Журнал "Право и инвестиции"

Номер 2 (47), Ноябрь 2011.

Материалы российско-французского форума "Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры"

Из выступления О.В.Ревзиной, "Herbert Smith"

Скажу о трех основных вещах. Первое – это что мы имеем на сегодняшний день, второе – это что мы должны делать для того, чтобы развивать нормативно-правовую базу, и для того чтобы наконец Россия достигла того же уровня развития государственно-частного партнерства, как и во Франции. И третье – о чем мы должны думать, какие должны быть тенденции для того, чтобы более эффективно запустить эти механизмы.

В отношении существующей нормативно-правовой базы, здесь уже нет ни для кого никакого секрета, что закон у нас пока что один. Этот закон федеральный о концессионных соглашениях, которые регулируют определенную и одну форму государственно-частного партнерства. Этот момент очень важен. Этот момент ключевой. Наши коллеги из Франции о нем говорили так же. Многообразие форм государственно-частного партнерства огромное. И нам нужно понимать, что, несмотря на то, что у нас есть закон, единственный федеральный закон, он регулирует отношения между государственным и частным партнерством только в отношении одной формы. Логичный вопрос, а как регулируются другие формы государственно-частного партнерства? На сегодняшний день они регулируются исключительно на уровне федерального законодательства гражданским кодексом. Гражданский кодекс является тем действенным инструментом, который позволяет нам структурировать проекты государственно-частного партнерства так, как хотим этого мы. Ограничений в этом смысле у нас практически нет, и таким образом, если смотреть на те основные принципы, которые заложены в нашем Гражданском кодексе, мы можем говорить о том, что в целом практически все формы государственно-частного партнерства, которые используются на сегодняшний день во Франции, за исключением одной, о которой я скажу позднее, могут быть использованы и в Российской Федерации.

Кроме уровня федерального законодательства. Так же есть региональные законы о государственно-частном партнерстве, об этом сегодня уже говорилось. Эти законы способствуют развитию государственно-частных партнерств, и мы как специалисты в этой области. Я являюсь членом Экспертного совета Государственной Думы, наше заключение таково, что нам не нужен закон о государственно-частном партнерстве на федеральном уровне, нам нужны законы региональные. И если эти законы будут, и они будут сделаны так, как рекомендуют эксперты, мы сможем говорить о том, что у нас достаточная нормативно-правовая база для реализации проектов. В отношении концессионного законодательства, наверное, не стоит сейчас на этом останавливаться, потому что все мы знаем, что пока что федеральный закон используется не очень активно, и в первую очередь это происходит от того, что закон не совершенен. Наверное, остановлюсь только буквально она двух моментах в отношении этого закона.

Первое – это то, что я уже упомянула в начале, до сих пор в регионах, если используется не федеральный закон о концессионных соглашениях, а иные формы в соответствии с Гражданским кодексом, как я и говорила, и региональным законодательством, если оно есть, все равно возникает обязательно первый вопрос. А что, если наш проект государственно-частного партнерства не будет соответствовать федеральному закону о концессионных соглашениях, что случится? Наш ответ как юристов очевиден, я уже об этом говорила. Мы считаем возможным организовывать государственно-частное партнерство во всех формах, которые возможно делать в рамках ГК. Однако, с точки зрения, скажем, политического риска, конечно, было бы лучше, если бы в самом законе федеральном о концессионных соглашениях, четко было бы сказано, что это только одна из форм ГЧП. Безусловно, это бы облегчило ту практическую ситуацию, и те сложности, которые возникают в регионах.

Так же, наверное, вы знаете, что до сих пор существуют модельные формы, модели концессионных соглашений, которые утверждены правительством. Более того, они являются императивными. На практике им не следуют. Однако юридический риск, я как юрист могу об этом сказать. Все равно есть в отношении того, что концессионные соглашения, которые заключены не в строгом соответствии с теми формами, которые утверждены правительством, будут оспорены по тем или иным причинам. Поэтому мы считаем необходимым убрать из закона о концессионных соглашениях требование четко следовать модельным формам. Есть масса вопросов, на которых я сейчас не буду останавливаться в отношении проблем с заемным финансированием. Ограничения в отношении залога прав, залогов объектов, уступки прав, перемена концессионера. Все это очень значительным образом влияет на возможность профинансировать проект. А если проект невозможно профинансировать, он не будет существовать.

Кроме того, об этом тоже уже говорили наши французские коллеги, очень важно на наш взгляд предусмотреть международную арбитражную оговорку по таким крупным и сложнейшим договорам. На сегодняшний день в рамках концессионного законодательства это невозможно. Про региональные законы мы уже говорили – это в рамках того, что нужно делать. Нужно развивать региональное законодательство. Не буду останавливаться на той работе, которая осуществляется в настоящий момент Государственной Думой с экспертами для того, чтобы это законодательство распространялось в различных регионах. Есть иные инициативы. Например, инициатива ВЭБ, и это программа «Проона» в отношении развития нормативно-правовой базы для целей реализации как раз региональных законов. То есть, эти инициативы, безусловно, очень способствуют тому, чтобы в регионах появлялись настоящие проекты.

Зачем нужны законы региональные о государственно-частном партнерстве? Я об этом сказала в целом, и еще остановиться хочу буквально 2 минуты, поскольку это очень важно и это нужно понимать всем. Для того чтобы еще раз структурировать проекты в различных формах. Как вы знаете, закон о концессионных соглашениях не допускает права собственности инвестора на объект концессии в то время, как во Франции в частности, и в других страна, есть масса форм ГЧП, которые позволяют собственнику на определенное время, пока договоры ГЧП действуют, быть собственником имущество. Вы, наверное, слышали о таких формах, как ВООТ и ВОО, и иные формы. Так же мы можем в региональном законодательстве снять те ограничения, про которые я говорила в рамках концессии, и тем самым способствовать опять-таки развитию рынка. Очень важный момент, который мы понимаем наиболее сейчас актуальным в России именно потому, что у нас не совершенное тарифное законодательство – это как разделить инвестиционные и эксплуатационные риски инвестора. Дело в том, что в рамках федерального законодательства это невозможно. Инвестор должен строить, реконструировать и эксплуатировать объект. Для того чтобы мы могли разделить эти риски, нам так же нужен региональный закон.

В настоящий момент мы разрабатываем различные механизмы, не буду сейчас на них останавливаться, которые позволяют осуществить такое разделение рисков между двумя фазами проекта. Теперь о том подходе, про который говорил господин Леш ателье, и который существует во Франции, и на сегодняшний день, к сожалению, не достаточно проработан в Российской Федерации. Господин Ле Шателье рассказывал о возможности для бюджета, не предусматривать или предусмотреть расходы на период, который превышает бюджетный период. То есть, возможность оплаты из бюджета в рассрочку. Мы назвали эту модель подряд в рассрочку, чтобы всем было понятно, о чем идет речь. Речь идет о тех проектах, по которым мы все понимаем, что с точки зрения тарифного законодательства или с точки зрения самой сути проектов, это могут быть социальные объекты, это могут быть другие объекты, невозможно рассчитывать на оплату потребителей. И рентабельность проекта не может быть осуществлена только за счет потребителей.

Во Франции для этих целей был принят закон. Мы считаем, что в России не нужно специального закона для того, чтобы эта схема заработала. Нужно просто изменить некоторые положения федерального законодательства. В бюджетном кодексе такая возможность есть. Просто не понятно, как эту возможность можно реализовывать. Безусловно, нужно изменить немного 94 закон, поскольку такой проект, конечно, должен регулироваться так же и законодательством о государственном заказе, и на сегодняшний день это законодательство не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к проектам государственно-частного партнерства.

Таким образом, мы считаем, что это направление, по которому пошла Франция, является правильным направлением для определенных проектов. Мой последний слайд как раз в качестве заключения говорит о том, что нам нужно сделать прямо сейчас для того, чтобы запустить все механизмы и для того, чтобы в каждом регионе появилось больше проектов. Мы считаем, что для этих целей нам нужно определить порядок организации предпроектной подготовки ГЧП проектов. О чем идет речь? Речь идет о том, что во всех регионах, я уверена, что все присутствующие здесь из регионов имеют свои примеры, когда есть проект, или, по крайней мере, у региона есть понимание того, что этот проект необходим, так же есть понимание того, что частный инвестор может прийти, и профинансировать этот проект. Но у региона нет возможности и ресурсов, знаний и компетенций для того, чтобы осуществить всю подготовку проекта. От момента, когда он решил, да, я буду этот проект делать, до момента, когда появился инвестор, и который заключил уже соглашение о государственно-частном партнерстве. На наш взгляд, пока мы не сдвинемся с этой точки, можно не говорить о глобальном развитии ГЧП проектов в Российской Федерации. Нужны четкие принципы, о них мы много говорим с нашими коллегами, для того чтобы запустить эту предпроектную подготовку ГЧП проектов.

Безусловно, нужны методики оценки бюджетной, социально-экономической эффективности проектов. Об этом говорил господин Асаул, об этом сейчас говорит Московское Правительство. Не будет больше такой ситуации, когда регионы или профильные комитеты в определенных правительствах просто предоставляют на утверждение проекты, которые должны быть профинансированы из бюджета. В нашей ситуации, и, наверное, слава богу, что так это происходит, каждый раз теперь, перед тем, как внести определенный проект в проекты, финансируемые из бюджета, необходимо провести анализ и понять, а может ли этот проект быть профинансирован из частных источников. Так вот для того, чтобы это сделать, необходимо разработать определенные методики, прозрачные, ясные, и применимые во всех регионах. На наш взгляд, это ключевой момент. Так же необходимо разработать определенные рекомендации и определенный план действий каждого региона, что нужно сделать для того, чтобы запустить проект. Понятно, что нужно подготовить конкурсную документацию. Нужно подготовить проекты документов. Причем все эти документы должны быть такими, чтобы пришел и инвестор, и банк. Нам нужно заинтересовать частную сторону в таких проектах. Если приходящий инвестор будет видеть, что в регионе уже разработаны все методики, что они понимают, как они будут вести эту работу, безусловно, интерес к таким проектам будет очень высокий. Поэтому в настоящий момент наша компания «Гербер Смит» ровно, как и многие присутствующие здесь, занимается этой работой, разрабатывает этот этап предпроектной подготовки.

Мы его разрабатываем, и хотелось бы сказать, наверное, Александр Баженов будет об этом говорить потом, что принцип этой предпроектной работы уже установлен. Он установлен в программе Внешэкономбанка по финансированию содействия проектам развития. Думаю, что Александр более подробно расскажет об этой программе, но смысл ее как раз и заключается в том, чтобы помочь регионам организовать проект таким образом, чтобы пришли инвесторы, и чтобы пришли банки. Наша компания «Гербер Смит» занимается именно проектами в области государственно-частного партнерства, я являюсь руководителем всего департамента инфраструктуры и ГЧП, и мы привели на последнем слайде несколько примеров нашей работы по ГЧП проектам, вы можете увидеть, что речь идет обо всех крупнейших ГЧП проектах, реализуемых в текущий момент в Российской Федерации. Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель. Проект Невская вода, аэропорты Шереметьево, Курумыч, и еще один интересный проект в Нижнем Новгороде, который мы реализуем с ВЭБ. Я думаю, что тоже господин Баженов расскажет о нем в следующей сессии. Большое спасибо.