Журнал "Право и инвестиции"

Номер 2 (47), Ноябрь 2011.

Материалы российско-французского форума "Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры"

Из выступления Х.М.Салихова, депутата Государственной Думы ФС РФ

Российская экономика так же, как экономика многих других стран с переходной экономикой, пытается преодолеть свою недостаточность текущего финансирования в целях модернизации коммунальной и городской инфраструктуры. Нет сомнений, что государственно-частное партнерство является полезным, необходимым инструментом для достижения этой цели. В целом в Российской Федерации мы говорим о том, что сложилась базисная законодательная база для применения механизмов государственно-частного партнерства в реализации в том числе инфраструктурных проектов.

О проблематике скажу чуть позже, а пока отмечу основные законы в этой области. Конечно же, это известно сегодняшней аудитории, участникам, однако, может, она будет в какой-то мере полезна для наших гостей. Это Федеральный закон о конституционных соглашениях, который был принят еще в 2005 году; это, с некоторой, может быть, натяжкой законы об особых экономических зонах в Российской Федерации, сейчас тринадцать особых экономических зон; и государственные корпорации, в первую очередь, «Банк Развития» и другие государственные корпорации, а также Инвестиционный фонд или Постановление Правительства Российской Федерации «Об инвестиционном фонде Российской Федерации». Уместно было бы сказать также, что после того как в 2007 году были внесены первые поправки, а летом 2010 года приняты дополнительные поправки к закону о конституционных соглашениях, главным образом касающиеся муниципальной инфраструктуры, и в результате его, по оценкам экспертов, российское законодательство приблизилось к передовым стандартам международной практики. В ответ на пожелания господина Жан-Пьера Тома хочу сказать, что в настоящее время также рассматривается вопрос о представлении в Государственную Думу в течение 2011 года группы поправок к законодательству, непосредственно касающихся инфраструктуры транспорта. Я думаю, что об этом еще скажут представители Министерства транспорта. Разрабатываются и другие ГЧП инструменты, которые позволяют более широко использовать частную инициативу инвестиций в реализации государственных функций. В частности, согласно проекта Федерального закона «Об инфраструктурных облигациях», которые позволят концессионерам, частным партнерам привлечь денежные средства и на Фондовом рынке. В последнее время предметно изучается идея создания правовой платформы для контрактов жизненного цикла. Этот инструмент, как известно, широко применяется в зарубежных странах для создания инфраструктуры за счет привлечения внебюджетных средств. Применение таких контрактов в России также позволило бы продолжить модернизацию инфраструктуры в текущих экономических условиях. Также обсуждаются изменения Инвестиционного фонда Российской Федерации или концепции Инвестиционного фонда Российской Федерации как инструмента увеличения эффективности государственной инвестиционной политики. Я думаю, что об этом Министерство регионального развития также скажет. Также изучаются региональные инвестиционные фонды, которые должны выступать своего рода инструментом стимулирования создания точек роста с использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Ну, а чтобы не сказали: «Если все так хорошо, почему же недостаточно развит рынок ГЧП?» - нужно сказать, что несмотря на значительную работу по совершенствованию законодательной базы для проектов ГЧП, инвесторы и кредиторы продолжают сталкиваться и с рядом недостатков по сравнению с международной практикой. Здесь следует констатировать и тот факт, что действующее законодательство не содержит пока специальных положений, целенаправленно регулирующих тот или иной аспект реализации ГЧП проекта. Более того, отсутствует пока также государственная концепция развития ГЧП, а также стратегия поэтапного ведения и использования моделей ГЧП.

Основная проблематика внедрения государственно-частного партнерства - сфера муниципальной инфраструктуры, она заключается в том, что этот термит трактуется довольно широко: от создания совместного предприятия до госзаказа. Но мы все прекрасно знаем, что это не так. Нельзя не отметить также такой фактор, как отсутствие зачастую со стороны регионов и муниципалитетов понимания концепции сбалансированного распределения рисков. Остается обязательным использование типовых соглашений в конституционных соглашениях, тогда как для учета особенностей какого-либо проекта крайне важно, чтобы они носили только рекомендательный характер.

Следующий момент: Земельный кодекс не согласуется пока с законом о конституционных соглашениях, что делать также затруднительно с выделением земельных участков. Надо сказать, что в конституционных соглашениях отсутствует гарантированное долгосрочное тарифообразование сектора ЖКХ, что делает его рискованным и целенаправленным для частного инвестора. Ну и наконец – тут согласятся со мной многие присутствующие – сами процедуры конкурса недостаточно прозрачны, необходимо участие государства как регулятора уровня конкуренции и расширение состава участников конкурса. Отсутствует координация между федеральными и региональными органами власти, также отсутствует на соответствующем уровне взаимодействие и координация между региональными и муниципальными образованиями в этой части. По-видимому, нужно сказать также о том, что нужно внести соответствующие поправки и в 131-й закон.

Следующий вопрос касается бюджетного финансирования. Заключая соглашение по конституционным схемам, региональные органы власти как правило обязуются совершать выплаты по такому контракту в течение длительного срока, который почти всегда превышает плановый трехлетний период. И здесь полагаем необходимым ввести в практику бюджетного планирования регионов и муниципалитетов оценку расходов на проекты ГЧП и установление предельного уровня этих расходов на срок более трех лет. То есть необходимо, чтобы была программа среднесрочного развития, более трех, пять лет и далее.

Ну и что касается регионального аспекта, практика в отношении ГЧП проектов показала, что федеральное законодательство не адаптировано под проекты регионального и муниципального уровня. В этой связи совместно с «Внешэкономбанком» экспертный совет Комитета по экономической политике и предпринимательству направил во многие регионы рекомендательный модельный закон, и в настоящее время в 34 субъектах Российской Федерации приняты такие законы, и как нам известно, в 20 регионах идет работа по подготовке соответствующих законов. При этом надо отметить, что региональные законы о ГЧП неоднородны по структуре, в них существенно различаются условия вступления субъекта в формат ГЧП, во многих законах не прописаны гарантии распределения рисков, имеют порой невысокий уровень и юридические техники, в том числе включая и сам понятийный аппарат ГЧП. Положительный пример – это Санкт-Петербург, Калуга и многие другие регионы. Поскольку я из республики Татарстан, не могу не сказать, что и в республике Татарстан в настоящее время очень много делается по части реализации значимых не только для республики Татарстан, но и для России проектов по механизму государственно-частного партнерства. Это Свияшский межрегиональный мультимодельный логистический центр, который будет являться узловым центром для перевозки грузов по транспортным коридорам «юг-север» и «восток-запад», а сама его зона обслуживания будет выходить далеко за пределы Татарстана.

Кратко затрону еще одну актуальную тему, которая в настоящее время обсуждается и разрабатывается не только у нас, в России, но и за рубежом. Это вопрос повышения энергоэффективности бюджетного сектора. На финансирование энергосбережения и других коммунальных ресурсов только для объектов государственной и муниципальной бюджетной сферы расходуется в Российской Федерации примерно 4,5% консолидированного бюджета. При этом речь идет о финансировании из бюджетных источников неэффективного конечного потребления ресурсов. Так, энергоэффективность бюджетных зданий в Российской Федерации существенно отстает от европейского уровня. Наши нормативы энергопотребления на 40-50% выше европейских. При этом зачастую фактическое потребление российских бюджетных зданий немного превышает нормативное. На данный момент потенциал - сейчас уже работаем по энергосервисным контрактам - не полностью используется. Немногие бюджетные организации заключают энергосервисные контракты. очевидно, что энергосервис является новой сферой деятельности и бизнеса, который может получить развитие только при условии создания благоприятных условий со стороны государства. Также надо отметить, что для развития рынка энергосервиса требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы. В этом направлении на март текущего года из 38 нормативных правовых актов в области энергоэффективности не принято еще семь. Надо сказать, что некоторые из них и ключевые. В этой связи наш экспертный совет по законодательству ГЧП рассмотрел этот вопрос и внимательно изучает инициативы по внесению соответствующих изменений в российское федеральное законодательство, в частности в закон №94-ФЗ, в Налоговой кодекс и другие, с целью создания условий для успешного развития энергосервиса в Российской Федерации.

В заключение этой темы хочу сказать, что решение поставленной задачи может заключается и через призму государственно-частного партнерства в сфере повышения энергоэффективности обслуживания бюджетной сферы. Достаточно отметить, что по экспертным оценкам потенциал ресурсосбережения бюджетной сферы достигает 30-40% от текущего энергопотребления. Подобная экономия в самом ближайшем будущем может предоставить значительный денежный поток, который явится источником финансирования энергосберегающих мероприятий.

Подводя итоги, хочу выделить основные моменты, способные уже в ближайшей перспективе качественно повысить эффективность механизмов ГЧП в России. Первоочередным фактором нам представляется политическая воля и поддержка страной государственного партнера, в какой бы форме он ни выступал в проекте. Здесь необходимо также сказать об инвестиционной политике, о том, чтобы была активная инвестиционная политика не только на региональном уровне – многие регионы проводят активную инвестиционную политику – но и на федеральном уровне. Наличие соответствующего законодательной базе внятного пакета нормативно-правовой документации по реализации проектов ГЧП. Здесь можно также, как уже было сказано, о необходимости координации между федеральными и региональными органами власти своих действий, а также между регионами и муниципальными образованиями. Нужно также отметить необходимость среднесрочного планирования, не говоря о же о стратегическом планировании. Среднесрочное планирование – это не менее, чем 3-5 лет. Но при выборе проектов нужно давать детальный регламент по каждому проекту на проведение конкурсов профессионального и кредитоспособного частного оператора. В этой связи также надо сказать о необходимости создания соответствующих подразделений и отделов в региональных органах власти и муниципальных образованиях по подобию, как это принято в том же Санкт-Петербурге и в других регионах, которые добились существенных успехов в этой области. Необходимо более эффективное использование нашего общероссийского кадрового профессионального потенциала. С одной стороны, это постоянное повышение квалификации госслужащих, вовлеченных в процесс управления капиталовложениями, и развитие совместных государственно-частных проектов. С другой стороны, результативное привлечение богатого практикой побед и неудач частного профессионального капитала участников современного производственного и торгово-экономического процесса. В этой связи также имеется уже опыт, буквально 10-15 лет тому назад начала работать совместная кафедра в Финансовом Университете. Финансовый Университет совместно с «Внешэкономбанком» - кафедра ГЧП. Я думаю, что это тоже не последнее образование, которое будет сопровождать, помогать созданию соответствующего квалифицированного персонала. Спасибо за внимание.