Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (45), Декабрь 2010.

Закон Монголии "О концессиях"

От редакции

Для практики реформы крайне важен анализ развития других стран. Начиная с этого номера мы планируем серию публикаций, посвященных экономическому развитию Монголии - страны, стоящей на пороге настоящего экономического бума. Особенный интерес эта страна представляет из-за особой роли в экономике добычи полезных ископаемых, значительного объема иностранных инвестиций, перспектив российско-монгольского экономического сотрудничества.

Закон Монголии о концессиях*

*Закон подписан в Улан-Баторе 28.01.2010. Перевод сделан редакцией журнала и не является официальным.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель Закона

1.1. Цель настоящего Закона в том, чтобы регулировать отношения, связанные с организацией тендеров на предоставление инвесторам права владения, проведения работ, строительства и реконструкции государственных и частных владений в соответствии с соглашениями о концессиях, их заключении, внесении изменений и расторжении концессионных соглашений (КС), а также урегулирование споров и разногласий.

Статья 2. Концессионное законодательство

2.1. Концессионное законодательство включает в себя Конституцию Монголии, Гражданский кодекс, Закон о правительстве, Закон об иностранных инвестициях, Закон о государственной и частной собственности, настоящий Закон, а также принятые в соответствии с ними другие законодательные акты.

2.2. Если международным договором, в котором Монголия является участником, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

2.3. Настоящий Закон не применяется к отношениям, связанным с передачей владений, проведением работ, строительством и реконструкцией государственных и частных владений в соответствии с соглашениями о концессиях, предусмотренным п.п. 4.2 и 74.2 Закона о государственной и частной собственности.

2.4. Отношения, связанные с регистрацией и внесением в государственный регистр собственности, построенной в соответствии с процедурой, установленной настоящим Законом, регулируются Законом о государственной и частной собственности и Законом о государственной регистрации прав на собственность и вещном праве.

2.5. Если концессии включают в себя землю, то такую землю нужно предоставить для владения и использования в соответствии с процедурами, сформулированными в Законе о земле, Законе о недрах и Законе о плате за землю.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

3.1. Понятия, используемые в настоящем Законе, должны пониматься следующим образом:

3.1.1. «Концессия» - особое право на передачу во владение и пользование для строительства и реконструкции государственного и частного имущества с целью оказания базовых социальных и инфраструктурных услуг населению на основе соглашения, заключенного в соответствии с условиями и нормами настоящего Закона.

3.1.2. «Объект концессионного соглашения» - предмет из списка, установленного в п.п. 10.1 и 10.2 настоящего Закона.

3.1.3. «Концессионное соглашение» - договор, заключенный в письменной форме с целью выполнения концессии между уполномоченным органом и концессионером.

3.1.4. «Концессионер» - монгольское или иностранное юридическое лицо или их консорциум, который получил концессию в соответствии с процедурой, сформулированной в настоящем Законе.

3.1.5. «Концедент» - юридическое лицо, которое оказывает финансовые услуги для действий концессионера, такие как предоставление ссуд или предоставление гарантий.

3.1.6. «Регулирующий орган» - государственный орган, имеющий полномочия предоставлять разрешения и лицензии, требуемые для выполнения концессии, определять цены и тарифы и принимать и приводить в действие правила и нормы, имеющие отношение к объекту концессии или к оказанию соответствующих услуг.

3.1.7. «Уполномоченный орган» - государственный административный орган, отвечающий за вопросы государственной собственности, в случае если предметом концессии является государственная собственность, или губернатор области или центра, в случае если объектом концессии является частная собственность.

Статья 4. Типы концессии

4.1. Существуют следующие виды концессий:

4.1.1. Контракт на строительство, управление и передачу - концессионер строит объект концессии с использованием собственного или привлеченного капитала, вводит в эксплуатацию и управляет им в течение установленного соглашением времени, и по истечении срока соглашения передает его во владение государству или частному лицу в соответствии с условиями, прописанными в соглашении.

4.1.2. Контракт на строительство и передачу - концессионер строит объект концессии с использованием собственного или привлеченного капитала, вводит в эксплуатацию и передает его во владение государству или частному лицу в соответствии с условиями, прописанными в соглашении.

4.1.3. Контракт на строительство, владение и управление - концессионер строит объект концессии с использованием собственного или привлеченного капитала, вводит в эксплуатацию, владеет и управляет им в соответствии с условиями и обязательствами, прописанными в соглашении.

4.1.4. Контракт на строительство, владение, управление и передачу - концессионер строит объект концессии с использованием собственного или привлеченного капитала, вводит в эксплуатацию, владеет и управляет им в течение срока, установленного соглашением, и по истечении срока соглашения передает во владение государству или частному лицу в соответствии с условиями, прописанными в соглашении.

4.1.5. Контракт на строительство, аренду и передачу - концессионер строит объект концессии с использованием собственного или привлеченного капитала, вводит в эксплуатацию, сдает в аренду уполномоченному органу в соответствии с соглашением и по истечении срока аренды, установленного соглашением, передает во владение государству или частному лицу.

4.1.6. Контракт на проектирование, строительство, финансирование и управление - концессионер проектирует объект концессии, строит с использованием собственного или привлеченного капитала, управляет им в течение срока, установленного соглашением, и по истечении этого срока передает во владение государству или частному лицу в соответствии с условиями, прописанными в соглашении.

4.1.7. Контракт на восстановление, управление и передачу - концессионер восстанавливает объект концессии с использованием собственного или привлеченного капитала, управляет им на протяжении времени, установленного соглашением, и передает во владение государству или частному лицу в соответствии с условиями, предусмотренными соглашением.

4.2. Виды концессий, не предусмотренные п. 4.1 настоящего Закона, могут осуществляться в соответствии с особенностями объектов концессии и видов оказываемых услуг и производимых работ.

Статья 5. Права собственности, связанные с объектом концессии

5.1. КС должно прописывать вопросы собственности объекта концессии, его частей и оборудования, что может вноситься в соглашение в соответствии со следующей классификацией:

5.1.1. Собственность, которая будет передана в государственную или частную собственность или другим юридическим лицам согласно КС.

5.1.2. Собственность, которая может быть куплена в собственность от концессионера государством или местной администрацией.

5.1.3. Собственность, которую концессионер оставляет в своей собственности после завершения КС.

5.2. Объект концессии, восстановленный в соответствии с КС, является собственностью государства, если иное не установлено КС.

5.3. Материальная и интеллектуальная собственность, созданная во время использования объекта концессии, является государственной или частной собственностью, если иное не установлено КС.

5.4. Прибыль, полученная за время владения и управления объектом концессии, и будущая прибыль, кроме определенных п. 5.3 настоящего Закона, должны принадлежать концессионеру, если иное не установлено КС.

5.5. Кроме случаев, когда объект концессии, земля и другая собственность, переданная для использования концессионеру, больше не доступна или не требуется в целях, определенных в соглашении, уполномоченный орган, другие государственные органы и чиновники не могут вынести решение вернуть их до завершения КС, если иное не установлено КС.

Глава 2. Полномочия государственного и местного самоуправления и административных властей

Статья 6. Полномочия государственных учреждений

6.1. Правительство должно осуществлять следующие полномочия:

6.1.1. Одобрение и изменение списка объектов концессии - государственной собственности.

6.1.2. Вынесение решений о предоставлении концессии и уполномочивание учреждения, определенного в п. 6.2 настоящего Закона, заключать КС.

6.1.3. Ежегодно отчитываться экономическому комитету Главного государственного собрания о выполнении концессионного законодательства.

6.1.4. Другие полномочия, предусмотренные в законодательстве.

6.2. Государственный административный орган, отвечающий за вопросы государственной собственности, осуществляет следующие полномочия:

6.2.1. Передача правительству списка объектов концессии на утверждение.

6.2.2. Исследование и разработка предложений по объектам концессии.

6.2.3. Публичное объявление списка объектов концессии.

6.2.4. Обеспечение методологической и профессиональной помощи другим компетентным органам в предоставлении и осуществлении концессий.

6.2.5. Оценка и наблюдение за выполнением КС и осуществлением концессионного законодательства.

6.2.6. Ведение общенационального объединенного регистра и организация базы данных по концессиям.

6.2.7. Публичное принятие обязательных актов при получении определенных полномочий в соответствии с законодательством.

6.2.8. Разработка документов тендеров, определенных в ст. 11 настоящего Закона совместно с соответствующим государственным административным учреждением; объявление о тендере, его организация и оценка.

6.2.9. Подписание КС с концессионером и другими юридическими лицами, а также подписание других контрактов, относящихся к концессии, таких как контракты концессионера на финансирование.

6.2.10. Другие полномочия, установленные законодательством.

6.3. Государственная административная власть, отвечающая за вопросы государственной собственности, должна обеспечить профессиональную и методологическую помощь соответствующим местным властям относительно концессии.

Статья 7. Полномочия местных административных органов и органов самоуправления

7.1. Народные Собрания Представителей областей и столицы должны осуществлять полномочия, предусмотренные в п.п. 6.2.2-6.2.6 и 6.2.10 настоящего Закона, относительно объектов КС частной собственности.

7.2. Губернаторы областей и столицы должны осуществлять полномочия по передаче списка концессий Народным Собраниям Представителей, а также полномочия, установленные п.п. 6.1.1, 6.1.2 и 6.1.4 настоящего Закона.

Статья 8. Запрещенные действия для организаций и должностных лиц

8.1. Государственным и местным органам управления и самоуправления, а также должностным лицам запрещается следующее:

8.1.1. Вынесение решения о предоставлении концессии на объекты государственной и частной собственности, не включенные в список объектов концессий.

8.1.2. Вынесение решения о приватизации объекта концессии в период действия КС.

8.1.3. Вмешательство в корпоративную деятельность концессионера кроме случаев, предусмотренных законодательством и КС.

8.1.4. Раскрытие секретных данных, имеющих отношение к коммерческой и корпоративной деятельности участника тендера, установленные ст. 11 настоящего Закона, если иное не установлено КС.

8.2. Государственные учреждения, местные органы администрации и самоуправления, а также фабрики, находящиеся в собственности государства, не обладают правом на управление, ремонт и восстановление объекта КС, переданного концессионеру, и не могут брать займы или ссуды под обеспечение, связанное с объектом концессии, без согласия концессионера.

Глава 3. Список объектов концессионных соглашений

Статья 9. Разработка предложенных пунктов концессии

9.1. Государственная центральная административная власть, отвечающая за соответствующие вопросы, и административный орган, отвечающий за инвестиции, предоставляют уполномоченному органу предложение по концессиям, разработанное в соответствии с п. 10.3 настоящего Закона, а также оценку стоимости и эффективности.

9.2. Центральные государственные административные органы могут совместно выработать предложение согласно п. 9.1 настоящего Закона.

9.3. Государственные административные органы, отвечающие за вопросы государственной собственности, должны представить правительству завершенный список предложения объектов концессии, основанный на решении государственной центральной административной власти, отвечающей за финансовые вопросы.

9.4. Губернаторы областей и столицы предоставляют Народным Собраниям Представителей предложение, выработанное в соответствии с п. 10.3 настоящего Закона, об объектах концессии для включения в список, установленный п. 10.2 настоящего Закона, а также оценку стоимости и эффективности.

9.5. Губернаторы областей и столицы, прежде чем представить предложение, предусмотренное п. 9.4 настоящего Закона Народному Собранию Представителей, получают мнение центральной государственной административной власти, отвечающей за соответствующие вопросы и мнение государственных административных органов, отвечающих за государственную собственность и инвестиции.

9.6. Государственный административный орган, отвечающий за вопросы государственной собственности, принимает методологию, чтобы провести оценку стоимости и эффективности.

Статья 10. Принятие списка объектов концессионных соглашений

10.1. Правительство принимает список объектов КС по государственной собственности.

10.2. Народные Собрания Представителей областей и столицы принимают список объектов КС по частной собственности.

10.3. Следующие пункты должны быть включены в список объектов концессий:

10.3.1. Название и описание объекта концессии, вида концессии, выполняемых работ и услуг.

10.3.2. Будет ли оказываться финансовая помощь из бюджета, и будут ли предоставлены гарантии.

10.3.3. Будет ли тендер организован согласно ст. 11 настоящего Закона или соглашение будет заключено напрямую.

Глава 4. Предоставление права концессии

Статья 11. Организация тендера

11.1. За исключением случаев, установленных ст. 17 настоящего Закона, концессия предоставляется посредством тендерного отбора проекта (далее - «тендер»).

11.2. Уполномоченный орган организует и оценивает тендер и осуществляет следующие функции:

11.2.1. Утверждение тендерной документации, этапов тендера и критериев его оценки.

11.2.2. Объявление о дате тендера.

11.2.3. Получение и оценка тендерных предложений, ведение переговоров с участниками и оценка тендера.

11.2.4. Представление решения правительству или Народному Собранию Представителей области или столицы.

11.3. Организация тендера включает следующие этапы:

11.3.1. Объявление о тендере.

11.3.2. Получение предложений участия в тендере.

11.3.3. Оценка представленных тендерных предложений и отбор участников (далее - «участники»).

11.3.4. Обеспечение участников тендерной документацией.

11.3.5. Организация встреч с участниками и уполномоченными лицами, в случае необходимости рассмотрение соответствующей информации и документов.

11.3.6. Подача проектных предложений участниками.

11.3.7. Получение проектных предложений участников согласно надлежащей процедуре.

11.3.8. Оценка проектных предложений и составление списка допущенных участников.

11.3.9. Ведение переговоров с участниками списка об условиях договора.

11.3.10. Направление результатов тендера соответствующим учреждениям и получение соответствующего решения.

11.4. Правительство устанавливает подробную процедуру, типовые документы и инструкции по оценке предложений тендера.

11.5. Организация тендера обеспечивает равные условия для всех участников, предоставляет им информацию на равном уровне, предъявляет равные требования и придерживается принципа прозрачности в тендерных действиях.

11.6. Участники должны предоставить любую информацию, запрошенную уполномоченным лицом.

11.7. Запрещается предварительно указывать определенные требования и сроки относительно торговой марки, имени, формы, типа, происхождения, географического положения, промышленных методов, производителя и поставщика в тендерной документации.

Статья 12. Приглашение к тендеру

12.1. Объявление о тендере должно содержать следующую информацию:

12.1.1. Описание объекта КС.

12.1.2. Общие условия соглашения.

12.1.3. Общие требования для участников.

12.1.4. Может ли консорциум юридических лиц участвовать в тендере.

12.1.5. Ограничивается ли количество юридических лиц, которые могут участвовать в тендере.

12.1.6. Должен ли победитель тендера учредить юридическое лицо, чтобы осуществить концессию.

12.1.7. Стадии и процедуры тендера.

12.1.8. Адрес, чтобы предоставить заявку на участие в тендере.

12.1.9. Другую информацию, которую уполномоченный орган считает необходимым указать.

12.2. Объявление тендеров осуществляется через национальные ежедневные газеты и другие СМИ и, если есть необходимость, через СМИ соответствующего сектора, которые используют язык международной торговли.

12.3. Юридическое лицо, которое ранее представило предложение участия в тендере, имеет право исправлять или повторно представить предложение до истечения крайнего срока приема предложений.

12.4. Крайний срок подачи предложений участниками тендеров составляет не менее 2 месяцев с момента их объявления.

12.5. Уполномоченный орган должен предоставить информацию общественности с помощью проведения презентаций и встреч.

Статья 13. Отбор участников

13.1. Монгольские и иностранные юридические лица или их консорциумы, отвечающие общим требованиям, определенным п. 12.1.3 настоящего Закона, с целью участия в тендере имеют право представить уполномоченному органу запечатанные предложения, поданные в соответствии с процедурой, сформулированной в п. 12.1 настоящего Закона.

13.2. Уполномоченный орган получает и регистрирует предложения, установленные п. 13.1 настоящего Закона, в порядке их получения.

13.3. Предложения, определенные п. 13.1 настоящего Закона, должны быть оценены на основании следующих критериев отбора участников:

13.3.1. Финансовые возможности.

13.3.2. Управление, профессиональный штат, технические и технологические возможности, опыт.

13.3.3. Удовлетворение условий, необходимых для получения лицензий на определенные виды деятельности согласно требованиям Закона о лицензировании деятельности.

13.3.4. Соответствие участников требованиям, предусмотренным п. 12.1.3.

13.3.5. Другие критерии, которые сочтет необходимым уполномоченный орган.

13.4. Оценка консорциума юридических лиц, которые представили предложение участия в тендере, должна осуществляться на основании следующих принципов:

13.4.1. Критерии, определенные в настоящем Законе, относятся к консорциуму юридических лиц в целом.

13.4.2. Юридическое лицо - член консорциума может быть членом только одного консорциума юридических лиц во время одного тендера.

13.4.3. В случае если юридическое лицо участвовало в тендере как член консорциума юридических лиц, оно не должно участвовать отдельно в данном тендере, если иное не указывается в приглашении к тендеру.

13.5. Уполномоченный орган может ограничить число участников тендера в зависимости от сущности объекта КС, также через проведение проверок участников на соответствие требованиям тендера на любой его стадии, основываясь на критериях, установленных п. 13.3 и п. 13.4 настоящего Закона.

13.6. Список участников, допущенных к тендеру, составляется уполномоченным органом, и включает тех участников, которые соответствуют требованиям, установленным п. 13.3 и п. 13.4 настоящего Закона. Они должны быть уведомлены, а также должно быть организовано вручение тендерной документации.

13.7. Тендерная документация должна включать следующее:

13.7.1. Общую информацию о проекте.

13.7.2. Подробно описанные показатели - такие как квалификация участника тендера и количество объектов договора концессии, которые будут созданы или улучшены.

13.7.3. Подробно описанные показатели - такие как ограничения по правам собственности и управления объектами концессии, качество, объем работ и услуг, которые будут предоставлены.

13.7.4. Цены, тарифы и лицензии, имеющие отношение к обладанию и использованию объекта КС, и другую релевантную информацию.

13.7.5. Определенные требования по стандартам безопасности труда, охраны здоровья и окружающей среды.

13.7.6. Проект соглашения с общими и обязательными для исполнения условиями сторон и, в случае необходимости, дополнительное соглашение и его детали.

13.7.7. Требуются ли платежи для того, чтобы использовать объект КС, сумма и форма оплаты.

13.7.8. Будет ли оказана финансовая помощь от государства, если да, ее вид и размеры.

13.7.9. Критерии получения, вскрытия и оценки предложений.

13.7.10. Размер залога, счет для размещения залога, сроки и условия.

13.7.11. Адрес, форма и крайний срок получения предложений.

13.8. Уполномоченный орган может изменять тендерную документацию и, в случае внесения таких изменений, может сообщить участникам в пределах времени, возможного для подачи проектных предложений, или продлить срок подачи проектных предложений.

13.9. Уполномоченный орган может организовать встречи с целью обеспечения всех участников информацией о тендерной документации.

13.10. Уполномоченный орган может назначить и нанять рабочую группу, представляющую соответствующие организации для утверждения тендерной документации, оценки проектных предложений и ведения переговоров согласно ст. 15 настоящего Закона.

Статья 14. Подача проектных предложений и их оценка

14.1. Участники, определенные п. 13.6 настоящего Закона, должны представить свои запечатанные предложения с технической и экономической оценкой в соответствии с тендерной документацией.

14.2. Уполномоченный орган получает проектные предложения, регистрирует их форму и время подачи, вскрывает их согласно тендерной документации и осуществляет их оценку.

14.3. Проектные предложения должны быть оценены согласно следующим критериям:

14.3.1. Технические квалификации, оценка деятельности.

14.3.2. Качество и доступ оказанных услуг.

14.3.3. Оценка условий соглашения.

14.3.4. Общая сумма платежей и взносов за предоставленные работы и услуги в течение срока действия КС.

14.3.5. Стоимость проектов, схем, строительных работ, а также размер и текущая стоимость плавающих расходов и общий объем инвестиций.

14.3.6. Финансовая помощь государства, ее вид и размер.

14.3.7. План финансирования.

14.3.8. Влияние на социально-экономическое развитие страны.

14.3.9. Соответствие экологическим требованиям.

14.3.10. Другие критерии, которые уполномоченный орган считает необходимыми.

14.4. Уполномоченный орган сравнивает проектные предложения в соответствии с п. 14.3 настоящего Закона и оценивает их в зависимости от предложенных лучших условий.

14.5. Процедура подачи проектных предложений и их оценки должна быть открытой для общественности и может быть опубликована в ежедневной прессе.

Статья 15. Переговоры с участником и оценка тендера

15.1. Уполномоченный орган проводит переговоры с участником относительно условий КС и других соответствующих контрактов.

15.2. Переговоры должны придерживаться следующей процедуры:

15.2.1. Уполномоченный орган начинает переговоры с участником, который предложил лучшие условия, но оставляет за собой право прекратить переговоры и, не завершая их, начать переговоры со следующим участником.

15.2.2. Переговоры должны придерживаться списка, определенного п. 13.6 настоящего Закона.

15.3. Уполномоченный орган предоставляет свое решение о заключении соглашения с одним участником, предложившим лучшие условия соглашения в результате переговоров, правительству или Народному Собранию Представителей области или столицы в течение 5 рабочих дней.

Статья 16. Организация двух этапов в подаче проектных предложений

16.1. В случае если уполномоченный орган полагает, что точно определить техническое и экономическое обоснование выполнимости, условия финансирования и критерии оценки документации не представляется возможным ввиду особенностей вида деятельности, подача проектных предложений осуществляется в два этапа.

16.2. В случае подачи проектных предложений в два этапа, участникам необходимо представить отдельное предложение по вопросам, определенным в п. 13.7 настоящего Закона.

16.3. После обработки предложений, поступивших от участников в соответствии с п. 13.6 настоящего Закона, уполномоченный орган подводит итоги тендера.

16.4. Уполномоченный орган может организовать встречу с участниками с целью разъяснения информации и получения дополнительной информации о предложениях, определенных в п. 16.3 настоящего Закона.

16.5. Участники должны представить уполномоченному органу проектные предложения в рамках структуры документов, определенных п. 16.3 настоящего Закона.

16.6. Уполномоченный орган выполняет требования процедуры, заявленные в ст. 14 и 15 настоящего Закона, при оценке проектных предложений, ведении переговоров и подведении итогов тендера.

Статья 17. Заключение прямого договора

17.1. Право концессии предоставляется путем заключения прямого договора в следующих случаях:

17.1.1. Проведение тендера противоречит интересам национальной безопасности.

17.1.2. Права, связанные с интеллектуальной собственностью, необходимые для осуществления концессии, находятся в собственности одного или нескольких юридических лиц с общими интересами.

17.1.3. Уполномоченный орган принимает во внимание, что предложений в ответ на приглашение к тендеру не поступило либо ни одно из предложений не соответствовало требованиям, и вследствие этого вероятность получения предложений в установленные сроки низка в случае объявления повторного приглашения к тендеру.

17.1.4. Объект КС был передан другим юридическим лицам согласно ст. 28 настоящего Закона.

17.2. Уполномоченный орган издает мнение о заключении прямого договора и представляет его правительству или Народному Собранию Представителей области или столицы.

Статья 18. Подача размещенных по собственной инициативе предложений для получения договора концессии

18.1. Монгольские и иностранные юридические лица или их консорциумы могут по собственной инициативе представить уполномоченному органу предложение о заключении КС наряду с оценкой стоимости и эффективности.

18.2. В случае если объект КС является государственной собственностью, уполномоченный орган должен получить заключение центрального государственного органа управления, отвечающего за соответствующие вопросы, относительно предложений, определенных в п. 18.1 настоящего Закона; а также заключение государственного административного органа, отвечающего за инвестиции, и вынести решение о внесении/невнесении предложенного объекта в список объектов концессии, основываясь на мнении государственной административной власти, отвечающей за финансовые вопросы.

18.3. В случае если объект КС является частной собственностью, уполномоченный орган должен получить заключение учреждений, установленных п. 9.5 настоящего Закона для вынесения решения.

18.4. В случае если уполномоченный орган полагает, что предложение, определенное п. 18.1 настоящего Закона, должно быть включено в список объектов концессии в соответствии процедурой, предусмотренной ст. 9 настоящего Закона, либо включаться в список предметов концессии на следующий год, он направляет соответствующую просьбу правительству или Народному Собранию Представителей области или столицы.

18.5. В случае если правительство или Народное Собрание Представителей области или столицы решают включить объекты концессии в список, уполномоченный орган должен организовать тендер согласно процедуре, сформулированной в настоящем Законе.

18.6. В случае если ни одно юридическое лицо не уведомило о своем желании участвовать в тендере, определенном п. 18.5 настоящего Закона, уполномоченный орган рассматривает юридическое лицо - инициатора тендера как участника, который сделал лучшее предложение, и соответствующее заключение должно быть представлено правительству или Народному Собранию Представителей области или столицы.

18.7. В случае если несколько юридических лиц делают заявки на участие в тендере, юридическое лицо - инициатор тендера должно иметь преимущество во время оценки проектных предложений, и тендерная документация должна включать такое положение.

Статья 19. Решение о заключении соглашения

19.1. Правительство должно предоставить уполномоченному органу разрешение на заключение соглашения на основании решения, представленного в соответствии с п.п. 15.3, 17.2, 18.6 и 18.7 настоящего Закона

19.2. В случае если КС предусматривает освобождение от налогов и скидки концессионеру, правительство должно передать это соглашение в Главную Государственную Ассамблею для ратификации.

19.3. Народное Собрание Представителей области или столицы должно предоставить разрешение на заключение соглашения губернатору области или столицы, основываясь на заключении, предусмотренном п. 19.1 настоящего Закона.

19.4. В случае если правительство или Народное Собрание Представителей области или столицы не одобрили заключение КС, должно быть вынесено решение о проведении повторных переговоров либо о повторном проведении тендера.

19.5. При проведении повторных переговоров, а также при повторном проведении тендера применяются соответствующие процедуры настоящего Закона.

Глава 5. Концессионное соглашение

Статья 20. Стороны соглашения

20.1. Сторонами договора о концессии являются следующие лица:

20.1.1. Государственная административная власть, отвечающая за вопросы государственной собственности, в случае если КС относится к объектам государственной собственности; губернатор области или столицы, в случае если КС относится к объектам частной собственности.

20.1.2. Победитель тендера.

20.1.3. Если применяется метод заключения прямого договора, - юридическое лицо, выполняющее требования заключения прямого договора в соответствии с настоящим Законом.

Статья 21. Условия договора

21.1. Соглашение заключается и интерпретируется в соответствии с законами Монголии, если иное не устанавливается соглашением, и включает в себя следующие условия:

21.1.1. Право собственности на имущество, переданное концессионеру, а также обязательства уполномоченного органа и регулирующих органов, необходимые для осуществления концессии.

21.1.2. Сроки, диапазон и ограничения работ и услуг, оказанных концессионером, и сфера применения исключительных прав концессионера.

21.1.3. Право концессионера получать платежи за разрешение использовать объект концессии и за оказание услуг концессионером; методология ценообразования и изменения цен и тарифов, методы контроля.

21.1.4. Условия передачи контрольного пакета акций концессионера и условия получения разрешения уполномоченного органа на такую передачу.

21.1.5. Размер платежей, производимых уполномоченным органом концессионеру за предоставление работ и услуг.

21.1.6. Получение финансирования или создание права на имущественный залог концессионером.

21.1.7. Финансовая помощь со стороны государства для выполнения соглашения.

21.1.8. Права и обязанности регулирующего органа, связанные с оказанием помощи концессионеру в получении разрешений, лицензий, земли и прав на ее использование, необходимых для осуществления концессии.

21.1.9. Права и обязательства сторон относительно владения и использования земли и недр.

21.1.10. Права концессионера на обеспечение последовательности требований к уровню качества предоставленных работ и услуг, а также права концессионера на изменение предоставляемых работ и услуг, в соответствии с условиями соглашения.

21.1.11. Обязательство концессионера оказывать услуги клиентам на равных условиях.

21.1.12. Если юридическое лицо должно быть учреждено согласно законам Монголии в целях осуществления концессии - минимальный размер его собственного капитала и требования к юридическому лицу.

21.1.13. Право концессионера получить компенсацию в случае увеличения затрат концессионера или уменьшения дохода из-за поправок к законодательству, имеющему непосредственное отношение к осуществлению концессии.

21.1.14. Условия временной передачи концессии уполномоченному органу.

21.1.15. Сроки смены концессионера.

21.1.16. Процедура погашения долгов, платежей и дебиторской задолженности, обязательств и долгов государственных и местных административных властей или государственных или частных организаций, имеющих отношение к владению и использованию объекта концессии, оказанию услуг и проведению работ на объекте концессии до вступления соглашения в действие.

21.1.17. Обязательство концессионера представлять отчеты и информацию.

21.1.18. Заключение высокозатратных сделок или сделок конфликта интересов и процедура по их контролю со стороны уполномоченного государственного органа.

21.1.19. Права и обязанности концессионера относительно качественных гарантий на объект концессии после его передачи по завершении КС.

21.1.20. Процедуры осмотра, проверки, приемки объекта концессии, наблюдение за действиями концессионера при передаче технологий после приемки объекта концессии и обучение сотрудников.

21.1.21. При необходимости длительное предоставление услуг концессионера, связанное с обслуживанием объекта концессии после его передачи.

21.1.22. Размер платежей, если требуется при передаче объекта концессии юридическому лицу, установленному в соглашении, или новому концессионеру.

21.1.23. Сроки КС, его продление, передача прав и исполнение обязанностей по соглашению, внесение изменений; отношения концессионного соглашения с другими соответствующими контрактами; форс-мажор, случаи невыполнения обязательств, основания для аннулирования и расторжения соглашения; действия для передачи объекта концессии и процедуры урегулирования споров.

21.1.24. Другие пункты, по взаимному соглашению сторон.

Статья 22. Продолжительность и продление концессионного соглашения

22.1. Стороны должны взаимно определить продолжительность КС, принимая во внимание специфические особенности деятельности, период осуществления инвестиционного плана, размера инвестиций и срок их возврата, прибыль и период использования объекта концессии.

22.2. Уполномоченный орган может продлить продолжительность КС на следующих основаниях:

22.2.1. Нарушение или задержка действий, заявленных в КС, из-за чрезвычайных ситуаций, связанных с форс-мажором.

22.2.2. Нарушение или задержка действий, заявленных в КС, из-за решения государственных органов.

22.2.3. Запросы и требования уполномоченного органа, не включенные в КС, вызывают увеличение затрат со стороны концессионера, и концессионер не способен возместить затраты, не продлевая КС.

22.3. Уполномоченный орган может продлить КС в случае финансового воздействия на концессионера или возникновения непредвиденной ситуации, вызвавшей наложение слишком высоких тарифов для населения.

Статья 23. Поправки к концессионному соглашению

23.1. Стороны могут взаимно договориться о внесении изменений в КС.

23.2. Концессионер может сделать запрос на изменение соглашения с целью получения компенсации на следующих основаниях:

23.2.1. Изменение в финансовом положении и экономической ситуации.

23.2.2. Изменение в законодательстве о концессии.

23.3. Запрос, предусмотренный в п. 23.2 настоящего Закона, может быть сделан при возникновении условий, определенных в п.п. 23.2.1 и 23.2.2 настоящего Закона, которое произошло после заключения контракта, в случае если не было возможности предвидеть возникновение этих условий, и концессионер не способен преодолеть эти условия сам.

23.4. КС должно включать процедуру изменения условий соглашения согласно п.п. 23.2 и 23.3 настоящего Закона.

Статья 24. Прекращение и расторжение концессионного соглашения

24.1. КС расторгается в следующих случаях:

24.1.1. По взаимному соглашению сторон.

24.1.2. Срок КС истек и не был продлен.

24.1.3. Если концессионер был разорен или ликвидирован, если иное не установлено законом или КС.

24.1.4. КС было расторгнуто в соответствии с настоящим Законом или КС.

24.2. КС может быть расторгнуто по инициативе уполномоченного органа на следующих основаниях:

24.2.1. Доказано, что концессионер нарушил закон или представил ложную документацию во время участия в тендере.

24.2.2. Уполномоченные органы установили, что концессионер неоднократно или серьезно нарушал законодательство Монголии.

24.2.3 Неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязанностей и обязательств, установленных КС, является основанием для расторжения соглашения в соответствии с КС.

24.2.4. Правительство постановило расторгнуть КС в интересах национальной безопасности, гражданской обороны или в интересах общественности.

24.2.5. Контрольный пакет акций концессионера был передан другим лицам без получения разрешения от уполномоченного органа, кроме случаев, предусмотренных в КСС.

24.2.6. Концессионер был обанкрочен или ликвидирован, если иное не установлено КС.

24.3. Договор о концессии расторгается по инициативе концессионера в следующих случаях:

24.3.1. Уполномоченный орган или регулирующий орган не смог исполнить либо ненадлежащим образом исполнял обязательства, установленные КС, что является основанием для расторжения соглашения в соответствии с КС.

24.3.2. Стороны не смогли договориться о внесении изменений, установленных ст. 23 настоящего Закона, в КС, что является основанием для его расторжения.

24.3.3. Другие основания, установленные законодательством и КС.

24.4. Соглашение должно определять вычисление компенсаций сторонам после прекращения КС, и такое вычисление должно учитывать стоимость работ, произведенных согласно КС, понесенные расходы, убытки соответствующей стороны, потенциальную прибыль, которая могла бы быть получена.

24.5. По завершении КС права на собственность, использование и управление объектом концессии должны быть переданы компетентному органу, отвечающему за государственную или частную собственность, в случае если это не противоречит настоящему Закону и КС.

Статья 25. Контроль исполнения соглашения

25.1 Следующие юридические лица должны контролировать выполнение КС:

25.1.1. Государственный центральный орган управления, отвечающий за определенные объекты концессии.

25.1.2. Государственный центральный орган управления, отвечающий за вопросы, касающиеся государственной собственности, и органы, отвечающие за вопросы, касающиеся частной собственности.

25.1.3. Другие власти и чиновники, уполномоченные осуществлять контроль в соответствии с законодательством.

Глава 6. Полномочия концессионера и концедента

Статья 26. Права и обязанности концессионера

26.1. Концессионер имеет следующие общие права:

26.1.1. Установление, изменение размера оплаты и взносов, взимаемых за работы и услуги, оказанные в соответствии с КС, по согласованию с уполномоченным и регулирующим органами, их сбор.

26.1.2. Совместное подписание других контрактов, относящихся к КС, с регулирующими органами и уполномоченным органом, где необходимо.

26.1.3. Получение финансирования в предусмотренных соглашением видах.

26.1.4. Отдача в имущественный залог любой собственности, включая собственность и права, связанные с объектом концессии, с целью поиска финансирования концессии, если КС не утверждает иначе.

26.2. Собственность и права, определенные в п. 26.1.4 настоящего Закона, могут включать следующее:

26.2.1. Все виды платежей или будущей прибыли, полученные за использование или получение услуг объекта концессии.

26.2.2. Объект концессии, построенный или отремонтированный концессионером или лично приобретенная собственность.

26.3. Акционер концессионера может отдать в залог его акции с целью финансирования действий концессии.

26.4. Концессионер имеет следующие общие обязанности:

26.4.1. Производить работы в соответствии с законодательством и КС.

26.4.2. Вносить концессионную плату в соответствии с процедурой, утвержденной в КС.

26.4.3. Избегать ухудшения качества, а также уменьшения объема предоставленных работ и услуг ниже уровня, определенного КС.

26.4.4. Обладание, управление, восстановление и поддержание объекта концессии в соответствии с обозначенной целью.

26.4.5. Оплата по закону налогов и взносов.

26.4.6. Другие обязанности, определенные Законом.

26.5. Если это предусматривается КС, концессионер берет на себя обязательство застраховать объект концессии от форс-мажора.

26.6. Субподрядчик может выполнять работы и обслуживание, имеющие отношение к выполнению КС, а концессионер несет ответственность и предоставляет гарантии качества исполнения такой работы и выполненного обслуживания.

Статья 27. Концессионеру запрещается

27.1. Концессионеру запрещается следующее:

27.1.1. Передача прав и обязанностей другим лицам, кроме случаев, определенных в Законе или соглашении.

27.1.2. Передача предмета концессии другим лицам через предоставление, продажу или отдачу в залог объекта концессии, за исключением цели финансирования концессии или других целей, определенных в КС.

27.1.3. Прерывание или остановка работ и услуг, предусмотренных КС, без разрешения уполномоченного органа, если КС не утверждает иначе.

27.1.4. Передача контрольного пакета акций другим лицам в залог или его продажа без разрешения уполномоченного органа, если КС не утверждает иначе.

Статья 28. Права концедента

28.1. Концедент осуществляет следующие права:

28.1.1. Контроль действий концессионера.

28.1.2. Имеет доступ к объекту концессии, его помещениям и зданиям с целью осуществления прав, определенных настоящим Законом.

28.1.3. Получение собственности и прав, которые концессионер передает в залог.

28.1.4. Внесение предложений уполномоченному органу на управление собственностью концессии с разрешения уполномоченного органа и передачу собственности другим лицам, если концессионер не смог выполнить обязательства соглашения или выполнял их ненадлежащим образом, или если концессионер обанкротился или ликвидирован.

28.1.5. Другие права, определенные в КС и других договорах, имеющих отношение к финансированию.

28.2. Уполномоченный орган, концессионер и концедент могут заключить договор по взаимному согласию; такой договор включает в себя следующее:

28.2.1. Условия и процедура смены концессионера.

28.2.2. Основания для уполномоченного органа, чтобы отказать юридическому лицу, которому было предложена концессия.

28.2.3. Обязательства концедента оказать услуги согласно срокам и стандартам, указанным в КС.

28.2.4. Другие пункты, определенные законодательством о концессии.

Глава 7. Гарантия исполнения концессии

Статья 29. Выдача лицензии и прав

29.1. Отсутствие у участника концессионного тендера лицензии, требуемой для проведения работ и оказания услуг в соответствии с законом, не должно служить основанием для отказа в его участии в тендере.

29.2. В случае если работы и услуги, оказываемые концессионером, требуют лицензии на виды деятельности, соответствующие лицензии должны быть незамедлительно выданы после заключения соглашения с концессионером.

29.3. Если объект концессии является зданием или сооружением, требующим определенного состава земли, то регулирующий орган должен незамедлительно решить вопрос об использовании определенной земли согласно соответствующей процедуре.

29.4. В случае если осуществление концессии требует прохождения через землю, находящуюся во владении, пользовании или собственности третьих лиц для проведения работ, ремонта или обслуживания любого оборудования, зданий и строений, имеющих отношение к объекту концессии, уполномоченный и регулирующий органы должны решить данный вопрос согласно соответствующим законам прежде, чем предоставить концессию.

Статья 30. Государственная финансовая помощь

30.1. Государство может оказать следующую финансовую помощь концессионеру:

30.1.1. Издание кредитного поручительства.

30.1.2. Обеспечение определенной части финансирования концессии.

30.1.3. Обеспечение налоговых льгот и освобождения от налогов согласно соответствующим законам.

30.1.4. Оплата страхования.

30.1.5. Издание гарантии на минимальный размер прибыли концессионера согласно КС.

30.1.6. Обеспечение компенсаций в случаях, определенных настоящим Законом и КС.

30.1.7. Другие виды финансовой помощи.

30.2. Гарантия, размер помощи, условия и требования, определенные в п. 30.1 настоящего Закона, должны быть установлены соглашением.

30.3. Если стороны устанавливают платежи за обслуживание и тарифные ставки для работ и услуг в соответствии с КС, ниже их реальной стоимости, стороны могут договориться возместить разницу из государственного или местного бюджета.

30.4. Принимая во внимание особенности участка и объекта концессии, компенсация, определенная п. 30.3 настоящего Закона, может выплачиваться концессионеру до того времени, когда он сможет действовать, не подвергаясь денежным убыткам.

Статья 31. Распределение рисков

31.1. Концессионер несет полную ответственность за экономические риски, возникающие во время выполнения концессии, если КС не утверждает иначе.

31.2. Соглашение регулирует ответственность за риски, происходящие из-за чрезвычайных ситуаций, связанных с форс-мажором.

31.3. Концессионер полностью берет на себя ответственность за потери и убытки, нанесенные третьим лицам, вызванные неправильным выполнением условий владения и управления объектом концессии.

Статья 32. Концессионные права, передача объекта концессии

32.1. Права и обязанности концессионера не могут быть переданными третьему лицу без разрешения уполномоченного органа, если Закон и КС не утверждают иначе.

32.2 Условия уполномоченного органа, разрешающие передачу прав и обязанностей концессионера третьим лицам, включая условия передачи прав и обязанностей новому концессионеру, а также подтвержденные технические и финансовые возможности, необходимые для того, чтобы оказать договорную услугу и т.д., должны быть включены в КС.

32.3. В случае если концессионер серьезно или неоднократно нарушал КС или не осуществил требования по его выполнению в надлежащее время, уполномоченный орган временно принимает объект концессии согласно условиям соглашения с целью беспрепятственного предоставления работ и услуг на объекте концессии.

Глава 8. Разные условия

Статья 33. Прозрачность

33.1. Список, определенный в ст. 10 настоящего Закона, и поправки к нему должны быть публично объявлены через национальную ежедневную прессу и информационные агентства.

33.2. Информация о заключение каждого соглашения, заключенного посредством тендерных или прямых переговоров, как заявлено в ст. 11-15 настоящего Закона, о концессионере, объекте концессии и предоставленных работах и услугах, должна быть публично раскрыта.

33.3. Детали КС должны быть открытыми для общественности кроме частей, имеющих отношение к государственной тайне или секретным данным (расцененным как корпоративная конфиденциальная информация) концессионера относительно его коммерческой деятельности и технологии выполнения работ.

33.4. Уполномоченный орган собирает любые документы и материалы, связанные с организованными тендерами, и сохраняет их в установленной базе данных.

Статья 34. Урегулирование споров

34.1. Жалобы, связанные с предоставлением права на концессию, должны быть направлены в уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней от начала действия контракта, и если жалоба не удовлетворена, она может быть направлена в суд.

34.2. Любые споры, возникающие между сторонами КС, должны быть решены способом взаимного согласования.

34.3. Споры, возникшие между концессионером и его акционерами, концедентом и другими партнерами, касающиеся его деловой деятельности, должны быть решены по их взаимному согласию.

34.4. Споры, возникающие между концессионером и клиентом относительно действий, заявленных в КС, должны быть решены в суде и средствами, установленными законом.

Статья 35. Штрафы за нарушение законодательства

35.1. Если стороны КС не смогли выполнить обязательства, определенные настоящим Законом или КС, или выполняли их ненадлежащим образом, они должны взять на себя имущественную ответственность в соответствии с соглашением или, если соглашение этого не предусматривает, согласно Гражданскому кодексу.

35.2. Если нарушение следующего законодательства не составляет уголовное преступление, суд или государственный инспектор может наложить следующие административные штрафы:

35.2.1. Наложение штрафа MNT 200 000-250 000 на правительственную организацию и чиновника, которые нарушили процедуру по организации тендера.

35.2.2. Наложение штрафа MNT 250 000-300 000 на чиновника, который нарушил процедуру по оценке тендерной документации и п. 11.1 настоящего Закона.

35.2.3. Наложение штрафа MNT 250 000-300 000 на правительственную организацию или чиновника, который нарушил ст. 33 настоящего Закона.

35.3. Государственные служащие, нарушающие законодательство относительно концессии, могут подвергнуться дисциплинарным санкциям, определенным в Законе о государственной службе, в зависимости от вида нарушения.

Статья 36. Эффективность закона

36.1. Этот закон должен вступить в силу от даты принятия, или от 01.03.2010.

***

Из выступления Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина по итогам встречи с премьер-министром Монголии С.Батболдом (Москва, 14.12.2010)

…Мы вместе начинаем преодолевать негативные последствия глобального кризиса. По итогам 9, даже можно уже сказать и 10 месяцев текущего года, российско-монгольский товарооборот увеличился более чем в 1,5 раза и вплотную приближается к докризисным показателям.

Закрепить такую позитивную динамику мы могли бы за счёт ускорения реализации крупных совместных проектов - в первую очередь в энергетике, инфраструктуре, добыче полезных ископаемых.

Российские компании (а их в Монголии работает несколько десятков) активно инвестируют в развитие транспортной инфраструктуры, в строительство новых железных дорог, разведку и разработку угольных, урановых и других месторождений. Всё это, безусловно, будет способствовать расширению экспортного потенциала монгольской экономики, в том числе за счёт возможности использования российских портов для торговли с третьими странами. И в первую очередь, конечно, речь идёт о возможности использования, о расширении использования наших дальневосточных портов.

Кроме того, мы занимаемся масштабной модернизацией совместных российско-монгольских компаний «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет». Уверен, что в результате значительно повысится конкурентоспособность этих предприятий и это позитивным образом скажется на всей монгольской экономике, будет укрепляться кадровый, ресурсный и технологический потенциал наших коллег. <…>

Хотел бы отметить важность наращивания сотрудничества в горнодобывающей отрасли, особенно в части разведки, добычи и переработки урановой руды. Этим вплотную займётся создаваемая совместная компания «Дорнод уран». <…>

Кроме масштабных, крупных проектов, о которых мы сегодня говорили и о которых я вскользь упомянул, хочу отметить, что мы решили ряд практических вопросов, которые открывают нам дальнейшие рубежи. Мы много-много лет работали над решением проблем, связанных с монгольским долгом перед Россией ещё с советских времён. Мы этот вопрос решили по самым льготным принципам для наших монгольских друзей. Первое.

Второе. Мы договорились о том, что российская сторона в ускоренном порядке внесёт свою часть средств в повышение уставного капитала Улан-Баторской железной дороги, не дожидаясь взноса со стороны монгольских партнёров.

И третье. В ходе переговоров в расширенном составе договорились о том, что мы окажем безвозмездную помощь в вакцинации монгольского скота, для того чтобы обеспечить увеличение поставок на российский рынок в объёме 375 млн руб.