Журнал "Право и инвестиции"

Номер 2 (47), Ноябрь 2011.

Инновационная система Омской области открыта для инвестиций

Полежаев Л.К., Губернатор Омской области

***

Одна из приоритетных задач развития Омской области - формирование эффективной инновационной инфраструктуры, подготовка высококвалифицированных кадров. Ведется работа по укреплению многостороннего межрегионального сотрудничества, привлечению капитала в инновационные проекты. В экономику региона вырос приток инвестиций, в том числе иностранных. В регионе планируется создать нанотехнологический центр.

Ключевые слова: инновации, Омская область, инвестиции, инфраструктура.

***

Региональная инновационная система представляет собой современную институциональную среду для генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах, во всех сферах жизни общества.

В Омской области важнейшее социально-экономическое значение имеют не разрозненные попытки использовать конкурентные разработки в определенном производстве, не частные меры по налаживанию тех или иных звеньев инфраструктуры инновационного процесса, а формирование целостной, гибкой и динамичной региональной инновационной системы, способной решать проблему модернизации технологического базиса региональной экономики.

Устойчивый экономический рост в современных условиях связан с притоком инвестиций в развитие инновационной системы. Мировая тенденция такова, что экономика любого высокоразвитого государства и регионов, в частности, идет по пути инновационного развития.

Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для успешного функционирования экономики и притока инвестиций в регион инновационная инфраструктура должна быть функционально полной. Она должна обладать набором таких свойств, которые в полной мере способствуют реализации передовых проектов в масштабах регионов и страны в целом.

Формирование эффективной инновационной инфраструктуры — одна из приоритетных задач развития Омской области. В 2010 г. в регионе открылся суперкомпьютерный центр коллективного пользования Сибирского отделения Российской академии наук, который обеспечивает омских исследователей современными вычислительными мощностями. Также создан консорциум "Инновационные технологии бизнеса". Его деятельность направлена на поиск и формализацию инновационных проектов, финансирование изготовления промышленных образцов, вывод на рынок новой продукции.

В Омской области организована работа центра промышленно-технологической кооперации (центр субконтрактинга). Он предоставляет новые возможности для развития и получения финансовой выгоды организациям реального сектора экономики. Это специальная площадка, на которой малые и средние предприятия могут получать заказы крупных предприятий. В свою очередь, крупные организации получают возможность оптимизировать загрузку своих производственных мощностей.

В Омской области создана сеть бизнес-инкубаторов, на площадках которых размещено 50 резидентов.

Нормальная инновационная система не может быть создана, если банки и другие кредитные организации не предоставляют долгосрочные займы компаниям, производящим наукоемкую продукцию. Создание в 2007 г. Фонда поддержки и развития малого предпринимательства позволило решить проблему долгосрочного кредитования бизнеса в Омской области. С начала деятельности фонда заключено более 300 договоров поручительства на общую сумму порядка 600 млн руб. Сумма привлеченных кредитов за этот же период составила 1,4 млрд руб.

Очевидно, что создание инновационной системы невозможно без привлечения высококвалифицированных и специально подготовленных для наукоемких предприятий кадров. При этом необходима многоуровневая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Такая система в Омской области создана. За последние 7 лет в вузах региона открыты десятки новых специальностей инновационной ориентации, в том числе в сфере нанотехнологий.

На базе Омского регионального бизнес-инкубатора по инициативе правительства региона был создан Омский региональный ресурсный центр. Он обеспечивает реализацию государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. Центр является своего рода площадкой для реализации постпрограммной работы с выпускниками Президентской программы и базой для их карьерного роста, международного и межрегионального экономического сотрудничества.

Правительством Омской области совместно с Омским агрегатным заводом на базе предприятия создано некоммерческое партнерство "Учебно-производственный центр высоких технологий машиностроения", в рамках которого планируется организовать подготовку высококвалифицированных специалистов с их обучением на новейшем импортном оборудовании.

В 2009 г. в рамках реализации национального проекта "Образование" в Омской области открылся Сибирский ресурсный центр металлообработки. Ежегодно он выпускает до 150 высококлассных рабочих специалистов по металлообработке, токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, наладчиков для предприятий Омской области и регионов Сибирского федерального округа.

Серьезными помощниками в развитии региональной инновационной инфраструктуры стали представительства федеральных институтов развития. В 2009 г. в регионе открылось представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Работа представительства вызывает серьезный интерес у омских инноваторов. Об этом свидетельствует тот факт, что количество заявок на участие в программах Фонда "У.М.Н.И.К." и "СТАРТ" в последние годы возросло в разы (рис. 1). В 2011 г. Омская область заняла лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе по количеству поданных заявок на участие в конкурсе "СТАРТ", обогнав такие инновационные центры, как Новосибирск и Томск. Поддержку за счет средств Фонда с начала 2011 г. получили 28 омских инновационных компаний. В основном это предприятия, созданные при высших учебных заведениях Омской области в рамках реализации Федерального закона № 217-ФЗ. С момента вступления его в силу на базе омских вузов открыто 50 малых инновационных предприятий. С 2010 г. для таких компаний из областного бюджета выделяются специальные гранты по 500 тыс. руб. Также в регионе предоставляются субсидии в размере до 5 млн руб. действующим малым инновационным компаниям.

Рис. 1. Количество поданных заявок от Омской области на участие в программах "СТАРТ" и "У.М.Н.И.К." Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Для поддержки "стартапов" заключено соглашение с Российской венчурной компанией. В соответствии с планом основных мероприятий по реализации этого соглашения 3 омские компании получили статус венчурного партнера Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании. На сегодняшний день у омских венчурных партнеров для дальнейшего продвижения в Фонде находится порядка 10 перспективных проектов.

В ближайшем будущем при участии ОАО "Роснано", Фонда смешанных инвестиций и Центра прототипирования в рамках программы Министерства экономического развития РФ в регионе планируется создать нанотехнологический центр.

Об эффективности функционирования инновационной системы говорят такие факты, как увеличение в 2010 г. в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организаций промышленных производств доли инновационных товаров до 6,9% (рис. 2). Основную часть в общем объеме отгруженных инновационных товаров составляет производство резиновых и пластмассовых изделий (37,3%).

Рис. 2. Доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров организаций промышленных производств.

При этом наука и инновации в Омской области рассматриваются не только как катализатор развития экономики. Инновации сегодня — это еще и инструмент повышения социальной стабильности и обеспечения экономической безопасности региона.

Какие бы то ни было преобразования в инновационной системе невозможны без устойчивого притока инвестиций в экономику региона.

В последние годы в экономике Омской области появилась такая позитивная тенденция, как динамичный рост инвестиций. Их прирост в 2010 г. составил 7% относительно уровня 2009 г. В первом полугодии 2011 г. динамика инвестиционных поступлений также являлась положительной.

Что касается иностранных инвестиций, то по итогам первого полугодия 2011 г. их рост в экономике региона составил 123,3% по сравнению с первым полугодием 2010 г.

Ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, публикуемый в журнале "Эксперт", на протяжении последних лет является наиболее авторитетным аналитическим исследованием инвестиционного климата регионов России, на который ориентируются как отечественные, так и зарубежные инвесторы, а также органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Согласно данному рейтингу, по итогам 2010 г. Омской области удалось сохранить позитивные тенденции в развитии, тем самым подтвердив и упрочив свои позиции в списке инвестиционно-привлекательных территорий. Третий год подряд Прииртышье — в числе субъектов Сибирского федерального округа с наименьшими инвестиционными рисками.

Основными предпосылками для столь успешного развития и наращивания вложений послужила всесторонняя и целенаправленная деятельность Правительства Омской области. В частности, активизировалась работа по укреплению многостороннего межрегионального сотрудничества, привлечению капитала в инновационные проекты.

В частности, подписано соглашение между правительством региона и немецкой фирмой "MMW Systems GmbH" в сфере реализации проекта по глубокой переработке зерновых культур в составе агропромышленного кластера на территории Омской области. Кроме того, в регионе с участием партнеров из Германии реализуются проекты нефтехимического, кремниевого и лесопромышленного кластеров.

На сегодняшний день российских и зарубежных инвесторов интересует не только прибыль от реализации современных проектов, но и дальнейшие перспективы её получения в стабильных экономических условиях.

Создание благоприятного инвестиционного климата, четкой и эффективно действующей законодательной базы по работе с инвесторами — эти задачи сегодня выходят на первый план в обеспечении всестороннего развития сибирского региона.

Для установления режима наибольшего инвестиционного благоприятствования принят Закон Омской области от 20.12.2004 № 594-ОЗ "О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области".

Законом определены правовые основы государственной поддержки инвестиционной деятельности, формы и процедура ее предоставления, закреплен порядок обеспечения прав и законных интересов инвесторов, прописана система гарантий инвестиционной деятельности в регионе.

Основные условия использования различных форм государственной поддержки — это соответствие инвестиционных проектов приоритетам социально-экономического развития Омской области, многократная отдача вложений бюджетных средств, обеспечение роста занятости населения, повышение оплаты труда.

Со стороны региона реализуется подсистема проектной поддержки и сопровождения развития наиболее значимых для области инновационных производств. В режиме наибольшего благоприятствования инвесторам доступны все формы бюджетной и налоговой поддержки. В частности, предоставляется льгота по налогу на землю, бюджетная помощь в создании инфраструктуры. Например, в 2010 г. одному крупному инвестиционному проекту были предоставлены налоговые послабления, благодаря которым инвестор экономит порядка 100 млн руб. в год.

Кроме того, в области под каждый проект формируется специальный комплекс по развитию инфраструктуры, начиная от строительства дорог и заканчивая энергетическими объектами. Обычная стоимость такого пакета — 1-2 млрд руб. прямых бюджетных инвестиций. Только за последние 5 лет на эти цели потрачено более 30 млрд руб. Вся эта работа строится на принципах государственно-частного партнерства.

В 2010 г. в регионе принят Закон "О государственно-частном партнерстве в Омской области". Он позволяет устранить недостающие элементы федерального законодательства и сформировать нормальную базу для реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства. Это особенно важно, когда требуется решить задачи по реализации сложных проектов, которые жизненно необходимы для развития региона. На принципах государственно-частного партнерства в области ведется строительство метрополитена, международного аэропорта "Омск-Федоровка", Красногорского гидроузла, а также реализация кластерного проекта "ПАРК". Общий объем инвестиций только по двум из этих проектов — международному аэропорту «Омск-Федоровка» и гидроузлу на реке Иртыш — превышает 15 млрд руб.

Таким образом, для обеспечения инновационно-ориентированного стратегического развития региона доминантное значение имеет создание рациональной инновационной системы, отвечающей потребностям, специфическим условиям и приоритетам Омской области. Комплексное и долговременное взаимодействие между представителями научной сферы, предпринимательскими бизнес-структурами, занимающимися инновационной деятельностью, и региональным рынком инноваций является важным аспектом для социально-экономического развития региона, представляет собой важнейший фактор адаптации региональной экономики к ассимиляции прогрессивной технологии и ее продуцированию.

ПОЛЕЖАЕВ Леонид Константинович. С 1991 г. - губернатор Омской области. В 1994-1996 гг. возглавлял межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение". С 1993 г. - председатель Координационных советов Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" по промышленной и научно-технической политике, по архитектуре и строительству. С 1995 г. - сопредседатель Консультационного совета глав администраций приграничных территорий России и Казахстана. Академик Российской и член-корреспондент Международной академий инженерных наук.