабов и коллегий, презентациях для СМИ), посвященных подготовке к зиме, говорить честно именно о степени выполнения планов, а не об общей подготовке к зиме. При этом, ради объективности, необходимо напоминать, что в региональные планы не включены, как минимум, треть объектов ЖКХ, которые по каким-либо причинам не могут быть подготовлены к эксплуатации в зимних условиях.

На местах, как правило, говорят, что для подготовки систем жизнеобеспечения населения к зиме не хватает современного оборудования и материалов, строительной техники, рабочих, а главное — финансовых средств. Подчеркнем еще раз, что в современных условиях, в данном конкретном периоде подготовить объекты ЖКХ к зиме в полном объеме, обеспечить их устойчивое функционирование, как показывает практика, не представляется возможным. Это значит, что фактический уровень подготовки страны к зиме значительно ниже объявленного официально.

Это означает также, что не попавшие в статистику 33% жилфонда страны находятся вне поля зрения федеральных и региональных властей, а фактическая замена крайне изношенной инженерной инфраструктуры в сравнении с объемами необходимой срочной их замены — в удручающем состоянии:

тепловые сети – заменено 8,7 тыс. км (18% от необходимого);

водопроводные сети – 15,8 тыс. км (10%);

канализационные сети – 6,1 тыс. км (13%);

электрические сети – 57 тыс. км (15%).

Добавим к этому, что более 32% котлов, 28% сосудов, работающих под давлением, и 23% трубопроводов пара уже отработали нормативный срок службы. По причинам «переизноса» сетей, теплоэнергетического оборудования потери тепловой энергии значительно превышают нормативы. Как показала проверка, фактические потери тепловой энергии выше показателей официальной статотчетности (16%) и составляют 30-40%.

Уровень подготовки насосных станций, водопроводов, очистных, гидротехнических сооружений, трансформаторных подстанций и других объектов систем жизнеобеспечения, по данным Ростехнадзора, к контрольному сроку составлял менее 60%. Запасы топлива в ряде регионов (Республика Карелия, Республика Бурятия, Еврейская АО и др.) осуществлялись с серьезными перебоями.

До настоящего времени не решены вопросы обеспечения объектов социальной сферы, прежде всего здравоохранения, альтернативными источниками питания на случай аварийных ситуаций. В ряде регионов отмечается дефицит специалистов по эксплуатации электроустановок и электрических сетей, тепловых энергоустановок и тепловых сетей. В ряде городов обязанности ответственного за энергохозяйство выполняет один человек на несколько десятков объектов! Как видим, риски остаться зимой без тепла, воды или света для значительной части населения весьма высоки.

В среднем за отопительный период в нашей стране происходит около 200 тыс. различных нарушений в системах теплоснабжения, среди которых около сотни крупных аварий. За последние годы аварийность на объектах ЖКХ, а также количество техногенных аварий с тяжелыми последствиями удвоилась, возросло в 2-3 раза время ликвидации аварий. Это значит, что снизилась не только надежность, но и устойчивость работы систем жизнеобеспечения.

Как показал анализ, основными причинами аварийности в системах жизнеобеспечения являются:

высокая степень износа (исчерпан ресурс) оборудования;

недостатки эксплуатации и ошибки персонала;

дефекты, допущенные при его ремонте;

неисправность или отключение приборов безопасности и предохранительных устройств;

нарушения водно-химического режима;

использование непроектных видов топлива.

Данные о резком нарастании уровня аварийности за последние годы (в теплоснабжении — до 250 аварий на 100 км сети, в водоснабжении — до 70 на 100 км сети), а также об имеющемся износе основных фондов свидетельствуют о том, что критическая точка уже пройдена. Здесь во весь рост встаёт вопрос об угрозе национальной безопасности страны.

Наиболее рациональным режимом работы отрасли в условиях дефицита ресурсов является недопущение перехода за критическую точку, для чего, как минимум, ежегодно необходимо менять или ремонтировать 8-10% сетей. В противном случае не вложенные вовремя или вложенные в недостаточном объеме средства для воспроизводства, «возвращения» надежностных параметров системы потребуют их вложения примерно в квадратичной зависимости от недоремонта и упущенного срока.

Проблемы подготовки к зиме в концентрированном виде показывают, что в жилищно-коммунальной сфере не преодолен системный кризис. За годы реформ принимаемые меры не принесли ожидаемых результатов, т.к. не носили комплексный характер и были декларативными. Об этом свидетельствуют энергозатратные и отсталые технологии, некачественные услуги и высокие тарифы, крайняя степень изношенности жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, дефицит финансовых средств и массовое банкротство предприятий, небезопасные условия и организация труда, а также многочисленные аварии и техногенные катастрофы на объектах ЖКХ, которые зачастую сопровождаются человеческими жертвами, разрушениями, отключениями систем жизнеобеспечения населения страны. Производственный потенциал отрасли резко снижается.

Дальнейшее пребывание отрасли в таком состоянии может привести к ограничению и резкому падению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, невыполнению планов национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», небезопасности людей в быту и на объектах ЖКХ, потере устойчивости, надёжности функционирования систем жизнеобеспечения, усилению протестных действий населения, повышению социального напряжения в обществе.

Серьёзную озабоченность будущим ЖКХ выразил Президент РФ Д.А.Медведев 23.11.2010 на заседании Президиума Государственного Совета в г. Сыктывкаре, где сказал, что дальнейшее игнорирование проблем модернизации ЖКХ приведёт отрасль к катастрофе уже через 5-7 лет.

Всё это требует принятия неотложных мер по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса страны, поиску новых эффективных механизмов финансового оздоровления предприятий и привлечению в отрасль огромных финансовых средств.

Решение столь грандиозной задачи под силу только государству с активным гражданским обществом. Тем более что наше государство согласно Конституции является социальным, и его «политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». К тому же оно ещё не выполнило свои обязательства по капитальному ремонту жилищного фонда, предусмотренного законом, передавая его в собственность граждан, как правило, в ветхом состоянии, возлагая на них бремя ответственности за надлежащее содержание того, что зачастую уже не подлежит восстановлению.

Государством уже проделаны определённые шаги по пути модернизации и реформирования ЖКХ. Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р принята Концепция Федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». Согласно этому распоряжению данная программа должна была быть разработанной и принятой в апреле 2010 г. Затем поручением Президента РФ сроки её разработки были продлены до сентября 2011 г. Однако до настоящего времени судьба указанной программы остаётся неизвестной.

В данной Концепции одними из основных целей и приоритетных направлений реформирования жилищно-коммунальной сферы определены:

создание рыночных конкурентных отношений;

развитие ГЧП, концессионных соглашений;

перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);

реализация мер по повышению энергоэффективности.

Эти приоритеты провозглашаются уже на протяжении последних 20 лет, начиная с 04.07.1991, когда вступил в силу федеральный закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Однако позитивных результатов пока достичь не удалось.

«Аварийным» выходом для ЖКХ из создавшейся ситуации может быть только его модернизация.

С целью повышения качества и доступности услуг, модернизации основных фондов, обеспечения устойчивости, надёжности и безопасности функционирования отрасли необходимо принятие комплексных мер её развития:

1. Провести инвентаризацию всех объектов жилищно-коммунального комплекса и оценку их рыночной стоимости. Порядок в учете имущества ЖКХ,мониторинг по определению их истинного состояния даст возможность разработать более точные планы и программы развития ЖКХ, определит объёмы средств, необходимые для достижения целей модернизации отрасли. По данным Мирегиона России, выявлено 44 828 бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры. В настоящее время проводятся мероприятия по их регистрации.

2. Разработать с участием представителей гражданского общества Комплексную программу по модернизации и обеспечению устойчивого функционирования ЖКХ России.

3. Совершенствовать нормативную правовую базу деятельности жилищно-коммунального комплекса. В этой связи принять федеральные законы «О жилищной политике Российской Федерации», «О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ», «Об услугах и тарифах в жилищно-коммунальной сфере». Внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон от 21.07.2007 № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», в Жилищный кодекс РФ, в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» либо коренным образом изменить, либо отменить, либо принять другой закон, который обеспечит регулирование этой сферы, исключая коррупцию.

4. Обеспечить государственную финансовую поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса:

предоставить предприятиям ЖКХ долгосрочные и дешёвые кредиты под гарантии государства, в том числе с погашением процентных ставок;

создать условия для ГЧП;

увеличить объемы финансирования отрасли по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище»;

увеличить бюджетное финансирование мероприятий по модернизации ЖКХ малых городов, а также по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

Оппоненты скажут, что в стране нет денег. Однако здесь дело в разумном их распределении и эффективном использовании. Напомним, что Федеральный бюджет на ближайшие годы планируется в объёме 10 трлн руб., Фонд национального благосостояния сегодня составляет 1,5 трлн руб., Резервный фонд — 2,5 трлн руб., а Золотовалютный запас страны — 540 млрд долл. При этом две трети Резервного фонда не работает, законсервировано, а отток чистого капитала из России за 2011 г. превысил 50 млрд долл.

5. Создать условия для подготовки кадров, закреплению в отрасли высококвалифицированных специалистов. Совершенствовать социально-трудовые отношения.

6. Повысить эффективность управления на всех уровнях, а также ответственность управляющих компаний, обеспечив прозрачность, раскрытие информации о финансово-хозяйственных результатах их работы. Содействовать созданию саморегулируемых организаций.

Необходимы радикальные изменения управления отраслью, восстановление системы долгосрочного планирования, осуществление оптимизации производства услуг, развитие общественного контроля на системной основе.

Сегодня приоритет в деле реформирования и модернизации ЖКХ отдаётся государственно-частному партнёрству (ГЧП). Минрегионом России разработан Комплексный план мер по привлечению в ЖКХ частных инвестиций, включающий в себя мероприятия по переходу к долгосрочному тарифному регулированию, приватизации или передачи в концессию государственных и муниципальных предприятий коммунальной сферы, финансирование подготовки инвестиционных проектов с учетом банковских требований. Эти идеи закреплены в распоряжении Правительства РФ от 22.08.2011 № 1493-р «Об утверждении плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций и перечней пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в развитие энергетики и системы коммунальной инфраструктуры, координацию реализации которых осуществляют Минэкономразвития РФ и Минрегион РФ».

В своем последнем Послании Федеральному Собранию Президент РФ особо подчеркнул необходимость активно привлекать частный капитал, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и повысить эффективность использования энергии в жилищно-коммунальном секторе.

Однако анализ современного состояния жилищно-коммунальной сферы показывает, что упомянутые подходы, предусмотренные в ряде федеральных документов, не были реализованы. Рыночные отношения в ЖКХ и вовлечение частного бизнеса не принесли ожидаемых результатов. По-видимому, эта деятельность требует определённой корректировки. В упомянутой Концепции, на наш взгляд, технология достижения обозначенных целей недостаточно продумана, не созданы необходимые условия для решения поставленных задач.

В современных условиях нужны новые механизмы финансирования модернизации ЖКХ с использованием бюджетных средств в качестве стимула для привлечения частных инвесторов и кредитных ресурсов. Организационно-экономическими механизмами привлечения частного бизнеса и кредитных ресурсов должны быть подготовленные технические и финансовые проекты модернизации, расчёт финансовых ресурсов, отвод земельных участков, оценка и гарантированная регистрация имущества, квалифицированные участники проекта. Привлечение инвестиций должно быть в форме публичных процедур. При этом органы государственной власти могли бы либо осуществлять субсидирование части затрат, либо погашать процентные ставки по социально значимым объектам.

На наш взгляд, становление ГЧП, формирование эффективного собственника, менеджмента, приватизация в жилищной сфере не должны препятствовать деятельности эффективно работающих государственных и муниципальных унитарных предприятиям, они не должны насильно акционироваться, изменять свою организационно-правовую форму деятельности по воле чиновника. Поддерживая в принципе меры по вовлечению частного бизнеса в жилищную сферу, нам представляется ошибочной приватизация коммунальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения населения, которые должны оставаться в «публичной собственности», как это принято в развитых странах. Опыт вхождения российского бизнеса в ЖКХ пока не даёт положительных примеров эффективности его деятельности. Международный опыт показывает, что ГЧП, перерастающее во всемирную систему не всегда прозрачного перекачивания бюджетных финансовых средств, не может рассматриваться как основной фактор преобразований в ЖКХ.

На наш взгляд, в основе ГЧП должны лежать принципы ответственности и прозрачности отношений, гарантирующие:

1.  Обеспечение качества, доступности, надежности и безопасности предоставляемых услуг.

2.  Осуществление модернизации основных фондов ЖКХ и их устойчивое функционирование.

3. Исключение ситуации, когда на смену государственному придет новый частный монополист.

4. Осуществление общественного контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний, качеством выполняемых работ.

5. Взвешенное государственное регулирование тарифов на обслуживание жилищного фонда и на коммунальные услуги.

6. Развитие социального партнерства между работодателями, профсоюзами, работниками отрасли, другими структурами гражданского общества.

По нашему мнению, развитию ГЧП в современной России препятствуют: непредсказуемость политических, экономических, социальных условий, стагнация государственного управления (нужны настоящие выборы), ограничение инноваций (из-за монополизма и лоббизма, например, со стороны нефтегазовых магнатов), сырьевая зависимость экономики, слабость институтов (судов, правоохранительных органов и др.), отсутствие настоящей политической и экономической конкуренции, загнивающая инфраструктура, отсутствие ответственной системы подготовки кадров.

Чтобы придать динамику реформированию, модернизации, развитию ГЧП, необходимо создание новой законодательной, нормативной правовой базы, внедрение новых технологий и стимулирующих механизмов деятельности, развитие конкуренции между регионами, децентрализация, гарантии возврата инвестиций, формирование качественной элиты. Нужны научные команды, специалисты с предпринимательским опытом, с бизнес-компетенциями.

ГЧП имеет смысл в том случае, если оно создаёт новые институты развития отрасли, способствующие стабильности рыночных отношений, притоку инвестиций, снижению финансовых рисков и гарантиям возврата вложенных средств. Практика показывает, что одним из таких институтов развития может быть рефинансирование и долгосрочное фондирование, формирующееся на основе государственных и инфраструктурных облигаций.

Важнейшим направлением реформирования и модернизации ЖКХ является капитальный ремонт жилищного фонда, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. В последние годы эта задача решалась через Фонд содействия реформированию ЖКХ, созданный в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ. За время своего существования Фонду удалось выполнить капитальный ремонт на сумму 192,2 млрд руб. (с учетом софинансирования субъектов РФ — 242,7 млрд руб.), что позволило отремонтировать 122,3 тыс. домов, улучшив условия проживания 15,8 млн человек. На переселение граждан из аварийного жилищного фонда по 412 заявкам 79 субъектов РФ выделено средств на общую сумму 96,5 млрд руб. (с учетом софинансирования субъектов — 122,9 млрд руб.), что позволило расселить 17 908 аварийных домов, где проживает 302,4 тыс. человек. Это важные достижения. Но предстоит сделать многократно больше, для чего потребуется около 4,5 трлн руб. Однако Фонд в текущем году должен прекратить своё существование, а механизмы продления такой формы государственной поддержки пока не разработаны.

В новых условиях работы Фонда необходимо расширить перечень способов переселения граждан, используя долгосрочное социальное и коммерческое субсидирование найма. Необходимо упорядочить систему инвентаризации и статистического учёта жилфонда, изменить сроки признания домов аварийными. Нам представляется спорной идея формирования накопительных региональных и местных систем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. С одной стороны, у граждан нет достаточных средств на эти цели, а с другой стороны, нет надёжных кредитных организаций, которые смогут гарантировать долгосрочное хранение этих накоплений. При этом разработку мер по вовлечению собственников жилья для сохранности и благоустройства домов считаем целесообразным, что потребует соответствующего изменения действующего законодательства. Однако приоритетными источниками финансирования капитального ремонта домов (особенно старых с износом более 50%) должны быть местные и региональные бюджеты, кредиты, средства Фонда ЖКХ и др. Роль Фонда может быть усилена в привлечении частных инвестиций и кредитных ресурсов, если бюджеты всех уровней помогут ему сформировать так называемую стимулирующую базу. При этом передача стратегическому инвестору созданного объекта ЖКХ должна осуществляться по установленным публичным процедурам.

Считаем необходимым обратить внимание стратегов и разработчиков новых программ модернизации ЖКХ, ставящих в основу её финансирования привлечение доходов граждан, на следующие обстоятельства. Общая стоимость реформы ЖКХ, по некоторым оценкам, составляет 13-15 трлн руб., а по данным Минрегиона России для доведения отрасли до нормативных показателей понадобится: в коммунальном хозяйстве — 9 трлн руб., в жилищном хозяйстве — 4,5 трлн руб. Это слишком высокая цена и она совершенно неподъёмна для нашего населения, треть из которого имеет доходы на уровне прожиточного минимума, а другая треть едва перебивается от зарплаты до зарплаты.

Следует принять к сведению, что господдержка ЖКХ в федеральном бюджете составляет только 7,5 млрд руб., включая ФЦП «Чистая вода» (3 млрд руб.), т.е. менее 1%.

Только преодоление кризиса отрасли, модернизация и устойчивость её функционирования могут гарантировать снижение тарифов на услуги ЖКХ, повышение их качества и доступности. Однако это общая стратегическая задача.

В настоящее время для снижения тарифов на услуги ЖКХ необходимо реализовать следующие неотложные меры.

1.  Наделить ФСТ России, региональные энергетические комиссии, Минрегион России дополнительными полномочиями по контролю за годовыми балансами организаций-производителей (объём, стоимость) по потребляемым ресурсам и фактическому предоставлению услуг ЖКХ, а также за ценообразованием в данной сфере.

2.  Обязать руководителей ресурсоснабжающих организаций, по крайней мере в регулируемой области, полностью раскрывать информацию о структуре тарифов, освещать её на своих интернет-сайтах, предоставлять всем потребителям услуг и управляющим компаниям, сократить непроизводственные затраты, оптимизировать кадровый состав, отражать фактическую стоимость используемого ресурса и т.п. Производственная тайна должна заключаться только в технологиях.

3.  Внести изменения и дополнения в ряд законов и нормативных правовых актов Российской Федерации (ФЗ-41, ФЗ-94, ФЗ-131, Постановления Правительства РФ № 306, 520, 307 и др.), затрагивающие в той или иной степени вопросы тарифообразования в сфере ЖКХ. Упорядочить вхождение частного бизнеса в ЖКХ. Совершенствовать регулирующую роль государства. Необходимо повысить эффективность применения Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», установившего сферы деятельности субъектов естественных монополий, подлежащие государственному регулированию.

4.  Совершенствовать государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, работы и услуги субъектов ЖКХ, проводимое на основании положений Федеральных законов от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 14.04.1995 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», а также регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, осуществляемую органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней тарифов, устанавливаемых ФСТ России. В свою очередь, ФСТ России при установлении предельных уровней тарифов должно руководствоваться предельными значениями макроэкономических параметров, определенных прогнозом социально-экономического развития страны.

5.  Регулирование тарифов организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Формирование тарифов производится в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Однако их нормы на практике применяются в неполном объёме, в частности по установлению фондов заработной платы в зависимости от региональных и отраслевых тарифных соглашений.

6.  Государство должно упорядочить регулируемые цены на газ, тепловую и электрическую энергию, чтобы они были экономически обоснованными и не росли, как свободные. Необходимо исключить несбалансированность тарифов «большой» и «малой» (ЖКХ) энергетики.

7.  Обязать руководителей соответствующих организаций, контролирующие органы реально осуществить мероприятия по энерго-, ресурсосбережению не только на конкретном предприятии, но и на соответствующей территории. Кредиты и другую поддержку осуществлять только при наличии таких программ и их конкретного исполнения. Все производители и поставщики услуг должны установить соответствующие счётчики, вплоть до поквартирных за счёт поставщиков услуг или органов местного самоуправления.

8.  Предоставить возможность профсоюзам, управляющим компаниям, ТСЖ и другим структурам гражданского общества получать информацию и контролировать (в установленном порядке) реализацию мер по энерго-, ресурсосбережению, установке счётчиков, формирование тарифов (ценообразование на услуги ЖКХ), осуществление мероприятий по социальной защите населения при предоставлении услуг ЖКХ, а также защите работников отрасли при сокращениях или изменению предприятиями своих организационно-правовых форм деятельности. Возродить деятельность Советов домов, которые в своё время курировались профсоюзами. Нормативно закрепить обязанность руководителей предприятий информировать обратившихся к ним представителей общественных организаций о принимаемых мерах по улучшению тарифной политики. Предусмотреть ответственность таких руководителей за уклонение от предоставления данной информации.

9.  Существенно усилить роль современных средств коммуникации (печатных и электронных) по информированию населения о преобразованиях в ЖКХ, о тарифной политике, о мерах социальной защиты населения при предоставлении услуг ЖКХ.

В современных условиях с целью стабилизации тарифного регулирования целесообразно на несколько ближайших лет сохранить перекрёстное субсидирование, используя стимулирующие механизмы для предприятий и организаций. Важно обеспечить бюджетное финансирование дельты между регулируемыми и свободными ценами большой энергетики, а также ликвидации последствий аварий и техногенных катастроф.

Стабильное функционирование российского ЖКХ – важнейший фактор благополучия граждан и развития страны.

АГИТАЕВ Евгений Васильевич. В 1994-2002 гг. занимал должности от главного специалиста до начальника отделов этноэкспертизы и социально-экономического развития регионов Миннаца России и Минфедерации России. В 2002-2004 гг. - начальник Информационно-аналитического отдела Госстроя России. Заведующий Отделом социально-трудовых отношений Центрального Комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения.